Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Машиностроение Европы: старопромышленные районы и транспортные центры на карте

Цели: сформировать представление о хозяйстве стран Европы, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности, особенностями развития сельского хозяйства Европы.

Оборудование: экономическая карта Европы, политико-административная карта Европы.

Тип урока: урок-лекция.

Задания на проверку знания фактического материала:

1. Дайте оценку ЭГП Европы и его влияния на экономическое развитие региона.

2. В чем особенность национального состава Европы?

3. Какие из регионов Европы имеют неблагоприятное или, наоборот, очень благоприятное географическое положение?

4. Выберите вариант, где правильно указана принадлежность страны к субрегиону Европы:

а) Дания – Южная Европа; б) Греция — Восточная Европа; в) Греция — Северная Европа; г) Бельгия — Южная Европа; д) Германия – Западная Европа.

5. Какие страны с монархической формой правления есть в Европе?

6. Выберите вариант, в котором правильно указана языковая группа и религия населения Норвегии:

а) германская группа, православие;

б) романская группа, ислам;

в) финская группа, протестантизм;

г) германская группа, протестантизм;

д) германская группа, католицизм.

7. Какая из указанных агломераций является самой южной?

а) Лондонская; б) Миланская; в) Парижская; г) Верхнесилезская; д) Рурская.

8. Перечислите крупнейшие агломерации Франции.

9. Какие изменения на политической карте Европы произошли в 90-е годы XX века?

Задания на понимание причинно-следственных связей:

1. Назовите основные направления трудовой миграции в Европе. Объясните причину преобладания именно этих направлений.

2. В чем заключается главная закономерность распространения религий по странам Европы?

3. Расскажите о влиянии религий на экономику стран Европы.

4. В чем проявляется демографический кризис в Европе? На что направлена демографическая политика?

5. Какие черты населения свидетельствуют о высоком уровне развития стран Европы?

II. Изучение нового материала

Природные ресурсы и их влияние на экономику региона

Вопрос: Вспомните, какие виды природных ресурсов вы знаете. (Один из учеников записывает ответ на доске, остальные — в тетрадях.)

Комментарии для учителя. Работа производится в группах. Количество групп должно соответствовать количеству рассматриваемых природных ресурсов. Учитель выдает по одному листу с названием природного ресурса на группу.

Задание: рассмотреть особенности данного ресурса в Европе, записать одну качественную или количественную черту ресурса. Затем группы меняются листами. Учащиеся следующей группы читают, что записано предыдущими учащимися, и дополняют запись другими особенностями этого же ресурса.

После того как группы выполнят задание, один из учеников от каждой группы читает записи, полученные в результате коллективной работы. Класс делает вывод об обеспеченности Европы данным ресурсом. Выводы кратко записываются на доске.

Результаты работы можно зафиксировать в таблице:

Польша, Венгрия, Румыния, Чехия

Обеспечены лесными ресурсами страны Северной Европы достаточно

Не смотря на наличие крупных рек, сказать что ресурсообеспеченность высокая нельзя

Неблагоприятные для выращивания теплолюбивых культур

Благоприятные для выращивания культур умеренного пояса

Благоприятные для выращивания теплолюбивых культур

На севере – благоприятные для выращивания культур умеренного пояса, на юге региона – для выращивания теплолюбивых культур

Рекреационные ресурсы (приморские, приозерные, горные, Бальнеологические)

После проверки качества заполнения таблицы, следует сделать вывод о природно-ресурсном потенциале различных субрегионов Европы, а также выделить природные ресурсы, которые влияют на развитее экономики стран Европы.

Читайте также:
Субъекты мирового хозяйства: этапы формирования, понятие мировой экономики

Комментарии для учителя. Работа производится в группах. Класс разбивается на несколько групп, каждая из которых получает задание охарактеризовать какую-либо из отраслей промышленности: черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика, легкая промышленность.

Задание: Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также картами атласа, дайте характеристику одной из отраслей промышленности Зарубежной Европы. Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. Укажите страны, поставляющие сырье и страны, покупающие готовую продукцию. После выполнения задания группы знакомят класс с результатами своей работы.

В процессе доклада одного из учащихся группы класс заполняет схему:

image26

Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом) – интеграционная группировка 12 стран-членов ЕС. Создано в 1958 г. с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц. Штаб-квартира в Брюсселе.

В процессе выступления группы учащиеся должны заполнить схему «Виды металлургических баз Европы. Названия районов»:

image27

а) На собственном угле и привозной руде.

б) На собственной руде и привозном сырье.

в) На пересечении транспортных путей.

Приведите примеры данных видов металлургических баз в Европе?

Какое влияние оказывает НТР на черную металлургию Европы?

Какое влияние оказывает постиндустриальное развитие Европы на развитие черной металлургии?

Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС) – интеграционная группировка 12 стран – членов ЕС. Создано в 1951 году. Контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб- квартира в Брюсселе.

После выступления группы, изучающей цветную металлургию, всем ученикам можно предложить составить картосхему в тетради или в контурных картах, а один из учеников работает у магнитной доски с элементами картосхемы.

Выбрать страны, в которых развита медная промышленность. Расположите их на схеме в соответствии с их географическим положением.

Выделите штриховкой страны, обладающие собственными запасами сырья. Какой вывод можно сделать? (Медная промышленность представлена в основном в странах, где нет своего сырья, кроме Югославии, Польши. Это говорит о том, что медная промышленность зависит от поставок импортного сырья, в основном из Южной Африки и Южной Америки. Поэтому большинство заводов должно располагаться вдоль побережья этих стран или у потребителя, или около источников сырья.)

Закончить схему стрелками, показывающими направления поставок сырья для медной промышленности.

Составить картосхему, показать страны, имеющие свое сырье и страны, работающие на импортном сырье.

Страны, имеющие свое сырье: Франция, Италия, Венгрия, Румыния.

За счет чего страны, не имеющие собственного сырья, являются производителями чистого алюминия? (Норвегия, Швейцария, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и, следовательно, дешевой электроэнергией. А алюминиевая промышленность является одной из самых энергоемких отраслей мира.)

Закончить схему необходимо стрелками, показывающими основные направления грузоперевозок сырья для алюминиевой промышленности.

После того как группа, изучающая машиностроение, ознакомила класс с результатами работы, учащиеся, пользуясь картами атласа, текстом учебника, схемой «Природные ресурсы — отрасль экономики» отвечают на вопрос: «Какие отрасли машиностроения имеют благоприятные условия для развития в Европе, какие развиты на самом деле?»

Читайте также:
Простыми словами о рентабельности как базе для принятия решений в бизнесе и формуле ее определения

Ученики выделяют отрасли машиностроения, имеющие благоприятные условия для развития: электротехника (квалифицированные рабочие руки), наукоемкие отрасли (достаточно высокий уровень развития науки и техники), судостроение (географическое положение, зависимость от импортного сырья), автомобилестроение (необходимость в автомобильном транспорте, связи с малой площадью стран; высокая степень развития экономики), авиастроение.

Работа с текстом учебника.

1. Назовите этапы развития легкой промышленности в Европе. (С легкой промышленности началась индустриализация Зарубежной Европы — Ланкашир, Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лион во Франции, Милан в Италии; сейчас легкая промышленность Европы во многом уступает позиции развивающимся странам, предприятия легкой промышленности сохранились в Южной Европе, особенно выделяются в производстве Португалия и Италия.)

2. Назовите причины, по которым страны Европы уступают свои позиций на рынке легкой промышленности. (Продукция развивающихся стран из-за низкой цены более конкурентоспособная, чем продукция стран Европы. В развивающихся странах дешевая рабочая сила. Страны Европы с успехом производят другую более доходную продукцию и т. д.)

3. Какие страны Европы продолжают развивать легкую промышленность? Почему? (В последние десятилетия легкая промышленность смещается в Южную Европу, так как там еще есть резервы рабочей силы, сохраняются национальные традиции. Есть предприятия легкой промышленности и во Франции, Великобритании, Италии — всем известные модные дома. Греция известна всему миру как фабрика меха.)

III. Закрепление изученного материала

Найти на карте с помощью текста учебника и знаний, полученных на уроке районы Европы: старопромышленные, новые, депрессивные, столичные, нового освоения, технополисы. Ответ оформите в виде схемы.

Полученная схема может иметь такой вид:

Греция, Португалия, Югославия

Уэльс, Саар, Лотарингия, Верхняя Силезия

Ю-В Великобритании, Северная Италия, Юг ФРГ

Северная Швеция, Северное море

Новейших и наукоемких отраслей

Ю-В Великобритании, Северная Италия, Парижский, Южные районы Скандинавии

IV. Домашнее задание

1. Найдите в тексте учебника ответы на вопросы № 2, 3.

2. Для тех, кто испытывал трудности при изучении новой темы — читать текст учебника.

Характеристика машиностроения государств зарубежной Европы

Машиностроение

География

Машиностроение зарубежной Европы — ведущая отрасль, на долю которой приходится 1/3 регионального промышленного продукта и 2/3 его экспорта. Самого высокого уровня развития достигло автомобилестроение. Мировую известность получили автомобили ведущих европейских концернов Мерседес, Фольксваген, Рено, Фиат и Вольво. Европейское машиностроение, ориентируемое на научную базу, инфраструктуру и трудовые ресурсы, тяготеет к мегаполисам и столичным агломерациям.

Факторы развития

Государства — члены Европейского союза занимают лидирующие позиции среди мировых производителей высококачественных машин и оборудования. Это ведущая отрасль большинства европейских экономик. На их долю приходится более четверти технической продукции, выпущенной в мире.

Основными факторами, влияющими на интенсивность развития машиностроения Западной Европы, следует считать:

Научный центр

  • избыток квалифицированных рабочих кадров;
  • наличие высокоразвитой инфраструктуры, обеспечивающей высокую скорость доставки ресурсов;
  • создание научных центров, изучающих и успешно внедряющих передовые и инновационные технологии;
  • уникальность географического расположения большинства западноевропейских стран, находящихся на пересечениях торговых и морских путей.

Объединение государств в рамках Евросоюза предполагает создание совместных индустриальных центров и взаимный обмен ресурсами.

На территории Германии, Франции, Великобритании и Италии возведены мощнейшие производственные предприятия. Весом вклад в экономику ЕС Голландии, Испании, Швейцарии, Бельгии и Швеции.

Читайте также:
К какому фактору производства относится станок, виды факторного производства, доход от предприятия

Характеристика отрасли

Размеры промышленного производства, объем экспорта товаров и услуг, золотовалютные запасы и уровень международного туризма — комплекс показателей, по которым зарубежная Европа, позиционируемая в качестве целостного региона, занимает лидирующее место в мировом хозяйстве.

Экономическая мощь региона зиждется на экономиках четырех ведущих государств, являющихся членами элитного клуба, называемого «Большой семеркой»:

Большая семерка

  • Германии;
  • Франции;
  • Великобритании;
  • Италии.

Следует отметить, что соотношение сил между этими государствами, обладающими широчайшим комплексом отраслевых производств, в течение последних десятилетий кардинально изменилось.

Германия закрепила за собой позицию безусловного лидера благодаря динамично развивающейся экономике. Великобритания же, напротив, существенно снизила свои показатели, утратив прежние позиции.

Государства второго европейского эшелона, в отличие от стран-лидеров, специализируются на конкретных отраслях, в которых заслуженно завоевали мировое или региональное признание. Остальные страны западноевропейского региона массово участвуют во всемирном экономическом сотрудничестве. В большей степени открытость экономики характерна для Нидерландов и Бельгии.

Экономика Евросоюза

Станкостроение Евросоюза

Являясь базовой отраслью машиностроения Западной Европы, станкостроение обеспечивает производство оборудования самого разнообразного назначения: автоматических и полуавтоматических линий, обрабатывающих древесину и металл станков, литейных и кузнечно-прессовых установок и т. д.

Крупнейшие производственные мощности этой машиностроительной отрасли находятся на территории Германии.

Основными видами производимой продукции являются:

Шлифовочный станок

  • шлифовальные станки;
  • обрабатывающие центры;
  • прессовое оборудование;
  • токарные автоматы и полуавтоматы;
  • промышленные ножницы;
  • гибочные машины и агрегаты к ним.

В группе западноевропейских лидеров станкостроительной области неплохие позиции у Швейцарии и Италии.

Даже в тех странах, где производство станков развито слабо, существует небольшое количество предприятий, иногда одно-два, продукция которых получила широкое признание мирового сообщества и имеет существенное значение в экономической жизни страны. Примером могут служить финские обрабатывающие бумагу станки и польское оборудование для предприятий химической промышленности.

Оборудование для химической промышленности

Производство транспорта

Ведущей отраслью машиностроения Европы, безусловно, является производство автомобилей. Флагманы отрасли — это гигантские концерны с мировой известностью и филиалами, расположенными не только в европейском регионе, но и по всей планете. Производство современных автомобилей — процесс, состоящий из большого количества сборочных операций. Узлы, агрегаты и иные комплектующие производятся в цехах предприятий разных стран.

BMW Group

Показательным примером такого производства является организация деятельности автомобильного концерна BMW Group, имеющего германскую прописку. Тем не менее его производственные мощности размещены не только на территории ЕС (в Великобритании, Австрии), но и в российском Калининграде. Похожая ситуация и с филиалами компании Daimler, выпускающими знаменитые Мерседесы. Кроме родной для них Германии они располагаются на территории Австрии и Венгрии.

Одной из дочерних отраслей транспортного машиностроения стран Евросоюза является судостроение, центром которого считают Норвегию. Ее же называют признанным лидером, поскольку именно в этой северной стране сосредоточено большинство независимых судостроительных верфей.

Ключевыми особенностями этих предприятий считаются их небольшие размеры и специализация на выпуске компактных, но технически сложных и дорогостоящих судов. Основными сферами их функционального предназначения являются обслуживание рыболовецких и паромных судов, газо- и нефтедобывающих морских площадок.

Немецкие судостроительные заводы и верфи специализируются на выпуске следующих категорий плавсредств:

Яхта премиум класса

  • пассажирских судов и яхт классов «премиум» и «люкс»;
  • специальных плавсредств: кабелеукладчиков и землечерпалок;
  • перевозчиков Po-Po, перемещающих колесные грузы и автомобили любых типов;
  • тяжелых танкеров и контейнеровозов;
  • пассажирских судов.

В южном субрегионе Евросоюза главным районом судостроения считают Испанию. Она поставляет торговому и специальному флоту ЕС буровые платформы, нефтеналивные и промысловые суда, танкеры, контейнеровозы и океанографические корабли.

Хорватские верфи производят балкеры, рыболовецкие суда и плавучие доки.

Читайте также:
Современные процессы глобализации: описание простыми словами, проявления и характерные черты

Плавучий док

Машины специализированного назначения

К продукции такого типа следует отнести сельскохозяйственное машиностроение и самолетостроение — подотрасли, обеспечивающие пополнение авиапарка и механизацию сельскохозяйственного производства Евросоюза.

Сельскохозяйственная техника из Европы

Что касается производства сельхозмашин в странах Западной Европы, то Великобританию можно считать «колыбелью» отрасли, но уровень развития производства такого вида техники оставляет желать лучшего и существенно уступает в этом плане американским и южноазиатским компаниям.

Совсем другая история с самолетостроением, считающимся самой быстроразвивающейся подотраслью. Доминирующие позиции в ней занимает мощная государственная корпорация «Бритиш Айрспейс», выпускающая более двадцати типов крылатых машин. С ее конвейера сходят пассажирские, военные, грузовые самолеты и несколько типов аппаратов, представляющих категорию малоразмерной авиации.

По объему производимой продукции британская компания уступает лишь коллегам из США.

  • Самые большие страны зарубежной Европы по населению и площади

  • Специфика и характерные черты транспорта зарубежной Европы

  • Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы

  • Все полезные ископаемые зарубежной Европы и источники ресурсов

  • Список современных монархий Зарубежной Европы

  • Ведущие отрасли промышленности зарубежной Европы

  • Национальный состав населения Зарубежной Европы

  • Экономически развитые страны зарубежной Европы

  • Большие морские порты зарубежной Европы

  • Моря и береговая линия Зарубежной Европы

  • Основные и редкие языковые семьи зарубежной Европы

  • Крупнейшие агломерации зарубежной Европы и их мегаполисы

Прогнозы специалистов

По мнению ведущих мировых экономистов, ситуация, характеризующая дальнейшее развитие машиностроительной отрасли экономики Евросоюза, будет испытывать на себе значительное влияние факторов, обеспечивших ей лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве.

Логично, что география машиностроения зарубежной Европы определяется такими факторами:

  • наличие необходимого количества квалифицированных трудовых ресурсов;
  • оптимальность логистических условий;
  • достаточное количество производственных мощностей.

Автозаводы Германии

Тем не менее ключевым фактором должна стать более тесная производственная кооперация стран-участниц. Ее развитие призвана обеспечивать новая политика, проводимая правительствами стран ЕС.

Специалистами прогнозируется снижение процентной доли машиностроения в общем экономическом показателе вследствие выделения в отдельные направления следующих специализаций:

Система локальной связи

  • автоматизированного управления и проектирования;
  • программирования компьютерной техники;
  • производства систем локальной связи.

Особое внимание государств отводится мероприятиям, поддерживающим и развивающим новые отрасли машиностроения: микроэлектронику, ракетно-космическое и авиастроение.

В ближайшем будущем серьезные масштабы может принять тенденция сокращения размеров промышленных предприятий в результате внедрения инновационных гибких технологий управления (контроля) процессом производства, позволяющих повышать его эффективность.

Центры машиностроения в Европе

Главной отраслью в Европе является машиностроение. На нее приходится около 1/3 промышленной продукции региона. К группе лидеров машиностроения относят такие страны, как Великобритания, Германия, Франция и Италия.

Безусловно, в Великобритании распространение получило транспортное машиностроение. Около 13 капитала вкладывают в него американские компании.

Эта страна лидирует по экспорту грузовых машин. Например, известная марка «Лендровер» популярна в таких странах как ЮАР, США и Новая Зеландия.

Имеются фирмы, которые занимаются выпуском легковых и грузовых автомашин. «Бритиш Лейланд», заводы компании «Крайслер Ю.К.» и заводы, относящиеся к дочерним американским фирмам «Воксхолл» и «Форд». Также высокие позиции занимают в выпуске машин «Роллс-Ройс» под контролем «БМВ» и «Бентли», контролируемый «Фольксвагеном».

Читайте также:
Ресурсы лесного хозяйства: производство и использование древесины, лесоизбыточные регионы России

Первым самым крупным районом машиностроения в Англии стал Западный Мидленд с ц ентром в Бирмингеме.

ф

Машиностроение в Германии является самой главной и ведущей отраслью. Особое внимание уделяют автомобилестроению, тяжелому машиностроению, станкостроению, производству оборудования для предприятий, судостроению, электротехнике.

Автомобилестроение развито благодаря « Фольксвагену » , «Мерседес-Бенцу», « Ауди » , « Опелю » и « БМВ » . Основные центры находятся в Вольфсбурге, Ганновере, Мюнхене, Штутгарте, Руре и Нюрнберге.

Центрами электротехнического производства являются Франкфурт-на-Майне, Нюрнберг, Берлин.

Центр тяжелого машиностроения – Рур. Благодаря металлургическому концерну «Круппа» производятся огромные комплексные установки для различных отраслей промышленности (строительных, горнодобывающих, энергетических и т.п. ), кузнечно-прессовые оборудования, прокатные станы.

В таких городах как Дрезден, Мюнхен, Эрфурт, Франкфурт-на-Майне занимаются оптико-механическим производством.

ф

Хорошо развито машиностроение и во Франции . Эта страна производит и экспортирует машины и различные промышленные оборудования, а именно: производит автомобили, космическую и авиационную технику, а также оборудования для атомных электрических станций.

Автомобильные фирмы «Рено» и «Пежо-Ситроен» изготавливают огромное количество машин (около 90% от всей автомобильной продукции во Франции), большинство из них – легковые. В Париже, Лионе, Сошо-Монбельяре находятся основные заводы. Для конструирования различного авиационного оборудования, а точнее ракет, самолетов, вертолетов существуют заводы в таких городах как Париж, Тулуза, Бордо, Мариньян.

Хорошо производят в стране электротехнику, электронику, электрооборудование. К слаборазвитым видам отрасли относят станкостроение. А бытовые электроприборы больше импортирует, чем экспортирует.

1

Машиностроение в Италии также получило большое распространение. Выделяется автомобилестроение. Благодаря концерну ФИАТ, к слову, самой мощной частной фирме Италии, стало качественное производство легковых автомобилей, грузовых машин, автобусов, трамваев, тракторов и т.п. В основном, большая часть этого предприятия в Турине, Неаполе и Палермо.

Судостроение – также играет важную роль для Италии. Центрами являются Палермо, Венеция, Генуа и др.

В Милане находятся мощные заводы электротехники.

Также уделяется внимание тракторостроению, производству оборудования для текстильных, обувных, пищевых промышленностей.

ф

Благодаря тому, что в этих странах очень хорошо развито машиностроение, мы имеем прекрасные, надежные автомобили, современные станки, оборудования для заводов, электротехнические приборы и многое другое.

Территориальная структура хозяйства Европы Творческий коллектив МОУ «СОШ 142» г.Омск. – презентация

Презентация на тему: ” Территориальная структура хозяйства Европы Творческий коллектив МОУ «СОШ 142» г.Омск.” — Транскрипт:

1 Территориальная структура хозяйства Европы Творческий коллектив МОУ «СОШ 142» г.Омск

2 Задачи урока Сформировать представление о территориальной структуре через выделение типов районов Европы Актуализировать знания о факторах размещения Создать условия для анализа факторов на примере одного из районов Европы

3 Понятие территориальной структуры Различие, дифференциация в размещении отраслей хозяйства, возникшее в результате воздействия факторов размещения Факторы размещения: Природно-ресурсный, трудовой, ЭГП, научный, транспортный, экологический, концентрации производства

4 Центральная ось развития 400 городских агломераций около 100 промышленных районов Стержень- Рейн-Рона (50% ВВП, 120 млн чел.) Возникновение – 19 век (природно-ресурсный фактор, трудовые ресурсы, ЭГП, научный и экологический)

5 Территориальная структура Европы Типология районов Высокоразвитые районы (примеры столичных Лондон, Париж) Старопромышленные Районы (Рур) Отсталые аграрные районы (юг Италии и др.) Районы нового освоения (Северное море)

Читайте также:
Что такое кадастр недвижимости, его функции, что такое реестр и как сделать кадастровый паспорт через сайт

6 План проекта Географию района Специализация района и иные особенности Факторы, в наибольшей степени, повлиявшие на размещение Наглядный ряд

7 Старопромышленный район Рура Рурский урбанизированный регион, сложившийся на базе одноименного каменноугольного бассейна, по числу жителей несколько превышает Берлинскую городскую агломерацию. Это образование уже совершенно иного типа, состоящее из поли структуры, среди городов которой наиболее известны Эссен, Дортмунд и Бохум. Однако Рур, численность населения которого до 1914 быстро возрастала, в 1960–1980-х годах потерял почти полмиллиона своих жителей. Тем не менее города, примыкающие к Рейну, продолжают процветать. С началом всемирных угольного (1958) и стального (1975) кризисов Рурская область перешла в фазу структурных преобразований, сопровождавшуюся большими экономическим трудностями. Несмотря на государственные субсидии, в настоящее время осталось лишь 6 шахт и 3 коксодобывающих предприятия. За период с 1980 по 2002 г. исчезли около рабочих мест в добывающей отрасли, в то время как в секторе услуг появилось более новых рабочих мест. Лишь с опозданием стали развиваться новые индустриальные(авто- и машиностроение, электротехника, точная механика) и неиндустриальные (банковский сектор, информационные технологии) отрасли. С начала 90-х г.г. Эмшер, долгое время служивший лишь местом стока производственных вод предприятий, был ренатурализован кризисовсубсидииотраслиавто-машиностроениеэлектротехника Эмшер

8 Рурский район Новое промышленное строительство в Рурском районе в 5070-х годах привело к невиданной концентрации там промышленности: на 10 тыс. км 2 более 12 тыс. предприятий. Где еще такое было в мире?! В сухом, жарком, задымленном Руре до предела обострилась проблема водоснабжения. Вместе с тем уже с 60-х годов многое в Руре стало изменяться под влиянием науки, техники, деловых интересов, государственной политики, социальных перемен, движения экологистов («Партии зеленых») и т. д. Оказалось, что Германии стало экономически невыгодно добывать много дорогого каменного угля, если страна может позволить себе покупать достаточно другого, гораздо лучшего топлива. Существенно меньше стали потреблять угля черная металлургия и электростанции. Так, в 1950 г. на 1 т чугуна расходовали почти 1 т кокса и более 1 т угля как топлива, а в 1970 г. лишь 0,5 т кокса. К тому же с 1962 г. в ФРГ прекратили строительство доменных печей; доменное производство стали сокращать. В 70-x годах на производство 1 кВт ч электроэнергии требовалось 0,58 кг каменного угля, а в 80-х годах лишь 0,35 кг. Еще более серьезная перемена: Рурский район потерял свое былое (вековое!) значение «кузницы германского оружия», «пушечной империи Круппа» и т. п. Руру не нужно так много металла, как прежде. Когда во второй половине 50-х годов ФРГ начала заново создавать бундесвер в составе НАТО по нормам и требованиям США, ему потребовалось в основном высокоточное, более легкое вооружение, базирующееся на высоких технологиях, а не мощная металлоемкая стрелковая, артиллерийская и бронетанковая техника, броневые листы, плиты и т. п. Главные «пакеты военных заказов» переместились на юго- запад и юг ФРГ, в Баварию.

9 Особенности старопромышленных районов Европы Преобладание базовых отраслей Скопление крупных городов в пределах территории Подвержена значительной реконструкции Другие примеры Ланкашир, Йоркшир. Западный Мидленд Северный район и Лотарингия Саар Верхнесилезский

Читайте также:
Лесная и деревообрабатывающая промышленность: виды, ресурсы, лидеры-производители

10 Высокоразвитые районы Лондона и Парижа

11 Лондонский столичный регион Лондон важнейший экономический и финансовый центр Великобритании и Европы, один из мировых финансовых центров. Валовый региональный продукт города составил 365 млрд $ (17 % ВВП Великобритании). Экономическое значение же всей Лондонской агломерации ещё выше региональный продукт составил 642 млрд $.Великобритании Европымировых финансовых центров$ВВП Важнейшая отрасль экономики города финансы, включая банковский сервис, страхование, управление активами; в Лондоне расположены штаб-квартиры крупнейших банков и финансовых компаний, включая такие как HSBC, Reuters, Barclays. Один из крупнейших мировых центров валютной и фондовой торговли Лондонская фондовая биржа. На протяжении веков средоточием городской финансовой жизни является деловой район Сити.HSBCReutersBarclays Лондонская фондовая биржа Сити Второй по значимости отраслью в экономике Лондона является информационная. В столице располагается штаб квартира Би-Би-Си, одной из крупнейших медиа-корпораций в мире. В Лондоне издаются популярнейшие газеты, в числе которых The Times, издаваемая почти 700-тысячным тиражом ежедневно, The Sun, The Daily Mirror и другие.Би-Би-СиThe TimesThe SunThe Daily Mirror В Лондоне располагаются штаб-квартиры множества английских и транснациональных компаний, среди которых BP, Royal Dutch Shell, Unilever, Corus Group, SABMiller, Cadbury Schweppes и др. Центральные офисы более 100 из top500 крупнейших европейских компаний расположены в британской столице.BPRoyal Dutch ShellUnileverCorus GroupSABMillerCadbury Schweppes Лондон остаётся одним из крупнейших промышленных центров Британии. Промышленность города и пригородов представлена машиностроением (автомобилестроение, электронная промышленность, станкостроение, судостроение и судоремонт и др.), широко развита лёгкая, пищевая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли, полиграфия и др. Одним из важнейших источников дохода для Лондона является туризм. В 2003 году эта отрасль обеспечивала постоянной работой человек. За год приезжие оставляют в Лондоне 5 млрд £[17]. По популярности у туристов город уступает только Парижу.туризм 2003 году£[17]Парижу Несмотря на то, что когда-то Лондон был одним из крупнейших портов Европы, сейчас он даже в Великобритании находится лишь на третьем месте. Ежегодный грузооборот 50 млн тонн грузов.Европы Великобритании

12 Другие высокоразвитые районы Штутгард, Мюнхен Милан-Турин-Генуя Рандстат Крупные многоструктурные промышленные центры Высокотехнологичные наукоемкие отрасли Концентрация учреждений (банки, штаб- квартиры, резиденции, ведущие научные учреждения)

13 Отсталые аграрные районы Региональная политика государств направлена на возведение крупных металлургических, нефтехимических предприятий. Работают на привозном сырье и осуществляют вывоз продукции

14 Районы нового освоения Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря изменило ситуацию. К началу 90-х гг. на этом “золотом дне” было выявлено более 250 месторождений нефти и природного газа. Кроме того, в Нидерландах недалеко от побережья находится одно из крупнейших в мире газовых месторождений. Район Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/3 потребностей в природном газе. Ныне море буквально “нашпиговано” буровыми платформами, по дну его проложено несколько тысяч километров трубопроводов. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.

Читайте также:
Мировая экономика: глобализация в современном мире, примеры и последствия

15 Норвежские североморские территории Состояние экономики Норвегии в 60-е было удручающим, поэтому добычей нефти в Норвегии занимались преимущественно иностранные компании. В 1969 году было открыто первое нефтяное месторождение Экофиск. Сейчас у побережья Норвегии найдено множество нефтяных месторождений, а Норвегия находится на 5 месте в мире по экспорту нефти. Нефтяной столицей Норвегии считается Ставангер, где расположена штаб-квартира компании Statoil (Статойл), 70% акций которой принадлежит государству.

16 Задание: Определи тип района по территориальной структуре

17 Обоснование размещения производств 1. Старопромышленные районы А.ЭГП 2. Районые нового освоения Б.трудовой 3. Аграрные районы В.Природно-ресурсный 4. Высокоразвитые районы Г.Научный Д.Экологический Е.Транспортный

18 Обоснование размещения производств 1. Старопромышленные районы А.ЭГП Б.трудовой 3. Аграрные районы В.Природно-ресурсный 4. Высокоразвитые районы Г.Научный Д.Экологический 2. Районые нового освоения Е.Транспортный

19 Практикум «Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности.» Выбрать один из районов в пределах одной страны Определить специализацию по карте Обосновать с точки зрения факторов производств почему именно эти отрасли получили развитие Ответ представить в виде опорного сигнала опорного сигнала Материалы к выполнению: стр.177, стр.99 + дополнительные источники

Машиностроение Зарубежной Европы – характеристика

Государства Европейского Союза являются лидерами по производству высококачественного оборудования и машин. Эта отрасль является ведущей для многих стран. Ежегодно здесь выпускается более 25% мировой продукции техники.

Машиностроение Зарубежной Европы – характеристика

Факторы развития

Машиностроение Зарубежной Европы развивается благодаря совокупности таких факторов:

  • Большое количество квалифицированной рабочей силы.
  • Научные центры, которые изучают и внедряют передовые технологии.
  • Высокоразвитая инфраструктура, быстрые способы доставки ресурсов.
  • Выгодное географическое расположение. Так многие страны находятся на границах наиболее выгодных морских путей.
  • Европейский союз помог объединиться странам, поэтому многие из них создают совместные индустриальные центры, обмениваясь ресурсами.

Машиностроение Зарубежной Европы – характеристика

Рис.1. Индустриальная карта Европы

Наиболее мощные производственные предприятия расположены на территории таких стран: Германии, Великобритании, Франции и Италии.

Существенный экономический вклад в развитие Евросоюза вносят: Испания, Голландия, Бельгия, Швейцария, Швеция.

Характеристика машиностроения Зарубежной Европы

Станкостроение

Все самые крупные предприятия по производству станков находятся в Германии. Здесь изготовляют:

  • Обрабатывающие центры;
  • Шлифовальные станки;
  • Токарные автоматы;
  • Прессы;
  • Промышленные ножницы;
  • Агрегаты для гибочных машин.

Машиностроение Зарубежной Европы – характеристика

Рис.2 Завод “БМВ” в Германии

Целая группа стран имеет слабо развитое машиностроение. Но все равно найдется несколько предприятий, заявивших о себе на мировом сообществе. Например, Финляндия выпускает станки для предприятий по обработке бумаги, а в Польше находится один из крупнейших заводов по изготовлению агрегатов для химической промышленности.

Транспортное машиностроение

Характеристика машиностроения Зарубежной Европы— это, прежде всего, автомобилестроение.

Огромные концерны мирового масштаба имеют филиалы не только по всей Европе, но и по всему миру. Чтобы выпустить один автомобиль, нужно собрать его по частям, которые в свою очередь изготавливаются в совершенно разных странах.

Рассмотрим пример – BMW Group. Завод принадлежит Германии, но его подразделения находятся в Австрии, Британии и даже в России, в городе Калининград. Daimler, выпускающий всем известный Mercedes, расположился на территории трех стран: Германии, Венгрии, Австрии.

Машиностроение Зарубежной Европы – характеристика

Рис.3. Производство машин

Читайте также:
Ресурсы лесного хозяйства: производство и использование древесины, лесоизбыточные регионы России

Рассмотрим другие крупные автомобильные корпорации и их центры:

  • Fiat – Италия;
  • GeneralMotors – Германия;
  • Jaguar – Великобритания;
  • Porsche – Германия;
  • PSA PeugeotCitroen – Франция;
  • Renault – Франция;
  • Volkswagen – Германия.

К транспортному машиностроению также относится судостроение, центр которого находится в Норвегии.

Что мы узнали?

Машиностроение в Европе — это одна из главенствующих отраслей региона. Самые крупные центры: Германия, Великобритания, Франция, Италия. Немного уступают им в мощности Нидерланды, Швейцария и ряд других стран. Наиболее распространено транспортное машиностроение.

Европейское машиностроение

Гост

ГОСТ

Европейское машиностроение

Страны Евросоюза занимают лидирующие позиции по производству высококачественного оборудования и машин. Более 25% выпускаемой в мире техники приходится на страны Европы, для многих стран данная отрасль является ведущей в промышленности.

В Европе машиностроение получило большое развитие благодаря совокупности ряда факторов:

  1. Наличие большого количества квалифицированной рабочей силы
  2. Наличие большого количества научных центров, занятых разработкой и внедрением новых технологий
  3. Высокоразвитая инфраструктура, а также быстрая доставка грузов и ресурсов
  4. Выгодное географическое положение, к примеру близость к наиболее выгодным морским путям
  5. Своевременная помощь Европейского союза другим странам, позволяет создавать совместно индустриальные центры и обмениваться ресурсами

Наиболее развитыми странами с высоким уровнем машиностроения по праву можно считать Германию, Великобританию, Францию, и Италию.

Есть ряд стран, которые так же вносят не малый вклад в развитие экономики по средствам машиностроения: Швейцария, Испания, Голландия, Бельгия и Швеция.

Станкостроение

Наиболее крупные предприятия по станкостроению располагаются на территории Германии.

На них изготавливается такая продукция как:

  1. Шлифовальные станки
  2. Обрабатывающие центры
  3. Токарные аппараты
  4. Прессы
  5. Промышленные ножницы
  6. Агрегаты для гибочных машин

Конечно же многие страны Европы не имеют большого развития в машиностроении, но, однако на территории каждого европейского государства найдется предприятие, осуществляющее значимый вклад в мировую промышленность. К примеру, в Финляндии производят станки для предприятий по обработке бумаги, а в Польше работает крупнейший завод по выпуску агрегатов для химической промышленности.

Готовые работы на аналогичную тему

Транспортное машиностроение

Наиболее значимая роль отводится конечно же автомобилестроению.

Мировые концерны имеют свои филиалы не только в Европе, но и по всему миру. Для сбора одного автомобиля понадобится огромное количество деталей, изготовлением которых будет заниматься не один завод и не в одной стране.

Ярким примером послужит БМВ, чей завод принадлежит Германии, однако его подразделения находятся в Австрии, Британии и даже в России. А компания выпускающая Мерседес (Daimler) располагается на территории трех стран: Германии, Австрии и Венгрии.

Наиболее крупные автомобильные компании с центрами в Европе:

  • Fiat – Италия
  • GeneralMotors – Германия
  • Jaguar – Великобритания
  • Porshe – Германия
  • Renault – Франция
  • Volkswagen – Германия

Так же к транспортному машиностроению моно отнести судостроение, чей центр сосредоточен в Норвегии.

Стоит отметить что в течении долгого времени Европа занимает первое место по числу занятых в отрасли и по стоимости продукции машиностроения.

Факторы, определяющие роль машиностроения в Европе:

  1. В машиностроении реализуются и воплощаются многие научные достижения научно-технического прогресса
  2. Машиностроение обеспечивает около 50% капиталовложений в экономику Европы, а также определяет темпы и масштабы технико-технологического перевооружения хозяйства
  3. Машиностроению отводится важнейшая роль в удовлетворении потребностей населения в разнообразных технических средствах
Читайте также:
Великобритания: экономика, территориальная структура и состав, общие сведения

BMW AG Баварские моторные заводы

Крупнейший немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей и тп. Компания была основана в 1916 году, изначально она была зарегистрирована как производитель авиационных двигателей. Так бело-голубую эмблему рассматривали как винт самолета.

В 1919 году был установлен первый мировой рекорд BMW, самолет с двигателем, произведенным на заводе поднялся на высоту 9760 метров.

В 1919 году вышел запрет на выпуск самолетов в Германии, завод был переформирован в производство тормозов для поездов.

Уже в 1923 году с конвейера сошел первый мотоцикл под маркой BMW. В 1928 году завод приобрел лицензию на выпуск небольших автомобилей Dixi.

В 1939 году под начало BMW перешли Бранденбургские моторные заводы со всем своим оснащением и рабочей силой, а также со всеми своими разработками.

В эти годы компания так же приобрела ряд заводов в разных частях страны и Европы в целом и к 1930-му году концерн разросся до невиданных до этого размеров и стал самым большим в Европе.

В годы второй мировой войны компания включила в свое производство такие направления как: ракетная техника, ракетное вооружение, управляемое орудие и другие высокотехнологичные на то время работы.

Однако основным направлением концерна в то время оставалось производство реактивных двигателей для реактивных самолетов.

Научный штат был увеличен и укомплектован лучшими инженерами в Европе, что позволило на то время сделать невозможное, им удалось своими технологиями забежать далеко вперед. Их разработки стали востребованы только в конце войны, а страны антигитлеровской коалиции вообще пришли только в после военные годы.

В 1945 году заводы в Бранденбурге были захвачены, а все материалы конфискованы. В 1948 году заводы BMW в Бранденбурге были взорваны.

После войны BMW оказались в кризисной ситуации.

Только в 1962 году компании удалось начать возрождение концерна, этому послужил выпуск автомобиля.

Так как после войны был наложен запрет на выпуск большей части продукции, в том числе комфортабельных седанов, компания сделала ставку на выпуск маломощных мотоциклов.

Компанию BMW удалось спасти за счет выпуска велосипедов и хозтоваров.

В 50-е годы завод занимался выпуском мотоциклов.

В 1951 году был выпущен первый послевоенный автомобиль. С 1954 по 1974 года BMW одерживало первые места в чемпионате мира по гонкам на мотоциклах с колясками.

В 1955 году был выпущен первый автомобиль BMW Isetta, ставший популярным среди потребителей.

В 1995 году BMW Z8 становится популярным благодаря съемкам в фильмах о Джеймсе Бонде.

В 2013 году BMW презентовала гибрид i8.

Основным конкурентом по выпуску легковых автомобилей является Mersedes-Benz.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: