Основные способы и средства связи между предложениями в тексте , связь предложений и частей

1. Средства связи предложений в тексте

Логическая связь предложений проявляется в том, что часть информации, представленной в одном предложении, в том или ином виде будет повторяться в последующих предложениях.

  • лексические (синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор, однокоренные слова);

— Укладочку забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.
Более он ничего не мог говорить , потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, может быть, от сильного внутреннего волнения
(Н. Лесков. Пугало).

Нрава Домна Платоновна была самого общительного, весёлого, доброго, необидчивого и простодушно-суеверного. Характер у неё был мягкий и сговорчивый. (Н. Лесков. Воительница)

Ещё дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его. По наклонным доскам, спущенным из вагонов , непрерывным потоком катились на землю кирпичи. (А. Куприн. Молох)

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя (А. Чехов. В аптеке)

Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком. (А. Куприн. Гранатовый браслет)

Утро было светлое, солнечное и обещало жаркий день. Трава, улитая дождём, блестела под косыми лучами солнца матовым блеском, словно опушенная инеем (М. Салтыков-Щедрин. Современная идиллия)

Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Левина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьёй (Л. Толстой. Анна Каренина).

Человек перестал быть диким животным только тогда, когда он построил первую стену. Человек перестал быть диким человеком только тогда, когда мы построили Зелёную Стену. (Е. Замятин. Мы)

Второе предложение начинается с союза или союзного слова. Союзы тоже, также, же могут находиться в середине предложения

Сунулся в «простонародное» отделение — битком набито, хотя это было в одиннадцать часов утра. Зато в «дворянских» за двугривенный было довольно просторно (В. Гиляровский. Москва и москвичи).

Тогда Яков рассказал ему, что лошадь у них пала, хлеб весь они съели ещё в начале февраля; заработков не было. Сена тоже не хватило. (М. Горький. Мальва)

И я бы ему многое рассказал и обратил внимание. Ведь у нас не трактир, а для образованных людей. (И. Шмелёв. Человек из ресторана)

В качестве вида связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения, которые указывают на лица, предметы и признаки, названные в предыдущем предложении

Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать (А. Куприн. Куст сирени).

Софья Николавна по своей пылкой и страстной природе не любила откладывать дела в долгий ящик. Она справедливо рассуждала, что не должно давать время и свободу укореняться вредному влиянию сестриц (С. Аксаков. Семейная хроника)

В качестве вида связи обычно используются наречия места, времени и местоименные наречия разных значений

Тина насмешливо присела и показала зеркалу язык. Потом она обернулась к другой сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подмётывая на живую нитку низ голубой юбки (А. Куприн. Тапёр).

— Оттого, что я скоро уеду на остров. Туда приедет Натали, и Иван Иванович, и Николай Иванович… (И. Гончаров. Обрыв)

Одно и то же слово повторяется в двух соседних предложениях, но имеет разные формы (т. е. отличается окончаниями).

Если в задании средство названо как формы слов (а не сло’ва), то, значит, встречаются два и более слов в разных формах

Маленький доктор , едва доставая до груди Арбузова , приложил к ней стетоскоп и стал выслушивать. Испуганно глядя доктору в затылок, Арбузов шумно вдыхал воздух и выпускал его изо рта, сделав губы трубочкой, чтобы не дышать на ровный глянцевитый пробор докторских волос (А. Куприн. В цирке)

Густо падают хлопья снега , и мы барахтаемся в нём, как мухи в молоке. Сквозь белую муть то справа, то слева тёмными намёками плывут навстречу нам кусты, деревья, бугры ещё не засыпанной снегом земли (М. Горький. Лето)

Глаголы, использованные в соседних предложениях, указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся , а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами… (А. Куприн. Куст сирени)

Острый взгляд его опять быстро обежал всех находившихся в комнате, и вдруг я почувствовал его на себе. Глаза наши встретились (В. Короленко. Черкес)

Формы слова — это использование одного и того же слова в разных грамматических значениях (в разном числе, падеже, времени, лице и т. д.).

Читайте также:
Составное глагольное сказуемое: основные отличия, примеры предложений и таблица СГС,предложения с составным глагольным сказуемым,составные глагольные

Если в задании указано средство формы слов (а не слова), то значит, что нужно найти минимум два слова, которые повторяются в разных формах.

Средства связи предложений в тексте

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

способы связи предложений в тексте

  • Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен.
  • Параллельный. Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства

  1. Лексические повторы
    • Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».
  2. Однокоренные слова
    • Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».
  3. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
    • Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».
  4. Антонимы, в том числе и контекстуальные
    • Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».
  5. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д.
    • Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».
  6. Слова, связанные тематически
    • Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

Морфологические средства

  1. Местоимения и местоименные наречия
    • Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».
  2. Союзы и частицы, особенно в начале предложения
    • Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».
  3. Наречия времени и места
    • Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».
  4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме
    • Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».
  5. Степени сравнения прилагательных и наречий
    • Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

Синтаксические средства

  1. Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме.
    • Например, «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»
  2. Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения.
    • Например, «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями».
  3. Неполные предложения
    • Например, «Знаете, как обитают панды? В Китае!»
  4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы.
    • Например, «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!»
  5. Использование прямого и обратного порядка слов
    • Например, «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

Алгоритмы правил: средства и способы связи предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи. Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

К лексическим средствам связи относятся:

Слова одной тематической группы

Читайте также:
Примеры пословиц и поговорок о семье и семейных ценностях, пословицы на тему семейные ценности, поговорки,

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели .

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали . И наши ожидания оказались не напрасными.

Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родовидовые обозначения)

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Антонимы (в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

К морфологическим средствам связи относятся:

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было .

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений

Юность — время надежд.

Зрелость — пора свершений.

Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

Использование неполных предложений

— Знаете, о чем мы спорили?

— О литературе, музыке, живописи.

Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов

Во-первых , необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых , нужно начать действовать.

Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?

Использование прямого и обратного порядка слов

Я приду вечером. Приду я , чтобы, наконец, увидеть тебя.

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей : Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).

3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

Наконец мы увидели море Н . Оно Д было огромным и очень спокойным Н . Но это спокойствие Д было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

Леса оздоровляют землю. Они Д не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они Д поглощают пыль и ядовитые газы. Их Д справедливо называют «легкими земли».

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец) , наречия места и времени ( справа, слева, там, сначала и т. п.).

Упр. 1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

Читайте также:
Виды подчинительной связи в словосочетаниях и предложениях, подчинительная связь в словосочетании,словосочетания, вид,

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

Упр. 2. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Упр. 3. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (. ) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (. ) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (. ) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Упр. 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

Упр. 5. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд. Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)

Читайте также:
Выражение Крокодиловы слезы: значение фразеологизма, происхождение и научное объяснение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и способы связи предложений в тексте

Презентация о том, как коротко на простых примерах повторить материал по данной теме в 9 классе.(можно использовать и в других классах на уроках по развитию речи).

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн.

План урока “Способы связи предложений в тексте”

Разработка урока “Способы связи предложений в тексте” к учебнику Разумовской.

Урок русского языка в 5 классе.”Данное” и “новое”. Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения.

Способы связи предложений в тексте

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. конспект составлен по учебнику: Никина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. -М.: Дрофа,2011.

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте”.

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте”. Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района.

Средства и способы связи предложений в тексте

Связь между предложениями в тексте

Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Цепная связь между предложениями в тексте

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Цепная связь предложений в тексте

  • Лексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
  • Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
  • Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: «Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».

Параллельная связь

Параллельная связь между предложениями в тексте

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Читайте также:
Всё о наречии: на какие вопросы отвечает, основные отличительные признаки, разряды и степени сравнения

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Связь между предложениями

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Читайте также:
Пословицы про здоровье на русском и английском языке для детей и взрослых

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Разные варианты связи между предложениями в тексте

  • Нельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
  • Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
  • Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля. Существительные с не слитно вы найдете ответ по ссылке.

Средства связи предложений в тексте

На данном уроке ещё раз вспомним о том, что может связывать предложения в тексте. Научимся находить связь между предложениями в тексте. Составим алгоритм для выполнения задания 25.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Средства связи предложений в тексте”

· Ещё раз вспомним о том, что может связывать предложения в тексте.

· Научимся находить связь между предложениями в тексте.

· Составим алгоритм для выполнения двадцать пятого задания.

Нам нужно посмотреть на двадцать пятое задание.

Мы всё ещё работаем с текстом, который предлагается нам для заданий с двадцать второго по двадцать шестого. И, как в прошлом задании, нас интересует в тексте несколько предложений, определённый интервал, который указывается.

Среди этих предложений нам нужно отыскать такое или такие, которые связаны с предыдущим предложением или предложениями при помощи определённых средств связей в тексте.

Рассмотрим это задание подробнее. Прежде всего, мы ищем одно предложение или несколько – в ответе могут встретиться оба варианта.

Иногда нам нужно найти предложения, связанные с предыдущим. А иногда – с предыдущими.

Обычно указывается два-три средства связи – например, лексический повтор, местоимение и синонимы. Все эти элементы могут нам встретиться в одном предложении. Или нам придётся искать их в разных предложениях.

Мы уже говорили о средстве связей предложений в тексте, когда обращались ко второму заданию. Но там нам нужно было самостоятельно подобрать связующий элемент, исходя из контекста.

Здесь же наша задача усложняется.

В этом задании мы не только демонстрируем свои знания о средствах связи предложений в тексте. Мы анализируем связь между предложениями. И находим нужные нам средства связи.

Во время выполнения этого задания у нас могут возникнуть некоторые трудности.

Во-первых, отрывок текста нам достаётся немаленький – примерно десять предложений. В этих предложениях бывает огромное количество разных средств связи! Наконец, даже если мы нашли нужный нам элемент – он может оказаться просто частью предложения, которая никак не влияет на связь в тексте.

Обратимся к теории.

Предложения в тексте обязательно связаны между собой. В зависимости от смысловых отношений можно выделить два вида связи: цепную и параллельную.

При цепной связи каждое последующее предложение связывается с предыдущим при помощи структурных элементов. Ключевые слова повторяются, используются синонимы, местоимения.

Параллельная связь не настолько очевидна. Но её можно узнать по одинаковым грамматическим формам и одинаковому порядку слов и так далее. Для связи предложений в таком случае используются синтаксические приёмы: единоначалие, синтаксический параллелизм. А также союзы, вводные слова, наречия времени и места.

Обычно в тексте сочетается цепная связь и параллельная.

Читайте также:
Приставочный способ образования слов: словообразование существительных и глаголов,словообразования примеры, слова образованные приставочным способом.

Итак, средства связи предложений в тексте могут быть лексическими, морфологическими и синтаксическими.

Лексические средства – это повторы слов и фраз, синонимы и антонимы, слова той же тематической группы.

Легче всего увидеть повторы слов или словосочетаний. Слова могут повторяться в разных формах или в одной и той же формы.

В соседнем доме жила девочка. И считали эту девочку довольно странной…

Синонимы – как мы помним, слова, которые при внешнем несходстве имеют одинаковое значение.

Недавно мы встретились с Алексеем Петровичем. Наш старый учитель вполне бодр и по-прежнему ироничен. Здесь синонимы – наш старый учитель.

А антонимы – наоборот, имеют противоположное значение.

Умные люди обычно учатся на чужих ошибках. А глупые – на своих.

Здесь две пары антонимов: умные – глупые, чужих – своих.

Средством связи могут быть также контекстные синонимы и антонимы – то есть, слова, которые становятся синонимами или антонимами только в этом тексте.

А что такое слова одной тематической группы? Это слова, которые обладают общностью лексического значения. Они могут относиться к разным частям речи, но зато обозначают сходные понятия, явления, признаки. То есть раскрывают одну и ту же тему.

В эту зиму стояли особенно лютые морозы. От стужи падали на землю птицы, и дорогу непросто было рассмотреть через заиндевевшие ресницы. Холод пробивался внутрь сквозь слои одежды, леденил руки и ноги.

Морфологические средства – это обычно союзы, местоимения, числительные, наречия и глаголы.

Если говорить о союзах, то для связи предложений в тексте могут использоваться любые союзы. Обычно сочинительные. Но иногда могут быть и подчинительные.

Мы были уверены, что на нас никто не нападёт. Однако на всякий случай приготовились бежать.

Здесь в качестве средства связи используется противительный союз однако.

Настанет время, и я позову тебя. Если это случится, явись ко мне немедленно.

Здесь, кроме других средств связи, используется подчинительный союз если.

Поговорим о местоимениях как средствах связи предложениях. Обычно это личные, притяжательные, указательные местоимения. Но могут быть и другие.

Она решила поступать в университет. Это поразило её родственников, и все бросились её отговаривать.

Здесь в качестве средств связи используется указательное местоимение это, притяжательное – её и личное – она в форме родительного падежа единственного числа.

Для связи предложений в тексте могут использоваться и порядковые или собирательные числительные.

Вспомним, что собирательные числительные обозначают множество предметов как нечто общее: двое, пятеро.

А порядковые числительные обозначают порядок предметов при их счёте.

Врач попросит призывников заходить по одному. Первый и второй парни вежливо поздоровались, остальные пятеро будто язык проглотили при входе.

Здесь как средство связи предложений используются и порядковые, и собирательные числительные.

Связывать предложения между собой могут и наречия – обычно места, времени. Или местоименные наречия.

Вы всё же успели познакомиться. Когда это случилось?

Здесь мы видим наречие времени в качестве средства связи.

Наконец, средством связи могут служить глаголы, вернее, формы их вида и времени. Эти формы указывают на время, когда происходят ситуации, указывают на последовательность или одновременность действий.

Собака, помахивая хвостом, встала на лапы. Подошла к двери и поскреблась в неё. Затем, поскуливая, начала крутиться по комнате.

Здесь мы видим глаголы в форме совершенного вида, прошедшего времени. Эта форма связывает действия, а значит, и предложения.

Могут быть и другие морфологические средства связи – например, частицы или сравнительная степень имён прилагательных.

Конечно, можно было уйти. Но будет лучше, если вы останетесь. Лишь вам дано принять это решение.

Синтаксические средства связи предложений в тексте – это порядок слов, парцелляция, синтаксический параллелизм, вводные слова и предложения.

Порядок слов в предложении связан с такими понятиями, как актуальное членение предложения, рема и тема.

Рема, то есть новая информация, сообщённая нам в первом предложении, в следующих предложениях будет выступать как тема. То есть то, что нам уже известно.

Они вернулись ночью. Вернулись они усталые, до довольные.

Как видим, здесь изменение порядка слов в предложении сопровождается лексическими повторами.

Синтаксический параллелизм – это когда предложения, стоящие рядом, имеют одинаковое строение.

Трудолюбие помогает. Лень мешает.

Разновидностью такого параллелизма могут быть анафора – то есть, единоначалие предложений. Или эпифора – одинаковое окончание предложений.

Однажды люди осознают, что все войны тщетны. Однажды все поймут, как много всего мы пропускаем в этой жизни. Однажды устанут от вражды и мелочных дрязг.

Средством связи может быть неполное предложение. Например:

Я обязательно доделаю этот проект сегодня. А Олег, видимо, – завтра.

Ещё одно средство связи – риторические вопросы и восклицания.

Казалось бы, совесть – понятие эфемерное. Почему же, когда мы поступаем неправильно, словно что-то сжимается в груди?

Читайте также:
Слова в которых звуков больше, чем букв, примеры когда звуков больше в слов, синонимы в

Одно высказывание в тексте часто разделяется на несколько частей. Такое явление называется парцелляцией. В таком случае эти части тесно связаны между собой.

Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно иметь сильную волю. Стремление идти вперёд. Умение подниматься после ошибок.

Одно из самых важных средств связи – вводные слова. Одна из их функций – это именно связь предложений между собой.

Кажется, мы перечислили все варианты. Итак, настало время выводов…

При этом нужно заменить, что в тексте для связи предложений между собой очень редко используется один вид средств. Чаще всего комбинируются лексические, морфологические и синтаксические средства связи.

Попробуем выполнить пробное упражнение. Для удобства сразу же возьмём новый отрезок текста. Хотя в ЕГЭ нам придётся выделять нужный интервал из текста самим.

В этом тренировочном задании нам нужно найти предложение или предложение, средство связи для которого – указательное наречие.

Вспомним, какие наречия являются указательными. Это такие слова, как там, тут, здесь, сейчас, тогда, туда, отсюда и так далее.

Теперь поищем такое наречие в предложениях.

В сорок восьмом предложении есть наречие откуда. И в предложении 51 мы видим наречие там.

Теперь определим, служат ли они для связи предложений?

В предложении 48 откуда – это союзное слово. Оно связывает две части сложноподчинённого предложения, но не предложения между собой.

В пятидесятом предложении речь идёт о дворе. В предложении номер 51 место обозначается уже при помощи наречия там. Значит, наречие – это средство связи.

В ответе мы укажем номер одного предложения – 51.

Попытаемся составить алгоритм для выполнения этого задания.

· Выделяем нужные нам предложения в тексте.

· Потом вспоминаем определение средства связи, которое от нас требуется найти в предложениях.

· Находим этот элемент.

· Проверяем, выступает ли элемент как средство связи.

Можно выполнять это задание и по-другому. Например, определить все средства связи для каждого предложения. И потом выбрать те, которые интересуют нас.

Посмотрим на это тренировочное задание.

Здесь нужно найти предложения или предложения, которые связаны при помощи сочинительного союза и лексического повтора.

Посмотрим, как связаны двадцать пятое и двадцать шестое предложения. Можно увидеть синонимию: непростое дело – сложно, отличить – понять разницу, настоящее – действительное. К тому же, мы видим слова одной тематической группы: искусство, красота и так далее.

Посмотрим на двадцать седьмое предложение. Его связывает с двадцать шестым повтор: понять – понимание.

Обратимся к предложению 28. Сразу же видим союз но, потом указательное местоимение это.

Предложение 29. Здесь слова одной тематической группы: ребёнок – детский, поэзия, проза, песенка, симфония.

Тридцатое предложение. Мы видим союз и, затем частицу только, потом указательное местоимение эту. Есть тут и повтор – дистанция. И слова одной тематической группы: симфония, Чайковский, музыка.

Посмотрим на тридцать первое предложение. Оно связано с остальными параллельной связи, которая проявляется через слово той же тематической группы: в отрывке речь идёт о прекрасном и об умении воспринимать.

Тридцать второе предложение начинается с сочинительного союза но. За ним идет указательное местоимение эта, а потом лексический повтор слова способность.

А теперь посмотрим, в каких предложениях встречается одновременно лексический повтор и сочинительный союз.

И запишем в ответ номера 30 и 32, без пробелов и запятых.

Обратим внимание на то, что в обоих этих предложениях есть и другие средства связи. Но раз среди них есть то, что указано в условиях задания, мы принимаем их за ответ.

Составим второй алгоритм.

· Сначала выделяем нужный нам отрезок текста.

· Находим средства связи для каждого предложения.

· Выделяем предложения, в которых есть нужные нам средства связи.

Мы можем и совмещать два способа выполнения этого задания. В любом случае, очень важно вспомнить – что именно подразумевается под тем или иным средством связи, привести для себя примеры. И важно проверить, что найденный элемент используется именно для связи предложений в тексте.

Основные способы и средства связи между предложениями в тексте , связь предложений и частей

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Читайте также:
Знаки препинания в прямой речи: способы передачи и оформление, знаки препинания, прямая речь в тексте,

Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Структура текста

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Абзац . Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Виды и средства связи предложений в тексте

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.

Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

  • одинаковом порядке следования слов;
  • единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

Признаки текста

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

Читайте также:
Слово наоборот как обособлять: выделение знаками препинания запятыми, когда должно выделяться, примеры

4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Типы речи (текста)

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

Повествовательный тип противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антонимичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) – статика (во втором). Оба эти типа характеризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.

Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между собой интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании.

Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования. Это придает тексту выразительность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: