Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

БЕЛЛЕТРИСТИКА

Слово «беллетристика» (от фр. belles lettres – изящная словесность) используется в разных значениях: в широком смысле – художественная литература (это словоупотребление ныне устарело); в более узком –повествовательная проза. Беллетристика рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней.

Нас же интересует иное значение слова: беллетристика – это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы.

Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. Подобного рода беллетристика, по словам В.Г. Белинского, выражает «потребности настоящего, думу и вопрос дня»[367] и в этом смысле подобна «высокой литературе», с ней неизменно соприкасаясь. (132)

Таковы многочисленные романы, повести и рассказы Вас. Ив. Немировича-Данченко (1844–1936), неоднократно переиздававшиеся на протяжении 1880–1910-х годов. Не сделавший каких-либо собственно художественных открытий, склонный к мелодраматическим эффектам и нередко сбивавшийся на литературные штампы, этот писатель вместе с тем сказал о русской жизни нечто свое и оригинальное. Немирович-Данченко был пристально внимателен к мирскому праведничеству как важнейшему фактору национальной жизни, к облику и судьбам людей с «большими сердцами», которых «не разглядишь сразу»: «Все они где-то хоронятся под спудом, точно золотая жила в <. >каменной породе»[368].

Часто бывает, что книга, воплотившая думы и потребности исторического момента, нашедшая живой отклик у современников писателя, позже выпадает из читательского обихода, становится достоянием истории литературы, представляющим интерес только для специалистов. Такая участь постигла, например, повесть графа Вл. Соллогуба «Тарантас», имевшую громкий, но недолговечный успех. Назовем также произведения М.Н. Загоскина, Д.В. Григоровича, И.Н. Потапенко.

Беллетристика, откликающаяся (или стремящаяся отозваться) на литературно-общественные веяния своего времени, ценностно неоднородна. В одних случаях она содержит в себе начала оригинальности и новизны (более в сфере идейно-тематической, нежели собственно художественной), в других – оказывается по преимуществу (а то и полностью) подражательной и эпигонской.

Эпигонство (от др.-гр. epigonoi – родившиеся после) – это «нетворческое следование традиционным образцам»[369] и, добавим, назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности – подражание писателям первого ряда. По словам М.Е. Салтыкова-Щедрина, «участь всех сильных и энергических талантов – вести за собой длинный ряд подражателей»[370]. Так, за новаторской повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» последовал поток подобных ей произведений, мало чем одно от другого отличающихся («Бедная Маша», «История несчастной Маргариты» и пр.). Нечто сходное позже происходило с темами, мотивами, стилистикой поэзии Н.А. Некрасова и А.А. Блока.

Опасность эпигонства порой угрожает и писателям талантливым, способным сказать (и сказавшим) в литературе свое слово. Так, по преимуществу подражательный характер имели первые произведения (133) Н.В. Гоголя (поэма «Ганс Кюхельгартен») и Н.А. Некрасова (лирический сборник «Мечты и звуки»). Случается также, что писатель, ярко себя проявивший, позже не в меру часто прибегает к самоповторам, становясь эпигоном самого себя (на наш взгляд, подобного крена не избежал такой яркий поэт, как А.А. Вознесенский). По словам А.А. Фета, для поэзии ничего «нет убийственнее повторения, а тем более самого себя»[371].

Случается, что творчество писателя сочетает в себе начала эпигонства и оригинальности. Таковы, к примеру, повести и рассказы С.И. Гусева-Оренбургского, где явственны как подражание Г.И. Успенскому и М. Горькому, так и своеобычное и смелое освещение современности (в основном жизни русского провинциального духовенства). Эпигонство не имеет ничего общего с опорой писателя на традиционные художественные формы, с преемственностью как таковой. ( Для художественного творчества оптимальна установка на преемственность без подражательности[372]. Это прежде всего отсутствие у писателя своих тем и идей и эклектичность формы, которая взята у предшественников и ни в коей мере не обновлена.

Читайте также:
Иван Сергеевич Тургенева: краткая биография, жизнь и творчество

Но поистине серьезная беллетристика неизменно уходит от соблазнов и искусов эпигонства. Лучшие из писателей-беллетристов («обыкновенные таланты», по Белинскому, или, как их назвал М.Е. Салтыков-Щедрин, «подмастерья», которых, как и мастеров, имеет «каждая школа»[373]) выполняют в составе литературного процесса роль благую и ответственную. Они насущны и необходимы для большой литературы и общества в целом. Для крупных художников слова они составляют «питательный канал и резонирующую среду»; беллетристика «по-своему питает корневую систему шедевров»; обыкновенные таланты порой впадают в подражательство и эпигонство, но вместе с тем «нередко нащупывают, а то и открывают для разработки те тематические, проблемные пласты, которые позднее будут глубоко вспаханы классикой»[374].

Беллетристика, активно откликающаяся на «злобу дня», воплощающая веяния «малого времени», его заботы и тревоги, значима не только в составе текущей словесности, но и для понимания истории общественной и культуро-художественной жизни прошлых эпох. «Есть литературные произведения, – писал М.Е. Салтыков-Щедрин, – ко(134)торые в свое время пользуются большим успехом и даже имеют немалую долю влияния на общество. Но вот проходит это «свое время», и сочинения, представлявшие в данную минуту живой интерес, сочинения, которых появление в свет было приветствовано общим шумом, постепенно забываются и сдаются в архив. Тем не менее игнорировать их не имеют права не только современники, но даже отдаленное потомство, потому что в этом случае литература составляет, так сказать, достоверный документ, на основании которого всего легче восстановить характеристические черты времени и узнать его требования. Следовательно, изучение подобного рода произведений есть необходимость, есть одно из непременных условий хорошего литературного воспитания»[375].

В ряде случаев беллетристика волевыми решениями сильных мира на какое-то время возводится в ранг классики. Такой оказалась участь многих произведений литературы советского периода, каковы, например, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой.

Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта ветвь беллетристики тяготеет к «формульности» и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность. Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А Конан-Дойль, Ж. Сименон, А Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика: Р. Брэдбери невозможно «спутать» со Ст. Лемом, И.А. Ефремова – с братьями Стругацкими. Произведения, которые поначалу воспринимались как занимательное чтение, могут, выдержав испытание временем, в какой-то мере приблизиться к статусу литературной классики. Такова, например, судьба романов А Дюма-отца, которые, не являясь шедеврами словесного искусства и не знаменуя обогащение художественной культуры, однако, любимы широким кругом читателей уже на протяжении целых полутора столетий.

Право на существование развлекальной беллетристики и ее положительная значимость (в особенности для юношества) сомнений не вызывают. В то же время для читающей публики вряд ли желательна полная, исключительная сосредоточенность на литературе подобного рода. Естественно прислушаться к парадоксальной фразе Т. Манна: «Так называемое занимательное чтение, несомненно, самое скучное, какое только бывает»[376]. (135)

Беллетристика как «срединная» сфера литературного творчества (и в ее серьезно-проблемной, и в развлекательной ветви) тесно соприкасается как с «верхом», так и с «низом» литературы. В наибольшей мере это относится к таким жанрам, как авантюрный роман и роман исторический, детектив и научная фантастика.

Авантюрному роману с его занимательностью, с его напряженной интригой многим обязаны такие признанные классики мировой литературы, как Ч. Диккенс и Ф.М. Достоевский. «Большая часть романов Диккенса основана на семейной тайне: брошенное на произвол судьбы дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками, желающими незаконно воспользоваться его наследством <. >Диккенс умеет пользоваться этою затасканною завязкою как человек с огромным поэтическим талантом», – писал Белинский в статье о романе Э. Сю «Парижские тайны», попутно отмечая вторичность романа Э. Сю по отношению к произведениям английского романиста («”Парижские тайны” – неловкое и неудачное подражание романам Диккенса»)[377] . В некоторых случаях завязка, основанная на «семейной тайне», осложнена у Диккенса детективными мотивами (роман «Холодный дом»). Один из мастеров детектива, английский писатель У. Коллинз, автор популярных и в наши дни романов «Лунный камень» и «Женщина в белом», стал соавтором романа Ч. Диккенса «Наш общий друг». Дружба и сотрудничество с Диккенсом оказали благотворное воздействие на литературную деятельность Коллинза – одного из родоначальников добротной, художественно полноценной детективной прозы, которая позднее была представлена такими именами, как А. Конан-Дойль и Ж. Сименон.

Читайте также:
Пьеса Фонвизина " Недоросль" , краткое содержание по действиям и явлением, актуальность её сегодня

Один из разительных в мировой литературе примеров взаимодействия ее высот «срединной сферы» – художественная практика Ф.М. Достоевского. В критико-публицистической статье «Книжность и грамотность» (1861) Достоевский пишет о необходимости «доставления народу» «как можно более приятного и занимательного чтения». «Скажут мне, пожалуй, умные люди, что в моей книжке будет мало дельного, полезного ? Будут какие-то сказки, повести, разная фантастическая дичь, без системы, без прямой цели, одним словом, тарабарщина, и что народ с первого раза мою книжку и от «Прекрасной магометанки»[378] не отличит. Пусть с первого разу не отличит, отвечаю я. Пусть даже задумается, которой из них отдать преимущество. Значит, она ему понравится, коли он ее с любимой книгой будет сличать <. >А так (136) как я все-таки буду помещать хоть и любопытнейшие, завлекательнейшие, но вместе с тем и хорошие статьи в этой книжке, то мало-помалу достигну следующих результатов: 1) что народ за моими книжками забудет «Прекрасную магометанку»; 2) мало того, что забудет; он даже отдаст моей книжке положительное преимущество перед нею, потому что свойство хороших сочинений –очищать вкус и рассудок <. >И наконец, 3) вследствие удовольствия <. >доставленного моими книжками, мало-помалу распространится в народе и охота к чтению»[379].

