Народы Сибири и Дальнего востока, коренные жители красноярского края и Якутии

НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Среди основных этнографических регионов России значительными историко-культурными особенностями выделяется Сибирь — обширная географическая область, протянувшаяся от Урала до Тихого океана, в пределах которой с глубокой древности формировались своеобразные этнолингвистические общности и ХКТ местного населения.

В этногенезе народов Сибири видное место занимает проблема длительных этнокультурных контактов и взаимодействий ее коренных народов друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными и обогащенными вследствие включения многочисленных этносов Сибири в состав Российского государства, а также начавшегося с XVII века формирования местных («сибирских») очагов пришлого русского населения.

Переписи населения, начиная с 1926 года, регистрируют быстрое возрастание общей численности жителей Сибири, которая к 1989 году достигла 28 милллионов человек. Численно преобладают русские, прочно освоившие даже многие удаленные места Северной и Северо- Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Коренное население Сибири составляет на 2010 год свыше 1,5 миллионов человек. В этнолингвистическом отношении это население весьма дробно и распределяется по многим отдельным народам и группам различной численности. Наиболее крупные коренные народы Сибири — буряты (461 тысяча), якуты (478 тысяч) и тувинцы (263 тысячи). Средней численности народы — западносибирские татары (до 100 тысяч), хакасы (72 тысячи), алтайцы (74 тысячи). 25 народов из-за их небольшой численности и сходных особенностей промыслового быта относятся к группе «малочисленных народов Севера» (общая численность — около 200 тысяч человек). Это ненцы (44 тысячи, включая группы, живущие на европейском Севере), эвенки (38 тысяч), ханты (30 тысяч), эвены (17 тысяч), чукчи (15,2 тысячи), нанайцы (12 тысяч), коряки (9,2 тысячи), манси (8,5 тысяч), долганы (7 тысяч), нивхи (4,7 тысячи), селькупы (3,6 тысячи), ульчи (2,7 тысячи), ительмены (2,5 тысячи), удэгейцы (1,5 тысячи), эскимосы (1,7 тысячи), юкагиры (1,6 тысячи), кеты (1,2 тысячи), чуванцы (1,1 тысячи). Другие народы Севера (орочи, нганасаны тофалары, энцы, алеуты, ороки) насчитывают по несколько сотен человек, но для этнографов они представляют большой интерес.

Ведущей языковой тенденцией у коренного населения Сибири является, наряду со свободным развитием родной речи и письменности, все большее распространение двуязычия (знание наряду с родным языком русского и расширение функций последнего во всех сферах общественной жизни). У большинства народов Севера значительно увеличилась доля лиц, признающих родным языком русский язык (например, среди манси, селькупов, нивхов — до 50 %). Однако ни один из существовавших до революции самобытных языков Сибири не исчез, будучи поглощенным иноэтническим окружением.

Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям. На первом месте стоят народы алтайской языковой семьи, которая на рубеже нашей эры распространилась из Саяно-Алтая и Прибайкалья в глубинные районы Западной и Восточной Сибири. Алтайская языковая семья делится на три группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо- маньчжурскую. Наиболее многочисленна в Сибири тюркская группа. К ней принадлежат алтайцы, тувинцы, шорцы, хакасы, тофалары, западносибирские татары, якуты, долганы. К монгольской группе относятся только буряты. В тунгусо-маньчжурскую группу входят эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы, ороки.

В Западной Сибири происходило формирование уральско-юкагирской языковой семьи. К финно-угорской группе относятся ханты и манси. К самодийской принадлежат селькупы, энцы, нганасаны, ненцы.

Целый ряд народов Сибири называют «палеоазиатам», предполагая в них потомков древнейших обитателей Сибири. Вопрос этот сложный и до конца не решенный. Исследование этой проблемы показывает, что, видимо, никогда не существовало единой «палеоазиатской» этнолингвистической семьи, ибо относимые к ней нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении.

Только три «палеоазиатских» народа — чукчи, коряки и, вероятно, ительмены — составляют генетическое языковое единство, семью чукотско-камчатских языков. Остальные «палеоазиатские» языки стоят особняком друг от друга. Это кеты, нивхи, юкагиры, чуванцы. Столь же условно к «палеоазиатским» языкам причисляют генетически родственные языки эскимосов Чукотки и алеутов Командорских островов.

Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монголоидны по основным особенностям их антропологических типов. Монголоидами, видимо, были и древние обитатели верхнепалеолитических стоянок этого региона. Северовосточные «палеоазиаты» — эскимосы, чукчи и коряки — принадлежат к арктическому типу монголоидной расы. Значительная часть алтаеязычного населения Сибири — алтайцы, тувинцы, якуты, буряты и др. — относятся к центральноазиатскому расовому типу монголоидов. У коренных народов Западной Сибири наблюдается заметное ослабление монголоидных признаков; здесь преобладает уральская раса, возникшая в результате смешения монголоидных и европеоидных групп населения. Это селькупы, ненцы, ханты, манси, западносибирские татары и др.

В условиях конкретной природно-хозяйственной среды у народов Сибири возник целый ряд традиционных хозяйственно-культурных типов: 1) пеших охотников и рыболовов таежной зоны; 2) охотников на дикого оленя в Субарктике; 3) оседлых рыболовов в низовьях больших рек (Оби, Амура, а также на Камчатке); 4) таежных охотников-оле- неводов Восточной Сибири; 5) оленеводов тундры от северного Урала до Чукотки; 6) охотников за морским зверем на Тихоокеанском побережье и островах; 7) скотоводов и охотников Алтая и Саян; 8) скотоводов и земледельцев Южной и Западной Сибири, Прибайкалья и др. Следствием этих культурно-исторических различий в ХКТ явилось формирование пяти больших историко-этнографических областей: западносибирской (с южным, примерно до широты Тобольска и устья Чулыма на верхней Оби, и северным, таежным и субарктическим, регионами); алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной зоны); восточносибирской (с зонами тундры, тайги и лесостепи); амурской и северо-восточной (чукотско-камчатской).

Читайте также:
О единстве органического мира свидетельствует множество факторов: клеточное строение, онтогенез, эмбриология

Большинство ученых отмечают, что истоки этногенеза и этнических культур народов Сибири надо искать с эпохи развитого неолита и раннего металла (IV—I тысячелетия до н. э.). Многие факты говорят, что уральская языковая общность формировалась в Западной Сибири, первоначально в лесостепной и южнотаежной области Среднего Урала до Верхнего Приобья. В Восточной Сибири, вокруг Байкала и в Енисейско-Ленском междуречье, вероятно, формировалось то древнейшее «палеоазиатское» население, которое, по его предполагаемым потомкам — юкагирам, может быть условно названо «протоюкагирским». Однако это древнейшее «палеоазиатское» население Прибайкалья именно в эпоху ранних металлов попадает в сферу действия интенсивных миграционных и культурных процессов, связанных со становлением здесь новых типов хозяйства — скотоводства и земледелия.

Древний палеоазиатский пласт, но иного происхождения, угадывается в носителях неолитических культур Охотско-Камчатского побережья. Это был «проточукотско-камчатский» этнолингвистический пласт. Неолитические обитатели Среднего и Нижнего Амура вполне могут быть признаны «палеоазиатскими» предками нивхов.

Сложнее решается проблема этногенеза алтаеязычных народов Сибири, которые поначалу формировались в среде весьма подвижного степного населения Центральной Азии, за пределами южной окраины Сибири. Размежевание этой общности на прототюрков и протомонголов произошло на территории Монголии в пределах I тысячелетия до н. э. В Сибири позднее расселялись уже вполне сформировавшиеся порознь древние тюрки и древние монголы. Область и время зарождения древнейших тунгусоязычных племен определить пока трудно.

По-видимому, первичную ее локализацию надо искать в I тысячелетии до н. э. в Забайкалье, где прототунгусы находились в подвижном контакте с предками монголов и тюрок. В контакте тунгусоязычных и палеоазиатских групп произошло становление своеобразного таежного комплекса, которое сначала пешие, а затем оленные группы охот- ников-протоэвенков, начиная с рубежа нашей эры, распространяли далеко на север от Байкала в Енисейско-Ленское междуречье и на восток до Охотского побережья и низовий Амура.

Развитие народов Сибири неоднократно осложнялось внешними переселениями и хозяйственно-бытовыми воздействиями. Данные археологии показывают, что особенно динамичными на территории Сибири (включая южносибирские степи и предгорья Алтая и Саян, Прибайкалье и Забайкалье) были культурные изменения и миграционные движения, захватившие эпохи от ранней бронзы до наступления окончательного утверждения железного века (II—I тысячелетия до н. э.).

Сибирь эпохи ранних металлов являлась частью обширного ареала (включая Поволжье, Приуралье, Среднюю и Центральную Азию, Северный Китай), в котором происходило становление культурных форм и хозяйственных укладов, связанных с прогрессом видов производящего хозяйства на основе бронзовой, а затем железной металлургии.

В эпоху металлов в южносибирской степи и лесостепи существовали прогрессивные культурные формы: развитое скотоводческое и земледельческое хозяйство, разные варианты сочетания земледелия и скотоводства, вплоть до высокоразвитых видов земледелия с применением искусственного орошения. Одновременно часть южносибирского региона входила в зону становления типичного кочевого экстенсивного скотоводческого хозяйства. Данные археологии от эпохи бронзы и раннего железа показывают колебания форм хозяйства от оседлого и подвижного скотоводства в сочетании с охотой и рыболовством к усилению кочевых скотоводческих черт. Но даже небольшие изменения климата могли нарушать имеющиеся тенденции. Например, в занятиях населения в «экологическом пограничье» начинали временами преобладать охота и рыболовство, характерные для таежных племен, продвинувшихся с севера на юг (Прииртышье и Приобье).

Огромную роль в истории народов сыграло возникновение оленеводства в алтаесаянских областях Южной Сибири. Одомашнивание оленя произошло, по-видимому, на рубеже нашей эры в результате взаимодействия скотоводов с окраинными аборигенными племенами. Из зоны Присаянья и Прибайкалья южносамодийские и тунгусоязычные группы затем широко распространили оленеводство на север, северо-запад, в Приамурье и Восточную Сибирь.

Время действительно широкого расселения тюрок по южной полосе Сибири, северу от Алтая и Саян и в Западном Прибайкалье — это, вероятно, VI—X века. Между X и XIII веками начинается передвижение прибайкальских тюрок на Верхнюю и Среднюю Лену, что положило начало формированию этнической общности самых северных тюрок-скотоводов — якутов.

Пришлые тюркские группы сыграли в этно- и культурогенезе народов Сибири весьма неоднозначную роль: в одних случаях их кочевые объединения в поисках новых пастбищ вытеснили некоторые высокоразвитые комплексные скотоводческо-земледельческие культуры на периферию степной и лесостепной зон. В других же случаях пришельцы-тюрки инкорпорировались в местную культурную среду и постепенно передали ей свой язык.

Начало выхода в Забайкалье и Южную Сибирь тюркских групп с первых веков нашей эры послужило также первым толчком миграционным передвижениям тунгусоязычных племен на север от Байкала и на восток в Приамурье. Выход тунгусоязычных пришельцев на Амур и в Приморье происходил еще в начале I тысячелетия до н. э. Тунгусские пришельцы влились в состав местных земледельцев, приняв их тип хозяйства, но сохранив свой язык. В первые века нашей эры здесь происходил дальнейший прогресс хозяйственных и социальных форм, сопровождаемый возникновением первых государственных образований (в VI—VII веках — Бохай, в XII веке — «золотой империи» тунгусоязычных чжурженей).

Монгольские завоевания XIII века нанесли значительный урон высокоразвитым культурам Дальнего Востока и Южной Сибири. Будучи оттесненными в отдаленные труднодоступные области, их носители утратили наиболее прогрессивные формы хозяйства и адаптировались в новой для себя таежной полосе, используя выработанные их предшественниками навыки.

Читайте также:
Суша и мировой океан: карта течений, площадь и глубина, особенности, объем и количество на Земле

Значительные передвижения в северной половине Западной Сибири совершали угорские группы. В раннем Средневековье они обитали не только в бассейне Нижнего и Среднего Приобья, но и освоили Северный Урал, отчасти Припечорье. На Крайнем Севере Западной Сибири и в тундре к западу от Полярного Урала стала складываться ненецкая (самоедо-юрацкая) народность. От Таза до нижнего Енисея распространилась новая самоедоязычная общность лесных и тундровых энцев. Отсюда самодийцы проникли и на Таймыр, где, смешавшись с местными палеоазиатами юкагирского ствола, образовали народность нганасан.

Однако наибольшие переселения с широким освоением тайги и ассимилятивным внедрением в «палеоазиатско-юкагирское» население восточной Сибири совершили в Средневековье тугусоязычные группы пеших и оленных охотников на лося и дикого оленя. Они перемещались в различных направлениях между Енисеем и Охотским побережьем, проникая из северной тайги на Амур и в Приморье. Тунгусы, сами овладевшие домашними оленями, способствовали распространению этих полезных животных среди юкагиров, коряков и чукчей, что имело важные последствия для развития их хозяйства, культурного общения и изменения в общественном строе.

Передача отдельных культурных черт от одних этнических групп другим происходила повсеместно и постоянно на протяжении всей истории народов Сибири. Иногда она завершалась сменой этнической спецификации и самосознания или даже синтезом этнокультурных черт и возникновением нового этноса. Один из ярких и недавних примеров этого — формирование этнической общности долган, возникшей в течение XVIII—XIX веков на территории между норильскими озерами и р. Хатангой из трех компонентов: тунгусского, якутского и русского. Постепенно русские промысловики — озерные рыболовы,

переселенцы с востока-якуты и выходцы из лесотундры — эвенки

перемешались между собой путем межнациональных браков и составили в итоге новую народность, имя которой — долганы — дал один из эвенкийских родов, языком стал диалект якутского, а образ жизни, с основой на комплексном северном промысловом хозяйстве, включил в себя много деталей, свойственных всем исходным компонентам как в материальной, так и в духовной культуре и фольклоре.

Народы Сибири и Дальнего Востока: история заселения и традиции

Российская Федерация — большое многонациональное государство. Этнический состав страны уникален. Здесь проживает более 190 народов, среди которых коренные, малые и автохтонные, отличающиеся культурой, традициями и бытом.

На российских землях живет 65 народностей, численность которых не превышает тысячи человек. Их них 25 занимают территории Сибири и Дальнего Востока.

коренные народы красноярского края

Географическое положение Сибири

Это большой историко-географический регион, расположенный в Азиатской части света и охватывающий северо-восточные территории материка Евразия.

Ее земли протянулись с запада на восток от Уральского горного массива до тихоокеанских акваторий, охватывая весь Дальний восток, где крайней точкой являются водораздельные хребты побережья. Северные и южные окраины совпадают с государственными границами.

Занимает около 74 % общей площади РФ, что составляет примерно 13,1 млн. км2. Население 36 млн. человек, или 25 % от общероссийского.

Общую площадь региона условно разделяют на две основные части: Западную и Восточную Сибирь, в которых выделяют Южную (горную) область, Северо-восточную и Среднюю.

дальнего востока

История заселения

Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI—XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.

Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.

История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.

коренные народы якутии

После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.

Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.

малочисленные народы

Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города — Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.

В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.

В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири — БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.

Читайте также:
Полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины: географическое положение и средняя высота рельефа

дальнего востока

Коренные народы

Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и ряд малочисленных народов, проживающих здесь с глубокой древности.

Тюркские

Отличаются культурой, бытом и религиозным укладом. Основная масса современных тюрок являются мусульманами. Но некоторые проповедуют православие, буддизм (тувинцы), существуют бурханисты (алтайская семья), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якуты, телеуты).

Этнокультурные традиции тюркских общин складывались поколениями, со времен средневековья, из разных источников. Но постепенно сформировались особенности, присущие только тюркоязычному этносу. Сюда относят форму ведения хозяйства, жилища, национальную одежду, украшения, пищу и даже средства перемещения. Тюрки обладают собственной духовной культурой, искусством, фольклором и письменностью.

коренные жители

Тюркские кочевые племена занимаются оленеводством, охотничьим промыслом и рыболовством. Некоторые, например, Чулымцы — мастера деревообработки, изготавливающие лодки, посуду, лыжи и другие изделия из дерева.

В разных сибирских областях проживает несколько этнических групп, относящихся к тюркоязычным:

  1. Чулымцы. Разместились с северных областях Сибири.
  2. Тофалары. Проживают на территории трех поселений: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара и в западной части Иркутской области.
  3. Шорцы. Обосновались в Кемеровской области, малыми общинами в Хакасии, Красноярском и Алтайском краях.
  4. Долганы. Православный народ Якутии и Красноярского края. Образовался как самостоятельный этнос в начале 20 века, из переселенцев — эвенков, якутов, энцев и крестьян, живших в тундре.
  5. Алтайцы. В состав алтайской семьи входит несколько малочисленных групп, объединенных культурой, языковой принадлежностью и основами хозяйственной деятельности. Это теленгиты, кумандинцы, телеуты, тубалары, челканцы, сойоты, тувинцы.

коренные народы красноярского края

Монгольские

В РФ занимают территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Среди них в зависимости от области расселения выделяют 4 основные группы: восточные, западные, северные и южные.

Буряты относятся к самым северным монгольским народам. Как самостоятельный этнос образовались на землях Баргуджин-Токум (территория современной Республики Бурятия).

До момента признания буддизма в качестве одной из официальных религий РФ, буряты были приверженцами шаманизма и шаман занимал главенствующую позицию в общине. Но с конца 19 века начался период бурного расцвета новой веры (буддизма) в Бурятии. Он стал важным фактором развития культуры, формирования национального образа жизни, нравственности и искусства региона.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Самодийские

Народы, объединенные в одну (самодийскую) группу уральской языковой семьи.

В ее состав входят:

  1. Ненцы. Коренные жители земель от Кольского полуострова до Таймыра. Делятся на две подгруппы: европейские и азиатские. Азиатские ненцы проживают Тюменской области, Ямало-Ненецком АО. Коренные народы Красноярского края небольшими группами расселились в Ханты-Мансийском АО и Республике Коми. Основной род хозяйства — оленеводство, рыбный и охотничий промысел.
  2. Селькупы. Занимают север Томской и Тюменской области и Красноярского края. Основное направление в религии — православие, но многие селькупы проповедуют шаманизм и анимизм. Кроме промыслового хозяйства занимаются выращиванием сельхоз культур. Развито гончарное дело и керамическое производство.
  3. Нганасаны. Коренной народ Сибири с полуострова Таймыр. Как и многие местные жители, они занимаются разведением оленей, заготовкой пушнины, охотой (включая водоплавающих птиц). Женская половина изготавливает одежду, выделывает шкуры и мастерит поделки.
  4. Энцы. На момент последней переписи практически все энцы были сосредоточены на территории Долгано-Ненецкого АО. Национальный язык практически не используется. Основу быта составляет скотоводство, охота на диких оленей, рыбный и пушной промысел.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Тунгусо-манчжурские

Общая численность — 71 794 человека. Сюда входит несколько народов, населяющих различные территории.

  1. Эвенки. Коренные народы Якутии и Восточной Сибири, занимающие земли от Енисея до Охотского моря (территории Бурятии, Красноярска, Забайкальского и Хабаровского края и Иркутской, Амурской, Сахалинской областей).
  2. Эвены. Родственный эвенкам народ, проживающий в основном в Магаданской и Камчатской областях. Кочевые оленеводы и рыболовы.
  3. Нанайцы. Малый этнос, проживающий на побережьях Амура, Уссури и Сунгари. В хозяйстве широко распространено собаководство.

Кроме крупных этносов на этих землях проживают маленькие группы, численностью не более 3000 человек. Это ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы и ороки.

дальнего востока

Финно-угорские

К финно-угорской языковой группе относятся ханты, манси, вепсы, саамы.

  1. Ханты и Манси. Их основная часть разместилась в ХМАО и Ямало-Ненецком АО. Основной род занятий — рыбная ловля, стадное оленеводство и таежная охота. В религии придерживаются веры своих предков — шаманизма, хотя многие проповедуют православное христианство.
  2. Вепсы и саамы. Большей частью проживают в европейской части России, но с 2006 года включены в перечень коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока РФ.

малочисленные народы

Чукотско-камчатские

Это большая группа, где наибольшую численность среди других народностей имеют чукчи — коренной народ крайних северо-восточных земель Азии. Самая большая группа проживает на Чукотке, где является основным населением в регионе. Деятельность береговых чукчей — охота на крупное морское животное — тюленя. В летнее время добывают китов и моржей. Дом чукчей называется яранга. Это небольшие многоугольные шатры, закрытые оленьими шкурами.

Кроме них в Чукотско-камчатскую группу входят коряки, ительмены, алюторцы, камчадалы и кереки.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Эскимосо-алеутские

Народы одной языковой семьи: эскимосы и алеуты. Алеуты считаются вымирающим этносом, имеющим в России самую маленькую численность.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Нивхи

Являются автохтонным коренным населением территории Приамурья и о. Сахалин. В хозяйственной деятельности основное место занимает рыбный промысел. Менее развито охотничье дело, собирательство и собаководство. Религия нивхов основывалась на анимизме и промысловом культе. Они верили в духов, обитающих везде — на небе, на земле, в воде, тайге.

Читайте также:
Канада: население, водные ресурсы, географическое положение на карте мира, форма правления, крупные города

коренные жители

Енисейские

В Сибири проживает народность, относящаяся к Енисейской группе, — кеты. В 2002 году их насчитывалось 1494 человека. Расселены по территории нескольких районов Красноярского края.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Русское население

Численность русского населения на землях восточнее Урала быстро увеличивалась в период присоединения Сибири. Причиной стала не только добровольная колонизация, но и принудительное переселение и ссылки. К концу 17 века здесь насчитывалось более 11 тысяч русских крестьянских дворов. К началу 18 века численность русскоязычного населения достигала 180 тысяч. По данным статистики 2002 года, на территории Сибирского Федерального округа проживало 17 530 900 человек русских, что составляло 87,4 % от общего населения региона.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Традиции

На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.

Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.

По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.

В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.

В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

Народы Сибири и Дальнего востока, коренные жители красноярского края и Якутии

home

Тунгусо-манчжурские языки (в пределах рассматриваемой провинции) делятся на две ветви – северную, собственно сибирскую (эвенкийский, эвенский, негидальский), и южную, манчжурскую (нанайский, ульчский, орокский, удегейский, орочский). Из тунгусо-манчжурских народов – эвенки (прежнее название – тунгусы) живут разрозненными группами на огромных пространствах таежных и лесотундровых областей. Границы их на западе доходят до левобережья Енисея, на севере – до заполярной тундры между Енисеем и Леной, на востоке до южной части побережья Охотского моря, на юге – до северных районов Бурятии и Амура и далее уходят в Манчжурию и в Монголию. Наиболее крупные группы эвенков живут в Эвенкийском автономном округе Красноярского края, в Якутии, Иркутской и Амурской областях и в Хабаровском крае. В недавнем прошлом существовали локальные группы эвенков: орочены (Забайкалье и верховье Амура), бирары, (бассейн Буреи), манегры (бассейн Зеи). Эвенки сформировались в районах Прибайкалья и Забайкалья, откуда расселились на свои современные территории. Эвены (прежнее название – ламуты) близки по происхождению эвенкам. Живут от нижнего течения Лены в Якутии, Магаданской и Камчатской областях. Среди эвенов выделяется несколько этнографических групп: ороч, мэнэ и др. Негидальцы (самоназвание – Алкенбэе) живут по рекам Амгунь, Амур в Хабаровском крае. По происхождению – это эвенки, смешавшиеся с нивхами, нанайцами и ульчами. Нанайцы (прежнее название – гольды; одна из групп называлась самагирами) расселены по нижнему течению Амура в Хабаровском крае и правым притокам Уссури в Приморском крае. Ульчи, или ольчи (самоназвание – нани), населяют прибрежные районы по нижнему течению Амура, в Ульчинском районе Хабаровского края. Орочи (самоназвание – нани) занимают прибрежные районы по нижнему течению Амура, в Ульчинском районе Хабаровского края. Удэгейцы (самоназвание – удэ) численностью 1,6 чел. расселены в горах Сихоте-Алинь Приморского и южной части Хабаровского краев. По своей культуре очень близки орочам. Удэгейский язык включает в себя ряд диалектов. Ороки (самоназвание – ульта, ульча) живут на о. Сахалин ( приблизительно 450 (!) человек). Этнически ороки, как предполагается, сформировались при смешении местных и северо-тунгусских (эвенкийских) групп с ульчами и нивхами. Из народов чукотско-камчатской языковой семьи – чукчи живут на крайнем северо-востоке страны, в Чукотском автономном округе Магаданской обл., в районах Корякского автономного округа Камчатской области и Нижнеколымском районе Якутии. По особенностям хозяйства, быта и культуры делились на кочевых оленных чукчей (самоназвание – чавчу) и оседлых – береговых (самоназвание – ан, калын). В составе чукчей выделяется большим своеобразием группа чуванцев (самоназвание – этели), образовавшаяся в результате ассимиляции чукчами одной из групп юкагиров. Чуванцы утратили родной язык и говорят по-русски. Коряки – коренные обитатели северо-восточной части Тихоокеанского побережья России от Гижигинской губы до Анадырского залива, включая северные районы Камчатки. Населяют Корякский автономный округ Камчатской области. Живут также в Северно-Эвенском районе Магаданской обл., и на юге Чукотского автономного округа. В прошлом делились на оленных (кочевых) и приморских, или береговых (оседлых) коряков. Ительмены – коренные жители Камчатки, сохранившиеся в настоящее время, преимущественно, на западном побережье этого полуострова в Корякском авт. окр. В прошлом ительменов вместе со смешавшимися с ними старожилами русскими именовали камчадалами. Нивхи (прежнее название – гиляки) – древние обитатели низовий Амура и северной части Сахалина. По некоторым особенностям культуры и языка делятся на две этнографические группы – амурских и сахалинских. Юкагиры (самоназвание – одул, дектиль) расселены в бассейне верхней Колымы и по р. Алазее в Якутии и Магаданской обл., представляют собой потомков древнего населения Северо-Восточной Сибири, большая часть которого была ассимилирована чукчами, якутами, эвенами, русскими. (Одно из юкагирских племен – чуванцы – влилось в состав чукчей). По культурно-языковым особенностям делятся на две группы – верхнеколымских (или таежных) и тундровых.

Читайте также:
Наука систематика: ее определение и назначение, происхождение и содержание

Кто, где, когда Алеуты с 20-х годов 19 в. живут на Командорских островах, куда они были переселены с Алеутских островов. Многотысячелетнее существование предков алеутов на островах Алеутской гряды подтверждается археологическими раскопками. Алеуты были частью народов России еще до переселения малой их части на Командорские острова. Эскимосы Чукотки – часть эскимосского этноса, живущего в Арктике и субарктическом пространстве (в основном они живут в Северной Америке от Аляски до Баффиновой земли и Ламбрадора, включая Гренландию). В России эскимосы, говорящие на языке “сибирский юпик” (один из трех языков одноименной ветви эскимосских языков), проживают в нескольких поселках в основном вместе с береговыми чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Дифференциация говоров языка между поселками очень глубока и по глоттохронологическим оценкам имеет порядок тысячелетий. Археологические раскопки в местах их поселений указывают на большую древность в этой части Северной Азии эскимосской культуры и образа жизни охотников на морского зверя. В некоторых этнографических особенностях обнаруживаются южнотихоокеанские влияния. Сравнительно малочисленные коренные народы Сибири и Дальнего Востока (их общая численность – несколько более 1 млн. чел.) живут на огромной территории, во много раз превышающей площадь больших европейских государств. Якуты говорят на одном из тюркских языков, в районе Алтая и Саян живут также говорящие на тюркских языках алтайцы, шорцы, хакасы и тувинцы. Тюркоязычны и разбросанные в разных регионах так называемые сибирские татары. Язык бурят входит в монгольскую группу. Остальные, сравнительно малочисленные, коренные народы Сибирско-Дальневосточного региона объединяются в группу “народности Севера”. Языки их различны. На тюркских языках говорят долганы и тофалары, финноугорских – ханты и манси, самодийских – ненцы, нганасаны, энцы и селькупы, тунгусо-маньчжурских – эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, ороки, орочи и удэгейцы, чукотско-камчатских – чукчи, коряки, ительмены, эскимосско-алеутских – эскимосы и алеуты, на изолированных (не родственных с другими) языках – кеты, юкагиры и нивхи. Последние два народа вместе с народами чукотско-камчатской семьи прежде включали в состав так называемых палеазиатов, считавшихся потомками древнейшего аборигенного населения Северной Азии (иногда в эту группу включали кеттов, а также эскимосов и алеутов). Якутский этнос начал формироваться в первой половине второго тысячелетия н. э. в бассейне среднего течения Лены в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами (видимо, из Прибайкалья) местных палеазиатских и тунгусо-язычных племен. Последняя волна южных переселенцев достигла этого региона в 14-15вв. К 17в. многие группы якутов широко расселились по долинам реки Лены, Яны, Индигирки и по другим крупным рекам и ассимилировали там немногочисленное население. Долганы сформировались в самостоятельный этнос в 19в.-начале 20в. в результате смешения переселившихся с рек Лена и Оленек эвенков и якутов с местными эвенками, отдельными семьями энцев и затундренных крестьян (последние – потомки русских промысловых, посадских и служилых людей, поселившихся в 17-18вв. в низовьях Енисея, по рекам Пясина, Хатанга, Хетта; в 19-м и в начале 20вв. они усвоили якутский язык и были ассимилированы долганами и отчасти северными якутами. Долганы говорят на долганском диалекте якутского языка. Алтайцы прежде распадались на ряд племенных и территориальных групп, которые консолидировались в единую народность в советский период. В этнографическом отношении алтайцы делятся на северных и южных (географически – это скорее деление на северо-восточных и юго-западных). Северные алтайцы – кумандинцы, лебединцы (челканцы), тубалары – образовались в результате длительного взаимодействия древних самодийских, кетских, угорских и тюркских племен. Южные алтайцы – алтай-кижи, теленгиты, телесы – сформировались преимущественно путем смешения издавна живущих в районе Саян и Алтая тюркских племен и пришлых в 13 и 15-18вв. монгольских племен. Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетских и тюркских племен; по происхождению и культуре шорцы близки к северным алтайцам и некоторым группам хакасов. До революции хакасы, подобно алтайцам, распадались на ряд этнотерриториальных групп: качинцев, кызыльцев, койбалов, бельтиров, сагайцев (последние по культуре и быту близки к шорцам). В советский период эти племена консолидировались в единую народность, принявшую одно из названий древних жителей Минусинской котловины – енисейских киргизов – хакасы. К хакасам близки по происхождению сильно обрусевшие чулымцы, расселенные в долине реки Чулым. Происхождение тувинцев связано с тюркскими племенами 17-18вв., оставившими так называемые орхоно-енисейские надписи на камнях; некоторое участие в их этногенезе приняли и самодийские племена, ассимилированные тюрками. Своеобразной группой тувинцев являются тоджины (восточные т

Коренные народы Сибири

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера) — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Читайте также:
Россия: реки, самая длинная в Европе и полноводная река страны и их значение

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 430
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0,_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Перечень малочисленных народов Севера

Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся (разбивка по языковым группам по родному языку, сортировка по численности народа в России согласно переписи 2010):

Тунгусо-маньчжурские языки

Всего: 76 263 человека

Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.

Финно-угорские языки

Всего: 50 919 человек

Самодийские языки

Всего: 49 378 человек

Тюркские языки

Всего: 42 340 человек

Палеоазиатские языки

Всего: 37 562 человека

Славянские языки

Сино-тибетские языки

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 658
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0,_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Народы Сибири

Территорию Сибири можно назвать действительно многонациональной. На сегодняшний день её население в большей степени представляют русские. Начиная 1897 годом, и по сей день численность населения только растет. Основу русского населения Сибири составляли торговцы, казаки и крестьяне. Главным образом коренное население располагается на территории Тобольска, Томска, Красноярска и Иркутска. В начале восемнадцатого века русское население стало расселяться в южной части Сибири – Забайкалье, Алтае и Минусинских степях. В конце восемнадцатого века, в Сибирь переселилось огромное количество крестьян. Они расположились преимущественно на территории Приморья, Казахстана и Алтая. А после начала строительства железной дороги и становления городов, численность населения стала расти еще быстрее.

Народы Сибири и Дальнего Востока

В Сибири проживает более 20 народов. Поскольку их основное занятие – таежная и тундровая охота, морской зверобойный промысел и оленеводство, их принято называть малочисленными промысловыми народами Севера и Сибири. Одним из крупнейших народов являются якуты (382 тыс.) У многих народов Сибири существуют исторические названия. Например, в русских источниках Югрой называли хантов и манси, а самоедами – ненцев. А жителей восточного побережья Енисея эвенков русские называли тунгусами. Для большинства жителей Сибири традиционный тип жилища – переносной чум. Для быта охотников характерна и зимняя шуба-парка из оленьего меха. С первой половины XVII в. русские, пройдя таежные кочевья тунгусов, в среднем течении р. Лены встретились с якутами (самоназвание «саха»).

Это – самые северные животноводы в мире. Якуты ассимилировали некоторые другие народы Севера, в частности, долганов, живущих на северо-западе Якутии на границе с Таймыром. Язык у них якутский. Долганы – оленеводы, а также рыболовы. На северо-востоке Якутии живут юкагиры (бассейн р. Колымы), которых насчитывается примерно 1100чел. Это древнейший народ Сибири. Язык юкагиров палеоазиатский и не входит ни в одну из языковых семей. Лингвисты находят некоторую связь с языками уральской семьи. Основное занятие – пешая охота. Также немногочисленны народы Камчатки и Чукотки: чукчи (около 15 тыс.), коряки (около 9 тыс.), ительмены (2,4 тыс.), чуванцы (1,4 тыс.), эскимомы и алеуты (1,7 и 0,6 тыс. соответственно) Их традиционное занятие: тундровое крупнотабунное оленеводство, а также морской промысел.

Также интересны для этнографии малые народы Дальнего Востока, обитающие в бассейне Амура и его притоков, в Уссурийской тайге. Это: нивхи (4,7 тыс.), нанайцы (12 тыс.), ульчи (3,2 тыс.), орочи (900 чел.), удэгейцы (2 тыс.), ороки (200 чел), негидальцы (600 чел). Языки этих народов, кроме нивхского, относятся к тунгусо-манчжурской группе алтайской языковой семьи. Самым древним и особым языком является нивхский, относящийся к числу палеоазиатских языков. В быту кроме таежной охоты эти народы занимались рыболовством, собиранием диких растений и морским зверобойным промыслом. Летом – пешая охота, зимой на лыжах. На юге Сибири проживают довольно крупные народы: алтайцы (69 тыс.), хакасы (78 тыс.), тувинцы (206 тыс.), буряты (417 тыс.) и пр. Все они говорят на языках алтайской языковой семьи. Основное вид деятельности – домашнее оленеводство.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Читайте также:
Какое количество хромосом содержится в кариотипе у картошки

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 4542
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0,_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Становление культуры в Сибири

Культура Сибири многослойна настолько, насколько огромно количество национальностей, проживающих на её территории. От каждого заселения местный народ принимал что-то новое для себя. В первую очередь это коснулось орудий труда и бытовых принадлежностей. Пришлые казаки стали использовать в быту оленьи шкуры, местные орудия рыболовства, малицы из обихода якутов. А те, в свою очередь, присматривали за скотом туземцев, когда те отсутствовали в своих домах.

В качестве материала для строительства использовались различные породы дерева, коих на территории Сибири предостаточно и до сих пор. Как правило, это была ель или сосна.

Климат на территории Сибири резко – континентальный, это проявляется в суровых зимах и жарком лете. В таких условиях местные жители прекрасно выращивали сахарную свеклу, картофель, морковь и другие овощи. В лесной зоне можно было собрать различные грибы – грузди, маслята, подосиновики, и ягоды — голубика, жимолость или черемуха. На юге Красноярского края выращивали и фрукты. Добытое мясо и выловленную рыбу, как правило, готовили на костре, используя в качестве добавок травы тайги. На данный момент кухня Сибири выделяется активным использованием домашней консервации.

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 10136
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Коренное население и список народов Дальнего Востока

Население Дальнего Востока

География

По статистическим данным, население Дальнего Востока — народ довольно разнообразный. В то же время это самый малочисленный регион России. Большинство живет в Приморском крае, здесь плотность составляет 12 человек на 1 кв. км. В Магаданской области на такую же территорию приходится 0,3% об общей численности граждан. У каждого из народов свои традиции культура.

Общая информация

В современный Дальневосточный федеральный округ входит Хабаровский, Камчатский, Приморский края. Сюда же относятся Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области. Кроме того, в состав включены республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Административный центр ДВО находится в Хабаровске.

Площадь региона — 6169,3 тысячи кв. км. Население — 7,6 млн человек, то есть здесь проживает только 5% от общей численности Российской Федерации.

В демографической ситуации наблюдается негативная динамика — молодежь массово покидает Дальний Восток, желая переехать поближе к столице.

Этнический состав и коренные народы

Национальный состав региона очень разнообразен. Кроме русских, на Дальнем Востоке живут народы:

Народ якуты

  • украинцы;
  • татары;
  • эвенки;
  • нанайцы;
  • якуты;
  • коряки;
  • чукчи;
  • айны;
  • алеуты;
  • нивхи;
  • ительмены и другие.

В XIX веке началось активное освоение региона. Этому процессу способствовала государственная политика Российской империи: переселенцы освобождались от военной службы, выплачивали более низкие налоги, чем жители остальных регионов Российской империи, получали льготы и господдержку.

Несмотря на внушительный список названий и пеструю этнографическую картину, коренные народы не отличаются большой численностью. Поэтому их еще называют малыми этносами. У части из них есть автономные территориальные образования, но большинство их не имеет. Некоторые народы уже исчезли с этнографической карты России либо находятся на грани вымирания.

Многие языки практически забыты, помнят их только старики. Хотя с 90-х гг. в местах компактного проживания коренных народов пытаются преподавать местные языки. Но дефицит учителей, отсутствие родной речи в быту очень усложняет обучение.

Читайте также:
Как выглядит тайга - природная зона России: какие есть животные, интересные факты

Рассматривая, какой народ живет на Дальнем Востоке, выделяют следующие группы:

Эвенки или тунгусы

  1. Якуты — самый многочисленный автохтонный народ. Полумиллионное население проживает большей частью в Якутии (республика Саха).
  2. Эвенки или тунгусы живут в Восточной Сибири, Монголии и в северной части Китая. В России их 37 тыс. человек, половина приходится на Якутию.
  3. Эвены — родственный эвенкам народ численностью 20 тыс. человек. Эвены проживают на востоке России, преимущественно в Якутии.
  4. Коряки (полуостров Камчатка, а также Магаданская и Чукотская области). Численность — восемь тысяч человек.
  5. Нанайцы (12 тыс.) заселяют берега Амура и его притоков Сунгари и Уссури в Хабаровском крае.
  6. Чукчи. 15-тысячный народ практически полностью концентрируется в Чукотском автономном округе.
  7. Ительмены — жители Камчатки. Точное количество, сколько проживает людей, неизвестно. Однако по примерным подсчетам — около 3 тыс. чел.
  8. Эскимосы. Около 2 тыс., проживают в Чукотском АО и Магаданской области.

Внешне коренные жители Дальнего Востока достаточно похожи друг на друга. Их относят к северным представителям монголоидной расы.

Внешние черты

Для местных народов характерны расовые отличия — маленький рост, светлая кожа, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, маленький нос, плотное телосложение. Из-за смешанных браков некоторые жители приобрели европейские черты: увеличились глаза, среди потомков появились светлоглазые люди с каштановым или русым цветом волос.

Дети от смешанных браков часто в паспорте демонстрируют свою принадлежность к коренным национальностям — это дает им привилегии при ловле рыбы или охоте на животных.

Культура и быт

В прошлом автохтонные народы Дальнего Востока были поклонниками шаманизма. Но в XVI−XIX веках их обратили в православие. Хотя некоторые люди до сих пор верят в силы природы и проводят шаманские ритуалы.

Шаманские ритуалы

Как и прошлые времена, селятся представители коренных этносов возле водоемов и рек. Это связано с тем, что доставка самых необходимых товаров осуществляется по воде. Зимой в поселки можно попасть только на вертолёте.

Местные жители занимаются оленеводством, разводят песцов и норок, ловят рыбу — т. е. практикуют традиционные занятия их предков. Многие осваивают современные профессии. Оленеводы и рыбаки часто покидают свои жилища на длительное время, наведываясь к ним лишь изредка.

Для езды по-прежнему иногда использую оленьи и собачьи упряжки (нарты) и лыжи. В тайге и тундре часто можно увидеть охотничьи избушки — место, где можно согреться и переночевать. Покидая охотничий домик, следует оставить в нем чай, спички и дрова для случайного гостя.

Традиционная кухня непривычному к ней человеку может показаться странной. Сырая, только слегка присоленная свежая рыба или мясо, теплая оленья кровь не годятся для изнеженных европейцев или жителей средней полосы России.

Традиционная кухня северных народов

Жарить мясо и рыбу у коренных народностей не принято: дичь или вялят, или варят. На топленом тюленьем жире готовят лепешки, жир также пьют с чашки или используют как соус. Популярным напитком является чай с добавлением оленьего молока.

Летом женщины отправляются на поиски дикорастущих ягод и трав — морошки, клюквы, голубики, брусники. Зимой они приправляют ими мясо и готовят различные морсы.

Приход европейского человека ознаменовался настоящей пищевой революцией в рационе местных племен. Сейчас даже консервативные охотники и оленеводы не представляют себя без каши, хлеба, соли и сахара.

Жилище народов севера называется чумом. Это конический шатер, накрытый шкурами оленей, непромокаемой тканью или брезентом. Устанавливать чумы по традиции должны женщины. Посредине чума находится очаг — печка или костер. Традиционный интерьер выполнен из ивовых подстилок, дерева и шкур. У рыбаков могут быть чумы, покрытые кусками вываренной березовой коры.

Оленеводы Таймыра и долганы живут в балках — реечных каркасных домиках, обтянутых шкурами и парусиной. Внутри благодаря узкому пространству с двухъярусными койками по бокам создается впечатление вагонного купе. Такие домики можно перевозить на оленьих упряжках. Кстати, первыми этот вид жилья придумали русские торговцы.

Чукотские и корякские оленеводы обитают в ярангах — разновидностях того же чума, но более вместительных и сложных в устройстве. Внутри яранга разделена пологом: в передней холодной части (у входа) готовят еду, задняя служит для сна и отдыха. Поток воздуха регулируют через кожаный рукав.

Мифология и легенды

Согласно истории, у всех народов Дальнего Востока России существует миф о Вороне, сотворившему мир. Среди южных этносов распространены тотемические и космогонические представления.

Миф о Вороне, сотворившем мир

Например, народы Приамурья верили, что землю сотворил орел. Многие племена связывали свое происхождение с животными, которые считались покровителями рода. Например, предком орочей и нанайцев был тигр, нивхов — медведь. Все народы одушевляли природу, верили в злых и добрых духов, оборотней. Декоративно-прикладное искусство представлено петроглифами (наскальными рисунками), деревянными и металлическими фигурками, сложными аппликациями из рыбьей кожи, резьбой по дереву и моржовой коже.

Особенное место занимает шаманская музыка на варгане — так называют оригинальный музыкальный инструмент, сделанный из дерева, кости, иногда металла.

Народы Дальнего Востока отличаются своей самобытностью. При этом несмотря на некоторые различия, в их образе жизни и культуре прослеживаются общие тенденции.

Народы Сибири и Дальнего Востока: история заселения и традиции

Российская Федерация — большое многонациональное государство. Этнический состав страны уникален. Здесь проживает более 190 народов, среди которых коренные, малые и автохтонные, отличающиеся культурой, традициями и бытом.

Читайте также:
Как беречь природу: почему важно сохранять виды и правила поведения

На российских землях живет 65 народностей, численность которых не превышает тысячи человек. Их них 25 занимают территории Сибири и Дальнего Востока.

коренные народы красноярского края

Географическое положение Сибири

Это большой историко-географический регион, расположенный в Азиатской части света и охватывающий северо-восточные территории материка Евразия.

Ее земли протянулись с запада на восток от Уральского горного массива до тихоокеанских акваторий, охватывая весь Дальний восток, где крайней точкой являются водораздельные хребты побережья. Северные и южные окраины совпадают с государственными границами.

Занимает около 74 % общей площади РФ, что составляет примерно 13,1 млн. км 2 . Население 36 млн. человек, или 25 % от общероссийского.

Общую площадь региона условно разделяют на две основные части: Западную и Восточную Сибирь, в которых выделяют Южную (горную) область, Северо-восточную и Среднюю.

дальнего востока

История заселения

Удивительный таежный мир под названием Сибирь стал частью России в период XVI—XVII веков. Название (по одной из версий) произошло от монгольского «Шибир», что означает «болотистая местность, поросшая лесом». Предполагается, что во времена Чингисхана монгольские народы так называли приграничную часть тайги.

Распространение понятия на большие территории связано с названием столичного города Сибирского ханства, захваченного Русским царством во времена правления Ивана Грозного. Именно тогда началось освоение земель, расположенных восточнее Урала.

История завоевания начинается с отказа зауральских племен платить дань русскому царю. Частые набеги ханской конницы на русские деревни, принадлежавшие семье Строгановых, вынудили их призвать наемников для борьбы с нежелательными гостями. Тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алениным Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.

коренные народы якутии

После этого началось массовое переселение в западно-сибирские земли. Следом за казаками туда потянулись охотничьи отряды, крестьяне, духовники и чиновники. Оказавшись за Уралом, пришедшие становились вольными. Здесь не действовало крепостное право и не было помещичьего землевладения. Единственной платой стал государственный налог. Местные племена облагались меховой данью, которая стала существенным вкладом в государственную казну.

Позднее здесь были построены форпосты, служившие оборонительными укреплениями для дальнейшего покорения края. Вокруг них постепенно выросли города. Так, в 1604 году началось возведение Томска, ставшего крупным культурным и экономическим центром. Вскоре были выстроены Енисейский и Кузнецкий остроги, где расположились администрация и военные гарнизоны, контролировавшие сбор дани.

малочисленные народы

Самым массовым процесс переселения стал в конце Смутного времени. Тогда была освоена Восточная Сибирь. В начале XVII века осуществилось заселение берегов Иртыша, Оби и прилегающие к Енисею области. Начали возводиться крупные города — Тюмень, Тобольск, Красноярск. К завершению столетия русские достигли побережья Тихого океана.

В начале двадцатого века толчком к развитию края стало строительство Транссибирской магистрали. В период Второй Мировой войны сюда эвакуировали многие военно-промышленные предприятия, что привело к резкому росту населения региона. Только в первые годы войны в Сибирь перебралось более 1 млн. человек.

В послевоенное время началось бурное строительство дорог, заводов, электростанций и железнодорожных линий. Так появились современные символы Сибири — БАМ, Братская ГЭС, Новороссийский Академгородок и иные сооружения.

дальнего востока

Коренные народы

Современный этнический состав этих земель включает не только русскоязычное население, но и ряд малочисленных народов, проживающих здесь с глубокой древности.

Тюркские

Отличаются культурой, бытом и религиозным укладом. Основная масса современных тюрок являются мусульманами. Но некоторые проповедуют православие, буддизм (тувинцы), существуют бурханисты (алтайская семья), тенгрианцы (хакасы, шорцы, якуты, телеуты).

Этнокультурные традиции тюркских общин складывались поколениями, со времен средневековья, из разных источников. Но постепенно сформировались особенности, присущие только тюркоязычному этносу. Сюда относят форму ведения хозяйства, жилища, национальную одежду, украшения, пищу и даже средства перемещения. Тюрки обладают собственной духовной культурой, искусством, фольклором и письменностью.

коренные жители

Тюркские кочевые племена занимаются оленеводством, охотничьим промыслом и рыболовством. Некоторые, например, Чулымцы — мастера деревообработки, изготавливающие лодки, посуду, лыжи и другие изделия из дерева.

В разных сибирских областях проживает несколько этнических групп, относящихся к тюркоязычным:

  1. Чулымцы. Разместились с северных областях Сибири.
  2. Тофалары. Проживают на территории трех поселений: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара и в западной части Иркутской области.
  3. Шорцы. Обосновались в Кемеровской области, малыми общинами в Хакасии, Красноярском и Алтайском краях.
  4. Долганы. Православный народ Якутии и Красноярского края. Образовался как самостоятельный этнос в начале 20 века, из переселенцев — эвенков, якутов, энцев и крестьян, живших в тундре.
  5. Алтайцы. В состав алтайской семьи входит несколько малочисленных групп, объединенных культурой, языковой принадлежностью и основами хозяйственной деятельности. Это теленгиты, кумандинцы, телеуты, тубалары, челканцы, сойоты, тувинцы.

коренные народы красноярского края

Монгольские

В РФ занимают территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Среди них в зависимости от области расселения выделяют 4 основные группы: восточные, западные, северные и южные.

Буряты относятся к самым северным монгольским народам. Как самостоятельный этнос образовались на землях Баргуджин-Токум (территория современной Республики Бурятия).

До момента признания буддизма в качестве одной из официальных религий РФ, буряты были приверженцами шаманизма и шаман занимал главенствующую позицию в общине. Но с конца 19 века начался период бурного расцвета новой веры (буддизма) в Бурятии. Он стал важным фактором развития культуры, формирования национального образа жизни, нравственности и искусства региона.

Читайте также:
Австралия: дикая природа и растительный мир материка, интересные факты

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Самодийские

Народы, объединенные в одну (самодийскую) группу уральской языковой семьи.

В ее состав входят:

  1. Ненцы. Коренные жители земель от Кольского полуострова до Таймыра. Делятся на две подгруппы: европейские и азиатские. Азиатские ненцы проживают Тюменской области, Ямало-Ненецком АО. Коренные народы Красноярского края небольшими группами расселились в Ханты-Мансийском АО и Республике Коми. Основной род хозяйства — оленеводство, рыбный и охотничий промысел.
  2. Селькупы. Занимают север Томской и Тюменской области и Красноярского края. Основное направление в религии — православие, но многие селькупы проповедуют шаманизм и анимизм. Кроме промыслового хозяйства занимаются выращиванием сельхоз культур. Развито гончарное дело и керамическое производство.
  3. Нганасаны. Коренной народ Сибири с полуострова Таймыр. Как и многие местные жители, они занимаются разведением оленей, заготовкой пушнины, охотой (включая водоплавающих птиц). Женская половина изготавливает одежду, выделывает шкуры и мастерит поделки.
  4. Энцы. На момент последней переписи практически все энцы были сосредоточены на территории Долгано-Ненецкого АО. Национальный язык практически не используется. Основу быта составляет скотоводство, охота на диких оленей, рыбный и пушной промысел.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Тунгусо-манчжурские

Общая численность — 71 794 человека. Сюда входит несколько народов, населяющих различные территории.

  1. Эвенки. Коренные народы Якутии и Восточной Сибири, занимающие земли от Енисея до Охотского моря (территории Бурятии, Красноярска, Забайкальского и Хабаровского края и Иркутской, Амурской, Сахалинской областей).
  2. Эвены. Родственный эвенкам народ, проживающий в основном в Магаданской и Камчатской областях. Кочевые оленеводы и рыболовы.
  3. Нанайцы. Малый этнос, проживающий на побережьях Амура, Уссури и Сунгари. В хозяйстве широко распространено собаководство.

Кроме крупных этносов на этих землях проживают маленькие группы, численностью не более 3000 человек. Это ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы и ороки.

дальнего востока

Финно-угорские

К финно-угорской языковой группе относятся ханты, манси, вепсы, саамы.

  1. Ханты и Манси. Их основная часть разместилась в ХМАО и Ямало-Ненецком АО. Основной род занятий — рыбная ловля, стадное оленеводство и таежная охота. В религии придерживаются веры своих предков — шаманизма, хотя многие проповедуют православное христианство.
  2. Вепсы и саамы. Большей частью проживают в европейской части России, но с 2006 года включены в перечень коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока РФ.

малочисленные народы

Чукотско-камчатские

Это большая группа, где наибольшую численность среди других народностей имеют чукчи — коренной народ крайних северо-восточных земель Азии. Самая большая группа проживает на Чукотке, где является основным населением в регионе. Деятельность береговых чукчей — охота на крупное морское животное — тюленя. В летнее время добывают китов и моржей. Дом чукчей называется яранга. Это небольшие многоугольные шатры, закрытые оленьими шкурами.

Кроме них в Чукотско-камчатскую группу входят коряки, ительмены, алюторцы, камчадалы и кереки.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Эскимосо-алеутские

Народы одной языковой семьи: эскимосы и алеуты. Алеуты считаются вымирающим этносом, имеющим в России самую маленькую численность.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Нивхи

Являются автохтонным коренным населением территории Приамурья и о. Сахалин. В хозяйственной деятельности основное место занимает рыбный промысел. Менее развито охотничье дело, собирательство и собаководство. Религия нивхов основывалась на анимизме и промысловом культе. Они верили в духов, обитающих везде — на небе, на земле, в воде, тайге.

коренные жители

Енисейские

В Сибири проживает народность, относящаяся к Енисейской группе, — кеты. В 2002 году их насчитывалось 1494 человека. Расселены по территории нескольких районов Красноярского края.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Русское население

Численность русского населения на землях восточнее Урала быстро увеличивалась в период присоединения Сибири. Причиной стала не только добровольная колонизация, но и принудительное переселение и ссылки. К концу 17 века здесь насчитывалось более 11 тысяч русских крестьянских дворов. К началу 18 века численность русскоязычного населения достигала 180 тысяч. По данным статистики 2002 года, на территории Сибирского Федерального округа проживало 17 530 900 человек русских, что составляло 87,4 % от общего населения региона.

народы сибири и дальнего востока (главный ключ)

Традиции

На российских землях проживает огромное количество народов. Каждый из них отличается собственной культурой, религией, формой хозяйственной деятельности и обычаями, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся на протяжении веков.

Каждый малый этнос имеет свой национальный костюм, жилище (дом, чум или иные строения) и уникальные обычаи. Многие из них, особенно приверженцы шаманизма, верили, что всем управляют духи, обитающие повсюду: в воде, земле и небе.

По поверьям северных народов, животные (к примеру, медведь или волк) являлись личными тотемами мужчин и женщин, достигающих зрелости.

В сибирских землях существуют коренной народ с очень низкой численностью и практически исчезнувший, культура которого может навсегда затеряться.

В видео рассказывается о традициях коренных народов Сибири.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: