Краткое содержание пьесы”Бесприданница”, пересказ, анализ пьесы и идея

Анализ пьесы Островского «Бесприданница»

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

История создания

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. Образ Ларисы Огудаловой мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
Читайте также:
Характеристика образа Катерины Кабановой в пьесе Островского "Гроза"

Основная тема

Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

Проблематика

Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

  1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
  2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
  3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

В чем смысл пьесы?

Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

Быт и нравы провинции

В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

Читайте также:
Краткое содержание сюжета драмы Островского Гроза: действующие лица, пересказ событий по главам

Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

Краткое содержание «Бесприданница»

Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе. В «Бесприданнице» Островский вывел на первый план конфликт между материальным миром, миром денег (представленным Паратовым, Вожеватовым, Кнуровым, Огудаловой) и духовным, миром любви (отображенным в образе Ларисы Дмитриевны). Ведущей темой пьесы является тема «маленьких людей».

Предлагаем прочитать краткое содержание «Бесприданницы» по действиям, выполненное учителем русской литературы.

Место и время действия

Действие пьесы происходит в 1870-х годах приволжском городке Бряхимове.

Главные герои

  • Лариса Дмитриевна – бесприданница, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.
  • Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса.
  • Юлий Капитоныч Карандышев – «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку.

Другие персонажи

  • Василий Данилыч Вожеватов – «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой.
  • Мокий Парменыч Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы.
  • Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.
  • Робинзон – актер, приехавший с Паратовым.
  • Гаврило – «содержатель кофейной на бульваре».
  • Иван – «слуга в кофейной».

для самых компанейских –

для самых любопытных –

для самых крутых –

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

События пьесы происходят в большом городе Бряхимове на Волге. Действие начинается на Городском бульваре у кофейни.

Явление 2

Вожеватов рассказывает Кнурову, что собрался купить у Паратова пароход «Ласточку» , но все не может дождаться Сергея Сергеича. Гаврило заверяет Василия Данилыча, что Паратов точно приедет, так как для него уже приготовлена лучшая в городе четверня.

Вожеватов распоряжается подать им шампанское в чайных приборах и «за чаем» рассказывает Кнурову, что известная в городе красавица-бесприданница Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. Кнуров удивлен, ведь Карандышев девушке не пара. Вожеватов объяснил, что Лариса Дмитриевна согласилась на скромный брак после того, как она пережила прошлогоднее увлечение Паратовым, который, отбив всех ее женихов, неизвестно куда исчез. После него сватались «старик с подагрой» , вечно пьяный управляющий какого-то князя и кассир, устроивший у них дома громкий скандал. Не выдержав, Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет за первого же, кто посватается. Вот давно бывавший в их доме Карандышев «и тут как тут» с предложением и теперь «рад-то, сияет, как апельсин» . Кнуров жалеет Ларису Дмитриевну, говоря, что она «создана для роскоши» – «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует» .

Явление 3

К мужчинам присоединяются Карандышев и Лариса с матерью. За чаем Карандышев, важничая, на равных обращается к Кнурову и Вожеватову, приглашая их сегодня к себе на обед. Харита Игнатьевна объясняет, что этот обед устраивается для Ларисы.

Явление 4

Оставшись вдвоем с Ларисой Дмитриевной, Карандышев обвиняет девушку в чрезмерной вольности во время общения с Вожеватовым. Мужчина называет дом Огудаловых «цыганским табором» , чем доводит девушку до слез.

Лариса говорит, что в их «таборе» были и благородные люди – такие как Сергей Сергеич Паратов. Карандышев, который относится к Паратову с неприязнью, спрашивает, чем он хуже Сергея Сергеича. Лариса Дмитриевна отвечает, что Паратов – это «идеал мужчины» . Внезапно раздается пушечный выстрел (салют, которым встречали прибывшего Паратова). Лариса Дмитриевна пугается.

Явления 5 – 6

Паратова не было в городе целый год. Сергей Сергеич приехал в сопровождении Робинзона – провинциального актера Счастливцева Аркадия. Паратов как-то подобрал его с необитаемого острова, на который Аркадия с другом высадили после того как они устроили дебош на пароходе. Кнуров интересуется, не жаль ли Сергею Сергеичу «Ласточки» . Паратов ответил: «что такое «жаль» , этого я не знаю» , «найду выгоду, так все продам, что угодно» , и тут же рассказал, что скоро женится на очень богатой девушке, которой в приданое дают золотые прииски. А поэтому перед свадьбой хочет хорошо повеселиться.

Явление 7

Вожеватов договаривается с Гаврилой, чтобы тот вечером устроил им прогулку по Волге и пикник, но в последний момент вспоминает, что вечером их пригласил к себе Карандышев.

Действие второе

Явление 1

Дом Огудаловой, основная примета интерьера – фортепьяно, на котором лежит гитара.

Явление 2

К Огудаловой приезжает Кнуров. Мокий Парменыч, узнав, что Карандышев беден, высказывает свое возмущение по поводу предстоящего брака. По мнению Кнурова, в Ларисе нет «земного» , «житейского» , она создана «для блеска» . Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг» , а он для девушки ничего не пожалеет. Уходя, Кнуров распоряжается, чтобы Огудалова заказала дочери хороший подвенечный «гардероб» , а счета отправила ему.

Явление 3

Лариса говорит матери, что хочет как можно быстрее уехать в деревню «пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем» . Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без нужды» , но инструмент расстроен. Увидев из окна цыгана Илью, девушка зовет его в дом.

Явление 4

Илья сообщает, что приехал барин, которого ждали целый год.

Явление 5

Огудалова переживает, не «прозевали» ли они жениха, поторопившись со свадьбой. Лариса же отвечает, что с нее достаточно унижений.

Явление 6

К женщинам заходит Карандышев. Лариса спрашивает, когда они уедут в деревню, однако Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как желает, как сказала Огудалова, «повеличаться» .

Читайте также:
Краткий анализ и краткое содержание повести "Портрет" Гоголь читать онлайн, характеристика главного героя

Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь, что в городе только и слухов о том, что приехал барин – Сергей Сергеич Паратов. В испуге Лариса просит сейчас же уехать в деревню. В это время к Огудаловым приезжает сам Паратов.

Явление 7

Паратова принимает Огудалова, он ведет себя с ней шутливо-серьезно. Мужчина рассказывает, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а теперь он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона. По просьбе Паратова Огудалова зовет Ларису.

Явление 8

Паратов, упрекая Ларису в том, что она его не ждала, сводит это к женской ветрености: «женщины» – «ничтожество вам имя» . Обидевшись, девушка признается, что все еще любит Сергея Сергеевича, а выходить замуж ей приходится от безысходности. Удовлетворив свое самолюбие, Паратов говорит, что теперь «во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся, как лучшие друзья» .

Явление 9

К ним присоединяются Огудалова и Карандышев. Паратов всячески пытается обидеть жениха Ларисы, и они ссорятся. Огудалова просит извинения и заставляет будущего зятя пригласить Сергея Сергеича на обед.

Явление 10

К Огудаловой приезжают Вожеватов и Робинзон. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина.

Явление 11

Паратов, которому Карандышев очень не понравился, собирается «потешиться» над ним во время обеда.

Действие третье

Явление 1

Кабинет Карандышева, меблированный «с претензиями, но без вкуса» . На одной из стен «прибит ковер, на котором развешано оружие» .

Явление 2

Огудалова и Лариса обсуждают вечер Карандышева. Женщины не знали, куда деться от стыда. Карандышев думает, что удивил всех роскошью, но гости специально – для забавы – его спаивают.

Явление 3

Тетка Карандышева жалуется женщинам на убытки от обеда, а после зовет их к себе. В кабинет заходят Паратов, Кнуров и Вожеватов.

Явления 4 – 5

Кнуров жалуется на ужасные блюда и вина ( «микстуру, которую он вином величает» ). Мужчины смеются над глупостью хозяина, который первым из всех напился. Подпоить же его удалось благодаря помощи неразборчивого в выпивке Робинзона.

Явление 6

В кабинет входит Карандышев, предлагает им свои сигары. Он не замечает, что мужчины над ним смеются.

Явления 7 –8

Вошедшая Огудалова пытается сделать Карандышеву замечание, но он отвечает, что сегодня счастлив и торжествует. Паратов предлагает выпить на брудершафт и Юлий Капитоныч уходит за коньяком.

Явления 9 – 10

Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются на прогулку на пароходе.

Явление 11

Паратов просит Ларису спеть что-нибудь. Карандышев пытается ей запретить, это возмущает девушку. Лариса с цыганом Ильей, который ей аккомпанирует, поют «Не искушай» . Все восхищены пением девушки. Карандышев уходит за шампанским – выпить за здоровье Ларисы.

Явление 12

Наедине Паратов говорит Ларисе, что она сокровище и он виноват перед ней за то, что променял ее на другую. Сергей Сергеич уговаривает девушку поехать с компанией кататься по Волге. Лариса соглашается, назвав Паратова своим «повелителем» .

Явление 13

Все пьют шампанское за Ларису Дмитриевну. Карандышев произносит тост, называя самым важным достоинством девушки – умение «ценить и выбирать людей» , ведь она выбрала среди всех поклонников именно его. Карандышева отправляют за вином. В это время мужчины собираются и, забрав с собой Ларису, уезжают.

Явление 14

Вернувшись, Карандышев удивлен, куда делась Лариса. Иван сообщает ему, что девушка уехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев в отчаянье: «Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» Грозясь отомстить, мужчина хватает со стола пистолет и убегает.

Действие четвертое

Явление 1 – 2

Карандышев с пистолетом приходит в кофейню, где в это время находится Робинзон и пытается узнать у актера, куда делись его товарищи. Однако Робинзон делает вид, что не знает их.

Явление 3 – 5

Вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов сочувствуют Ларисе: мужчины понимают, что Сергей Сергеич не откажется от выгодной женитьбы ради девушки, а после случившегося Лариса скомпрометирована.

Явление 6

Кнуров считает, что в сложившейся ситуации они обязаны принять участие в ее судьбе (мужчина хотел взять девушку с собой в Париж, теперь же представился удобный случай). Чтобы избежать соперничества мужчины подбрасывают монетку, и ехать с Ларисой Дмитриевной выпадает Кнурову.

Явление 7

Паратов благодарит Ларису за то, что она ездила с ними на пикник. Девушка просит ответить ей: теперь она жена его или нет? Сергей Сергеевич отвечает, что обручен и не может порвать с невестой. Мужчина заверяет девушку, что ее жених в любом случае примет ее обратно.

Явление 8

Паратов дает распоряжение Робинзону, чтобы тот отвез девушку домой и уходит в кафетерий. Лариса просит помощи у Вожеватова, но он уклоняется, оставляя девушку с Кнуровым. Мокий Парменыч предлагает Ларисе уехать с ним в Париж и полное обеспечение на всю жизнь. Лариса промолчала в ответ.

Явление 9

Оставшись одна, Лариса хочет броситься в реку, но не решается покончить с собой.

Явление 10 – 11

Робинзон приводит к Ларисе Карандышева, который считает, что должен быть защитником девушки. Лариса говорит Карандышеву, что его покровительство для нее – самое тяжкое оскорбление. Мужчина упрекает ее в невзыскательности, рассказывая, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее «в орлянку» и вообще относятся к ней как к вещи. Лариса согласилась, что она вещь, но «слишком дорогая вещь» для Карандышева – «уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой» .

Лариса просит позвать к ней Кнурова. Карандышев пытается ее уговорить уехать с ним, но девушка объясняет, что уже поздно и она никогда не будет его. Со словами «Так не доставайся ж ты никому» Карандышев стреляет в Ларису из пистолета. Со словами благодарности Лариса поднимает выпавший из рук Карандышева пистолет и кладет его на стол и сама медленно опускается на стул.

Явление 12

Прибежавшим на выстрел Лариса объяснила: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама» . За сценой начинают петь цыгане, Паратов велит всем замолчать, но Лариса, умирая под цыганский хор, просит: «Пусть веселятся, кому весело вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю» .

И что в итоге?

Лариса Огудалова — застрелена Юлием Карандышевым; умирая, говорит, что никто в этом не виноват.

Читайте также:
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

Юлий Карандышев — получив отказ от Ларисы, убивает её из пистолета.

Сергей Сергеевич Паратов — после совместного пикника с Ларисой отказывается расстаться с богатой невестой и жениться на Огудаловой.

Мокий Кнуров — предлагает Ларисе уехать с ним в Париж, получает в ответ молчание.

Заключение

В «Бесприданнице» Островский показал трагическую судьбу девушки, умеющей искренне любить, но оказавшейся в обществе, где деньги ставятся выше истинных чувств. Ни родная мать, ни будущий муж Карандышев, ни возлюбленный Ларисы Паратов не относились к ее чувствам серьезно: каждый из них хотел только воспользоваться девушкой. Смерть героини в конце произведения приносит нравственное очищение: несмотря на все случившееся, Лариса все равно всех любит.

Краткий пересказ произведения «Бесприданница» не до конца передает напряженный психологизм пьесы великого драматурга, поэтому советуем прочесть полный вариант драмы.

Тест по пьесе

После прочтения краткого содержания пьесы рекомендуем пройти этот небольшой тест:

«Бесприданница» А. Н. Островский Кратко

Александр Николаевич Островский
Пьеса «Бесприданница» Краткое содержание

«Бесприданница» — одно из самых значимых драматических произведений русской литературы второй половины XIX века. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков. Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора. Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью.

Очень краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»

Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы. Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае. Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.

Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге. Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито. Когда появляется Карандышев, она отказывает ему. В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку. Умирая, Лариса забирает пистолет, что бы все вокруг решили, что произошло самоубийство, и умирает.

Действующие лица пьесы:

  • Огудалова Харита Игнатьевна
  • Огудалова Лариса Дмитриевна
  • Кнуров Мокий Парменыч
  • Вожеватов Василий Данилыч
  • Карандышев Юлий Капитоныч
  • Паратов Сергей Сергеич
  • Робинзон
  • Гаврило
  • Иван

Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям

Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.

Действие I. Возле кофейни

Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.

Действие II. Дом Огудаловых

Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.

Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.

Действие III. Обед в доме Карандышева

Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке. Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями. Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.

Действие IV. Гибель Ларисы

Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой. Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту. Лариса берёт у него пистолет, чтобы её смерть выглядела самоубийством, и умирает.

Краткая характеристика героев пьесы «Бесприданница»:

Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей. Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.

Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»

Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен. Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой. Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.

Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива. Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение. Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.

Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.

Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»

Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника. Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант». Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.

Читайте также:
Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»: акты, герои

Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»

Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего

он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной. Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек. Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.

Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:

  • Огудалова Харита Игнатьевна — мать Ларисы, вдова. Хитрая женщина, только и думающая, как подороже «продать» свою незамужнюю дочь
  • Кнуров Мокий Парменыч — пожилой богатый делец. Бессердечный и нацеленный на прибыль человек. Хоть давно женат, но положил глаз на Ларису, желая заполучить её себе в любовницы
  • Вожеватов Василий Данилыч — представитель торговой компании, Ларису знает с детства. Подлый и безнравственный человек
  • Робинзон — настоящее имя Аркадий Счастливцев, бездарный актёришко, мот и жигало
  • Гаврило — хозяин кофейни
  • Иван — слуга Гаврило, работающий в кофейне

Кратко об истории создания и особенностях композиционного построения пьесы Островского «Бесприданница»

В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей. Литераторы предполагают, что сюжет «Бесприданницы» автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки». Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла «Бесприданницу» лишь после смерти её автора.

Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.

Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи «Бесприданницы» обладают «говорящими» именами:

  • Лариса — «чайка»
  • Харита — «прелестная» плюс цыганское происхождение
  • Паратов — от «паратый», то есть «хищный»
  • Кнуров— от «кнур», то есть «дикий кабан»
  • Юлий Карандышев — словно соединяет «Гая Юлия Цезаря» и простенькую неизвестную фамилию, то есть несовместимы его желания и возможности

В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам. Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов. Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.

«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения

Кадр из фильма «Жестокий романс»

Величайшее произведение выдающегося российского драматурга Александра Островского — пьеса «Бесприданница». Краткое содержание истории вызывает палитру эмоций — от сочувствия до отвращения. Сюжет драмы «Бесприданница», кратко изложенный ниже, в этом убедит.

«Бесприданница»: краткое содержание

Полный текст пьесы Островского «Бесприданница» читать отнюдь не легко. Автор очень откровенно показал горькую судьбу героини и порочность общества. Однако ознакомиться с шедевром русской драматургии все-таки стоит.

Если хотите проникнуть в глубокие замыслы, скрытые автором в пьесе «Бесприданница», краткое содержание по действиям быстро введет в курс сюжета:

  • «Бесприданница»: Паратов приезжает в город.

Первое действие отсылает читателя в город на Волге Бряхимов. Возле кофейни двое состоятельных купцов Кнуров и Вожеватов ведут разговор: в город возвращается судовладелец и «блестящий барин» Паратов. Он уехал год назад так стремительно, что забыл попрощаться со своей возлюбленной. Лариса Огудаева — одна из первых красавиц в городе, но, увы, из бедной семьи и совсем без приданого.

Мать Ларисы хотела выдать дочь замуж и приглашала в дом самых разных женихов. Одного из них арестовали прямо во время такого визита, и Лариса заявила, что пойдет за первого встречного. Ее давний воздыхатель, бедный чиновник Карандышев, тотчас посватался к девушке.

Во время этого разговора в кофейню явились Огудаловы с Карандышевым. Последний приглашает купцов на званый обед в честь невесты. Лариса фамильярничает с другом детства Вожеватовым, провоцируя жениха на ревность. А когда в разговоре упоминают Паратова, Карандышев говорит о нем с ехидством и завистью, а девушка — с нескрываемым восхищением. Тем временем раздаются звуки пальбы в честь прибытия Паратова, а Карандышев и Лариса уходят.

Вскоре в кофейню возвращаются все те же купцы, Паратов и провинциальный актер Робинзон (так его назвал Паратов, когда забрал с безлюдного острова). Прибывший барин рассказывает о скорой женитьбе и богатом приданом — золотых приисках. В честь этого он приглашает собеседников на мужской пикник. Однако те вынуждены отказаться, поскольку обедают у Карандышева.

Город на Волге Кинешма — вероятный прототип Бряхимова

  • «Бесприданница»: Лариса встречает Паратова.

Во втором действии автор «Бесприданницы» переносит нас в дом к Огудаловым. К матери Ларисы приходит Кнуров и сетует, что Карандышев — неподходящий жених для ее дочери. Он предлагает свое покровительство и просит купить для невесты самый изысканный наряд — оплату счетов он возьмет на себя.

Купец уходит, и Лариса рассказывает матери, что ждет скорейшего отъезда с мужем из города. Но Карандышев не торопится: он хочет задержаться в городе и показаться всем с красавицей женой, потешить свое самолюбие. Вместе с тем он долго и с презрением рассуждает, что город сошел с ума от приезда «промотавшегося кутилы» Паратова.

Тем временем к Огудаловым прибывает сам Паратов. Мать Ларисы любезно его принимает, и тот рассказывает, что вынужден был уехать спасать остатки имения. Оставшись с Ларисой вдвоем, Паратов упрекает девушку, что так скоро забыла о нем. Лариса отвечает, что все еще любит, чем удовлетворяет самолюбие Паратова.

Читайте также:
Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ по главам

Знакомство гостя с Карандышевым начинается с конфликта, но мать Ларисы его улаживает. Паратова приглашают на обед, и он признается Воржеватову, что планирует поиздеваться над Карандышевым.

  • Пьеса Островского «Бесприданница»: званый обед.

Третье действие переносит читателя на званый обед к Карандышеву. Его тетка жалуется слуге, что прием отнимает много сил и средств, но радуется, что удалось купить дешевого вина под видом дорогого.

Лариса и ее мать обсуждают, что гости недовольны качеством блюд и напитков. Паратов, Кнуров и Воржеватов подсылают Робинзона споить Карандышева. Не замечая насмешек, хозяин важничает и приносит еще выпивки.

К пикнику все готово. Купцы предлагают взять Ларису, и Паратов берется ее уговорить. Он просит девушку спеть, хоть Карандышев и пытается возражать. Всех впечатлило пение красавицы, и Паратов признается, что почти готов бросить все ради нее. Лариса едет на пикник, в тайне надеясь вернуть возлюбленного.

Когда Карандышев вернулся с очередным напитком, в доме никого не осталось. Узнав, что Лариса уехала на пикник, он злится, хватает пистолет и едет на ее поиски.

Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой

  • Краткое содержание: бесприданница Лариса погибает от руки жениха.

Вожеватов и Кнуров возвращаются с пикника, попутно рассуждая о судьбе Ларисы. Очевидно, Паратов не женится на ней, девушка оказалась в компрометирующем положении. Купцы решают, что один из них повезет Ларису в Париж, и, чтобы избежать ненужной конкуренции, бросают жребий. Девушка достается Кнурову.

Возвращаются Паратов и Лариса. Она хочет знать, будет ли теперь его женой. Паратов обескураживает ответом: он обручен и не может расстаться с невестой.

Лариса остается одна. К ней подходит Кнуров с предложением о Париже и полном содержании. Вскоре появляется Карандышев: он рассказывает Ларисе, что купцы разыграли ее между собой, словно вещь. Девушка принимает такое сравнение: если и быть вещью, то дорогой. Она хочет ответить Кнурову согласием вопреки уговорам Карандышева.

Оскорбленный жених стреляет в Ларису. На звук выстрела сбегаются купцы и Паратов. Умирая, девушка говорит, что сама выстрелила и ни на кого не держит зла.

«Бесприданница»: анализ произведения

«Бесприданница» — одно из главных произведений в творческом наследии Островского. Оценить художественную ценность пьесы помогут некоторые факты, приведенные ниже:

  • История создания «Бесприданницы».

Считается, что сюжет пьесы основан на реальных событиях. Во время ее написания Островский работал мировым судьей и имел дело со всеми громкими преступлениями Кинешемского уезда. История убийства молодой жены местным жителем Иваном Коноваловым могла лечь в основу «Бесприданницы».

Островский работал над пьесой долго, около четырех лет, отвлекаясь на создание других произведений. Все прочило успех: первые слушатели были в восторге, пьесу готовили к публикации и постановке на сцене. Однако премьеры в Москве и Петербурге провалились с треском: общество не оценило свое уродливое отражение в «Бесприданнице». Лишь после смерти писателя пьеса обрела успех.

Александр Николаевич Островский, портрет

  • «Бесприданница»: тема и персонажи.

Что хотел сказать пьесой Островский? «Бесприданница» — это обличение пороков общества, для которого материальные блага важнее духовности.

Суть пьесы раскрыта в названии: судьбу главной героини решает наличие приданого, а не моральные качества. Человеческие отношения больше напоминают товарные — вот что хотел донести автор этим трагичным сюжетом.

История разворачивается вокруг личной драмы молодой девушки Ларисы. Она красива и талантлива, отлично поет и танцует. Но отсутствие приданого делает ее положение в обществе унизительным. Девушка мечтает о настоящей искренней любви и наивно находит свой идеал в том, кто на самом деле им не является.

Все остальные персонажи то и дело стараются продемонстрировать свое состояние — даже если такового нет. Мать Ларисы и Карандышев пытаются скрыть нищету, пускают пыль в глаза: дают светские ужины, обустраивают дома с претензией на роскошь. Более состоятельные Паратов и купцы не упускают возможности потрясти купюрами. Они убеждены: все в этом мире можно продать или купить.

  • Жанр и композиция произведения.

«Бесприданница» — классический пример социально-психологической драмы. В произведении отражен конфликт личности и общества. Установки социума пагубно влияют на судьбу человека, толкают его на страдания, отказ от личного счастья и даже гибель.

История имеет классическую структуру и делится на четыре акта:

  1. Первое действие — завязка. Читателя знакомят с главными героями, их прошлым и настоящим.
  2. Второй акт — развитие событий. Лариса встречает Паратова и убеждается, что любит только его.
  3. В третьем действии происходит кульминация: девушка бросает жениха и уходит с возлюбленным.
  4. В четвертом акте узнаем развязку: Лариса гибнет, но прощает всех обидчиков.

Примечательно, что история укладывается в короткий промежуток времени — сутки, отчего сюжет кажется более драматичным.

Если хотите усвоить сюжет и идеи драмы «Бесприданница», фильм 1936 года с точностью расскажет о раскрытых в ней событиях. Также по мотивам пьесы Эльдар Рязанов снял знаменитую ленту «Жестокий романс».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»

Краткое содержание пьесы Островского Бесприданница

Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время купечество из патриархальных отношений переходило к новым экономическим реалиям жизни.

Во главе купеческой жизни стали люди нового поколения, которые копировали всё европейское: костюмы, развлечения, стиль жизни. Но любовь к власти и богатству осталась и проявлялась с ещё большей силой.

Вот эту пагубную страсть, стремление к богатству, а через него к власти и наслаждению и показал А.Н. Островский в своём лучшем произведении «Бесприданница». Жизнь бедной чувствительной девушки Ларисы Огудаловой закончилась трагически, потому что любви и честности нет места в мире, где правят деньги, и ради них попираются чувства.

Краткое содержание пьесы А.Н. Островского » Бесприданница». Анализ её напоминает пьесу » Гроза», хоть события в той происходили 20 лет назад, но:

  • Деньги определяют отношения между людьми: между матерью и дочерьми, между деловыми партнёрами, между мужем и женой, между женихом и невестой.
  • Чувства людей не имеют никакой цены, никакого уважения. Женятся не по любви, а по расчёту.
  • Из-за всего этого трагически гибнет главная героиня в обеих пьесах Островского.
Читайте также:
Краткое сообщение об Александре Сергеевиче Пушкине; биография, годы жизни, творчество

Так будет всегда, пока существует власть денег и попираются святые человеческие чувства: любовь, уважение, честность.

Бесприданница

Драма в четырёх действиях.

Краткий пересказ по действиям.

Действие первое

Краткое содержание 1-го действия пьесы А.Н. Островского Гроза

Действие пьесы происходит в большом волжском городе Бряхимове, которого, как и города Калинов из «Грозы», нет на карте.

Действие начинается ранним утром на площадке возле кофейни. Гаврило, буфетчик, и Иван, слуга, судачат о богатых купцах Кнурове и Вожеватове.

Во втором явлении купцы появляются возле кофейни. Заказывают шампанское в чайной посуде, чтобы не вызвать осуждающих сплетен. Вожеватов ожидает приезда богатого судохозяина Паратова, который обещал продать ему свой пароход «Ласточку».

Разговор двух купцов переходит на красивую, но бедную девушку Ларису Огудалову. Вспоминают про её любовь к Паратову. Когда он бросил её и уехал, Лариса в отчаянии бросилась его догонять, но мать вернула. Вокруг неё вьются женихи, которых привечает её мать, бедная вдова Харита Игнатьевна Огудалова. Женихов много, но жениться на бесприданнице никто не хочет.

Старших дочерей Огудалова выдала замуж за недостойных людей, не беспокоясь, как с ними будут жить жёны. Вдова приваживает гостей в свой дом, надеясь поскорее выдать младшую дочь. Такая жизнь не нравится чувствительной и умной Ларисе, поэтому она заявила, что выйдет за первого, кто посватается. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев, бедный и невзрачный чиновник, но с большими амбициями. Подражая богачам, он купил экипаж, старый и дребезжащий, дряхлую кобылку, и с гордостью катает на нём свою невесту, не подозревая, что заставляет её стыдиться такого поведения.

Кнуров и Вожеватов жалеют её и считают, что бесприданница может стать только содержанкой у богатого купца или будет вынуждена мучиться с никчемным мужем в бедности.

Появляются Огудалова, Карандышева и Лариса. Карандышев приглашает на обед Вожеватова, потом Кнурова. Они хотят отказаться и соглашаются только после приглашения Ларисы и Огудаловой.

Когда все уходят встречать пароход, Лариса умоляет жениха поскорее уехать в деревенское поместье подальше от всей суеты. Но Карандышев не понимает её, отказывается и надоедает ей своей ревностью. Вспоминает Паратова и требует объяснений, чем он лучше его самого. Лариса чистосердечно говорит, что Паратов идеал мужчины, по её мнению, и по одному его слову готова идти за ним.

Готовясь уйти, девушка подходит к решётке, и Карандышев предупреждает, что упасть с неё на камни внизу — это верная смерть.

После их ухода появляются Паратов с Робинзоном — артистом, которого барин снял с необитаемого острова на Волге, и дал ему такое прозвище. Паратов рассказывает свои планы: он женится, в приданое берёт золотые прииски и приехал, чтобы продать «Ласточку» и проститься с весёлой холостяцкой жизнью. Услышав, что Лариса выходит замуж, он доволен. Значит, старое забыто, можно, как раньше зайти и пообщаться с Харитой Игнатьевной и Ларисой.

Действие второе

Краткое содержание 2-го действия пьесы А.Н. Островского Бесприданница

В первом явлении Огудалова озабочена отсутствием денег. Вожеватов передал Ларисе подарок на день рождения. Приезжает Кнуров, Огудалова выманивает у него обманом триста рублей. Купец говорит Огудаловой, чтобы Харита Игнатьевна купила для дочери красивый наряд невесты и всё, что нужно для свадьбы. Он за всё заплатит. Кнуров обещает вдове, что когда Ларисе надоест никчёмный муж , то он поможет ей бросить его , но не даром.

Огудалова понимает его намёки и соглашается с ними.

Лариса строит планы жизни в деревне:

  • нашла корзинку для сбора грибов и ягод;
  • попросила цыгана Илью настроить гитару, чтобы петь в деревне;
  • собирает романсы, которые возьмёт с собой.

Пришедшего Карандышева Лариса снова умоляет поскорее уехать в деревню. Тот отказывается, потому, что ему хочется покрасоваться невестой, потешить своё самолюбие. Лариса возмущена, что он только о себе думает, только себя любит. С отчаянием она восклицает:» Когда же меня-то будет любить кто — нибудь? Доведёте вы меня до погибели!!»

Все говорят о приезде барина. Когда Лариса узнаёт, что этот барин Паратов, девушка в страхе зовёт Карандышева уехать в деревню и не встречаться с Паратовым. Но Карандышев и перед ним хочет покрасоваться своей невестой. Лариса предупреждает, какой опасный соперник Паратов.

В окне виден подъехавший экипаж барина.

При встрече с Ларисой Паратов добивается признания от неё, что он до сих пор любим ею. Он надеется пригласить её на пикник, где будет прощаться с холостяцкой жизнью. потому что этого желают и Кнуров с Вожеватовым. Карандышев грубит Паратову, но вынужден по настоянию Ларисы попросить у него извинения и пригласить на обед.

Действие третье

Краткое содержание 3-го действия пьесы А.Н. Островского Бесприданница

Первое явление в доме Карандышева после его обеда. Ефросинья Потаповна, тётка его, Огудалова и Лариса обмениваются мнениями о прошедшем обеде.

Ефросинья Потаповна возмущена дороговизной еды и питья. Она считает правильным, что Карандышев заказал дешёвое вино с наклейками дорогих вин, что еда дешёвая и не лучшего качества. Всё равно потрачено много денег.

Огудалова осуждает гостей, которые сами не пьют дрянное вино, а спаивают Карандышева. Лариса от стыда за хозяина и гостей не знает, куда деться.

В четвёртом явлении выходят после обеда Паратов, Кнуров и Вожеватов и потешаются над Карандышевым, меню его обеда и качеством еды и вина. Посмеиваются над дешёвым ковром и развешанным на нём оружием. Входит Карандышев с ящиком сигар и уверяет, что пистолет заряжен, снимает его с ковра. Гости отказываются от дрянных карандышевских сигар, с иронией и насмешкой говоря, что для них они очень дороги.

Паратов просит Ларису спеть им. Вместе с Ильёй они поют романс «Не искушай меня без нужды».

Купцы уходят и оставляют Ларису и Паратова вдвоём. Он вспоминает об их любви, что чувства им не забыты, что он будет её рабом , а она повелительницей. И уговаривает поехать с ними на пикник за Волгу. Лариса верит ему и соглашается.

Паратов предлагает вошедшим гостям тост за Карандышева. Тот идёт за вином. Все уходят и с ними Лариса. Когда Карандышев возвращается, то понимает, что над ним насмеялись. Возмущённый очередным унижением, он хватает пистолет со стола и со словами, что будет мстить всем, уходит.

Действие четвёртое

Краткое содержание 4-го действия пьесы А.Н. Островского Бесприданница

Первое явление начинается светлой летней ночью на той же волжской набережной, что и в первом действии возле кофейни. Карандышев с пистолетом подходит к кофейне и допрашивает Робинзона, где его товарищи. Тот отвечает, что не знает и, испугавшись пистолета, скрывается в кофейне.

Читайте также:
Значение слова метонимия; типы и виды метонимии, примеры

Возвращается вся компания Паратова вместе с цыганами. Цыган Илья очень доволен прошедшим пикником. Кнуров и Вожеватов понимают, что назревает драма.

Вожеватов считает, что Карандышев позлится, поревнует и снова будет таким же влюблённым женихом. На что Кнуров возражает, что она не та же. Девушка поверила словам человека, который уже однажды обманул её, значит он обещал серьёзные отношения. Кнуров предлагает Вожеватову «принять участие в её судьбе».

Её судьбу они решают игрой в орлянку, в результате чего, Кнуров имеет право предложить Ларисе стать его содержанкой.

Паратов и Лариса возвращаются к кофейне. Купцы уходят, оставив их наедине. Паратов отправляет Ларису домой. Лариса объясняет, что не может вернуться домой одна, не может вернуться к жениху, которого не только не любит, но даже не уважает. Паратов увёз её от жениха из дома, маменька ждёт, чтобы благословить их. После долгого разговора Лариса понимает, что барин снова её обманул, что он обручён на богатой невесте и не променяет её на бесприданницу.

Лариса остаётся одна. К ней походит Вожеватов. На её просьбы о сострадании он отвечает, что связан честным купеческим словом.

Кнуров просит Ларису выслушать его. Он зовёт её с собой поехать в Париж, предлагает громадное содержание, уговаривает не торопиться с ответом, может подождать. Как только он услышит от неё положительный ответ, то сможет исполнить все её желания и капризы. «Для меня невозможного мало,»- утверждает он. Лариса молча, отрицательно качает головой.

Оставшись одна, бесприданница в отчаянии думает о самоубийстве. Вновь подходит к решётке над пропастью и не решается. «Если бы кто-нибудь убил бы меня сейчас», – с горечью мечтает она.

Робинзон приводит Карандышева. Тот зовёт Ларису с собой, уверяет, что любит её. Но его невеста отвечает:» Лжёте!»

Лариса принимает решение, если она вещь, которую разыгрывают в орлянку, то у каждой вещи должен быть хозяин, богатый хозяин. Любви не нашла, искала её, но её нет, тогда будет искать золото.

Лариса встаёт, чтобы уйти, Карандышев встаёт на её пути: «Вы должны быть моей». Услышав Ларисино: «Никогда», он стреляет в неё из пистолета с криком: «Так не доставайся ж ты никому!»

Лариса со словами: » Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» — поднимает пистолет и кладёт на стол, чтобы все поверили, что она сама застрелилась:»Это я сама, я сама сделала.»

Она умирает со словами любви ко всем, под громкое пение цыган.

Островский своей пьесой показал нам, что там, где правят деньги и расчёт, нет места любви. «Бесприданница» написана спустя 20 лет после пьесы «Гроза». Многое изменилось, изменились дикие мрачные купеческие нравы, а власть денег осталась. По-прежнему нет места в этой жизни людям с любящей и страстной душой, как у Ларисы. Может меняться стиль жизни, одежда, язык, но пока деньги правят миром, за этими изменениями всё равно будут стоять жажда денег и власти, а любви и простым человеческим чувствам не будет места.

Экранизация пьесы А.Н. Островского Бесприданница

Пьеса Островского была поставлена во многих театрах, выдержала испытание временем, была экранизирована не один раз. Анализ «Бесприданницы», краткое содержание не позволяет оценить все достоинства пьесы, нужно читать её всю и посмотреть хоть одну экранизацию, если нет возможности увидеть на сцене. Любителям литературы необходимо:

  • знать историю создания пьесы Островского;
  • читать не краткую, а полную её версию:
  • посмотреть театральную постановку или экранизацию.

В таком случае зрители и читатели станут поклонниками творчества драматурга Островского.

Анализ текста драмы А.Н. Островского «Бесприданница»

В 1870-х годах Олександр Островский работал судьей в Кинешемском уезде. Благодаря этой должности ему пришлось услышать много историй. В наше время более правдоподобной есть версия что писатель взял сюжет пьесы «Бесприданницы» из реальной истории того времени, а именно убийство Коноваловым Иваном своей жены. Мысль о написание данного произведения появилась у автора ещё осенью 1874 года. Работа шла долго, аккуратно и кропотливо. Между написанием этой пьесы Олександр выпустил ещё пару произведений. Поэтому пьеса была закончена только осенью 1878 года.

Название произведения само полностью выражает суть драмы. Мало обеспеченных девушек раньше называли бесприданницами, у которых денег не было, и в жёны их никто не хотел особо брать. Единственное что могло их спасти от одинокой до старости жизни это красота, внутренний мир и воспитание, что было редкостью среди девушек этого класса. Тем самым автор нарисовал популярную проблему общества, где человека воспринимают как вещь, которую можно продать или купить.

Главная героиня Лариса Огудалова очень талантливая девушка, которая поет и танцует. Но ее проблема заключена в том, что она бесприданница. И единственное ее спасение это выйти замуж за богатого мужчину. Ослепленная и наивная, она надеется на взаимность от Сергея Паратова. Сергей состоятельный и уважаемый дворянин в городе. Пользуется популярностью у женщин. Юлий Карандышев – мужчина, за которого должна выйти замуж Лариса. Чиновник, глупый и завистлив, ставит себя лучше нее.

Основная тема этой пьесы — трагедия души человека показана через гнилое общество. Автор прекрасно описал ее в роли Ларисы. Она не была богатой с самого рождения и ее мама ничего не смогла дать ей в материальном плане. Женихи Ларисы либо использовали ее, либо же выставляли предметом хвастовства. Так же здесь затронута тема разочарования миром, ведь конец для героини будет не сладок. Она старалась верить во взаимность и доброту, но ее окружающий мир помог ей доказать обратное, что и довело героиню до страшного конца.

Островский поднимает тему обесценивания людской души, возможность купить все за деньги, даже моральные ценности. Так же поднята такая проблема как поиска смысла в жизни, чего так и не смогла добиться Лариса.

Смысл пьесы заключается в повышении значимости денег в обществе. Когда человек не достаточно материально обеспечен, он превращается в игрушку в руках богатых людей. В произведение показывается вся жестокость сурового мира, но автор не теряет надежд на то что этой пьесой он откроет глаза многим людям.

Жанр произведения — драма, битва бедной девушки с обществом, битва которую она проиграла в данной пьесе. Этой девушкой была Лариса, которую общество просто раздавило всей своей продажностью, лицемерием и бездушностью. Все эти факторы, люди которые ее окружали, и в общем атмосфера вокруг нее и произвели к такому устрашающему финалу. Смерть главного героя в конце, что и свойственно для этого жанра.

Читайте также:
Краткая биография, жизнь и творчество русского писателя Куприна

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема — Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Возможно, вам также будет интересна статья: Чехов «Дама с собачкой» — анализ произведения

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм


Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге – трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Сочинения«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести

Сочинения«Вечера на хуторе близ Диканьки» анализ произведения Гоголя – жанр, тема, критика, план рассказа

История создания

А. Н. Островский занимался не только литературной деятельностью. В 70-е годы 19 века ему пришлось исполнять обязанности мирового судьи в Кинешемском уезде. Непременное участие в судебных процессах давало ему возможность быть в курсе криминального положения уезда того периода. Обширный литературный материал, накопленный за время судейской деятельности, Островский использовал для своих произведений. Есть предположение, что сюжетом для «Бесприданницы» послужило одно из таких дел, случившихся в уезде. Суд рассматривал дело по обвинению одного из жителей об убийстве собственной молодой жены. Процесс получил широкую огласку, и писатель взял его за основу своей новой пьесы.

Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Цензура одобрила новое сочинение автора, и пьеса была опубликована. Премьеры пьесы, состоявшиеся на разных сценах театров, потерпели крах, и были резко разгромлены критиками.

После смерти писателя прошло долгих десять лет, прежде чем «Бесприданница» приобрела заслуженный успех и снискала широкую популярность у почитателей таланта Островского.

Анализ пьесы Бесприданница Островского: суть, смысл, тема и идея произведения

А.Н. Островский – это гениальный писатель, из пера которого вышли множество произведений, повлиявших на миллионы людей по всему миру. Благодаря таким авторам как Островский, русская литература стала известна далеко за пределами нашей страны. Одним из самых известных произведений Островского является, безусловно, пьеса «Бесприданница».

Что же такое «бесприданница»? В старину этим название наделяли бедных девушек, у которых не было приданного. То есть шансов выйти замуж у такой девушки практически не имелось. Это происходило из-за того, что женщины в те времена не работали, и мужья брали их на иждивение. Иными словами, единственным капиталом, которым девушка могла поделиться со своим избранником, были деньги ее родителей. В случае если девушка была такой вот «бесприданницей», то единственным шансом на замужества была красота и некие другие достоинства.

В пьесе мы наблюдаем за одной из таких девушек, которая, не имея приданного, ищет свою истинную любовь. Но в итоге она понимает, что такого просто не существует. Никто не желает заглянуть в ее душу, узнать ее внутреннюю красоту и достоинства, поэтому девушке приходится стать обычной приживалкой богатого человека. Иного выхода она просто не видит. Есть у нее еще один вариант – стать женой Карандышева, эгоиста и самодура, работающего мелким клерком. Но Лариса отвергает эту идею, поскольку понимает, что этот человек возьмет ее в жены лишь для собственного самоутверждения.

Данная пьеса является глубоко трагичной, мы видим всю безнравственность общества и бездушность людей окружающих Ларису. Лишь один факт того, что она не получила приданное, превращает ее жизнь в страдания и горечь. Потенциальные женихи, бьющиеся за внимание девушки, не воспринимают ее всерьез, для них она лишь вещь или красивая игрушка, на чьи чувства и настоящие желание можно просто не обращать внимания и задвинуть в самый дальний угол.

Также в пьесе мы видим тему разочарования. Разочарования в окружающих и в мире в целом. Финал произведения представляется нам очень и очень печальным. Главная героиня, полностью опустошенная и отчаянная, все же находит свою смерть. Она всю жизнь верила в добро, в наступление лучших дней, всего-то нужно было немного потерпеть. Но жизнь не повернулась к ней своей светлой стороной, все ее мечты рассыпались в прах. Лариса не смогла увидеть и малейшего намека на проблеск. В конце пьесы читатели осознают, в каком мира мы все находимся. Можно быть сколь угодно добрым, верящим в счастливое завтра, но успеха здесь добьется лишь тот, кто наплюет на мораль, и тот, у кого имеется туго набитый кошелек.

Что же хотел сказать этим произведением сам автор? Скорее всего, он желал донести до нас тот факт, что не стоит жить так, будто бы мы никогда не умрем. Так, будто бы именно мы хозяева всего и вся, и, имея деньги, можно купить себе все ценности мира. Да, за звонкую монету можно найти себе и друзей, и любовь, но стоит лишь оступиться, и все те, кого ты считал близкими людьми, от тебя отвернуться и уйдут к новому богатому хозяину.

В пьесе широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Главным моментом является уничижение настоящих нравственных ценностей. Власть имущие, состоятельные купцы и дворяне, увлеченные жаждой наживы, идут по душам мелких людей, не имеющих богатства, с чувством великого превосходства. Стремление к еще большему обогащению застилает им глаза. Им глубоко плевать, что чувствуют люди, стоящие ниже их на социальной лестнице.

Читайте также:
Уильям Голдинг Повелитель мух: читать краткое содержание романа по главам

Здесь разыгрывается драма молодой девушки, вина которой в том, что она — бесприданница. Лариса Огудалова — молодая, красивая, одаренная девушка. Она способна на настоящие чувства, готова пожертвовать собой во имя любви. Но она бедна, и люди, окружающие ее, не воспринимают девушку всерьез. Все эти Паратовы, Кнуровы, Вожеватовы, и даже полное ничтожество Карандышев, видят в Ларисе лишь игрушку, красивую вещь, которой можно пользоваться и хвастаться ей перед друзьями.

Лариса любит Сергея Сергеевича искренне, по-настоящему. Ради него она готова на все. По первому его слову Лариса сбегает с ним на пароход, оставив незадачливого жениха с его званым ужином. И лишь после вероломства всех этих людей так называемого высшего общества, у нее с глаз спадает пелена. Только теперь она осознает всю низость их поступков. Лариса поняла, что она — никто, и никогда ей не быть другой. Карандышев, убивший свою невесту, стал для нее спасением, избавив Ларису от дальнейших разочарований и бесчестья.

Произведение Островского глубоко затрагивает социальную тему. Писатель показывает действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества. Это общество живет в мире, где все подчинено власти денег. Этот мир, бездушный и безнравственный, настолько низок, что в нем покупается все, даже любовь и человеческие жизни. Романтические мечтания главной героини разбиваются об ужасающую пошлую реальность.

Вариант 2

Островский великолепно работал в жанре социальной драмы и умел довольно явно и точно обозначить основные проблемы общества. Его пьесы не назвать вневременными, он работал над проблематикой собственного времени, хотя некоторые базовые темы, конечно, стары как мир.

Если в Грозе автор описывает купцов и торговый класс как только завоевывающий собственное положение в высшем свете, то в Бесприданнице они уже являются довольно утвердившимися представителями общества и составляют прямую конкуренцию подлинным аристократам, которые наоборот постепенно отходят в тень, разоряются и теряют собственное значение.

Идея пьесы заключается в демонстрации циничности общества и его нравов. По сути, перед нами трагедия человека, которая оканчивается гибелью, причем главная героиня сама на эту гибель идет, так как не видит для себя иного выхода.

В центре повествования молодая девушка Лариса Огудалова в поисках большой и чистой любви, как, собственно, и подобает молодым девушкам. Безусловно, в сознании Ларисы любовь бывает только большой и чистой, но в социальных реалиях ей приходится выбирать между довольно отвратительным чиновником Карандышевым, престарелым купцом Кнуровым и своим приятелем Вожеватовым. Помимо этого есть и другие герои, которых Огудалова называет обобщенным словом табор, описывая ряд женихов, которые претендуют на ее благосклонность.

Нужно сказать, в этом обществе вообще никто не ищет любви, но все ищут собственную выгоду пусть и не только материальную. Тем не менее, даже если речь идет о каких-то эфемерных предметах, они тоже всегда отвратительны, к примеру, Карандышев хочет взять себе Ларису чтобы самоутвердиться, так как он является мелким чиновником и при этом обладает довольно оригинальным взглядом на мир, Вожеватов тоже может взять Ларису на содержание для своеобразного самоуспокоения, а Кнуров ищет внимания молоденькой девушки.

Судьбой Ларисы Огудаловой эти люди играют как куклой, тут следует отметить и другого бесправного персонажа Робинзона, который тоже является не более чем предметом для потехи остальных. В итоге сама Лариса понимает этот факт и понимает безысходность собственного положения. Героиня смиряется с собственной гибелью и не противится Карндышеву.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн А.И. «Гранатовый браслет» — проблемы произведения

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

Провинциальные нравы

В произведении освещаются нравы и быт русских купцов и дворян. Все люди похожи между собой. При этом ведут себя довольно раскрепощено и совершенно не переживают показать другим свое настоящее обличие, им без разницы, что иногда они могут выглядеть очень нелепо.

Мужчины открыто общаются с девушками, для них измена не является позором. Это просто один из элементов статуса: любовница является показателем достатка. Один из персонажей пьесы Кнуров предлагает главной героине быть его содержанкой, хоть он давно женат, его не волнует, что чувствует девушка, на первом месте находится только похоть и свой интерес.

Женщины в провинции той эпохи должны были иметь состояние, чтобы удачно выйти замуж и нормально дальше жить. В этом мире довольно трудно отыскать искреннюю любовь и признание, в обществе, в котором все пропиталось властью денег и жесткими традициями алчных людей, порядочная девушка просто не может для себя отыскать надлежащего места. Главную героиню погубили недобросовестные нравы того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: