Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

Почему вам стоит отдать ребенка на ораторское мастерство для детей и подростков уже сейчас?

Среди родителей бытует мнение, что курсы ораторского искусства нужны тем людям, которые мечтают стать политиками, мотивирующими лидерами или дикторами на телевидении. Те же дети, которые далеки от сцены, а в детском развивающем центре ходят на робототехнику или шахматы, могут обойтись и без этих знаний. Однако практика показывает, что дети, развивающие ораторские способности, более успешны в учебе и в жизни.

Что такое ораторское мастерство?

Грамотная красивая речь высоко ценилась еще в древнем мире. В Древней Греции навык оратора развивали все образованные люди. Этот навык не потерял своей ценности и сегодня.

Ораторское искусство — это не только умение красиво говорить. Это умение составить грамотное и убедительное обращение, донести его до публики, используя речь, жесты, мимику. И это залог успеха в любой сфере. Посещает ли ваш ребенок актерскую школу, или его основной интерес — техника, умение донести свои идеи и презентовать проекты пригодится ему в жизни.

Чему ваш ребенок научится на курсах?

  • Разовьет уверенность в себе и своих талантах.
  • Научится свободно и спокойно говорить со сцены.
  • Научится структурировать свои мысли и составлять убедительные и четкие выступления.
  • Познакомится с основными элементами сторителлинга.
  • Освоит азы психологии, риторики, актерского мастерства, истории.
  • Ребенок сделает большой шаг в комплексном развитии.

Как ораторское мастерство пригодится в жизни?

В настоящее время речевое развитие ребенка невозможно представить без умения красиво говорить. Это умение пригодится малышу во многих бытовых ситуациях.

  • Ребенок избавится от страха общения. Он будет спокойно заводить новые знакомства, общаться в компании сверстников и взрослых людей.
  • Он станет душой компании, заведет новых друзей и более полно реализует себя в социуме.
  • В жизни малышу придется не раз выступать со сцены. Будь то ответ у доски в школе, защита курсовой в институте или выступление на концерте в театральной школе — навыки оратора пригодятся в любой ситуации.
  • Подростковый период будет протекать значительно спокойней, так как основные проблемы этого этапа связаны с общением и умением подать себя в обществе.
  • Сможет найти себя в профессиях диктора, оратора, писателя, политика, ведущего, учителя, актера.

Речь — часть образа, который мы представляем в бизнесе, профессии, социальной жизни. Поэтому создание сильного личного бренда невозможно без овладения навыками красивой речи.

С чего начать обучение?

Если вы еще не выбрали курсы ораторского искусства для детей, стоит поскорее это сделать. Это прекрасное вложение в будущее вашего ребенка. Однако возможно начать прививать ребенку важный навык сторителлинга и в домашних условиях. Педагоги из детского центра «Имена Продакшн» предлагают несколько советов, которые улучшат речь вашего малыша:

  1. Смотрите с ребенком выступления знаменитых ораторов, например, спикеров TED. Отмечайте, как они говорят, где делают паузы, а где усиливают эффект с помощью жестов.
  2. Предложите ребенку игру: за пять минут он должен убедить вас в . Использовать можно только речь, жесты и мимику. Малышу придется импровизировать, находить аргументы и применять весь запас своих знаний.
  3. Запишите речь ребенка на камеру или диктофон. Взгляд со стороны поможет определить основные проблемы и трудности и исправить их.
  4. Дайте ребенку книгу и предложите прочитать отрывок с выражением. Это научит малыша чувствовать текст и правильно расставлять акценты.
  5. Каждый день размышляйте с ребенком на разные темы. Это не только расширит его кругозор, но и научит искусству ведения диалога.
Читайте также:
Что такое деепричастный оборот, примеры его употребления, постановка знаков препинания

Навык оратора может развить у себя любой человек, независимо от природных способностей, типа темперамента или особенностей характера.

Если вы думаете, куда отдать ребенка на ораторское мастерство в Москве, то лучшим вариантом будет Центр комплексного развития «Имена Продакшн». В нашем центре функционирует школа актерского мастерства, где с воспитанниками занимаются лучшие педагоги столицы. Развитие у ваших детей ораторских способностей, избавление от психических и телесных зажимов, развитие уверенности в себе и умения презентовать себя в обществе — все это является нашей главной целью. Приводите ребенка в «Имена Продакшн»!

Нужно ли ораторское искусство ребенку: как научить ребенка правильно излагать мысли

В процессе воспитания детей развитие речи занимает очень важное место, поэтому навык правильно выражать свои мысли необходимо развивать с раннего детства. Как научить ребенка четко выражать свои мысли расскажет данная статья.

В раннем возрасте родители являются основным источником информации для ребенка, поэтому именно они должны знакомить его с предметами и понятиями окружающей действительности. При этом заставить ребенка думать и правильно выражать свои мысли нельзя. Можно лишь своим примером показать, как нужно передавать словами свои мысли и чувства. Когда родители много разговаривают с ребенком, окружающими людьми, малыш сам по себе начинает больше говорить, подражая маме и папе. А если при этом родные называют слова и объясняют их значение, то развивается не только речь, но и сложные механизмы мышления. Помимо собственного примера, родители могут подбирать ребенку книги и фильмы, окружить интересными вещами, а также заниматься с ним и в форме игры учить его правильно выражать свои мысли.

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ

Способы как научить ребенка выражать свои мысли лет одинаковы как в 4-5 лет, так и в 10 лет. Сколько бы лет не было малышу, для развития его навыка выражения идей, возникших в его голове, необходимо использовать только игровые формы обучения. Ниже представлены игры, которые можно проводить в любой подходящий момент, будь то приготовление ужина или по дороге домой из детского сада.

Найди одинаковое

Игра направлена на развитие внимательности, логики и абстрактного мышления. Взрослый предлагает ребенку любые два предмета, и они по очереди называют их общие черты. Сначала можно брать предметы из одной категории, например, лимон и банан (оба фрукты, съедобны, желтого цвета и т. д.), а затем постепенно усложнять исходные данные, например, конфета и чашка. На первый взгляд у этих предметов нет ничего общего, но если подумать, то можно вспомнить, что их сделал человек, оба связаны с едой, поверхность покрыта краской, названия заканчиваются на одинаковые буквы и т. п.

Скажи другими словами

Родной язык имеет большой словарный запас, поэтому выразить одну и ту же мысль можно разными словами. В той или иной ситуации вспоминаются сразу простые варианты, но каждый новый вариант обычно сложнее предыдущего. Например, ребенок сказал маме «Я есть хочу». Мама должна попросить его сказать эту фразу другими словами. Ребенок может вспомнить такие варианты: «Когда мы будем кушать?», «Мама, когда ты нас пригласишь к столу, а то уже сил нет ждать?», «Обычно в это время мы ужинаем. Давай не будем нарушать эту традицию». Можно припомнить массу вариантов, пусть малыш назовет хотя бы 4-5 вариантов.

Читайте также:
Пословицы про здоровье на русском и английском языке для детей и взрослых

Сочиняем историю

Для игры нужно заранее подготовить карточки с любыми изображениями. Перед ребенком выкладываются карточки картинками вниз и перемешиваются. Малыш по очереди должен брать карточку, внимательно рассматривать картинку и придумывать предложение, логически связанное с предыдущими. Чем сложнее предложение малыш придумает, тем лучше. Например, выпали карточки с лавочкой, вороном, девочкой и тучей. С этими словами можно составить такой небольшой рассказ: «В старом заросшем парке в стороне от центральных дорожек стояла старая лавочка. На ней уже давно никто не сидел, и только ворон, живущий на могучем дубе по соседству, иногда пролетал мимо. Однажды вечером в эту отдаленную часть парка забрела маленькая испуганная девочка. Как только она присела на скамейку, высоко в небе появилась серая большая туча и пошел дождь…»

Придумай предложение

Задание игры: из случайных слов и словосочетаний составить одно предложение.Слова можно выбирать, наугад тыкая пальцем в любую книгу на случайно открытой странице или придумывая их друг для друга. Например, выпали слова «лес, стая птиц, высокая липа, мальчик». Из них можно составить такие варианты предложений:

– Стая птиц, крича и нападая, прогнала мальчика от своей любимой высокой липы, стоящей на опушке леса.

– Мальчик сидел, прислонившись спиной к высокой липе, и наблюдал, как над лесом кружится стая птиц.

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА НАВЫКА ЧЕТКО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ

Задумываясь о том, как научить ребенка выражать свои мысли в 6-7 лет, можно прибегнуть к простым практикам, которые можно использовать ежедневно. Главное они не требуют никакой предварительной подготовки.

– Узнать, как у ребенка прошел день. Крайне важно с самого детства научить малыша вычленять из прошедшего дня самое главное, яркое, нужное, важное. Даже если ребенок провел свой день вместе с родителями все равно нужно вечером подводить итоги. При этом если кроха рассказывает целые тирады, то можно выразить те же мысли, но более лаконичнее. Благодаря этому родители собственным примером будут учить свое чадо выражаться ясно и четко.

– Пересказ прочитанного или увиденного ранее. Спустя какое-то время после прочтения сказки или какого-либо события можно спросить у малыша помнит ли он, о чем сказка. Например, «Какую сказку мы вчера читали на ночь?» или «А ты помнишь куда мы вчера ходили?». Таким образом у малыша будет тренироваться память и будет учиться выделять основное. Можно усложнить задание, например, чтобы малыш не пересказывал все что помнит, а в вкратце изложил основную суть и сделал соответствующие выводы.

– Создавать ребенку возможность рассказать о чем-либо смешном. Как только приходит папа с работы, или навещают бабушки и дедушки, пусть ребенок расскажет им прикольные истории, которые произошли с ним за последнее время. Задача мамы при этом помочь крохе довести до слушателя, что произошло и в чем фишка. Важно чтобы рассказ ребенка не затянулся, но дать возможность ему высказаться. Подтолкнуть историю к завершению можно фразой: «И представляешь, дедушка, в чем была шутка?» Такие ситуации развивают не только лаконичность, но и чувство юмора.

Читайте также:
Значение фразеологизма "собаку съел": происхождение и толкование

– Сочетание логики и арифметики. Вечерами можно посчитать, например, сколько раз и где малыш сегодня ел. Это помогает развивать счет, ориентацию во времени и, само собой, умение подвести итог.

– Написание изложений. Самый нелюбимый способ, как научить ребенка выражать свои мысли в 8-9 лет, является написание изложений. Взрослый читает любимому чаду небольшой текст, после чего тот должен максимально детально изложить его на бумаге. Это очень эффективный способ развития навыка передавать свои мысли.

– Выводы в бытовых ситуациях. Очень важно проговаривать с ребенком суть и смысл какого-либо действия. Например, для чего и почему нужно выключить свет перед уходом из квартиры? Благодаря этому кроха научится анализировать бытовые ситуации, делать и озвучивать выводы.

Чтобы научить ребенка выражать свои мысли в 10 лет нужно много читать. Обогатить речь и развить навык выражения мыслей поможет ежедневное чтение. Родителям надо обязательно спрашивать, понравилась ли ребенку книга, какие герои ему запомнились, научила ли книга чему-нибудь, получил ли ребенок какую-то новую информацию.

Зачем развивать ораторское искусство ребенку?

Время от времени человеку требуется выступить с речью. Значимость этого события заставляет задуматься, как излагать свои мысли не теряя внимания аудитории?
Умение выступать перед публикой, излагать чётко и ясно свои мысли, владеть внимаем аудитории — всё это подразумевается под ораторским искусством.
Ораторское искусство зародилось в древние времена, когда правителям во время выступлений в сенате, требовалось всё внимание аудитории, чтобы каждый член совета разделил его идеи.

Нужно ли ребенку ораторское искусство? Это риторический вопрос!

Нужно ли ребенку ораторское искусство? Это риторический вопрос!

В наше время это искусство остаётся актуальным. Применяется оно практически везде. На семинарах, при деловом общении, декламировании собственных работ студентами.

Ораторское искусство и его характерности

При этом ораторское искусство применимо как к взрослым, так и к детям. Для ребёнка выступление подвержено сильнейшему стрессу. Чтобы преодолеть его, необходима предварительная подготовка. Но что отличает истинного оратора?

Согласно исследованиям, для того чтобы произвести впечатление на других, человеку важно сохранять тембр голоса и дикцию.

Во время выступления перед аудиторией важно выстроить диалог. Это становится возможным, когда оратор всецело владеет вниманием людей. Его речь чёткая, уверенная.

Для ораторского искусства характерны:

  • Наличие обратной связи. Во время своего выступления перед оратором открывается возможность для наблюдение за поведением людей. По эмоциям, которые возникают на лицах, легко уловить первоначальную реакцию. Он может скорректировать свою речь, опираясь на возгласы из зала. Общение между оратором и залом становится диалогом.
  • Устная форма общения. Для лучшего восприятия аудиторией информации, принято пользоваться устной формой речи. Письменная речь воспринимается намного хуже.
  • Предварительная подготовка. Для того чтобы речь не вышла скомканной, оратору требуется подготовка. Опытные специалисты могут начать свой монолог с речи на листе бумаги, далее вносить коррективы, оживляя её при помощи элементов разговорной речи.

Причины для обучения ораторскому искусству:

  • Оратор прежде всего уверен в себе, он не боится публики.
  • Наладить общение с сотрудниками. Публичные выступления дают опыт, который можно применять в работе, овладев вниманием коллег.
  • Отсутствие боязни перед речью на свадьбах, других мероприятиях. Можно научиться легко рассказывать анекдоты, не боясь запутаться в словах.
  • Знакомство с новыми людьми. Ораторское искусство позволяет быть открытым и уверенным в себе.
Читайте также:
Как отличить причастие от прилагательного: примеры образования причастия от прилагательного, общие признаки и отличия, прилагательные

Как развить ораторское искусство у ребёнка

Выступление перед публикой сложная задача для взрослого, не говоря уже о детях. Но обучить ребёнка этому искусству можно уже с малых лет, используя нехитрые советы:

Учитывать темперамент. Сангвиники и холерики не боятся быть в центре внимания, чего нельзя сказать о флегматиках и меланхоликах. Нужно как можно раньше определить темперамент своего ребёнка и помочь ему, подбодрить перед выступлением.

  • Создать интерес. Если выступление не приносят ребёнку счастья и удовольствия, не нужно принуждать его.
  • Репетиции. Можно попросить ребёнка прочитать с чувством отрывок из текста, а родитель в это время будет зрителем. После поменяться. Это позволит юному оратору почувствовать себя в разных ролях.
  • Игры. Для снятия напряжения можно поиграть в спокойные игры, кукольный театр, ролевые игры.
  • Импровизация. Развивать фантазию полезно в любом возрасте. Сочинить совместно сказку и прочитать на семейном ужине — отличная идея!
  • Родитель как пример. Прочитав вдохновенно небольшой отрывок, родитель покажет как можно выступать и не бояться свои зрителей.
  • Оставаться внимательным. Когда ребёнок чувствует интерес родителя, он старается ещё больше. Не обращать внимания на выступления — верный способ пошатнуть уверенность себе.
  • Выбор и чтение. Важно давать ребёнку самостоятельно выбрать произведение для выступления.
  • Запись выступлений. Это позволит весело провести время, и посмотреть со стороны,как выглядит и ребёнок и взрослый.

Видеоурок — обучение ораторскому искусству (основные упражнения)

Заключение

Для каждого человека важно быть услышанным. Овладение ораторским искусством позволяет с юных лет воспитать в ребёнке уверенность. Юному оратору придётся столкнуться с меньшими страхами из-за публичности. Что же касается взрослой жизни, здесь у него будет хорошее преимущество!

Как научить детей общаться и формулировать свои мысли

Да, мы учим детей правильно общаться. Здоровайся, прощайся, благодари. Но вежливость и этикет в целом — это не все общение. Еще одна задача родителя — научить ребенка выражать свои мысли, доносить их до собеседника. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова рассказывает о простых шагах, которые помогут ребенку в общении с другими детьми и взрослыми.

Я профессионально занимаюсь коммуникациями, поэтому моя дочка в свои десять лет уже в курсе, что такое простейшая коммуникационная модель. Мы часто обсуждаем ее приложения в реальной жизни, в том числе разбирая основные ошибки. Этой модели и этим самым ошибках, которые я замечаю за ребенком чаще всего, и посвящен этот пост.

Многие знают анекдот, что после рождения ребенка родители сначала мечтают о том, чтобы он пошел и заговорил, а после — чтобы сел и замолчал. В каждой шутке есть доля шутки. В этой — в том числе.

Как только ребенок учится говорить, а следом и задавать вопросы, его тут же начинают учить «хорошим манерам» — то есть лишний раз не раскрывать рта, особенно в присутствии взрослых. В результате к наступлению подросткового возраста ребенок оказывается совершенно не способен управлять словами и формулировать собственные мысли.

Читайте также:
Выражение Крокодиловы слезы: значение фразеологизма, происхождение и научное объяснение

С самых первых лет в школе детей учат решать транспортные задачи по перемещению объектов из пункта А в пункт B. Перемещают автомобили, поезда, катера и прочие физические субстанции. Но никто не учит решать задачи по перемещению… информации из собственной головы в головы других людей.

А ведь именно навык доставки и получения информации в эпоху информационного бума и всеобщего «информационного ожирения» — исключительно важен для современного человека.

Простейшая коммуникационная модель

Простейшая коммуникационная модель — это базовая схема, по которой информация передается от человека к человеку.

Здесь всего пять шагов, которые описаны ниже на схеме. Плюс пример. Чтобы не создавать лонгрид, в конце поста я комментирую это на видео.

Я каждый день стараюсь донести ребенку, что информация, прежде чем быть переданной от одного человека другому, должна быть должным образом подготовлена, т. е. «упакована». Точно так в магазине мы покупаем в аккуратных удобных упаковках, например, сахар или соль.

Упаковка превращает абстрактную массу (сахара, соли или собственных мыслей) в удобный для потребления порционный объект, который легко взять и легко использовать.

Дети склонны вытряхивать из своей головы мысли потоком сознания, в котором часто пропадают важные для понимания смысла ключевые слова

Из-за этого искажается смысл (в терминах модели — страдает «упаковка»). Ребенок считает, что содержимое его головы так же очевидно всем остальным, как и ему самому. Часто моя дочка торопится рассказать что-то очень интересное о событиях в школе и начинает обижаться, когда я переспрашиваю, потому что не понимаю. Такие моменты я использую для обсуждения того, как передается информация от одного человека другому, и почему прежде, чем озвучить какую-то мысль, ее нужно подготовить и «упаковать».

Мы обсуждаем с ней такие насущные вещи, как разница между «я сказал» и «меня услышали»; между «меня услышали» и «мою мысль поняли». Мы говорим о том, что «подумал» и «понятно озвучил свою мысль» — это не одно и то же. Что важно не только «сказать», но быть услышанным и понятым.

«Перекресток» или перекресток?

Объяснение подобных вещей рождается каждый день из практической необходимости. Я использую житейские ситуации, в которых возникают проблемы с формулированием мыслей, как повод это обсудить в терминах простейшей коммуникационной модели.

Для ребенка не всегда очевидно, что он выражает свою мысль не достаточно понятно. Не очевидно даже то, что озвучиваемая им мысль, в принципе, может быть не понятной окружающим (и даже маме).

Ниже — как раз одна из таких реальных историй из нашей жизни. Мы стояли на перекрестке рядом с магазином «Перекресток». Дочка говорила о магазине, но слово «магазин» из предложения пропало, поэтому для меня ее слова были… о дороге.

Мне кажется очень важным проговаривать такие вещи именно сейчас, в начальной школе. В началке детям еще многое прощается. Но потом наступает момент, когда ребенок взрослеет, и от него — внезапно — начинают требовать взрослого общения. А общаться как взрослый он не умеет, потому что его никто не учил и собственного опыта нет.

Прошлым летом дочка ходила в лагерь «Московская смена». Там был кружок психологии. Я предполагаю, что именно психологии общения. И дочка на него, конечно, собралась ходить. Но оказалось, что это кружок для старшеклассников, и ее туда не взяли.

Читайте также:
Сложносочинённые предложения: типы, примеры, особенности пунктуации в художественной литературе,сложносокращённые слова 6 класс и их расшифровка,склонение

Я считаю это ошибкой — в начальной школе учить таким вещам не только можно, но и нужно

Чем раньше ребенок освоит простые принципы передачи информации, тем комфортнее ему (и его семье) будет пройти через подростковый период, тем увереннее он будет себя чувствовать во взрослой жизни. По крайней мере, обсуждая с дочкой подобные вещи, я на это очень надеюсь.

Если вам интересна эта тема ниже я записала небольшое видео с объяснением простейшей коммуникационной модели и с примерами наиболее часто встречающихся препятствий при передаче информации. В тексте выше приведен всего один пример препятствий, в видео вы найдете еще три. Приятного общения!

Примечание: Автором всех использованных в посте изображений и видео является автор этого поста.

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка?

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

Малыш, ну скажи что-нибудь!

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

Читайте также:
Фонетический разбор, анализ звуков, построение схемы и разбор слова "яблоко" по составу

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: “Как дела?”, когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: “Нормально”. Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Малыш, ну скажи что-нибудь!

“Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых”.

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Читайте также:
Что такое перифраза, примеры в поэзии и прозе, разговорной речи и литературе

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Малыш, ну скажи что-нибудь!

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

“Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние”.

И напоследок – общение с ребенком

Малыш, ну скажи что-нибудь!

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Читайте также:
Особенности заимствованных слов в русском языке: примеры, источники происхождения,заимствование,исконно русские, заимствованные слова и их значение.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Как научить ребенка выступать перед аудиторией

Как научить ребенка выступать перед аудиторией

Многие уверены, что ораторское искусство — это удел политиков, телеведущих и актеров. Остальным людям не так важны личные успехи в риторике. Однако публичные выступления появляются в жизни любого человека с раннего детства: то стихотворение на утреннике нужно рассказать, то пересказать текст перед всем классом. Как правило, дети в таких ситуациях волнуются, а это серьезно сказывается на качестве доклада. Чтобы каждое сообщение перед аудиторией проходило в соответствии с ожиданиями рассказчика, важно работать над красноречием и не бояться выступлений.

Профессионалы ораторского искусства

Самые известные владельцы риторического мастерства преследовали разные цели во время своих высказываний, имели разные характеры и политические взгляды, даже жили в разное время, но один факт у всех ораторов имел общую структуру — это умение оказывать влияние на людей своими точными и острыми выражениями. Как у них это получалось? Они имели определенные стили и подходы к аудитории, умело пользовались тонкостями психологии и собственной харизматичностью.

Ленин: лаконичность и точность

Одним из самых высококлассных ораторов своего времени можно назвать Владимира Ильича. Революционер был не только чудесным оратором, но и первоклассным психологом. Он хорошо чувствовал настроение народа и разговаривал с людьми на понятном и простом языке. Высказывания вождя обретали конкретную и законченную форму. Владимир Ильич активно использовал жестикуляцию во время обращений, а также подключал к своим словам собственную энергетику, которая не могла не увлечь народ.

Сталин: повторы и длинные предложения

Вторая не менее громкая фигура ораторского искусства — Иосиф Виссарионович. Свои сообщения он строил в другой манере. Конкретность и лаконичность Ленина сменились на пространственные рассуждения и частые повторы слов. Его выступления никого не оставляли равнодушным. Даже сегодня при обсуждении Сталина, как оратора, возникает два мнения. Первое — излишняя тавтологичность лидера, второе — ясность ума и мысли.

Уинстон Черчилль: преодоление трудностей и приемы

Премьер-министр Великобритании имел проблемы с речевым аппаратом, но это не помешало ему освоить ораторское искусство и развить его не только в политической карьере, но и в литературной. Черчилль также использовал множество подходов к созданию удачного выступления. Он говорил, что самое главное — это тщательная подготовка и внимательность. Кроме того, оратор советовал не пренебрегать эффектным началом выступления, которое смогло бы увлечь слушателей, а по ходу всего доклада использовать юмор и создавать уютную и располагающую обстановку.

Читайте также:
В каких случаях люди употребляют фразеологизм «без царя в голове», каково значение и происхождение выражения,

Ларри Кинг: первые неудачи и хороший опыт

Никто из известных дипломатов и непревзойденных ораторов не родился с даром убеждения. Все они учились этому искусству и прилагали немало усилий, искали подходы к публике, тренировались на протяжении нескольких месяцев, чтобы добиться нужного эффекта. У кого-то это получалось быстрее, а кто-то — оттачивал риторические навыки годами. Например, известный теле- и радиоведущий Ларри Кинг много раз признавался, что свой первый эфир на радио чуть не сорвал. Он просто включил микрофон и не смог произнести ни слова от чрезмерного волнения. Сложно представить, что через несколько лет этот человек стал профессионалом в области публичных выступлений и даже написал книгу на эту тему.

Риторика и дети

Если вы задались целью научить ребенка выступать перед аудиторией, обратите внимание на несколько простых, но действенных советов:

Идеальное владение текстом. Чтобы хорошо зачитать доклад со сцены, нужно подготовиться. Важно прекрасно владеть информацией, о которой пойдет речь в сообщении. Не лишним будет найти примеры и подтверждения своих слов, добавить к основной части повествования несколько интересных фактов. Это привлечет аудиторию и удержит внимание каждого слушателя.

Репетиции перед зеркалом. Самое эффективное средство для тренировки — взгляд со стороны. Пусть ребенок почувствует себя зрителем и посмотрит на свое выступление с нового ракурса. Так будущий оратор заметит ошибки и недостатки, которые раньше не были очевидными.

Развитие речи. Для того, чтобы каждый доклад получался интересным и насыщенным, важно иметь неплохой словарный запас, правильно произносить слова, оперировать терминами и четко произносить каждый звук.

Поиск стиля. Известные политики и телеведущие строят свои публичные выступления по определенным параметрам и особой стилистике. Кто-то допускает юмор, кто-то поражает точностью и категоричностью высказываний. В соответствии с темой сообщения важно выбрать комфортный для автора стиль, который поможет раскрыть нюансы выступления и характер самого рассказчика.

План доклада. На первый взгляд банальная, но очень важная деталь — планирование. Чтобы избежать волнения перед публикой и ничего не забыть в процессе повествования, можно составить небольшой список или схему, где тезисно отразится суть сообщения.

Публичные доклады разного рода сопровождают каждого человека с самого детства. Чем быстрее ребенок начнет развиваться в этом направлении, тем успешнее и интереснее получатся его сообщения перед аудиторией в будущем. Помните, что каждый малыш по-своему талантлив и уникален и, несмотря на сотни правил и «секретных» приемов для удачного выступления, самое главное — это внутренняя уверенность и прекрасное владение темой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: