Легкое дыхание краткое содержание анализ рассказа и образ действующих персонажей

Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Эту новеллу Бунин начал придумывать, гуляя по кладбищу. И гуляя, он увидел крест с молодой девушкой, он удивился, когда увидел, как ее жизнерадостность контрастировала с печальной обстановкой. Ему стало любопытно, почему столь молодая девушка покинула этот мир, будучи настолько жизнерадостной и счастливой какая у нее была жизнь. И благодаря воображению Бунина эта девушка стала главной героиней этой новеллы.

Темы

Самой главной темой этой новеллы стала ценность красоты, жизни, простоты. Автор трактовал свой рассказ как высшая степень простоты женщины. Оля главная героиня жила, не ограничивая себя ни в чем, ей нравилась ее привлекательность и то, что мужчины обращают на нее внимание. Она насмехалась над ухаживаниями мужчин и не воспринимала их в серьез.

Бунин так же затронул тему серости в образе учительницы Оли. Эта так сказать пожилая девушка полное противопоставление своей ученицы единственным наслаждением для нее является ее иллюзорная жизнь.

Проблематика

Писатель явно симпатизировал Оле, она была очаровательна, и в ней было достаточно много естественности. Но в противовес этому она была наказана смертью за то, что была легкомысленной. Именно здесь мы видим проблему свобод, Оля была наказана за свои поступки, хотя она лишь показывала себя настоящую.

Так же можно выделить проблему самой новеллы из-за ее серых оттенков и достаточно скучной атмосферой. Людям просто нечем заняться и они начинают обсуждать других и наговаривать на них всякий бред.

Характеристика героев

Оля Мещерская это девушка примерно лет семнадцати из богатой семьи. Она была очень красивой и грациозной, но при этом достаточно раскованной. Когда девушку совратил друг ее отца она начала считать, что ее жизнь разрушена, так как она была из дворянской семьи, это считалось потерей репутации. Но, когда у девушки появились, какие-то отношения с казачьим офицером, это оказалось ее ошибкой, так как вскоре он ее убил на глазах у всех.

Малютин мужчина 56-летний мужчина, который был соседом Мещерской семьи. Он был красив мужчиной, хотя уже не молодым. Однажды когда Оля осталась одна, он воспользовался случаем и совратил девушку, после чего она начала испытывать от него отвращение. Он погиб зимой в тоже время, что и Оля в Русско-Японской войне.

Казачий офицер – это не очень некрасивый молодой человек и по виду не особо богатый. После неприятных отношений с Малютиным девушка вступила в отношения с офицером и обещала ему выйти замуж, но когда вскоре Оля сказала ему, что не любит его он убил ее на вокзале на глазах у всех. Потом его арестовали.

Начальница немолодая женщина (ее называли « классная дама»), у которой уже появлялись седые волосы. Она начальница гимназии, куда ходила Оля. Эта женщина была довольно строгой она была сестрой того самого Малютина, который, совратил молодую девушку. После смерти девушки она приходила каждый праздник на ее могилу. Настоящая ее фамилия так и не была известна, скорее всего, она такая же, как и у брата.

Композиция и жанр

«Легкое дыхание» это короткий рассказ с сюжетом, который называется новелла. В этом рассказе отразилось много тем и картин жизни некоторой части общества.

Большее внимание стоит обратить на композицию, так как она расположена фрагментно. С самого начала мы видели картину могилы Оли, а потом сразу тема перешла на ее судьбу и далее все вновь становится на свои места и мы видим, как к ней на могилу пришла классная дама. Бунин изобразил новеллу красочную, мягкую, воздушную она будто была написана акварелью.

Смысл названия

Каждый может по своему оценивать творчество Бунина, но его компоненты полны красоты честности и смелости. Он может говорить абсолютно обо всем и при этом не выйти за рамки неразумного, и достаточно пошлого.

Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: анализ и краткое содержание

С первых строк автор знакомит читателя с главной героиней повествования – Олей Мещерской. Но какое это знакомство? Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» обращает внимание на место действия – кладбище, свежая глиняная насыпь на могиле и тяжелый гладкий крест из дуба. Время – холодные, серые дни апреля, всё еще голые деревья, ледяной ветер. В самый крест вставлен медальон, а в медальоне – портрет молодой девушки, гимназистки, со счастливыми, «поразительно живыми глазами». Как видно, повествование строится на контрастах, отсюда и ощущения двойственные: жизнь и смерть – весна, апрель месяц, но всё еще голые деревья; крепкий надмогильный крест с портретом молодой девушки, в самом расцвете пробуждающейся женственности. Невольно задумываешься, что такое эта жизнь земная, а что такое смерть, и поражаешься тому, насколько близко атомы жизни и смерти прилегают друг к другу, а вместе с ними красота и уродство, простота и лукавство, ошеломительный успех и трагедия…

Читайте также: Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева “Бежин луг”. презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме

Главная героиня

Принцип контраста используется как в образе самой Олечки Мещерской, так и в описании её недолгой, но блистательной жизни. Девочкой, она ничем не обращала на себя внимание. Единственное, что можно было сказать – она была одной из множества милых, богатых и абсолютно счастливых девочек, которые в силу своего возраста шаловливы и беспечны. Однако вскоре она стала стремительно развиваться и хорошеть, и в свои неполные пятнадцать слыла настоящей красавицей. Она ничего не боялась и не стеснялась, и вместе с тем её чернильные пятна на пальцах или растрепанные волосы выглядели куда более естественно, опрятно и изящно, нежели нарочитая аккуратность или тщательность уложенных волос её подруг. Никто так грациозно не танцевал на балах, как она. Никто так ловко не катался на коньках, как она. Ни у кого не было столько поклонников, как у Оли Мещерской… Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается.

Читайте также:
Дети подземелья Короленко: сюжет повести, краткий пересказ содержания по главам

Проблематика произведения

Важно понимать, что в произведение довольно спорно балансируют между собой страсть и приличие. Автор явно симпатизирует главной героине, которая отдает предпочтение первому, воспевает в Ольге «легкое дыхание» как синоним натуральности и очарования. В противовес этому, девушка получает жесткое наказание в виде смерти за собственную легкомысленность. Из этого выходит проблематика свободы: общество со всеми условностями не может дать человеку вседозволенность даже в личной жизни.

Некоторые считают, что это даже хорошо, но они же сами часто вынуждены скрывать собственные тайные желания. Важно понимать, что для достижения гармонии требуется «золотая середина» между личностью и социумом, а не безоговорочное превосходство определенных интересов.

Кроме того, в проблеме новеллы выделяется также социальный аспект: гнетущая атмосфера небольшого городка в провинции, где может случиться что угодно, только если никто об этом не узнает.

При такой жизни остается только обсуждать тех, кто желает вырваться из рутины быта хотя бы при помощи страсти. Социальное неравенство проявляется между героиней и ее любовником. Очевидно, что главной причиной отказа стали сословные предрассудки.

Писатель не делает акцент на отношениях в семье героини, но, судя по чувствам Ольги, они далеки от идеала. В процессе изучения произведения становится ясно, что девушка была предоставлена себе, ее воспитанию никто не уделял должного внимания, поэтому главная проблема заключается в заброшенности: ее не учили на наглядных примерах балансировать между желаниями и разумом.

Последняя зима

Как говорили в гимназии, «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья». Она везде выставляет себя напоказ: причёсывается вызывающе, носит дорогие гребни, разоряет родителей на туфли «в двадцать рублей». Открыто и просто заявляет директрисе, что она уже давно не девочка, а женщина… Кокетничает с гимназистом Шеншиным, обещает ему быть верной и любящей и в тоже время так непостоянна и капризна в обращении с ним, доведя его однажды до покушения на самоубийство. Она, по сути, заманивает и соблазняет Алексея Михайловича Малютина, взрослого солидного мужчину пятидесяти шести лет, а потом, осознав своё невыгодное положение, в качестве оправдания своему беспутному поведению, вызывает в себе чувство отвращения к нему. Дальше – больше… Оля вступает в отношения с казачьим офицером, некрасивым, плебейского вида, не имевшим ничего общего с тем обществом, в котором она вращалась, и обещает ему выйти за него замуж. А на вокзале, провожая его в Новочеркасск, говорит, что никакой любви быть не может между ними, и все эти разговоры – одна лишь издёвка и насмешка над ним. В качестве доказательства своим словам она даёт ему прочитать ту страницу дневника, где говорилось о её первой связи с Малютиным. Не снеся оскорбления, офицер стреляет в неё здесь же, на платформе… Напрашивается вопрос: зачем, для чего ей всё это нужно? Какие уголки человеческой души пытается открыть нам произведение «Легкое дыхание» (Бунин)? Анализ последовательности действий главной героини позволит читателю ответить на эти и другие вопросы.

Смысл названия

«Легкое дыхание» — самый первый компонент женского очарования, как считают создатели книг, которые есть у Олиного отца. Легкости, переходящей в легкомысленность, хотела научиться девушка. И она достигла цели, хотя и поплатилась, но «это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Также легкость связана со стилем новеллы: автор старательно обходит острые углы, хотя говорит о монументальных вещах: истинная и надуманная любовь, честь и бесчестие, иллюзорная и реальная жизнь. Но это произведение, по мнению писательницы Е.Колтонской, оставляет впечатление «светлой благодарности Творцу за то, что в мире есть такая красота».

Можно по-разному относиться к Бунину, но его стиль полон образности, красоты изложения и смелости – это факт. Он говорит обо всем, даже запретном, но умеет не перейти за грань пошлости. Вот почему этот талантливый писатель любим и поныне.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Порхающий мотылёк

И здесь невольно напрашивается образ порхающего мотылька, легкомысленного, безрассудного, но обладающего невероятной жаждой жизни, желанием обрести какую-то свою, особую, увлекательную и прекрасную судьбу, достойную только избранных. Но жизнь подчинена другим законам и правилам, за нарушение которых надо платить. Поэтому Оля Мещерская, словно мотылёк, отважно, не ощущая страха, и вместе с тем легко и непринуждённо, не считаясь с чувствами других, летит к огню, к свету жизни, навстречу новым ощущениям, чтобы сгореть дотла: «Так делает перо, скользя по глади расчерченной тетради, не зная про судьбу своей строки, где мудрость, ересь смешались…» (Бродский)

Противоречия

Действительно, в Оле Мещерской смешалось всё. «Лёгкое дыхание», анализ рассказа, позволяет выделить в произведении такой стилистический приём, как антитеза – резкое противопоставление понятий, образов, состояний. Она прекрасна и одновременно безнравственна. Её нельзя назвать глупой, она была способной, но вместе с тем поверхностной и бездумной. В ней не было жестокости, «почему-то никого не любили так младшие классы, как ее». Её беспощадное отношение к чувствам других людей не было осмысленным. Она, словно разбушевавшаяся стихия, сносила всё на своем пути, но не потому что стремилась уничтожить и подавить, а только оттого, что не могла иначе: «…как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?» Как красота, так и это неистовство были её сутью, и она не страшилась проявлять и то и другое в полной мере. Поэтому её так любили, ей восхищались, к ней тянулись, и потому её жизнь была столь яркой, но быстротечной. По-иному и быть не могло, что доказывает нам повествование «Легкое дыхание» (Бунин). Анализ произведения даёт более глубокое понимание жизни главной героини.

Читайте также:
Повесть Гоголя Невский проспект, краткое содержание произведения и особенность творчества писателя

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает ее сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это, прежде всего, страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда идет смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани суицида от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель, все же, не подвергает критике ее поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, ее способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекает автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали ее естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить ее балансировать между легкостью и «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное равнодушие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит писатель читателей, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжелый осадок.

Классная дама

Антитетическая композиция (антитеза) наблюдается и в описании самого образа классной дамы Олечки Мещерской, и в непрямом, но столь угадываемом сравнении её с подопечной ей гимназисткой. Впервые И. Бунин («Лёгкое дыхание») знакомит читателя с новым характером – начальницей гимназии, в сцене разговора между ней и mademoiselle Мещерской относительно вызывающего поведения последней. И что мы видим? Две абсолютные противоположности – моложавая, но седая madame с ровным пробором в аккуратно гофрированных волосах и лёгкая, грациозная Оля с красиво убранной, пусть не по годам, причёской с дорогим гребнем. Одна ведёт себя просто, ясно и живо, ничего не боясь и смело отвечая на упрёки, несмотря на столь юный возраст и неравное положение. Другая – не отрывает глаз от бесконечного вязания и втайне начинает раздражаться.

После случившейся трагедии

Напоминаем, что речь идёт о рассказе «Лёгкое дыхание». Анализ произведения следует далее. Второй и последний раз читатель сталкивается с образом классной дамы уже после смерти Оли, на кладбище. И вновь перед нами резкая, но яркая ясность антитезы. «Немолодая девушка» в чёрных лайковых перчатках и в трауре каждое воскресение ходит к могиле Оли, часами не спуская глаз с дубового креста. Она посвятила свою жизнь какому-то «бесплотному» подвигу. Вначале она пеклась о судьбе брата, Алексея Михайловича Малютина, того самого замечательного прапорщика, который совратил прекрасную гимназистку. После его смерти, она посвятила себя работе, сливаясь всецело с образом «идейной труженицы». Теперь Оля Мещерская – главная тема всех её дум и чувств, можно сказать, новая мечта, новый смысл жизни. Впрочем, можно ли назвать её жизнь жизнью? И да, и нет. С одной стороны всё, что есть в мире, необходимо и имеет право быть, несмотря на кажущуюся нам никчемность и бесполезность. А с другой – в сравнении с великолепием, блистательностью и дерзостью красок короткой жизни Оли, это, скорее «медленная смерть». Но, как говорится, истина где-то посередине, поскольку красочная картина жизненного пути молодой девушки – это тоже иллюзия, за которой скрывается пустота.

Композиция и жанр

Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.

Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой. Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.

Разговор

Рассказ «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается. Классная дама много времени сидит возле её могилы и бесконечно вспоминает один и тот же подслушанный однажды разговор двух девочек… Оля болтала со своей подругой на большой перемене и упомянула об одной книге из библиотеки отца. В ней говорилось о том, какая должна быть женщина. Прежде всего, с большими чёрными, кипящими смолой, глазами, с густыми ресницами, нежным румянцем, длиннее обыкновенного руками, тонким станом… Но главное – женщине надлежало быть с лёгким дыханием. Понятое Олей буквально – она вздохнула и прислушалась к своему дыханию, выражение «лёгкое дыхание» всё одно отображает суть её души, жаждущей жизни, стремящейся к её полноте и манящей беспредельности. Однако «лёгкое дыхание» (анализ одноименного рассказа подходит к концу) не может быть вечным. Как всё мирское, как жизнь любого человека и как жизнь Оли Мещерской, оно рано или поздно исчезает, рассеивается, возможно, становясь частью этого мира, холодного весеннего ветра или свинцового неба.

Что можно сказать в заключение о рассказе «Лёгкое дыхание», анализ которого был проведён выше? Написанную в 1916 году, задолго до появления на свет сборника «Тёмные аллеи», новеллу «Лёгкое дыхание» можно без преувеличения назвать одной из жемчужин творчества И. Бунина.

“Легкое дыхание” – анализ рассказа Ивана Бунина

Самое яркое, чувственное и знаменитое из всех произведений в творчестве Ивана Алексеевича Бунина — «Лёгкое дыхание». Анализ основных тем и мыслей этой новеллы позволяет лучше понять взгляд автора на проблему ценности жизни, любви и красоты. Интересной особенностью рассказа является нехронологическое повествование и предрешённость концовки, помогающие читателю лучше сконцентрироваться на идеях, которые пытался донести писатель.

  • История написания
  • Краткое содержание
  • Тема новеллы
  • Основная проблематика
  • Образ Оли Мещерской
  • Характеристика остальных героев
  • Особенности композиции
  • Отзывы читателей
Читайте также:
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

Анализ новеллы Лёгкое дыхание Ивана Бунина

История написания

Проблематика произведения, основные темы

Новелла была написана в марте 1916 года, когда Бунин находился в имении Васильевском Орловской губернии. Всё началось с того, что московское издательство “Русское слово” попросило его выслать короткую историю для пасхального выпуска своей газеты. Поделиться своими новеллами Иван Алексеевич был не против, поскольку дорожил дружескими отношениями и щедрыми гонорарами, но готовых работ у писателя не оказалось. В результате он решил быстро воплотить на бумаге давно томившуюся у него историю любви о гимназистке Оле.

Сама идея произведения пришла к Бунину намного раньше. Однажды он гулял по кладбищу на Карпи, где неожиданно наткнулся на могилу незнакомой девушки. Фотография цветущей, жизнерадостной особы создала резкий контраст с гнетущей атмосферой этого места, что потрясло писателя до глубины души. Воображение сразу же нарисовало ему картину жизни этой девушки — так и родился в его голове план создания произведения под названием “Лёгкое дыхание”.

По признанию самого Бунина, были и более глубокие предпосылки для написания новеллы. В глубоком детстве он стал свидетелем гибели своей сестры Саши, которую вся семья очень любила. Детская травма глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его голове образы зимы, облачного снега, невинной девочки и смерти, которые нашли отражение в будущем произведении искусства.

Краткое содержание

Новелла Бунина Легкое дыхание

Рассказ начинается с описания кладбища, где находится могила гимназистки. Повествование сразу останавливается на описании внешности героини — живых глаз, радостной улыбки. Из первых строк читатель сразу понимает, что рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке. Затем рассказ переходит к детству и юности Оли — до 14 лет она была обычной ученицей, но затем “расцвела”, став одной из самых популярных гимназисток среди парней и однокурсников.

В начале новеллы Мещерская предстаёт как очень благополучная и счастливая личность — она лучше всех танцует на балу, отлично катается на коньках, имеет много подруг и ухажёров. В последнюю зиму жизни она практически “сходит с ума от веселья”, за что её вызывает на разговор начальница гимназии. В процессе беседы девушка признаётся, что она “уже женщина” благодаря Малютину.

После откровенного разговора следует сцена на вокзале, где казачий офицер стреляет в Олю. В суде он приводит аргументы о том, что она сама довела его до такого, поклявшись быть его женой и нарушив обещание, а также предложив прочесть дневник, где совращала другого мужчину. Затем следует история её “падения” с Малютиным. В конце действие снова переносится на кладбище, где могилу Мещерской посещает классная дама.

Тема новеллы

Краткое содержание новеллы

Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.

Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами. Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.

Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля. Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости. Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним.

Основная проблематика

“Лёгкое дыхание” раскрывает взгляд писателя на многие современные проблемы. Основные из них:

Раскрытие образа Оли Мещерской

  • Баланс между страстью и приличиями. Автор явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое и закрывает глаза на второе. Но такой выбор приводит её к печальному итогу, что отражает реальное положение вещей.
  • Свобода человека. Бунин изображает нравственные ограничения и одержимость традициями в негативном свете, противопоставляя им открытую и непосредственную Мещерскую, не заботящуюся о своей репутации. Он считает, что общество не должно вторгаться в интимную сферу человека.
  • Социальное неравенство. Конфликт Оли с обоими из её любовников происходит из того, что они “из разных сословий”, и это приводит к большим трагедиям.
  • Скука и серость жизни. Желание вырваться из рутины бытия и жизнь в своих мечтах — основная характеристика персонажа классной дамы. Оле удаётся сделать за счёт “лёгкого дыхания”, но с печальными последствиями.

Мельком автор останавливается на проблеме важности семьи. Некоторые цитаты Мещерской намекают на проблемы с родителями, а её воспитание говорит о заброшенности и неприспособленности к жизни в жестоком внешнем мире. Никто из старших не научил героиню ответственности и нормам приличия.

Образ Оли Мещерской

Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:

Главная героиня новеллы

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.
Читайте также:
Сюжет и основная мысль повести Александра Пушкина «Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ

Описание произведения

Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров. Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих. Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Характеристика остальных героев

«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

История написания новеллы

  • Алексей Михайлович Малютин — 56-летний офицер, семейный друг Мещерских, красивый пожилой мужчина. Однажды остаётся наедине с девушкой дома, не сдерживается и совращает её. Несмотря на первоначальное желание «стать женщиной», Оля чувствует к нему отвращение, в чём открыто признаётся. Позже Малютин погибает в русско-японской войне, в одну зиму с главной героиней.
  • Казачий офицер — любовник Оли, загадочный и мрачный персонаж, о мотивах которого мало что известно. Он описывается как некрасивый и небогатый мужчина. Нюансы его взаимоотношений с главной героиней остаются за кадром, но ясно, что он относился к роману очень серьёзно — настолько, что отнял жизнь возлюбленной, узнав о невзаимности своих чувств. Для самой Мещерской их связь была чем-то вроде эксперимента или мимолётного увлечения, в то время как офицер хотел свадьбы, что и стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
  • Начальница гимназии — строгая, правильная женщина, осуждающая ветреное поведение Оли. Скованная собственными нравоучениями и установками, она оказывается совершенно обезоружена непосредственностью и откровенностью Мещерской, несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке. Разговор с ней, несмотря на недолгую продолжительность, нередко называется одним из самых запоминающихся моментов новеллы.
  • Классная дама — немолодая женщина, которая живёт мечтами вместо реальности. Для неё Оля становится чем-то вроде идеала, а её жестокую судьбу она считает воплощением несправедливости мира. После смерти Мещерской классная дама регулярно посещает её могилу, предаваясь сентиментальным размышлениям.

Своеобразие каждого персонажа новеллы состоит в неоднозначности его мотивов. Психология и глубокие размышления героев оставлены за кадром, что позволяет читателю понимать их по-своему.

Особенности композиции

Отзывы читателей

Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме. После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета Легкого дыхания, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки. Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.

Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.

Другая особенность композиции — стремительность всего происходящего, которая подчёркивает живую и непосредственную натуру главной героини. События происходят настолько быстро, что у читателя практически не остаётся времени проанализировать сочинение — он, как и Мещерская, воспринимает его чувствами, а не холодным разумом. Это соответствует картине жизни Оли — она всегда «жила настоящим», не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий.

Ещё одна интересная деталь — автор фактически начинает своё произведение с развязки, лишая его неожиданного поворота в виде смерти героини. Читатель знает, что печальный итог неизбежен, потому лучше концентрируется на причинах и событиях, ведущих к трагической концовке. Предрешённая обречённости Оли, неважность её действий и решений помогают донести идею и смысл «Лёгкого дыхания» — именно желание жить на полную, веселиться и не обращать внимания на последствия привели девушку к печальному итогу.

Отзывы читателей

Произведение вызывает бурю эмоций, несмотря на небольшую длину. Настолько хорошо прописаны женские образы, что просто оживают перед глазами. Прочтение помогло мне лучше понять себя и окружающих.

Новелла рассказывает о девушке, которая впуталась в слишком большие передряги для своего возраста и интеллекта. Но несмотря на то что героиня та ещё “молодец”, ей искренне сопереживаешь. Текст отлично балансирует между лёгкостью и мрачностью.

Красивая и печальная история, затрагивающая темы быстротечности жизни, разрушительности страсти и опасности женской притягательности. Образ героини пробирает до мурашек, особенно когда сопоставляешь её с некоторыми знакомыми из реальной жизни.

Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»

Содержание рассказа Легкое дыхание

Иван Бунин – выдающаяся личность в мировой литературе, один из немногих писателей, кто стал лауреатом Нобелевской премии в литературе. Прожил довольно насыщенную жизнь. Из-за того, что происхождение писателя тянется из уважаемого дворянского рода, сильных тягот и проблем в своей жизни не ощущал. Те правила дворянской жизни требовали, чтобы Иван рано начал самостоятельную жизнь. Это приводило ко многим проблемам и ошибкам в его, казалось бы, легкой жизни. Иван неоднократно совершал ошибки в собственных рабочих делах, в личной жизни, а горький опыт учил молодого писателя и поэта настоящей реальной воронежской жизни.

В молодом возрасте начал работать в небольших журналах и газетах. Его способности, к слову, достаточно быстро были замечены редакторами. Слава о простом и понятном слоге Бунина быстро распространилась по городу. Будущий литератор обретает большую популярность, которая легко подчеркивается всеми новшествами в творчестве того времени. Содержательная жизнь молодого и глубокого человека заставляет неровно дышать к его творчеству. Разносторонняя личность этого человека позволяла писать шикарные тексты. Бунин часто писал:

  • Статьи.
  • Рассказы.
  • Рассуждения.
  • Стихотворения.
  • Романы.
Читайте также:
Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

То есть сам Бунин утверждал, что его творческий потенциал легко может реализоваться в любом направлении.

«Легкое дыхание» — пик творчества автора

Содержание рассказа легкое дыхание

Известно, что небольшие рассказы достаточно редко делают известным на весь мир своего автора. Но Бунину повезло, ведь его прекраснейший рассказ под названием «Легкое дыхание» мгновенно разлетелся по всему миру. Практически все люди, критики и другие писатели сумели прочувствовать этот невероятный рассказ. Многие называют «Легкое дыхание» лучшим рассказом Бунина.

Интересно то, что история создания этого трагичного рассказа началась со случайной прогулки писателя. Его заносит на кладбище, где он случайно видит прекрасную девушку на одном из крестов. В это же время в его голове и возникла история об Оле Мещерской.

В надежде написать новую историю для редакции московского журнала «Русское слово», он начал творить. Именно такая интересная и увлекательная предыстория появления «Легкого дыхания».

Краткое содержание рассказа

Кем был написан рассказ легкое дыхание

Одинокая женщина стоит над серым крестом. Прохладный ветер заставляет упавшие листья танцевать возле могилы. Серые тучи не давали ни одного шанса солнцу пролить свет на бренную землю.

Оля Мещерская, на первый взгляд, типичная простая девушка, которая после школы должна стать настоящей леди. Практически все ее подруги не противились порядкам и учились манерам скромной и девственной личности. Однако буйный характер и непринципиальные взгляды на жизнь быстро изменили все дальнейшую судьбу Оли. Девушка достаточно свободно себя ведет в обществе, легко дышит на полную грудь и не принимает типичные правила поведения. Благодаря этому она обрела плохую репутацию, а приближенные и вовсе начали считать Ольгу, девушкой легкого поведения.

Больше всех от такой девушки страдала не семья или родные, а гимназия, где она проводила часы за учебниками и изучением всех важнейших правил поведения в обществе и среди мужчин. Это провоцировало неоднократные общеразвивающие беседы между главной героиней и начальницей учебного заведения. Однако последний диалог между ними расставил все по полочкам.

Под сильным давлением воспитателя, Оля рассказывает, что больше не является невинной девочкой. Буря эмоций и злость чуть ли не заставила заведующую гимназией поднять руку на воспитанницу. После этого Оля еще и уточнила, что ее первым мужчиной в жизни стал не простой прохожий мальчишка из соседнего двора, а опытный и состоятельный Алексей Дмитриевич Милютин. Он был не только знакомым отца Оли, но и оказался братом заведующей заведением, где она училась.

Утекло немало воды, с того самого момента, когда она призналась, что в свои пятнадцать лет давно распрощалась с невинностью. Больше этих лет ей не суждено было прожить. Неизвестный офицер стреляет в нее и одной только пулей умерщвляет. Разбирательства были довольно громкими, все знали о том, что произошло.

Позже стало известно и о том, что этот офицер, о котором никто не знал, имел близкую связь с Олей. На громком суде все узнали, что некогда милая девушка, пускай и не имеющая четких рамок поведения, жестоко уничтожила все мечты этого офицера. Перед его отъездом в Новочеркасск, она дала прочесть ему одну лишь страницу со своего дневника. В нем дословно описана история с Малютиным. Перед судом, положив руку на сердце, офицер молвил, что рассудок помутнел. Его рука сама полезла за пистолетом. Вот так, посредине пирона, на глазах у многих неизвестных людей, он решил дальнейшую судьбу милой и девушки Оли.

Этот небольшой дневник был посвящен не только истории жизни Оли Мещерской. Там несколько страниц рассказывали о том, насколько глупо прожила свою жизнь Классная дама. Каждое слово из этого дневника создавало мнимое впечатление того, что Оля пыталась стать той самой героиней отцовских книг, которые сумели обрести легкое дыхание.

Внезапный порыв весеннего ветра окончательно смог развеять желанное легкое дыхание некогда милой и своенравной Оли.

Краткий анализ главных героев

Большая часть повествования сосредоточена на дневнике погибшей гимназистки, рассказ «Легкое дыхание» сумело в пару предложений раскрыть много образов.

Как пересказать рассказ легкое дыхание

  1. Оля Мещерская. Слишком вольная и вызывающая личность, которая стала жертвой своих же желаний.
  2. Начальница гимназии. Типичная женщина того времени, следящая за нормами и правилами морали.
  3. Казачий офицер. Мимолетная жертва главной героини, превратившийся в агрессора.
  4. Классная дама. Одна из жертв всех стереотипов и «морального» развития женщины тех времен.
  5. Дневник Оли. Странно называть персонажем неодушевленный предмет, но так оно и есть. Иван Бунин ответ большую часть рассказа именно страницам дневника, как персонажу, Альтер эго смой Оли.

Анализ «Легкого дыхания»

Кто написал рассказ Легкое дыхание

Если брать во внимание общую мораль истории, то Иван Бунин пытался показать несправедливость всего мира. Где у женщин нет никаких прав, но вместе с этим, они способны решать судьбы многих мужчин. Сюжет показывает обычные будни общества начала XX века. Если углубиться в эту небольшую историю, то можно заметить, что пересказ займет не больше нескольких предложений. Таким образом, Иван Бунин показал типичность происходящей ситуации того времени.

Иван Бунин в каждом образе показывает пороки человеческой души, и то, что их пагубное влияние приводит к самым ужасным последствиям. «Легкое дыхание» — это непрямой намек на то, что человек по-настоящему обретает свободу, лишь покинув этот грязный и черствый мир. Обидно то, что в рассказе каждый — жертва. Даже сильная руководительница гимназии стала жертвой сильных и жестоких ограничений.

Бунин, словно говорит чрез искривленное зеркало о том, что мир это большая банка, в которой люди похожи на насекомых. Чтобы выжить приходится сживаться с другими жителями, или же уничтожить всех.

Читайте также:
Что значит поэтический образ лейтмотива в музыке и литературе

Прочитав это произведение, все литературные критики и сильные личности провозгласили этот небольшой рассказа Ивана Бунина, как вершину искусства в написании слова. Читать это произведение необходимо для понимания того, что все действия и слова всегда чреваты последствиями.

Легкое дыхание — короткое содержание и анализ рассказа

Иван Александрович Бунин – русский писатель конца XIX – первой половины XX века. Важными темами в его прозаическом творчестве были любовь и внутренний мир человека. Написанный в 1916 году рассказ «Легкое дыхание» – это произведение о трагичности жизни, любви и смерти.

Автор раскрывает две стороны жизни – внешнюю, физическую, и внутреннюю, духовную. Через яркие образы, метафоры и описания поднимаются важные вопросы о сущности человеческого существования.

Название: Легкое дыхание
Автор:
Год написания: 1916 г.
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Модернизм

Рассказ изучается на уроке литературы в 11 классе. Приведенное ниже описание и анализ произведения можно использовать для читательского дневника.

«Легкое дыхание»: пересказ очень кратко

Рассказ о короткой жизни и смерти юной девушки Оли Мещерской. Воспитанница женской гимназии быстро расцвела и стала красавицей. Ветреная, беспечная, резвая, очаровательная, она, как магнитом, притягивала поклонников. Пятнадцати лет Ольга вступила в связь с немолодым мужчиной, другом отца и братом начальницы гимназии.

Директриса отчитывает её за излишнюю весёлость, женскую причёску, наряды, а mademoiselle Мещерская легко ставит начальницу в известность, что она женщина, и сообщает, по чьей вине. Гибнет Оля от рук своего нового любовника, казацкого офицера. Она посмеялась над ним, и казак, оскорблённый в чувствах, выстрелил.

На суде вскрываются подробности падения гимназистки. Убийца приводит в доказательство своих слов запись её дневника. В конце рассказа описывается классная дама Оли Мещерской. Женщина каждое воскресенье приходит к ней на могилу, скорбит и вспоминает.

Место и время действия сюжета

Действие рассказа происходит в русской провинции, в одном из уездных городов начала XX столетия. Для определения места и времени действия важны композиционные особенности произведения. Рассказ построен по нелинейной схеме, а его композиция характеризуется как кольцевая.

История жизни Оли Мещерской описывается в нескольких хронологически разрозненных эпизодах. В тексте присутствуют указания на сезоны года, месяцы и даже конкретные даты. Начинается рассказ в апреле, на кладбище, когда героини уже нет в живых. Потом изложены события, происходящие зимой.

Известно, что погибает героиня через месяц после этого. Приведенная дневниковая запись датирована 10 июля, а описанные в ней события случились в апреле. Таким образом, основные события рассказа происходят на протяжении одного года.

Персонажи рассказа и их краткая характеристика.

Главные герои

Оля Мещерская

Оля Мещерская — гимназистка 16 лет из богатой семьи, рано развилась в красавицу. Она грациозная, легкая, весёлая, прекрасно танцует, её очарование не требует никаких усилий. Обворожительную Олю любят не только молодые люди, в ней души не чают ученицы младших классов. Ключевой особенностью гимназистки было так называемое «легкое дыхание», схожее с дыханием весны, её стихийностью.

Яркий образ Оли Мещерской, которому сам автор не даёт никакой оценки, вызывает противоречивые чувства. Ранний опыт она приобрела, пожалуй, по вине пожилого ловеласа. Символично, что, прогуливаясь по саду с юной Оленькой, Малютин сравнил себя с Фаустом, а её — с Маргаритой. Однако на этом жизнерадостная гимназистка не остановилась. Безусловно, Оля Мещерская порочна, в то же время она детски наивна и искренна. В этом противоречии она ещё обольстительнее.

Писатель ненавязчиво показывает, что в ней главное — живость. Глаза на кладбищенском медальоне радостные и «поразительно живые». Оля смотрит на начальницу «ясно и живо, но без всякого выражения». Она ни о чём не думает. Бунин признавался, что в этом «недуманье» и заключается главный секрет «лёгкого дыхания». В героине над нравственностью и разумом господствует некая стихийность, жажда жизни во всей её полноте. Расплата за эту жажду была страшной — Ольгу застрелил очередной любовник. Соединить пленительную Олю Мещерскую со смертью, с выстрелом на вокзале — мучительно трудно. Образ героини прелестен и трагичен одновременно.

Начальница гимназии

Начальница гимназии — типичная директриса, женщина строгих правил. В её удивительно опрятном кабинете висит портрет царя — символ власти. Эта седая, но ещё моложавая дама бдительно следит за поведением вверенных ей гимназисток. Она не без оснований считает, что Мещерская ведёт себя недопустимо для воспитанницы гимназии. Образ начальницы контрастирует с главной героиней и оттеняет её.

Курьёзная ситуация в том, что родной брат начальницы соблазнил её подопечную, которой она периодически читает нотации. Поучения чиновной дамы Оля, однако, пропускает мимо ушей. Их диалог в рассказе похож на поединок. На выговор madame относительно туфель за двадцать рублей, дорогих гребней и причёски, как у женщины, Оля легко и спокойно парирует, что она уже женщина стараниями брата уважаемой madame. Этой лёгкостью и непосредственностью главная героиня противостоит правилам и приличиям, воплощённым в образе начальницы гимназии.

Классная дама

Классная дама — воспитательница в гимназическом классе Оли Мещерской, маленькая женщина. Это мечтательная старая дева, которая живёт выдумкой, заменяющей ей реальную жизнь.

Немолодая девушка привыкла жить ради кого-то в своём «выдуманном мире». Сначала она посвятила себя брату, обычному прапорщику, для которого придумала необыкновенное будущее. После его смерти она какое-то время воображала, что трудится за идею. Бледное личико Оли в гробу отозвалось новой мечтой для этой впечатлительной натуры. Каждое воскресенье классная дама стала ходить на могилу девушки. Она задаётся вопросом, как можно совместить этот чистый взгляд с тем ужасным, что связано с именем Оли Мещерской? Порой женщина думает, что отдала бы полжизни, только бы не видеть этой могилы. На самом деле она счастлива, как человек, преданный страстной мечте.

Читайте также:
Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Этот персонаж тоже противопоставлен главной героине, которая не отличалась мечтательностью.

Алексей Михайлович Малютин — красивый 56-летний мужчина, брат начальницы гимназии. Он появляется в дневнике Ольги. Из него же читатель узнает, что персонаж одевается со вкусом, «держится кавалером», юной особе приятно его общество и внимание. Скоро отрывается, что это безответственный и безнравственный тип. В отсутствии родителей он совращает наивную пятнадцатилетнюю девушку, дочь своего друга.

Казацкий офицер

Казацкий офицер — последний мужчина Ольги и её убийца. Персонаж описывается некрасивым, его вид назван плебейским. С кругом Мещерской этот человек не имеет ничего общего. Известно о нём немного: приехал из Новороссийска, собирался возвращаться. С Олей они совершенно разные, можно только догадываться, почему она вступила в связь с человеком не своего круга.

Офицер ревнив, страстен, груб и, похоже, с болезненным мужским самолюбием. Признание Ольги в нелюбви, её насмешка, записи в дневнике — всё могло спровоцировать казака схватиться за пистолет и оборвать жизнь этой девочки, пусть испорченной, но неотразимой.

Второстепенные герои

Действующих лиц в рассказе не много. К фоновым героям второго плана можно отнести гимназиста Шеншина, а также подругу и соученицу главной героини по фамилии Субботина.

Они нужны для лучшего раскрытия личности и мотивов поведения Оли Мещерской. Шеншин влюблен в неё, но девушка играет с ним и не воспринимает всерьёз, чем едва не довела трепетного юношу до самоубийства. Субботина внешне описывается как полная и высокая, с ней Оля обсуждает, что прочла в отцовской книге о красоте.

Содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно с цитатами

Апрель. На кладбище на одной из свежих могил стоит новый дубовый крест. С портрета смотрит девушка с «выразительно живыми глазами». Лежит в этой могиле Оля Мещерская. Рассказывается история её короткой жизни. В детстве она ничем не выделялась среди «коричневых платьев гимназисток», потом «начала расцветать» и уже к 15-ти годам «слыла красавицей».

В последнюю свою зиму Оля совсем сошла с ума от веселья.

Начальница гимназии вызывает её и распекает за неподобающее для гимназистки поведение. У Оли дорогие туалеты и «женская прическа». На это Оля отвечает директрисе, что она женщина, и виноват в этом Алексей Милютин — друг её отца и брат начальницы гимназии. Для директрисы связь её родственника с ученицей настоящий позор.

Далее сообщается о том, что через месяц после этого разговора Оля умерла. Её любовник, казацкий офицер, застрелил девушку прямо на вокзале среди большой толпы народа. Убийцу судили, в ходе судебного следствия «ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось».

Офицер рассказал, что она сама виновата, так как не оставила ему другого выбора. Девушка «была близка с ним и клялась стать его женой», но потом заявила, что не любит и дала прочитать страницу дневника, где говорилось о Малютине. Записи ученицы приводятся в качестве доказательства. Так шокировавшее директрису признание подтверждается.

Далее читателю приводится фрагмент из дневника, в котором ярко раскрывается образ и сущность девушки. Как-то раз она осталась одна, приехал Алексей Михайлович, он «говорил какие-то любезности» и «целовал ей руки».

Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! — пишет девушка о своём падении, — Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!

Повествование вновь переносится на кладбище. Описывается церковь, мимо которой каждое воскресение на могилу к Оле ходит «женщина в трауре, платке и черных лаковых перчатках». Она садится на скамью, возле дубового креста и «сидит на ветру и на весеннем холоде час, два, пока совсем не зазябнут ее ноги в легких ботинках и рука в узкой лайке».

Это классная дама Ольги. Воспитанница, её жизнь и смерть стали «предметом неотступных дум» для женщины, которая привыкла жить «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь». У могилы классная дама вспоминает разговор Оли с её подругой. Та рассказывала Субботиной о прочитанной книге из папиной библиотеки, где говорилось, что для женщины главное — «легкое дыхание», и оно у неё было.

Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, ведь правда, есть?

Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. — этой фразой заканчивается рассказ.

Анализ произведения

Стилистические особенности

Бунин оставил след в литературе и как писатель-прозаик, и как поэт. Язык его новелл очень поэтичен, авторская манера письма узнаваема, недаром в литературоведении закрепилось такое понятие как «бунинский стиль». «Легкое дыхание» отражает характерные особенности: простота и краткость сочетаются с образностью, метафоричностью, «воздушностью» текста.

Важную роль в рассказе играют портретные описания, дополняющие и раскрывающие образы персонажа. Не случайно знакомство с Олей Мещерской начинается с её «надгробного портрета». Средством выразительности является пунктуация. Текст изобилует незаконченными предложениями, многоточиями.

Концептуальные и содержательные особенности

Произведение Бунина содержательно соотносят с концепцией «живой жизни», популярной в литературе и философии того времени. В её основе — идея о ценности самой сути человеческого существования, а «живость» понимается как непременный его атрибут.

Проблемы жизни и смерти, любви и порока переплетаются на страницах короткого бунинского рассказа. По большому счету автор ставит перед нами вопрос, как правильно жить, и однозначного ответа на него не дает.

Сюжет в рассказе вторичен. Он умышленно изложен «отрывками», через последовательность ярких эпизодов. Некоторые литературоведы отмечают, что в рассказе отсутствует «интерес к сюжету как таковому». Центральная метафора «Легкое дыхание» по мнению литературоведа Выгодского определяет построение рассказа. «Быть предельно живым, значит быть предельно обреченным» — в такой фразе мировоззренческую специфику произведения выражает исследователь С. Вайман.

Читайте также:
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

«Легкое дыхание» — прозаическое произведение малой литературной формы, то есть рассказ. Часто к произведениям Бунина применяют термин «новелла». Использованные приёмы, смешение «двух планов повествования», тематическая, композиционная и концептуальная линия произведения позволяют отнести его к литературе модернизма.

Кратко об истории создания

Рассказ «Легкое дыхание» Бунин задумал, оказавшись в ситуации, схожей с той, какая описывается в начале рассказа. Писатель гулял по кладбищу и его взгляд остановился на надгробии с крестом. С портрета на него смотрела молодая, очень красивая, пылающая жизнью девушка. В такой ситуации человек невольно задумывается над вопросом, почему эта красотка так рано покинула этот мир, в чем причина столь быстротечной жизни? Творческий человек, обладающий воображением, просто не мог не начать фантазировать, какой могла быть её жизнь.

Текст рассказа родился в Орловской Губернии, в деревне Васильево, где автор проживал в тот период. Писателю поступило предложение о публикации в журнале «Русское слово», с редактором которого Иван Алексеевич был в хороших отношениях. Готового произведения у Бунина не было, в голове ожили кладбищенские впечатления, и на бумагу вылилась история гимназистки Оли Мещерской, на страницах журнала она была опубликована в 1916 году.

Аудикнига

И. Бунин “Лёгкое дыхание”: анализ, характеристика героев и интересные факты

Когда заходит речь о рассказах о любви, первым, кого вспоминают, – Ивана Алексеевича Бунина. Только он мог так трепетно, тонко описывать прекрасное чувство, так точно передавать все оттенки, которые есть в любви. Его рассказ “Легкое дыхание”, анализ которого представлен ниже, является одной из жемчужин его творчества.

анализ легкое дыхание

Герои повествования

Анализ “Легкого дыхания” нужно начать с краткого описания действующих лиц. Главной героиней является Оля Мещерская, гимназистка. Непосредственная, беззаботная девушка. Она выделялась среди других гимназисток своей красотой и изяществом, уже в юном возрасте у нее было много поклонников.

Алексей Михайлович Малютин, пятидесятилетний офицер, друг отца Ольги и брат начальницы гимназии. Холостой, приятной наружности мужчина. Соблазнил Олю, думал, что он ей нравится. Самолюбив, поэтому, узнав, что девушка испытывает к нему отвращение, выстрелил в нее.

Начальница гимназии, сестра Малютина. Седоволосая, но еще моложавая женщина. Строгая, неэмоциональная. Ее раздражала живость и непосредственность Оленьки Мещерской.

Классная дама героини. Немолодая женщина, которой мечты заменили реальность. Придумывала возвышенные цели и со всею страстью отдавалась размышлениям о них. Именно такой мечтой и стала у нее Ольга Мещерская, ассоциировшаяся с молодостью, легкостью и счастьем.

Краткое содержание

Анализ “Легкого дыхания” нужно продолжить кратким содержанием рассказа. Повествование начинается с описания кладбища, где похоронена гимназистка Оля Мещерская. Сразу дается описание выражения глаз девушки – радостное, поразительно живые. Читатель понимает, что рассказ будет про Олю, которая была веселой и счастливой гимназисткой.

Далее говорится о том, что до 14 лет Мещерская ничем не отличалась от других гимназисток. Она была хорошенькой, шаловливой девочкой, как и многие ее ровесницы. Но после того, как ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали настоящей красавицей.

Девушка отличалась от своих сверстниц тем, что ее не беспокоил внешний вид, не волновало, что от бега краснело ее лицо, а прическа становилась растрепанной. На балах никто не танцевал с такой легкостью и изяществом, как Мещерская. Ни за кем так не ухаживали, как за ней, и никого так первоклассницы не любили, как ее.

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии. Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька ничуть не смущаясь, делает шокирующее признание о том, что она стала женщиной. И виноват в этом брат начальницы, друг ее отца, Алексей Михайлович Малютин.

А спустя месяц после этого откровенного разговора, он застрелил Олю. На суде Малютин оправдался тем, что во всем виновата сама Мещерская. Что она его соблазнила, обещала выйти за него замуж, а потом сказала, что испытывает к нему отвращение и дала прочитать свой дневник, где она писала об этом.

На могилу к Оленьке каждый праздник приходит ее классная дама. И часами размышляет о том, как несправедлива бывает жизнь. Ей вспоминается разговор, который она однажды услышала. Оля Мещерская говорила своей любимой подруге о том, что в одной папиной книге прочитала о том, что в красоте женщины важнее всего легкое дыхание.

анализ рассказа легкое дыхание

Особенности композиции

Следующий пункт анализа “Легкого дыхания” – это особенности композиции. Данный рассказ отличается сложностью выбранного построения сюжета. В самом начале писатель уже показывает читателю конец печальной истории.

Затем он возвращается назад, быстро пробегая детство девушки и возвращаясь к периоду расцвета ее красоты. Все действия быстро сменяют друг друга. Об этом говорит и описание девушки: она становится прекраснее “не по дням, а по часам”. Балы, катки, беготня – все это подчеркивает живую и непосредственную натуру героини.

Читайте также:
Тихий Дон Шолохова: краткое содержание по главам, Википедия о Тихом Доне Шолохова

В рассказе имеются и резкие переходы – вот, Оленька делает смелое признание, а через месяц в нее стреляет офицер. А потом уже наступил апрель. Такая быстрая смена времени действия подчеркивает, что в жизни Оли все происходило быстро. Что она совершала действия, совсем не думая о последствиях. Она жила настоящим, не задумываясь о будущем.

А приведенный в конце разговор между подругами, открывает читателю самую главную тайну Оли. Это то, что у нее было легкое дыхание.

анализ рассказа легкое дыхание Бунина

Образ героини

В анализе рассказа “Легкое дыхание” важно рассказать об образе Оли Мещерской – юной прелестной девушки. Она отличалась от других гимназисток своим отношением к жизни, взглядом на мир. Ей все казалось простым и понятным, каждый новый день она встречала с радостью.

Возможно, именно поэтому она была всегда легка и грациозна – ее жизнь не сковывали никакие правила. Оля делала то, что хотела, не задумываясь над тем, как это будет принято в обществе. Для нее все люди были такими же искренними, хорошими, поэтому она так легко призналась Малютину в том, что не испытывает к нему симпатии.

И то, что произошло между ними, было любопытством со стороны девушки, которая хотела стать взрослой. Но потом она осознает, что это было неправильно и старается избегать Малютина. Оля считала его таким же светлым, какой была сама. Девушка не думала, что он может быть настолько жесток, самолюбив, что выстрелит в нее. Таким людям, как Оля, непросто жить в обществе, где люди скрывают свои чувства, не радуются каждому дню и не стремятся найти в людях хорошее.

легкое дыхание анализ произведения

Сравнение с другими

В анализе рассказа “Легкое дыхание” Бунина неслучайно упоминается о начальнице и классной даме Оли. Эти героини – полные противоположности девушки. Они прожили жизнь, ни к кому не привязываясь, ставя во главе всего правила и мечты.

Они не жили той настоящей яркой жизнью, которой жила Оленька. Именно поэтому у них к ней особое отношение. Начальницу раздражает внутренняя свобода девушки, ее смелость и готовность противостоять обществу. Классная дама восхищалась ее беззаботностью, счастьем и красотой.

краткий анализ легкое дыхание Бунин

В чем смысл названия

В анализе произведения “Легкое дыхание” нужно рассмотреть и смысл его названия. Что подразумевалось под легким дыханием? Имелось в виду не само дыхание, а именно беззаботность, непосредственность в выражении чувств, что было присуще Оле Мещерской. Искренность всегда восхищала людей.

Это был краткий анализ “Легкого дыхания” Бунина, рассказа о легком дыхании – о девушке, которая любила жизнь, познала чувственность и силу искреннего выражения чувств.

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: читать полный текст и краткое содержание, слушать аудиоверсию. Суть произведения, анализ рассказа: тема и художественные особенности. Почему рассказ назван именно «Лёгкое дыхание»?

Фото «Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

«Лёгкое дыхание» — рассказ Ивана Бунина, написанный весной 1916 года. Главная героиня — трагически погибшая гимназистка Оля Мещерская. По словам литературного критика Станислава Рассадина, «Лёгкое дыхание» — самый знаменитый рассказ Бунина.

Полный текст, аудиокнига и фильм

Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

В 1994 году режиссер Лев Цуцульковский снял фильм «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина. Первая новелла — переложение рассказа «Лёгкое дыхание».

Краткое содержание

На кладбище стоит свежий дубовый крест, украшенный фотографией юной гимназистки «с радостными, поразительно живыми глазами». Это Оля Мещерская.

Девочкой Оля не выделялась среди подруг, но потом стала расцветать. Её красота, живость и непосредственность пленяли окружающих. Младшие девочки её обожали. Поговаривали, что влюблённый в Олю гимназист Шеншин покушался на самоубийство, измученный её изменчивым обращением.

Однажды девушку вызвала начальница гимназии и стала отчитывать за неподобающий внешний вид, в частности, за взрослую прическу: «Вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка…»

Оля Мещерская на это ответила с дерзкой прямотой: «Вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин».

Кадр из фильма «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина

А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

Следователю офицер признался, что состоял в связи с Олей Мещерской. Она обещала выйти за него замуж, но в тот день на вокзале призналась, что никогда его не любила, и дала прочесть страницу дневника о том, как Малютин лишил её девственности.

Приводится отрывок из дневника Оли. В нем рассказывается, что в тот день девушка осталась одна в родительском загородном имении. Днём приехал Алексей Михайлович Малютин — 56-летний друг отца, красивый мужчина с «совсем молодыми» глазами. Он делал Оле комплименты, целовал руку, потом губы через платок… В итоге он лишил девушку невинности. Той же ночью Мещерская записала в дневнике:

«Я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого. »

Прочитав отрывок из дневника, отвергнутый казачий офицер застрелил Мещерскую прямо на платформе.

Кадр из фильма «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина

Каждое воскресенье к могиле Оли приходит маленькая женщина в легких ботинках и сидит на ветру возле дубового креста, пока совсем не замёрзнет. Ей горько думать о погибшей гимназистке, но «в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди». Это классная дама Оли Мещерской. Она всегда жила не своей жизнью: сначала мыслями о брате, который погиб в Русско-японскую войну, теперь — мыслями о трагедии Оли.

Читайте также:
Что значит поэтический образ лейтмотива в музыке и литературе

Классная дама вспоминает однажды подслушанный разговор Оли с подругой. Мещерская тогда рассказывала, что в какой-то книге из библиотеки отца прочла, будто главный признак женской красоты — лёгкое дыхание. «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?» — спрашивала Оля подругу.

Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.

Иллюстрация Ореста Верейского к рассказу «Лёгкое дыхание»

История рассказа

Произведение родилось легко и быстро, вспоминал сам Бунин:

Рассказ «Лёгкое дыхание» я написал в деревне, в Васильевском, в марте 1916 года: «Русское слово» Сытина просило дать что-нибудь для пасхального номера. Как было не дать? «Русское слово» платило мне в те годы два рубля за строку. Но что дать? Что выдумать? И вот вдруг вспомнилось, что забрёл я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства.

Иван Бунин. «Происхождение моих рассказов»

В разговоре с Г.Н. Кузнецовой Бунин объяснял, «что его всегда влекло изображение женщины, доведённой до предела своей “утробной сущности”. “Только мы называем это утробностью, а я там назвал это лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости, и в смерти, и есть “лёгкое дыхание”, недуманье”».

Некоторые литературоведы считают, что Кузнецова неверно передает суть разговора, потому что это объяснение противоречит их пониманию рассказа.

Анализ рассказа «Лёгкое дыхание»

Тема, проблема и трактовка

Тему рассказа можно определить по-разному: это и женская красота, и хрупкость человеческой жизни, и опасности юности.

Бунин поднимает проблему судьбы, пишет литературовед Вячеслав Влащенко в статье «Сто лет “Лёгкому дыханию” Бунина».

При этом трактовка рассказа может быть разной: социальной, нравственной и философской. В первом случае можно считать, что Олю Мещерскую сгубило общество в лице похотливого Малютина и ревнивого казачьего офицера. Во втором — что девушка фактически совершила скрытое самоубийство, не пережив нравственного падения. На философском уровне можно поразмышлять о том, что красота и молодость оказываются обречены на гибель, а любовь ведёт к трагедии.

Читать рассказ можно также на психологическом и духовном уровне: любви и красоте суждено погибнуть, если плотские инстинкты в человеке побеждают высшее, духовное начало, объясняет Влащенко.

Оценка героини

У читателей и литературных критиков Оля Мещерская всегда вызывала противоречивые чувства. Константин Паустовский писал о своей «внезапной любви к этой погибшей девушке». А Иван Ильин, наоборот, задумывался о грехопадении и порочности этой девушки, о превращении «мадонны» в «блудницу» и в «палача» — она погубила и себя, и любовника-офицера.

При этом сам Бунин принципиально отказывается от моральных оценок, отмечал литературовед Александр Жолковский. Автор не говорит, хороша или плоха Оля, правильно ли поступают другие герои рассказа.

Станислав Рассадин задавался вопросом: можно ли вообще у Бунина «отличить добро от зла, если последнее завораживает?» Как быть, «если магически очаровательна сама порочность девочки-гимназистки Оли Мещерской — или, во всяком случае, несущественна и простительна по сравнению с данным ей (кем? Дьяволом? Богом?) лёгким дыханием»?

«Я не виновата», – говорит Оля Мещерская начальнице гимназии, имея в виду свои прекрасные волосы и прическу. Вопрос о том, кто виноват и что виновато в ее сломанной жизни, остается открытым. Очевидно, что цель Бунина совсем не в том, чтобы обличить порок и назвать виновников.

Нелинейность сюжета

События в рассказе расположены не в хронологическом порядке: сюжет сильно отличается от фабулы. Сначала показана могила Оли Мещерской, затем рассказывается о её взрослении и разговоре с начальницей, после мы узнаем о гибели Оли, читаем отрывок из её дневника, вновь возвращаемся к могиле вместе с классной дамой.

«Рассказ прыгает то назад, то вперед», создавая особую «мелодию новеллы», писал психолог и литературовед Лев Выготский в книге «Психология искусства».

Л.С. Выготский. Диспозиция и композиция рассказа «Лёгкое дыхание»

В фабуле «нет решительно ни одной светлой черты»: недалёкая провинциальная гимназистка, соблазнённая пожилым соседом, считает себя взрослой женщиной и вступает в связь с «некрасивым и плебейского вида» казачьим офицером, а вскоре тот убивает её в порыве злости. Это «ничтожная» история, «житейская муть», поясняет Выготский.

Но Бунин выстраивает события так, что рассказ получается захватывающим, лиричным и оставляющим не гнетущее впечатление, а ощущение лёгкости. По словам Выготского, срабатывает «закон уничтожения формой содержания».

Это рассказ не об Оле Мещерской, а о лёгком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, лёгкости, отрешённости и совершенной прозрачности жизни… Житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в лёгкое дыхание бунинского рассказа.

Лев Выготский. «Психология искусства»

В художественном произведении всегда заложено противоречие между содержанием и формой — автор нарочно выбирает «враждебный» материал, полагал Выготский. Рассказать об ужасных событиях, чтобы получился рассказ о «лёгком дыхании», «житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер» — вот подлинное литературное мастерство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: