Поэма Пушкина “Цыганы”: краткое содержание, пересказ и анализ произведения

«Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина.

Александр Пушкин оказался в ссылке за то, что написал едкие и злободневные эпиграммы на графа Алексея Аракчеева и государя Александра I. Эпиграммы в короткий срок распространились в списках по всему Петербургу, что и стало причиной сурового наказания поэта. Изначально Александра Сергеевича и вовсе хотели выслать в Сибирь или на Соловецкие острова. Но за него вступились влиятельные друзья (Василий Жуковский, Николай Карамзин, Петр Чаадаев), и приговор был смягчен на ссылку в южные губернии Российской империи. Таким образом поэт оказался в Крыму и на Кавказе.



Жанр и направление

Произведение «Цыганы» «подхватывает» направление романтизма и относится к жанру — поэма. Внутренняя «тюрьма» в противовес свободе раскрывает главного героя, развенчивая его образ и переходя к реализму — только-только зарождавшемуся направлению в культуре.

У Пушкина можно насчитать не так уж много романтических произведений, но, тем не менее, он успевает создать свой собственный, индивидуальный стиль. Многие читатели будущих лет хвалили поэму Александра Сергеевича за понимание истинной любви и свободы.

Краткое содержание поэмы «Цыганы»

Главные герои поэмы «Цыганы» – юноша Алеко, цыганка Земфира и ее отец.

Алеко – юноша, который ушел от сытой городской жизни искать свободы и счастья. Автор вскользь упоминает, что молодой человек преследуется законом, но, судя по всему, он при этом хорошо образован и начитан. Автор почти ничего не сообщает нам о прошлом Алеко и не раскрывает, что же за преступление он совершил. Читатель видит юношу в тот момент, когда тот знакомится с красивой молодой цыганкой Земфирой и просит принять его в табор.

Читайте также: Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Чинопочитание и угодливость» (ЕГЭ по русскому языку)

Земфира очарована им и приводит избранника к своему отцу. Старик соглашается принять юношу, с его благословения юношу принимает к себе весь табор.

И.Богдеско. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Цыганы» 1966

Желанная свобода от городских правил и условностей, любовь красавицы Земфиры, рождение у них ребенка должны были сделать юношу счастливым. Но этого так и не произошло. Сначала в его сердце закралась тайная грусть, причину которой он и сам не мог понять. А позднее он узнал, что Земфира разлюбила его и тайно встречается с молодым цыганом. Ревность и обида стеснили сердце Алеко, он подкараулил влюбленную парочку, достал кинжал и убил обоих.

Когда об этом узнал отец Земфиры, он не сразу поверил! Он объяснил юноше, что настоящая любовь не терпит собственничества и эгоизма, она не может жить в тисках. Если женщина полюбила другого, цыган отпускает ее, так как в любом случае силой невозможно вернуть ее расположение. Так когда-то произошло с самим стариком – его жена Мариула (мать Земфиры) полюбила другого и ушла, бросив ребенка. Но Алеко не в силах понять и принять такой образ мыслей..

«Цыганы»

Вардгес Акопович Суреньянц (1860-1921). Земфира. 1898

Старик просит юношу покинуть табор, так как цыгане не хотят жить рядом с убийцей, который не признает их жизненные принципы. Алеко и сам не желает больше оставаться в таборе. Поэма заканчивается тем, что цыгане «шумною толпою» снимаются с места. И лишь одна кибитка остается в чистом поле. Дальнейшую судьбу Алеко мы не знаем.

Главные герои

Алеко – юноша, изгнанник, который присоединился к цыганам, был влюблен в Земфиру; узнав о ее измене, убил цыганку и ее возлюбленного.

Земфира – молодая свободолюбивая цыганка, была влюблена в Алеко, но затем полюбила другого.

Старик – отец Земфиры.

А ещё у нас есть:

  • для самых занятых — Читательский дневник «Цыганы»

Анализ поэмы «Цыганы»

Романтический герой

Поэмой «Цыганы» завершается определенный период в творчестве Пушкина, которому исследователи дали два названия: «южный» и «байронический». Первое, разумеется, относится к территориальному нахождению поэта во время написания произведений. Второе же возникло из-за увлечения Александра Сергеевича творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Именно у Байрона он увидел образ романтического героя, который ищет свободы от общественных правил, норм и условностей. Такие персонажи всегда блестяще образованы и даже превосходят окружающих своим умом, они легко пленяют сердца самых завидных барышень своей харизмой и загадочностью.

Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры.

Но при этом эти мужчины высокомерны и глубоко эгоистичны, они не готовы брать ответственность ни за что и ни за кого, всю жизнь они слоняются по свету в поисках некоей «правды», «истины» и «свободы», но так и не находят ее и полностью разочаровываются. Пренебрежение правилами и законами нередко заканчивается тем, что такие герои вольно или невольно идут на преступление. Позднее Владимир Набоков метко подметил, что все «байроновские герои» не в ладу ни с адом, ни с раем, ни с богами, ни с родом человеческим.

И если в своих первых «байронических» поэмах Александр Пушкин во многом разделял взгляды британца, наделяя своих главных героев именно такими чертами (вспомним, узника из «Кавказского пленника»), то в «Цыганах» он показывает читателю, что такой персонаж не может претендовать на звание «положительного героя» и в тексте прямо показывает свое негативное отношение к нему.

Читайте также:
Сказка о царе Салтане: главная мысль, план произведения, краткое содержание

Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры. 1862

«Цыганы» также называют последней романтической поэмой Пушкина. В ней нашел отражение творческий кризис самого автора и глубинные изменения в его мировоззрении. Поэт разрушает ореол, витающий над «романтическим героем», но так как поэт пока и сам не знает, чем же можно заменить старые идеалы, он оставляет финал произведения таким мрачным.

Побег от общества

Итак, все произведения в романтическом стиле начала XIX века так или иначе затрагивали тему побега героя от цивилизации. В некоей дикой воле они видели свободу и счастье. В «Цыганах» же Пушкин развенчивает этот миф: он показывает, что эта идея сама по себе фальшива и утопична.

Алеко, сбежав от городской жизни и не желая нести наказание за совершенное преступление, мечтает обрести легкость свободы и искренность чувств. Ему кажется, что он может легко вписаться в беззаботную жизнь цыган.

И поначалу эта иллюзия в нем крепнет. Но вскоре юноша ловит себя на какой-то невнятной тоске, причины которой не ясны даже ему самому. Алеко невдомек, что скучает он по городскому комфорту, обществу образованных людей, т.е. по своей привычной среде. Возможно, что-то подобное испытал и сам Пушкин, когда кочевал по степям Бессарабии в таборе цыган.

Такая разная «свобода»

Измена женщины в кругу цыган не считается преступлением. Их понятия о морали сильно отличаются от норм светского общества. Поэт не случайно ввел в сюжет историю Мариулы. Она точно также когда-то оставила отца Земфиры, и никто не считал этот поступок ни стыдным, ни позорным. В этом выражается свобода воли для цыган – свобода испытывать чувства и следовать за ними.

Алеко же расценивает измену Земфиры как покушение на свои права и не может оставить это безнаказанным. И когда юноша, ослепленный ревностью, убивает возлюбленную и ее нового избранника, цыгане изгоняют его из табора. Тогда Алеко (вместе с читателями) понимает, что даже у цыган есть свои законы, правила и мораль. Просто они делают акцент на иных моментах, нежели в светском обществе. Старик верно определяет главную причину всех бед Алеко, называя его гордым, злым, эгоистичным, «с робкою душою».

Неизвестный художник. «Цыгане шумною толпой…»

Таким образом, в «Цыганах» герой Пушкина оказывается выброшенным не только из цивилизованного мира, но и из мира дикой природы. Александр Сергеевич показывает нам, что герой, презирающий любые законы, нормы, традиции – жестокий, черствый человек, способный на самое тяжкое преступление и даже на убийство. Он преступает не только общественные, но и общечеловеческие законы.

Вместе с тем поэт разрушает миф и о тотальной цыганской свободе. Описание деталей быта показывает нам, что это необразованный и нищий народ, и даже свобода в действиях, передвижении и любви не приносит им долгожданного счастья.

Начало истории

События разворачиваются на просторах Бессарабии, по степям которой кочуют многочисленные цыганские таборы. Действия происходят ночью, когда кочевники пребывают в крепком сне, и только старый мужчина сидит у костра и не смыкает глаз. Он ждет свою дочь Земфиру, красивую девушку, которая ушла гулять с юношей, но припозднилась.

Алеко поделился со старым цыганом своим прошлым: оказывается, он находится в розыске, поэтому и скитается с кочевым народом. Он надеялся, что сможет скрыться от закона. Барон с радушием принял его в свою семью и позволил оставаться столько, сколько нужно. С утра кочевники вновь засобирались в дорогу. Земфира волновалась, она знала, что парень вскоре затоскует по родным краям, по прежней жизни, но тот заверил красавицу, что всегда будет с ней.

Цыган, услышав их беседу, рассказал старинное преданье о человеке, которого в наказание отправили в дальние страны. Но мужчина так и не смог привыкнуть к новым землям, обрести покой, несмотря на то что его окружали добрые и радушные местные жители. Алеко вспомнил эту историю, в ней говорилось о поэте Овидии, он поразился превратностям судьбы.

Целых 2 года юноша скитался с кочевым народом, они объездили много стран. Пропитание он добывал, водя медведя по селам и деревням, развлекая тем самым публику. Ему нравилась такая свободная жизнь: каждый день новое место, новые люди, новые эмоции.

Поэма «Цыганы»в России и за рубежом

В России поэма «Цыганы» не вызвала бурного восторга. Ее назвали нетипичной, идущей вразрез с общепринятыми на тот момент тенденциями. Хотя даже при этом многие фразы из произведения тут же разлетелись на цитаты и крылатые выражения. Однако за рубежом поэма произвела фурор! Уже в 1835 г. Джордж Борроу перевёл песню Земфиры на английский. Вдохновленный «Цыганами» французский писатель Проспер Мериме написал свою известнейшую новеллу «Кармен».

Первая встреча Земфиры и Алеко. Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.

Композитор Сергей Рахманинов в 1892 году написал оперу «Алеко» на сюжет пушкинской поэмы.

Читайте также:
Краткая биография Шолохова; интересные факты жизни писателя; основные даты

Поделиться новостью в Соцсетях:

Основная мысль и анализ

Поэт написал свою трогательную и трагичную поэму в 1824 году. В сюжет вошли наблюдения самого автора, которые он делал, когда жил на юге. В тексте присутствуют автобиографичные элементы. Как и положено жанру, в сочинении проложена одна сюжетная линия, в которую втянуты 3 персонажа.

В произведение рассказывается о вольном цыганском характере и нраве вольного народа. Главной темой являются человеческие страсти. Судьбу главных героев меняют такие личностные качества, как:

  • свободолюбие;
  • эгоизм;
  • ревность.

Автор показывает своим читателям, что свобода не означает счастье. Цыгане не признавали законов, обязательств, действовали по желанию, а не по принуждению. Но герой учитывал лишь собственные интересы, и не признавал чужие. Его эгоизм и стал причиной трагедии.

Произведение включено в школьную программу по литературе. Краткий пересказ поэмы ученики изучают в седьмом классе, поэтому стоит прочитать книгу полностью.

Цель краткого пересказа

Краткое содержание поэмы «Цыганы» помогает читателю:

  • познакомиться с сюжетом поэмы или рассказа, романа;
  • узнать основную мысль и тему произведения;
  • ознакомиться с характерами главных героев, их переживаниями и способностями.

Для кого нужен краткий пересказ?

  • для студентов и учеников;
  • для литературных блогеров, которые выбирают произведение для прочтения;
  • для филологов и учителей, который с помощью краткого описание могут по-новому взглянуть на написанное известным писателем.

Композиция и конфликт

Произведение «Цыганы» имеет линейную композицию со вставкой «рассказ в рассказе», когда старик повествует об измене своей жены. Также Пушкин разбавил повествование лирическими отступлениями и песней цыганки.

В поэме «Цыганы» присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: цивилизации и естественного племенного мира В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и свободные нравы. Любовная линия между Алеко и Земфирой обличает свободу нравов этого «дикого» общества, которую никогда не сможет принять человек из другого мира.

Художественные особенности

В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.

Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?

Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.

«Цыганы» — краткое содержание и пересказ поэмы А. С. Пушкина

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Цыганы», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» написана в 1824 году . Это последняя южная романтическая поэма поэта. Он написал её после того, как несколько дней провёл в таборе цыган в Бессарабии. Полностью поэма была опубликована в 1827 году .

Главные герои поэмы

  • Алеко — романтичный юноша, оставивший город в поисках свободной жизни. Живя в цыганском таборе, он надеялся обрести внутреннюю свободу, но не смог этого сделать, так как был ревнив и эгоистичен.
  • Земфира — красавица-цыганка, беззаботная и легкомысленная.

Другие персонажи

  • Старик — отец Земфиры, мудрый цыган.
  • Молодой цыган — возлюбленный Земфиры.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Юноша Алеко и цыганка Земфира полюбили друг друга. Алеко поменял жизнь в городе на степное приволье. 2 года он кочевал с цыганским табором по степи.

Однажды песня Земфиры и вещий сон открыли ему неверность любимой. Отец Земфиры предложил юноше не препятствовать её счастью, но тот пренебрёг этим советом и заколол Земфиру и молодого цыгана, которого она полюбила. За это цыганы изгнали Алеко из табора.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В цыганский табор, кочующий по Бессарабии, молодая цыганка Земфира ночью привела юношу. Она встретила его в степи, узнала, что «его преследует закон» и он хочет кочевать вместе с цыганами. Зовут его Алеко. Всё это Земфира рассказала своему старому отцу.

Старик сказал, что готов делить с юношей кров и хлеб, что он может кочевать с табором и избрать себе любой промысел: стать кузнецом или ходить по сёлам с ручным медведем и петь песни.

Утром табор двинулся в путь. Девушка спросила Алеко, не жалеет ли он, что бросил «людей отчизны, города». Алеко с пренебрежением отозвался о городах, где живут люди, которые за деньги торгуют своей волей и стыдятся настоящей любви. Он сказал, что желает только, чтобы делить с Земфирой «любовь, досуг и добровольное изгнание».

Старик сказал, что не всегда люди, приученные к неге, любят свободу. Он вспомнил предание о человеке, которого царь изгнал в эти края (в предании отразилась судьба римского поэта Овидия). Этот старый изгнанник тосковал по своей родине.

Читайте также:
Краткий пересказ содержания поэмы «Полтава» Пушкина по главам

Алеко 2 года странствовал с цыганами, он полюбил бродячую жизнь, водил по селениям ручного медведя и пел песни. У него и Земфиры уже росла дочь. Однажды Земфира, качая дитя в люльке, спела песню о ненависти к мужу и любви к другому и затем сказала, что пела её для Алеко.

Когда Алеко уснул, он стал стонать, рыдать и звать во сне Земфиру. Старик сказал дочери, что муж ищет её и во сне, так как она для него дороже всего на свете.

Земфира призналась отцу, что не любит уже мужа, что её сердце просит воли.

Алеко проснулся и сказал, что во сне он видел «страшные мечты». Земфира посоветовала, чтобы он не верил сновидению. Алеко с горечью признался, что не верит даже её сердцу.

Старик заметил, что Алеко стал грустен, и спросил о причине грусти. Юноша ответил, что тоскует из-за того, что Земфира его не любит и неверна ему.

Старик сказал, что сердце женское любит не горестно, как Алеко, а шутя. Он рассказал, что мать Земфиры, Мариула, тоже любила его только год, а потом ушла с цыганом из другого табора, оставив мужа и маленькую дочь.

Алеко спросил, почему же он не убил их, старик ответил, что никто не в силах удержать любовь.

Земфира назначила свидание за курганом над могилой молодому цыгану. Алеко, проснувшись, увидел, что жены нет в шатре, и пошёл по её следу за дальние курганы. Увидел он там 2 тени и услышал шёпот. Цыган уговаривал Земфиру остаться ещё хоть на минуту, но она сказала, что может проснуться муж.

Алеко произнёс: «Проснулся я». Он вонзил в цыгана нож, а затем в Земфиру. Её последние слова были: «Умру любя».

Когда убитые возлюбленные были похоронены, отец Земфиры сказал Алеко, чтобы он оставил табор, так как цыгане не терзают и не казнят, ибо у них нет законов. Им будет страшно жить с Алеко — он смел и зол, а они робки и добры.

Когда табор двинулся в путь, осталась лишь одна телега, крытая старым ковром, но никто не ночевал в ней.

Эпилог

Поэт вспоминает, что встречал на юге страны мирных цыган и часто бродил с ними, слушал их песни. Он понимает, что нет счастья и среди этих вольных людей, так как «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Цыганы» раскрыты темы:

  • истинная и мнимая свобода;
  • любовь и измена.

Основная мысль (идея) поэмы «Цыганы»: человеку трудно отказаться от своего эгоизма. Смена внешний условий жизни не могут изменить характер такого человека.

Поэма учит, что полная «свобода» возможна только ценой подавления свободы другого человека.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»

Цыганы Пушкин краткое содержание для читательского дневника:

По степи кочует табор цыган. Однажды молодая цыганка Земфира приводит в свой табор юношу Алеко. Земфира и Алеко влюблены друг в друга. Алеко вырос в городе в богатой обстановке, но городская жизнь ему не нравится. Он хочет стать вольным цыганом. Судя по всему, Алеко скрывается от властей. Отец Земфиры позволяет юноше остаться в таборе.

Проходит около 2 лет. Алеко привыкает к кочевой жизни. У него и Земфиры рождается дочь. Юная Земфира охладевает к Алеко и влюбляется в другого цыгана. Она поет Алеко песню, в которой намекает о своей любви к другому. Алеко злится и отказывается слушать эту песню. По ночам Алеко стонет и страдает во сне, вероятно, подозревая обман жены. Земфира жалуется отцу, что любовь Алеко ей надоела.

Отец Земфиры решает вмешаться. Он объясняет Алеко, что цыгане — это вольные люди. Он советует Алеко не тосковать о том, что молодая и ветреная Земфира разлюбила его. Старик рассказывает Алеко свою историю о том, как в молодости он полюбил цыганку Мариулу, мать Земфиры. Вскоре Мариула сбежала с другим цыганом, оставив мужа и маленькую дочь. В ответ покинутый цыган простил жену и не стал ей мастить. Выслушав эту историю, Алеко возмущается, как цыган мог простить сбежавшую жену. Алеко заявляет, что сам он не способен простить такую обиду.

В одну из ночей, оставив спящего Алеко, Земфира уходит на свидание с молодым цыганом. Проведя время с возлюбленным, девушка благополучно возвращается в табор. Алеко не замечает ее отсутствия в эту ночь. На следующую ночь Земфира снова идет на тайное свидание. На этот раз Алеко просыпается и видит, что жены нет рядом. Алеко отправляется на поиски и находит Земфиру с ее возлюбленным. Он убивает обоих.

Читайте также:
Иван Тургенев Отцы и дети: история создания и время написания, краткое содержание и проблематика

Табор скорбит и хоронит убитых. Отец Земфиры просит Алеко покинуть табор. Старик объясняет Алеко, что табор живет по своим законам и не хочет иметь дело с Алеко, который нарушает эти законы. Старик считает, что Алеко — злой и смелый человек, а цыгане — робкие и добрые люди. Табор уходит прочь, оставив Алеко одного со своей телегой.

В эпилоге автор рассказывает о том, как он сам когда-то жил в степи в цыганском таборе. Автор был влюблен в ту самую Мариулу (мать Земфиры). По словам автора, цыгане, бродя по пустыне, все-таки не смогли избежать бед и страстей. Автор считает, что человек вообще не способен обрести полное счастье ни в таборе, ни в городе.

Это интересно: Поэму «Полтава» Пушкин написал в 1828 году. На сайте можно читать краткое содержание «Полтавы» по главам. В произведении прослеживаются две сюжетные линии: гражданская, повествующая о Полтавской битве 1709 года, победе Петра и измене Мазепы, а также лирическая, рассказывающая о трагичной любви Мазепы и его крестной дочери Марии Кочубей.

Краткое содержание Пушкин Цыганы

Перед читателем простираются бескрайние степи Бессарабии. По этим степям кочует табор цыган. Вечер. Горит костер. Пасутся кони. За шатром лежит ручной медведь. Близится ночь. Почти все засыпают. Только старик не спит: он ждет свою дочь Земфиру, гуляющую в поле. Наконец Земфира возвращается, но не одна, а с юношей. Земфира объясняет отцу, что этого молодого человека встретила она на прогулке, что он хочет жить по законам цыган. Старик-отец радушен и приглашает юношу пожить в таборе, сколько тот захочет.

Наступает утро. Все просыпаются и отправляются в путь. Юноше почему-то тоскливо. Он не может понять причину грусти. Земфира пытается понять причину угнетенного состояния своего спутника. Она разговаривают. Земфира думает, что ее спутник тоскует об оставленной жизни. Но Алеко успокаивает девушку. Он говорит, что главное в его жизни – это она, Земфира.

Старик-отец слышит разговор молодых и рассказывает им предание о поэте, который был изгнан из Родины, но постоянно тосковал по ней. Алеко невольно узнает в поэте себя.

Проходит два года. Алеко кочует с цыганским табором. Он ощущает волю, чувствует единение с табором. Однажды он слышит, как Земфира поет песню, в которой речь идет об очень неприятном событии для Алеко. Оказывается, девушка его разлюбила. Алеко пытается прервать пение возлюбленной, но она упорно продолжает пение. Алеко осознает, что в их отношениях появился некто третий. Земфира, не таясь, подтверждает это.

Наступает ночь. Земфира будит своего отца и рассказывает ему о том, что Алеко во сне бредит ею. Алеко проснулся, и Земфира уходит к нему. Алеко подозревает Земфиру в измене. На что Земфира говорит, что беседовала со своим отцом. Тогда Алеко рассказывает девушке свои сны и подчеркивает, что в стране грез Земфира изменила ему. Земфира пытается убедить Алеко, что нет смысла верить во сны.

Отец Земфиры разговаривает с Алеко. Убеждает его не тосковать, потому что печаль может привести к смерти. Также он говорит о ветреной женской натуре Земфиры. Алеко непреклонен: он вспоминает «мгновения любви», проведенные с Земфирой и терзает свое сердце больше и больше.

Чтобы утешить Алеко старый цыган рассказывает историю о себе и красавице Мариуле. Что эта история любви несчастна. А плод этой страсти – Земфира. С той поры женщины для старика «умерли». Алеко не понимает, как старик мог простить измену любимой. Сам он говорит, что обязательно отомстил бы в подобной ситуации.

В это время Земфира идет на свидание.

Ночь. Алеко просыпается и не находит Земфиры рядом. Тогда он выходит на улицу и в свете звезд угадывает след Земфиры. Он идет по следу. Внезапно видит два силуэта – это Земфира и ее новый возлюбленный. Алеко захлестывает ревность, и он убивает ножом молодого цыгана. Земфира проклинает Алеко, а он убивает и ее.

Рассвет. Алеко сидит за курганом и передним «два хладных тела». В его руках окровавленный нож. Цыгане прощаются с убиенными и хоронят их. После похорон отец Земфиры просит Алеко, чтобы тот оставил их табор. Цыгане не хотят быть рядом с убийцей.

Финал поэмы: табор ушел. В поле осталась лишь одна телега. Никто не разложил ее на ночь и не развел перед ней костра.

Голосов: 87
Читать краткое содержание Цыганы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Короткий пересказ «Цыганы» Пушкина

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле.

Читайте также:
Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов».

В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен.

Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Краткое содержание

По бескрайним степям Бессарабии кочевал цыганский табор. Однажды красавица цыганка Земфира приводит молодого человека по имени Алеко. С разрешения старого отца он остается жить вместе с ними. Как оказалось, Алеко — городской житель, который скрывается от закона. Ему надоела городская жизнь, и он решает стать свободным. Между молодыми людьми вспыхивает страстное чувство.

Читайте также:
О чём повествует Максим Горький в своём рассказе "Старуха Изергиль", краткое содержание и описание героев

В один из вечеров отец Земфиры рассказал Алеко старинную легенду о том, как в древние времена к цыганам был послан великий поэт Овидий, который не смог справиться с тоской по Риму, и завещал похоронить себя в любимом городе. Юноша, посмеявшись над преданием, заявил, что у него никогда не будет тоски по родине.

Алеко прожил в таборе два года. Его устраивало такое существование. Он зарабатывал на жизнь тем, что водил по деревенским ярмаркам дрессированного медведя. Однажды он услышал, как его возлюбленная поет грустную песню о том, что ее любовь угасла, и она желает новых чувств. От ревности Алеко стал следить за каждым шагом Земфиры. Он злился на девушку. Во снах молодой человек видел ее измену. Земфира жаловалась отцу, что ее тяготит любовь Алеко, и она устала от него.

Отец решил поговорить с юношей. Он сказал, что его сердце человека свободолюбиво, его нельзя запереть или отдавать ему приказы. Старик поведал ему о том, что мать Земфиры, бросила его, сбежав с молодым возлюбленным. Брошенный цыган дал уйти ей, и Алеко должен поступить так же. Молодой человек не понимал, почему старик не убил жену, чтобы отомстить за поруганное чувство. Отец ответил ему, что на земле не существует силы, которая заставит человека любить.

После тяжелого разговора Алеко проснулся среди ночи и не обнаружил Земфиру в шатре. Он бросился на поиски и увидел ее в объятиях молодого цыгана. Обезумев от горя, он убил обоих.

Старик похоронил дочь и ее любовника в степи. После этого табор ушел, а Алеко остался один возле брошенной телеги.

Цыганы

Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

Читайте также:
Определение гротеска в литературе, примеры гротеска и значение термина гротескный

А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож. В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.

Пересказал Э. Л. Безносов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Кратко «Цыганы» А. С. Пушкин

Поэма Александра Пушкина «Цыганы» рассказывает о вольной жизни цыган и о том, что этот народ не терпит над собой никакой власти.

Сюжет: молодая цыганка, влюбившись в русского юношу Алеко, приводит его в табор, а потом охладевает к нему. Ее новым избранником становится молодой цыган. Узнав об измене Алеко убивает неверную возлюбленную вместе с ее любовником. Отец девушки и все цыганское племя изгоняют его из табора.

Очень краткий пересказ поэмы «Цыганы»

Рассказчик описывает беспечную жизнь цыганского племени, кочующего по Бессарабии. Среди цыган – старый отец с дочерью Земфирой. Однажды Земфира влюбляется в Алеко, человека из другого мира, жителя большого города, приводит его в свой табор и знакомит с отцом.

Алеко просит разрешения у старика остаться с цыганами. Молодая пара живет счастливо, кочует вместе с цыганским племенем. У Алеко и Земфиры рождается ребенок.

Но Алеко неспокоен. Все ему кажется, что вот-вот грядет какая-то беда. Однажды предчувствие его сбывается: Земфира охладела к нему и отдала свое сердце другому. Алеко ревнует. Его душа полна жаждой мщения. Он выслеживает возлюбленную и ее кавалера и убивает обоих.

Цыгане хоронит юную пару. Старик отец просит Алеко покинуть табор. Он говорит, что цыгане – народ вольный и добрый, не знает законов и живет мирно. Никто никому не мстит. Алеко – из чуждого мира, ему нужно вернуться к своим.

Главные герои и их характеристика:

  • Старик – пожилой цыган, отец Земфиры, мудрый человек. исполненный внутреннего достоинства, понимания, доброты. Он уважает чувства других, не желает мстить, считает, что человек – вольное создание и никто не имеет право стеснять его свободу.
  • Земфира – молодая красивая цыганка, обладающая пылким нравом и горячим сердцем. Гордая девушка, смелая, живет своими чувствами, а не расчетом. Вольнолюбивая и влюбчивая, отдается своей любви целиком.
  • Алеко – молодой человек выросший в городе, но посчитавший себя не принимающим его оковы. Влюбившись в цыганку, Алеко кажется, что он больше всего ценит волю, и он приходит в цыганское племя, чтобы жить свободно. Однако Алеко хочет воли лишь для себя: позволяет себе думать, будто остальные люди обязаны действовать в соответствии с его представлениями о жизни. Этот юноша способен даже на убийство, если задета его болезненная гордость. В конце поэмы остается в одиночестве.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Молодой цыган – красивый, несколько робкий юноша, влюбленный в Земфиру. Живет чувством к ней. Встречается с ней тайком и молит её о свиданиях.

Краткое содержание поэмы «Цыганы» подробно по главам

Пушкин

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Рассказчик описывает племя цыган, которые шумною толпой по Бессарабии кочуют. Однажды поздним вечером табор готовится ко сну. Слышны смех и песни, отдыхает, от дневных трудов, медведь. Мирно пасутся кони.

Читайте также:
Роман Толстого «Война и мир»: описание, кратчайшее содержание сюжета, оценка критиков

У одного из шатров сидит старик, ожидая молодую дочь Земфиру, которая привыкла к резвой воле и где-то гуляет. Ужин его остыл. Вот она является и ведет за собой юношу. Это Алеко. Молодой человек тоже хочет быть цыганом, просит старика принять его в племя.

Земфира рассказывает отцу, что нашла Алеко в пустыне. Юноша «гоним законом», ему нельзя вести прежнюю жизнь. Потому Земфира зазвала юношу в табор. Алеко желает быть вольным, кочевать, делить и хлеб и кров с теми, кто его примет.

Земфира проникается любовью к юноше, уверена: «Он будет мой». Девушка лелеет в мыслях надежду на то, что Алеко станет ее мужем.

Старик отец разрешает гостю остаться до утра или навсегда, как он пожелает. Предлагает выбрать себе род деятельности: ковать железо или обходить села с медведем, чтобы заработать на хлеб. Алеко остается.

____________

Утром старик будит молодую пару. Земфира и Алеко выходят из шатра. Табор уже готов сняться с места: жилища разобраны, повсюду шум, крики, ведут медведя, громкий рев которого далеко слышен.

Солнце взошло, собаки лают – и табор двигается в путь, в поход. И стар и млад собраны, племя отправляется встречать новый день в новом месте.

____________

Кочевая жизнь цыганского табора продолжалась, и Алеко стал ее равноправным участником. Однако он начал грустить: проливал слезы и уныло глядел порой вдаль, хотя и был теперь вольным жителем мира. С Алеко была Земфира, она его любила, Алеко не знал забот и проводил свои дни на воле. Но душа его была томима безотчетной тоской, в причинах которой он сам не смел себе сознаться. Молодой человек боялся, что счастье скоро кончится, что впереди какая-то беда.

За красным летом приходила теплая осень, цыгане, а с ними Алеко, подобно птичкам божиим, скитались по свету, искали и находили себе пристанище и пропитание, не зная иных забот.

Земфиру беспокоило тоскливое настроение молодого супруга, и она принималась расспрашивать: «Не жалеешь ли о том, что бросил навсегда? Прежнюю сытную жизнь, отчизну, красивые города?». Алеко отвечал: «О чем жалеть? Там, в том мире, нет свободы, там стыдятся любви, истинных чувств, там все ненастоящее и неискреннее. Там люди торгуют волей и «просят денег да цепей».

Земфира напоминает Алеко о «шумных пирах» и «играх» на балах, о богатых уборах дев, на что он отвечает: «Ты лучше их и без дорогих нарядов!». Лишь об одном просит Алеко Земфиру: чтобы она оставалась такой же и по-прежнему любила его.

Старик обращается к Алеко со словами: «Ты любишь нас – хоть рожден среди богатства и неги». Затем отец Земфиры предостерегает Алеко, что так не всегда может продолжаться: все равно воспитание и привычка возьмут верх. Он вспоминает старинное предание, когда к цыганам сослали некоего «полудня жителя» (видимо, жителя южной теплой страны).

Цыгане полюбили его, ловили для него рыбу, давали одежду, предоставили кров и пропитание, а он взамен рассказывал им интересные истории. Но «житель полудня» так и не привык к вольной жизни, тосковал по отчизне до самой смерти.

____________

Кратко «Цыганы» А. С. Пушкин

Прошло два лета. Все так же легко течет жизнь цыганского племени. Цыгане (Алеко вместе с ними) бродят по миру, перевозя за собой свой нехитрый скарб, поют, показывают публике дрессированного медведя, собирают пожертвования с местных жителей. Им чужды «оковы просвещенья».

Алеко, который «с пеньем зверя водит», постепенно привык к такому образу жизни, к «бытью цыганскому», свободно довольствуется малым, не ищет роскоши. Его душа спокойна.

Старик бьет в бубен, Алеко ведет медведя, Земфира собирает деньги за представление. Весь день они обходят попадающиеся селения с табором, вечером всей семьей собираются у очага, варят пшено, ужинают и укладываются спать, чтобы назавтра начать еще один вольный «кочевой» день.

____________

Старик однажды грелся на солнце, а Земфира укачивала родившегося от Алеко ребенка. Алеко услышал странную песню, которую напевала супруга, и побледнел.

Земфира пела о любви, и песня ее была тревожна и мрачна: молодая женщина в песне обращалась к «старому грозному мужу», от которого готова принять любые муки, так как полюбила другого, но не предать свою любовь: «Умираю любя».

Алеко не нравится эта песня, он «не любит диких песен», но Земфира продолжает петь и говорит мужу: «Я песню про тебя пою». С этими словами молодая цыганка уходит. Она дает понять Алеко, что разлюбила его.

Старик рассказывает Алеко, что это старая песня, она, мол, «в наше время сложена»: песню певала еще его жена Мариула, качая колыбель с Земфирой.

Ночью Земфира приходит к отцу: ей страшно, Алеко во сне стонет, рыдает и шепчет имя супруги, зовет ее. А вот Алеко «другое имя произносит» (имя любовника Земфиры). Отец советует не будить мужа. Земфира поверяет отцу свою тайну: она разлюбила Алеко.

Читайте также:
Ремарк «Три товарища» краткое содержание, «Три товарища» Эрих Мария Ремарк

Молодая женщина возвращается к супругу, который просыпается и рассказывает, что ему снились страшные сны, что он не верит никому и ничему, в том числе и ей, Земфире. Своей песней Земфира разбудила в его душе страшные подозрения.

Утром Алеко жалуется старику, что Земфира охладела. В ответ тот советует проще относиться к происходящему, так как сердце женское «любит шутя», а не так, как мужское, то есть «горестно и трудно», и с этим ничего нельзя поделать, нужно просто смириться. Отец Земфиры приводит в пример собственную историю: жена Мариула разлюбила его и ушла с другим вместе с чужим табором, оставив плачущую маленькую Земфиру. С тех пор старику «постыли все девы мира», он воспитывал дочку и ни о чем не жалел.

Алеко не согласен с такой позицией: почему отец Земфиры не догнал изменницу и не покарал и ее, и избранника, «кинжал в сердце» им не вонзил? На это старик отвечал, что нет смысла в такой жестокости: все равно изменить ничего не получится, женщину не вернешь, если из ее сердца ушла любовь.

Алеко же готов мстить.

В ночи слышны голоса: мужской голос просит «еще лобзанье», спрашивает: «Когда свиданье?», женский отвечает: «Пора, мой муж ревнив и зол». Это Земфира и ее любовник: они договариваются о новой встрече.

Свидание назначено на сегодняшнюю ночь. Алеко спит беспокойным сном, наконец просыпается и, не обнаружив рядом супругу, выходит из шатра. Бродит вокруг телег и примечает след, идет по следу. Вдруг видит две тени. На кладбище возле могилы увиделись влюбленные: они целуются, собираются прощаться.

Алеко встревает в разговор. Вид супруга Земфиры страшен: он вооружен ножом. Сначала Алеко вонзает нож в любовника Земфиры, говоря ей: «Теперь дыши его любовью», а потом убивает и ее. Молодая женщина гордо бросает мужу, умирая: «Твои угрозы презираю!»

____________

Утром «на камне гробовом» сидел «с ножом в руках» окровавленный убийца. Возле него лежали два трупа.

Цыгане робкой толпой окружили Алеко. Чуть в стороне копали могилу для усопших. Неподвижно наблюдал за всем происходящим старик отец. Когда погибших опустили в могилу и засыпали яму, Алеко издали смотрел, затем он медленно склонился и свалился с камня на траву.

Тогда поднялся старик и произнес свое слово: «Оставь нас, гордый человек! Мы робки и добры душою, но жить с убийцей не хотим». Отец Земфиры говорит о том, что цыгане – свободное племя, у них нет принуждения, никто никого не убивает, каждому вольная воля.

Шумный табор уходит. Лишь одна повозка, покрытая убогим ковром, остается в степи. Никто не разожжет возле нее огнь, не теплится здесь больше жизнь.

Эпилог

Рассказчик вспоминает о тех днях, когда сам был молод и проводил свои дни вместе с цыганами, которые предоставили ему свои «телеги мирные», бродил с ними по свету, делил с ними скудную пищу. Он был горячо влюблен в «милую Мариулу», чье «имя нежное твердил» постоянно, засыпая в цыганском шатре.

Но счастья, как оказалось, нет и среди этого свободного и бедного племени. «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет», заключает рассказчик.

Кратко об истории создания произведения

«Цыганы» были написаны Александром Сергеевичем Пушкиным в 1824 г., причем работа над поэмой продолжалась длительное время.

Еще в январе 1824 г. поэт сделал первые наброски, затем, уже летом, находясь в ссылке в Михайловском, он продолжил работу над произведением. И только к октябрю появилась та окончательная версия, которую мы знаем сегодня.

У Пушкина была задумана еще дополнительная часть поэмы: монолог Алеко, обращенный к маленькому сыну. Но впоследствии поэт отказался от этого замысла.

Среди первых исследователей биографии Пушкина ходила история о том, что Александр Сергеевич и сам провел некоторое время в цыганском таборе, будучи в южной ссылке, и был горячо влюблен в цыганку Земфиру.

До сих пор существует такая версия, хотя она больше напоминает легенду. Впрочем, зная увлекающуюся натуру Пушкина и легкость, с которой он ввязывался в любые авантюры, мы можем верить, что эта «цыганская любовь» действительно имела место в бурной молодости Александра Сергеевича. И именно благодаря личному опыту он так уверенно и свободно описывал жизнь и нравы свободолюбивого народа – цыган, чуждых гордости и мести.

Анализ поэмы «Цыганы» Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич

«Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют», – так емко и красиво начинается произведение Пушкина, отражающее быт и нравы этого вольного и самобытного народа. Предлагаем вам краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Цыганы».

Год написания и публикации — Произведение написано в 1824 году, а опубликовано лишь спустя три года – в 1827 году.
История создания — Поэма завершает романтический цикл пушкинских произведений, его «южных» поэм. В ней автор рассказывает о своих собственных впечатлениях – в 1821 году Пушкин несколько дней кочевал по Молдавии вместе с цыганским табором.
Жанр — Поэма.
Направление — Романтизм.
Основная идея — Человек, стремящийся к вольной жизни, позволяет жить свободно не только себе, но и другим. Главный герой Алеко сам внутренне несвободен, поэтому так сильно реагирует на измену жены.
Тема — Взаимоотношение человека и общества.
Проблема — Человек не всегда следует законам общества, в котором живет. Если он жестоко нарушает их, то общество отторгает его.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Человек и общество.

Проблема: Не всегда человек соблюдает законы общественной жизни.

Невозможно жить в обществе только по своим правилам, не стоит пренебрегать нравственными законами. Алеко возмущен поступком Земфиры. Он мстит, убивает двух людей, отбирает у них самое ценное, что есть у человека – жизнь. Старик-отец теряет дочь, а убитый цыган-любовник тоже, скорее всего, имеет в таборе родителей, которым нелегко пережить потерю сына. Табор в печали, он лишился двух своих соплеменников. Мы видим столько горя из-за измены. Пустяковая причина, если сравнить ее с количеством боли, вызванной смертью людей. Не думаю, что удовлетворен и Алеко. Он – убийца людей, который изгнан из табора.

2. Тема: Цивилизованный мир и первобытный.

Проблема: Представителям цивилизованного мира непросто принять законы первобытного мира. На первый взгляд, Алеко доволен. Ему нравится бедная, но вольная жизнь цыган, шатры под открытым небом, искренность чувств. Хотя, не все так однозначно. Алеко вырос в цивилизованной среде, где свои эмоции умеют скрывать. Земфира поет Алеко «дикую» песню, не скрывает от него, что разлюбила мужа. Она с легкостью изменяет ему, а он не готов к таким событиям.

3. Тема: Жизнь в цивилизованном мире.

Проблема: Отторжение цивилизованного общества. Жизнь в цивилизованном обществе тех времен лживо, в нем мало любви и свободы. Алеко бежит от светской жизни, из богатого дома, где находится под давлением надуманного этикета, интеллекта, наук. Ему сильно не хватает связи с природой, искренности чувств, эмоциональной свободы, что он получает у цыган. Несмотря на это, настоящей свободы он не находит ни в каком обществе, потому что она внутри, а не во внешнем мире. В отличие от старого цыгана, Алеко несвободен от собственных убеждений и предрассудков.

4. Тема: Взаимоотношение влюбленных людей.

Проблема: Чувства могут пройти. Человек может изменить, но не стоит делать из этого трагедию. В такой момент важно переждать вспышку чувств или отпустить человека и найти другого.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В романтической поэме мы видим реалистический пафос. Свобода – это не эгоистическая воля, не неограниченная власть. Именно так представляет ее Алеко, в отличие от старого цыгана. Отец Земфиры, как бы, олицетворяет дух всего народа. Старик щедр, великодушен, он принимает Алеко в свою семью, но тот не может оценить его широты души.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Старик-цыган противопоставлен образу Алеко. Он добр, щедр, принимает незнакомца, как родного сына. Он отпускает с миром свою изменницу-жену, которая не только бросила его, но и своего ребенка. Цыган вырастил дочку, он выглядит вполне счастливым до трагической развязки всей этой истории. От образа старика веет уравновешенностью и спокойствием, на мой взгляд, даже тогда, когда он теряет любимую дочь. Он не кидается с кулаками на Алеко, а лишь говорит ему, что тот больше не сможет находиться в таборе. Я бы сказала, что старик внутренне свободен. Он хорошо знает жизнь, и радости ее, и горести, не питает иллюзий, принимает судьбу.

Образ Алеко – полная противоположность старику. Он эгоистичен, видит свою свободу в том, чтобы делать то, что хочет, невзирая на то, какой вред приносит другим. Он не свободен – это чувствуется в его действиях и словах.

п.4. Литературные приёмы

Большое место в каждом произведении отводится символам. Основной символ поэмы – это цыгане. Они представляют собой «дикий» и свободный кочевой народ. В их мире нет условностей и правил приличия, этикета.

Изображая жизнь цыган, автор наделяет описания яркими красками. Читая об этом, в каждом штрихе ощущаешь связь с природой – их кочевую жизнь, приготовление еды на костре, пасущихся коней, ручного медведя.

Пушкин использует яркие эпитеты – резвая воля, черноокая цыганка, коварная судьба. Он вводит сравнения, например, как беззаботная птичка и веселый, как вольность.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – столкновение личных интересов человека и общественных, игнорирование законов, нравственных принципов той группы людей, в которой живет. Алеко не принял нравственные законы ни цивилизованной, городской, ни дикой цыганской жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: