Литературный приём «парцелляция»: роль художественного метода в тексте, пример

Что такое парцелляция в русском языке. Примеры

Парцелляция в рус­ском язы­ке — это такое син­так­си­че­ское постро­е­ние тек­ста, в кото­ром исполь­зу­ет­ся наме­рен­ное чле­не­ние связ­ной мыс­ли на состав­ля­ю­щие её части с целью уси­ле­ния выра­же­ний эмо­ций, харак­те­ри­сти­ки состо­я­ния субъ­ек­та, изоб­ра­же­ния внут­рен­ней речи и пр.

В лите­ра­ту­ре суще­ству­ет мно­же­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. В первую оче­редь, к ним отно­сят­ся тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигуры:

Кроме это­го бога­то­го арсе­на­ла худо­же­ствен­ных средств, писа­те­ли в сво­ем твор­че­стве актив­но поль­зу­ют­ся пар­цел­ля­ци­ей. Узнаем, что такое пар­цел­ля­ция в рус­ском языке.

Парцелляция — синтаксический прием речи

Этот тер­мин име­ет фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние. В пере­во­де с фран­цуз­ско­го язы­ка сло­во parcella бук­валь­но зна­чит «части­ца».

Как извест­но, текст состо­ит из мини­маль­ных еди­ниц — пред­ло­же­ний. В рус­ском язы­ке син­так­си­че­ский при­ем пар­цел­ля­ции нару­ша­ет целост­ность тек­ста, а точ­нее пред­ло­же­ния. Плавно теку­щая мысль неожи­дан­но пре­ры­ва­ет­ся и пре­вра­ща­ет­ся в корот­кие отры­воч­ные кусоч­ки фраз, каж­дая из кото­рых оформ­ле­на завер­ша­ю­щим пунк­ту­а­ци­он­ным зна­ком, чаще точкой:

…Но горы близко.
И снег на них. Мы вре­мя проведем
У печ­ки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.

Парцелляция это

Парцелляция пред­став­ля­ет собой инто­на­ци­он­ное чле­не­ние пред­ло­же­ния на состав­ля­ю­щие его смыс­ло­вые отрез­ки, обо­зна­чен­ные пунк­ту­а­ци­он­но с помо­щью завер­ша­ю­щих зна­ков препинания:

  • точ­ки
  • вос­кли­ца­тель­но­го знака
  • вопро­си­тель­но­го знака
  • мно­го­то­чия.

-Я? Вам? Дал теле­фон? Что за ерун­да! — не пони­мая, ска­зал Никитин (Ю. Бондарев).

Строение парцелляции

При пар­цел­ля­ции фра­за, в кото­рой содер­жит­ся глав­ная мысль, явля­ет­ся основ­ной (базо­вой). Интонационно и пунк­ту­а­ци­он­но отчле­нен­ная часть фра­зы назы­ва­ет­ся пар­цел­ля­том. Каждый пар­цел­лят гра­фи­че­ски обо­зна­ча­ет­ся как само­сто­я­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое чаще все­го явля­ет­ся непол­ным и грам­ма­ти­че­ски и син­так­си­че­ски зави­сит от преды­ду­ще­го контекста.

Пришли соседи…Женщина с ребен­ком. Уже никто меня не узна­ет (С. Есенин).

Такое наме­рен­ное деле­ние фра­зы на несколь­ко пунк­ту­а­ци­он­но само­сто­я­тель­ных частей поз­во­ля­ет выде­лить в сооб­ще­нии допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые цен­тры и при­влечь к ним вни­ма­ние читателя.

Цель применения парцелляции в литературе

Как образ­ное изоб­ра­зи­тель­ное сред­ство рус­ско­го язы­ка, пар­цел­ля­ция при­ме­ня­ет­ся авто­ром с целью:

  • акцен­ти­ро­ва­ния вни­ма­ния чита­те­ля на глав­ном в изображаемом;
  • выде­ле­ния неко­то­рых дета­лей картины;
  • эмо­ци­о­наль­но­го уси­ле­ния воз­дей­ствия тек­ста на читателя;
  • созда­ния эффек­та неожиданности;
  • изоб­ра­же­ния дли­тель­но­сти дей­ствия во времени;
  • уси­ле­ния кон­тра­ста изоб­ра­жа­е­мых явлений.

Примеры парцелляции в художественной литературе

А всё Кузнецкий мост, и веч­ные французы,
Откуда моды к нам, и авто­ры, и музы:
Губители кар­ма­нов и сердец!
Когда изба­вит нас творец
От шля­пок их! чеп­цов! и шпи­лек! и булавок!
И книж­ных и биск­вит­ных лавок!

Слова отзву­чи­ва­ют и уте­ка­ют как вода — без вку­са, без цве­та, без запа­ха. Без сле­да. (А. Солженицын).

Я тоже при­встал и посмот­рел в тем­но­ту за окном. Шёл неслыш­ный снег. Первый снег этой осе­нью (Ю. Казаков).

Но всё бро­саю, всё…Сейчас будем пить чай…С кон­фе­та­ми! (А. Приставкин).

Во всем мне хочет­ся дойти
До самой сути.
В рабо­те, в поис­ках пути,
В сер­деч­ной смуте.

Боюсь гости­ниц. Может, потому,
Что чув­ствую, что в номе­ре когда-то
Остаться мне слу­чит­ся одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я спи­сок кораб­лей про­чел до середины:
Сей длин­ный выво­док, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Видеоурок

Парцелляция – характеристика, функции и примеры в русском языке

Что вы знаете о парцелляции в русском языке? Что это за прием и как он строится? Владение нормами русского языка, ее выразительными средствами отличает речь культурного человека. Давайте подробно рассмотрим данную тему.

Читайте также:
Стихотворение Пушкина «Деревня»: история создания и анализ произведения

Что такое парцелляция в русском языке

Что такое парцелляция

Парцелляция (от итал. parcella — частица, от лат. particula) – стилистическая фигура. В литературный язык художественный прием пришел из разговорной речи.

Парцелляция – способ речевого представления предложения несколькими самостоятельными синтаксическими единицами.

Если кратко, это намеренное разделение предложения на несколько смысловых частей:

«А я осталась в пустом доме. Одна».

При правильном построении предложения мы бы сказали:

«Я одна осталась в пустом доме».

В устной речи парцелляция осуществляется посредством интонации. В письменной — выделяется знаками препинания.

В разговоре мы, не задумываясь, используем парцелляцию:

«Приду поздно. Часиков в десять»;

«Купи хлеб. И тортик не забудь».

Строение парцелляции

Это присоединительная синтаксическая конструкция. Присоединяться может как отдельное слово, словосочетание, так и предложение.

Парцелляция строение

Основная мысль выражена в базовой части предложения – теме. Парцелляты – выделенные смысловые отрезки предложения. Они акцентируют внимание на еще не известной информации, т. е. тесно связаны с понятием ремы (тема – данное; рема – новое в предложении).

Выделяться в смысловые отрезки могут разные члены предложения:

Подлежащее и сказуемое:

«У меня тут и садик, и огород. И гараж» (П. Нилин).

«Ждать! Это было не в его правилах» (В. Катаев).

Определения:

«Мне очень не хватает Гайдара. Большого, доброго, талантливого человека» (К. Г. Паустовский).

«Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе» (В. Конецкий).

Обстоятельства:

«Пистолет лежал в траве. Рядом с пустыми бутылками» (С. Довлатов).

Парцеллированной может быть придаточная часть предложения:

«Доберетесь до сторожки лесника быстро. Если пойдете через болото напрямик».

43

Отделять парцелляты от основной части предложения могут разные знаки препинания:

«Во всем должны быть смысл, логика. Чувство меры, наконец».

«Это мне показалось странным, и недаром».

Точка с запятой:

«Иду к дому; к самому теплому в моей жизни месту».

Вопросительный или восклицательный знаки:

«Ты что? В своем уме? Отвечай!».

«Сложно объяснить, как появляются привычки – и неожиданные притом».

«Оказывается, я был не одинок. Любили и других» (Ю. Котлярский).

Части предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, могут быть выделены новой строкой:

«Мы жили рядом и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын);

Разновидности парцелляции

Бывают однотипными и многотипными:

Чаще обособлены параллельные конструкции однотипные:

«Язык меняется. Освежается. Обогащается».

В таком случае часто используется градация – усиление признака по нарастающему или нисходящему значению:

«Кругом счастливые лица, все улыбаются. Слышен смех. Какие-то слова. Где-то хохочут».

и могут быть разнотипными:

«К нам приехали гости. Надолго. С детьми и собакой. Повидаться и подготовиться к учебному году».

Зачем применяется парцелляция

Синтаксический прием письменного языка для выражения экспрессии имеет большое значение в художественной литературе и публицистике.

3241

Парцелляция – одно из средств выразительности. Как троп, широко применяется в литературной речи.

Выполняет такие стилистические задачи:

Характерологическая функция: для передачи внутреннего состояния героя (характеристика героя).

Экспрессивная функция: придает эмоциональность и выразительность.

Выделительная функция: выделяет, усиливает в предложении главное, замедляет нашу речь.

Читайте также:
Система персонажей романа Толстого Война и мир: Вера и Соня Ростовы, граф Болконский и другие

Примеры парцелляции в художественной литературе

В истории литературы находим парцеллированные конструкции достаточно часто.

Чацкий

У А. С.Грибоедова в «Горе от ума» читаем:

«Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!».

У А. С. Пушкина в «Медном всаднике»:

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! Все гибнет! Кров и пища!

Где будет взять?».

Особую популярность приобретает этот стилистический прием в Серебряном веке.

Марина Цветаева писала:

«Не люблю, когда слова – льются. Рвутся – да».

В современной литературе и публицистике это распространенное средство выразительности:

«У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо…. И узбекам он был не свой, и русским — не земляк. Бедолага» (Е. Гришковец).

Расчлененные предложения широко используются в стихотворной речи. Например:

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю.

Ни к кораблю» (М. Цветаева).

Парцелляты позволяют кратко, но емко и эмоционально выражать поэтическую мысль.

Современное состояние теории парцелляции

Теория присоединительных конструкций появилась в истории в начале прошлого столетия, а закончила свое формирование к 50-м годам.

Теория несет свои функции:

исследование присоединительных конструкций как феномена синтаксиса;

исследование функций расчлененных конструкций и их классификации;

исследование роли парцеллятов в тексте как средства выразительности языка.

Исследовательская работа по теме: Парцелляция как композиционный прием синтаксической расчлененности текста

К.Г. Паустовский писал : «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Скачать:

Вложение Размер
dolchin_amyr.doc 527.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме:

Парцелляция как композиционный прием синтаксической расчлененности текста

Выполнил: Долчин Амыр

МБОУ «Ябоганская СОШ»
8 класс

Научный руководитель :
Селешева Наталья Леонидовна

с.Ябоган, 2017/2018 учебный год

2.Теоретический подход к вопросу.

3.Способы выражения парцелляции.

4.Время появления парцелляции и частотность ее применения в литературе

5.Парцелляция в средствах массовой информации

10. Приложение 3

11. Приложение 4

14. Приложение 7

К.Г. Паустовский писал : «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Изучение русского языка может и должно быть интересным и увлекательным. Это удивительный мир слов и их значений, происхождение и история многих устойчивых выражений и оборотов, образование новых слов и правильное их написание и произношение. Не секрет, что часто по тому, грамотно ли человек пишет, судят о его знании языка, о его культуре, наконец, вообще о нем самом. Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – это одно из условий культурной речи. Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы. Мы ощущаем потребность в занятиях русским языком дополнительно. В начале учебного года мы прочитали в книге странные предложения : «Она сидела. Молча. Не обращая ни на кого внимания. И плакала.» Оказалось, этот прием называется парцелляцией. Нам захотелось изучить эту тему подробнее.

Читайте также:
Сказка Пушкина о золотом петушке: краткое содержание, смысл и мораль

Актуальность темы: Недостаточная изученность её в языке.

Мы поставили перед собой цель: Исследование особенностей употребления парцелляции.

В ходе работы решались следующие задачи.

  1. Ознакомиться с содержанием дополнительной литературы, найти в них материалы по этой теме.
  2. Изучить литературу по теме в школьной, городской и других библиотеках.
  3. Проследить, в каких стилях речи применяется парцелляция.
  4. Выяснить, насколько известно это лингвистическое явление учащимся школы.
  5. Сопоставить полученную информацию, сделать выводы о целях употребления парцелляции.
  6. Разработать и напечатать сборник для учащихся и учителей по данной теме.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что парцелляция создает экспрессию в тексте.

Мы считаем, что эта тема достаточно сложна, что делает ее интересной и увлекательной. Чтобы убедиться в этом, мы решили проследить, как употребляется парцелляция в различных стилях речи. Результаты исследований отображены в Приложении №1.

Помимо этого нам стало интересно узнать, насколько эта тема известна и понятна обучающимся нашей школы. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 5, 7, 9 ,11 классов. (Приложения №2, №3, №4, №5).

Теоретический подход к вопросу.

Парцелла (фр. рarcelle букв. частица) – небольшой участок земли, на котором с помощью примитивных средств производства крестьянин ведёт своё мелкое (парцеллярное) хозяйство. (краткий словарь иностранных слов)

Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции. — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.

Практически все ученые едины во мнении о том, что, будучи синтаксическим процессом, парцелляция получает все больше распространения, а, следовательно, ее изучение представляет собой актуальную проблему в современных лингвистических исследованиях. В связи с изучением текста, способов его членения и организации, проблема парцелляции стала одной из актуальных в исследовании синтаксиса.

Парцелляция в основном изучается как процесс или преобразование синтагматического синтаксиса, как специализированное средство распространения состава предложения.

Термин «парцелляция» восходит к французскому слову «parceller», что значит «делить, дробить на части»; он применяется для обозначения способа членения текста. Парцелляция не имеет в лингвистической литературе полного и однозначного определения, что, несомненно, связано с многоплановостью самого явления парцелляции и с различием подходов к ее исследованию.

При этом, как отмечает большинство исследователей этой проблемы, парцелляция относится к области экспрессивного синтаксиса.

Парцеллят основывается на передачи мысли, оформленной пунктуационно и интонационно, и имеет результат информационной компрессии для четкого выделения языковой структуры, на которую автор делает смысловое ударение, определяя ее как гравитационный центр мысли, который не является при этом синтаксически законченной конструкцией. Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса речи. Многие языковеды отмечают, что парцелляция – явление живое, активное, преуспевающее, особенно в языке художественной литературы и публицистики. Согласно точке зрения Е.А. Иванчиковой, явление парцелляции диктуется прежде всего экстралингвистическими факторами: ускорение современного темпа жизни и необходимость в связи с этим передавать информацию более выразительным и кратким способом.

Читайте также:
Повесть Гоголя «Нос»: история создания и анализ, краткий пересказ содержания и характеристика героев

Приоритет изучения парцелляции принадлежит российским исследователям, которые первыми отметили особый характер парцеллированных конструкций. Прием парцелляции, широко распространенный во многих языках, имеет свои индивидуальные черты в каждом конкретном языке. Возможности разных языков в образовании парцеллированных конструкций неодинаковы, так как они обусловлены особенностями синтаксиса каждого отдельного языка. Анализ парцелляции как грамматической структуры речи позволяет сделать заключение о том, что парцелляция является широким синтаксическим процессом.

Способы выражения парцелляции.

1.Именительный темы – особый компонент, который не входит в структуру предложения, но и не является самостоятельным. Он только называет предмет или явление, о котором пойдёт речь в высказывании, но сам ничего не сообщает об этом предмете. Например:

Труд! Всё сейчас было полно им вокруг. (К.Паустовский..

Ах, Франция! Нет в мире лучше края. (А.Грибоедов.)

Форма именительного падежа совпадает с формой обращения, но функции их разные. Именительный темы выделяет предмет высказывания, привлекает внимание к нему. Например:

Сибирь! Москва! Два этих слова звучали именем страны… (А.Твардовский.)

В предложении с именительным темы содержится указание на 3-е лицо (при обращении – на 2-е лицо). А.М.Пешковский назвал данный компонент именительным представления. Именительный представления, который называет предмет речи (мысли), используется для того, чтобы вызвать представление о нём в сознании собеседника, читателя. Например:

Москва. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (А.С.Пушкин.)

Именительный представления включает иногда определения.

Россия средней полосы…

Туман лугов, и запах прелый

Копны, промокшей от росы.

И карий глаз ромашки белой. (Г.Соколов)

Такие синтаксические конструкции заметно выделяются в тексте, поэтому всегда выразительны, нередко усиливают эмоциональную окраску текста или его части, на что иногда в письменной речи указывает восклицательный знак. Экспрессивность именительного представления подчеркивается особой интонацией, которая характеризуется повышением тона и паузой после существительного.

Крестьянин… Он не только кормилец, он человек оседлый, надёжный, он – якорь жизни. (В.Астафьев.)

Россия! Где она кончается?

Найди конец, чтоб клином свет.

Россия в сердце начинается, –

А в нём конца и края нет. (Н. Кабушкин)

2.Инфинитивные предложения в составе сложного синтаксического целого «вмещаются» в семантику следующего предложения местоимением-подлежащим «это». Например:

Ждать! Это было не в его правилах. (В. Катаев)

Бродить по горам с молотком и сумкой за плечами, ездить верхом, жить в палатке, видеть пылающие под солнцем вершины… Неужели это действительно будет? (Ю.Волынский.)

Особым композиционным приёмом является синтаксическая расчленённость текста. Способы выражения этого приёма разнообразны. Изложение мысли автора может прерываться вводной или вставной конструкцией, вопросом или даже несколькими вопросами. Ощущение фрагментарности изображения, выделенности каких-то предметов или явлений, их самостоятельности синтаксически может быть организовано с помощью цепочки назывных предложений. Расчленение мысли, вынесение в начало слова, обозначающего предмет размышления, осуществляет именительный темы (представления).

3.Сложноподчиненное предложение . Целостная структура сложного предложения, подчиняясь коммуникативному заданию, членится на 2 или более интонационно оформленных предложения.

Например: Что он скажет, кроме банальных слов утешения?

Которые будут ему самому противны? (Н.Амосов)

Пешком до пристани всего четверть часа. Если идти через городской сад. (В.Панова.)

Время появления парцелляции и частотность ее применения в литературе.

Ни в одном из источников не говорится даже о примерных сроках появления этого лингвистического явления в художественных произведениях. Чтобы установить хотя бы примерные временные рамки мы решили проанализировать литературу разных периодов.

Читайте также:
Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ по главам

1.Древнерусская литература. Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов.

Для своих наблюдений мы прочитали следующие произведения, относящиеся к древнерусской литературе:

Слово о полку Игореве» в переводах В. Жуковского и Н.Заболоцкого(XII в)

«Исцеление Ильи Муромца»(XII в); «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (XI – XII вв); «Илья Муромец и Святогор» (XVI –XVII вв); «Илья Муромец и Сокольник»(XVI –XVII вв);«Илья Муромец и Калин –царь»(XIIIв); «Поездки Ильи Муромца»(XVII в);«Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»(XVIв).

Наши наблюдения размещены в Приложении 1. В результате наблюдений , мы пришли к следующему выводу.

Время написания всех этих произведений охватывает период с XI –XVII века, ни в одном из этих текстов не встречается предложений с парцелляцией. Следовательно, данное средство художественной изобразительности появилось не ранее XVII века.

2.Русская литература XIX века. XIX век в русской литературе называют “золотым веком”. Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и “альбомных” стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам таких мастеров как: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Григорьев.

Для работы я взяла произведения известных русских писателей: М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, И. С.Тургенева ( Приложение 2)

В итоге мы пришли к выводу: В произведениях:

М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,«Палата №6»;И.С.Тургенева «Рудин», «Ася»; Н.В.Гоголя «Мертвые души» парцелляция встречается не очень часто. Мы думаем это связано с тем, что авторы данных произведений не стремятся сделать текст эмоциональным и придать им экспрессивные оттенки, что напрямую связано с самим содержанием этих произведений.

3. Русская литература XX века. Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX века. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имен художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А. Ахматова и О. Мандельштам, А. Блок и В. Брюсов, Д. Мережковский и М. Горький, В. Маяковский и В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (М. Врубель, М. Нестеров, К. Коровин, В. Серов, К. Сомов и др.), композиторов (А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев, С. Рахманинов), философов (Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Федотов,П. Флоренский,Л. Шестов). Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряженные поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем.

Читайте также:
Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография, жизнь и творчество поэта, интересные факты

Для своих наблюдений мы взяли произведения А.И.Куприна и И.А.Бунина. Свои исследования мы внесли в таблицу (Приложение 3)

В итоге мы сделали вывод: А.И.Куприн и И.А.Бунин крайне редко используют в своих произведениях этот синтаксический прием.

4. Современная детская литература. Для анализа мы обратились к произведению «Эрагон» и к книгам для совсем маленьких читателей . (Приложение 4). Просмотрев произведения: А. Курляндского « Ну, Дед Мороз, погоди! », « С Новым годом, Кеша!» С. Козлова « Как ослик, ежик и медвежонок встречали Новый год»; Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот» ; Е. Шварца « Сказка о потерянном времени » ,

мы заметили , что в детских книгах парцелляция встречается очень часто.

Чтобы картина о применении парцелляции в современное время оказалось полной, мы обратились к средствам массовой информации.

Парцелляция – что это такое? Примеры парцелляции в литературе

Парцелляция – что это значит? Значение литературного термина простыми словами. Парцелляция в русском языке. Пример парцелляции в стихотворениях и прозе. В чем смысл этой фигуры речи? Функции парцелляции.

Фото Парцелляция - что это такое? Примеры парцелляции в литературе

Парцелляция – это намеренное рачленение связного текста на отдельные предложения. Происходит от французского parcella – частица.

Пример парцелляции у Василия Шукшина: «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».

Парцелляция дробит плавно текущую мысль на маленькие отрывки. Эта фигура речи позволяет повысить эмоциональную выразительность, экспрессивность текста. Скажем, разделив предложение на несколько кусков, можно передать сбивчивую речь взволнованного человека.

У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо. И узбекам он был не свой, и русским – не земляк. Бедолага. Чего-то ему все время не везло.

Евгений Гришковец. «Как я съел собаку»

Опознать парцелляцию несложно – отдельное предложение в этом случае оказывается неполным, оно не имеет смысла в отрыве от соседних предложений.

На письме синтаксический разрыв обозначают точкой, восклицательными или вопросительным знаком, многоточием, скобками.

Парцеллированная конструкция состоит из базовой части и парцеллята – части, оторванной от основного предложения, зависимой от него.

Изредка встречается слоговая парцелляция – разбивка слова на отдельные слоги:

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

Владимир Набоков

Зачем это нужно? Функции парцелляции

Парцелляция чаще всего используется в художественных и публицистических текстах. Задачи парцелляции:

  • Выделение важных деталей из общей картины, акцентирование внимания.
  • Создания «эффекта замедленной съемки» – усиление длительности, создание неожиданной паузы и неожиданности.
  • Воспроизведение чужой манеры речи.
  • Усиление эмоций, эмоциональной оценки или эмоционального состояния.
  • Усиление контраста.

Когда парцелляция вредна?

В информационных или рекламных текстах парцелляция вредна – не нужно пытаться воспроизводить интонацию, уверен Максим Ильяхов, автор книги «Пиши, сокращай». Вместо интонации лучше работать над содержанием, фактами, пользой для читателя и чувственным опытом, советует он и приводит пример отредактированного текста:

Было. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться. Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела будь вы на склоне, в балетном зале или долгой прогулке в парке. Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга. А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.

Стало. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь – свитер, кофта, жилет или шарф. Хорошая вязаная вещь не скатывается за пять минут носки, отлично сидит и греет нужные части тела. В такой вещи не стыдно пойти на работу, свидание и на встречу с друзьями – а не только на ужин к родителям.

Если парцелляция не оправдана авторским замыслом, а возникла случайно – это речевая ошибка, ее нужно исправить. Еще раз. Не злоупотребляйте парцелляцией. Не стоит.

Читайте также:
Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Парцелляция. Примеры из литературы

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
А.С. Грибоедов

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский

Пришли соседи.
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Сергей Есенин

. Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
Вера Инбер

Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать.
Во чье-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, –

То прежде ты – завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
Александр Твардовский

– Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин.
Юрий Бондарев

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Осип Мандельштам

Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы. Положил руку на трубку. Взял ее. Сел.
– Саша. Соедини с Хабалыгиным.
Александр Солженицын

Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Максим Горький

Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали.
Анатолий Приставкин

Что такое парцелляция — функции и примеры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых сложных разделов лингвистики, оперирующий множеством языковых конструкций.

Парцелляция – одна из таких языковых фигур. Наиболее ярко она отражена в художественной литературе.

Парцелляция

О том, что такое парцелляция, как она оформляется в тексте, а также о её функциях поговорим в этой статье. А также рассмотрим примеры использования в реальных художественных текстах русских и зарубежных писателей.

Парцелляция — это.

Слово парцелляция было заимствовано из французского языка, в котором лексема «parcella» дословно переводится как «частица». Если копнуть глубже, увидим латинский генезис (это что?): particula также в буквальном значении понимается как частица.

Читайте также:
О каком времени идет повествование в произведении "Уроки французского", какой сюжет и краткое содержание

Термин имеет несколько трактовок из разных сфер человеческого знания. Однако в русском языке ключевым стало языковедческое понятие. В современной лингвистике:

Парцелляция – это синтаксическая конструкция, в которой представлено разделение целостного текста на отдельные фрагменты, обособленные с помощью пунктуации и интонации (что это?).

Как правило, на письме автор использует точки или запятые там, где в нейтральных условиях их не ставят.

Несмотря на романское происхождение термина, во всем европейском мире он, как правило, не используется в таком значении. Для обозначения той же дефиниции (это что?), к примеру, швейцарец Шарль Балли применял понятие дислокация.

Парцелляция же как слово используется в другом трактовании, более близком к оригиналу. Так,

Parcellation – это разделение большого, целого на более мелкие части. Например, при членении большой территории на некрупные личные наделы.

Яблоко

Таким образом, в русский язык это слово вошло преимущественно в одном значении – как филологический термин. В то время как в европейских языках понятие носит более общий характер.

Функции парцелляции

Профессор-лингвист А.П.Сковородников отмечает, что парцелляция в литературе – это фигура, которая выполняет 4 основные функции:

Изобразительная

Автор старается конкретизировать, более точно описать то, что он изображает.

В рамках этой функции парцелляция может решать такие задачи:

    Создавать эффект замедления происходящего, такой себе литературный slow-mo.

Эффект

Характерологическая

Писатель применяет парцелляцию для демонстрации манеры речи своего персонажа, для имитации разговорной речи.

Здесь ставятся такие задачи:

  1. Создать контекст несобственно-прямой речи.
  2. Показать внутренний монолог (это как?) с целью лучшей демонстрации переживаний, состояния, личности героя.

Монолог

Эмоционально-выделительная

С помощью парцелляции автор выделяет в тексте эмоцию, состояние героя либо его эмоциальную оценку происходящего.

Задачи две:

    Сделать высказывание более эмоциональным.

Эмоции

Экспрессивно-грамматическая

Актуализируется в случае, когда нужно выразить нетипичные синтаксические отношения.

Примеры парцелляции

У русских классиков:

  1. «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет». Василий Шукшин.
  2. «Во всем мне хочется дойти. До самой сути. В работе, в поисках пути. В сердечной смуте». Борис Пастернак.
  3. «Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа». Александр Солженицын.

Фраза

Часто этот прием используют современные авторы. Например, Евгений Гришковец:

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

Для русского языка такой «рваный» вариант более характерен, ведь у нас нет ограничения в порядке слов.

Однако применяют прием и в зарубежной литературе:

  1. «Все лето вы можете слышать его. Во дворе. В саду. В лесу». Трумен Капоте.
  2. «Я предупреждаю тебя сейчас. В последний раз». Джером Сэлинджер.

Итак, мы изучили, что такое парцелляция, рассмотрели примеры. Не лишним будет прочувствовать конструкцию в устном выражении.

К примеру, в этом видео Анатолий Белый читает стихи Пастернака так, что этот прием ярко демонстрируется:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Впервые слышу это слово, честное слово. Спасибо за ликбез, взяла на заметку

Некоторые авторы злоупотребляют описанным приемом создавая внутренний диалог героя. От рассказа хочется событий, а не бесконечного потока мыслей.

Что такое парцелляция, примеры и назначение

Парцелляция – один из многих приемов в художественной литературе, таких как оксюморон, анафора, олицетворение. Он украшает текст, добавляет ему смысловой целостности. В лексических словарях этому термину дается тяжелое и расплывчатое определение, в которое нелегко вникнуть с первого раза. На деле же этот прием совсем несложен по своей сути.

Что такое парцелляция: примеры

человек пишет

Этот термин восходит к латинскому языку, слову particula, что переводится как “частица”. Парцелляция – это литературный прием, при котором используется членение связной мысли на составляющие ее части.

Проще говоря, происходит разделение одного предложения на несколько. Плавно текущая мысль вдруг прерывается, превращается в рубленые фразы, призванные привлечь внимание.

Чтобы расчленить мысль, используется:

(“Без нее у нас не будет жизни. Не села. Ни всего города.”)

(“А я для него столько миль прошла. Все отдала, представляешь?”)

(“Миша, зачем так? Он же добрый совсем, а ты его – палкой”.)

4. Восклицательный знак.

(“Не может такого случиться! Не верю!”)

5. Точка с запятой.

(“Он не вернулся; она не дождалась”.)

(“Василий в лес ушел. (Не важно, в какой.))

Каждая из получившихся частей представляет собой отдельную смысловую единицу, но существуют они связно, дополняя друг друга. Например: “Она ушла в магазин одна, ни о чем не задумываясь”. С приемом выходит: “Она ушла в магазин. Одна. Ни о чем не задумываясь”.

Зачем она используется

работа мозга

Говоря в общем, в литературе парцелляция – это что-то вроде громких звуков или ярких красок. Благодаря ей внимание читателя автоматически привязывается к определенному предложению и тексту в целом.

Применяют такой прием, чтобы условно сказать: “Вот эта мысль. Смотри на нее. Она важна – я хочу, чтобы ты ее заметил.”

Расстановка точек помогает автору усилить эмоциональный контраст, поставить ударение там, где он этого хочет. Она позволяет более ярко подчеркнуть различия в двух и более явлениях или выделить главную деталь в картине.

В одних случаях она хороша для изображения длительности действия во времени, в других – для усиления эффекта неожиданности. Этот прием создает перебой ритма, неожиданную паузу, что усиливает экспрессию действий.

Что такое парцелляция? Пример использования: “Я отдыхал. А он выскочил. Унесся сразу, конечно. Так же быстро, как и появился”.

Эта уловка имитирует внутреннее состояние персонажа, раскрывает его монолог, делая слова более живыми.

“Он поднялся со стула, прошелся по комнате. Рыться в вещах нужно было осторожно. Дышать – усиленно. Бежать хотелось. Но вместо этого мужчина просто выпил кофе”.

Помимо художественного инструмента, это своеобразный помощник, который делает тексты проще для понимания. В длинные предложения сложнее вникать, поэтому одну долгую мысль лучше заменить несколькими короткими. Здесь и помогает членение точкой или тире.

Примеры парцелляции из художественной литературы

Используется для создания эффекта живой, взволнованной речи:

– Браво, Родька! И я тоже не знал! – вскричал Разумихин. – Сегодня же в читальню забегу и нумер спрошу! Два месяца назад? Которого числа? Все равно разыщу! Вот штука-то! И не скажет!

Федор Достоевский, “Преступление и наказание”

Служит средством подчеркивания эмоций, особенного чувственного состояния:

В измятом платье, с ненатуральной улыбкой на лице, лежала женщина. Она была чьей-то женой. Она лежала. В измятом платье. В сером платье. С ненатуральной улыбкой.

Вениамин Каверин, “Скандалист”

Рисует характер персонажа, передает напор и снова изображает живую быструю речь:

Тулин и Возницын ждали их на углу.

– Идея! – издали закричал Тулин. — Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

Даниил Гранин, “Иду на грозу”

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Трех разом!

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

Парцелляция усиливает образы описания. Каждый из них, отделяясь от остальных, становится более значимым, самостоятельным:

Черный бархат, усеянный щедро

миллионами огненных звезд.

Сонный вздох одинокого кедра.

Тишина и безлюдье окрест.

Андрей Белый

Текст просто звучит более ритмично:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Борис Пастернак

Структура парцелляции

человек пишет

Состоит этот прием из двух частей – базы и парцеллята. База – это главное предложение, которое несет на себе основную смысловую нагрузку. От него отталкиваются все остальные части. Парцеллят идет после самого важного и дополняет его. Если основа может быть только одна, то добавлений к ней можно приписать неограниченное количество.

Итак, уже понятно, что такое парцелляция. Пример структуры:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя.

Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997 г.

Главной частью будет предложение: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Последующие конструкции — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Зная эти тропы, понимая что такое парцелляция (примеры приведены выше), можно легко узнавать прием в рекламных текстах и художественной литературе.

Когда употреблять парцелляцию – неправильно

книга и ее мир

Существует два случая, в которых членение – это ошибка:

1. Стилистическая. Точек слишком много. Так много, что мысль уже давно сбилась. Помните! Не стоит разделять предложения очень часто, иначе контраст перестанет быть чем-то неожиданным и красивым.

“Она шла. И шла. Пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она. Очень долго. Даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую.”

“Она шла и шла, пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она очень долго – даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую.”

2. Грамматическая. Она возникает, если смысловая целостность текста теряется при его расчленении.

“Если бы он только знал. Что Митька никуда не ушел!”

В предложениях, где одна часть зависима от другой (такие конструкции называются сложноподчиненными) разделение недопустимо.

Теперь вы сможете узнавать этот литературный прием и правильно его использовать!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: