Морфология русского языка: разделы, основные понятия и правила, что изучает,кратко,все о морфологии,разделы, теория,сообщение на тему
Запомните: есть существительные, которые употребляются только в единственном числе (собирательные – детвора, слова с вещественным значе-нием – железо, собственные имена) или только во множественном (составные и парные предметы – грабли, названия материалов – отходы, промежутков времени – сутки, географические названия – Карпаты).
Упражнение № 1
Выпишите в два столбика существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Мышь, земля, слесарь, молодежь, студенчество, оч¬ки, ворота, храбрость, стрельба, добро, Вена, ковер, свежесть, стремление, верность, березняк, каникулы, пуд¬ра, железо, хлопоты, пшеница, мемуары, ширина, еж, опилки, ясли.
Запомните: существуют существительные общего рода (задира Катя, задира Алеша; врач Иванов, врач Иванова).
К 1-ому склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -А (-Я) (книга). Ко 2-ому – ср. р. с окончаниями -О (-Е) и м.р. с нулевым окончанием (солнце, день). К 3-ему – существительные ж.р., оканчивающиеся на Ь (печь).
Расзносклоняемые (бремя, время, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) имеют окончания разных склонений.
Запомните: род несклоняемых существительных определяется по родовому слову (Онтарио – озеро); к м.р. относятся существительные, называющие лиц мужского пола (маэстро), к ср.р. – неодушевленные существительные (метро).
Упражнение № 2
(Вкусный) кофе, (разнообразный) меню, (полезный) кольраби, (интересный) пари, (овощной) рагу, (несправедливый) пенальти, (остроумный) конферансье, (пестрый) какаду, (привередливый) маэстро, (веселый) попурри.
Упражнение № 3
Будни, сумерки, цапля, башкир, румын, солдат, сапог, волны, дорога, простыня, ясли, лезвие, мандарин, апельсин, помидор, таджик, банан, носки, чулки, дупло, кочерга.
Имя прилагательное
Относительные прилагательные указывают на материал, на пространственный и временной признаки (серебряный, вчерашний, дальний).
- сочетаются со словом очень;
- имеют степени сравнения;
- имеют полную и краткую форму.
Упражнение № 1
Сравнительная | Превосходная | ||
простая | составная | простая | составная |
Суффиксы: -ЕЕ( -ЕЙ), -Е, -ШЕ Пример: быстрее |
Более (менее) быстрый | Суффиксы:-ЕЙШ (-АЙШ) Пример: быстрейший |
(наиболее, наименее, самый) быстрый |
Упражнение № 2
Имя числительное
Различайте количественные числительные (отвечают на вопрос сколько? пять) и порядковые (какой? пятый).
- целые (два);
- дробные (две третьих);
- собирательные (двое).
Различайте простые числительные (состоят из одного слова: пять), составные (состоят из нескольких слов: двадцать пять) и сложные (состоят из двух кор¬ней: пятьдесят).
Упражнение № 1
Девятнадцать, шестьсот, шестьдесят четыре, семеро, одиннадцать, девяносто второй, сорок четыре, семьдесят шестой, первый, сто.
Упражнение № 2
Двое подруг, к шестисот сорока пяти студентам, око¬ло девяносто страниц, по обоим сторонам, пятидесятью восьмью рублями, четырехста трех участков.
Местоимение
- личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);
- возвратное (себя);
- вопросительные и относительные (кто, что, какой, чей, который, сколько);
- указательные (тот, этот, такой, таков, столько);
- притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, ее, их, его);
- определительные (весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, сам, самый);
- отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего);
- неопределенные (не-, кое-, -то, -либо, -нибудь + вопросительно-относительные местоимения).
Упражнение № 1
Он пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы. (А. Пушкин) 2) Улица – моя. Дома – мои. (В. Маяковский) 3) Тебя господь наш по¬любил. (А. Хомяков) 4) Мне не для чего собирать добро. (А. Кольцов) 5) Но я люблю – за что, не знаю сам – ее степей холодное молчанье. (М. Лермонтов) 6) Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас! (А. Пушкин) 7) Со всех сторон его клянут. (Н. Некрасов) Этих рук бессердечье, этих губ доброта. (Б. Пастернак).
Спрягаемые части речи. Глагол и его формы (причастие и деепричастие)
Часть речи | Общее значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Глагол | Действие или состояние предмета | Н.ф. (инфинитив) Постоянные признаки: – вид – спряжение – переходность – возвратность Непостоянные признаки: – наклонение – число – время – лицо – род |
– сказуемое – подлежащее – обстоятельство |
Причастие (особая форма глагола) | Признак предмета по действию | Н.ф. (И.п., ед.ч., м.р.) Постоянные признаки: – действительное или страдательное – время – вид Непостоянные признаки: – полная или краткая форма (у страд.) – падеж – число – род |
– определение – сказуемое (именная часть сост. им. сказ.) |
Деепричастие (особая форма глагола) | Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом | Н.ф. (неопределенная форма глагола) Постоянные признаки: – вид – неизменяемость – возвратность |
– обстоятельство |
Глагол
- глаголы совершенного вида (что сделать? сказать) и несовершенного (что делать? говорить);
- переходные глаголы (сочетаются с существительным или местоимением в В.п. без предлога (любить (что?) фрукты) и глаголы с отрицательной частицей НЕ с Р.п: (не читал книги)) и непереходные;
- глаголы 2-го спряжения (В Н.ф. гл. с безударным личным окончанием – все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться, 7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть; 4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать) и 1-го спряжения (все остальные);
- возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -СЬ, -СЯ).
Упражнение № 1
Хотеть, бороться, слышать, гнать, вычищать, колоть, дремать, клеить, ненавидеть, жаждать, быть, нестись, славить, сеять, поддержать, замести, встретить.
Упражнение № 2
Рассказывать о поездке, доказывать правоту, сожалеть о неудаче, не писал письма, тормозить работу, пре¬пятствовать поездке, касаться вопроса, выслеживать добычу, рисовать в тетради, гулять по проспекту.
Упражнение № 3
Хотелось бы, распределите, намажь, подошел, сделал бы, руководите, увидеть, отдохнул, останется, светить, употребляется, встретился бы.
Запомните: личные глаголы могут употребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. – На улице накрапывает.
Упражнение № 4
Причастие
Упражнение № 1
Убегающий, гонимый, расколотый, сделанный, рождаемый, прибежавший, строящий, назначенный, шедший, реющий, застывший, приколотый, бушующий, наполненный, сбежавший.
Различайте: прилагательные (обозначают признак предмета: зеленый) и причастия (обозначают признак предмета по действию: зеленеющий – тот, который зеленеет).
Упражнение № 2
Мощеная улица, мощенная булыжником улица, бешеный зверь, взбешенный зверь, иллюстрированный журнал, копченый окорок, газированная вода, торжественный митинг, воспитанная девочка, взволнованное море, законченная работа, не написанная вовремя книга, соленая пища, плетеная корзина, кованый сундук, крашеный пол, освещенная солнцем.
Деепричастие
Запомните: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени, деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива.
Упражнение № 1
Наречие
Общее значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль | |
Наречие | Признак действия, предмета или другого признака | Постоянные признаки: – разряд по значению (места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели) – неизменяемость Непостоянные признаки: – степени сравнения (сравнительная и превосходная) |
– обстоятельство |
Упражнение № 1
Вскачь, по-дружески, утром, далеко, мало-помалу, ночью, назло, нарочно, вглубь, вширь, невиданно, сдуру, внушительно, высоко, взволнованно, черным-черно.
Служебные части речи
Часть речи | Общее значение (что выражает) | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Предлог | Выражает зависимость сущ., числ. и мест, от др. слов в сл./соч. и предложении | – непроизводные и производные – неизменяемость |
Не является членом предложения |
Союз | Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного | – сочинительные и подчинительные – простые и составные – неизменяемость |
Не является членом предложения |
Частица | Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова | – разряд по значению (формообразующие, отрицательные, модальные) – неизменяемость |
Не является членом предложения |
Предлог
Различайте: производные предлоги (образованные от самостоятельных частей речи: благодаря, в течение) и непроизводные (из, от, с, у, к, в, на и др.).
Упражнение № 1
1) Мы долго шли по лесной дорожке, которая вилась среди хвойного молодняка. 2) Несмотря на трудности, мы продолжали двигаться дальше. 3) Вследствие простуды я пропустила занятия в школе. 4) Из этого ничего хорошего не выйдет. 5) В продолжение длительного времени мы не могли дозвониться до дома. 6) Вопреки традициям, гости были одеты по-современному. 7) Согласно приказу военного коменданта, эшелон был отправлен точно в назначенное время. Мы решили поехать вторы вопреки погодным условиям. 9) В заключение доклада он подвел итоги проделанным исследованиям. 10) Навстречу нам двигалась толпа людей.
Упражнение № 2
Распределите в два столбика словосочетания с производными предлогами и омонимичные им самостоятельные части речи.
В продолжение нескольких минут, в продолжении романа, несмотря на сильные морозы, не смотря по сторонам, вследствие длительных дождей, в следствии по делу, в течении горных рек, в течение нескольких минут, в заключение беседы, находиться в заключении, благодаря заботам, искренне благодаря, во время работы, пришел вовремя, иметь в виду, ввиду плохой по¬годы.
- соединительные (и, да=и, ни. ни, тоже, также, не только, но и, как. так и);
- противительные (а, но, да=но, зато, однако, же);
- разделительные (или, иль, либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли, ли. ли)
- временные (когда, пока, едва, лишь, лишь только);
- причинные (потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что);
- целевые (чтоб, чтобы, с тем чтобы, для того чтобы);
- условные (если, раз, если бы);
- уступительные (хотя, несмотря на, пускай);
- сравнительные (как, будто, точно, словно, как будто);
- следственные (так что).
Упражнение № 1
1) Не только я участвовал в этом конкурсе, но и все присутствующие. 2) Чтобы побыстрее добраться до берега, нам пришлось затратить много усилий. 3) Если погода будет хорошей, мы поедем на прогулку в лес. 3) Ты прощаешься со мной так, как будто мы не увидимся больше! (А. Куприн) 4) Может быть, мне и не понравится то, что я сегодня купила. 5) Времени было мало, поэтому приходилось действовать не раздумывая. 6) Мне было не столько обидно, сколько досадно. 7) Он был невысоким, зато крепкого телосложения. Ее губы дрогнули не то насмешливо, не то с горечью. 9) Как взрослые, так и детвора собрались в гостиной. 10) Хотя это не было для нас неожиданностью, мы расстроились.
Отличайте союзы от союзных слов: союзные слова являются, в отличие от союзов, членами предложения. (Я знаю, что тебе подарить (союзное слово). – Я знаю, что дорога будет трудной (союз)).
Упражнение № 2
Укажите предложения, в которых встречаются союзы. Чем они отличаются от омонимичных самостоятельных частей речи?
1) Мы тоже с удовольствием прочитали эту книгу. 2) Берись за то, что тебе по душе. 3) Я надела то же платье, что и вчера. 4) Мы устали, зато испытали чув¬ство удовлетворения. 5) Шел дождь, притом дул сильный ветер. 6) При том доме отдыха был бассейн. 7) Я тут ни при чем. Что бы ни говорили, а это прекрасное зрелище. 9) Мы бежали изо всех сил, чтобы не опоздать на поезд. 10) Он работает так же, как и всегда.
Частица
- формообразующие (да, давай, пусть пускай, бы, б);
- отрицательные (не, ни);
- модальные:
- вопрос (ли, разве, неужели);
- восклицание (что за, как);
- указание (вот, а вот, вон, а вон);
- уточнение (именно, как раз);
- ограничение (только, лишь, исключительно, почти);
- сомнение (вряд ли, едва ли);
- усиление (даже, даже и, же, ведь, все-таки);
- смягчение требования (ка).
Упражнение № 1
1) Укажу хотя бы вкратце. (А. Твардовский) 2) Неужели я не смогу это сделать?! 3) Что за невезение! 4) Я не скажу ни единого слова. 5) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана. 6) Это даже не требует разъяснения. 7) Вряд ли мы успеем к началу спектакля. Давай возьмемся за работу завтра. 9) Пусть все останется по-прежнему. 10) Именно сегодня я не смогу пойти в кино.
- частица НЕ служит для выражения отрицания (не сделал);
- частица НИ служит для усиления отрицания (не написал ни слова);
- придает отрицательное значение предложениям без подлежащего (Вокруг ни души);
- имеет обобщающее значение (Куда ни взглянешь, везде леса. Но: Как не удивиться увиденному! (в восклицательных предложениях)).
Запомните: частица НЕ может придавать предложению не только отрицательный смысл, но и положительный (не мог не сказать – должен был сказать).
Упражнение № 2
1) Кто не хочет поехать на отдых! 2) Никто не хочет работать допоздна. 3) Ни души вокруг. 4) Не успел ни охнуть, ни вздохнуть. 5) Вовсе не лишняя поддержка. 6) В горах лежал не растаявший за лето снег. 7) Он не смог не откликнуться на ее призыв. Где только не приходилось останавливаться! 9) Куда ни взглянешь, везде степь бескрайняя. 10) Я не мог не засмеяться.
Запомните: ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи не относится междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, побуждения (ах, ой, ура).
Упражнение № 3
1) Ах, какой приятный! Ах, милашка! 2) Послушай, эй, Осип! Тьфу! Даже тошнит, как есть хочется. (Н. Гоголь) 3) Ой, полна, полна коробуп!ка, есть и ситцы, и парча. 4) Чу, идет! – пришла желанная. (Н. Некрасов) 5) Ага, попались, голубчики. (Н. Прокофьев) 6) Ура! «Спартак» победил. 7) Эх, ничего не получилось.
Что изучает морфология (раздел грамматики) — предмет изучения и основные понятия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Морфология – это один из ключевых разделов грамматики.
Его освоению посвящают большую часть школьной программы по изучению родного языка, ведь эта лингвистическая дисциплина посвящена частям речи, их категориям, словоизменению.
Даже носитель языка не может обойтись без элементарных знаний в этой области, если он хочет говорить грамотно. А иностранным языком без понимания морфологических правил невозможно даже на элементарном уровне.
О том, что такое морфология, о происхождении и употреблении термина, процессах и основных понятиях раздела поговорим в этой статье.
Морфология — это.
Морфология – не единственный научный термин, который в разных науках получил собственное значение. География, биология, антропология (это как?), химия, лингвистика трактуют его по-своему. Это не удивительно, ведь в буквальном переводе с древнегреческого слово не имеет привязки к конкретной дисциплине.
Этимологически (это как?) «морфология» восходит к двум корням: μορφή (форма) и λόγος (учение, слово). То есть справедливо перевести термин как «учение о форме»».
Таким образом, биологическое значение морфологии – это наука о форме и строении организмов, может быть названо исходным для дальнейшего заимствования другими науками.
В отличии от той же гиперболы (что это такое?), которая для математика и филолога имеет совсем разные трактовки, морфология даже в отдаленных друг от друга отраслях всего отвечает за форму, строение, структуру.
Несмотря на свое широкое применение, термин чаще всего узнают именно благодаря лингвистике. В рамках изучения языкознания углубленное изучение этого раздела предписано программами Министерства образования.
Для лингвистики актуальна такая трактовка, данная В.А.Плотниковой (Робинсон) в энциклопедии «Русский язык» (1997, под ред. Караулова):
Морфология – это раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.
Это широкое понимание, включающее все особенности раздела. Существует и узкое значение, которым некоторые ученые ограничиваются:
Морфология – это система форм словоизменения.
Именно в таком – узком – понимании термин и был изначально заимствован в лингвистику из биологии. Случилось это в 19 веке.
Помимо называния лингвистического раздела языковеды используют термин для обозначения самой подсистемы языка. В таком варианте для него дают следующее определение (в той же статье энциклопедии):
Морфология – это принадлежащие языку системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены.
В таком значении речь идет о важнейшей части каждого национального языка как феномена (к примеру, морфология русского языка).
Что изучает морфология
Определим главные характеристики этого языкового раздела:
- Основная единица – слово.
- Предмет изучения – изменение словоформ с целью проявления грамматических значений.
- Ключевые понятия – грамматические значение и форма, словоформа, части речи как грамматические классы слов.
Нужно понимать, что данная подсистема грамматики как науки довольно обширна: сфера ее интересов очень широка.
Резюмируя направления исследований, формируем общее поле исследований, в которое входят такие векторы:
-
Словоизменение, его парадигмы, словоизменительные типы.
То, как склоняются и спрягаются слова, интересовало ученых прежде всего.
Не только морфология или грамматика, но и языкознание как таковое сложилось исходя из этого предмета. Согласно историческим сведениям, это произошло ещё в древнем Вавилоне.
Они через словоизменительные морфемы (окончания и частично суффиксы – то, что изменяет слово, но не образует новое).
Ключевые понятия морфологии
- Грамматическое значение – это абстракция, не имеющая связи с лексическим значением слова.
Род, число, падеж, одушевленность/неодушевленность, вид, залог и прочие постоянные и сменные грамматические характеристики слова – это и есть грамматические значения.
Для нашего языка это как раз суффиксы и окончания.
Проще говоря, слово в конкретном роде, числе, падеже, если это существительное, времени, роде (лице), залоге – если речь идет о глаголе.
О существительном, местоимении, числительном и других ЧР читайте в отдельных статьях блога.
Подробнее о системе частей речи доступно рассказывают здесь:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Это скорее для любителей теории, а в жизни, все правила и структуры языка быстро забываются.
В русском языке столько исключений, частных случаев, что не всегда понятно, зачем вообще используются общие правила. Иногда выходит так, что слов, которые меняются с определенной закономерностью меньше, чем исключений. А вообще, с учетом современных технологий, мало кто осознанно пользуется правилами морфологии. Любые ошибки может исправить качественный текстовый редактор.
Морфология русского языка и что она изучает
Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.
Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии — это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.
Что такое морфология и что она изучает в русском языке
Основные понятия морфологии
В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:
- самостоятельные
- служебные
Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:
Имя существительное: определение — это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.
- Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
- Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
- Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
- Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
- Число (единственное, множественное).
- Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).
Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).
- Начальная форма — м. р., И. п., ед. ч.
- Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
- Форма: полная и краткая.
- Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
- Род (мужской, женский, средний).
- Число (ед. и мн.).
- Падеж.
Имя числительное — это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.
- По разряду (лексико-граммат.): количественные, порядковые, собирательные, обозначающие дробные числа.
- По составу делятся на: простые, сложные, составные.
- Падеж — у всех имён числит.
- Число.
- Склонение.
Местоимение — это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных — отвечают на вопросы существительных, прилагательных — отвечают на вопросы прилагательных, числительных — отвечают на вопросы числительных.
- Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).
Н. ф. — неопред. форма (что делать? сделать?).
Постоянные признаки:
- Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
- Возвратность/невозвратность.
- Переходность/непереходность.
- Спряжение (I спр., II спр.).
Непостоянные признаки:
- Наклонение: изъявительное (иду, читаю), условное (читала бы), повелительное (Читайте!).
- Время: настоящее, прошедшее, будущее.
- Лицо (у глаголов наст. и буд. времени; в прош. времени и условн. наклонении лица нет).
- Род (только в прош. времени; в и изъяснит. и в условн. наклонениях определяется по окончаниям).
- Число (у всех, кроме инфинитива).
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).
- Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
- Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
- Знаменательные и местоименные.
В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:
предлог — это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).
Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).
Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.
союз — это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.
- По происхождению: производные/непроизводные.
- По составу: простые, составные.
- По расположению: одиночные, повторяющиеся.
- По значению: сочинительные, подчинительные.
Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.
- частица — это часть речи, относящаяся к служебным и которая предназначается для того, чтобы внести в предложения разнообразные оттенки значения или для формулировки смысловых оттенков слов и выражают чувство и взаимоотношение говорящего к высказываемой мысли, а также для создания форм слов.
- Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.
Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!
Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.
Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!
А также частью речи считается междометие — часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.
- Производные/непроизводные.
Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!
Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).
Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.
Морфологические нормы
Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.
Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:
- Фонетика — раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.
Звук — это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные
В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.
- Лексика — изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.
Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.
Лексическое значение слова — это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.
- Словообразование — раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.
Морфема — минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).
Морфология русского языка и что она изучает
Морфология (от греч. morphe — форма и…Логиячасть системы естественного языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ. раздел лингвистики, изучающий эту часть системы языка. М. как лингвистическая дисциплина включает 2 основных раздела: учение о словообразовании (деривации) и учение о словоизменении (парадигматике). К М. часто относят также морфонологию. Различают общую, или теоретическую, М. и частные, или описательные, М. (М. конкретных языков). Основной единицей М. является Морфа — минимальный сегментный знак естественного языка, т. е. знак, реализуемый цепочкой фонем и не представимый через другие знаки. в общем случае морфа является частью словоформы, которая может включать одну или несколько морф. Всякая морфа является представителем определённой морфемы.Задача общей М. состоит в решении 4 основных проблем: 1) инвентаризация и исследование некорневых значений, выражаемых в разных языках в пределах словоформ. разработка теории таких значений, называемых морфологическими. Морфологические значения (и соответствующие категории) делятся, с одной стороны, на семантические и синтаксические (обусловливаемые синтаксическими связями в предложении), с другой стороны — на словообразовательные и словоизменительные. Например, словообразовательные семантические — уменьшительность(«нос — носик»), место, где… («читать — читальня»). словообразовательные синтаксические — отглагольные существительные («перестраивать — перестройка»), отыменные прилагательные («нос — носовой»). словоизменительные семантические — число у существительных(«нос — носы»), время и вид у глагола («читает — читал», «одевался — оделся»). словоизменительные синтаксические — род, число и падеж у прилагательных.2) Инвентаризация и исследование способов, применяемых в разных языках для выражения тех или иных значений в пределах словоформ. разработка теории таких способов, называемых морфологическими. Известны 5 основных классов морфологических способов, которые распадаются на сегментные, т. е. связанные с морфами (а-г), и супрасегментные, т. е. связанные только с просодическими морфологическими единицами (д): а) сложение, в том числе корне-, осново- и словосложение (рус. «блок-схема», «жёлто-бурый», франц. un rendez-vous — «свидание», буквально «явите вас»).б) аффиксация: префиксация (рус. «посильнее»), постфиксация (рус.«чита-тель», «нос-ы»),инфиксация , интерфиксация (рус. «бетон-о-мешалка»), циркумфиксация и трансфиксация (араб. r-a-sm — «рисунок» при r-u-s-ū.-m — «рисунки»).в) модификация (изменение означающего морфы): чередование (англ. tooth — «зуб» при teeth — «зубы») и повтор (индонез. karangan — «статья» при karangan-karangan — «статьи»).г) конверсия (изменение синтактики морфы, т. е. её сочетаемости): англ. (to) cook — «варить» при (the) cook — «повар». д) супрафиксация (выражение значения определённым просодическим явлением — тоном, ударением и т. п.).3) Инвентаризация и исследование возможных формально-смысловых отношений между словоформами или частями словоформ, например синонимии (губно-губной — билабиальный), омонимии (брак «женитьба» — брак «дефект») и словообразовательной производности .4) Разработка общей теории морфологических моделей, которые создаются частными М., в том числе построение системы понятий, установление критериев морфологической членимости словоформ, определение типов морфологических правил и т. п.Задача частной М. состоит в создании на базе принципов, выдвигаемых общей М., морфологической модели данного языка, отражающей объективно существующие в мозгу носителей языка закономерности и представляющей собой систему правил, задающих соответствие между означающим любой словоформы и специальным абстрактным её описанием (глубинно-морфологическим представлением).Лит.: Реформатский А. А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967. Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М., 1967. Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968. Еськова Н. А., Мельчук И. А., Санников В. З., Формальная модель русской морфологии, т. 1, ч. 1. Формообразование существительных и прилагательных, М., 1971. Виноградов В. В., Русский язык. (Грамматическое учение о слове), М., 1972. Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972. Кубрякова Е. С., Основы морфологического анализа, М., 1974. Hockett Ch. F., A course in modern linguistics, N. Y., 1959. Nida Е., Morphology. The descriptive analysis of words, 2 ed., Ann Arbor, 1965. Harris Z. S., Structural linguistics, Chi. — L., 1963.И. А. Мельчук.
Что такое морфология в русском языке
Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня : morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово».
Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека).
Определение
Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи. В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).
Слова самостоятельных частей речи имеют определенное лексическое значение, выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут определяться, поясняться словами других частей речи (добрый человек — очень добрый человек).
Служебных частей речи в русском языке всего три:
Они не имеют самостоятельного лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Служебные части речи используются для выражения отношений между самостоятельными частями речи, между словосочетаниями и между предложениями, для придания предложению разных оттенков значения.
Особняком в русской морфологии стоит междометие. Его не относят ни к одной из самостоятельных или служебных частей речи. От самостоятельных частей речи междометия отличаются тем, что они не имеют общего и лексического значения, не являются членами предложения, а от служебных — тем, что они не выражают ни связей, ни отношений между членами предложения и предложениями. Это слова, которые обозначают наши чувства, побуждения, но конкретно не называют их при этом (ох! ах! увы!).
В роли междометий может выступать любая часть речи и целое словосочетание, если они теряют способность обозначать предмет, признак или действие и служат для выражения тех или иных чувств, например:
- батюшки!
- боже упаси!
- честное слово!
- вот те раз!
- ужас!
- беда!
В русском языке слово каждой части речи изучается с точки зрения его общего значения, морфологических признаков, то есть совокупности грамматических значений, и синтаксической роли в предложении. Такое исследование слова как части речи называется морфологическим разбором.
Основы морфологии русского языка: разделы, основные понятия и нормы
ГОСТ
Основы морфологии русского языка: разделы, основные понятия
Морфология, являясь составной часть грамматической системы языка, изучает большие совокупности словоформ, которые выражает обобщённое грамматическое значение. По сходству признаков данные словоформы объединяются в крупные системы – лексико-грамматические классы. В традиционной грамматике они получили название частей речи.
Предметом морфологии русского языка является слово, взятое в отвлечении от его конкретного лексического значения и рассматриваемое с позиции его места в грамматической системе языка и соответствующих этому положению признаков.
Основными единицы морфологии как отрасли языкознания, помимо слова в его грамматическом аспекте, также являются:
- Грамматическое значение – это наиболее обобщённое значение словоформ, выражающее их сочетательные возможности (особенности согласования, управления), формообразующие и словоизменительные признаки, а также значимые отличия от других классов словоформ. Например, каждой словоформе в русском языке характерно определённое грамматическое значение: существительному «(о) весне» – значение предметности, ед. ч. П. п., а глаголу «ходит» – действия, реально совершаемого в определённом времени, 3-го л, ед. ч.
- Грамматическая категория – это совокупность дифференциальных признаков, выражающих одно грамматическое значение и противопоставленных другим признакам. Например, категории падежа, числа, рода, времени и проч.
- Парадигма – это совокупность всех форм словоизменения и формообразования, характерных для данного слова в системе русского языка. Например, для лексемы «труд» это будут парадигмы склонения в ед. ч. и мн. ч., а для прилагательного «упорный» – все родовые и числовые парадигмы, а также парадигма кратких форм.
Готовые работы на аналогичную тему
Грамматические категории в зависимости от типа выражаемого ими противопоставления подразделяются на классифицирующие, которые противопоставляют в каком-либо отношении друг другу отдельные слова (например, «дом» – «парта» – родовые различия), и словоизменительные, которые противопоставляют формы слов (дом – дома).
Морфология русского языка как отрасль лингвистики решает следующие задачи:
- Поиск критериев объединения словоформ в лексемы. Например, дискуссионным остаётся вопрос о статусе причастий и деепричастий. Одни ученые признает их атрибутивными глагольными формами и рассматривают как словоформы, восходящие к глагольной лексеме. Другие же считают их самостоятельными в грамматическом плане.
- Установление собственно грамматической части значения слова в отвлечении от лексического или словообразовательного значения. Этот вопрос является важным, например, для решения проблемы глагольного вида в русском языке. Известно, что лишь часть русских глаголов способна к регулярному образованию видовых пар, на основании чего отдельные лингвисты понимают видообразование как отношения образования новых слов, а не как словоизменение.
- Изучает грамматические категории, их состав и формальные средства выражения.
Основными разделами морфологии являются:
- Раздел, касающийся изучения частей речи как особых лексико-грамматических классов.
- Раздел, касающийся морфологических норм и их использования в речевой практике.
Морфологические нормы и культура речи
Морфологические нормы – это система требований, отражающая правила образования форм слов и особенности словоизменения в русском языке.
Морфологические нормы многообразны и присущи каждому лексико-грамматическому классу. Однако большая их часть усваивается стихийно, в процессе овладения языком в раннем детстве. Однако существуют особые классы морфологических норм, которые представляют наибольшие трудности для говорящего или пишущего в силу их нетипового характера, несоответствия регулярным моделям системы.
- Нормы образования существительных м. р. с вариативными окончаниями –а/-я. Часть подобных слов имеет окончание –а (докторА, профессорА, директорА, учитлЯ), часть – ы (офицерЫ, тренерЫ, шофёрЫ).
- Нормы образования форм Р.п. мн.ч., где существую вариативные окончания. Большинство таких случаев необходимо запомнить, например, пакет помидорОВ, апельсинОВ, мандаринОВ, но яблокØ, сливØ; история осетинØ, болгарØ, но французОВ, немцЕВ; пара блюдецØ, зеркалецØ, щупалецØ, касание пальцЕВ, выводить птенцОВ.
- Нормы образования сравнительной и превосходной степени, предполагающие недопущение смешения простой и составной форм: более высокий / выше (нельзя: более выше!).
- Нормы склонения числительных: двухсот пятидесяти пяти (склоняются все слова и обе части сложных слов), в тысяча пятьсот сорок восьмом году (склоняется только последнее слово); употребления собирательных числительных: двое мальчиков (медвежат, саней, брюк), но! две девочки (летчицы, тетрадки, конфетки).
- Нормы образования глагольных форм: поезжайте (от «ехать»), поскользнуться, насмехаться; обгрызенный (не «обгрызать»).
- Нормы, касающиеся употребления местоимений: их дом (не «ихний»), пойти к нему (с буквой Н), но! предлагать ему (без буквы Н).
Знание морфологии, её категорий и норм позволяет овладеть системой русского языка на уровне его носителя.
Сообщение на тему “что изучает морфология”
Я хочу рассказать вам о морфологии.
Морфология-раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи. Слов в языке у нас много, они отличаются друг от друга лексическим значением, написанием и звучанием. Однако все слова можно распределить по группам, которые мы называем частями речи.
Новые вопросы в Русский язык
В каком типе придаточных <<как>> является не союзным словом, а союзом?Выбери верный вариант ответа.В сравнительном придаточномВ придаточно … м образа действияВ придаточном меры и степени
Составить схему предложения: а.Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 6 … . Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их
Составить схему предложения: а.Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 6 … . Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их
СРОЧНО. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. УМОЛЯЮ. 1.Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму. Игорь пиш _т (писать, . … .. ). Собака скреб_т ( . ). Аня беж_т ( . ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, . ) статью. Ребята чита _т (читать, . ). Текст прочита _т (прочитать, . ) Инна. Мы смотр _м (смотреть, . ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, . ) фильм. Ты слыш _шь (слыш_ть, . ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, . ) радио? Что вы реша _те (решать, . )? ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
Помагите пожалуйста! 40 баллов. 5 предложений с косвенной речью, при этом в каждом допустить грамматическую ошибку.
СРОЧНО. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. 1.Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму. Игорь пиш _т (писать, . ). … Собака скреб_т ( . ). Аня беж_т ( . ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, . ) статью. Ребята чита _т (читать, . ). Текст прочита _т (прочитать, . ) Инна. Мы смотр _м (смотреть, . ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, . ) фильм. Ты слыш _шь (слыш_ть, . ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, . ) радио? Что вы реша _те (решать, . )? ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
Упражнение 2. Расставьте пропущенные знаки. 1. И панический переполох после пикника и долгое блуждание по дороге и бесконечное карабканье по насыпи вс … е было так же тяжело нелепо неожиданно и ужасно, как эти кошмары, 2. И все вокруг и жнивье и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца, 3. Сердце то вдруг задрожит и забьется страстно бросится вперед то безвозвратно потонет в воспоминаниях. 4. Нехлюдов вернулся в суд снял пальто и пошел наверх. 5. Все было незнакомо мне высокая большая комната голые стены из пре- толстых новых сосновых бревен сильный смолистый запах. 6. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. 7. Даша усаживалась в большом кресле то боком то поджав ноги. 8. В чистой и белой наполненной снежным светом комнате трещат дрова в изразцовой печи. 9. Лицо у него черное закопченное дымом измазанное сажей… 10. Он замолчал, услышав какой-то странный тонкий дрожащий звук. 11. Был он если не самым жизнерадостным в их компании то самым веселым. 12. Ее гибкий звучный из самой груди выливавшийся контральто ее улыбки во время пения смеющиеся страстные глазки это все задевало за какую-то звонкую но редко задеваемую струну. 13. На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями. 14. Она расспрашивала меня об институте о моих товарищах о Петербурге о моих планах. 15. Он страшно бледен был и худ и слаб. 16. В это время года крупная рыба как то язи голавли и лини уже не брала. 17. Его раздражало все леность прислуги громкие шаги пение петухов дым из кухни церковный звон… 18. Все вокруг и море и горы и город сливалось в хрустальную чашу…19. Меня угнетала не боль а тяжелое тупое недоумение. 20. Художник был награжден всем улыбкой деньгами комплиментом искренним пожатием руки приглашением на обеды словом получил тысячу лестных наград. ДАМ 200 БАЛЛОВ