Михаил Зощенко «Ёлка»: краткое содержание и анализ, отзывы и основная мысль

«Елка» — читательский дневник по рассказу М. Зощенко

Рассказ «Елка» был написан Михаилом Зощенко в 1934 году и входит в сборник «Лелька и Минька».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Зощенко Михаил Михайлович

Название произведения: Елка

Число страниц: 16.

Издательство: «Махаон».

Год издания: 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1932 год

Главные герои и их краткая характеристика

Минька – пятилетний мальчик, жадный, эгоистичный, обидчивый.

Леля – семилетняя сестра Миньки, жадная, хитрая обманщица.

Мама – добрая, заботливая, всегда заступается за детей.

Папа – умный, строгий, справедливый.

Краткое содержание и сюжет

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Минька и Леля проникают в гостиную и начинают объедать подарки прямо с елки. Минька роняет стул на куклу и ломает ей ручку. Мама раздает подарки гостям и отдает Минькин паровозик другому мальчику. Минька бьет мальчика, а его мама обижается и уводит ребенка. Леля и Минька выгоняют всех гостей, мечтая забрать все игрушки. Папа предупреждает, что они умрут от одиночества и отправляет детей спать.

План пересказа

  • Долгожданная елка.
  • Разорение елки.
  • Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
  • Приход гостей.
  • Разоблачение Миньки и Лели.
  • Мальчик и паровозик.
  • Уход гостей.
  • Слова папы.

Основная мысль

Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит

Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Отзыв

Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.

Читайте также:
Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография, жизнь и творчество поэта, интересные факты

Пословицы

  • Звал гостей, а накупил костей.
  • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
  • В одну лапу всего не сгребешь.

Что понравилось

Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Вывод и мое мнение

Рассказ учит уметь сдерживать свои прихоти и желания и не поддаваться губительному искушению, каким бы сильным оно не оказалось. Также важно уметь признавать собственные ошибки и делать выводы из неприятных ситуаций.

Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»

Ёлка -рассказ Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.

План рассказа «Ёлка»

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.

Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Читайте также:
Легкое дыхание краткое содержание анализ рассказа и образ действующих персонажей

Краткое содержание

Зощенко Михаил -Елка -рассказ для детей

Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз. Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней. Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.

Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.

Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко. Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки. Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.

Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке. Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны. Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.

Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра. А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал. Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.

Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки. Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей. Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.

И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.

Анализ произведения Михаил Зощенко

Елка -рассказ для детей

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Читайте также:
Как определить размер стихотворения: примеры двусложных и трёхсложных размеров

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

Зощенко елка сюжет краткого содержания. Отзыв о рассказе М.Зощенко «Елка. В преддверии праздника

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

Читайте также: Художественные особенности и виды афоризмов в сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

О чем сказка «Елка»?

Главная мысль сказки: Жадность – главный враг дружбы.

Чему учит: Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.

Вывод: Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться. Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.

Анализ произведения Михаил Зощенко

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей

. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа "Кладовая солнца" по главам

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы

и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

1932
Жанр:
рассказ

Главные герои:

брат и сестра Минька и Лёля

В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора – о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом. Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.

Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание – стыд, который они не забудут.

Популярные сегодня пересказы

  • Искандер
    Ф. А. Искандер родом из города Сухуми. Родился он в 1929 году. Занимались воспитанием мальчика родные мамы, так как папа, выходец из Ирана, был депортирован в свою родную страну 30-х годов. Все детство Фазиль провел в Абхазии.
  • Краткое содержание рассказа Капалуха Астафьева
    В небольшом по объему рассказе Виктора Петровича Астафьева «Капалуха» рассказывается об истории, произошедшей в поле. Речь идет о случайной встрече человека и птицы – будущей матери, которая героически защищает гнездо и будущих своих птенцов.
  • Крокодил — краткое содержание рассказа Достоевского
    В Пассаже за определённую плату показывали живого крокодила. Чиновник Иван Матвеевич решил удовлетворить любопытство своей жены Елены Ивановны. Вместе с ними отправился его дальний родственник и сослуживец
  • Канитель — краткое содержание рассказа Чехова
    Произведение несет в себе юмористический подтекст. Все действие происходит в церкви между двумя героями: старушкой и дьячком. Маленькая сгорбившаяся пожилая женщина приходит в церковь для того, чтобы заказать у священника службу

Ёлка читать

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни и, наверное, не понимал, что такое ёлка. Манерно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала: — Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Читайте также:
Литературный приём «парцелляция»: роль художественного метода в тексте, пример

Моя сестрёнка Лёля говорит: — Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю: — Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

Лёля говорит: — Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

Я говорю: — Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

Лёля говорит: — Если ты второй раз откусил яблоко. то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел, Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю: — А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.

Леля говорит: — Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

Лёля говорит: — Вот теперь, Минька, и не ручаюсь, что мама тебя не выдерет. Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала: — Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

Наша мама говорит: — Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала: — Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала: — Это Минькина работа.

Я дёрнул Лелю за косичку и сказал: — Это меня Лёлька научила.

Мама говорит: — Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик и подарю тому мальчику, которому и хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала: — С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал: — Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала: — Наверное, ваш мальчик будет разбойник.

И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме: — Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

Читайте также:
Краткая биография Александра Сергеевича Грибоедова, гениального поэта и дипломата, его жизнь и творчество

И та мама сказала: — Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама сказала: — И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала: — Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется.

Читайте также: Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе, проблематика, особенности композиции.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал: — Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить.

И наша мама удивилась, что мы остались одни.

Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Он сказал: — Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал: — Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

(Илл. А.С.Андреева)

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 564

Читать краткое содержание рассказа Зощенко Елка

Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после – ещё по одной… Сестра Леля старше и выше Миньки, поэтому она смогла «срывать запретные плоды» — конфеты с недоступных для мальчика веток, а он съел только яблоко. В общем, дети совместно разорили ёлку – она стала совсем некрасивой и даже бедной. Также они совершили боле страшное «преступление»: стали смотреть подарки в коробках. И конечно, сломали куклу. В шутку Леля пугает брата, что его накажут.

Вечером, когда мама начинает дарить подарки детям гостей, всё раскрывается. Гости обижаются, начинают ругать детей, но мама вступается за них, хотя и не считает их правыми. Она даже в наказание дарит игрушечный паровозик, который был для Миньки, обиженному мальчику.

Автор пишет, что прошло уже больше тридцати лет, а он помнит ту елку, будто все было вчера. Благодаря тем событиям, Зощенко в жизни не взял чужой вещи, так тот стыд отпечатался в его детском сознании. Важно, что это первое ощущение, понимание и даже… взросление.

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны

объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно

, эмоционально и интересно.

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни

Читайте также:
Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Александр, 15 лет

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят

и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Зощенко Михаил рассказ «Ёлка»

Читательский дневник по рассказу «Ёлка» Михаила Зощенко

Автор: Зощенко, Михаил Михайлович

Название произведения: «Ёлка»

Число страниц: 8

Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.

Золотушный мальчик, его мама.

Характеристика главных героев:

Минька — маленький и любознательный.

Доверчивый. Хотел быть лучше сестры. Глупый и невоспитанный.

Леля — дерзкая, ловкая.

Находчивая. Специально дразнила брата. Болтливая, язвительная.

Мама — добрая, открытая, гостеприимная, также справедливая.

Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.

Папа — строгий, справедливый, умный. Умеет настоять на своём.

Характеристика второстепенных героев:

Золотушный мальчик — слабый, обиженный.

Его мама — недовольная, любит ругаться.

Краткое содержание рассказа «Ёлка»

Минька и его старшая сестра Лелька в канун Нового года пробрались в комнату.

Там стояла наряженная ель и лежали подарки.

Лёля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки.

А маленький Минька сумел достать только одно яблоко.

Он обиделся на сестру и полез на стул.

Стул упал и разбил куклу.

Дети испугались и убежали.

Мама раздавала детям гостей подарки.

Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко.

Конечно, сразу поняла, кто это натворил.

Она придумала, как наказать сына: отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.

Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.

Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.

Мама стала заступаться за сына.

А мама золотушного мальчика сказала, что больше не придёт в этот дом.

Другая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, а Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.

Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому.

Затем погасил новогоднюю ёлку.

