Образ Луки в пьесе Горького “На дне”: характеристика персонажа, цитаты и высказывания

Разбор образа Луки в пьесе Горького «На дне»: его роль в жизни других

Пьеса Горького состоит из разрозненных эпизодов. В каждом присутствует определенный конфликт, решается философский вопрос. Появление шестидесятилетнего странника по имени Лука вносит кардинальные изменения в привычную жизнь нескольких ночлежников. Герой появляется в пристанище намного позже остальных жителей. Это яркий персонаж, через которого писатель задает главные проблемы произведения:

  • Проблему выбора между горькой правдой и сладкой ложью;
  • Значимость сострадания и истины.

Неожиданное появление странника становится завязкой пьесы. Это милосердный, добрый, ласковый человек. Он не рассказывает о себе, сообщая лишь общие факты. По сюжету можно догадаться, что герой прошел каторгу, вероятно, отбывал наказание за преступление. Его взгляды разительно отличаются от мировоззрения большинства ночлежников.

Каждый акт включает в себя спор Луки с одним из жителей. Персонаж считает, что каждый человек достоин доброго отношения, нуждается в жалости, сочувствии. Для него основой является вера в Бога. Все ночлежники по разным причинам попали на дно, но Лука ободряет их, дает наставления, утешение.

Образ Луки в пьесе Горького «На дне»

Характеристика Луки в пьесе «На дне»

Странник Лука впервые появляется на страницах произведения, когда читатель уже немного познакомился с основными героями, оказавшимися на «дне жизни», и сюжетом.

Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.

Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.

Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Как Лука повлиял на ночлежников

Сладкая ложь во благо не осчастливила жителей ночлежки. Пепла посадили за убийство, Актер свел счеты с жизнью, больная Анна отправилась на тот свет. Лука просто исчез, дав людям надежду. У них не осталось веры в собственные возможности. Писатель хочет сказать, что именно ложные надежды способны принести самые большие потери.

Странник не гарантировал, что желания доверившихся ему людей сбудутся. Герой дал им идею, показал возможность достижения цели. Лука ушел, а ночлежники вернулись к своему разочарованию.

Смотри также: Пьеса Горького «На дне»: 1 действие, описание, анализ текста

Роль Луки в драме Максима Горького

М. Горький заставил людей задуматься о жизни, о том, во что превращаются люди под давлением жизненных обстоятельств, и как страшно оказаться на «дне жизни», с которого уже не выбраться.

Философия и правда Луки

Каким бы не считали читатели образ Луки, положительным или отрицательным, ясно одно: этот добрый человек пришёл в жизнь маленьких людей, оказавшихся на «дне жизни» неспроста, у него была своя позиция – некая миссия.

Врал ли он? Говорил ли правду? На эти риторические вопросы каждый ответит по-своему.

Лука кардинально изменил атмосферу, которая была в ночлежке. Герои задумались, начали снова о чём-то мечтать. Старец был одновременно настолько и мягок, и убедителен в своих речах, что даже самые большие скептики изменили своё отношение к правде, к человеку.

Цитаты и афоризмы Луки

Слова Луки – это искромётные фразы с глубоким философским подтекстом. Их тематика очень разнообразна:

  • ценность человеческой жизни:
  • морально-этические нормы поведения:
  • сила слова:
  • сила веры:
  • воспитание детей:

Значение имени Лука в пьесе «На дне»

Следует отметить, вышеупомянутое имя довольно интересное, имеющее скрытый смысл. Оно древнегреческого происхождения, буквально означает «земледелец».

Но подсознательно воображение читателя ассоциирует его с библейскими образами Святого мученика Луки. Таким образом, по мнению многих критиков, со страниц пьесы на нас смотрит и даёт свои мудрые советы сам Иисус Христос.

Взгляды

Лука придерживался особых взглядов, которые во многом отличались от взглядов других жителей ночлежки. Рассмотрим эти взгляды с цитатами.

Лука считает, что каждый человек заслуживает уважения, ведь каким бы он ни был, «всегда своей цены стоит». Именно поэтому Лука относится ко всем с теплотой и добротой.

Странник считал, что к каждому человеку нужно относиться по-доброму, что каждого нужно жалеть. Здесь Лука опирается на учение Христа, который «всех жалел и нам так велел». Причем Лука отмечает, что жалеть нужно не тех, кто уже умер, а тех, кто еще жив, ведь «вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!».

Положительный или отрицательный герой Лука

На протяжении многих лет критики и литературоведы довольно неоднозначно характеризовали этого персонажа, относя его то к героям, то к антигероям.

Такая полярность во взглядах была обусловлена в первую очередь историческими реалиями. В начале ХХ века Лука рассматривался как отрицательный герой, который занимался пустой болтовнёй и будоражил умы людей, которые ничего не могли изменить в своей жизни.

Позже критики сошлись на том, что Лука давал людям надежду и веру, а они уже сами выбирали свой жизненный путь.

Что изменилось в ночлежке с появлением Луки

Новый герой в пристанище принес людям веру в светлое будущее. Он рассказывает им об идее, способной поддерживать, давать надежду на лучшее. Персонаж уверен: сладкое вранье во благо лучше жестокой правды. Если жизнь в реальном мире не удалась, всегда можно создать иллюзию, где ты будешь счастлив. На ЕГЭ приведем два ярких примера влияния героя на ночлежников:

  1. Сцена с Актером. Странник сообщает пьянице: в неизвестном месте существует бесплатная больница. Там могут навсегда излечить от тяги к спиртному. Восприимчивый Актер уже воссоздал себе образ лечебницы. Белые, чистые помещения, хорошая еда. Он представил, как ему помогут избавиться от пагубной привычки, и сам завязал с алкоголем, начал копить средства на дорогу. Его не интересовало место нахождения больницы. Персонаж был уверен – доберется. К сожалению, Сатину и другим постояльцам не понравилась его вера в воздушные замки. Они убедили пьяницу, что Лука обманул его. Хрупкий, ранимый душой человек не выдержал этого и покончил жизнь самоубийством. Сложно сказать, виноват ли Лука в смерти Актера. Он дал человеку надежду, а Сатин лишил его веры в лучшее.
  2. Сцена с Анной. Неизлечимо больная женщина мечтала о скорой смерти. Она страдала, боялась дальнейших мучений. Странник убедил ее, что после смерти ей станет намного лучше. Она найдет успокоение, счастье, попадет в Рай. Это облегчило страдания Анны. Жена Клеща умерла спокойно, она уже представила, как хорошо будет в Раю, о котором толковал Лука.
Читайте также:
Собачье сердце: краткое изложение глав, идея и содержание повести

Вывод

Образ Луки близок толстовскому Платону Каратаеву неустанным стремлением улучшать мир вокруг. Странник верит, что любого можно исправить взаимовыручкой, пониманием и поддержкой. Именно так он поступает, когда на охраняемую им дачу залезли грабители, и тем самым спас чью-то жизнь. Человек, по мысли Луки, живёт для лучшего. Самый приниженный и забитый способен послужить будущему, следовательно, каждый достоин уважения. Люди должны с надеждой смотреть в завтрашний день, сохранять в душе идеал, к которому нужно стремиться. Лука помогает потерявшим себя людям обрести веру в свои силы, в возможность счастья. И не его вина, что в реальности это счастье не всегда достижимо.
Характеристика образа Луки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

«Люди» и «человеки»

Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» — напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом.

Актёр и Лука

Неудивительно, что такой жалкий, слабый человек привлёк внимание Луки и сам потянулся к странствующему искателю веры. Актёру нужна поддержка, необходимо чьё-то живое участие. Рядом с Лукой герой преображается, словно расцветает. Даже жаловаться почти перестаёт. Доброжелательный Лука вызывает в Актёре искреннюю симпатию, желание чем-то порадовать странника. «Идем, старик… я тебе продекламирую куплеты…» — внезапно предлагает он. Так в драме появляется стихотворение Беранже.
Стихи Беранже — один из идейных , умеющий подарить человечеству «золотой сон», — без сомнения, метафорический портрет утешителя Луки. Дружелюбие, уважение, простота общения заставляют опустившегося ниже всякого предела пьяницу вспомнить, что в его памяти живут вдохновляющие строки о величии Человека, и когда-то он любил их. Уважительного отношения, доброты достаточно для того, чтобы Актёр почувствовал себя личностью и ощутил в душе искру, казалось бы, навек уснувшего таланта. Надо отметить, что пожилой странник вовсе не льстит спившемуся артисту, не приуменьшает его проблемы, ведь забыть самое дорогое, любимое — очень плохо, «в любимом — вся душа…»

Надежда и притча о праведной земле

Герой цепляется за возможность вернуть себя прежнего, вернуть душу, вновь услышать гром аплодисментов. Надежду на это ему даёт старик, пообещав назвать город, где есть больница, в которой исцеляют от алкоголизма. Именно это обещание, как и совет Пеплу уехать в Сибирь, как утешения для Насти суровый Клещ охарактеризовал так: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…» На самом деле, Актёр уже встал на путь, который мог бы вывести его из нынешнего состояния. Готовясь к лечению, он перестаёт пить, идёт подметать улицы, чтобы заработать на поездку в другой город. Приобретя привычку к трезвому и деятельному образу жизни, он со временем смог бы обойтись без помощи врачей. Лука сказал ему о больнице потому, что Актёр не поверил бы, что справится сам. Ему необходима была надежда на чудо со стороны.

История персонажа во многом совпадает с притчей о человеке, искавшем праведную землю. Герой притчи становится жертвой той же ошибки, которую совершил Актёр. Он искал край, где люди справедливы и милосердны, вместо того чтобы попытаться строить жизнь на таких нравственных основаниях уже сейчас. Актёр надеялся на больницу, где ему возвратят его самого, его талант, его призвание, в то время как мог сделать это сам.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Характер персонажа

Автор называет героя господином. В слове много сарказма и горечи. Господин – без дома, без семьи, без имущества. В итоге, это еще и человек без будущего. Руки скорняка были вечно желтыми от краски, а стали грязными. Мужчина сидит на нарах и пытается выкроить шляпу из старых брюк. Набор рваных тряпок выглядит нелепо. Понятно, почему жилец не платит за ночлежку. Он разучился шить. Живет у Костылевых «из милости», уже не может сосчитать, сколько должен. Господин ленив, «…страсть как работать не люблю!», поэтому и живет в долг.

Другая черта характера – любовь к пьянству. Впадает в запой и не выходит из него. Интересно то, что на человека становится похож, только когда пьян.

Читайте также:
Краткая биография Гоголя: самое главное в его жизни и характеристика плодов его творчества

Голая скотская суть человека – стержень внутри каждого. Сколько ни приукрашивай поступки, ни меняй внешность, суть остается. Такую позицию Бубнова не принимает автор. Равнодушие приводит к смерти, потери человеческих черт. Желание жить, мечтать и надеяться – качества, от которых нельзя отказываться, останавливаясь в развитии.

Смысл образа

Автор попытался показать человека, проповедующего фатализм, как жизненную позицию. Бубнов не стремится казаться лучше. Он жесток и бессердечен. В образе легко увидеть, что происходит с людьми, когда они теряют человеческую суть. Животное происхождение становится ярко видимым. Все, к чему стремилось человечество многие века, теряется за дни. Цивилизация, образование, культура остаются где-то в прошлом или за стеной. Персонаж пассивен внутри и внешне. Он не верит в себя и распространяет позицию бессмысленности жизни. Все исчезнет, сотрется, станет пылью. Зачем стремится к чему-то? Люди – лишние существа на Земле

Циничный фатализм героя пугает, но не ставит читателя в тупик. Зритель начинает спорить, даже постояльцы ночлежки не придерживаются его позиции.

Кто такой Лука

Лука — странник, «странный человек», по определению Костылёва, — появляется в ночлежке незадолго до самых напряжённых событий. Останавливается здесь на какое-то время передохнуть по пути на Украину, где, как он слышал, открыли новую веру. В сочетании с символикой имени (Лука — один из евангелистов) цель путешествия наполняет образ особым смыслом. Это один из типичных для русской литературы героев-правдоискателей, известных по творчеству Лескова, Некрасова, Платонова. Больше, чем собственное благополучие, их заботит общее устройство человеческой жизни.

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда — это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда — есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки — сострадательная, но пассивная, позиция Сатина — активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Взаимоотношения Луки с обитателями ночлежки

Поселившись в ночлежке, Лука сразу проявляет обострённое внимание, почти дружеское участие к её обитателям. Он всегда рядом с тем, кому более других нужна помощь, поддержка. В его действиях нет корыстных побуждений или расчёта (поэтому вряд ли верно другое толкование имени героя, данное одним из ночлежников: «Лука — лукавый человек»). Поддерживая Настю, утешая Анну, присматривая за Пеплом, герой действует сообразно своему принципу: «Человека пожалеть надо». Следуя этому правилу, странник почти не общается с Бароном, Сатиным, Бубновым, Клещом, не пытается сблизиться с ними. В этих людях нет потребности в чужом участии. В них не возродить надежду на новую жизнь. Они не верят ни в то, что она есть, ни в свою способность перемениться.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее — это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Образ Луки и его роль в пьесе М. Горького «На дне»

Развитие сюжета пьесы «На дне» концентрируется на образе Луки. Это один из центральных персонажей. Его появление является завязкой произведения. Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.

Кто такой Лука?

О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил, что: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Автор выбрал имя для этого персонажа не случайно. С одной стороны это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта».

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Читайте также:
Пьеса Александра Островского "Снегурочка", краткое содержание, история создания

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Спектакль «На дне» в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства, он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

образ луки

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»: сюжет и анализ

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

4 сочинения на тему: Образ Луки в пьесе «На дне»

4 сочинения на тему: Образ Луки в пьесе «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Читайте также:
Краткое содержание повести Тургенева "первая любовь" - пересказ по главам

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Пример сочинения 2

Прочитав пьесу «На дне», передо мною открылась одна из самых глобальных проблем, на которую пытался сделать акцент автор произведения. Конечно же, это проблема приятной лжи и горькой правды.

Максим Горький написал свою пьесу в 1902 году, накануне революции. Именно в это время в обществе появилось так много людей, которые от своей бедности и безутешности скатились на самое дно, они совершенно перестали видеть и верить в счастливое будущее, они захлебнулись черствостью суровых будней, они погрязли в грязи, из которой не выбраться.

Главными персонажами пьесы являются Сатин, Актер, слесарь Клещ, Квашня – торговка пельменями, проститутка Настя. Кем они были в своей жизни? Никем! Не нужными и невостребованными в обществе. От этого, их внутренний мир совершенно перестал существовать. Они просто отбывали свои дни, веря в любовные рассказы, заливая горло алкоголем, живя мечтами о прекрасном будущем. Казалось, для них все закончено. Но тут, появляется образ странника – Луки, который переворачивает их жизни, меняет все вверх дном.

Лука – интересный и достаточно неоднозначный персонаж. Он использует лож, сладкую и чистую, чтобы пробудить во всех этих «утоплениках» желание жить. Он придумывает мифы и рассказы о том, что все может быть хорошо.

Умирающей Анне он обещает облегчение после смерти. Актера побуждает воздержаться от алкоголя и продолжить лечение в бесплатной клинике. Настю выслушивает и подбадривает верой в существование истинной, чистой и крепкой любви.

В словах странниках была ложь, она искушала людей, пробуждала в них веру. Но, в конечном итоге, все иллюзии разрушились и привели к еще более трагичным последствиям.

Так как же нам оценивать Луку, как характеризовать его образ, куда относить – к добру или к злу?

Своими действиями он хотел научить людей верить во что-то светлое и хорошее. Он пытался пробудить в них человеческие качества. Лука испытывает жалость ко всем персонажам. Он, не смотря на свою ложь, хочет хоть на мгновение осчастливить этих убогих и «погибших» людей. И у него это получается.

Скорее всего, обманутые просто не смогли справиться со своими эмоциями, и снова рухнули на привычное для них дно. Борьба за жизнь и стремление к лучшему – это не их главные качества. Поэтому, сладкая ложь странника Луки и сыграла с ними злую шутку. Его добрые намерения создать хоть немного счастья для этих людей не сработали. Каждый открывает образ странника по-своему. Лично для меня, он остался загадочным и не раскрытым до конца.

Пример сочинения 3

Пьеса Максима Горького “На дне” затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них – это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним – воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Читайте также:
Уильям Голдинг Повелитель мух: читать краткое содержание романа по главам

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества – отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное – после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Пример сочинения 4

Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького – это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.

С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное. Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя – девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие. Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.

Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» – он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.

После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством. В драке Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить. Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.

Я считаю, что образ Луки – это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.

Лука в пьесе “На дне” Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”

Образ и характеристика Луки в пьесе “На дне”: описание, биография, история жизни

Возраст Луки – 60 лет:
“. странник, 60 лет. “

О внешности Луки известно следующее:
“. Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. ”
“. Гляди – какой я? Лысый… “

Лука является странником, бездомным человеком:
“. Проходящий… странствующий…”
“. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…”

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
“. Вот – новый постоялец…”

Он является интересным, любопытным человеком:
“. Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…”
“. Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…”

Лука – человечный старик:
“. а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…”

Он является ласковым, мягким человеком:
“. на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…”

Лука – милый старик:
“. А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка. ”

Он является умным, проницательным человеком:
“. Он – всё видел… всё понимал…”

Лука – добрый человек:
“. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. “

Лука – жалостливый человек:
“. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. “

“. Он… жалостливый был…”

Лука любит петь песни:
“. Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…”
“. А я, значит, не хорошо? <. >Ишь ты! А я думал – хорошо пою. “

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много “мяли”, то есть он пережил много трудностей:
“. Мяли много, оттого и мягок…”

Лука – странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
“. Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. “

Читайте также:
Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
“. Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…”

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
“. Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. “

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
“. Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…” (Клещ о Луке)

“. Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…” (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
“Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!” (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
“. Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. ” (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше – в Украину:
“. Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. <. >В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. “

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!”

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

“. Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их.
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи “Драматургия Горького”)

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе “На дне” Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Лука — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

Несмотря на достаточно острые коллизии внутрисемейного конфликта, на первом плане в пьесе Максима Горького «На дне» конфликт идейный, связанный со спорами о человеке, смысле его жизни, правде и лжи. Каждый из действующих лиц пьесы так или иначе выражает своё мнение, каждый является носителем своей правды. Даже косноязычные Клещ и Костылёв хотя бы раз высказываются на эти темы. Но наиболее чётко оформленными, осознанными являются позиции Луки и Сатина. Правда пожилого странника, неутомимого искателя истины становится понятной, если всмотреться в характеристику образа Луки.

Кто такой Лука

Лука — странник, «странный человек», по определению Костылёва, — появляется в ночлежке незадолго до самых напряжённых событий. Останавливается здесь на какое-то время передохнуть по пути на Украину, где, как он слышал, открыли новую веру. В сочетании с символикой имени (Лука — один из евангелистов) цель путешествия наполняет образ особым смыслом. Это один из типичных для русской литературы героев-правдоискателей, известных по творчеству Лескова, Некрасова, Платонова. Больше, чем собственное благополучие, их заботит общее устройство человеческой жизни.

Читайте также:
История создания и анализ стихотворного произведения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Взаимоотношения Луки с обитателями ночлежки

Поселившись в ночлежке, Лука сразу проявляет обострённое внимание, почти дружеское участие к её обитателям. Он всегда рядом с тем, кому более других нужна помощь, поддержка. В его действиях нет корыстных побуждений или расчёта (поэтому вряд ли верно другое толкование имени героя, данное одним из ночлежников: «Лука — лукавый человек»). Поддерживая Настю, утешая Анну, присматривая за Пеплом, герой действует сообразно своему принципу: «Человека пожалеть надо». Следуя этому правилу, странник почти не общается с Бароном, Сатиным, Бубновым, Клещом, не пытается сблизиться с ними. В этих людях нет потребности в чужом участии. В них не возродить надежду на новую жизнь. Они не верят ни в то, что она есть, ни в свою способность перемениться.

Правда Луки

Правда Луки — правда идеала, которому пока нет места в реальной действительности. Он тот самый «безумец», который способен «навеять человечеству сон золотой», зажечь людей мечтой о счастье. Недаром стихотворение Беранже припоминается Актёру именно с появлением в ночлежке разговорчивого старичка. Лука обещает Анне на том свете покой, которого не найти в реальном мире, Актёру — излечение от алкоголизма, Пеплу и Наташе — трудовую и честную жизнь в Сибири. В Насте укрепляет веру в то, что она достойна романтической, возвышенной любви. Очевидно, что под влиянием правдоискателя люди становятся чище, начинают верить в лучшую долю для себя. Это происходит потому, что Лука не лжёт в прямом смысле этого слова. «Утешитель» умеет найти для каждого ту правду, в которую тот способен поверить, правду, которая сможет изменить его существование. Жалея человека, даря надежду, герой опирается на лучшее в нём (терпение и смирение Анны, талант Актёра, энергия и жажда жизни Пепла, доброта Наташи, желание чистой любви в Насте).

На вопрос Сатина, есть ли Бог, Лука отвечает: «Если в него верить, то есть, если не верить, то нет». Правда, по его мнению, — это то, во что ты веришь. Лука понимает, что так называемая «голая правда» может убить слабого душой. Так умер человек, искавший праведную землю, таков повторивший его судьбу Актёр. Чтобы жить, людям нужна надежда, иначе жизнь превращается в бессмысленное и пустое прозябание. Давая новую, вдохновляющую цель потерявшим всё ночлежникам, Лука опирается на лучшее в человеке, заставляет поверить в себя, свои силы. И вот Пепел больше не ворует, Актёр не пьёт, начинает работать, Наташа верит, что спасёт Пепла, что они начнут новую жизнь далеко отсюда.

Сатин — главный оппонент Луки — сумел увидеть и понять его уважение к людям и потому горячо заступается за него в финале пьесы. «Человек — вот правда. Он это понимал, а вы нет». Главный философ ночлежки знает, что рассказы старика помогают людям поверить в высшую правду — в себя.

Ущербность взглядов Луки в том, что, не зная, чем реально помочь обездоленным, он тешит их обманчивой мечтой (лечебница для алкоголиков, жизнь в Сибири). «Поманил куда-то, а сам… дорогу не сказал», — говорит Бубнов после его ухода. Философия Луки позволяет смириться с тяжестью и пустотой существования в надежде на лучшее впереди. Смирение и поиск чуда – вот основа его убеждений.

Вывод

Образ Луки близок толстовскому Платону Каратаеву неустанным стремлением улучшать мир вокруг. Странник верит, что любого можно исправить взаимовыручкой, пониманием и поддержкой. Именно так он поступает, когда на охраняемую им дачу залезли грабители, и тем самым спас чью-то жизнь. Человек, по мысли Луки, живёт для лучшего. Самый приниженный и забитый способен послужить будущему, следовательно, каждый достоин уважения. Люди должны с надеждой смотреть в завтрашний день, сохранять в душе идеал, к которому нужно стремиться. Лука помогает потерявшим себя людям обрести веру в свои силы, в возможность счастья. И не его вина, что в реальности это счастье не всегда достижимо.

Характеристика образа Луки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

На дне: характеристика Луки

Лука – персонаж литературы, о котором спорят не только герои произведения, но и зрители, читатели нескольких эпох. Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» настолько многогранны, что нельзя точно сказать – это положительный (или отрицательный) центральный персонаж. Все зависит от мнения, жизненного опыта, позиции того, кто анализирует героя пьесы великого классика.

Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

    Палка в руке (вместо посоха);

Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:

Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным.

Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному. Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

Характер странника

Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

Человечность: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

Ум. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

Проницательность. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

Доброта. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

Религиозность. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

Читайте также:
Краткая биография Льва Николаевича Толстого: интересные факты из жизни

Жалость к людям или обман

Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды. Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки. Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности. Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле.

Автор помогает представить жизнь героя по его рассказам и отдельным словам. Много указывает на Сибирь. У Луки к Сибири какое-то свое трепетное отношение. Он не боится ссыльного района, он посылает туда хороших людей. Можно предположить, что сам Лука оказался в Сибири давно. Туда ссылали только за преступления. Вероятно, странствовать стал после побега с каторги. В разговоре с Костылевым он четко проговаривает: «Беглого изловил». Жизнь у старика сложная: его много мяли. Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Причем Лука одинаков ко всем персонажам пьесы. Над кем-то подшучивает, с кем-то ласков, никому не грубит, ни с кем не вступает в драку.

Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

В каких еще землях бывал Лука, неизвестно. Старик намекнул, что двигается на Украину, но нельзя точно утверждать, что он пошел именно туда. Лука идет «куда глаза поведут (глядят)».

Смысл образа Луки

Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа. Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость. Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.

Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным. Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо. Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.

Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?

Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

Характеристика и образ Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Лука — одно из главных действующих лиц произведения Максима Горького «На дне». Он — противоречивая личность. Лука способен солгать, но в то же время, утешить и оказать собеседнику психологическую помощь. Несмотря на то, что его речи неправдоподобны, люди охотно его слушают и верят каждому его слову.

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника. Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами. Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно. Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование. Не без помощи лжи, старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки. Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Лука оптимист, он лучик света в темном царстве людей, «существующих» в приюте для бездомных.

Сочинение про Луку

Пожилой странник Лука является одним из главных действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне». В ночлежке он появляется время от времени. Это место для тех, кто отчаялся бороться, чьи мечты рухнули, кто потерял всякую надежду на светлое будущее, чья жизнь теперь превратилась в жалкое, нищенское существование.

Читайте также:
Александр Сергеевич Пушкин, когда родился, сколько прожил и дата смерти поэта

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа. Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка. Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости. Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь. И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Вариант 3

Философские темы затрагивались периодически в произведениях многих известных литераторов. Одним из произведений, затрагивающих социальные и философские проблемы, стала пьеса М.Горького «На дне».

Героями пьесы являются люди, не сумевшие устоять на «плаву» и оказавшиеся на самом дне.

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души. Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма. Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек. Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Искренне пытаясь помочь людям, Лука не понимал, что не всегда «сладкая» ложь несет благо. Иногда разочарование от пустых обещаний и несбывшихся надежд оказывается губительным. Именно это произошло с актером, повесившимся в финале.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием.

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным. Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Герой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий

Достоевский в названии представляет причину и следствие, две части, которые не могут существовать отдельно. После того как человек преступает нечто, он получает наказание. Такова человеческая природа.

Благодаря повести «Поединок» А.И. Куприн проснулся знаменитым. В своем произведении он описал истинное положение вещей в царской армии. Он максимально реалистично

Большинство произведений Островского имеют одну схожесть, во многих произведениях он показывает всю социальную несправедливость общества, то каким общества является на самом деле с точки его зрения

Мцыри – романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, описание природы в которой играет немаловажную роль. Главный герой произведения – юный монах, совершивший побег из монастыря.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: