Кто такой антагонист и протагонист, их особенности, что значат эти слова

ВСЁ о персонажах

Кто такие персонажи и герои, протагонисты и антагонисты, антигерои, не-герои и прочие личности, существующие в произведениях.

Протагонист и антагонист

  • 100%
  • 90%
  • 80%
  • 70%
  • 60%
  • 50%
  • 70%
  • 80%
  • 90%
  • 100%
  • 110%
  • 120%
  • 130%
  • 140%
  • 150%
  • 160%
  • 170%

Когда информацию упрощают, есть два варианта, к чему это приведёт: к модели или искажению. Расхожее понимание терминов «протагонист» и «антагонист» — прекрасный пример искажения. Наверняка вы не раз встречали такое представление, что протагонист — это положительный герой, а антагонист отрицательный. Можно было бы сказать, что этот стереотип ошибочен, но… Стереотипы не берутся на пустом месте. Действительно, во многих произведениях, как в уже ставших классикой, так и в современных, это так. Однако это не единственный возможный вариант. Что остаётся неизменным в любом сюжетном произведении — наличие минимум двух персонажей. При этом это не обязательно должны быть два человека, но об этом мы поговорим в одной из следующих статей. Сейчас нас интересует другое — между этими персонажами возникает конфликт. То есть столкновение интересов. Один из этих персонажей — протагонист, другой — антагонист. Здесь мы сделаем паузу и обратимся к словарю.

Протагонист.

1. Актер в древнегреческом театре, исполнявший главные роли в трагедии или комедии.

2. Главное действующее лицо в художественном произведении, обычно драме.

Антагонист (греч. antagonistic от agonistes — состязающийся на общественных играх и anti— вместо к.-л. или против к.-л.) — противник, враг, соперник.

Собственно, из определений выше можно сделать только тот вывод, что как протагонист не обязан быть положительным героем, так и антагонист — не обязательно злодей. Несмотря на что оба этих героя важны для сюжета, центральное место всё же занимает протагонист. Именно он своими поступками двигает сюжет вперёд, именно его поступки влияют на жизнь всех остальных героев. В то время как антагонист, пытаясь достичь своей цели, является скорее препятствиями на пути протагониста. Другой вариант — протагонист вступает в открытое противостояние с антагонистом. Со времён Античности литература прошла долгий путь, в том числе изменились и герои. И уже в Новое время ситуация изменилась: протагонисты перестали поголовно быть идеальными, без сучка и задоринки, а антагонисты превратились из злых злодеев в живых и даже обаятельных персонажей. Сегодня нередко именно антагонисты в роли отрицательных героев притягивают внимание публики и даже становятся главными героями собственных историй (где становятся протагонистами. Ловкость рук и никакой магии!) — «Малефисента», «Локи», «Джокер»… Итак, опасность для антагониста заключается в том, что его могут счесть злом зла. А вот для протагониста — в отождествлении с автором произведения. Особенно легко это сделать, если сталкивались с утверждением, что любой автор пишет (или снимает) про себя. В этом утверждении тоже есть рациональное зерно: любой творец говорит о тех проблемах, что его волнуют, а их всегда было немало. Однако часто эта мысль понимается следующим образом: автор ведь пишет про себя? Про себя. А вот у нас есть главный герой — так вот же он, автор! И то, что и как думает, что и как делает главный герой, переносится на личность автора. Особенно велик соблазн, если произведение написано от первого лица. Ну это же точно он про себя написал! Хотя, если ознакомиться с биографиями великих творцов, воспоминаниями об этих людях и прочими источниками, то можно легко обнаружить, что очень часто их главные герои совсем на них не похожи. Не всегда автор, проповедующий в своих произведениях, например высокую нравственность, живёт целомудренно. Или — не всегда, автор, обличающий жестокость, в жизни белая-пушистая котенька, которая мухи не обидит. Авторские воззрения, его сокровенные мысли и идеи могут выражать сразу несколько героев. И это уже не герои-резонёры (как в произведениях классицизма), чья единственная функция — донести до читателя эти самые авторские мысли открытым текстом. Персонажи более поздних произведений уже полноценны и самодостаточны. Что ж, на этом всё. Но это не точка, а точка с запятой. Темы протагонистов и антагонистов мы будем касаться ещё не раз в следующих статьях и конечно будем её расширять и углублять.

Читайте также:
Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности

Классика противостояния: кто такой протагонист и антагонист

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чем хороши книги, комиксы, кинофильмы? В них всегда есть какая-то интрига, какие-то интересные события или увлекательные истории.

Даже на простом гобелене можно обнаружить сюжет, хотя, конечно, и не на всяком.

Гарри Поттер и Волен Де Морт

Интрига имеет место, если автор добавил положительного главного героя и некоего злодея, противостоящего ему. Это и есть две ключевые составляющие старейшего классического жанра – драматургического искусства.

Но кто это вообще и какими могут быть эти противоборствующие персонажи?

Кто такой протагонист

Истоки двух родственных терминов нужно искать в литературе Древней Греции. Уже в самих значениях этих слов четко прослеживается явный конфликт каких-либо сторон:

  1. αγωνίζομαι – «противник, состязаюсь, соперник»;
  2. αγωνιστής – «противостоящий, борец».

Согласно пояснительной статье в Википедии, в зависимости от конкретного формата употребления корень, связанный с борьбой, может дополняться одним из следующих понятийных маркеров:

  1. πρώτος – «первый»;
  2. ἀντί – «против».

Таким образом сформировались слова «герой» и «соперник», впервые введенные в театральное действие в VI веке до н.э. после выступления в Афинах знаменитого хора Фесписа (Феспида). Именно он первым «модернизовал» доэсхиловскую греческую трагедию, добавив к песнопениям еще одного исполнителя – протагониста (так называемого гипокрита).

Актеры

Это был универсальный актер-солист, который изображал самых разных персонажей, быстро меняя маски и ведя оживленный диалог с хором, а когда было необходимо – комментировал или заполнял паузы.

Введение в действие второго актера (благодаря Эсхилу) и третьего (благодаря Софоклу) значительно оживило постановку, тем самым заложив основу современных представлений о драматургии.

Но вместе с появлением актеров вторых и третьих ролей сместился акцент и в толковании первого.

  1. первый борец-победитель (в состязаниях);
  2. ведущий актер, исполнитель главных ролей (в постановках древнегреческого театра);
  3. ключевое действующее лицо, основной герой сюжетной истории (в литературных произведениях).

Однако за этими вполне понятными трактовками скрывается намного больше смыслов, чем может показаться. И здесь весь спектр различий базируется на особенностях действующих лиц.

Кто это в современном понимании

Ясно, что собственный пул фанатов может быть как у застывших натюрмортов, так и у почти нереальных пейзажей. И все-таки эпические произведения, где благородный герой повергает в прах злодеев, вызывают гораздо больше эмоций.

Эта концепция справедлива практически для любой формы искусства: читатели, зрители и слушатели с восторгом следят за похождениями любимого персонажа, надеясь, что тот ловко выкрутится из очередной передряги. Преодолеет все и обретет – в каком-либо виде – покой/награду/удовлетворение, в итоге добившись своих целей.

Воин из компьютерной игры

Хотя формально протагонист определяет сюжет, его образ будет тем более органичным, чем чаще он реагирует на заданные автором обстоятельства. Смерть родителей, давняя вражда, необходимость противостоять стихии, – масса возможностей для реализации героических амбиций!

Постепенная эволюция, преодоление препятствий, множество самых разных испытаний – вот что делает любое произведение более востребованным у аудитории.

И если в прошлом история выстраивалась вокруг положительного человека, сегодня главным действующим лицом может стать хоть животное, хоть целый город или обезличенная стихия.

Лишь бы это «действующее лицо» обладало классическими признаками протагониста:

  1. являлось главной силой, которая двигает сюжет вперед;
  2. было наиболее активным персонажем, постоянно действующим ради достижения своих целей;
  3. соответствующе реагировало на множество внешних обстоятельств, а не только преследовало свои цели;
  4. обладало способностью изменяться по ходу развития сюжета.

Теперь мы понимаем, что протагонист – самый важный элемент любого драматического произведения, будь то бульварный роман, детский мультик, кинофильм или компьютерная игра.

Протагонист и антагонист – в чем разница?

С антагонистами уже не все так просто. Легко представить босса в компьютерной игре, которого нужно победить для получения награды. Но в классической драматургии у любого антигероя мотивы должны быть безупречно прописанными и хорошо читаемыми.

Читайте также:
Краткая биография литературоведа и поэтессы Анны Ахматовой, факты о ее жизни и творчестве

Характеристики протагониста антогониста

Создавая препятствия и конфликты, антагонист позволяет главному герою (протагонисту) продвигаться по сюжету и развиваться на пути к своим целям. А читатели со зрителями все больше погружаются в выдуманный мир, проникаются сюжетными перипетиями.

Типажи «антигероев» могут сильно различаться:

  1. злой визирь;
  2. старая ведьма;
  3. завистливая королева;
  4. коварная любовница;
  5. секретная организация;
  6. сумасшедший ученый-гений;
  7. глобальная катастрофа и т.п.

Снежная королева как пример антогониста

Традиционно авторы отдают предпочтение острому конфликту двух ярких личностей. Хотя в тех же детских сказках можно заметить противостояние обезличенному проклятию. «Аленький цветочек» – яркий пример борьбы с магией, причем сестры служат временным, промежуточным антагонистом, что дополняет историю, но не формирует ее целиком.

Столкновение с организациями – наиболее частый и весьма актуальный для современников социальный конфликт, что не мешает выделить некую яркую фигуру в армии врагов, чтобы борьба протагониста казалась более традиционной.

С другой стороны, побег от стихии (как в фильме «Послезавтра»), умение выживать в диких условиях также смотрится привлекательно в глазах обывателей и напоминает о хрупкости человеческого существования. Конкретная задача антагониста меняется не только в зависимости от его типа, но даже и от жанра.

Зима

Ну и нельзя забывать про море творческих уловок, неизменно присутствующих в арсенале каждого сценариста, автора, создателя компьютерных игр. Норма – это когда большинство сюжетов строится на сопереживании, чтобы читатель и зритель ассоциировали себя с героем, обеспечивая сильный эмоциональный отклик.

Поэтому многие авторы пользуются довольно нестандартным приемом под названием «ложный протагонист», когда история развивается по знакомым канонам, но в какой-то момент персонаж умирает, исчезает или вовсе оказывается злодеем! Такой ход всегда вызывает эмоциональные всплески и делает повествование особенно интригующим.

Примечателен и еще один момент. Под антагонистом давно перестали понимать исключительное зло. Сегодня все более востребованными становятся истории о бандитах или монстрах, где с главным героем сражаются откровенно добрые силы.

В кино может развернуться жизнь маньяка и убийцы, но в таком случае соперником окажутся простые граждане и силы правопорядка. Или сказки о добром Кощее, которого постоянно третируют царевичи с богатырями, мечтающие заполучить невесту.

Сценка из Звездных войн

В длинных произведениях нередко герой и его антагонист меняются местами, пусть даже временно. Дарт Вейдер из «Звездных войн» запал в душу многим благодаря своему преображению. Но каково было удивление аудитории, узнавшей из приквела самое начало истории! Именно такие перемены персонажей особенно ценны.

Вместо заключения

Сегодня для протагонистов и антагонистов нет жестких ограничений, как нет и каких-то четких критериев. Единственная приметная черта – невозможность существования одного без другого: протагонист формирует сюжет, а антагонист задает обстоятельства, обеспечивая развитие сюжета.

И нам, зрителям, игрокам, читателям, как раз это и нужно – видеть противостояние, чтобы мы смогли понять его. Так мы погружаемся в повествование и понимаем суть истории на конкретных примерах. А это и есть катарсис, затрагивающий наши души.

Кто такой антагонист? Кто такой протагонист? Почему они всегда враждуют

Всегда ли протагонист – герой, а антагонист – злодей? Какими бывают антагонисты? Может ли антагонист быть положительным персонажем? Кто такой антигерой? Примеры протагонистов, антагонистов и антигероев в литературе и кино.

Фото Кто такой антагонист? Кто такой протагонист? Почему они всегда враждуют

Протагонист – это главный герой, центральное действующее лицо произведения. Протагонистом называют ведущего персонажа книги, фильма, компьютерной игры.

Протагонист в видеоигре Mirrors Edge – Фейт Коннорс (Faith Connors – от английского faith – «вера»)

Антагонист – это противник протагониста. Он противодействует главному герою, мешает ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом может служить одной из главных движущих сил произведения.

Антагонист по ходу сюжета может перестать быть «противником» героя. А протагонист по воле автора способен превратиться в антагониста. Например, Аникан Скайуокер из «Звездных войн» в первых эпизодах выступает главным героем, а в последующих становится главным злодеем космической саги.

Читайте также:
Повесть временных лет краткое содержание и правда о летописи

Дарт Вейдер и Люк Скайуокер – антагонист и протагонист в фильме «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая»

Какие бывают антагонисты?

Антагонистом может быть и отдельный персонаж, и целая группа – например, банда, противостоящая главному герою. Нередко и в этом случае можно выделить «главного злодея» и считать антагонистом его.

Антагонистом может быть и обезличенная сила, с которой борется герой – стихийное бедствие, техногенная катастрофа, общество в целом.

Кадр из фильма-катастрофы «Послезавтра» (2004)

В классических произведениях протагонист – это положительный персонаж, а антагонист – отрицательный. Но не всегда противник главного героя выставлен злодеем. Он может заблуждаться, преследовать благородные цели или просто делать свою работу.

К примеру, в фильме Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» протагонист – ловкий мошенник в исполнении Леонардо Ди Каприо, а антагонист – преследующий его детектив в исполнении Тома Хэнкса.

Том Хэнкс и Леонардо ди Каприо – антагонист и протагонист в фильме «Поймай меня, если сможешь» (2002)

Роль антагониста различается в зависимости от жанра. В комедии он вольно или невольно вовлекает героя в комические ситуации. В триллере или фильме ужасов – создает угрозу. В любовных романах – мешает главным героям обрести счастье.

Антагонист и антигерой – в чем разница?

Антагониста не следует путать с антигероем. Антигерой – это протагонист, наделенным отрицательными качествами. Этот термин ввел в литературный оборот Ф.М. Достоевский. Пример антигероя в его творчестве – Родион Раскольников из «Преступления и наказания».

Примеры антигроев в литературе XX века – мошенник Остап Пендер из «12 стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, социопат Алекс Лардж из романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» или темная сторона личности рассказчика – Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» Чака Паланика.

Тайлер Дерден в исполнении Брэда Питта в фильме «Бойцовский клуб» (1999)

Если в произведении действует антигерой, то его антагонист может быть положительным персонажем.

Кто такой ложный протагонист?

Случается, что автор сознательно обманывает читателя или зрителя, пользуясь их привычкой выделять какого-то героя в качестве протагониста. К примеру, так сделано в фильме «Психо» Альфреда Хичкока: сценарист вводит в сюжет ложного протагониста, заставляя думать, что это и есть центральный персонаж.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР! Если вы еще не смотрели «Психо», лучше закончите чтение здесь.

«Психо» начинается с того, что секретарша Мэрион, похитив крупную сумму денег, сбегает из города. Зритель воспринимает ее как главную героиню. Однако когда Мэрион добирается до пригородного мотеля, там ее убивает маньяк. Настоящими главными героями оказываются сестра Мэрион – Лайла, и друг погибшей – Сэм.

Джанет Ли в роли Мэрион Крэйн – ложного протагониста в фильме «Психо» (1960)

Система персонажей

Система персонажей

Что такое «система персонажей»? Главный герой (протагонист, антигерой, антагонист), второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи. Взаимосвязи героев, группы персонажей ‑ материал по теории литературы, который будет полезен как начинающим писателям, так и абитуриентам, и студентам филологических вузов.

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два героя; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков). На заре литературного творчества число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета: то есть количество персонажей зависело от самой истории, поскольку действующие лица помогали сюжету двигаться от завязки к развязке.

Система персонажей, как и любая другая система, имеет свою структуру и основана на взаимодействии ее элементов. В нашем случае элементами системы выступают персонажи, они же герои литературного произведения. То есть герои каким-то образом взаимодействуют друг с другом, двигая тем самым сюжет.

«Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» ‑ писал литературовед Борис Томашевский.

Читайте также:
Маскарад Лермонтова в кратком содержании: пересказ отдельных действий пьесы, анализ, герои

И чем крупнее форма произведения, тем больше в нем персонажей – чаще всего второстепенных и эпизодических, потому что в качестве главного выступает традиционно один герой, два и больше – уже экзотика. Хотя в «Песне льда и пламени» Мартина одних главных героев как минимум шесть, а второстепенных больше тысячи. Но этот текст претендует на звание литературного сериала, а для него, как и для романа-эпопеи характерно и большое повествование, и обилие героев. Вспомним «Войну и мир» Толстого (жанр роман-эпопея), где Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова периодически выходят на передний план и соревнуются за звание протагониста, и только ближе к середине романа четко обозначается лидер тройки – Пьер Безухов.

Как бы то ни было, все персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом: разговаривать, совершать какие-либо поступки, делать что-то, так или иначе направленное на развитие действия романа. Хотя в поэме Гоголя «Мертвые души» количество персонажей буквально зашкаливает, причем это персонажи, не влияющие на развитие сюжета, а введеннех автором в повествование для воссоздания колорита эпохи, духа времени, изображения народа во всем его многообразии. Это дядя Миняй и дядя Митяй, зять Ноздрева Мижуев, мальчишки, просящие у Чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр Поцелуев, и некий заседатель Дробяжкин, и Фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из Рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую и так далее. Эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют главного героя – Чичикова. Но избыточная детализация этих фигур позволяет Гоголю создать особую, полную, пеструю картину мира.

Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персонажами. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами. Система персонажей — это еще и определенное соотношение характеров.

Структура системы персонажей. Категории персонажей

Главный герой. Протагонист.

Главный герой – центральное действующее лицо произведения. Его часто называются протагонистомот греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής«борец». То есть первый, главный борец. Это носитель истины, выразитель авторских идей, главный двигатель сюжета. Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки» Пушкина, Иван Денисович – герой «Одного дня…» Солженицына, уже упомянутый Пьер Безухов – герой «Войны и мира» Толстого, Холден Колфилд – герой «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Сэлинджера.

Антигерой

Однако если главный герой лишен положительных качеств, а наделен наоборот качествами сомнительными и даже откровенно отрицательными, как например, Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» Чакка Поланика, Алекс из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджеса, Родион Раскольников из «Преступления и наказания», его называют антигероем. Это персонаж лишенный героических качеств в общепринятом их понимании, но тем не менее находящийся в центре повествования.

Антагонист.

Протагонисту в произведении (особенно в жанровой литературе) противостоит антагонист- от древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Его противник, соперник, в большинстве случаев – злодей. Например, Волондеморт в истории про Гарри Поттера, Миледи как представитель Кардинала в «Трех мушкетерах», Долохов в «Войне и мире» соперник Пьера Безухова. Антагонистом может быть не только персонаж, но и силы природы, например в «Мцыри» Лермонтова, социальные условия и законы общественной жизни (например, в «Шинели» Гоголя)

Второстепенные персонажи

Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Персонажи второстепенной важности – отсюда и название. Не занимающие лидирующие позиции. Подчас бывает сложно отделить второстепенного персонажа от главного. Например, Доктор Ватсон – персонаж второго плана, но он не менее важен и для движения сюжета, и как автор-рассказчик, и как герой, помогающий раскрываться характеру Шерлока Холмса.

Эпизодические персонажи

Персонажи, участвующие в одном или нескольких эпизодах, в одной или нескольких сценах произведения. Они помогают продвигать сюжет, выполняя роль массовки. Эпизодические персонажи могут произносить реплики и даже совершать поступки, которые окажутся важными для действия, но в перед зрителем они появляются редко, а то и вовсе один раз.

Читайте также:
Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

Внесценические персонажи

Это персонажи, которые упоминаются в тексте произведения, но не участвующие в действии. То есть про них говорят другие герои, но сами они на условную сцену не выходящие – отсюда и название «внесценические».

Сквозные персонажи

Персонаж, проходящий сквозь несколько произведений, участвующий в прозаическом или поэтическом цикле, но не занимающий центрального положения.

Взаимосвязь характеров

Сюжетные связи между персонажами могут быть очень сложными. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около 600 действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около 2000 тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев определено сюжетом.Но система персонажей — это еще определенное соотношение характеров. В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается замысел автора, занимают центральное место и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. То есть сюжет в этом случае занимает второстепенное положение по отношению к характерам персонажей. Так, в некоторых произведениях характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть характер главного героя. Мы сталкиваемся с этим в «Преступлении и наказании», где в повествование вводятся двойники и антиподы Раскольникова, в «Обломове», где изображен Захар, слуга-двойник, и Штольц – антипод главного героя.

То есть второстепенные персонажи здесь не столько двигают сюжет, сколько позволяют автору раскрыть характер главного героя и справиться с поставленной художественной задачей. Здесь характеры персонажей помогают автору раскрыть основную идею произведения и реализовать творческую концепцию.

Виды взаимосвязей персонажей

С какой бы целью персонажи не вводились в сюжет, они обязаны действовать. И эти действия можно объединить в несколько групп.
Вот что об этом писал литературовед Б.В. Томашевский в «Поэтике»:

«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами».

То есть персонажей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от их участия в судьбе главного героя и и влияния на сюжет.

Второстепенные персонажи могут быть друзьями, соратниками главного героя: доктор Ватсон для Шерлока Холмса, три мушкетера для Д’Артаньяна, Гермиона и Рон Уизли для Гарри Поттера, Разумихин и Соня Мармеладова для Раскольникова, Аркадий Кирсанов для Базарова.
Второстепенные персонажи могут быть недругами, врагами главного героя: профессор Мориарти для Шерлока Холмса, Миледи для Д’Артаньяна, Волан-де-Морт для Гарри Поттера, Порфирий Петрович и Лужин для Раскольникова, Швабрин для Петра Гринева, Долохов для Пьера Безухова, Кабаниха для Катерины.

Второстепенные персонажи могут находится в нейтральных взаимоотношениях– быть незнакомыми друг с другом, не вступать в непосредственные взаимоотношения. К таким персонажам можно отнести уже упомянутых многочисленных фигур из «Мертвых душ», персонажей из лирических отступлений «Евгения Онегина», действующих лиц из рассказов Чехова, не влияющих на само действие.

Противостояние персонажей

Самый распространенный вид взаимодействия героев, как утверждает Томашевский – это противостояние двух групп, друзей и врагов главного героя. И действительно, подобную расстановку сил – условную борьбу добра со злом – мы встретим не только в современных голливудских фильмах, но и в классике русской литературы. Разум и герои, выступающие за просвещенье и воспевающие гуманистические ценности (Милон, Правдин, Софья), противопоставлены косным ретроградам (Простакова, Скотинин, Митрофанушка) в комедии Фонвизина «Недоросль»; человек чести Петр Гринев противопоставлен бесчестному, циничному Швабрину в «Капитанской дочке», семьи порядочные противопоставлены семьям безнравственным в «Войне и мире»; ленивый Обломов противопоставлен деятельному Штольцу и т.д.

В произведениях романтического толка можно встретить главного героя, противопоставленного всему миру в целом: начало было положено «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона и нашло развитие в байронических образах Чацкого, Онегина, Мцыри, Печорина, Раскольникова, Базарова. Это герои, вступающие в конфронтацию не с определенной группой персонажей, а со всем миром, то есть со всеми героями произведения.

Читайте также:
Островский «Бедность не порок» — краткое содержание пьесы в главных действиях

Про управление персонажами

Один из апологетов постмодернизма в литературе Джон Фаулз писал в романе «Любовница французского лейтенанта» (1969):

«Все, о чем я здесь рассказываю, — сплошной вымысел. Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения. Если до сих пор я делал вид, будто мне известны их сокровенные мысли и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и «голос» эпохи, в которую происходит действие моего повествования, я аналогичным образом придерживаюсь и общепринятой тогда условности: романист стоит на втором месте после Господа Бога…
…Наши герои и события начинают жить только тогда, когда они перестают нам повиноваться. Когда Чарльз оставил Сару на краю утеса, я велел ему идти прямо в Лайм-Риджис. Но он туда не пошел, а ни с того ни с сего повернул и спустился к сыроварне
Мало того, что герой начинает обретать независимость, — если я хочу сделать его живым, я должен с уважением относиться к ней и без всякого уважения к тем квазибожественным планам, которые я для него составил.
Иными словами, чтобы обрести свободу для себя, я должен дать свободу и ему, и Тине, и Саре, и даже отвратительной миссис Поултни».

Джон Фаулз говорит о том, с чем сталкивается, пожалуй, любой начинающий писатель – с обретением персонажами самостоятельности. Но это уже совсем другая история.

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Протагонист: кто это такой и в чем его отличие от антагониста

Кто такой протагонист? И в чем его главная задача в сюжете?

Протагонист – это главный герой истории. Персонаж, который двигает историю. У него есть цель, он к ней двигается, не смотря на препятствия и тем самым создавая сюжет.

Изначально считалось, что протагонистом обязательно должен быть положительный герой. А противостоит ему всегда антагонист – отрицательный персонаж. Но очень быстро стало ясно, что это совсем не обязательное условие.

Протагонист может быть и антигероем, и даже злодеем, а антагонист наоборот – хорошим приятным человеком. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского протагонист – это Родион Раскольников. Этот персонаж мало того что убийца, но и как человек в целом не очень. И тем не менее он главный герой романа. А противостоит ему правильный и умный пристав Порфирий Петрович, который, тем не менее, антагонист этого произведения.

Термин протагонист появился еще в древней Греции от слияния греческих слов «первый», «состязаюсь» и «борюсь». Так как этот термин неразрывно связан со сторителлингом, он используется везде, где есть история: в литературе, кино, компьютерных играх.

Протагонист, антагонист или антигерой? Кто есть кто?

Из-за похожести этих терминов начинающие сценаристы часто их путают. Поэтому давайте еще раз подробнее разберем каждый из них и поймем наконец, кто есть кто.

Как мы уже сказали выше, протагонист – это главный герой фильма, сериала, книги или компьютерной игры.

Антагонист – это тот, кто мешает протагонисту достичь своей цели. Условно говоря «злодей» этой истории. Подробнее про антагониста мы рассказывали в одноименном материале.

А антигерой – это персонаж, который пытается добиться своей цели, часто положительной и доброй, используя не совсем законные и моральные методы. Например, Бетмен – это антигерой. Его цель благородна – очистить город от бандитов. Но вот методы… Бетман запугивает и избивает преступников. Это одновременно и незаконно, и плохо с моральной точки зрения. Другой персонаж комиксов Каратель пошел еще дальше – он просто убивает бандитов. Но по той же причине. Он тоже антигерой.

Читайте также:
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание повести по главам

Также антигероями могут быть грязные полицейские, мошенники, аферисты, грабители и так далее.

Антигерой может быть как протагонистом, так и антагонистом в сюжете. Кроме того он может быть вообще второстепенным персонажем.

Остап Бендер (Арчил Гомиашвили «12 стульев), Флетчер Рид (Джим Керри «Лжец Лжец»), капитан Джек Воробей (Джонни Депп, «Пираты Карибского моря») – протагонисты антигерои. Кейбл (Джош Бролин «Дедпул 2») – антагонист антигерой. Дедушка Стен (Алекс Хирш «Гравитти Фолз») – второстепенный антигерой.

Как создать протагониста

Основная задача протагониста – двигать сюжет от начала к финалу. А потому главный герой обязательно должен быть персонажем действия.

Большинство протагонистов активные сами по себе. У них есть четкая, важная для них цель и они изо всех сил стремятся ее достичь. Но даже если герой сам по себе пассивен, чтобы сюжет состоялся, что-то должно заставлять его действовать.

Это может быть другой герой, как это, например, сделано в комедии «Холоп». Главному герою Грише ничего не надо. Но ему приходится действовать благодаря давлению другого персонажа — психолога Левы. Такую же ситуацию можно наблюдать в фильме «Где находится Нофелет?», где робкого героя Владимира Меньшова все время принуждает к действию персонаж Александра Панкратова-Черного.

Также можно вынудить действовать пассивного героя, через возникающие помимо его воли обстоятельства. Например, в фильме «Большой Лебовский» протагонист Чувак – очень пассивный персонаж. Но с ним постоянно происходят какие-то приключения, на которые он вынужден реагировать. Похожую схему можно увидеть в советском фильме «Неисправимый лгун» с Георгием Вициным. Там тоже весь сюжет построен на случайных совпадениях, в которые герой попадает помимо своей воли.

Очень часто начинающие сценаристы, стремясь осознать, что такое протагонист, спрашивают: какие бывают виды или типы протагонистов. На самом деле, вся история кинематографа показывает, что главными героями могут выступать совершенно разные персонажи. Их конечно можно классифицировать по каким-либо признакам, (например, протагонисты мужчины, протагонисты женщины, и протагонисты не люди), но это никак не поможет написать сценарий. А потому наш совет не пытаться делить такое широкое понятие на какие-либо категории.

Всегда ли протагонист – главный герой?

Последнее время современные теоретики предпринимают попытки разделить понятия «протагонист» и «главный герой». Это связанно с появлением все более сложных историй. Так в проектах «Мстители» и «Игра престолов» невозможно понять кто протагонист. А в том же «Холопе» задачи протагониста разделены между персонажами Гриши и Левы. С одной стороны зрители следят за сюжетной аркой Гриши, так что вроде он протагонист. С другой, сюжет двигает Лева.

Чтобы не возникало такой путаницы, сценарные теоретики и пытаются разработать два разных определения для героя и протагониста. Но пока общего понимания в этом вопросе нет.

Что такое ложный протагонист?

Ложный (или фальшивый) протагонист – это драматический прием, при котором зрителям сначала заявляют одного персонажа как главного героя, но потом переключают внимание на другого.

Впервые этот прием широкой общественности представил Альфред Хичкок в своем культовом фильме «Психо». Первые сорок пять минут ленты зрители думают, что главной героиней ленты будет героиня Джанет Ли — Мэрион Крэйн. Но дальше, этот персонаж вдруг умирает, а фокус смещается на героя Энтони Перкинса – Нормана Бейтса.

С тех пор такой фокус с обманом зрителя прочно вошел в обиход киноделов.

Например, в начале мультфильма «Семейка Крудс» кажется, что протагонистом истории будет девочка по имени Гип, которая идет против воли отца Груга. Но потом становится понятно, что именно Груг главный герой.

Основная ловушка этого приема в том, что ложный герой может показаться зрителям интересней чем настоящий. И тогда они потеряют интерес к истории.

Ложные герои также встречаются и в литературе и в компьютерных играх. Например, в фантастическом цикле Джеймса Кори «Экспансия» (так же известному как «Пространство») первая глава в книге зачастую ведется от имени персонажа, который в дальнейшем становится второстепенным героем. А из компьютерных игр можно вспомнить «Metal Gear Solid 2», в которой главный герой предыдущих игр серии Солид Снейк задержался всего не несколько уровней, а главным героем внезапно оказался другой оперативник – Райден.

Читайте также:
Образ Луки в пьесе Горького "На дне": характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Каким должен быть характер протагониста?

Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы.

На самом деле, протагониста может быть любой характер. Главное, чтобы он помогал автору рассказывать придуманную им историю. Список черт присущих герою можно продолжать бесконечно. Они бывают смелые, трусливые, хитрые, туповатые, добрые, эгоистичные, ворчливые, доброжелательные, любвеобильные и тд.

Единственное ограничение: старайтесь не наделять героя качествами, которые сделают приключения героя слишком легким. Если у протагониста будет навык позволяющий без проблем справиться с любой проблемой, это, скорее всего, создаст проблему с поддержанием интереса у зрителя к такой истории.

Персонажей, у которых есть все необходимые навыки для решения проблем по щелчку, называют «Мери Сью». В некоторых случаях такие герои могут быть даже в хороших фильмах. Например, Люк Скайуокер в «ЗВ. Новая Надежда» — Мэри Сью. Но это скорее исключение из правил. И если вы только начинаете свой творческий путь, лучше держаться от таких протагонистов подальше.

Как выстроить отношения протагониста с другими персонажами?

В хорошем сюжете, каждый персонаж имеет свое предназначение. Нельзя добавить какого-нибудь второстепенного и героя просто так. Подробнее о том, какие роли могут выполнять те или иные персонажи мы уже писали в одном из предыдущих материалов.

Если же говорить о взаимосвязи второстепенных персонажей и главного героя, то тут есть два аспекта на которые нужно обратить внимание.

Первой аспект: как второстепенные герои относятся к цели протагониста. По этому критерию их можно четко разделить на тех, которые:

  • помогают герою достичь цели
  • мешают герою достичь цели
  • сначала мешают, потом помогают
  • сначала помогают, потом мешают

Даже если, кажется что какой-то персонаж ничего не делает, скорее всего это не так.

Например, лучший друг героя, может не участвовать напрямую в битве главного героя за сердце возлюбленной. Но если он просто с ним говорит, ободряет его, может, подсказывает новые планы завоевания – этого уже достаточно. Ясно, что он помогает протагонисту достичь желаемого.

А если этот же персонаж, после очередной неудачи, начинает говорить что-то вроде: «Ну и забей на нее. Свет клином на этой крале не сошелся», то этим он потворствует желанию героя сдаться. То есть мешает герою дойти до цели.

Другой аспект взаимодействия протагониста и второстепенных персонажей напрямую связан с так называемым «принципом лампы». Это старый сценарный прием, при котором характер протагониста «высвечивается» через других персонажей.

Представим, что герой находится в темной комнате. Зритель его не видит. Но вокруг героя стоят второстепенные персонажи, с маленькими ручными фонариками. Каждый из них может подсветить только часть протагониста, но все вместе они делают героя полностью видимым.

Создавая дополнительного персонажа, сценарист обязательно должен думать, а какую новую черту характера или особенность поведения высветит этот герой у протагониста.

Топ 10 лучших протагонистов в истории кино по версии AFI

В 2003 году Американский институт киноискусства (AFI) опубликовал список из 100 лучших героев и злодеев, появившихся в кино за XX век (по 50 на категорию). Представил этот список Арнольд Шварцнеггер, чей персонаж терминатор Т800 вошел сразу и в топ героев, и в топ злодеев.

Целиком этот список мы приводить не будем (его легко можно найти в Интернете), но первую десятку озвучим.

  1. Аттикус Финч («Убить пересмешника», Грегори Пек)
  2. Индиана Джонс («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», Харрисон Форд)
  3. Джеймс Бонд («Доктор Ноу», Шон Коннери)
  4. Рик Блейн («Касабланка», Хамфри Богарт)
  5. Уилл Кейн («Ровно в полдень», Гэри Купер)
  6. Кларисса Старлинг («Молчание ягнят», Джоди Фостер)
  7. Рокки Бальбоа («Рокки», Сильвестр Сталлоне)
  8. Эллен Рипли («Чужие», Сигурни Уивер)
  9. Джордж Бейли («Эта прекрасная жизнь», Джеймс Стюарт)
  10. Полковник Лоуренс («Лоуренс Аравийский», Питер О’Тул)
Читайте также:
Краткий конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний», анализ и содержание работы, значение очерка

Часть этих героев известна и в России, а с другая относится к классике Голливуда. Если вы всерьез намерены связать свою жизнь со сценаристикой, будет совсем не лишним ознакомиться с этими фильмами.

Разница между протагонистом и антагонистом

Разница между протагонистом и антагонистом

Главный герой и Антагонист – две важные роли в любой истории. Хотя вы, возможно, не знакомы с этими двумя словами, к настоящему времени вы наверняка должны знать, что в каждой истории есть главный герой или герой и главный злодей, который всегда работает против главного героя. Протагонист и антагонист – это два термина, которые мы используем в литературе для введения этих двух важных символов. Итак главное отличие между главным героем и антагонистом является то, что главный герой это центральный персонажвокруг которого сплетена история, и антагонист это противодействующая сила главного героя.

Кто главный герой

Главный герой центральный персонаж в истории. История обычно вращается вокруг проблемы, с которой сталкивается главный герой, и от того, как он или она находит решение этой проблемы. Поэтому, когда я говорю, что главный герой – главный герой истории, многие из вас могут подумать, что главный герой – хороший парень, который рассказывает историю. Но это не всегда так. Помни это,

Главный герой не всегда рассказчик истории. История главного героя может быть рассказана с другой точки зрения.

Пример: в ‘Великий Гэтсби’ Ф. Скотт Фицджеральд Ник Каррауэй – рассказчик, но главный герой – Джей Гэтсби. В ‘Шерлок Холмс,’ Шерлок Холмс – главный герой, история рассказана доктором Ватсоном.

Главный герой не всегда хорош и восхитителен, Он может быть злодейским злодеем. Злые главные герои известны под термином антигерой.

Пример: Гумберт, главный герой ‘Лолита» Владимир Набоков, Макбет в Шекспировской ‘Макбет»

История может иметь более одного главного героя, Это обычно можно увидеть в романах, написанных с разных точек зрения.

Пример: серия игр престолов от Джорджа Р. Р. Мартина

Белоснежка – главный герой в «Белоснежке и семи гномах»

Некоторые известные герои в популярной литературе включают Фродо в J.R.R.Tolkien’s ‘Властелин колец’ Трилогия, Гарри Поттер в фильме Дж. К. РоулингГарри Поттер’ сериал и Китнисс Эвердин в фильме Сюзанны Коллинз ‘Голодные игры’ Трилогия.

Кто антагонист

Антагонист главная противоборствующая сила главного героя, Антагонист – это препятствие, которое стоит на пути главного героя и достижения его конечной цели. Но помните, что антагонист не обязательно должен быть одним персонажем. Это может быть группа персонажей, учреждение, концепция что стоит на пути главного героя. Социальные ограничения и традиции, такие чувства, как сомнения и ревность, или даже сила, подобная шторму, могут быть антагонистами в истории.

Хотя антагонисты обычно изображаются как темные, злые персонажи, они могут быть хорошими персонажами, которые также пытаются встать на пути злодейского героя. Например, рассмотрим персонажа Макдуфа в Макбете, который сражается против Макбета, антигероя. Как история не может существовать без главного героя, так и конфликт не может существовать без антагониста. Таким образом, антагонист необходим для каждой истории.

Волк в «Красной Шапочке», злая фея в «Спящей красавице», «Капитан Хук» в «Питер Пэн» – некоторые популярные антагонисты или злодеи из детской литературы.

Злая Королева – антагонист «Белоснежки и семи гномов»

Разница между протагонистом и антагонистом

История:

История соткана вокруг главный герой и его стремление достичь своей цели.

антагонист является главной противостоящей силой в истории.

иЗОБРАЖЕНИЕ:

Герои изображаются как нравственно правильные и честные персонажи.

Антагонисты изображаются как злодеи.

«Белоснежный дисней» от Source. Лицензировано под добросовестное использование через

Протагонист

Эсхил

Протагонист

Протагонист

Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.

Протагонист и антагонист

Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.

Читайте также:
Краткое содержание произведения «Судьба человека» — пересказ и анализ произведения

Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.

Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.

Протагонист – не всегда положительный герой; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.

Происхождение

Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.

Эсхил

Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).

  • протагонист;
  • девтерагонист;
  • тритагонист;

В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.

Примеры протагонистов

  1. В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
  2. Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес. Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
  3. В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой. Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
  4. В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца. Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.

Ложный главный герой

В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.

Несколько главных героев

В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.

Современное значение

Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.

Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства. Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.

Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: