Бюрократия: что означает простыми словами
Бюрократия – неизбежный и закономерный спутник любого процесса в обществе, построенном на принципе централизации власти. Но она всегда вызывает недовольство и даже негодование со стороны населения, вызванные ожиданием в многочасовых очередях с целью получения необходимых справок и документов, безрезультатными попытками получить решение какого-либо вопроса от органов управления и государственной власти, канцелярской волокитой, непрекращающейся бумажной работой, которая подменяет реальную необходимую помощь населению. Что означает бюрократия простыми словами?
- Что такое бюрократия?
- Как появилась?
- Преимущества и недостатки
- Теория рациональной бюрократии М. Вебера
- Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
- Типы бюрократии
- Классическая или аппаратная
- Профессиональная
Что такое бюрократия?
Бюрократия (от французского « bureau» – бюро, канцелярия и греческого «kratoc» – господство, власть) – это управленческая функция государства, в основе которой лежит четкая вертикальная иерархия для выполнения наиболее эффективным способом поставленных перед государством задач. В осуществление этой функции включены абсолютно все государственные органы управления. Бюрократия несет в себе негативную окраску, тем не менее она существует во всех странах, власть в которых сосредоточена в руках органов центральной правительственной власти. Она выгодна для государства по следующим причинам:
- является своеобразным инструментом для манипулирования обществом;
- позволяет держать население страны на коротком поводке, не давая возможности проявлять лидерские способности.
В настоящее время бюрократия получила более широкое распространение, став использоваться не только в сфере государственного управления, но и для описания способа управления какого-либо крупного предприятия или корпорации с большим и разветвленным штатом менеджеров. Бюрократия стала применяться по отношению к таким сферам профессиональной деятельности как корпоративная, профсоюзная, церковная и т.д. Бюрократию характеризуют:
- «вертикальные» информационные потоки;
- формализованные способы принятия решений;
- претензии на особый статус в обществе.
Как появилась?
Бюрократия появилась одновременно с появлением письменности в Древнем мире (Египет и Шумер). В период жизни Конфуция были реализованы первые задумки сложной бюрократической системы. Позже она появилась в Древнем Риме и Византийской империи, которые были странами с тотальным контролем над обществом.
Родоначальником термина «бюрократия» считается французский экономист Винсент де Гурнэ, который ввел это понятие в обращение в 1745 году, обозначив с его помощью исполнительную власть в обществе. Немного позже немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер занялся научным всесторонним исследованием такого феномена, как бюрократия.
Преимущества и недостатки
Плюсы и минусы бюрократии носят условный характер: для кого-то плюсы являются явными минусами, а минусы – плюсами. Рассмотрим преимущества и недостатки бюрократии, которые затрагивают интересы всего общества.
Преимущества:
- Четко построенная иерархия органов управления, которая корректирует их деятельность, предписывает строгий порядок во всем, ведет общество или организацию к более высокому уровню развития;
- Строгое распределение обязанностей, когда каждый отвечает за свой участок работы и не лезет в чужой, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
- Обеспечение принципа единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что ведет к ощущению чувства справедливости и равенства всех перед законом;
- Осуществление координации на основе принципа сверху, что ведет к снижению текучести кадров.
- Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность в решении насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной последней инстанции;
- Односторонний подход к поиску вариантов решения вопросов, отсутствие выбора альтернативы в качестве нахождения наилучшего решения;
- Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, поскольку сфера управления регламентируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними обращаются плохо, невнимательно и не по-человечески;
- Неприветствие выдвижения новых идей и новаторства в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
- Попытка контролировать всех сотрудников с помощью жесткой дисциплины.
Можно сделать вывод, что минусов больше, поэтому бюрократия и вызывает всегда негативную реакцию со стороны населения. Тем не менее она неизбежна и вряд ли сойдет на нет в ближайшей перспективе, ведь ее основная цель – подчинить себе общество.
Теория рациональной бюрократии М. Вебера
М. Вебер разрабатывал теорию, согласно которой каждая новая эпоха жизни общества влечет за собой возрастание роли организационного фактора. Он изучал основы индустриального общества, структуру которого лучше всего понять помогает теория бюрократической организации. Бюрократия по М.Веберу – аналог индустриальной организационной формы и она является воплощением рациональности в управлении обществом.
Основная причина появления бюрократии во всех сферах общественной жизни – это процессы экономической и политической концентрации. Эти идеи М.Вебера очень близки марксистской теории, в которой К. Маркс подчеркивал, что капитализм основан на отделении работника, производителя от используемых ним средств производства и производительной деятельности в целом. Откуда и возникает необходимости в посреднической деятельности между самим производителем и орудиями труда, выполнение которой берут на себя органы управления. В их основе лежит бюрократический принцип. Теорию М.Вебера о рациональной бюрократии по этой причине называют функционалистской.
Два типа бюрократии по М.Веберу:
- Патримониальная – свойственна для традиционного общества. Ее отличительная особенность – иррациональность.
- Рациональная – присуща для капитализма.
В традиционном обществе все подчиняется традициям, поэтому бюрократия носит авторитарный характер, в ней нет формально-рационального начала. По-другому обстоит дело в современном мире, где в государствах и управляющие (бюрократия), и подчиненные (граждане) подчиняются не отдельным личностям, а законам. Главная идея М.Вебера: представление современной бюрократии в качестве структуры управления. Поскольку общество преследует неуклонную рационализацию всех сфер общественной жизни, то это ведет к постоянному возрастанию роли и значения бюрократии в таком обществе.
Рационализм бюрократии М.Вебер характеризует следующими признаками:
- Личной ответственностью каждого за свой участок работы;
- Жесткой координацией для достижения общих организационных целей;
- Оптимальным действием безличных правил;
- Четко построенной иерархической зависимостью.
Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру
Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:
- Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
- Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
- По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
- Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
- Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
- Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
- Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
- Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
- Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.
Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:
- Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
- Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.
Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.
Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.
Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.
Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.
Типы бюрократии
Классическая или аппаратная
Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.
Аппаратная бюрократия характерна для:
- министерств и ведомств;
- учреждений государственного или муниципального управления;
- организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.
Основные достоинства:
- Стабильность и отсутствие хаоса;
- Четкая специализация;
- Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
- Гарантия надежности управления;
- Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.
- Ведет к бюрократизму;
- Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
- Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
- Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Профессиональная
Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.
По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:
- Имеет более высокую степень компетентности;
- Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
- Обладает меньшей формализованностью;
- Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
- Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.
Преимущества:
- Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
- Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
- Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.
- Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
- Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
- Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.
Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)
Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.
Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:
- Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
- Обладает минимальной формализацией деятельности;
- Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.
Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам. Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.
Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.
Основные признаки бюрократии:
- Противоречие между объективно общественным характером управления и субъективным методом его осуществления. Управление должно отражать волевое желание всего общества, а не локальной группы профессионалов-управленцев;
- Монополизация власти и управления;
- Нетерпимость контроля над чиновниками;
- Реализация и защита монопольного осуществления властных функций;
- Паразитическая сущность, поскольку это труд, который не создает никакого товара, но является оплачиваемым.
Бюрократия и бюрократизм в России
Бытует распространенное мнение, что Россия – бюрократическая страна. Но оно не подтверждено никакими статистическими данными, поскольку число чиновников в нашей стране меньше, чем в развитых странах Европы.
В таблице представлены данные о количестве чиновников на 10000 населения в различных странах.
Значение слова «бюрократ»
1. Представитель бюрократии — высшей чиновничьей администрации в феодальном и капиталистическом государствах; крупный чиновник.
2. Неодобр. Должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу; формалист, буквоед. Ох, какой огонь выдержал я от Анюты! — Ты бюрократ, узколобый хозяйственник. Гладков, Головоногий человек. [Степан] всю дорогу весело ругал себя: — Чиновник ты! Цыплякову поверил, а в народе усомнился, чернильная твоя душа? — Бюрократ ты! Горбатов, Непокоренные.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЮРОКРА’Т, а, м. [от фр. bureau — бюро и греч. kratos — власть]. 1. Представитель бюрократической системы управления. Влиятельный б. 2. Чиновник, в ущерб сущности дела и интересам граждан злоупотребляющий своими полномочиями или придающий преувеличенное
Бюрократам и волокитчикам не место в советском аппарате. 3. перен. Формалист, педант (разг. презрит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бюрокра́т
1. лицо, принадлежащее к бюрократии
2. жарг. викип. участник, имеющий, наряду со всеми полномочиями администратора, также возможность присваивать и снимать статусы других участников ◆ Я бюрократ на двадцати сайтах.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: собиратель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «бюрократ»
Синонимы к слову «бюрократ»
Предложения со словом «бюрократ»
- Я не питаю иллюзий насчёт организационных талантов местных партийных бюрократов.
Цитаты из русской классики со словом «бюрократ»
- Бюрократы — недоумевали;”общество” — ликовало и подстрекало.
Сочетаемость слова «бюрократ»
Каким бывает «бюрократ»
Понятия, связанные со словом «бюрократ»
Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») — система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.
Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.
Номенклату́ра (лат. nomenclatura, обозначающего «роспись имён, перечень, список») — правящий класс, власть имущие, политическая элита. Номенклатурой называют группу граждан в странах Восточной Европы, занимающих ключевые позиции в политической системе и являющихся опорой существующего общественного строя, а также совокупность социальных институтов, с помощью которых эти люди поддерживают существующий социальный порядок.
«Полезный идиот» (англ. Useful idiot) — в политическом жаргоне капиталистических стран термин, применявшийся для определения симпатизирующих Советскому Союзу граждан западных стран и отношения советского правительства к ним. Контекст был таков: лицо, о котором шла речь, наивно считало себя союзником Советского Союза или других социалистических стран, однако, с точки зрения западных политиков, в самом соцлагере к ним относились с презрением и цинично использовали в своих целях.
Патернали́зм (от лат. paternus — «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного. Патернализм отражает узость перспективы, социальное объединение путём принятия единственного кодекса этики, ограничения интересов и форм опыта теми, которые уже установились как традиционные.
Что такое бюрократизм простыми словами?
Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.
Что такое бюрократизм своими словами?
Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами. Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы. При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям.
Как вы понимаете слово бюрократизм?
БЮРОКРАТИ́ЗМ, -а, м. 1. Система управления в классовом обществе, при которой государственная власть осуществляется через чиновников, оторванных от народа и защищающих интересы господствующего класса.
Что такое бюрократия пример?
Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах и т. д. В современную эпоху принято говорить о бюрократии «восточного» и «европейского» толка.
Что такое бюрократизм в литературе?
Значение слова БЮРОКРАТИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка -а, только ед. , м. 1) Система управления, при которой государственная власть направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества. . kratos ‘власть’, ‘господство’).
Что называют бюрократией?
Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») — система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом.
Что значит слово бюрократ?
Толковый словарь Ожегова. 1) Крупный чиновник, представитель бюрократии как системы управления. существом дела ради соблюдения формальностей; формалист.
Что мы вкладываем в понятие бюрократизм?
Бюрократизм в политическом плане — чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, в социальном — отчуждение этой власти от народа; в организационном — канцелярская подмена содержания формой; в морально-психологическом — бюрократическая деформация сознания.
Почему возник бюрократизм?
Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Каковы основные черты бюрократического управления?
По мнению А. Тоффлера, бюрократия обладает тремя основными чертами — стабильностью, иерархией, разделением труда. Социологи считают, что без бюрократии у общества нет перспективы развития, так как эта форма управления является единственно работоспособной и приемлемой.
Для чего нужна бюрократия?
Бюрократия становится субъектом власти и владельцем властного ресурса. . Бюрократия является институтом, осуществляющим все основные функции государства. Оно не может обойтись без бюрократических механизмов. Поскольку взаимодействие в обществе невозможно без государственного управления, бюрократия – всегда необходима.
В чем сущность бюрократического управления?
Предполагается, что бюрократия стремится удовлетворять потребности самих управляемых, которые заняты другими делами – производством материальных и духовных благ, воспитанием нового поколения, охраной здоровья, своим профессиональным и личностным развитием, т. .
Кто такой бюрократ Википедия?
Бюрократ в Википедии — участник, наделённый правами доступа к определённым инструментам технического обслуживания проекта, к которым относятся: . присвоение участникам флага «бюрократ» (снимать его бюрократы не могут);
Что такое бюрократизация управления?
— процесс внутри организаций государственного или частного сектора, характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением формальной регламентации деятельности. является глобальным процессом и тождественна рационализации поведения в организациях. .
Что такое бюрократическая графомания?
“Изящная словесность” среди бюрократов Вопрос: Бюрократическая графомания – ответ: БУМАГОТВОРЧЕСТВО Графомания, пропитанная бюрократизмом Составление ненужных официальных бумаг
Кто разработал теорию бюрократии?
немецкий социолог Макс Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии.
Что такое бюрократия простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Так сложилось, что слово «бюрократ» мы воспринимаем как нечто нарицательно-ругательное.
Но каково истинное значение понятия «бюрократия» знает далеко не каждый человек.
Девиз нашего блога: «Знать больше!», именно поэтому сегодня мы разберемся, что такое бюрократия, каковы ее виды, и существует ли идеальная бюрократия.
Бюрократия — это.
Суть понятия «бюрократия» кроется в его переводе. А произошло это слово от слияния французского «bureau» (канцелярия) и греческого «κράτος» (власть).
Прямой перевод – «канцелярская власть», т.е. власть людей, наделенных полномочиями управления. Полномочия передаются в форме специальных письменных указаний, приказов, распоряжений.
Представим следующую схему: есть государство (форма (республика, монархия и т.д.) не важна), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство – это форма политической власти, следовательно, чтобы осуществлять руководство обществом, необходим аппарат управления.
Основная функция аппарата управления – администрирование процессов. Такой аппарат называется бюрократическим, а граждане, работающие в нем – бюрократами. Как видите, ничего обидного и «ругательного».
Бюрократическая система имеет отношение не только к государству, но и к организациям различных правовых форм.
Почему она воспринимается негативно
Разберем данный вопрос на примере государственной бюрократической системы.
Чтобы не допустить хаоса во взаимоотношениях физических или юридических лиц и общества, государственная власть должна добиваться строго выполнения установленных правил.
Допустим, государство, решив мотивировать повышение рождаемости, устанавливает выплату материнского капитала на второго ребенка в семье. Как регулировать выплату мат.капитала, чтобы он выдавался строго по назначению?
Для этого создается специальный канцелярский порядок подачи заявок на выплату, определяется ряд документов, которые должны собрать родители ребенка. То есть им нужно пройти ряд бюрократических процедур.
Не стоит винить чиновничий аппарат за эти формальности, ведь именно они гарантируют, что материальная помощь попадет строго по назначению.
К сожалению, зачастую бюрократических «проволочек» становится в нашей жизни слишком много, поэтому мы начинаем воспринимать бюрократию как неминуемое зло.
Случается, что бюрократические препоны доводятся до абсурда: до сих пор существует практика, что инвалиды каждый год должны подтверждать свою инвалидность, чтобы получать пенсию, лекарства и другие льготы. Как будто за год ампутированная нога может отрасти, сахарный диабет излечиться и т.д.
Канцелярское (формальное) ведение дел присуще всем без исключения ветвям государственной власти.
Свести бюрократию «на нет» невозможно, она гарантирует соблюдение порядка, но ее можно минимизировать, исключив из администрирования принцип «форма ради формы». К этому стремятся все развитые страны.
Кратко об истории бюрократии
С тех пор как начали создаваться отдельные государства, возникла необходимость в централизованном управлении. С изобретением письменности (около 4 тыс.лет назад) техническая сторона административного управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его реализацию (и контроль за выполнением) специальным людям, которые получают за это плату.
Бюрократия появилась уже в древнем Египте, получила развитие в древнем Китае и Римской империи. Бурное ее развитие в России началось при Петре Первом. Его нововведения касались не только «европеизации» страны, подъема экономики, но и администрирования. Централизация управления государством была введена именно им.
Может ли бюрократия быть идеальной?
Применение термина «бюрократия» по отношению к аппарату администрирования началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.
Он вывел общие принципы «идеальной» бюрократии, призванной служить обществу. Вот эти постулаты:
- система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
- бюрократы подчиняется легальной власти;
- приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
- каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
- функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
- существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).
Вебер считал, что бюрократия – это идеальный инструмент управления.
Действительно, если бы все сформулированные им принципы соблюдались, то так оно и было бы. Но влияние человеческого фактора способно превратить идеальный инструмент в тормоз развития.
Виды бюрократии
Принято различать 3 вида бюрократии, в зависимости от специфики организации деятельности:
-
Классическая форма бюрократии подразумевает четкое выполнение управленческих функций, как их позиционировал в свое время Вебер (описание принципов – в предыдущем абзаце статьи).
Примером такой формы является организация управления в каком-либо министерстве (есть министр, есть заместители по определенным вопросам, есть рядовые сотрудники, выполняющие функции, связанные с профессиональной специализацией министерства).
На роль министра редко назначается специалист согласно роду его профессиональной деятельности. В основном этот человек является грамотным, опытным управленцем (администратором).
Недостатком классической формы является:
- чрезмерное стремление к соблюдению формы (форма ради формы), т. е. бюрократизм в современном его понимании;
- недостаточное использование интеллектуальных способностей сотрудников аппарата;
- низкая эффективность управления при изменяющихся внешних условиях или в нестандартных ситуациях. Допустим, для решения определенной проблемы предписан установленный алгоритм действий, а условия требуют иного решения.
Служащий обязан отправить запрос вышестоящему звену, получить ответ, и, в зависимости от решения сверху, «разрулить» сложившуюся ситуацию. На это уходит время, и сама ситуация уже может стать не актуальной.
Примером может служить организация управления в медицинских или учебных заведениях. Глава такого учреждения – профессионал данного вида деятельности (поэтому он может компетентно контролировать работу своих сотрудников), его подчиненные также являются профессионалами, применяющие стандартный набор методик (программ) для работы.
К недостаткам можно отнести необходимость высокой профессиональной подготовки кадров (затраты на обучение).
Данная форма бюрократии обладает минимальным формализмом, она децентрализована и потому быстро реагирует на внешние факторы, оперативно решает поставленные задачи.
Примером может служить организация управления в научно-исследовательском институте, в юридической фирме и т.д.
Структура бюрократической системы
Структура классического бюрократического аппарата подчинена строгой иерархии. Это значит, что существует жесткая субординация по цепочке «сверху → вниз».
Если представить иерархию в виде геометрической фигуры, то она представляет собой пирамиду.
Достоинства и недостатки бюрократии
Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:
достоинства недостатки возможность централизованного управления организацией, обществом, государством искусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата) отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ Читайте наш блог, это познавательно!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Думаю, что никто не будет спорить о необходимости процедур, их и выполняют чиновники.
Другой вопрос, что бюрократическая система зачастую иррациональна, можно сказать, что просто палки в колеса людям вставляет, вот такую систему нужно исправлять, но система же не существует сама по себе, она опирается на законы, значит нужно менять эти законы, вносить поправки, тогда и ведомства изменят внутренние процедуры на основании новых законов.
Конечно, нужно менять законы и вносить поправки, чтобы они работали на благо общества и шли в ногу со временем. Зачастую законы просто отстают от действительности. Вот тогда мы ругаем бюрократов, поскольку они действуют по законам.
Бюрократ
Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — Под этим словом подразумеют то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под Б. разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.
Слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с муниципалитетом. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, не соответствующим правилам и задачам организации. Концепция рациональной бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, — это одна из наиболее полезных идей в истории человечества. Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Вебер предлагал бюрократию скорее как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться.
Содержание
Развитие
Иностранный термин «бюрократический» вполне соответствует русскому слову «приказный». В Западной Европе возникновение и усиление Б. шло параллельно возникновению и усилению государственной власти. Рядом с политической централизацией развивалась и централизация административная, как орудие и подспорье первой она была необходима для того, чтобы вытеснить феодальную аристократию и старые общинные власти из всех, по возможности, сфер управления и создать особый класс должностных лиц, непосредственно и исключительно подчиненных влияниям центральной власти.
С упадком и вырождением местных корпораций, союзов и сословий появились новые задачи управления, круг деятельности государственной власти расширялся непрерывно, пока не сложилось так называемое полицейское государство (XVII—XVIII столетия), в котором все отправления жизни духовной и материальной одинаково подчинялись опеке государственной власти.
В полицейском государстве Бюрократия достигает высшего развития, и здесь же с наибольшей отчетливостью выступают её невыгодные черты — черты, которые она сохранила и в XIX веке в странах, управление которых по-прежнему построено на началах централизации. При таком характере управления правительственные органы не в состоянии совладать с обширным материалом и обыкновенно впадают в формализм. Благодаря своей значительной численности и сознанию своего могущества, чиновничество принимает особое исключительное положение: оно чувствует себя руководящим центром всей общественной жизни и образует особую касту вне народа.
В общем, дают себя чувствовать три невыгоды подобного административного строя: 1) общественные дела, требующие вмешательства государства, ведутся чаще дурно, чем хорошо; 2) управляемые должны терпеть вмешательство власти в такие отношения, где в этом нет надобности; 3) соприкосновение с органами власти редко обходится без того, чтобы не страдало личное достоинство обывателя. Совокупностью этих трёх невыгод и отличается то направление государственного управления, которое обыкновенно характеризуется одним словом: бюрократия. Средоточием её являются обыкновенно органы полицейской власти; но там, где она укоренилась, она распространяет своё влияние на все чиновничество, на власть судебную и законодательную.
Ведение всякого сложного дела в жизни, частной ли, или общественной, неизбежно требует соблюдения известных форм. С расширением преследуемых задач эти формы умножаются и «многописание» современного управления является неизбежным спутником развития и усложнения государственной жизни. Но тем именно отличается Бюрократия от здорового строя администрации, что при последнем форма соблюдается ради дела и в случае нужды приносится в жертву делу, тогда как Бюрократия соблюдает форму ради неё самой и ей приносит в жертву существо дела.
Подчиненные органы власти видят свою задачу не в том, чтобы с пользой действовать в указанных ей пределах, а в том, чтобы исполнять требования, предъявляемые свыше, то есть отписаться, выполнить ряд предписанных формальностей и тем удовлетворить высшее начальство. Административная деятельность сводится к письмоводству; вместо фактического исполнения довольствуются написанием бумаги. А так как бумажное исполнение никогда не встречает препятствий, то высшее правительство привыкает ставить своим местным органам требования, фактически невыполнимые. В результате получается полный разлад между бумагой и действительностью.
Вторая отличительная черта Б. заключается в отчужденности чиновничества от остального населения, в его кастовой исключительности. Государство берет своих служащих из всех сословий, в одной и той же коллегии оно соединяет сыновей дворянских родов, городских обывателей и крестьян; но они все чувствуют себя равно отчужденными от всех сословий. Им чуждо сознание общего блага, они не разделяют жизненных задач какого-либо из сословий или классов в отдельности.
Как участник реальной власти, которую государство распространяет на всех без изъятия, чиновник претендует на положение исключительное в сравнении с населением. Но так как именно в бюрократическом государстве притязание это не находит себе достаточной опоры ни в выдающемся образовании, ни в политическом такте, ни в общественных заслугах чиновников, то оно и не принимает тех достойных форм, которые присущи истинному превосходству, умственному и нравственному. В отношениях служебных царит суровое обращение со средними классами и грубое — с низшими; в отношениях общественных замечается или полная отчужденность, или презрительное снисхождение к робкому обывателю.
Бюрократ — плохой член общины; общинные связи ему кажутся унизительными, подчинение общинным властям для него невыносимо. Он вообще не имеет сограждан, потому что не чувствует себя ни членом общины, ни гражданином государства. Эти проявления кастового духа бюрократии, от которого вполне отрешиться могут лишь натуры исключительные, глубоко и гибельно влияют на отношения массы населения к государству.
Когда масса видит представителя государства лишь в лице чиновничества, которое чуждается её и ставит себя на какую-то недосягаемую высоту, когда всякое соприкосновение с органами государства грозит лишь неприятностями и стеснениями, тогда и само государство становится для массы чем-то чуждым или даже враждебным. Сознание своей принадлежности государству, сознание, что составляешь живую часть великого организма, способность и стремление к самопожертвованию, одним словом, чувство государственности слабеет. Но ведь, между тем, именно это чувство делает государство сильным в дни мира и устойчивым в минуты опасности.
Существование Б. не связано с определенной формой правления; оно возможно в государствах республиканских и монархических, в монархиях неограниченных и конституционных. Побороть Б. крайне трудно. Новые учреждения, если только они вводятся в жизнь под покровом Б., немедленно проникаются её духом. Даже конституционные гарантии здесь бессильны, ибо никакое конституционное собрание само не управляет, не может даже давать управлению устойчивое направление. Во Франции бюрократические формы управления и административная централизация получили даже новую силу именно после переворотов, создавших новый порядок вещей.
Провозглашение начала народного самодержавия не только не привело к развитию учреждений местных, но разрушило остатки старых союзов, усилило значение центральной власти, как органа «народной воли». Формы правления менялись, одно правительство сменяло другое, но характер управления оставался все тот же бюрократический, и это до самого последнего времени, когда законодательство Третьей республики сделало несколько шагов в другом направлений. В Пруссии постепенное преобразование местного управления на началах децентрализации и самоуправления началось лишь четверть века спустя после событий 1848 г. Децентрализация и самоуправление единственные средства к ослаблению Б.: они суживают район её деятельности и поражают её кастовый дух.
Родоначальником Б. в России часто считают Петра I, а её утвердителем и окончательным организатором — графа Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, — а централизация порождает бюрократию. Только исторические основы русской Б. — иные в сравнении с бюрократиями западноевропейскими.
На Западе (за исключением Англии и Швейцарии) чиновничество сыграло видную историческую роль: оно соединило в одних руках раздробленную верховную власть и служило сплочению национальностей и государств. Б. набиралась там из среднего класса, заключившего в своё время союз с королевской властью для низложения феодализма. Французский легист был человек «худородный», враждебно относившийся к гордой провинциальной аристократии, которую он должен был обессилить. Не то было в России: наше дворянство вышло из среды бюрократии и было сословием по преимуществу служилым. Проследить влияние кровной связи между дворянством и чиновничеством на характер управления возможно лишь при изложении истории местного управления в России.
Особый взгляд на бюрократию предлагает Александр Тарасов, который квалифицирует бюрократию как «социального паразита», то есть социальный слой, чья полезная функция — управление — приносит обществу меньше пользы, чем расходы общества по содержанию этого слоя. По мнению Тарасова, бюрократия имманентно стремится к численному росту, который увеличивает степень ее паразитизма. Он указывает (со ссылкой на исторические примеры), что максимальный вред обществу бюрократия может причинить тогда, когда превращается из управленца также и в собственника средств производства (так как бюрократ может быть эффективным менеджером, но не может быть эффективным собственником, поскольку принцип функционирования бюрократии основан не на получении прибыли, а на «освоении фондов», то есть трате выделенных средств) [1] .
Критика
Бюрократия критиковалась в огромном количестве художественных произведений.
Значительная часть антисоветизма была по сути именно критикой бюрократии. Советская система с ее тоталитаризмом преуспела в подчинении бюрократии как можно большего числа сторон жизни людей, потому недостатки советской системы — это в значительной степени недостатки бюрократии.
Помимо чисто сатирической, высмеивающей критики бюрократии существуют и критические произведения, в которых сделана попытка проанализировать эти недостатки и изучить их суть (Александр Зиновьев «Зияющие Высоты»).
Бюрократия критикуется главным образом за:
а) подмену сущности деятельности ее формой, что открывает широкий простор для имитации дела, описанной в «Зияющих Высотах». Помимо снижения эффективности из-за пустой растраты ресурсов, имитация дела унижает реально способных работников, видящих всю пустоту этой имитации.
б) неспособность наладить контроль качества деятельности в условиях, когда и действующее лицо, и контролеры подчинены одному и тому же руководству. В таких условиях возникает тенденция «не выносить сор из избы».
в) склонность бюрократических систем к перерождению в сверхлояльные. В бюрократической системе есть все предпосылки для возникновения мини-культа начальственной должности, логичным следствием которого является сверхлояльность. Никаких предохранителей против этого в бюрократической системе нет.
г) стремление к бессмысленному росту ради удовлетворения амбиций чиновников, даже в ущерб делу.
д) стремление распространить свой надзор и контроль, а в предельном случае — разрешительные функции на все стороны человеческой деятельности. В советской системе бюрократия особо преуспела в этом, ибо из основополагающего для советской системы тоталитарного принципа «партийности» (подчинения КПСС всего, чего возможно) это следовало прямым образом. Это унизительно и противоречит чести и достоинству людей — то, что по мнению человека есть его неотъемлемое натуральное право, вдруг оказывается объектом разрешительно/запретительной деятельности неких чиновников.
е) отсутствие предохранителей против подъема на достаточно высокие позиции заурядных, малоинтеллектуальных, посредственных, сереньких людей. «Выживает среднейший» — так писал об этом Зиновьев.
Таким образом, критика бюрократии обращает внимание и на эффективность работы системы, и на вопросы ее совместимости с честью и достоинством личности.
В вопросах эффективности бюрократия сильно проигрывает «по-проектному» управлению, которое по сути применялось с древнейших времен в тактическом и стратегическом командовании войсками в военное время, а ныне также активно применяется в развитии бизнеса, рекламе и разработке инженерных изделий, в том числе программного обеспечения.
Единственная сфера, где бюрократия незаменима — это применение законов в суде. Именно в юриспруденции форма действительно важнее содержания, а высокая эффективность (во временных рамках рассмотрения дел, например) имеет крайне низкий приоритет по сравнению, например, с принципом законности.
Примечания
- ↑Александр Тарасов«Бюрократия как социальный паразит»
См. также
Литература
- Fr. Rohmer, «Deutschlands alte und neue Bureaukratie» (Мюнхен, 1848);
- Ржевский, «Взгляд на теорию бюрократической администрации» («Русский Вестник», 1860, октябрь);
- А. Градовский, «Системы местного управления на западе Европы и в России» («Сборник государственных знаний»
- В. Безобразова, т. V и VI, СПб., 1877—78).
- Мухин Ю. И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. — М.: Фолиум, 1995. — ISBN 5-900536-21-1 [1]
- Парамонов Д. В. Механизм Народовластия. — М.: Спорт и культура -2000, 2007. — ISBN 978-5-901682-33-3 [2]
Ссылки
-
— книга Людвига фон Мизеса.
- Александр ТарасовБюрократия как социальный паразит
- Вертикальная иерархия.Для бюрократических компаний характерна иерархическая структура, напоминающая пирамиду. На нижнем уровне находится большинство сотрудников, выполняющих определённую работу. На самом верхнем уровне – высшее руководство компании (директор или совет директоров). На промежуточных уровнях находятся руководители, управляющие теми, кто ниже, и подчиняющиеся тем, кто выше.
- Специализация и разделение компетенций. Каждый работник имеет свою сферу ответственности, свои обязанности и полномочия, которые не пересекаются с обязанностями и полномочиями других сотрудников. Благодаря этому никому не приходится выполнять работу, для которой ему не хватает знаний или навыков.
- Чёткие правила. Важным признаком бюрократии является наличие строгих правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Это позволяет сделать все процессы внутри компании стабильными и предсказуемыми.
- Обезличенность взаимоотношений. Идеальная бюрократия подразумевает, что между сотрудниками не существует личных отношений. Каждый выполняет свою работу, для которой он подходит лучше всего по объективным критериям. Если сотрудник не справляется, никто не делает ему поблажек только потому, что «человек хороший».
- Классическая. Эта форма подразумевает, что на каждом уровне бюрократической иерархии находятся хорошие управленцы. Им не обязательно понимать все особенности сферы деятельности организации. Но они должны хорошо решать организационные задачи. Эта форма встречается в министерствах, где все сотрудники являются чиновниками и не занимаются деятельностью, которую курируют. Главная проблема классической бюрократии заключается в долгом согласовании серьёзных решений.
- Профессиональная. Эта форма подразумевает, что на вершине бюрократической иерархии находится специалист, хорошо разбирающийся в тонкостях работы организации. Она распространена, например, в больницах. Главврач и заведующие отделениями обычно являются опытными врачами, которые, занимая руководящие должности, продолжают лечить пациентов. Главный недостаток такой формы заключается в затратах на переподготовку специалистов.
- Адхократия. Это «гибкая бюрократия», приспособленная под конкретную организацию. Иерархия в ней не такая чёткая, отношения менее формальные, а сотрудники с нижних уровней могут принимать управленческие решения самостоятельно. Это делает компанию более гибкой и позволяет ей быстро реагировать на меняющиеся условия. Такая форма бюрократии встречается, например, в юридических фирмах и научно-исследовательских организациях.
- Обезличивание. Для чиновника каждый человек выглядит не как личность, а как папка с бумагами. С одной стороны, такой подход способствует равноправию, поскольку личные симпатии управленца ни на что не влияют. В то же время бюрократическая машина лишает людей их уникальности, обезличивает их, меняет отношение к ним. Грубо говоря, чиновник может просто поставить печать «Отказать», не задумываясь, как это влияет на судьбу человека.
- Ритуализм. Термин «бюрократический ритуализм» предложил американский социолог Роберт Мертон (1910-2003). Он означает, что в бюрократии считается важным соблюдение «ритуалов», даже если оно ставит под угрозу достижение целей. Например, нередко доходит до того, что к моменту согласования важное решение теряет актуальность. И даже если с самого начала очевидно, что это произойдёт, от «ритуалов» никто не отказывается.
- Инерция. Бюрократия – это инертная система, которая стремится поддерживать своё существование даже после достижения поставленных целей. То есть, рано или поздно может возникнуть ситуация, в которой бюрократическая машина занята лишь самосохранением. И вместо того, чтобы приносить пользу стране или организации, она начинает потреблять ресурсы. В таких условиях эффективность управленческих процессов снижается и расцветает коррупция.
- Управление основывается на легальных распоряжениях органов власти. При этом существует иерархия приказов, которые должны выполняться чиновниками.
- В процессе деятельности имеет место жёсткая централизация управления. У каждого начальника имеется коллектив подчинённых, которые выполняют его приказы. С другой стороны, он отвечает за результаты их действий.
- Труд участников бюрократической системы должен быть узко специализирован. При этом осуществляется чёткое распределение функций.
- Выполнение функций всеми участниками системы является подробно регламентированным. Отступления от установленного порядка считаются недопустимыми.
- В бюрократической прослойке существует система карьерного роста, основанная на опыте, квалификации, способностях и достигнутых результатах. В этой сфере действуют формализованные правила, которые не должны нарушаться.
- Сплочённость и концентрация усилий для достижения поставленных целей.
- Бюрократия должна подчиняться правилам, которые носят безличный характер.
- Каждый чиновник обязан нести ответственность за предпринятые действия на порученном ему участке работы.
- Применение иерархической структуры управления.
- Классическая;
- Профессиональная;
- Адхократия;
- Деятельность происходит в соответствии с унифицированными правилами и процедурами.
- Организация работы с течением времени не меняется.
- Управление осуществляется централизованно.
- Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои чётко определённые функции.
- Люди, которые трудятся в составе этой системы имеют слабую мотивацию, что существенно снижает эффективность работы.
- Поскольку в большинстве случаев обязанности являются простыми и чётко определёнными, профессиональные и творческие способности играют незначительную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
- Слабым местом в функционировании классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия не являются эффективными, так как они не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.
- При определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников основную роль играют стоящие перед бюрократической структурой задачи.
- При этом походе к управлению распределение обязанностей между сотрудниками менее формально по сравнению с классическим типом.
- Каждому начальнику на участке, за который он отвечает даётся большая степень самостоятельности в принятии решений.
- Для сотрудников является характерным высокий уровень компетентности.
- Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различные типы задач, в том числе нестандартного типа.
- Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
- Организация работы такова, что сотрудникам даётся возможность в своей работе применять творческий подход.
- В этой структуре власть предоставляется не только посредством административных методов, но и на основе способностей, уровня экспертности. Здесь осуществление руководства требует высокого уровня компетенции, что не всегда является достижимым.
- В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, у которых имеется соответствующий уровень профессионализма. Однако это не всегда осуществимо в полной мере — не всегда есть возможность найти профессионала.
- Если отсутствуют перспективы развития, то это приводит к снижению уровня мотивации.
- Иногда действующие законы таковы, что некоторые юридические понятия и процедуры недостаточно детализированы. В таких случаях для принятия решения чиновнику приходится самому делать выбор. Такая ситуация фактически даёт ему некоторую власть над просителем.
- Законодательство представляет собой очень сложную систему. Различные законы могут быть приняты таким образом, что их положения в каких-то деталях могут противоречить друг другу. В таком случае перед чиновником возникает два варианта действий, среди которых он должен выбрать.
- Иногда закон чётко формулирует правила, но они расходятся с житейским здравым смыслом. Примером такой ситуации является необходимость ежегодно подтверждать инвалидность одноногому калеке. В таком случае бюрократ, требующий выполнения закона, выглядит жестоким, но на самом деле он просто выполняет свои обязанности.
- Среди бюрократов, как и среди других людей, существуют преступники, которые совершают злоупотребления. Борьба с ними является задачей правоохранительных органов.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Бюрократия: понятие, примеры, виды, признаки, происхождение
Бюрократия – это система управления, для которой характерны разделение обязанностей и полномочий, строгие правила работы, вертикальная иерархия и обезличенные взаимоотношения между сотрудниками. Её главная особенность – многоуровневая структура, на каждом уровне которой находятся чиновники с определёнными специализациями, полномочиями и компетенциями.
Вертикальную иерархию бюрократии проще всего представить в виде многоступенчатой пирамиды. На нижнем уровне находятся простые чиновники и работники, занимающиеся повседневными делами. Все они подчинены своим непосредственным руководителям, находящимся на следующем уровне. Те в свою очередь подчиняются руководителям более высокого звена, и так вплоть до главного руководителя или руководящего органа, находящегося на вершине «пирамиды».
Термин «бюрократия» образован из двух слов: французского bureau (бюро) и греческого κράτος (власть). То есть, буквально его можно перевести как «канцелярская власть». Автором термина считается Жак Венсан (1712-1759), а главным популяризатором – Макс Вебер (1864-1920).
Изначально бюрократия задумывалась как система, которая обеспечит максимальную эффективность управленческих процессов. Однако на практике она часто приводит к неоправданным задержкам в любых процессах, из-за чего о ней обычно говорят с иронией. И всё же сегодня это основной способ организации государственной власти, а также управления в большинстве крупных коммерческих и некоммерческих организаций.
Признаки бюрократии
Первым детально исследовать данную модель управления начал немецкий социолог Макс Вебер. Изучая, что представляет собой типичная организация с бюрократическим управлением, он выделил такие признаки бюрократии как:
Несложно заметить, что на эти особенности бюрократии часто делается акцент в антиутопиях. Обычно в таких произведениях существует некая «машина зла», обезличенная, «бездушная», лишённая всяких чувств и сострадания, но очень устойчивая благодаря чётким правилам и иерархической структуре.
Это показывает, что в современной культуре бюрократия воспринимается как негативное явление. Макс Вебер, наоборот, считал бюрократическую модель очень эффективной и перспективной, практически идеальной для крупных организаций и государств.
Виды и примеры бюрократии
Исследователи выделяют три основных формы бюрократии:
Негативные последствия бюрократии
Бюрократическая модель управления призвана оптимизировать деятельность организаций, делать их более слаженными, эффективными и устойчивыми. Однако у неё есть ряд недостатков, которые могут приводить к серьёзным негативным последствиям:
История развития бюрократии
Современные исследователи считают, что первые формы бюрократии возникли одновременно с появлением письменности в Древнем Египте и Древнем Шумере. Довольно сложные бюрократические аппараты существовали в Древнем Китае, Римской империи и Византии. В средние века в европейских странах бюрократическую машину возглавлял король, кроме того, собственная бюрократия существовала внутри церкви.
Социально-политическое устройство средневековых европейских государств постепенно менялось, они становились более централизованными, а вместе с тем усиливалась и бюрократия. Впоследствии в большинстве стран тем или иным путём власть перешла к демократическим правительствам. Однако данный переход не подразумевал отказа от бюрократических методов правления, они просто приобрели другую форму.
Довольно интересным примером являются США. После провозглашения независимости в конце 18 века уровень бюрократии в Штатах был очень низким. Это было молодое государство с новой конституцией, которое изначально стремилось ввести новые принципы управления. Благодаря этому оно долго сопротивлялось внедрению бюрократии. Но со временем государственная власть в США бюрократизировалась и превратилась в сложно устроенную «машину» с отчетливой вертикальной иерархией.
До перехода к капиталистической экономике бюрократия существовала преимущественно в политической сфере жизни общества. Однако после того, как большинство стран перешло к капиталистическим отношениям, бюрократия пришла и в экономическую сферу. С тех пор она претерпела множество изменений. В период расцвета монополий и олигополий бюрократия стала неотъемлемым атрибутом крупных корпораций.
В настоящее время о бюрократии чаще всего вспоминают в негативном ключе, считая её препятствием для развития. Однако важно понимать, что с научной точки зрения у неё есть и преимущества. В частности, она способна обеспечить высокий уровень слаженности работы внутри крупной организации. Поэтому не нужно думать, что в будущем не будет бюрократии. В то же время можно рассчитывать, что благодаря техническим достижениям удастся минимизировать негативные последствия, к которым она приводит.
Заключение
Наверное, не существует человека, который никогда в жизни не сталкивался бы с бюрократическими проволочками. Из-за этого бюрократию обычно воспринимают как крайне негативное явление, доставляющее массу неудобств и не приносящее никакой пользы. Большинство людей произносит это слово с иронией, чтобы подчеркнуть, что «во всём, как обычно, виноваты бюрократы».
Такое отношение не лишено оснований, и всё же у бюрократии есть и плюсы. Не нужно забывать, что Макс Вебер изначально описывал её как перспективную систему, которая позволит значительно повысить эффективность процессов управления в крупных организациях. Вебер рассматривал бюрократию как идеал, к которому должна стремиться каждая компания и каждое государство.
Бюрократия — что это и как она работает
Когда говорят о бюрократии, часто имеют в виду что-то плохое. Она выглядит препятствием к нормальной жизни — тем, что ограничивает права простых людей, заставляя их чувствовать себя маленьким винтиком большого и сложного механизма. С другой стороны, это явление существует на протяжении всей истории человеческой цивилизации. А это означает, что она является чем-то важным и необходимым.
1. Что такое бюрократия простыми словами
Бюрократия (от французского слова «bureau» — канцелярия и «кратос» — власть) — это способ управления обществом структурой стоящей выше.
Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. Обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.
Бюрократия часто используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей. Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.
Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия.
Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.
2. Когда появилась бюрократии — история
Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.
Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:
Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.
Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:
К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.
3. Разновидности бюрократии
Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:
3.1. Классический тип
В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.
Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.
Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.
3.2. Профессиональные бюрократические структуры
Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.
Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:
Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.
3.3. Использование адхократии
Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.
При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.
4. Почему бывают злоупотребления
Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:
Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения. Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями.
5. Зачем бюрократия нужна
Без неё государство не сможет выполнять свои функции. Например, при рождении второго ребёнка в России молодой семье предоставляется материнский капитал. Он может быть использован для строго определённых целей. Чтобы это проконтролировать, государство не выдаёт деньги на руки владельцу, а проверяет, на что он хочет его потратить и по его заявлению выполняет перечисление средств.
На всех стадиях этого процесса чиновники (работники Пенсионного фонда) выполняют определённую работу для того, чтобы обеспечить матери возможность использовать полученную сумму. Аналогичным образом бюрократия действует в других сферах жизни общества.
Негативное восприятие бюрократии обычно обусловлено тем, что простой человек часто ощущает зависимость от решений того или иного чиновника. Он должен выполнять свои должностные обязанности, следовать установленным правилам, но не обладать властью над гражданами.