План рассказа

  1. Ёлка с подарками.
  2. Опрокинутый стул.
  3. Надкусанное яблоко.
  4. Ссора мам.
  5. Грубость Лёли.
  6. Обиженные гости.
  7. Решение папы.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Ёлка» Михаила Зощенко

Главная мысль рассказа «Ёлка»

Основная мысль рассказа в том, что нельзя быть жадным и обижать маленьких.

Главная идея произведения в том, что если пригласил людей, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым, обходительным, никому не грубить, потому что иначе можно остаться одиноким.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки, хорошее настроение, чтобы иногда получать ответные дары.

Учит не жадничать и не пытаться забрать всё себе. Учит уметь уступить, проявить терпение и тактичность.

Ведь как ты относишься к людям, так и они станут относиться к тебе.

Краткий отзыв к рассказу «Ёлка» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я поняла, как много значит доброжелательность и умение делиться.

Это смешное, увлекательное произведение, но также оно очень поучительное.

Начинается всё с обычной жадности, а заканчивается важным выводом о том, что можно остаться одиноким, если плохо относиться к людям.

Читайте также:
Пушкин, роман "Дубровский"; краткое содержание произведения по главам 6 класс

Рассказ мне понравился тем, что автор не старается выгородить самого себя в детстве.

Он честно рассказывает о своих ошибках и это говорит о том, что автор их полностью признал и исправился.

Больше всего в этом рассказе мне понравился папа главных героев.

Он оказался человеком честным и принципиальным, может быть даже слишком суровым.

Но он хотел воспитать детей настоящими людьми.

Рассказ заставляет задуматься о своём отношении к другим людям, о недостатках, которых никто не лишён.

Я рекомендую всем прочитать эту замечательную историю, чтобы на чужих ошибках понять, как можно себя вести, а как нельзя.

Пословицы к произведению:

  • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
  • Гостю первое место и красная ложка.

Словарь неизвестных слов:

  • Золотушный — больной, нездорово выглядевший.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Тогда я чуть не заревел, потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю:

— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул.

Но стул упал на меня.

Я хотел поднять стул.

Но он снова упал.

И прямо на подарки.

«Елка» – рассказ Михаила Зощенко для читательского дневника

Рассказ «Елка» был написан Михаилом Зощенко в 1932 году. Автор описал маленьких ребятишек, которые испортили праздник и обидели гостей. Минька и Леля показаны жадными и завистливыми детьми. Они не несли ответственности за свои поступки, поэтому получили урок, который запомнили надолго. Анализ рассказа Михаила Зощенко «Елка» для читательского дневника поможет определить главную идею, а также понять замысел писателя.

  • Анализ произведения
  • Отзывы читателей

Новогодняя елка

Анализ произведения

В произведении родители по-разному отнеслись к поступку детей. Только благодаря папе ребята получили ценный урок.

Краткое содержание

В доме стояла наряженная елка, а под ней лежали подарки. Дети разглядывали зеленую красавицу, одетую в красивые бусы, разные игрушки и фонарики. Кроме этого, на ней были вкусные угощения, которые не давали покоя Миньке и Лёле.

Леля и Минька

Девочка предупредила брата, что им не стоит брать подарки, так как они приготовлены для гостей. В итоге дети не выдержали и решили подкрепиться сладостями, которые висели на елке. Леля была повыше, поэтому ей досталась пастила, а ее брат взял яблоко. После этого девочка добралась до конфеты, потом еще до одной пастилы, а после этого — до орешка и хлопушки.

Минька считал это несправедливым, было обидно до слез, так как ему досталось лишь яблоко. Но он решил достать вкусности с помощью стула. Мальчик приставил его к елке, потянулся и упал. Стул перевернулся прямо на подарки и разбил руку фарфоровой кукле. В этот момент послышались шаги, и дети спрятались.

Вскоре пришли гости, мама позвала их к елке, чтобы вручить гостинцы. Она увидела надкушенное яблоко, позвала детей, чтобы выяснить, в чем дело. Ребята стали перекладывать вину друг на друга. Тогда мама сообщила, что дочку поставит в угол, а подарок, предназначавшийся сыну, подарит другому мальчику.

Зощенко Елка

Когда Минька увидел, что с его паровозиком играет другой ребенок, он подошел к нему и ударил. Малыш расплакался от обиды и боли. В этот момент гости стали возмущаться, что им достались поломанные подарки. Им показалось, что хозяева оказались негостеприимными. Мамы разругались, после чего все гости разошлись.

Минька с Лелей были этому рады, ведь все теперь достанется только им. Глава семьи был недоволен этим. Он сказал, что если со всеми ругаться и выгонять, можно остаться в одиночестве. Папа собирался утром раздать подарки их владельцам.

Дети запомнили его слова на всю жизнь. Больше они никогда никого не обижали и не брали чужого.

План пересказа

По краткому содержанию «Елки» Зощенко для читательского дневника можно составить план пересказа.

Читайте также:
Повесть Пушкина "Капитанская дочка": краткое содержание по главам и список главных героев

Он включает в себя следующие пункты:

Новогодние подарки

  1. Нарядная красавица.
  2. Подарки не дают покоя детям.
  3. Брат с сестрой добрались до елочных угощений.
  4. Стул разбил фарфоровую куклу.
  5. Гости пришли.
  6. Разоблачение Миньки и Лели.
  7. Ссора с гостями.
  8. Папа преподал хороший урок детям.

Основная мысль и характеристика персонажей

Главные герои произведения — семья, которая ожидает прихода гостей. Отец справедливый, принципиальный, строгий и практичный человек. Мама гораздо мягче его, всегда жалеет своих чад. Она добрая, заботливая и любящая. Минька и Леля — дети.

Они имеют следующие качества:

Жадность

  • жадные;
  • негостеприимные;
  • эгоистичные;
  • грубые;
  • обидчивые;
  • хитрые.

Писатель показал, что эгоистичным и жадным людям будет очень тяжело жить в обществе, ведь с ними никто не захочет общаться, а значит, они останутся в одиночестве.

Основная мысль заключается в том, что нужно быть вежливым человеком, относиться к окружающим, как к самому себе.

Рассказ учит:

Щедрость

  • справедливости;
  • честности;
  • внимательности;
  • радушию;
  • щедрости.

Следует быть добрым и приветливым человеком, радовать других людей и никогда не жадничать.

Отзывы читателей

Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Автор здорово описал жадность детей, что является проблемой во многих семьях. Думаю, книга легко научит любого ребенка, как нужно вести себя в обществе. Персонажи запомнят свой некрасивый поступок, им будет стыдно. Я обожаю Зощенко, это мой любимый писатель. Он всегда с юмором подходит к важным проблемам, пишет интересные произведения, которые можно читать детям вместо сказок.

Жанр этого произведения — поучительный рассказ, а значит, в нем есть чему научиться. Писатель показал на примере героев, как себя нельзя вести. Эта книга будет интересна даже взрослым, ведь в ней есть ответ на вопрос, как научить детей вести себя в обществе.

Рассказ «Елка» меня впечатлил. Дети устроили гостям настоящий «сюрприз». У меня до сих пор при виде елки возникает картинка с братом и сестрой, которые испортили всем праздник. Я брала сборник рассказов Зощенко в библиотеке, книжка была с иллюстрациями. Все произведения этого автора достойны прочтения. Из них можно многому научиться. Я читала книгу давно, но ценные уроки мне запомнились до сих пор.

Михаил Зощенко: рассказ «Елка» для читательского дневника

Анализ произведения

Читательский дневник

Произведение Михаила Зощенко «Елка» написано в 1932 году. В своем поучительном рассказе автор раскрыл темы зависти, жадности, умения отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность. Он описал историю брата и сестры, которые бесцеремонно испортили праздник, но получили жизненный урок. Краткое содержание «Елки» Зощенко для читательского дневника поможет понять основную мысль, а также что хотел передать писатель своим читателям.

Анализ произведения

В рассказе описана семья, в которой дети испортили подарки, предназначавшиеся не им. Когда пришли гости, произошла ссора, отчего праздник не состоялся. Но папа преподал урок своим чадам, его слова они запомнили на всю жизнь.

Краткое содержание

Краткое содержание

Дети с нетерпением ждали праздника. В гостиной комнате стояла красивая наряженная елка с подарками. Минька и его сестра Леля смотрели на нее, разглядывая бусы, вкусные украшения и фонарики. Девочка сразу сказала, что не стоит трогать подарки, так как они предназначены для гостей. Дети решили полакомиться сладостями, которые висели на елке. Леля съела пастилу, а Минька откусил яблоко. Так как девочка была выше брата, то могла достать больше вкусностей. Она съела вдобавок конфету, еще одну пастилу, а потом сняла орех и хлопушку.

Минька был разочарован такой несправедливостью, даже хотел разреветься от обиды. Но передумал, вместо этого приставил стул к красавице елке, и уже было собрался полезть за вкусностями повыше, но стул упал на подарки и разбил ручку фарфоровой кукле.

Вдруг дети услышали шаги и сразу же убежали.

Немного погодя пришли гости, мама позвала всех к елке. Она хотела раздать подарки. Взяв яблоко, женщина увидела, что оно надкусано, и сразу же позвала своих детей. Брат с сестрой начали обвинять друг друга в случившемся. Тогда мама сказала, что поставит девочку в угол, а паровозик, который предназначался Миньке, подарит другому ребенку. Увидев, что с его подарком кто-то играет, мальчик ударил малыша, а тот расплакался. Другой ребенок расстроился, что ему досталась кукла со сломанной ручкой. В итоге мамы детей поругались, гости ушли.

Минька с Лелей обрадовались такому событию, так как теперь все подарки достались им.

Папа был недоволен их поведением. Он сказал, что детям нельзя ссориться и прогонять гостей, иначе они умрут в одиночестве, а утром подарки будут переданы их владельцам. С тех пор прошло много лет, а Минька никогда больше никого не бил, не обижал и не брал чужого.

Читайте также:
Повесть Пушкина "Капитанская дочка": краткое содержание по главам и список главных героев

План пересказа

По краткому содержанию рассказа можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

План пересказа

  1. Красавица елка.
  2. Подарки под ней.
  3. Дети и сладости.
  4. Разорение подарков.
  5. Встреча гостей.
  6. Разоблачение детей.
  7. Паровозик и фарфоровая кукла.
  8. Ссора и уход гостей.
  9. Беседа с папой.

Описание героев и главная мысль

В произведении Зощенко «Елка» главные герои — семья, которая состоит из родителей, сына и дочери. Дети — Минька и Леля — имеют следующие черты:

  • жадные;
  • эгоистичные;
  • обидчивые;
  • хитрые.

Описание героев и главная мысль

Мама этих ребят — добродушная и заботливая женщина. Она всегда заступается за них. Папа — справедливый и строгий человек.

На примере детей автор показал, что нельзя быть эгоистичным и жадным, иначе можно остаться в одиночестве. Главной мыслью этого произведения является то, что к людям нужно относиться, как к самому себе, быть справедливым, честным, внимательным. Капризы и жадность ни к чему хорошему не приведут. Также необходимо быть радушным и гостеприимным человеком.

Отзывы о книге

Я очень сильно люблю Зощенко. Он всегда описывает забавные истории с долей юмора. Читать интересно, захватывающе. В школе записывали краткий пересказ «Елки» для читательского дневника, основные идеи. Вот какие выводы я сделал: каждый человек с детства должен уметь вести себя в обществе, уважительно относиться к другим людям, быть честным, справедливым. Советую.

Почему-то этот рассказ мне напомнил произведение Заходера «Хрюк на елке». В этой сказке похожий смысл. Важно не зазнаваться, уважать других людей, прилично вести себя в обществе. Советую прочитать оба этих произведения, а также «Новогодний сюрприз». Это сборник, в него входят сказки Андерсена, Чарской и Бальмонта, пословицы, приметы, поговорки и загадки. Тоже много поучительного и интересного.

Произведения Зощенко всегда поучительные и интересные. У него (в основном) один жанр — рассказы. Их легко читать, но зато можно много пользы для себя вынести. У меня целый сборник его рассказов. Книга с красивыми иллюстрациями. Картинки помогают более полно прочувствовать историю, представить героев, ситуацию, в которой они находятся. Еще мне нравятся два рассказа этого автора: «Веселые истории» и «Некрасивая девочка». Рекомендую.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: