Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы

Основные подходы к исследованию понятия политический режим

Строго говоря, никто из мыслителей древних времен не употреблял понятия “политический режим”. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности.

Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. Платон (427–347 гг. до н.э) оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей

Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), Чрезвычайно интересной представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов.

Неправильные (или коррумпированные)

Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим (невзирая на свои структурные характеристики) может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как “правильные”, т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и “неправильные”, возникновение которых связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия — в олигархию, а полития — в демократию (или охлократию, как уточнял позднее Полибий).

В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства.

Отметим, что в новое время множество исследователей уделили внимание конкретным видам политических режимов, не рассматривая сущности последнего в общем. Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805–1859) и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль (1806–1873) были представителями теории развивающейся, активной демократии.

Вообще, демократическую теории Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др.

И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М.Дюверже. Он понимал политический режим как “определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления”. Французский политолог Ж.- Л.Кермонн уточнил формулу М.Дюверже, включив в понятие “политический режим” принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.

1.2 Современное определение политического режима как элемента формы государства

политический режим государство

В науке сложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным подходом, другая — с социологическим.

Ученые, представляющее первое, институциональное направление политического анализа, склонны смешивать “режим” с понятием форм правления или государственного строя. “Политический режим есть система или форма правления”, — пишет, например, американский исследователь К. Бекстер. Подобная постановка вопроса традиционно была характерна и для французского государствоведения, где монархия и республика различались, главным образом, именно как формы правления, а сам термин “политический режим” считался частью категориального аппарата конституционного права и связывался с особенностями разделения государственной власти и их соотношение.

К этой группе политического анализа примыкают и неоинституциональные разработки Г. Лассуэла. Особенность понимания режима Лассуэлом связана, прежде всего, с тем, что режим рассматривается им как способ упорядочения, легитимизации политической системы. По словам ученого, “режим (“форма правления”, “политический порядок”) представляет собой образец политических форм. Режим функционирует для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе”. Такое понимание позволяет ним причислить Лассуэла и его последователей (таких, как Ф. Риггс, Р. Бейкер и др.) к представителям политико-правового осмысления режимов.

Второе направление политического анализа режимов уделяет первостепенное внимание осмыслению тех связей между обществом и государством, которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения. В данном случае режим рассматривается не только как “форма” (будь то правления или государственного устройства) и даже не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в гораздо более широком значении — как баланс, соответствие, имеющееся во взаимоотношениях социального и политического.

Читайте также:
Национальный состав Европы: страны зарубежной Европы, однонациональные государства, этнические состав

В отечественной науке также получила распространение позиция (сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкиным), согласно которой “для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, d том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой”. Такое понимание вносило существенные коррективы в другое, выдержанное в политико-правовой традиции, понимание, определяющее режим как “систему методов осуществления государственной власти, отражающую состояние демократических прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности”. Как видим, размежевание политико-институционального и социологического подходов не обошло стороной и российскую науку.

Нас же интересует определение политического режима как формы государства, поэтому обратимся за поиском такового в труды исследователей теории государства и права.

Так Л.И. Спиридонов отмечает: «Политический режим – характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы».

Марченко М.Н. определяет политический (государственный) режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные.

В литературе зачастую происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим). А отдельные исследователи говорят о «замене» терминов «государственный» на «политический» режим.

При этом государственный режим определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране» 6 . Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

На наш взгляд в теории государства и права государственный и политический режим – это тождественные понятия. Такой вывод можно сделать основываясь на следующие обстоятельства:

  • 1) Как политический, так и государственный режим – это характеристики именно формы государства.
  • 2) Обе категории характеризуют набор способ и методов осуществления власти (государственной власти).
  • 1.3 Признаки политического режима

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную “формулу легитимности” (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее “трансплантации” социально-исторические предпосылки.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры.

Читайте также:
Когда была принята действующая конституция Российской Федерации: дата, основные положения

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями Дж. Барнсом, М. Картером и М. Скидмором: “Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы”.

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение. Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, “дыхание” политической системы, ее упорядоченная динамика.

Политический режим: понятие, виды. Характеристика основных политических режимов

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим – это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан.

3. Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1. Происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти.

2. Государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны.

3. Происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом.

4. Реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата.

5. Доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

– деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

– тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

– тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

– конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1. Осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов.

2. Реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная).

3. Полное подчинение государства праву.

4. Провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима:

Читайте также:
Умеренные политические взгляды, проявления политических предпочтений и умеренной позиции

– демократия участия (участие в управлении страной всего населения);

– демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

– демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Политические режимы

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе. Иными словами, политический режим — способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Основные признаки политических режимов

  • роль народа в механизмах формирования политической власти и методы такого формирования;
  • корреляция прав и свобод человека и гражданина с правами государства, обеспеченность прав и свобод личности;
  • баланс законодательной и исполнительной ветвей власти;
  • политическое и правовое положение «силовых» государственных структур;
  • степень централизации власти;
  • положение и значимость негосударственных структур в общественно-политической системе;
  • место СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности правительственного аппарата;
  • преобладание определенных способов при реализации государственной власти.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Виды политических режимов

В литературе встречается множество градаций политических режимов, однако акцент делается на трех основных видах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Каждый из видов в свою очередь можно условно разделить на подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Как правило, власть реализуется в закрытом режиме одним человеком либо узкой группой лиц, посредством распространения единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевым инструментом осуществления власти является террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация;

Подвидами тоталитаризма являются коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Данный политический режим является своего рода промежуточным звеном между тоталитаризмом и демократией. Для него по-прежнему характерна неограниченная власть государственного аппарата, основанная на жестких, принудительных и часто силовых методах влияния на социальные процессы в обществе. В тоже время имеют место быть частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • «силовые» структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т.е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, одновременно отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарный политический режим имеет как свои плюсы, так и минусы. К первым можно отнести общественный порядок, политическую стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач, что, безусловно, важно в условиях экстремальных ситуаций. К недостаткам относится жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия – (др.-греч. δημοκρατία «народовластие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть»). политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Иными словами, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Демократия подразделяется на три основных вида:

  1. Прямая демократия – система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Данная система имеет место быть в небольших поселениях.
  2. Представительная демократия – система, при которой в решение значимых политических, социальных и других вопросах принимают участие выбранные представители, наделенными определенными полномочиями. Данный вид демократии наиболее распространен в современном мире.
  3. Плебисцитарная демократия – система, готовый проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. В современном мире данный вид демократии реализуется посредством референдумов.
Читайте также:
Где можно найти работу в 14 лет: правила приёма на работу подростков, кем можно работать

Все три вида демократии могут одновременно существовать в рамках одного государства.

Таким образом, главная особенность демократического политического режима состоит в том, что граждане принимают непосредственное участие политической жизни государства.

Признаки демократического политического режима:

  • народовластие;
  • четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • выборность органов государственной власти;
  • децентрализация государственной власти;
  • политический плюрализм или многопартийность;
  • гласность;
  • свобода рыночной экономики;
  • наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные типы политических режимов являются самыми распространенными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые ученые отмечают также гибридные формы политических режимов. Их особенностью является сращивание элементов демократического и авторитарного режимов. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократии происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Вывод

Таким образом, политический режим — способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Наиболее распространены три основных вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Демократический режим

Альбер Камю

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль
Признаки демократического режима:
  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим – политический режим, д ля которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

Авторитарный режим

Авторитарный режим – (от лат. autoritas – власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини маются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения кон фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях . Но при ав торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен тами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и по литической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты , на значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры тых и честных выборов.

Читайте также:
Реформа и революция: описание, каковы основные отличия, примеры из истории России

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Политический режим: определение, виды, типы и признаки

Политический режим – комплекс осуществления политических решений и власти, методы реализации и функционирования политических отношений в обществе; осуществление господствующим политическим классом власти в государстве.

Институты политического режима

: методы создания государственной власти и государства в целом; политические партии; структуры не политического назначения (средства массовой информации, церковь и т.д.).

Термин «политический режим» обозначает связь государственного управления и человека, выраженного в степени свободы и представлениях о системе власти.

Типы политических режимов

Политический режим – это структура политической системы, которая предопределяет взаимоотношения гражданина и власти, их взаимные права и обязанности, формирование политической иерархии. Основные черты режима во многом определяются национальными, религиозными, культурными, историческими и социальными особенностями страны. Поэтому каждое государство имеет свою индивидуальную структуру власти, которой свойственны сходные черты с другими странами, а также различия.

Современная политология выделяет пару политических систем:

  • демократическая;
  • антидемократическая.

Демократия характеризуется:

  • преобладанием закона над интересами отдельных граждан и государства в целом;
  • разделением полномочий между ветвями власти;
  • гражданин имеет реальные и точно определенные права, обязанности и свободы;
  • государственные структуры формируются посредством реализации гражданами своего выборного права;
  • наличием оппозиции и плюрализма.

Антидемократический режим характеризуется:

  • преобладанием частных или государственных интересов над законом;
  • система принуждения реализуется незаконными методами;
  • однопартийная система, преследование инакомыслия.

К антидемократическому режиму относят тоталитаризм и авторитаризм. Демократическая система делится на президентскую и парламентскую республики, а также конституционную монархию.

Суть понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

Определение политических режимов

Демократия (от греч. δημοκρατία — народовластие) определяет народ единственным легитимным источником власти. Прямая демократия реализуется непосредственным участием граждан в решении вопросов. Классическим примером прямой демократии является референдум. Однако в условиях больших территорий и многочисленности населения осуществлять управление страной напрямую невозможно. Поэтому реализована система представительной демократии, когда граждане делегируют свои права выборному органу.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — влияние) – недемократическая система, которая характеризуется узурпацией власти в лице отдельной личности или обособленного коллектива. Политические противники преследуются, однако в экономике, религии, культуре и других областях остается некоторая свобода. Интересно отметить, что во времена Второй мировой войны демократические страны США и Великобритания превратились в авторитарные государства. Это произошло из-за объективных причин, но можно сделать вывод: в условиях чрезвычайной ситуации любое государство приобретает авторитарные признаки.

Тоталитарный режим (лат. totalitas — цельность, полнота) – антидемократия, при которой власть стремится контролировать всю жизнедеятельность страны. Не допускается существование плюрализма, который преследуется при помощи силовых структур надзора и контроля.

Таблица 1. Основные виды политических режимов

Демократия Антидемократизм
Парламентская республика Президентская республика Конституционная монархия Авторитаризм Тоталитаризм (коммунизм, фашизм)

Тоталитаризм

Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

Читайте также:
О бюрократии простыми словами: что такое бюрократизм, бюрократ – кто это, какие определения даёт википедия

Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis — означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

признаки демократического режима

Тоталитарный политический режим проще всего определяется по наличию некоего главенствующего лица, которое практически обожествляется, причем далеко не всегда добровольно. Так, для фашистской Германии это был Адольф Гитлер, так существовал в свое время сталинский СССР.

Читайте также: Статья 262 УК РФ Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Данный принцип правления базируется на основе полного игнорирования прав и свобод граждан и насаждении определенных идеалов, норм поведения, взглядов и действий.

Признаки авторитарного режима

Согласно обществознанию авторитаризму присущи ряд характеристик, которые отличают его от других политических систем:

  • отсутствуют институты влияния гражданином на политическую иерархию. Вся полнота власти сосредотачивается в руках одной личности или группы (монарх, военные, религиозная организация или другие);
  • поддержание власти производится посредством карательных структур, а не убеждением граждан;
  • преследование политического инакомыслия. При этом возможна многопартийность, наличие общественных организаций и других структур. Однако, каково бы их количество ни было, реальное влияние отсутствует;
  • формирование иерархии государственных органов происходит путем принятия решения узким кругом лиц или по праву наследования. При приобретении или потере власти возможно применение военных или силовых структур;
  • относительная свобода в неполитических областях, однако власть задает стратегический вектор развития.

К авторитаризму относятся системы: жестко-авторитарная, умеренная, либеральная, популистская, национал — патриотическая.

Основные принципы

Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

Признаки тоталитарной системы

Понятие «тоталитаризм» характеризуется определенными особенностями, которыми отличается от авторитаризма и демократии. Кратко характерные черты:

  • наличие массовой организации, обычно партия, которая формирует идеологию, властные структуры и программу развития. Интересы партии и государства могут преобладать над законами. Формируется система «партия-государство», когда ключевые должности занимают исключительно партийные функционеры;
  • командно-административная экономика, при которой осуществляется жесткий контроль всей хозяйственной деятельности населения. Производитель обязан работать согласно плану, какие бы потребности ни испытывал потребитель;
  • интересы и ценности правящей организации (партии) преобладают над прочими ценностями и интересами. Вся жизнедеятельность общества контролируется и регламентируется;
  • единая идеология не терпит инакомыслия. Всё потоки информации находятся под цензурой. Формируется фанатично настроенное общество;
  • развитая система полицейских и судебных структур, которые проводят контроль и наказание по политическим мотивам. А также распространены репрессии.
Читайте также:
Правовое государство: сущность, признаки, в чем отличие русской модели

Наше нелегкое прошлое

Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

Признаки демократической системы

Сегодня демократия считается самой справедливой и прогрессивной политической системой. Она имеет набор обязательных критериев:

  • закон главенствует над всеми иными институтами;
  • разногласия разрешаются посредством закона и поиска компромиссов;
  • все граждане равны и имеют одинаковые права и свободы;
  • народ – единственный источник власти, которую они делегируют своим представителям. Последние лишь управляют от его имени;
  • прямые и свободные выборы, на которых каждый участник имеет один голос и отдает его за отдельного кандидата или за партию. Каждый полноправный гражданин имеет право быть избранным. Голосование проходит тайно, а у любого человека есть полный доступ к информации о кандидатах. Право на проведение пропаганды;
  • свободомыслие – каждый имеет право на свою точку зрения, идеологию и вероисповедание, а также обязательно отсутствие цензуры в СМИ и культуре;
  • прямое или представительное участие в управлении государством;
  • структура общественных институтов, которые способствуют защите гражданских прав населения;
  • интересы большинства преобладают над интересами меньшинства при соблюдении прав меньшинства. Наличие инакомыслия приветствуется как контроль за деятельностью власти;
  • разделение властных полномочий на три ветви (законодательная, исполнительная и судебная). Согласно закону любая ветвь имеет право блокировать противоправные решения двух других.

Политический режим – важный показатель уровня развития и структуры общества. Зная какая политическая система в государстве, можно определить основные его характеристики и особенности. Однако не всё так просто. Например, главенство закона – это то, что является отличительными признаком демократического режима и его основой. Поскольку лишь при соблюдении этого принципа возможно существование демократии. Указанное утверждение верно пока реализуется на практике, а не записано на бумаге.

Показательный пример – это Япония. По внешним признакам указанное государство – конституционная монархия. Однако после анализа её общественных процессов многие политологи отнесли Японию к национал — патриотическому авторитаризму. Насколько этот вывод верный? Сложно однозначно ответить, но определённые основания существуют. Важно не только провозглашение намерений, но также их реальная реализация.

Разное понимание демократии

Как и любое другое социальное явление, данный политический режим имеет несколько форм и разновидностей. Практически с самого начала существовали в нем, а в ХХ веке конкретизировались и оформились два равноправных направления. В данном случае имеются в виду такие формы политических режимов, как либеральная и радикальная демократия.

Несмотря на то что оба вида предусматривают вверение абсолютной власти непосредственно народу, между вариантами есть существенное отличие. Заключается оно в определении самого человека как представителя социума.

В основе разделения демократии на радикальную и либеральную лежит так называемая «проблема Гоббса». В первом случае человек как личность считается составной частью социума, а соответственно, должен следовать его нормам, правилам и идеям. Вследствие этого внутри самого народа должно создаваться некое почти органическое единство, которое и определяет политическую деятельность, управление государством.

тоталитарный политический режим

Либеральная демократия же исходила из интересов личности как самостоятельной единицы системы. Частная жизнь каждого человека в данном случае выносится на первый план и ставится превыше общества как единства. Такой государственный политический режим рано или поздно приводил бы к конфликту интересов и противоборству различных организаций внутри самого народа.

Вывод

Как правящий строй тоталитаризм возник в XX веке в качестве нового типа диктатуры за счет возвеличивания культа государства с помощью жесткой идеологии. Тоталитаризм известен своими видами: фашизм, социализм, национал-социализм.

Читайте также:
Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

По оценкам экспертов, такая государственная структура обречена на провал и ведет только к обнищанию страны и к ее упадку.

Помимо перечисленных выше видов политических устройств, существуют переходные, а также чрезвычайные строи, которые характерны только для определенного отрезка времени в определенных условиях.

Что такое политический режим

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Любое государство находится под управлением политической власти, использующей различные методы реализации своих целей.

Ситуация напоминает семью — в одной отец берется за ремень в достижении задач воспитания, а в другой все строится на доверии, согласии и взаимоуважении между родителями и детьми.

Коллаж на тему политического режима и лидерства

В зависимости от преобладающих методов управления в политологии (это что такое?) принято выделять политические режимы.

Давайте вместе разберемся с их видами и узнаем, какими они обладают чертами.

Политический режим — это .

Политический режим — это комплекс методов и средств, посредством которых реализуется политическая власть.

Понятие включает степень участия граждан в принятии управленческих решений государством, характер формирования политических институтов, объем политических свобод, мобильность элит (закрытие или открытые), а также правовой статус личности.

Выступает динамической (изменяющейся) стороной политической системы. На основе существующего режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Руки

Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.

Например, Великобритания и Иран являются республиками (это как?), однако в первом государстве демократия, а во втором авторитарный политический режим. Это подтверждает значимость способов и методов в реализации государственной власти.

Факторы формирования политических режимов

Определить более точно понятие и виды политического режима помогает понимание факторов, способствующих его формированию.

  1. уровень сформированности политической культуры;
  2. характер политического сознания людей;

Манипулятор

Узнать больше о политических режимах можно здесь:

Виды политических режимов

Современная политология выделяет три классических вида политических режимов — тоталитарный, авторитарный и демократический. Первые два объединяются в категорию недемократических.

Исследователи в каждом из режимов выделяют свои подвиды:

  1. Тоталитарный.
    1. « Правый» — культивировал идеи расово-этнического превосходства одного народа над остальными. Призывал к физическому уничтожению неугодных наций, пытался достичь классового мира на базе единых национальных традиций (фашистская Германия).
    2. « Левый» — призывал к классовой борьбе, подчеркивал главную роль пролетариата (это кто?) в новейшей истории, опирался на распределительную государственную экономику и считал достижимым принципиальное изменение личностных качеств людей в сторону коллективистских начал при построении коммунизма (это что такое?).

    Толпа

    В ряде стран наблюдается социальная неопределенность, связанная с ожиданием дальнейшего развития политической ситуации в сторону тоталитаризма или демократических изменений.

    1. Представительная — связана с делегированием властных полномочий представительным органам, избираемым населением. При этом народ остается главным источником власти.
    2. Прямая (непосредственная) — ключевые властные решения предлагаются, принимаются и реализуются гражданами. Присутствует народное правотворчество. В настоящее время получила распространение на уровне местного самоуправления.
    3. Плебисцитарная — модель демократического режима, основанная на использовании прямого волеизъявления граждан с целью принятия управленческих решений. При этом влияние народа существует в рамках схемы одобрить/отвергнуть, которую он реализует во время референдума (это что такое?) или плебисцита (это что?).

    Признаки политических режимов

    Политологи выделяют совокупность элементов, характеризующих формы проявления тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

    Представленная таблица политических режимов включает ключевые признаки, которые позволяют сравнить их друг с другом.

    Признак Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
    участие граждан в выборах органов власти отсутствует либо имеет откровенно формальный характер ограниченное с допуском отдельных категорий полное через свободные выборы
    гарантии прав и свобод отсутствуют существуют частично присутствуют полностью
    особенности политического лидерства харизматический правитель с неограниченными полномочиями сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов глава государства избирается гражданами на демократических выборах
    степень верховенства закона все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя полное верховенство закона, правовое государство
    учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений не учитываются учитываются у отдельных категорий учитываются и выполняются властью
    политический плюрализм отсутствует ограничен существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
    многопартийность отсутствует имеет формальный характер присутствует
    место СМИ подчинены и контролируются государством формально свободны, но реально связаны с государством независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

    Рупор

    Типы политических режимов также отличаются по роли и значению в жизни общества негосударственных структур, соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти, уровню гласности, преобладающему типу политического поведения, а также политико-правового положения силового аппарата.

    Каждый политический режим воздействует на людей с помощью присущих ему методов и средств, определяя политический климат общества.

    Они демонстрируют способ реализации власти в конкретной исторической ситуации с участием определенных сил и отражают место человека в принятии управленческих решений.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    А я так скажу, что те или иные политические режимы сами по себе не появляются. Их формирует общественный уклад жизни, культурные традиции сформировавшиеся веками.

    В каких-то странах привыкли жить и работать из- под палки, и их это полностью устраивает. Нет у людей стремления к свободе личности, и к свободе выбора. А есть и обратные примеры, когда общество развивается быстрее, чем политический режим в стране, и это приводит к недовольству, и перерастает в революции. Особенно, когда политические элиты пытаются всеми силами сохранить свою власть.

    Сейчас таких примеров более чем достаточно, ведь мир меняется очень быстро.

    Я бы не стал в отношении демократии употреблять слово — режим, здесь нет режима, а есть стиль управления, другое дело тоталитарная система, вот там тюрьма народов, а в тюрьмах всегда режим.

    Леонид: а Вы посмотрите, как рьяно насаждают демократию в разных «слабых» странах. Все что насильственное — это режим.

    Политический режим: определение, виды, типы и признаки

    Что обеспечивает режим

    Политический режим (далее ПР) – это совокупность методов, приёмов и форм управления обществом, способ функционирования системы управления, способ осуществления в стране государственной власти и управления.

    В современной политологии это понятие обычно употребляется с отрицательной коннотацией, имеется в виду авторитарный режим или любой другой антидемократический.

    Происхождение термина

    Впервые это понятие появляется в работах Сократа, Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Аристотель, например, выделял правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) режимы.

    Каковы особенности политического режима: характеристика

    Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.

    ПР также определяется:

    • интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
    • доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
    • развитостью общественно-властных традиций, сознания;
    • господствующим типом властно-управленческого поведения;
    • структурированностью правящей элиты;
    • взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.

    ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.

    Понятия и виды политических режимов

    Политический режим в разных странах

    В современной политологии выделяются два вида ПР: демократический и недемократический. Их разграничивают, учитывая разные критерии и признаки.

    Демократический – это непосредственная, прямая или представительная демократия, то есть власть народа, осуществляемая во благо народа.

    Демократия, как ПР, зародилась в Древних Афинах в VI веке до н. э. Расцвет демократического строя пришёлся на V век.

    Существуют две формы демократии:

    • прямая – принятие решений непосредственно гражданами (на вече, сходах, народном собрании, референдумах);
    • представительная — принятие решений представительным органом, выбранным народом (парламент, городское собрание, Законодательное собрание).

    Недемократический – это ПР, характеризующийся крайней степенью давления власти на общество. Существуют два основных типа недемократических режимов:

    Авторитаризм – это ПР, при котором властные полномочия сосредоточены в руках одной «силы»: армия, бюрократия, религиозный лидер, партия, класс, личность, семья.

    Выделяют следующие типы авторитаризма:

    • военно-бюрократический авторитаризм (правление генерала Пиночета в Чили);
    • корпоративный авторитаризм (правление Ф. Франко в Испании);
    • постколониальный авторитаризм;
    • расовая или этническая демократия (идеология апартеида в ЮАР);
    • султанистский режим (Ирак при Саддаме Хусейне);
    • дотатолитарный авторитаризм.

    Виды режимов

    Исторический и общественный опыт показывают, что риски превращения авторитаризма в тоталитаризм очень велики. Это особенность авторитаризма как ПР.

    Тоталитаризм – это ПР, при котором устанавливается тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Впервые этот термин был употреблён Б. Муссолини в 20 ых годах XX века. Тоталитаризм может являться либо продуктом исторического развития общества (как в России), либо продуктом чрезвычайных обстоятельств, в которые попало общества (например, Германия после Первой мировой войны).

    Существуют два типа тоталитаризма:

    • левый (сталинизм, маоизм) – строится на равенстве всех людей и классовых ценностях;
    • правый (фашизм, нацизм) – строится на естественном неравенстве всех людей, наций, рас и национальных ценностях.

    Каждый вид и тип ПР характеризуется определённой социальной базой, определённым государственным устройством, партийной системой, типом экономической системы, определёнными отношениями власти с оппозицией и действиями карательных органов. Каждый вид и тип ПР базируется на определённом властном принципе и идеологии, характеризующей наличие прав и свобод граждан и объём их реализации.

    Анархия

    Анархия — это особый тип ПР, который устанавливается в сложные, переходные периоды развития общества. Этот режим характеризуется ослаблением власти, разрывом связи государства и членов общества. Нельзя считать анархию неким промежуточным состоянием общества, это самостоятельный ПР, режим полного безвластия и отсутствия доминантной силы.

    Критерии политических режимов (основные признаки)

    Демократический Недемократические
    Тоталитарный Авторитарный
    Социальная база Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат)
    Государственное устройство Правовое государство (легальный тип политической легитимности) Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности)
    Тип партийной системы Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) Однопартийный тип партийной системы Сращение правящей партии и государства при наличии других партий
    Тип экономической системы Смешанная экономика Административно-плановая, командная экономика Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства
    Взаимоотношения с оппозицией Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется
    Действия карательных органов Строго подчиняются закону Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) Они сращены с государственным аппаратом
    Политический принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме свободной политической деятельности
    Политическая идеология Политический плюрализм (многообразие мнений) Единая государственная идеология Официальная государственная доминирующая идеология
    Права и свободы граждан, объём их реализации Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон).

    Примеры существования (историческая канва)

    За долгую историю существования человечества в том или ином обществе (государстве) существовали разные ПР.

    Яркий пример тоталитаризма:

    • итальянский фашизм;
    • немецкий национал-социализм;
    • советский социализм;
    • китайский маоизм.

    Примеры авторитаризма:

    • военный ПР (хунта) Пиночета в Чили;
    • теократия аятоллы Хомейни в Иране;
    • режим гражданской (монархической) диктатуры в странах Арабского Востока.

    Практически во всех современных государствах установился демократический ПР.

    Что обеспечивает политический режим

    ПР – важный элемент политической системы общества. Он обеспечивает

    Демократичные страны

    • стабильность власти и управления;
    • отношения в обществе между властью и гражданами;
    • направленность государственного развития, государственную динамику;
    • достижение целей правящей элиты, согласованных (или не согласованных) с обществом.

    В современных обществах чистые режимы встречаются редко. Чаще всего это смесь чистой демократии и элементов авторитаризма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: