Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков – одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. “Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка”, – писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот.
Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?
Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.
На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.
Из всего вышеизложенного выявляется цель исследования: основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии, разработать систему упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.
Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:
– если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;
– если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;
2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;
3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
– работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;
– исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.
– изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
– наблюдение за деятельностью учащихся.
Система упражнений состоит из 4-х разделов
Развитие навыков грамотного письма у школьников – одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе.
/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.
///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.
IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.
/. Подготовительно-ознакомительный раздел
Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.
Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Клуб, гриб, улыбка, народ, город, сад, обед, загадка, вперед, лодка, мороз, сказка, нож, рожь, кружка, подружка, друг, снег, лев, рукав, травка, автобус.
Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.
Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.
Морковь, год, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, сапог, рассказ.
Красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов.
Рыбка, лапка, ложка, блузка, грядка, походка, лошадка, крошка, ножка, повязка, указка, загадка, палатка, лепешка, стружка.
Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкий пирог, гладкая дорожка, мягкий хлеб.
Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.
Сколько раз встречается звук [т]?
Документ подписан директором.
Сколько раз встречается звук [г]?
На вокзале его встретил друг.
Посчитайте количество звуков [п]?
На поляне стоял дуб в два обхвата.
//. Тренировочный раздел
Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.
Ено. – красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок – сколь . кий.
Гибок – ги . кий. Резок – ре .кий.
Гладок – гла, кий. Робок – ро . кий.
Сладок – сла . кий. Лёгок – ле . кий.
Близок – бли . кий. Крепок – кре . кий.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..
Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.
Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)
Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.
Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)
Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:
- ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
- д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
- л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
- мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
- оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.
Какое слово является лишним во всём упражнении?
Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
- ду . ок, ду . ки, ду .;
- зу . ки, зу ., зу . ок;
- коло ., коло . ки, коло . ок.;
- сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
- голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки – дубок.
- У наших ворот всегда хоровод.
- Был бы покос, да пришёл мороз.
- В мае дождь, будет рожь.
- Сорвать прут — небольшой труд.
- Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
- Книга — твой друг, без неё как без рук.
Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?
Прочитай, приготовься писать по памяти.
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.
- Груз, грузило, погрузка, грузить.
- Ловить, улов, ловушка, лов.
- Садовник, сад, садовый.
- Сенокос, косилка, косить, косьба.
- Обиход, ходьба, поход, ходок.
- Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой
Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.
Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.
1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.
2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.
Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)
Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?
- Островки, островок, островком.
- Пирожки, пирожок, пирожком.
- Дружки, дружок, дружком.
- Холодок, холодком, в холодке,
- Медок, медком.
- Покрышка, покрышкой, покрышек.
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит. (С.Маршак).
Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.
Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.
Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.
Плавить металл -. Переписать бумаги
Посадить лес -. Отправить письма
Заготовить сено -. Поливать огород
Рубить дрова -. Доставить мебель
Смазать колеса -. Погрузить багаж
Какое из однокоренных слов является проверочным?
IV. Контрольно-диагностический раздел.
Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):
- напишите слова, которые начинались на букву С;
- напишите слова с парным согласным Ж в середине;
- напишите слова с парным согласным В в середине;
- напишите слово с парным согласным Т в середине;
- напишите два оставшихся прилагательных.
Кто как питается.
Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.
Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.
Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Букварь, пенал, тетрадки – держи ты их в порядке (Ю.Коринец).
Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки – голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки – на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).
- Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.
- Бегут по дорожке доски, да ножки.
- Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.
Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.
Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.
Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.
Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.
Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.
Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз – льдинки. Вместо носа – морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.
Примеры слов с парными согласными
Title: Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова
Description: Cогласные в корне слов и в конце заменяются парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Примеры слов с парными согласными.
- Примеры слов с парными согласными в корне слова
- Примеры слов с парными согласными в конце слова
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
- [б], [б’] — [п], [п’]
- [в], [в’] — [ф], [ф’]
- [г], [г’] — [к], [к’]
- [д], [д’] — [т], [т’]
- [з], [з’] — [с], [с’]
- [ж] — [ш].
Парные согласные
Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.
Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Это интересно: в слове свекла где ударение?
Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:
- столб (п) — проверочное — столбы
- мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
- бород (т)ка — проверочное — борода
Правописание слов с парной согласной в корне
При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:
- написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
- проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
- проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.
Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».
Это интересно: все равно как пишется?
Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:
- в конце слов (например, чиж);
- когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.
Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?
Правописание в третьем классе
В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.
Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.
Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.
Это интересно: значение фразеологизма «тришкин кафтан».
Примеры
Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:
- Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
- Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
- Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
- Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».
Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.ОпределениеЗвонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а]
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
- [с а т]
- [с а д а]
- [с а д’ и к].
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.ОпределениеГлухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
- мо рковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а];
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
- [с а т];
- [с а д а];
- [с а д’ и к].
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными л, м, н, р, в.
Например:
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг,космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др..
Парные согласные звуки
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- ж ёлудь [ж о л у т’]
- про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- ш о́рох [ш о р а х]
- ш ёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- кра б [п]
- покро в [ф]
- сапо г [к]
- горо д [т]
- молодё ж ь [ш]
- отка з [с].
Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коро б ка [п]
- колдо в ство [ф]
- коври ж ка [ш]
- дога д ка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- откли к («к» или «г»)
- ерала ш («ш» или «ж»)
- голо с («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- про с ьба [з’]
- о т бить [д]
- с грузить [з].
Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
В слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодё ж ь — много молодёжи;
- ерала ш — нет ералаша;
- коро б ка — много коробок;
- коври ж ка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пля ж — пляжный;
- скла д ка -складывать;
- оши б ка — ошибочка, ошибочный;
- ла п ка — лапа, лапочка;
- пово з ка — возить;
- руба ш ка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
Видеоурок
Как выделить орфограмму парная согласная в корне слова
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й .
Если слышишь парный звук,Будь внимательней, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ
в СЕРЕДИНЕ слова
1. изменить форму слова
1. подставить слово «НЕТ »
тру б ка – нет тру бо к
2. подставить слово «НЕТ»
огоро д – нет огоро да
2. назвать ласково
кру ж ка — кру же чка
3. назвать ласково
гла з – гла зи к
3. подобрать однокоренное
гри б ки — гри бн ой
4. подобрать однокоренное
морко в ь – морко вн ый
ду б – ду бр ава
оши б ка — оши бл ись
по звонкости и глухости:
б – п, в – ф, г – к, з – с, д – т, ж – ш
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й .
Если слышишь парный звук,Будь внимательней, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ
в СЕРЕДИНЕ слова
1. изменить форму слова
1. подставить слово «НЕТ »
тру б ка – нет тру бо к
2. подставить слово «НЕТ»
огоро д – нет огоро да
2. назвать ласково
кру ж ка — кру же чка
3. назвать ласково
гла з – гла зи к
3. подобрать однокоренное
гри б ки — гри бн ой
4. подобрать однокоренное
морко в ь – морко вн ый
ду б – ду бр ава
оши б ка — оши бл ись
Видео
Ответы
1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.
3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:
погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гуДки (гудок);
- флаЖки (флажок);
- гриБ (грибы);
- глаЗ (глаза);
- прыЖки (прыжок);
- лоДка (лодочка);
- лошаДь (лошади);
- зуБ (зубы).
8. Выберите правильный вариант:
ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.
9. Вставьте буквы в тексте:
ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаЗки.
- Как душисты ягоДки земляники!
- На гряДках посеяна моркоВка.
- ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
- ЛоДка плыла по озеру.
- БереГ постепенно приближается.
- СтороЖ не спит.
- Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
- ЁЖ шуршит в кустах.
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
- (суп) густ – (над речкой) куст;
- (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
- кора (дуба) – (высокая) гора;
- (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
- (букет) роз — (мальчик) рос;
- (новый) дом – (толстый) том.
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
ОпределениеЗвонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
ОпределениеГлухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- ж ёлудь [ж о л у т’]
- про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- ш о́рох [ш о р а х]
- ш ёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
- корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
- правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
- выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- кра б [п]
- покро в [ф]
- сапо г [к]
- горо д [т]
- молодё ж ь [ш]
- отка з [с].
Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коро б ка [п]
- колдо в ство [ф]
- коври ж ка [ш]
- дога д ка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- откли к («к» или «г»)
- ерала ш («ш» или «ж»)
- голо с («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- про с ьба [з’]
- о т бить [д]
- с грузить [з].
Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Смотрите больше примеров с парными согласными.
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.ОпределениеЗвонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а]
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.ОпределениеГлухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
- мо рковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а];
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными л, м, н, р, в.
Например:
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг,космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др..
Парные согласные — правило, примеры, таблица
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
ОпределениеЗвонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
ОпределениеГлухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- ж ёлудь [ж о л у т’]
- про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- ш о́рох [ш о р а х]
- ш ёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- кра б [п]
- покро в [ф]
- сапо г [к]
- горо д [т]
- молодё ж ь [ш]
- отка з [с].
ОпределениеОглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коро б ка [п]
- колдо в ство [ф]
- коври ж ка [ш]
- дога д ка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
- откли к («к» или «г»)
- ерала ш («ш» или «ж»)
- голо с («с» или «з»).
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- про с ьба [з’]
- о т бить [д]
- с грузить [з].
ОпределениеОзвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Дополнительный материалСмотрите больше примеров с парными согласными.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
ПравилоВ слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
- молодё ж ь — много молодёжи;
- ерала ш — нет ералаша;
- коро б ка — много коробок;
- коври ж ка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
- пля ж — пляжный;
- скла д ка -складывать;
- оши б ка — ошибочка, ошибочный;
- ла п ка — лапа, лапочка;
- пово з ка — возить;
- руба ш ка — рубашечный.
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
Правописание парных согласных в корне слов
Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.
Парные согласные
Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.
Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:
- столб (п) — проверочное — столбы
- мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
- бород (т)ка — проверочное — борода
Правописание слов с парной согласной в корне
При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:
- написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
- проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
- проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.
Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».
Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:
- в конце слов (например, чиж);
- когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.
Правописание в третьем классе
В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.
Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.
Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.
Примеры
Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:
- Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
- Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
- Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
- Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».
Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.