Плавание Фернандо Магеллана: первое кругосветное путешествие и его значение

1519−1522. Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

Великие географические открытия конца XIV – начала XV веков стали прямым следствием экономического и технического развития Европы, а также возросших запросов общества. Все дальние путешествия этого периода были связаны не с абстрактными научными поисками, а с необходимостью проложить пути на Восток с его ценными товарами. Плавания Колумба и Васко да Гамы значительно расширили границы знакомого европейцам мира, а первое кругосветное плавание Фернана Магеллана дало цельное и очень близкое к современному представление о размерах планеты.

Поиск пути на Восток

Европа закупала на Востоке пряности, благовония, жемчуг, драгоценные камни, шелк с давних времен, но к XIV веку связи этих двух регионов усложнились. Караванные пути, ведущие в Китай через Центральную Азию, стали небезопасными после начала распада империи Моголов. Одновременно и торговые маршруты, проходящие через Ближний Восток и Средиземноморское побережье, оказались под контролем Османской империи. Последняя регулярно воевала с европейскими державами, а в мирные времена собирала огромные пошлины с транзита товаров.

Восточные товары за время долгого и опасного пути и так увеличивали свою стоимость в несколько раз, а турецкие пошлины и риски купцов и вовсе делали их непомерно дорогими. Однако несмотря на цену, в Европе расширялся круг потребителей, как и количество желающих заняться прибыльной дальней торговлей.

Еще одной проблемой стала нехватка средств платежа — своих месторождений металлов в Европе не хватало, поэтому поиск территорий с дешевым золотом для отливки монет стало насущной необходимостью. К тому же золото веками уходило на Восток, потому что кроме него Европа мало что могла предложить Индии и Китаю. Таким образом, от поиска новых линий коммуникаций с Азией в обход османских владений зависело экономическое благосостояние Европы.

К тому времени она обладала достаточным уровнем технического и научного развития, чтобы предпринимать морские экспедиции в сторону Атлантики и Индийского океана. Существовали достаточно точные навигационные приборы, на верфях строились маневренные и прочные каравеллы, а математика и астрономия помогали морякам ориентироваться даже вдали от берегов.

Теория шарообразной Земли в то время была очень популярной, но расположение и размеры континентов европейцы представляли плохо. Они достаточно хорошо знали конфигурацию берегов Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, но все, что было за этими границами, оставалось под мраком слухов и легенд. Впрочем, идея о возможности попасть в Азию через Атлантику не давала покоя европейским правителям и заставляла финансировать рискованные экспедиции.

Открытия Колумба и Васко да Гамы

Первыми поиски морских путей на Восток начали Испания и Португалия. Последняя находилась в стороне от сухопутных торговых путей, но обладала открытым выходом в Атлантику и непосредственно соседствовала с Африкой. Начиная с 1415 года, когда португальцы захватили марокканский порт Сеута, они продвигались вдоль африканского побережья, а в 1497-1499 году Васко да Гама обогнул Африку и добрался до Индии.

Фернан Магеллан

Еще до путешествия Васко да Гамы генуэзец Христофор Колумб увлек испанских королей Фердинанда и Изабеллу идеей о поиске западного морского пути. В 1492 году была открыта Америка, которую еще полтора десятка лет считали частью Азии и называли Вест-Индией (Западной Индией).

Конкурирующие Португалия и Испания в 1494 году урегулировали вопрос о контроле над новооткрытыми территориями. Тордесильясский договор разделил Атлантику по меридиану, проходившему к западу от Канарских островов. Испанцы закрепили за собой права на Вест-Индию, а португальцам остались активно осваиваемые ими земли вдоль побережья Африки.

Вест-Индия разочаровала европейцев — золота там было мало, пряности заметно уступали восточным. Постепенно новый континент стал восприниматься лишь как барьер между Европой и богатствами Востока.

Стремление преодолеть его стало причиной активных поисков юго-западного прохода — пролива между Атлантикой и неведомым морем, за которым лежала Азия. В 1513 году отряд испанца Васко Нуньеса де Бальбоа через Панамский перешеек вышел к Тихому океану и назвал его Южным морем. Это стало началом череды экспедиций в этом направлении, но чаще всего за пролив принимали устье реки Парана и искали именно там.

Путь через Атлантику

В 1518 году с проектом по поиску пролива к королю Испании обратился 38-летний португалец Фернан Магеллан. В юности он служил при португальском королевском дворе, затем много лет был моряком на Востоке и в Африке, а также занимался торговлей, но богатств не нажил. После несправедливого обвинения в хищениях и отказа в увеличении размера королевского пособия, полагавшегося ему как придворному, оскорбленный несправедливостью Магеллан решил перейти на службу королю Испании.

Магеллан предложил королю Испании провести флотилию к Южному морю через юго-западный проход. Он предполагал пройти Южную Америку и добраться до Молуккских остров в Индонезии, в случае неудачи мореплаватель намерен был развернуться и достичь конечной цели путешествия традиционным путем, через Индийский океан.

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

В августе следующего года Магеллан повел пять кораблей типа «нау» через Атлантику. Этот маршрут к тому времени был относительно разведан и до устья Параны флотилия добралась без особых неприятностей.

Читайте также:
Владимиро-Суздальское княжество: географическое положение, развитие, культура

Вскоре моряки убедились, что пролива там нет и Магеллан настоял на продвижении в южном направлении вдоль бразильских берегов. Никаких объяснений по поводу своих решений он не давал ни команде, ни офицерам, что едва не стоило ему командования.

Испанская команда, а особенно ее офицеры, не доверяли португальцу Магеллану. Едва ли не с самого начала плавания они затевали заговоры против руководителя экспедиции, конфликты на кораблях вспыхивали регулярно. Когда Магеллан направил корабли вдоль Южной Америки, офицеры под предлогом отсутствия письменных указаний о маршруте, как это было принято морскими правилами, попытались поднять бунт. Впрочем, мятеж был быстро подавлен.

В конце ноября 1519 года испанцы достигли берега и несколько месяцев плыли вдоль южноамериканских берегов. Проблемы с продовольствием решались за счет охоты и рыболовства, однако когда корабли дошли до побережья Патагонии и остановились на зимовку в пустынной бухте Сан-Хулиан рационы были существенно урезаны.

Во время четырехмесячной стоянки погиб корабль «Св. Яков», а с ним утонули и все припасы на его борту. Потеряв еще два месяца на починку кораблей в бухте Санта-Крус, Магеллан 18 октября 1520 года двинулся дальше на юг.

Путь через Тихий океан

21 октября корабли добрались до южной оконечности Америки и искомого пролива. Участники экспедиции дали названия Огненной Земле и Патагонии, а юго-западный проход позднее получил имя самого Магеллана.

Пролив Магеллана

Плавание по незнакомому проливу было опасным — с востока дули штормовые ветры, а грунт плохо держал якоря. Магеллан потерял еще одно судно, «Св. Антоний», но на этот раз причиной было дезертирство — корабль ушел в разведку и не вернулся. Через полгода он причалил в порту Севильи, а вся команда была арестована.

28 ноября 1520 года флотилия, уменьшившаяся до трех кораблей, вышла на просторы Южного моря и несколько недель плыла вдоль побережья. Вероятно, Магеллан хотел убедиться, что Америка не смыкается с Азией, а также искал попутные юго-восточные ветра.

Примерно в конце декабря корабли повернули в открытые воды. Экспедиции удивительно повезло — за те три месяца, пока моряки пересекали океан, они не увидели ни одной бури, поэтому впоследствии назвали его Тихим. Впрочем, плавание не было легким — припасов катастрофически не хватало, началась эпидемия цинги, унесшая жизни 19 человек.

В марте 1521 года мореплаватели достигли первых островов, названных Магелланскими. Через некоторое время экспедиция открыла еще один архипелаг, который через двадцать лет был назван Филиппинами в честь короля Испании Филиппа II. На этих островах Магеллан и погиб — он хотел закрепиться на новооткрытых землях и вмешался в местные междоусобицы, во время одной из которых 27 апреля 1521 года был убит туземцами. Судьба его останков осталась неизвестной.

Уже через четыре дня на экспедицию вновь напали местные жители, убив 20 или 30 человек, что, вероятно, стало следствием бесчинств оставшихся без контроля моряков. Корабли вынуждены были спешно выйти в открытое море, хотя нуждались в ремонте, не успели погрузить воду и продовольствие, не смогли взять на борт местных, способных указать путь.

В экспедиции осталось около 150 человек, многие из них были ранены и больны. В таком составе справиться с управлением тремя кораблями было слишком сложно, поэтому один из кораблей сожгли, сняв предварительно груз.

Смерть Магеллана

Возвращение домой

Плавание продолжилось, хотя большую часть пути морякам пришлось голодать. Корабли достигли Брунея, исламского султаната на островах Малайзии, 9 июля 1521 года. После попытки брунейцев захватить экспедицию суда вновь спешно покинули порт. Впрочем, на этот раз они успели запастись продовольствием.

Еще несколько месяцев испанские корабли передвигались от острова к острову в морях Сулу и Сулавеси — покупали пряности, занимались пиратством. Наконец, 8 ноября 1521 года экспедиция добралась до Молуккских островов. Через полтора месяца, загруженные продовольствием, водой, тюками с гвоздикой, корабли взяли курс домой.

Два оставшихся судна направились домой разными путями. Один двинулся обратно в Тихий океан, но в итоге не смог преодолеть океанские течения. По пути половина команды погибла от тропических болезней, а сам корабль в итоге попал в руки португальцев.

«Виктория» — единственный вернувшийся корабль экспедиции Магеллана. Деталь карты Абрахама Ортелия

Кругосветное путешествие завершило второе судно «Виктория», которое пересекло Индийский океан, избежало захвата португальцами и вернулось в Севилью в 1522 году. Из 280 человек, отплывших на поиски пролива три года назад, на родину в разное время возвратилось лишь 36 — из них 18 прибыли с «Викторией», остальные вернулись после португальского плена или дезертирства.

Капитан Х. С. Элькано, который привел «Викторию» обратно в Испанию, некогда был одним из участников мятежа против Магеллана и стремился прежде всего оправдать себя. На следственной комиссии он утверждал, что португалец Магеллан шел против королевских инструкций и сам провоцировал бунты, чтобы расправиться с испанскими капитанами. Впрочем, доводам Элькано следственная комиссия вряд ли поверила — во всяком случае с Магеллана сняли подозрения в измене, а его гибель признали героической.

Последствия экспедиции

Итоги экспедиции Магеллана обострили и без того непростые отношения между Испанией и Португалией, так как Тордесильясский договор не регулировал раздел сфер влияния в Тихом океане. Демаркационную линию следовало продолжить через Северный и Южный полюсы.

Читайте также:
Полтавская битва 1709 года: кратко и главное о бое, дата и описание сражения, важные моменты

Испания объявила своими ряд территорий в Южной Америке, острова Тихого океана и часть Малайского архипелага, включая Филиппины и Молукки. Последние впоследствии император Карл отдал Португалии за немалые отступные.

Экспедиция Магеллана имела огромное научное значение. До этого теория о шарообразности Земли оставалась бездоказательной, но первое кругосветное путешествие установило истинность этого предположения. Кроме того, было доказано единство Мирового океана и опровергнуто мнение античных авторов, что большую часть Земли составляет суша.

Впрочем, практические результаты плавания Магеллана оказались скромными, так как маршрут на Восток через Тихий океан оказался несоизмеримо опасным и долгим. «Виктория» доставила достаточно пряностей, чтобы окупить экспедицию, но людские потери были слишком большими. В 1525 году по следам Магеллана была отправлена большая испанская эскадра, большая часть которой сгинула в пути.

Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана – история и основные события экспедиции

Долгое время люди не знали о том, что Земля имеет форму шара. Впервые такое предположение было высказано ещё в Древней Греции в VI в. до н.э. Окончательно доказать шарообразность могло бы кругосветное плавание, в ходе которого корабль должен обойти всю планету и вернуться в исходную точку, однако технологии древности не позволяли совершить это. Лишь в XVI в. португалец Фернан Магеллан, руководивший испанскими кораблями, смог обогнуть планету.

Идея путешествия

На самом деле путешествие Магеллана было не научным, а коммерческим. Португальцы в конце XV в. смогли организовать морскую торговлю с Индией и получали за счет своей монополии сказочные прибыли. Их корабли огибали Африку с юга и попадали из Атлантики в Индийский океан. Ещё в 1492 г. Христофор Колумб предложил испанцам альтернативный маршрут. По его замыслу, в Индию можно было попасть, плывя на запад, так как планета имеет форму шара. Однако в результате своей экспедиции Колумб открыл Новый Свет, Америку, а маршрут в Индию так и не нашел.

Магеллан предложил испанскому монарху снова попробовать найти путь в Индийский океан, плывя ещё дальше на запад. Расчеты, произведенные астрономом Руем Фалейру, показывали, что такой маршрут до Островов пряностей (Молуккские острова) должен быть короче маршрута португальцев. Испанский король Карл I согласился помочь в организации плавания. При этом предполагалось, что после нахождения пути к Молуккским островам экспедиция по тому же маршрут вернется домой, не совершая кругосветного плавания.

Состав экспедиции

Всего под командование Магеллана выделялось 5 кораблей:

  • «Тринидад»;
  • «Сан-Антонио»;
  • «Консепсьон»;
  • «Виктория»;
  • «Сантьяго».

Общая численность экипажа оценивается в 265-280 человек. С собою испанцы вязли продовольствия на два года, а для торговли на борт погрузли женские украшения, ткани и ртуть, которой приписывали лечебные свойства. Также экспедиция была вооружена 70 пушками на случай конфликтов с туземцами. Двумя суднами командовали португальцы, а тремя – испанцы. В море корабли вышли 20 сентября 1519 года из порта Санлукар-де-Баррамеда.

Плавание к берегам Бразилии и попытка мятежа

Первоочередной задачей экспедиции был поиск прохода, позволяющего пройти из Атлантического океана в Тихий. Ещё в 1513 году испанские конкистадоры видели на панамском перешейке огромный океан, омывающий побережье Америки с запада, названный ими «Южным морем», однако они не знали, как в него попасть. На тот момент исследователи американского берега добрались только до залива Ла-Платы, причем они ошибочно полагали, что это и есть пролив в Южное море.

Магеллан не посвящал других капитанов в маршрут плавания, а просто требовал, чтобы они плыли вслед за ним. Это создавало напряжение между членами экспедиции. Хан де Картахена, возглавлявший «Сан-Антонио», начал нарушать субординацию, называя Магеллана капитаном, а не капитан-генералом. Через некоторое время португалец был вынужден арестовать его.

29 ноября корабли достигли берега Южной Америки и далее плыли на юг вдоль ее берега. 26 декабря они достигли Ла-Платы, однако выяснилось, что этот залив является эстуарием реки, а не проливом. Экспедиция поплыла дальше на юг, пока 31 марта 1520 года не начала зимовать в бухте Святого Юлиана.

Здесь произошел мятеж. Недовольные Магелланом испанцы освободили Картахену и захватили три корабля, при этом был убит один человек. Португальцу удается неожиданно захватить «Викторию», а потом взять на абордаж и остальные два судна. Мятеж был подавлен. 40 человек были приговорены к смерти, но 37 из них сразу же были помилованы. Одного мятежника, совершившего убийство, казнили, а Картахену и ещё одного священника просто высадили на берег.

Поиск пролива

В мае был потерян корабль «Сантьяго», который отправился на разведку на юг. Лишь 18 октября экспедиция двинулась на поиски пролива. Уже 21 октября они достигают пролива, который позже назовут Магеллановым. Преодоление водоема протяженностью 575 км заняло у кораблей 38 дней. При этом на евро«Сан-Антонио» был поднят бунт в тот момент, когда судно находилось в разведке. Захвативший его Эстебан Гомиш решил возвращаться назад в Испанию, а Магеллан так ничего и не узнал о судьбе потерянного корабля.

Читайте также:
Дата и историческое значение разгрома хазарского каганата великим воином Святославом

«Сан-Антонио» был поднят бунт в тот момент, когда судно находилось в разведке. Захвативший его Эстебан Гомиш решил возвращаться назад в Испанию, а Магеллан так ничего и не узнал о судьбе потерянного корабля.

Преодоление Тихого океана

После выхода в океан экспедиция взяла курс на северо-запад. Ожидалось, что берега Индии будут найдены очень скоро. Однако экспедиции пришлось проплыть более 17 тыс. км по водной глади в течение 3 месяцев и 20 дней. При этом корабли ни разу не попали в шторм. Именно из-за этого Магеллан и назвал океан Тихим. Испанцы наблюдали два острова из архипелагов Туамоту и Лайн, но не высаживались на них. Наконец, 6 марта 1521 года им удалось высадиться на острове Гуам. Местные жители обворовывали экспедицию, поэтому Магеллан поплыл на запад и 17 марта высадился на необитаемом острове Хомонхом.

Общение с населением Филиппинских островов

Экспедиция оказалась в районе Филиппинских островов, где было весьма цивилизованное население. Сначала события для испанцев развивались хорошо. Им удавалось за товары из Европы получать у туземцев золото. Правитель острова Себу раджа Хумабон настолько был впечатлен мощью испанцев, что признал над собой власть испанского короля и даже крестился. Магеллан начал подталкивать других вождей переходить под власть Хумабона.

Однако правитель острова Мактан не желал этого. Испанцы решили напасть на него, но из-за плохого планирования боевых действий были разгромлены, а сам Фернан Магеллан погиб.

После этого местные жители поняли, что они переоценили мощь европейцев. Хумабон пригласил союзников на обед, где неожиданно предал их и устроил бойню. Экспедиции пришлось срочно покинуть Филиппинские острова.

Прибытие на Молуккские острова и путь домой

Несколько месяцев испанцы искали расположенные совсем рядом Молуккские острова. Найдя их, они закупили специями и решили отправляться в Испанию. При этом судно «Консепьон» уже было оставлено и сожжено командой. Также стало известно, что португальцы охотятся за их суднами и собираются захватить их в плен.

Испанцы решили разделиться. «Тринидад» поплыл на восток к Центральной Америке, где располагались испанские колонии, а «Виктория» взяла курс на запад, чтобы обогнуть Африку и попасть в Испанию. Из-за встречного ветра «Тринидад» был вынужден вернуться к Молуккским островам, где он пленен португальцами.

«Виктория», которой после смерти Магеллана командовал Хуан Себастьян Элькано, 22 января 1522 г. отплыла от островов Пряностей. Корабль с большим трудом дошел до мыса Доброй Надежды, а часть изможденной команды предлагала добровольно сдаться португальцам. Тем не менее Элькано продолжил плыть в Европу.

Еды и даже воды катастрофически не хватало. 9 июля «Виктории» пришлось зайти в португальский порт на островах Зеленого мыса, чтобы пополнить запасы продовольствия. Испанцы обманули португальцев, сказав, что они только вышли из Европы, но из-за поломки вынуждены были здесь причалить. Сначала португальцы поверили в это и отправили к «Виктории» две лодки с рисом, но потом они арестовали 13 человек из команды, которые хотели закупить ещё продовольствия. Корабль в спешке покинул остров.

6 сентября 1522 г. «Виктория» с 18 выжившими моряками вернулась в Испанию. Позже ещё 17 человек, плененных португальцами, вернулись на родину.

Итоги

Хотя экспедиция и окупила себя и даже принесла огромную прибыль, больше испанцы не пользовались найденным торговым маршрутом из-за его протяженности и сложности. Лишь в 1577-1580 г. состоялось второе в истории кругосветное путешествие под командованием Френсиса Дрейка.

Первое кругосветное плавание Ф.Магеллана и его значение

Фернандо Магеллан, или по-португальски Фернан де Магальяшу, родился в Португалии, в маленьком селении Саборожа, в провинции Тразош-Монтиш, около 1480 года. Магеллан происходил из дворянского рода и свою юность, подобно всем молодым идальго того времени, провел при дворе короля Мануэля в должности пажа. Неизвестно, долго ли пробыл Магеллан в Африке, известно только, что он в 1508 году был уже в Португалии, где в это время снаряжалась экспедиция для новых открытий в Малайском архипелаге. Благодаря изучению географических вопросов у Магеллана зародился план достигнуть богатых островов пряностей, следуя не по обычному пути, мимо Африки и Индии, а через западный Атлантический океан, объехав материк Южной Америки. Магеллан, признавая шарообразность земли, предполагал, что западный путь будет прямее и, следовательно, короче восточного.

Эта идея западного пути к берегам Азии, как известно, была идеей Колумба. Магеллан рассказал о своем плане лиссабонскому космографу Руй Фалейру, который одобрил этот план и посоветовал Магеллану обратиться к королю Мануэлю. Однако король отверг предложение Магеллана. Тогда Магеллан покинул Португалию и переселился в Испанию. 20 октября 1517 года он прибыл в Севилью, План Магеллана был принят королем, и Магеллан был назначен адмиралом и начальником экспедиции, состоящей из пяти кораблей и 265 человек экипажа. В июле 1519 года все приготовления к отплытию были окончены. Гонимые попутным ветром корабли Магеллана направились на север вдоль западного берега Южной Америки. Магеллан хотел подняться в более теплые широты, чтобы затем вновь направиться на запад. 27 января Магеллан достиг 16 градуса южной широты и здесь повернул на запад.

Читайте также:
Кто такие большевики и за что боролись: краткая информация

Вскоре берег американского материка скрылся с глаз, и корабли очутились среди совершенно неведомой безбрежной водной пустыни океана. Магеллан дал название этому новому океану Тихий, так как сравнительно с Атлантическим, здесь Магеллан меньше встречал бурь. Плавание по океану продолжалось целых четыре месяца и сопровождалось неимоверными лишениями. Съестных припасов почти совершенно не было, пресная вода вся испортилась и мореплаватели вынуждены были питаться гнилыми сухарями и крысами. Среди таких бедствий и лишений мореплаватели плыли неизвестно куда, и это еще больше убивало их энергию. За три месяца плавания по Тихому океану 19 человек умерло и около 13 были больны. Все считали себя обреченными на смерть. Между там в океане не встречалось ни одного острова. Лишь в одном месте океана мореплаватели увидели два острова, но на них не нашли ничего, что могла бы поддержать их силы.

Магеллан назвал эти острова Несчастными. Недалеко от острова Себу находился другой остров, Мактан, раджа которого, признавший ранее верховенство раджи Себу, некоторое время не хотел платить ему дани. Когда раджа острова Себу рассказал Магеллану об этом, то Магеллан решил оказать услугу новому вассалу Испании и вместе с тем показать туземцам превосходство оружия и военного искусства европейцев. Он предложил радже отправиться на Мактан и наказать возмутившегося раджу. 26 апреля три шлюпки, на которых поместилось 60 солдат, и около тридцати туземных лодок, на которых находились раджа Себу, его племянник и множество воинов, отправились к острову Мактан. Один индеец метнул бамбуковое копье прямо в лицо капитана, но последний тут же убил его своим копьем, застрявшим в теле индейца.

Затем, пытаясь вытащить меч, он обнажил его только до половины, так как был ранен в руку бамбуковым копьем. При виде этого на него накинулись все туземцы. Один из них ранил его в левую ногу большим тесаком, похожим на турецкий палаш, но еще более широким. Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки».Магеллан был убит 27 апреля 1521 года на 41 году своей жизни. Хотя цели своего путешествия – Молуккских островов – он так и не достиг, но зато прошел труднейшую часть пути, открыл пролив у южной оконечности Америки и первым переплыл через величайший океан земного шара.

С географической точки зрения значение этого первого кругосветного путешествия было огромно. Оно явилось поворотным пунктом, который отделяет древний период в области землеведения от новой эпохи. До Магеллана шарообразность Земли хоть теоретически хоть и признавалась учеными, но все же учение о шарообразности Земли было всего лишь умственным построением. Возвращение же корабля «Виктория», отправившегося на запад, с востока было сильнейшим аргументом в системе доказательств, что Земля представляет собой большой шар. Путешествие Магеллана и де Элькано способствовало, таким образом, распространению и укреплению в умах людей несколько странной для человеческого ума идеи о шарообразности Земли. Перед убедительной силой факта не могло устоять никакое предвзятое мнение, и плавание «Виктории» нанесло еще один мощный удар по прежним космографическим представлениям.

Тот факт, что Земля представляет собой огромный шар, свободно висящий в пространстве, имел огромное влияние на все человеческое мышление, перед человеческим умом сразу открылись необъятные горизонты, и перед человеком невольно встал новый вопрос: если наша Земля представляет собой шар, и, следовательно, является таким же небесным телом, как Солнце и Луна, то, может быть, она не стоит неподвижно, а обращается вокруг Солнца вместе с другими планетами? Эту мысль постарался обосновать и доказать астроном Николай Коперник, который издал свою знаменитую книгу об обращении Земли в 1548 году, то есть спустя двадцать один год после возвращения из кругосветного путешествия Хуан-Себастьяна де Элькано.

Первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана

Португальский мореплаватель Фернандо (Фернан) Магеллан известен своим кругосветным плаванием. В статье содержится рассказ об этом путешествии.

Цель похода

Целью экспедиции была разведка торговых путей к Молуккским островам (современная Индонезия), которые современники называли Островами пряностей.

Изначально экспедиция планировалась, как коммерческое предприятие, так как маршрут в Индию пролегал в зоне, принадлежащей Португалии. Испания желала узнать альтернативный путь к островам, откуда поступали пряности, приносящие огромный доход владельцу.

Будущее путешествие не считалось трудным, так как по представлению современников Индия находилась недалеко от Америки, а путь в Америку был хорошо известен испанским морякам.

Фернан Магеллан

Рис. 1. Фернан Магеллан.

Начало похода

Кругосветное плавание Магеллана началось в сентябре 1519 года и продолжалось 3 года. Были оснащены 5 кораблей, загружены провиантом из расчета двухлетнего похода.

Читайте также:
Поход Олега на Киев, объединение земель Киева и Новгорода

За 2 месяца эскадра пересекла Атлантику, достигнув берегов Бразилии, и двинулась к вдоль берега на юг. При обследовании устья Параны стало ясно, что это часть реки, а не пролив в соседний океан.

Сохраняя южное направление, эскадра продолжила плавание и, не дойдя до оконечности Южной Америки, остановилась на зимовку. Здесь, на 49-й параллели, капитан с трудом подавил мятеж команды 2-х кораблей.

Маршрут кругосветного плавания Фернана Магеллана

Рис. 2. Маршрут кругосветного плавания Фернана Магеллана.

Вперед, через Тихий океан!

С середины мая до конца октября корабли пытались обнаружить пролив в Тихий океан. Наконец, путь был найден, 38 дней эскадра лавировала между островами. В конце ноября 1520 года флотилия вышла в Тихий океан.

Впоследствии извилистый пролив между Огненной Землей и Южной Америкой был назван Магеллановым проливом.

Плавание через океан было спокойным, погода благоприятствовала, не было ни одного шторма. Именно тогда океан получил свое имя. Однако для моряков это было трудное время из-за голода и цинги. Размер океана оказался неожиданным, продуктов не хватило, острова, где можно было пополнить запасы не встретились. Погибло почти 30 человек.

Пройдя более 17 тыс. км за 4 месяца, испанцы высадились на Филлипинских островах.

Гибель Магеллана

Стремясь подчинить испанской короне как можно больше островов, испанцы действовали подкупом и хитростью. Однако, не все вожди признали новую власть. Во время вооруженного нападения на один из непокорных островов Магеллан был убит вождем Лапу-Лапу. Сегодня на этом месте сохранился обелиск, установленный испанскими властями. Рядом построен храм с памятником, посвященные Лапу-Лапу, который на Филиппинах считается национальным героем.

Рис. 3. Обелиск на месте гибели Магеллана.

После гибели Магеллана единственный уцелевший корабль под командованием испанского мореплавателя Элькано направился на запад и в сентябре 1522 года вернулся в Испанию с грузом пряностей. С ним вернулись 18 человек из 230 моряков, внесенных в списки 3 года назад.

Что мы узнали?

В статье кратко описано первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана, приведена дата начала экспедиции. Мы узнали, в каких трудных условиях находились мореплаватели в XVI веке, как совершались открытия того времени.

Фернан Магеллан

Фернан Магеллан

Португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан (Магальяйнш) родился в португальской дворянской семье в 1480 г. Известно, что Фернан рано стал сиротой и мальчиком служил пажом при дворе королевы Элеоноры. Затем Фернан учился в знаменитой мореходной школе, основанной принцем Энрике Мореплавателем, а после ее окончания принимал участие в португальских морских разведывательных экспедициях в Индийском океане.

Фернан Магеллан возглавлял экспедицию, которая совершила первое кругосветное плавание. Корабль под его командованием первым из европейских кораблей проследовал из Атлантического в Тихий океан по ранее неизвестному европейцам проливу между южной оконечностью материка Южная Америка и архипелагом Огненная Земля. Позже этот пролив был назван именем Магеллана. 27 апреля 1521 г. на острове Мактан в архипелаге Филиппинских островов Магеллан был убит аборигенами.

Первая кругосветная экспедиция

В марте 1518 г. перед испанским Советом по делам Индий предстал португальский мореплаватель Фернан Магеллан. Он заявил, что готов отыскать новый путь к желанным Молуккским островам – истинной родине пряностей, пройдя через известный ему пролив из Атлантики в Южное море. Магеллан обещал испанским монархам опередить португальцев, которые приближались к этой земле с востока – из Индийского океана. К этому времени (в 1498 г.) португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Теперь, огибая Африку, португальские корабли постепенно продвигались на восток, к архипелагу Зондских и Молуккских островов. Надо сказать, что Магеллан предлагал свой план и португальскому королю Мануэлу, но он показался монарху слишком авантюрным и был отвергнут. А испанцы поверили дерзкому португальцу: испанский король Карл I приказал снарядить флотилию из пяти кораблей.

В инструкции, которую дал испанский король Карл I Магеллану, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова».

20 сентября 1519 г. «Сан-Антонио», «Тринидад», «Виктория», «Сантьяго» и «Консепсьон» с командой из 265 человек вышли из Испании. В январе 1520 г. они достигли устья реки Ла-Платы на южноамериканском континенте и продолжили путь вдоль побережья материка, обследовав около 2000 км. В поисках пролива корабли заходили во все бухты, были открыты заливы Сан-Матиас и Сан-Хорхе на земле, которую Магеллан назвал Патагонией. В марте 1520 г. в бухте Сан-Хулиан, где зазимовала экспедиция, на трех судах вспыхнул мятеж. Испанские моряки опасались предстоящих трудностей и не желали подчиняться португальцу.

Ф. Галле. Аллегория плавания Магеллана вокруг света. XVI в.

На фрагменте старинной карты изображен Магелланов пролив

Магеллан подавил мятеж и в августе двинулся дальше на юг на четырех кораблях («Сантьяго» разбился). 21 октября 1520 г. корабли вошли в пролив, названный капитаном проливом Всех Святых (позднее его переименовали в Магелланов). Следуя по нему, мореплаватель обнаружил к югу архипелаг Огненная Земля. Маневрировать в узком извилистом проливе оказалось очень непросто, экипаж корабля «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул обратно в Испанию.

Читайте также:
Абсолютная монархия — это безграничная власть, её черты и особенности в России и Европе

28 ноября 1520 г. Магеллан на трех оставшихся кораблях вышел в огромный неизвестный океан – Южное море. Плавание, которое продолжалось более трех месяцев, было на удивление спокойным, мореплаватели страдали лишь от недостатка провизии и пресной воды. За «кроткий нрав» океану дали имя «Тихий». Корабли прошли по его водам более 17 000 км. В марте 1521 г. Магеллан открыл три острова из Марианского архипелага, а затем Филиппинские острова (Самар, Минданао и Себу). Все вновь открытые земли он провозглашал владениями испанского короля. 27 апреля 1521 г. Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит туземцами на острове Мактан (Филиппины).

Корабль Магеллана «Виктория». Фрагмент карты Ортелия. XVI в.

Маршрут первого кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана

Маршрут первого кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана 1519-1521 гг. Крестом обозначено место гибели Ф. Магеллана в 1521 г.

После смерти Магеллана экспедицию возглавил испанец Хуан Себастьян Элькано. Находясь недалеко от конечной цели путешествия, флотилия потратила несколько месяцев, петляя в островном лабиринте. Наконец, «Тринидад» и «Виктория» бросили якорь у Молуккских островов («Консепсьон» обветшал и его сожгли). Ожидания испанцев оправдались: здесь им удалось закупить столько пряностей, что доходы от их продажи в Португалии с лихвой покрыли все издержки экспедиции. Морякам предстоял обратный путь на родину. Решено было отправить «Тринидад» через Тихий океан к Панаме, где находились испанские владения, а «Виктория» взяла курс на запад – к африканскому континенту.

Хуан Себастьян Элькано. Неизвестный художник. XVII в.

Через некоторое время «Тринидад» из-за сильных встречных ветров вынужден был повернуть назад, и был захвачен в плен португальцами. Большинство моряков затем погибли на каторге в Индии. В это время «Виктория» под командованием Элькано упорно следовала в Испанию. Обойдя мыс Доброй Надежды, корабль с голодной измученной командой с большой осторожностью двигался вдоль африканского континента. Испанцы опасались попасть на глаза португальцам, которые контролировали эти воды. Попадись им «Виктория», корабль непременно бы разграбили, а с командой расправились. И все же пресной воды и съестных запасов было так мало, что «Виктория» рискнула остановиться на португальских островах Зеленого Мыса. Для португальцев придумали легенду, что корабль потерпел крушение у экватора и нуждается в пополнении припасов. Однако португальцы заподозрили неладное и задержали испанскую лодку с моряками, тогда «Виктория» спешно отошла от островов.

Обидно было бы теперь, когда до цели осталось несколько месяцев пути, попасть в плен к португальцам и перечеркнуть все замечательные достижения кругосветного плавания. Надо сказать, что Магеллан не планировал плыть вокруг земного шара, он получил от испанского короля приказ возглавить коммерческую экспедицию и собирался после достижения Молуккских островов вернуться тем же путем в Испанию. Элькано же сознательно продолжал путь на запад, выбрав кругосветный маршрут из Юго-Восточной Азии в Испанию.

Навигационные инструменты. XV–XVI вв.

В сентябре 1522 г. «Виктория», единственная из пяти кораблей флотилии Магеллана, добралась до берегов Испании. На борту было всего 18 выживших мореплавателей. Позже четверых из 55 членов команды «Тринидада» освободили и доставили в Испанию, а также выкупили из португальского плена 13 членов команды, которых оставили в лодке у островов Зеленого Мыса.

Капитан «Виктории» Хуан Себастьян Элькано (испанец баскского происхождения) был обласкан испанским монархом. Элькано отправился в экспедицию Магеллана, спасаясь от разорения и тюрьмы, а вернулся настоящим героем. Карл I наградил Элькано личным гербом, на котором был изображен земной шар и начертаны слова: «Ты первый обогнул меня», а также назначил ежегодную пенсию. Участвуя в следующем плавании (в 1526 г.) к «островам пряностей» под командованием адмирала Лоаиса, которое оказалось чрезвычайно изнурительным, Элькано умер.

Молуккские острова выкупил у испанцев португальский король за 350 тысяч золотых дукатов.

Торговля пряностями на Молуккских островах. Фрагмент карты из атласа «Всемирная космография». XVI в.

Вклад в географию

Магеллан и Элькано совершили первое кругосветное путешествие и на практике доказали шарообразность Земли. Открыли западный путь из Европы к восточным берегам Евразии и «островам пряностей». Впервые был пройден Тихий океан.

А Земля правда круглая? Что открыл миру Магеллан в первом кругосветном путешествии

Автор

Эпоха великих географических открытий – один из самых удивительных периодов в нашей истории. Постепенно раздвигались границы мира и на карту наносились новые острова, страны и целые континенты. Первое кругосветное путешествия буквально открыло людям глаза на нашу планету, и карта мира вдруг стала почти в два раза больше! Однако за все эти открытия пришлось поплатиться тысячью жизней. Кто же были эти смельчаки, впервые прошедшие кругом света, и что с ними случилось в пути?

История первого кругосветного путешествия

Самое первое кругосветное путешествие случилось в 1519–1522 годах. Кругосветным оно стало совершенно случайно и изначально задумывалось, как обычная коммерческая экспедиция. Однако это путешествие принесло крайне значимые для человечества открытия:

  • Только после первой кругосветной экспедиции люди окончательно убедились, что Земля круглая;
  • Во время плавания был впервые пройден Тихий океан и, наконец, стали ясны реальные размеры мира;
  • Впервые был отмечен феномен смены часовых поясов;
  • В результате этого плавания свои названия получили Тихий океан, Патагония и архипелаг Огненная земля.

Карта мира до открытия Тихого океана и Австралии

Подготовка первой кругосветной экспедиции началась задолго до самого плавания. В то время в мире господствовали две великие державы — Испания и Португалия. Между ними был поделен весь мир. Испании достались западные просторы до Америки, а Португалия контролировала путь на восток в Индию. Однако американский континент не приносил Испании такой же выгоды, как португальцам восточные страны. К тому же спорными оставались далекие и богатые Острова специй (Молуккские острова в современной Индонезии).

Читайте также:
Как появился человек на земле: теории и гипотезы происхождения предков современного вида

В 1517 году португальский мореплаватель Фернан Магеллан, уже несколько лет собиравший сведения о таинственном пути из Америки в Индию, прибывает в Испанию и пытается найти финансирование на свою экспедицию. Магеллан, заручившись расчетами своего друга-астронома Руи Фалейру, пытается убедить севильскую «Палату Контрактров», отвечающую за морские экспедиции, что найдет путь к заветным Островам специй, пройдя через Америку. К тому же он убежден, что острова находятся в испанской части земного шара. Ведь его друг и мореплаватель Франсишку Серран писал, что Острова специй расположены очень далеко от Индии. А значит, они должны быть совсем близко к испанской Америке!

Однако представители «Палаты» португальцу не поверили. Помог Магеллану один из испанских чиновников Хуан де Аранда. С помощью своих связей он устроил аудиенцию в королевском дворе, которая и принесла Магеллану необходимые финансы. За это чиновник потребовал 1/8 от прибыли, полученной по возвращению из экспедиции.

Корабли Фернана Магеллана

Испанское правительство снарядило в плавание 5 кораблей с двухгодичным запасом провианта и товаром для торговли по пути. Магеллан командовал «Тринидадом», Жуан Серран, брат Франсишку Серрана, встал за штурвал «Сантьяго», ну а во главу оставшихся трех кораблей поставили испанцев.

По документам суммарно на всех судах находилось 230 моряков. Однако общая численность экипажей могла доходить до 280 человек. К команде Магеллана присоединялись сверхштатные участники, к примеру, итальянский летописец Антонио Пигафетта, да и рабов, отправившихся в плавание в качестве слуг, никто не считал. Всего на подготовку к экспедиции было потрачено 8 миллионов испанских мараведи (монета в 3,46 граммов золота).

Сколько длилось первое кругосветное путешествие?

Первое кругосветное путешествие началось 20 сентября 1519 года, а единственный уцелевший в плавании корабль «Виктория» с 18 участниками экспедиции на борту вернулся в порт Севильи 6 сентября 1522 года. Итого первое в истории человечества кругосветное плавание продлилось 1082 дня. Правда, не все это время экспедиция находилась в море, на ее пути предстояла длительная зимовка в Патагонии, войны за господство на Филиппинах и даже мятежи на борту!

Карта кругосветного путешествия Фернана Магеллана

Переход из Атлантики в Тихий океан

29 ноября 1519 года флотилия Магеллана достигла берегов Южной Америки в районе устья реки Ла-Плата. Сейчас здесь находятся две столицы — аргентинский Буэнос-Айрес и уругвайский Монтевидео. По информации от плавающих у берегов Южной Америки кораблей, именно здесь находился заветный пролив, по которому можно было добраться в Азию. Однако отправленное на разведку судно принесло неутешительные новости — это всего лишь широкое устье большой реки.

Магеллан принял решение двигаться на юг вдоль береговой линии вплоть до 75 параллели южной широты. И если на пути не встретится пролив, то повернуть в обратную сторону и дойти до Островов специй через мыс Доброй Надежды. Забегая вперед, скажем, что нужный путь экспедиция нашла значительно выше на 52 параллели! Сейчас он называется Магеллановым проливом и отделяет архипелаг Огненная земля от континентальной Аргентины.

А пока на пути к заветному проливу экспедиции встречались лишь бури, которые напрочь измотали моряков. К тому же приближалась зима. Поэтому, не доплыв до желанного пролива, корабли встали на зимовку в бухте Санта-Крус. Стоянка продлилась до 24 августа 1520 года и далась экспедиции крайне тяжело. Еще в мае разбился корабль «Сантьяго», попавший в шторм недалеко от бухты. Кроме того, в результате мятежа, устроенного испанцами, экспедиция лишилась одного моряка и оставила на суше капитана Хуана де Картахена и бортового священника — зачинщиков мятежа. Больше о них ничего не слышали.

И казалось бы, 21 октября 1520 года вышедшая в путь экспедиция достигла нужного пролива, но здесь ей пришлось расстаться с еще одним кораблем «Сан-Антонио». Уставшие от постоянных бурь, измученные и напуганные недостатком провизии и полной неопределенностью впереди, моряки просто повернули корабль назад и сбежали в Испанию. Оставшиеся три корабля «Тринидад», «Консепсьон» и «Виктория» почти 40 дней плутали по лабиринтам пролива вдоль островов Огненной земли.

Мятеж во время экспедиции Фернана Магеллана

Через Тихий океан к заветным островам

28 ноября 1520 года экспедиция выходит в Тихий океан! Размеры его стали настоящей неожиданностью для моряков. Они-то предполагали что до заветных Островов специй осталось всего ничего, а впереди их ждали 17 тысяч километров водной глади и почти 4 месяца плавания. Хорошо еще, что в океане установилась спокойная погода и корабли прошли его без особых потерь. За это Магеллан назвал океан «тихим».

6 марта 1521 года экспедиция достигает первого обитаемого острова Гуам. Однако общение с местными жителями не складывается. Аборигены с удовольствием начинают торговлю, но под шумок тащат с корабля все, что плохо лежит. В результате рассердившиеся моряки забирают провизию, сжигают местную деревню и уплывают с этого прозванного «воровским» острова. Через несколько дней они достигают Филиппин — первые из европейцев.

Читайте также:
Какие есть чудеса света древности, сколько их и список чудес света современности, восьмое чудо света

7 апреля 1521 года Магеллан высаживается в богатом порту на острове Себу. Местный правитель Хуманбон, впечатленный силой европейского оружия, переходит под покровительство испанского монарха. Ну а Магеллан в погоне за прибылью и новыми землями начинает завоевывать соседние острова. Во время одного из сражений на острове Мактан он и погибает. После поражения раджа Хуманбон решает прогнать испанцев со своей земли и убивает несколько десятков участников экспедиции. Остальные вынуждены бежать к Островам специй.

Гибель Фернана Магеллана

Конец первого кругосветного путешествия

Еще несколько месяцев понадобилось морякам, чтобы достичь Молуккских островов. Правда, вернуться домой с богатой добычей специй посчастливилось не всем. Корабль «Консепсьон» пришел в такую негодность, что команда его затопила. «Тринидад» удалось починить, и судно отплыло на восток — назад в испанские владения в Америке. Однако в пути было захвачено португальцами, а команда взята в плен. «Виктория» отправилась на запад, где, с трудом обогнув Африку, несколько месяцев без остановки шла на север, мечтая добраться до испанских берегов.

Правда, 9 июля 1522 года пришлось-таки сделать одну отчаянную остановку на португальских островах Зеленого мыса. Новоиспеченный капитан экспедиции Хуан Себастьян Элькано решил пополнить закончившиеся запасы провизии, обманув местный гарнизон и утаив историю своей экспедиции. Однако высадившиеся на берег 13 моряков были взяты в плен. «Виктории» опять пришлось наспех уплывать. И только 6 сентября 1522 года ее злоключения, а с ними и самое первое кругосветное путешествие, были закончены — корабль вошел в порт испанской Севильи.

Несмотря на то, что в процессе плавания погибли, пропали или были взяты в плен большинство членов экипажа, да и целыми вернулись только два из снаряженных кораблей, экспедицию признали успешной. Доходы от продажи привезенного товара позволили покрыть все затраты на путешествие и сверх того принесли значительную прибыль. Да и португальский монарх поверил в принадлежность Островов специй Испании и выкупил их за 350 тысяч дукатов (по 3,5 грамма золота в каждой монете).

Памятник Фернану Магеллану в Чили

Кто командовал экспедицией, совершившей первое кругосветное путешествие?

Командующим первой кругосветной экспедицией был португалец Фернан Магеллан. Это была его собственная идея — найти путь на запад из Европы в Азию. С ней-то он и обратился к португальскому монарху, но поддержку не нашел и был вынужден отправиться за поиском финансирования в Испанию.

К тому времени 37-летний Магеллан уже был опытным мореплавателем и солдатом. В 1505 году он отправился в Индию в качестве сверхштатного воина. Во время плавания участвовал в захвате кенийской Момбасы. Позже из Индии он вновь вернулся в Африку, где присоединился к подавлению местного восстания и участвовал в строительстве Мозамбика.

В 1509 году Магеллан в составе эскадры Сикейра совершил первое плавание в Малакку. Несколько недель в Малакке прошли мирно и большинство из моряков много времени проводили на берегу. Однако местные жители спланировали захват португальских кораблей и неожиданно напали на них. Находившийся в то время на одном из суден, Магеллан отправляется на шлюпке на флагманский корабль, чтобы предупредить адмирала Сикейру. Благодаря ему португальцам удается отстоять флотилию. Однако почти весь экипаж на суше убит малайцами. Спастись с берега получилось только у небольшой группы моряков — за ними на шлюпке приплыл опять же Магеллан. Среди уцелевших был Франсишку Серран. После этого случая молодые люди стали лучшими друзьями. И именно Серран подтолкнул Магеллана к первому кругосветному плаванию.

Портрет Фернана Магеллана

Однако Магеллану не удалось закончить экспедицию. После его гибели командование берет на себя Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). До плавания с Магелланом этот испанец баскского происхождения служил наемным солдатом в Италии, затем приобрел себе торговый корабль, с которым участвовал в осаде Триполи. Но влез в долги, был вынужден продать судно и вернулся в Севилью, где и присоединился к экспедиции Магеллана. После завершения мореплавания Элькано был удостоен собственного герба, на котором испанский император Карл V распорядился изобразить земной шар с надписью на латыни «Ты первый обогнул меня» (Primus circumdedisti me).

Ну а если уж быть совсем честными, то первым человеком, обогнувший земной шар, стал раб Магеллана — Энрике де Малакка. Родился он на острове Суматра и жил в Малакке. После захвата города португальцами, там его и купил Фернан Магеллан, а после взял с собой в экспедицию в качестве слуги и переводчика. Когда экспедиция прошла Тихий океан и высадилась на филиппинских островах, Энрике завершил свое кругосветное путешествие — первым из всех людей на земле. После гибели Магеллана он покинул корабль и больше об Энрике де Малакка ничего не слышали.

Читайте также:
Значение Брестского мирного договора для Советского государства

Фернан Магеллан

История первого кругосветного плавания. Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан — биография

Фернан Магеллан – испанский мореплаватель португальского происхождения, первым за всю историю совершивший кругосветное путешествие. Его именем назван пролив, несколько географических объектов на Земле и в космосе.

Сложно себе представить, как в 16 веке на деревянных кораблях, без высокотехнологичного оборудования и средств связи, человек смог осуществить кругосветное путешествие. Однако Фернану Магеллану это удалось: он не просто воплотил в жизнь мечту Колумба, но и сделал ряд важнейших географических открытий.

Детство и юность

Точных сведений о дате и месте рождения великого мореплавателя нет. Ранняя биография Магеллана до сих пор является предметом дискуссий исследователей истории.

Годом рождения путешественника принято считать 1480-й. А дальше у ученых возникают разногласия: одни называют дату 17 октября, другие же считают, что день его рождения – 20 ноября. Родным городом Фернана мог быть Порт либо Саброза – в этом вопросе единого мнения также нет.

Известно, что родители мальчика были небогатыми людьми, но имели старинные дворянские корни. Отец Руй ди Магальяйнш состоял на военной службе, а мать скорее всего была домохозяйкой: кроме Фернана, в семье подрастало еще четыре наследника.

Фернан Магеллан

В подростковом возрасте будущего мореплавателя отдали в услужение жене португальского монарха Жуана II Совершенного Леоноре Ависской. Придворные церемонии и развлечения королевского двора юношу мало интересовали. Он предпочитал ходить в дворцовую библиотеку, где мог часами изучать книги по астрономии и навигации.

Молодой паж прослужил при дворе около двенадцати лет, после чего ушел добровольцем на королевский флот.

Военные экспедиции

К концу 15 века португальцами уже было налажено морское сообщение с Индией. Фернан присоединился к отважным мореплавателям Франсишку ди Альмейды, и вскоре 25-летний новобранец принял участие в завоевании восточных территорий.

В течение пяти лет Магеллан служил во благо родной страны. После этого он попытался вернуться в Португалию, но определенные обстоятельства заставили его задержаться в Индии. Безупречная служба и доблесть принесли молодому человеку офицерское звание и уважение среди моряков.

В Лиссабон Фернан вернулся в 1512 году. В отличие от военных, гражданские его подвиги не оценили и встретили без особых почестей.

Сражаясь против повстанцев в Марокко, солдат получил серьезное ранение в ногу, из-за чего он до конца жизни хромал. Это обстоятельство вынудило мореплавателя покинуть ряды военного флота.

Могут быть знакомы

Великое кругосветное путешествие

Еще будучи пажом, Магеллан много времени провел в секретных архивах португальского монарха, где наткнулся на несколько интересных документов. Одним из них оказалась старинная карта, составленная путешественником Мартином Бейхемом. На схеме предшественника Фернан увидел пролив между неизведанным Южным морем и Атлантическим океаном. Карта не покидала голову юноши долгие годы, и в конце концов вдохновила его на далекое путешествие.

Фернан Магеллан

Добившись личного приема у короля, будущий первооткрыватель стал просить его об организации морской экспедиции. Правитель ответил отказом, припомнив военному его самовольное поведение во время подавления марокканского восстания, которое разгневало португальского короля Мануэла Первого. Кроме того, в этот период все силы флота были брошены на завоевание Индии со стороны Африки. Задумку Магеллана монарх счел нецелесообразной.

Отказ короля и его упреки Фернан перенес тяжело. Он решил покинуть родину и поселиться в Испании, купив собственный дом. В солнечной стране путешественник продолжил развивать идею кругосветной экспедиции.

В 15-16 веках Европа испытывала потребность в восточных специях, которые доставлялись с большим трудом, а поэтому и ценились наравне с золотом. Торговцы пряностями в те времена были весьма состоятельными людьми.

Найти кратчайший путь к индийским сокровищницам со специями было главным смыслом морских кампаний. Находясь в Испании, Магеллан связался с «Палатой контрактов» и предложил осуществить выгодную для всех идею кругосветной экспедиции. Однако и здесь бывший военный наткнулся на стену непонимания и недоверия.

Узнав о планах Фернана, состоятельный человек по имени Хуан де Аранда предложил ему помощь в обмен на 20% от выручки. Разумеется, при условии, что экспедиция окажется удачной. Но тут Магеллану поступило более выгодное предложение, согласно которому он отдавал лишь 1/8 часть прибыли.

Фернан Магеллан

В то время документ Папы Римского от 1493 года являлся главным правоустанавливающим законом для мореплавателей. Он гласил, что вновь открытые территории в направлении востока оставались за Португалией, а западные земли отходили Испании. Правитель последней и дал добро на морскую кампанию Магеллана, подписав соответствующий указ в марте 1518 года. Испанский монарх рассчитывал, что в ходе экспедиции удастся доказать принадлежность индийских островов к западу, и все несметные богатства в виде пряностей будут принадлежать его стране.

Мореплавателям король посулил двадцатую часть от всех сокровищ, привезенных из экспедиции. Для осуществления путешествия было подготовлено пять кораблей с двухгодовым запасом провианта. Флагманским судном стал «Тринидад», отправившийся в путь под командованием Фернана Магеллана.

Остальными кораблями управляли испанские аристократы, которые то и дело устраивали конфликты. Они были возмущены тем фактом, что во главе такой масштабной экспедиции стоит португалец и отказывались ему подчиняться. Недовольство усиливалось еще и потому, что Магеллан не делился с ними планом действий. Несмотря на то, что испанский монарх повелел всем капитанам безоговорочно подчиняться Фернану, они продолжали гнуть свою линию и даже сговорились избавиться от португальца при удобном случае.

Читайте также:
Ништадтский мирный договор - время заключения, предшествующие события и текст

Единственным человеком, на кого главнокомандующий мог положиться в столь опасном мероприятии, был его друг Руй Фалейра. Но принять участие в экспедиции астроном не смог из-за начавшихся припадком безумия.

Осенью 1519-го корабли под командованием Магеллана вышли из порта Сан-Лукарс и взяли курс на Канарские острова. Так началось великое кругосветное путешествие, подарившее миру несколько грандиозных открытий.

Фернан Магеллан

Флотилия медленно продвигалась по восточному побережью Южной Америки: моряки пытались найти то самое Южное море, увиденное Фернаном на карте немецкого географа. Первым открытием стал архипелаг Огненная Земля, обнаруженный на юге континента. Поначалу путешественники решили, что группа островов необитаема. Проплывая мимо архипелага ночью, моряки увидели несколько десятков огоньков. Магеллан предположил, что это действующие вулканы, из-за чего и нарек архипелаг таким именем. Однако вскоре выяснилось, что он заблуждался: огни оказались ничем иным, как разожженными индейцами кострами.

Корабли пересекли участок между Огненной Землей и Патагонией. После преодоления пролива, именуемого теперь Магеллановым, мореплаватели вышли в Тихий океан.

Кругосветное путешествие Магеллана открыло человечеству новые территории и доказало, что Земля имеет шарообразную форму. Из всей флотилии в гавань Севильи вернулся лишь один корабль под командованием Хуана Себастьяна Элькано. На борту находилось 18 изможденных моряков, перенесших за 1081 день путешествия голод, отсутствие воды и гибель товарищей.

Личная жизнь

Хоть Фернан Магеллан и был потомком дворян, внешность его скорее была крестьянской. Путешественник имел невысокий рост, коренастое телосложение и довольно простые черты лица. Сам же мореход говорил, что человека следует судить не по внешности, а по его делам.

Переехав в Испанию, Фернан познакомился с эмигрантом из Португалии Диего Барбозой и его прекрасной дочерью Беатриче. Между молодыми людьми возникла симпатия, и вскоре они поженились. В 1519-м супруга подарила мореплавателю первенца. К сожалению, из-за болезни мальчик скончался. Беатриче забеременела еще раз, но во время тяжелых родов умерла, как и ребенок во чреве. Таким образом, знаменитый мореплаватель потомков после себя не оставил.

Смерть

Несмотря на масштабную подготовку перед плаванием, провиант у путешественников закончился уже через несколько месяцев. Сохранились записи участников экспедиции, рассказывающие о том, что морякам приходилось жевать паруса и другие снасти, хоть как-то похожие на еду. Более двадцати членов команды скончались от голода и цинги.

Наконец путешественники достигли Филиппинских островов, которые Фернан поначалу назвал архипелагом Святого Лазаря. На долгожданной суше мореходы наконец смогли восполнить запасы продовольствия и пресной воды. Можно было продолжать путь, но тут у Магеллана возник конфликт с местным вождем Мактаном Лапу-Лупу, воспротивившимся новым порядкам.

Тогда португалец решил выдвинуть против Мактана военную экспедицию. Таким образом он рассчитывал показать коренным жителям испанскую мощь и бесполезность сопротивления новым хозяевам.

Здесь великий мореплаватель допустил серьезную ошибку. Он переоценил возможности своего недостаточно подготовленного войска и недооценил ловкость аборигенов.

Из-за специфического рельефа побережья кораблям не удалось подойти к острову на расстояние, достаточное для поддержки десанта огнем. Помимо этого, туземцы уже успели изучить оружие европейцев и определить его слабые стороны. Они быстро перемещались по знакомой с детства территории острова, не давая захватчикам прицелиться. Сами же атаковали незащищенные броней ноги солдат. Вскоре перевес оказался на стороне хозяев, и испанские воины были вынуждены предаться бегству. Во время отступления Фернан Магеллан был убит. Это произошло в конце апреля 1521 года.

После потери главнокомандующего и большей части войска судно «Виктория» под управлением Элькано продолжило путь. Капитан и большая часть команды решили во что бы то ни стало достичь берегов Испании. С трудом обогнув мыс Доброй Надежды, корабль почти два месяца следовал вдоль побережья Африки к северо-западу.

В начале июля 1522-го изношенная «Виктория» с полуживыми моряками подошла к Зеленому Мысу, находившемуся в португальских владениях. Избежать остановки здесь не представлялось возможным – экипаж попросту не выдержал бы отсутствия питья и провианта. Задерживаться здесь долго моряки не стали: слишком велика была угроза нападения португальцев. Судно двинулось на запад, таким образом завершая кругосветную экспедицию.

В сентябре капитан Хуан Себастьян Элькано привел «Викторию» в порт Севильи. Восемнадцать обессиленных моряков и полуразвалившееся судно – все, что осталось от мощной флотилии из пяти кораблей.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: