Мир психологии
Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.
Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.
Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.
Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:
1. Непроизвольная регуляция:
- допсихические непроизвольные реакции;
- образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.
2. Произвольная регуляция:
- речемыслительный уровень регулирования.
3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :
- Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
- Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
- принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
- исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.
Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.
Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.
Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.
Воля и регуляция деятельности.
Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.
Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный
- эмоциональный
- поведенческий (деятельный)
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
- побуждение и осознание цели;
- борьба мотивов;
- акт принятия решения;
- исполнение.
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.
Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).
Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:
- Фаза воления: желание + стремление + мотив.
- Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
- Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.
Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.
Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:
- либо как самостоятельное психическое образование,
- либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
- либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
- либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.
Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.
В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:
- Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
- Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).
Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным – это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).
В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.
Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.
Функции воли.
- Побудительная;
- Тормозная (сдерживает нежелательные действия)
В западной психологии:
- инициирование действия (формирование намерения);
- поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
- преодоление препятствия.
Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» – это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли – это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу – но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.
Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Определение понятия воли в психологии, свойства и структура
Воля определяет способность добиваться успеха: она выявляет насколько легко приниматься за работу, сопротивляться соблазнам, побеждать прокрастинацию и лень, избавляться от раздражителей и ставить долгосрочные результаты выше желаний получить краткосрочные удовольствия.
Воля в психологии, согласно Википедии – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Проще говоря, если вы приняли решение что-либо сделать, но после этого не последовало никакого действия, значит решение не было принято, а воля оказалась подавленной страхом, стрессом или ленью.
Современные психологи предполагают, что слабость воли может быть вызвана одной или несколькими из следующих причин:
- отсутствие подходящих целей;
- нерешительность, вызванная смещением внимания от одного курса действий к другому;
- неспособность выбирать между альтернативными курсами действий;
- неспособность принять твердое решение;
- неумение ломать плохие привычки;
- неспособность противостоять желаниям, импульсам и побуждениям.
Что такое воля: определения
- Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
- Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
- Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.
Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.
Это интересно: что вкладывается в понятие «деградировать«?
Совершенствование
Первые этапы формируются в детском возрасте. И огромную роль в этом деле играет воспитание, предоставляемое родителями. Если они балуют свое чадо, делают все, что он попросит, и стремятся всячески ему потакать, то, скорее всего, он вырастет капризным, в отрицательном смысле упрямым с пассивными склонностями. Это влечет за собой некую опасность, так как войдя во взрослую жизнь, индивид будет ожидать подобного родительского поведения и от окружающих.
Но если мама с папой изначально выставляют малышу серьезные требования (не путать с деспотичными), то уже с ранних лет ребенок научится достигать поставленных задач. И один из эффективных способов для этого — отдать его в кружок. Но выбрать его должен именно он, так как навязывание увлечений чревато негативными последствиями в будущем. Важно не полностью контролировать интересы детей, а способствовать их развитию.
Допустим, мальчик или девочка очень любят рисовать. Значит такой аспект, как увлеченность, уже присутствует. Но второй фактор – терпеливость и дисциплинированность, необходимо создавать. Поэтому стоит давать малышу задания по рисованию, хвалить результаты и предоставлять награду за достижения.
Но заниматься развитием можно и во взрослом возрасте, хотя сделать это будет намного сложнее, если привычка в самодисциплине отсутствует. Рассмотрим один из способов пошагово:
- Выбрать инструмент. Подразумевается сфера, где будут прикладываться силы: профессия, интересы и хобби. Лучший вариант – избрать ту область, где опыт находится на нулевой отметке. Тогда прогресс будет виден намного ярче.
- Постановка задач. В первое время они должны быть небольшими. Так, например, мужчина, впервые пришедший в тренажерный зал, вряд ли поднимет штангу весом 100 кг. То же самое и в программировании, писательстве или живописи. Если сразу ставить себе глобальные цели, можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат.
- От простого к сложному. Как только вы начинаете уверенно выполнять простейшие действия, то увеличивайте сложность. Иначе есть риск остаться на прежнем уровне.
- Записывайте. Фиксируйте успехи и анализируйте и неудачи. Это придаст дополнительную мотивацию и предотвратит дальнейшие ошибки.
Воля и её основные признаки
- Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
- Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность. Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.
- Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю. В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.
- Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
- Самодисциплина и самостоятельность. Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.
ВОЛЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ
Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда. Направленное на какую-либо цель действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, которую преследует действующий субъект, должна осуществиться как результат его действий. Поэтому специфические действия человека можно назвать волевыми в широком смысле – они все сознательны, целенаправленны, все включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью.
Подчинение непроизвольной импульсивности сознательному регулированию предполагает специфическое отношение человека как субъекта к миру. Для того чтобы изменять непосредственно данное, он должен обрести свободу по отношению к нему. Свобода волевого акта, которая выражается в независимости человека от импульсов непосредственной ситуации, еще не означает, что поведение его не детерминировано его непосредственным окружением. Волевые действия так же закономерны, как и непроизвольные. Но только эта детерминированность из непосредственной становится опосредованной и волевое действие опосредуется через сознание личности.
Наличие воли связано с наличием значимых для человека целей и задач. И чем более значимы для него эти цели, тем сильнее будет его воля, напряжение желания и упорнее стремление их осуществить. Значимая цель для человека – это то, что связано с его потребностями и интересами.
Виды и характеристика воли
Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:
- Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
- Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
- И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.
Развитие воли в характере человека
Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.
Ей подвластно проявлять всего две функции:
- тормозную;
- побудительную.
Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.
Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.
Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:
- избалованность;
- жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.
Характеристики воли
- Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
- Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
- Осознанная опосредствованность;
- Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.
Кратко о волевых качествах человека и их развитии
Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.
В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.
В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.
Воля в структуре характера и её воспитание
Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».
Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.
- Самодетерминация (мотивация)
Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.
Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.
Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.
Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью. кадемический бакалавриат это читайте у нас на сайте
Метод исследования своих волевых качеств
Узнать степень развития своей силы воли можно с помощью теста, созданного Н.Е. Стамбуловой. Участник имеет возможность оценить любую черту: самодостаточность, настойчивость, проявление инициативы. Здесь вы найдете вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа, либо с различным уровнем уверенности: «может быть», «скорее, нет» и так далее. На каждую особенность приходится порядка 20 вопросительных пунктов.
Определение понятия воли в психологии, свойства и структура
Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.
Что такое воля: определения
- Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
- Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
- Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.
Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.
Воля и её основные признаки
- Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
- Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность. Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.
- Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю. В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.
- Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
- Самодисциплина и самостоятельность. Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.
Виды и характеристика воли
Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:
- Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
- Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
- И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.
Развитие воли в характере человека
Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.
Ей подвластно проявлять всего две функции:
- тормозную;
- побудительную.
Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.
Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.
Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:
- избалованность;
- жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.
Характеристики воли
- Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
- Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
- Осознанная опосредствованность;
- Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.
Воля в структуре характера и её воспитание
Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».
Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.
- Самодетерминация (мотивация)
Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.
Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.
Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.
Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью. А кадемический бакалавриат это читайте у нас на сайте
Виды психических процессов: воля
ГОСТ
Общее понятие воли
Воля – представляет собой процесс сознательного регулирования человеком проявлений своего поведения и деятельности, которое выражается в способности человека преодолевать возникающие внутренние и внешние трудности, совершая при этом целенаправленные действия и поступки.
Процессы регуляции поведения и деятельности человека могут проходить на трех уровнях:
- сенсорно перцептивном уровне;
- произвольном уровне;
- волевом уровне.
Характеристика уровней регуляции поведения человека
Для сенсорно перцептивного уровня характерна ситуация, в которой образы, которые регулируют движения и действия, управляют поведением человека не зависимо от его желаний и являются непроизвольными.
Произвольный уровень характеризуется осуществлением действий, которые регулируются сознательно, предполагают осознанное намерение, планомерность осуществления и контроль за результатами действия. На данном уровне действия осуществляются самим объектом по определенному им мотиву, не нуждаются в осуществлении волевой регуляции в связи с тем, что компоненты личности остаются не включенными в процесс осуществления действия.
Процесс волевой регуляции начинается в том момент, когда человек встречает на пути осуществления своей деятельности препятствия, внешние трудности (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренние трудности (отрицательное отношение, усталость, стресс)
Таким образом можно сделать вывод о том, что волевая регуляция – это подключение к существующим непосредственным мотивам личностно значимых ля личности. Чаще всего это нравственные мотивы. Чем более у человека преобладают нравственные мотивы, тем легче ему осуществлять определенные волевые действия.
Основные функции воли
Готовые работы на аналогичную тему
Воля как психический процесс выполняет четыре основные функции. Рассмотрим их более подробно:
- Первой функцией является побудительная и направляющая функция, которая направлена на достижение поставленной человеком цели в процессе преодоления трудностей. Для волевой активности в процессе осуществления данной функции характерна надситуативность, которая выражается выходом за пределы исходных целей и требований сложившейся ситуации.
- Вторая функция – которая находит свое проявление в сдерживании человеком какой – либо нежелательной активности, мотивов и действий, которые не соответствуют имеющимся у личности мировоззрению, идеалам и убеждениям.
- Третьей функцией воли является регулирующая функция, которая находит свое выражение в осознанной и преднамеренной регуляции осуществляемых действий, психических процессов и поведенческих реакций.
- Четвертая функция – развивающая, характеризуется тем, что процесс волевой регуляции направлен на совершенствование личностью своего поведения, деятельности, на изменение и развитие собственной личности.
Свойства и закономерности волевых процессов
Воля, как психический процесс обладает определенными качествами:
- силой;
- устойчивостью;
- широтой.
Рассмотрим их более подробно:
Сила воли – это степень возбуждения волевого усилия.
Устойчивость воли – это устойчивость и постоянство проявления в определенных повторяющихся ситуациях.
Широта воли – это имеющееся у человека определенное количество видов деятельности, осуществление которых требует проявления волевых усилий.
Процесс осуществления волевых усилий неразрывно связан с процессом развития личности и находит свое проявление в ее качествах и свойствах. Выделяют три блока волевых качеств личности:
- морально-волевые качества, которые включают в себя такие качества как ответственность, обязательность, инициативность, дисциплинированность;
- эмоционально-волевые качества, включающие в себя целеустремленность, выдержку, терпение, спокойствие;
- собственно волевые качества, среди которых необходимо отметить смелость, мужество, решительность и настойчивость.
Структура волевого действия
Каждое волевое действие, совершаемое человеком имеет определенную структуру:
Для простого волевого действия характерна следующая структура:
- осознание цели и стремление к ее достижению;
- осознание имеющихся у человека возможностей для достижения поставленных целей;
- процесс принятие решения;
- исполнение принятого решения.
Для сложного волевого действия характерен следующий план действий:
- осознание цели и стремление к ее достижению;
- осознание имеющихся возможностей для достижения целей;
- появление мотивов, которые утверждают или отрицают возможности достижения поставленных целей;
- процесс борьбы мотивов и выбор наиболее осознанных и правильных по мнению человека;
- принятие одной из возможностей в качестве окончательного решения;
- осуществление принятого решения.
Психическая активность человека всегда носит какой-либо характер, это может быть, как непреднамеренная активность, так и целенаправленная деятельность, имеющая произвольный характер. Непреднамеренная активность не предполагает усилий и спланированности предстоящих действий, носит импульсивный характер и не имеет четкого осознания мотивов и целей действий. Примером осуществления могут выступать состояния аффекта, транса и других измененных состояний сознания человека.
В ситуации, когда возникает необходимость проявления активности для того, чтобы достичь определенной поставленной цели подключаются волевые действия, которые способствуют решению необходимых задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воля – это имеющаяся у человека способность к сознательному и активному управлению собственной деятельностью, в процессе преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.
При этом создается дополнительная мотивация к осуществлению действий, когда имеющаяся мотивация уже не является достаточной для эффективного осуществления необходимых действий. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.
Сила воли — что это, понятие воли в психологии и как ее развить
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «воля» зародилось в недрах философии и означает способность индивида к моральному и физическому самоопределению.
В дальнейшем понятие стало использоваться и в психологии – в ее контексте мы его и рассмотрим в данной статье.
Что такое воля
Воля в психологии – это одна из функции психики, проявляющаяся в умении принимать сознательные решения, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Это активный, намеренный процесс по сравнению с автоматическими реакциями на окружающую среду. Приведу пример, который ясно покажет отличие одного от другого.
Представьте двух людей, обладающих вспыльчивыми характерами. Они понимают, что такая черта доставляет им массу неудобств: частые конфликты в семье, на работе, в компании друзей. Оба принимают решение изменить ситуацию, научившись сдерживать свой гнев.
Один из них успешно справляется с поставленной задачей: читает соответствующую литературу, ходит на встречи с психологом, насильно заставляет себя останавливать возникающие эмоции, контролирует свое поведение и речь. Второй продолжает жить на автопилоте, срываться на окружающих по мелочам, несмотря на принятое ранее решение (о котором он вообще, возможно, забыл).
Что отличает этих вымышленных персонажей? Почему их результаты оказались совершенно разными при условии, что изначально они хотели одного и того же? Ведь воля, как психическая функция присутствует у любого человека (мы ходим, чистим зубы, работаем), но на деле получается, что «работает» она у всех по-разному.
Отсюда плавно вытекает следующее понятие – сила воли.
Сила воли — что это
«Сила есть, воля есть, а силы воли нет» (из анекдота).
Сила воли – это уровень целенаправленного самоконтроля: чем он выше (уровень), тем активнее человек.
Когда мы принимаем некое решение и начинаем действовать согласно ему, невзирая на препятствия и трудности, можно говорить, что в этот момент наша воля сильна. Но если не удается взять себя за моральный шиворот, проявить усилие и заставить что-либо делать, то силой воли или самоконтролем здесь не пахнет.
Важно понимать, что люди могут по-разному проявлять волю в зависимости от ситуации. Например, человек, который справился со своим гневом, возможно, никак не может бросить курить, хотя хочет этого. А тот, у кого не получается управлять своими эмоциями, встает каждый божий день в 6 утра на часовую пробежку.
Так происходит благодаря понятию мотивации, которое означает заинтересованность в чем-либо. Чем выше мотивация, тем сильнее воля и активнее деятельность человека.
Волевые качества человека
Для более точного понимания, что такое воля, обозначим ее основные признаки, которые также называются волевыми качествами:
- Целеустремленность – способность человека ставить перед собой конкретную цель и активно стремиться к ее достижению.
- Решительность – незамедлительные, но обдуманные действия, реализующие принятое решение.
- Настойчивость – внутреннее качество, которое попутно укрепляет волю. Это следование намеченному плану, несмотря на преграды и поражения.
- Самодисциплина – осознанное подчинение установленным требованиям, нормам и правилам.
- Самообладание – способность контролировать свои эмоциональные и поведенческие проявления.
- Смелость – готовность переступать через страхи, которые часто сопровождают достижение поставленной цели.
- Самостоятельность – умение опираться на свои знания, принципы, ценности и нести ответственность за свои действия.
Данные качества присущи преимущественно взрослым, зрелым людям, но не всем. Многие, будучи большими дядями и тетями, продолжают быть по-детски инфантильными: боятся принимать решения, скидывая ответственность за свою жизнь на более сильных, волевых окружающих.
Понятие воли в психологии
Структура волевого акта имеет следующий вид:
- Сначала человек испытывает психологический или физический дискомфорт – это является побуждением по отношению к последующему действию (например, появились неприятные ощущения в животе);
- Затем происходит осмысление своего дискомфорта (ощущения в животе говорят мне о том, что я голоден) и появление желания (я хочу есть). Но бывает так, что осознания не происходит.
- Тогда принято говорить о влечении: человек чего-то хочет, а чего именно не знает. Он начинает искать причину своих ощущений до тех пор, пока влечение не перейдет в статус желания (погладил свой урчащий живот – не помогло, спел ему песню – нет результата, увидел по тв аппетитную курицу – ощущения усилились и пришло осознание голода);
- Желание рождает цель (мне нужна еда);
- Принятие решения действовать (сходить за продуктами в супермаркет). Если на этом этапе человек имеет два и более желания, то между ними происходит столкновение. В психологии это явление называют борьбой мотивов (я хочу есть, но не хочется идти на улицу из-за сильного дождя);
- И вот здесь совершается волевой акт – выбор одного из мотивов (я решаю взять зонт и пойти);
- Далее следует внутреннее планирование (в какой магазин я пойду, что куплю) и внешнее исполнение задуманного (одеваюсь и выхожу из квартиры) .
Как развить силу воли
Воля – это всегда сознательный акт, основным мотивом которого является слово «надо» или «должен».
Худеющая девушка, возможно, не в восторге от строгой диеты и изнуряющих тренировок, но ей надо это делать, чтобы выглядеть хорошо. Студенту сложно вставать рано, чтобы прийти к первой паре, но он должен это делать, иначе не получит заветный диплом. Ребенок не хочет убирать свою комнату, но делает это, чтобы не влетело от родителей.
Отсюда видно, что воля связана отнюдь не с радостными побуждениями, а принуждением себя к какой-либо деятельности, действию или бездействию (иногда не делать что-либо – это тоже проявление воли. Например, не курить).
Так как же слабовольному человеку воспитать в себе это качество, тем более что оно не ассоциируется с отдыхом и расслаблением?
-
Буквальное принуждение себя является насилием. Человек не сможет издеваться над собой бесконечно и однажды сдастся, не дойдя до цели. Поэтому первый совет заключается в том, чтобы находить для себя правильную мотивацию.
Ну, например. Мужчина пожилого возраста (старик) будет вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), чтобы поддерживать свое здоровье в норме и, как следствие, прожить дольше.
Такая мотивация не сработает у полного сил юноши, ведь он еще далек от смерти и совсем о ней не думает. Зато он может мотивировать себя заниматься спортом ради женского внимания. Честность с самим собой – залог эффективной мотивации.
Смелость и мужество тренируются так: вы должны делать то, чего боитесь. Вместе с этими действиями приходит ощущение «я могу!», повышается самооценка и появляется вера в себя.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сила воли существует у каждого человека. Просто некоторым людям лень ей пользоваться и они предпочитают «плыть по течению».
Не надо искать себе оправданий — это и есть сила воли. Не надо откладывать ничего на завтра, делать это с понедельника, после ДР и т.п. Если сразу не делаете — это уже путь в никуда.
Я бросал курить с помощью силы воли. Просто терпел целый год, пока не перехотелось окончательно. Также худел на 30 кг. Все ели вкусняшки разные, а я терпел. Зато выгляжу нормально теперь.
4. Воля
1. Выполняя различные виды деятельности, человек руководствуется какими-то конкретными побуждениями, которые не всегда осознаются, либо осознаются не очень отчетливо, а соответствующие им действия не контролируются сознанием.
В этом случае говорят, что действия человека являются непроизвольными (страх, восторг, изумление и т. д.). Однако в большинстве случаев действия человека подлежать осознанию и контролю.
Тогда говорят о произвольных действиях, т. е. производных от воли.
Иногда для достижения поставленной цели человек не прикладывает каких-либо значительных усилий, например, чтение интересной книги.
Если же преодолеваются какие-то препятствия, прикладываются усилия, то такие действия являются волевыми.
Препятствия, стоящие на пути к достижению цели подразделяются на внешние (не зависящие от человека, например, опоздал на встречу, так как сломался автобус) и внутренние (зависят от желаний и активности самого человека, например, опоздал, потому что проспал).
Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели.
Преодолевая трудности, человек прикладывает волевые усилия, проявляющиеся в нервно-психическом напряжении, благодаря чему происходит мобилизация моральных и интеллектуальных сил человека.
Воля проявляется в двух видах активности:
1) исполнительная волевая активность (человек сознательно выполняет распоряжения других лиц, руководствуясь чувством долга и пониманием ответственности в решении стоящих перед ним задач);
2) самостоятельная волевая активность (решения принимаются самостоятельно, но эта самостоятельность может проявляться на различных этапах выполнения деятельности).
Итак, воля присуща только человеку, она формируется в зависимости от условий материальной жизни общества.
2. Волевые действия могут быть простыми и сложными.
Простые волевые действия характеризуются ясностью и четкостью представления о том, как будет выполняться деятельность.
Элементами этого действия выступают цель, мотив, средства и способы выполнения.
Выделяются следующие этапы выполнения этого действия:
1) осознание цели желание ее достичь;
2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;
3) принятие решения;
4) исполнение решений, достижение цели.
Коренное отличие простого действия от сложного заключается в отсутствии разногласия между различными мотивами (борьбы мотивов), поэтому в сложном волевом действии присутствуют такие этапы выполнения:
1) осознание цели желание ее достичь;
2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;
3) появление мотивов, которые либо утверждают, либо отрицают существование этих возможностей;
4) борьба мотивов и выбор наиболее значимого;
5) выполнение решения.
Этап исполнения решения может проявляться двояко:
1) действие выполняется с помощью внешних поступков;
2) внешне действия не выполняются, человек воздерживается от них, например, воздерживается от употребления алкоголя и т. п.
Волевое действие завершается самооценкой эффективности достижения цели.
Таким образом, волевое действие включает в себя ряд последовательных этапов.
3. В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень велико.
Рассмотрим наиболее важные из них.
Целеустремленность проявляется в стремлении человека подчинить свое поведение достижению устойчивой жизненной цели.
Самостоятельность – это построение своего поведения в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, однако самостоятельный человек всегда в состоянии прислушаться к чужому мнению.
Это положительное качество личности, от которого следует отличать отрицательные: негативизм и внушаемость.
Негативизм – это поведение наперекор чужому мнению, когда не признаются никакие советы, даже разумные.
Внушаемость – поведение строится в соответствии с чужими советами.
Решительность проявляется в способности человека быстро принимать адекватные решения и своевременно их выполнять. Решительными чаще всего бывают люди, которые:
1) хорошо знают свое дело;
2) уверены в своих силах и правоте;
3) выдержаны и мужественны.
Настойчивость – это способность человека, несмотря на трудности и препятствия, достигать поставленной цели.
От этого положительного качества следует отличать такое отрицательное как упрямство, когда человек пытается достичь цели, даже если она неразумна.
Упрямый человек, даже понимая, что он не прав, все равно продолжает настаивать на собственном мнении.
Выдержка (самообладание) – способность человека воздерживаться от нежелательных в данный момент действий и даже в сложных ситуациях не терять самообладания.
Противоположным отрицательным качеством является импульсивность, когда человек бросается выполнять действие по первому побуждению, не проанализировав последствий.
Мужество и смелость проявляются в стремлении человека достичь цели, несмотря на опасности.
Противоположное качество – трусость.
Дисциплинированность – это желание человека строить свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Рассмотрим, по каким направлениям осуществляется развитие волевой регуляции.
1. Переход непроизвольных психических процессов в произвольные.
2. Выработка способности осуществлять контроль над собственным поведением.
3. Формирование волевых качеств.
4. Сознательное следование все более отдаленным целям, для достижения которых требуются значительные волевые усилия на протяжении длительного времени.
Волевая регуляция поведения совершенствуется в зависимости от уровня интеллектуального и личностного развития, особенно становления мотивационной сферы.
Особую роль в формировании волевых процессов у детей выполняет игровая и учебная деятельность.
Так, предметные игры формирует произвольность действий, сюжетно-ролевые – волевые качества личности, учебная деятельность способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов.
Следование определенным правилам поможет взрослым воспитать у ребенка сильную волю.
1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться, а лишь обеспечивайте условия выполнения деятельности.
2. Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.
3. Подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него.
4. Требуйте от себя того, что требуете от ребенка.
5. Предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны.
6. Не требуйте проявления интереса при выполнении всех дел, некоторые следует выполнять автоматически.
Итак, волевые качества вырабатываются в процессе деятельности, при этом очень важен личный пример взрослого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Воля – явление психики, сознания, выступающее как активное, действенное субъективное условие для осуществления той или иной цели, для преодоления препятствий на пути к достижению цели. Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непонятных причин, выходит
4. Воля
4. Воля 1. Понятие о воле.2. Волевая регуляция поведения.3. Развитие воли у человека, волевые качества.1. Выполняя различные виды деятельности, человек руководствуется какими-то конкретными побуждениями, которые не всегда осознаются, либо осознаются не очень отчетливо, а
ВОЛЯ Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:1. Непроизвольная регуляция:– допсихические непроизвольные реакции;– образная
Воля Юнг склонялся к мысли, что воля — относительно недавняя составляющая структуры личности. Члены первобытного племени в той ситуации действия, когда мы прилагаем свойственные современным людям волевые усилия, исполняют ритуалы (например, охотничьи танцы).«Воли
Воля Для Адлера воля (will) — еще один термин, обозначающий стремление к превосходству и воплощению жизненных целей. В качестве такового она — центральный элемент его теории. Для Адлера чрезвычайно важно, чтобы воля использовалась конструктивно для индивидуального роста
Воля Эриксон подробно останавливается на развитии воли, описывая стадию «автономии против стыда и сомнения». Развитие здоровой и сбалансированной воли (а также доброй воли) продолжается в течение всей жизни. Решающим для достижения здорового ощущения идентичности
Воля Сам Райх непосредственно не занимался проблемами человеческой воли; тем не менее он постоянно подчеркивал роль осмысленного действия в работе и в семейной жизни.«Ты не прилагаешь никаких усилий, чтобы заставить свое сердце биться или ноги двигаться, точно так же ты
Воля Воля является важным компонентом в сложном и длительном процессе самоактуализации. По наблюдениям Маслоу, самоактуализирующиеся индивиды упорно идут к намеченной цели. «Самоактуализация — это стремление хорошо делать то дело, которое человек избрал для себя.
Воля Ранние формы йоги включали строгий аскетизм и необычайную силу воли. Концепция тапас, аскезы, остается центральной концепцией многих йогических практик и сегодня. Аскеза предназначена для дисциплинирования ума и тела, когда человек выходит за рамки комфорта и
Воля Догэн пишет: «Мы познаем волю с помощью воли» (in: Kennett, 1976, p. 170). Воля вырабатывается путем проявления воли. Постичь волю — значит оставаться по-настоящему преданным своему обучению и принять ответственность за свои собственные действия, осознав, что никто другой не
Воля Хотя термин воля встречается в трудах суфиев, он там расплывчат и ему нельзя дать единственное и четкое определение. «Воля, по мнению суфиев, может менять свою природу, качество и значение в прямой зависимости от того, какого уровня развития достиг приобщающийся» (Khan,
Воля Специально темы воли Курт Левин не касается. Его ученица Б. В. Зейгарник пробовала рассмотреть вопрос о волевых процессах в контексте валентностей и квазипотребностей (Зейгарник Б. В., 1981). В некоторых ситуациях воля может проявляться как игнорирование индивидом
Его «воля»
Его «воля» Мы посвятили ряд страниц силе и слабости ума Ш. Займемся сейчас силой и слабостью его воображения.Объективные фактыКто не помнит простого опыта — опыта нашего детства — опыта, показывающего силу воображения?Ваша рука вытянута. Пальцы крепко держат нитку, к