Достоевский подтвердил свой размышления о необходимости занимательного чтения для широкого читателя творческой практикой. В том же 1861 г. в журнале «Время» печатается его роман «Униженные и оскорбленные» – произведение, где в наибольшей степени очевидна связь прозы Достоевского с традицией развлекательной беллетристики. Литературная критика позже писала, вспоминая об огромном успехе романа в самых разнообразных читательских слоях: «Им буквально зачитывались, заурядная публика приветствовала автора восторженными рукоплесканиями; критика в лице своего гениальнейшего и авторитетнейшего представителя, в лице Добролюбова <. >отнеслась к нему в высшей степени сочувственно»[380].

Достоевский и в более поздние годы широко применял повествовательные приемы, характерные для беллетристики и массовой литературы. Художественно переосмысливая эффекты уголовных фабул, использовал их в своих прославленных романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»[381].

Жанр беллетристика – что это такое

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

Читайте также:
Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

История появления

беллетристика примеры

Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

  • использования одинаковых литературных схем в разных произведениях,
  • повторение сюжетов,
  • несложные однотипные герои.

Со временем сформировались новые жанры: новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:

  • Схематичность. Есть несколько базовых схем, на основе которых авторы создают свои произведения. Это сюжетные ходы, некоторые шаблонные характеры главных героев. Например, роман «50 оттенков серого» Л. Джеймс и «Сумерки» С. Майер принадлежат к разным жанрам с разной целевой аудиторией, но в их основе – типичная история о «недоступном» мужчине и «незаурядной» девушке. Саги «Голодные игры», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте» объединяет тема антиутопической картины мира и выживания. С помощью разных деталей авторы этих книг создают идентичные литературные схемы.
  • Шаблонность. Повторение тем, сюжетных ходов, персонажей. Скромная девушка, необычный парень, паранормальные способности, несчастливая любовь, любовный треугольник – существует перечень сюжетных шаблонов, которые встречаются в каждой беллетристической книге и на протяжении многих лет они остаются популярными.

беллетристика википедия

Беллетристика: определение понятия

Важно! Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

беллетристика значение

Беллетристическая литература выполняет три основные функции:

  • Помогает разнообразить ассортимент литературы. Существует множество тем, которые освещены в книгах. Современный читатель не имеет границ в своем выборе и может менять свои предпочтения так часто, как пожелает.
  • Прививает любовь к чтению. Из-за разнообразия в литературе существует больше шансов, что люди приобщатся к чтению. Существуют книги, которые удовлетворят любой интерес: разнообразие тем, жанров, сюжетов, историй, стилей написания и оформления открывает для современной читательской аудитории широкие возможности выбора.
  • Удовлетворяет массовые литературные запросы. Людям интересно смотреть и читать на актуальные темы. Если где-то в мире происходит война, они с удовольствием узнают об этом из книги. Исторические труды выберут единицы, но художественная беллетристика найдет тысячи читателей. У людей есть потребность в «употреблении» информации на остросоциальные темы (религия, политика, отношения, реформы), которая легче воспринимаются в «легкой» форме, чем в мемуарах и трактатах.

Это интересно! Изучаем значение слов: кто это такой протагонист

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные среди которых:

    детективы – любимые истории многих со времен Конан Дойла и Эдгара По. Удерживают внимания читателя с помощью интриги, атмосферы напряженного поиска, расследования. Современные популярные детективные романы – книги Дэна Брауна, который успешно синтезирует науку, историю и расследование, создавая новый уникальный жанр, который имеет миллионную аудиторию,

беллетристика что это такое

Беллетристика

беллетристика это

Поэзия и беллетристика

Важно! Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

Полезное видео

Подведем итоги

Жанры в чистом виде встречаются редко. Обычно авторы комбинируют их, пытаясь найти рецепт успешного романа. Психологические триллеры, остросоциальные детективы, фэнтезийные любовные романы – такие литературные поиски приводят к созданию новых жанров и жанровых видов.

Некоторые из них становятся успешными, о некоторых забывают через несколько лет, но любой пример такой литературы находит своего читателя и отзыв у аудитории.

Что такое беллетристика

Гост

ГОСТ

Беллетристика – это звено массовой литературы; литература «второго» ряда, неклассическая, необразцовая, но при этом имеющая неоспоримые достоинства и отличающаяся от литературного «низа».

Понятие беллетристики

Слово «беллетристика» в переводе с французского означает «изящная словесность». Оно имеет несколько определений:

  • в широком смысле беллетристика – это художественная литература
  • в более узком смысле, беллетристика – это повествовательная проза
  • беллетристика – часть массовой литературы.

Беллетристика занимает срединное пространство литературы.

Беллетристка не является однородной, и в ее сфере прежде всего значим круг произведений, которые не обладают ярко выраженной оригинальностью и художественной масштабностью, но при этом обсуждающих проблемы своей эпохи и своей страны в соответствии с интеллектуальными и духовными запросами современников, а часто и потомков. По словам В. Г. Белинского, такая критика выражает потребности настоящего, вопрос дня. В этом смысле беллетристика подобна высокой литературе и неизменно с ней соприкасается. Ярким примером этого являются произведения В. И. Немировича-Данченко. Писатель, не сделавший каких-либо художественных открытий, часто сбивавшийся на литературные штампы и склонный к мелодраматическим эффектам, при этом сумел сказать нечто свое, ни на что не похожее, оригинальное о русской жизни. он обращал пристальное внимание на мирское праведничество, считая его важнейшим фактором национальной жизни. Он был пристально внимателен к облику, судьбам людей, у которых «большое сердце» и которых «не разглядишь сразу».

Часто случается, что книга, которая воплотила потребности и мысли исторического момента и нашла живой отзыв у современников писателя, затем выпадает из обихода читателей и становится достоянием истории литературы, которая представляет интерес исключительно для специалистов. Например, такая участь постигла произведение «Тарантас» Вл. Соллогуба, которая изначально имела громкий успех, который однако не был долговечным. Также в качестве примера можно привести и произведения Д. В. Григоровича, М. Н. Загоскина, И. Н. Потапенко.

Эпигонство и подражательность

Беллетристика, которая откликается на литературно-общественные веяния современности, является ценностно неоднородной. В ряде случаев она в себе содержит начала новизны и оригинальности, а в других случаях преимущественно оказывается эпигонской и подражательной.

Эпигонством называется нетворческое следование традиционным образцам и повторение, а также эклектическое варьирование хорошо известных сюжетов, мотивов, тем, в частности, подражание ведущим писателям.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, участью всех сильных талантов является вести за собой подражателей. Например, за повестью «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина следовал поток подобных произведений, которые мало чем отличались друг от друга – «История несчастной Маргариты», «Бедная Маша» и т.д. Подобное происходило с мотивами, темами и стилистикой поэзии А. А. Блока, Н. А. Некрасова.

Опасность эпигонства часто угрожает и талантливым авторам, способным сказать свое слово в литературе. Например, первые произведения Н. В. Гоголя, в частности, поэма «Ганс Кюхельгартен» имели подражательный характер. Нередко случается, что ярко проявивший себя писатель позже часто прибегает к самоповторам, то есть становится эпигоном самого себя.

Есть примеры, когда в творчестве писателя сочетаются начала оригинальности и эпигонства. Например, такими являются рассказы и повести С. И. Гусева-Оренбургского, где проявляется как подражание М. Горькому и Г. И. Успенскому, и своеобразное, смелое освещение современности.

Эпигонство не имеет ничего общество с преемственностью, опорой автора на традиционные художественные формы.

Для художественного творчества оптимальной является установка на преемственность без подражательности. Это означает, прежде всего, отсутствие у автора своих идей и тем, а также эклектичность формы, взятая у предшественников и не обновленная.

Виды беллетристики

Часто беллетристика по решениям сильных мира возводится на уровень классики. Например, это относится ко многим произведениям литературы советского периода, в частности «Молодая гвардия», «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского. Такую беллетристику называют канонизированной.

Кроме беллетристики, которая поднимает проблемы современности, существуют и произведения, установка которых – развлечение, легкое, бездумное чтение. Это направление беллетристики, тяготея к формульности, при этом отличается от массовой литературы присутствием авторской индивидуальности. Особенно заметно индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика. Развлекательная беллетристика играет бесспорно положительную роль, особенно для юношества. Одновременно с этим для читателя нежелательна исключительная сосредоточенность на подобной литературе.

Беллетристика, являясь «срединной» сферой литературного творчества находится в тесном соприкосновении как с ее “верхом”, так и с ее «низом». Особенно это относится к следующим жанрам:

  • детектив
  • научная фантастика
  • исторический роман
  • авантюрный роман.

Одним из ярчайших примеров взаимодействия высокой и срединной сферы литературы является творческая практика Ф. М. Достоевского. Он в своей статье «Книжность и грамотность» говорит о том, что народу необходимо доставить как можно более занимательного и приятного чтения. И подтвердил свои размышления художественной практикой – в 1861 году вышел его роман «Униженные и оскорбленные». В этом произведении в наибольшей степени видна связь прозы Ф. М. Достоевского и традиции развлекательной беллетристики. Роман имел огромный успех у публики и получил массу положительных отзывов со стороны критиков. И в более поздний период своего творчества Достоевский широко использовал характерные для беллетристики и массовой литературы повествовательные приемы.

Определение слова беллетристика и его историческое значение

Что такое бееллетристика

Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.

Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.

Например, по способу высказывания, литература делится на:

  • Эпос (романы, повести, рассказы),
  • Лирику (стихотворения различных форм и жанров),
  • Драму (пьесы, сценарии).

По длине произведения на роман, повесть и рассказ. Также существует жанровая классификация, объединяющая произведения словесного искусства в соответствии с охватываемыми темами и приемами повествования:

  • ужасы,
  • детектив,
  • любовный роман,
  • фантастика.

Беллетристика: википедия

По данным Википедии, беллетристика – это общее название художественной литературы в стихах или прозе, либо исключающей поэзию и драматургию.

Беллетристика значение

Термин беллетристика стал появляться в литературных журналах девятнадцатого века и был заимствован из французского языка, в переводе с которого он означает «изящная словесность» ( belles lettres ). Считается, что в обиход он был введен Виссарионом Белинским, который таким образом обозначал противопоставление публицистике – серьезной литературе, с социальным подтекстом и психологическим уклоном.

Исторически за данным родом словесности закрепилось пренебрежительное отношение. В широком смысле ее понимают, как всю художественную литературу в противовес non fiction – научно-популярной литературе (монографиям, дневникам, сборникам эссе). В менее широком смысле беллетристика – это художественная проза, исключая поэзию и драматургию. В совсем узком – литература для легкого чтения на досуге.

Если первые два определения с большой долей условности еще можно использовать в качестве классификации, то последнее уже попадает в область оценочных суждений и зависит исключительно от воспринимающего субъекта. В зависимости от уровня образования и степени начитанности, к беллетристике можно отнести и детективы Дарьи Донцовой, и фантастические произведения братьев Стругацких. Серьезные историки также относят бессмертный роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» к, так называемой, исторической беллетристике.

Характерные особенности

Как определить беллетристику

Беллетристику характеризует ориентация на сюжет и принадлежность к определенном жанру. Темы, затрагиваемые в литературе подобного рода, должны быть популярны и общественно значимы. Как правило это человеческие взаимоотношения (любовные, семейные, отношения отцов и детей), криминальная тема (детективы, триллеры), социальные или исторические романы и т.д.

Принято противопоставлять беллетристику и массовую литературу. Последняя считается низшей формой существования словесности и создается только в коммерческих целях, так называемыми «литературными неграми». В отличие от беллетристики для массовой литературы характерны: низкий уровень языка, отсутствие каких-либо проблемных вопросов и психологической достоверности персонажей.

Беллетристика, в свою очередь, должна затрагивать актуальные на данный момент социальные вопросы или освещать, обобщать и рефлексировать недавний опыт общественной жизни. Так авторы беллетристики склонны создавать произведения в определенных жанрах, на волне их популярности. В недавнем прошлом таким жанром в подростковой литературе являлся любовный роман с элементами мистики и ужаса, заданный романами Стефани Майерс «Сумерки».

Затем, с выходом книги «Голодные игры» Сьюзен Коллинз главенствующие позиции занял жанр антиутопии. Параллельно с этим, для взрослой аудитории новую веху в популярной литературе открыла Э.Л. Джеймс своим романом «Пятьдесят оттенков серого». А скандинавский детектив с легкой руки Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона») задал образцы для написания в подобного рода жанрах.

Примеры зарубежной беллетристики

Зарубежная беллетристика

Многие приемы, открытые беллетристами в ходе работы над своими произведениями, тиражируются и становятся неотъемлемой частью жанра. Таким образом к известным беллетристам современности можно отнести писателей, работающих в определенном их имена еще при жизни, становятся общеизвестны, а произведения зачастую попадают в историю. Например, король ужасов Стивен Кинг, выпустивший на данный момент восемьдесят четыре книги под разными псевдонимами.

Не менее популярен фантаст Рэй Бредбери, который старался писать минимум один рассказ в день. Не столь плодовитый, но очень популярный писатель Джордж Мартин буквально возродил жанр фэнтези серией книг под общим названием «Песнь льда и пламени».

Примеры русской беллетристики

Примеры беллетристики в литературе

В русской литературе к беллетристике можно отнести произведения популярной писательницы Светланы Мартынчик, создающий свои романы под псевдонимом Макс Фрай. Или популярного фантаста, автора многих бестселлеров Сергея Лукьяненко. Также к беллетристам по праву относится автор исторических романов про Эраста Фандорина Борис Акунин.

Сегодня в среде профессиональных литературоведов и критиков термин беллетристика обычно не используется вовсе, либо делается это крайне небрежно, безотносительно каких-либо классификаций, исходя из личного читательского опыта. Например, критик Марк Липовецкий утверждает, что отличие литературы от беллетристики в том, что первую интересно перечитывать.

Определение слова беллетристика и его историческое значение

Что такое бееллетристика

Литература за всю историю своего существования обросла множеством различных классификаций и дефиниций.

Данный термин не является научным не является научным термином, поэтому дать ему определение весьма затруднительно.

Например, по способу высказывания, литература делится на:

  • Эпос (романы, повести, рассказы);
  • Лирику (стихотворения различных форм и жанров);
  • Драму (пьесы, сценарии).

По длине произведения на роман, повесть и рассказ. Также существует жанровая классификация, объединяющая произведения словесного искусства в соответствии с охватываемыми темами и приемами повествования:

  • ужасы;
  • детектив;
  • любовный роман;
  • фантастика.

Беллетристика: википедия

По данным Википедии, беллетристика – это общее название художественной литературы в стихах или прозе, либо исключающей поэзию и драматургию.

Беллетристика значение

Термин беллетристика стал появляться в литературных журналах девятнадцатого века и был заимствован из французского языка, в переводе с которого он означает «изящная словесность» ( belles lettres ). Считается, что в обиход он был введен Виссарионом Белинским, который таким образом обозначал противопоставление публицистике – серьезной литературе, с социальным подтекстом и психологическим уклоном.

Исторически за данным родом словесности закрепилось пренебрежительное отношение. В широком смысле ее понимают, как всю художественную литературу в противовес non fiction – научно-популярной литературе (монографиям, дневникам, сборникам эссе). В менее широком смысле беллетристика – это художественная проза, исключая поэзию и драматургию. В совсем узком – литература для легкого чтения на досуге.

Если первые два определения с большой долей условности еще можно использовать в качестве классификации, то последнее уже попадает в область оценочных суждений и зависит исключительно от воспринимающего субъекта. В зависимости от уровня образования и степени начитанности, к беллетристике можно отнести и детективы Дарьи Донцовой, и фантастические произведения братьев Стругацких. Серьезные историки также относят бессмертный роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» к, так называемой, исторической беллетристике.

Характерные особенности

Как определить беллетристику

Беллетристику характеризует ориентация на сюжет и принадлежность к определенном жанру. Темы, затрагиваемые в литературе подобного рода, должны быть популярны и общественно значимы. Как правило это человеческие взаимоотношения (любовные, семейные, отношения отцов и детей), криминальная тема (детективы, триллеры), социальные или исторические романы и т.д.

Принято противопоставлять беллетристику и массовую литературу. Последняя считается низшей формой существования словесности и создается только в коммерческих целях, так называемыми «литературными неграми». В отличие от беллетристики для массовой литературы характерны: низкий уровень языка, отсутствие каких-либо проблемных вопросов и психологической достоверности персонажей.

Беллетристика, в свою очередь, должна затрагивать актуальные на данный момент социальные вопросы или освещать, обобщать и рефлексировать недавний опыт общественной жизни. Так авторы беллетристики склонны создавать произведения в определенных жанрах, на волне их популярности. В недавнем прошлом таким жанром в подростковой литературе являлся любовный роман с элементами мистики и ужаса, заданный романами Стефани Майерс «Сумерки».

Затем, с выходом книги «Голодные игры» Сьюзен Коллинз главенствующие позиции занял жанр антиутопии. Параллельно с этим, для взрослой аудитории новую веху в популярной литературе открыла Э.Л. Джеймс своим романом «Пятьдесят оттенков серого». А скандинавский детектив с легкой руки Стига Ларссона («Девушка с татуировкой дракона») задал образцы для написания в подобного рода жанрах.

Примеры зарубежной беллетристики

Зарубежная беллетристика

Многие приемы, открытые беллетристами в ходе работы над своими произведениями, тиражируются и становятся неотъемлемой частью жанра. Таким образом к известным беллетристам современности можно отнести писателей, работающих в определенном их имена еще при жизни, становятся общеизвестны, а произведения зачастую попадают в историю. Например, король ужасов Стивен Кинг, выпустивший на данный момент восемьдесят четыре книги под разными псевдонимами.

Не менее популярен фантаст Рэй Бредбери, который старался писать минимум один рассказ в день. Не столь плодовитый, но очень популярный писатель Джордж Мартин буквально возродил жанр фэнтези серией книг под общим названием «Песнь льда и пламени».

Примеры русской беллетристики

Примеры беллетристики в литературе

В русской литературе к беллетристике можно отнести произведения популярной писательницы Светланы Мартынчик, создающий свои романы под псевдонимом Макс Фрай. Или популярного фантаста, автора многих бестселлеров Сергея Лукьяненко. Также к беллетристам по праву относится автор исторических романов про Эраста Фандорина Борис Акунин.

Сегодня в среде профессиональных литературоведов и критиков термин беллетристика обычно не используется вовсе, либо делается это крайне небрежно, безотносительно каких-либо классификаций, исходя из личного читательского опыта. Например, критик Марк Липовецкий утверждает, что отличие литературы от беллетристики в том, что первую интересно перечитывать.

Беллетристика

Беллетри́стика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию. В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Словари русского языка выделяют три значения слова беллетристика: во-первых как обозначение художественной литературы в отличие от документальной и научной (так называемой литературы нон-фикшн); во-вторых — как название прозы в отличие от поэзии и в-третьих — как название «лёгкого чтения» или «чтива» в отличие от «серьёзного». В качестве термина современного русского литературоведения беллетристика используется в значении, близком к третьему, хотя и более глубоком, не сводящемся к простому противопоставлению лёгкого и серьёзного. [1]

Содержание

Беллетристика в публицистике, критике и научно-популярной прозе [ править ]

В Англии и во Франции явилась она вследствие анализа, который обратил искусство в средство к решению и популяризированию общественных вопросов. Переворота в эстетических понятиях не было там никакого, и на писателя смотрят там до сих пор исключительно со стороны его социального направления. Поэтому современная французская литература есть чистая беллетристика: даже Жорж Занд чаще является в своих произведениях беллетристом, чем художником. Мало того, в бесконечном множестве новых французских романов и повестей чрезвычайно трудно указать на такое произведение, в котором натуральность не была бы перемешана с романтизмом. Сам автор «Ораса», этой дивной сатиры на романтизм в жизни, часто может быть уличен в этой слабости. [2]

Дидактические заблуждения критики гоголевского периода прежде всего отразились на текущей журнальной литературе и деятелях второклассных. Беллетристика наша, поощряемая одобрением своих судей и указанными образцами, быстро наводнилась потоком самых странных произведений. Реализм, сентиментальность нового покроя, дидактическая тенденция основной мысли ― вот три условия, которыми стоило только ловко распоряжаться для того, чтоб явиться в печати с похвалою. Во всех литературах беллетристическая деятельность хорошо награждается и служит лучшим проводником завидной известности, потому и не мудрено, что во всякой литературе мы видим большое количество людей, берущихся за художественные произведения без малейшего к ним призвания. [3]

Беллетристика наша не может похвалиться капитальными произведениями, но, конечно, никто не упрекнет ее в невоздержности, в фантазёрстве и в бесцеремонном служении тому, что по-французски зовут словом blague, а по-русски просто-напросто хлестаковщиной. Внешним, чисто сказочным интересом она даже вовсе пренебрегает и, по нашему мнению, поступает в этом случае вполне разумно, потому что жизнь и сама по себе есть сказка весьма простая и мало запутанная. То есть, коли хотите, в ней есть даже очень большая доля запутанности, но эта запутанность чисто внутренняя, составляющая, так сказать, интимную ее принадлежность и вовсе не зависящая от случайных передвижений человека с одного места на другое, от переодеваний, от состояния погоды, местоположения и других более или менее произвольных причин. [4]

И действительно, беллетристика всех стран (надобно сказать правду: почин в этом деле положительно принадлежит беллетристике) сделала вопрос о взаимных отношениях полов до такой степени общедоступным, что нет, кажется, того положения, той подробности, которая не была бы исчерпана до конца, нет той коллизии, того мельчайшего страдания, которое не было бы замечено и не нашло бы себе красноречивого толкования. С своей стороны и наука обратила на этот вопрос внимание и, конечно, не замедлит подвергнуть его философской разработке. Следом за беллетристикой и наукой пробуждается и общественное мнение; устроиваются митинги, конгрессы и т. д. [5]

Существует довольно распространенное мнение, что современная русская беллетристика представляет ценность очень невеликую, и надо сознаться, что в этом мнении есть значительная доля правды. Отрывки, очерки, сцены, картинки ― вот пища, которую предлагают читателю даже наиболее талантливые из наших беллетристов. О цельном, законченном создании, о всестороннем воспроизведении современности с ее борьбою и задачами нет и помину. Читатель обязывается удовлетворяться более или менее удачною разработкой частностей и затем, если желает, сам уже должен отыскивать связь между этими частностями и сводить концы с концами. А если по временам и случается, что какой-нибудь самонадеянный беллетрист решится окунуться в пучину романа или драмы, то решимость эта обыкновенно приводит к самым печальным последствиям. Или является беззастенчивое лганье, в котором самые лучшие стремления современности приносятся в жертву мамоне и недомыслию, или выводятся на сцену люди, непохожие на людей, произносятся речи, непохожие на речи, и воспроизводятся поступки, не имеющие характера поступков. В первом случае читатель присутствует при постыднейшей вакханалии, в которой яркость красок и развязное отношение к вещам и событиям служат заменой таланта; во втором ― читатель с недоумением видит перед собой византийский иконостас, в котором нет ни одной не покоробленной доски, слышит гнусавое пение и делается свидетелем ни с чем не сообразных кружений, маханий и других того же сорта упражнений. [5]

Слово «беллетристика» (от фр. belles lettres ― изящная словесность) используется в разных значениях: в широком смысле ― художественная литература (это словоупотребление ныне устарело); в более узком ― повествовательная проза. Беллетристика рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней. Нас же интересует иное значение слова: беллетристика ― это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т. е. срединное пространство литературы. Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. Подобного рода беллетристика, по словам В. Г. Белинского, выражает «потребности настоящего, думу и вопрос дня» и в этом смысле подобна «высокой литературе», с ней неизменно соприкасаясь. Таковы многочисленные романы, повести и рассказы Вас. Ив. Немировича-Данченко (1844– 1936), неоднократно переиздававшиеся на протяжении 1880-1910-х годов. [6]

Беллетристика в мемуарах и художественной прозе [ править ]

Вы спрашиваете меня, Андрей Яковлевич, что это за наука такая и для чего ей дали такое неблагозвучное название? Что грех таить! Увидев в первый раз слово беллетристика, я и сам подумал, что это какая-нибудь новая наука, и очень жалел, что для этой науки ― может быть, весьма полезной ― придумали название, которое так странно и так неприятно звучит для русского уха. Разумеется, я не мог долго ошибаться и, порассмотрев внимательно эту незваную гостью, тотчас узнал в ней нашу старую знакомую, которую до сих пор звали изящной словесностью. Неужели, спросите вы, эта бесстыдница, мадам беллетристика, то же самое, что наша чинная барыня, изящная словесность? Жаль, Андрей Яковлевич, что вы но знаете иностранных языков, а то бы я попросил вас заглянуть во французский академический словарь, и вы увидели бы тогда, что слово «belles lettres», от которого состряпали беллетристику, значит все то же, что наше слово изящная словесность. Преобразователи русского языка не ограничились, однако ж, этой переделкою, они сочинили еще слово беллетрист, которое не может даже похвастаться и своим иноземным происхождением, потому что у французов нет слова un homme de belles lettres, а есть только un homme de lettres ― по-русски словесник, да еще слово un homme lettre, то есть человек умный. Вот вам, любезный Андрей Яковлевич, довольно подробное истолкование этим модным словам, которые я выбрал из вашего огромного списка. [7]

Анфимьевна ― типичный идеальный «человек для других», которым он восхищался, ― тоже помогает строить баррикаду из вещей, отработавших, так же, как она, свой век, ― в этом Самгин не мог не почувствовать что-то очень трогательное, немножко смешное и как бы примирявшее с необходимостью баррикады, ― примирявшее, может быть, только потому, что он очень устал. Но, раздеваясь, подумал: «Все-таки это ― какая-то беллетристика, а не история! Златовратский, Омулевский… «Золотые сердца». Сентиментальная чепуха». [8]

О той эпохе, или эпохах, мыслим мы или схемами и хронологиями учебников истории, или приходят на ум, если мы хотим представить живых людей, исторические романы XIX века: Загоскин, Соловьёв, Мордовцев, также оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Чародейка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Снегурочка»… Историческая беллетристика и историческая опера XIX века могут быть сами по себе хороши, изобличая таланты авторов, но историческая беллетристика ― это почти сплошная фальшь. Так же картины Маковского. [9]

Я записываю факты. Мне самой теперь они кажутся неправдоподобными: как могло быть, что десятки тысяч людей отправляли в лагеря без суда, без проверки случайных показаний обвинения? Как могла существовать машина особого совещания? Кто додумался до создания этой машины? Это менее понятно, чем процессы ведьм в средние века: те вытекали из общего мировоззрения, а это — стояло в противоречии проповедуемому мировоззрению. Но — было! Память объективно и точно передает совершавшееся. Прошу верить: я веду записки как исторический документ для будущих поколений, в них нет ни прикрас, ни искажений. Это не агитка, не беллетристика, это запись о прожитом, это попытка наблюдателя точно фиксировать виденное. Так, как привыкли мы, этнографы, во время полевых работ. [10]

Беллетристика в поэзии [ править ]

― Мне-то дело какое до Марьи Стюарт!
Это все беллетристика или театр, ―
под окном разоряется Марья иная. ―
Я в подробностях эту трагедию знаю. [11]

Источники [ править ]

  1. Гурвич И. А. Беллетристика в русской литературе XIX века. — М.: Российский открытый университет, 1991. — 90 с. — 10000 экз.
  2. В. Н. Майков. Литературная критика. Статьи, рецензии. — Л.: «Художественная литература», 1985 г.
  3. ↑ Русская эстетика и критика 40— 50-х гг. XIX века. Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В. К. Кантора и А. Л. Осповата. (История эстетики в памятниках и документах) — Москва: Искусство, 1982 г.
  4. М.Е. Салтыков-Щедрин, Собрание сочинений в 20 т. — М.: «Художественная литература», 1966 г. — Том 5, стр. 407. — «Воля». Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том 1-й. Беглые в Новороссие (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864.
  5. 12М.Е. Салтыков-Щедрин, Собрание сочинений в 20 т. — М.: «Художественная литература», 1966 г. — Том 9.
  6. В.Е.Хализев, «Теория литературы» (учебник). — М.: Высшая школа, 1999 г.
  7. ↑Загоскин М.Н. «Москва и москвичи». Москва, «Московский Рабочий», 1988 г.
  8. Максим Горький. Собрание сочинений. Том 20. Москва, «ГИХЛ», 1952 г.
  9. Борис Шергин. Повести и рассказы. — Л.: Лениздат, 1987 г.
  10. Гаген-Торн Н. И. Memoria. ― М.: Возвращение, 1994 г.
  11. Б.А.Слуцкий. Собрание сочинений: В трёх томах. — М.: Художественная литература, 1991 г.

См. также [ править ]

Поделитесь цитатами в социальных сетях:
VK • Facebook • Twitter • LiveJournal

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: