Правовое государство: понятие и признаки, элементы правового государства

Правовое государство: понятие и признаки, элементы правового государства

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти – законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи – свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство – путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство” – это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

– Верховенство закона во всех сферах жизни общества
– Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
– Взаимная ответственность личности и государства.
– Реальность прав и свобод гражданина
– Политический и идеологический плюрализм
– Стабильность законности и правопорядка в обществе
– Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство – это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон

«Государство – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.

В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Правовое государство: основные компоненты, формирование идеи, признаки, определение, построение в современной России

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Читайте также:
Абсолютная монархия: что это такое? Характеристика и примеры таких стран

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Читайте также:
Взаимодействие общества и природы: географический фатализм как негативный пример влияния человека на окружающую среду

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Правовое государство: понятие, признаки и элементы

Понятие термина

Правовое государство — это понятие, которому дать чёткое определение довольно сложно. Но мы попробуем это сделать. Это такое государство, в котором власть подчиняется праву. Идея рассматриваемого нами понятия состоит в том, что полномочия правительства, президента, судов не безграничны. Пример — Соединённые Штаты Америки, где сама система так устроена, что ни одна из ветвей власти не может узурпировать её. Сегодня мы опишем основные признаки этой формы правления.

Основные признаки правового государства

Итак, определение мы дали выше. Исходя из него, основной принцип, которым характеризуется современное правовое государство — это его разделение на три ветви — законодательную, судебную и исполнительную, которые контролируют друг друга и не допускают узурпации полномочий в одном лице, органе или социальном слое. Если это случится, то речь пойдёт о деспотизме страшных масштабов, как говорит теория Ш. Монтескье.

Основные признаки правового государства:

  • Имеется Конституционный суд. Это орган, который должен контролировать степень соответствия жизни общества и власти конституции страны с этой формой правления. Он должен оберегать конституционный строй и не допускать, чтобы выходили законы и принимались решения, которые противоречат главному документу современной страны.
  • Верхновенство права. Если законодательный орган власти с этой формой правления принял закон, то никто не может его отменять. Любой другой нормативно-правовой акт, который числится, как подзаконный, не должен ему противоречить. Если же это случается, главным оказывается закон, к которому был выпущен акт. Если за законом закреплена возможность его использования для легализации произвола (который рассматривается, как полная противоположность праву), то его реализация должна соответствовать Конституции. Конституционный Суд имеет право возвращать в парламент законы, которые не соответствуют главному закону страны для внесения поправок.
  • Под действием закона находится каждый независимо от того, является он должностным лицом, или нет. Пример произвола — когда государство неправовой формы правления выпускает новый закон и само же его нарушает.
  • Ответственность между государством этой формы и личностью. То есть первый несёт ответственность за второго и наоборот. Пример, за нарушение закона могут посадить в тюрьму. Но если какой-то чиновник нарушает закон, он тоже может быть посажен. А если нет, люди имеют право идти и требовать, чтобы посадили. Это значит, что личность и государство влияют друг на друга, согласно теории правового государства.
  • Возможность защиты прав и свобод человека в суде, наличие качественного механизма обеспечения условий для их реализации. Согласно теории правового государства, страна с этой формой правления не должна учитывать расовую, половую, возрастную принадлежность в принятии решений.
  • Действенность надзора над соблюдением законов и других нормативных документов. Положительный побочный эффект этого — доверие людей к государству в целом, что приводит к единству общества. В этом случае люди идут в суд для того, чтобы восторжествовала справедливость, а не обращаются в другие структуры, которые могут предать ситуацию огласке или помочь другими методами, не связанными с принуждением, на какое имеет право только государство, подчиняющееся нормам права. Например, если одно из главных государственных лиц было уличено в коррупции, то в правовом государстве начнётся расследование касаемо его схем и последует ответственность за нарушение закона. Если президент уличён в подобном — его ждёт импичмент.
  • Правовая культура. Поскольку ответственность между гражданами и государством взаимна, то законы, права и обязанности должны знать не только правовые структуры, но и каждый человек. И знать глубоко, так, чтобы можно было ими воспользоваться в нужной ситуации и проверить государственные структуры на соблюдение этих законов.
Читайте также:
Понятие правотворчества: что это, его определение, виды и принципы

Элементы правового государства

Понятие социальной ответственности

Википедия перечисляет ещё такие принципы правовой формы государства. Кое в чём они повторяются, в некоторых аспектах — дополняют вышеописанные. Опишем в целом, чтобы лучше запомнилось. Вообще, идея правового государства строится на одной мысли — верховенство права, а всё, что нами перечисляется, это детали теории правового государства, необходимые чтобы стало более понятно. Итак, какие принципы правового государства можно выделить?

Правление по закону

Главная задача государства — обеспечить условия, в которых только оно имеет право применять силу для обеспечения безопасности каждого гражданина. Закон имеет высшую силу. Нормы права могут меняться только в соответствии с процедурами, которые установлены Конституцией. В правовом государстве разработаны механизмы, которые способны заставить должностные лица подчиняться закону.

Равенство всех перед законом

То есть, каждый должен соблюдать законы, в том числе и те, кто их издаёт. Суды не должны учитывать количество денег, власти и статус людей, которые стали перед ними. Если от этой нормы отступают, то такое правосудие называется избирательным. Если на тебя в суд подал богатый миллиардер, то вряд ли приговор будет оправдательным. К сожалению, во многих странах сейчас именно избирательное правосудие.

Что значит «равенство перед законом» с правовой точки зрения? Есть два признака:

Правовой иммунитет и выполнение всех законов

  • Обобщенность правовых норм. Законы не должны быть узконаправленными, то есть указывать на конкретных лиц или социальные группы и не издаются под задачу с целью оправдать незаконные действия властей. Хотя это же требование может оказываться препятствием. Например, законы могут касаться определённой социальной группы (например, о поддержке молодёжи). Поэтому везде есть исключения. Главное, чтобы соблюдался главный принцип правового государства.
  • Равный доступ к правовой системе. При избирательном правосудии одни группы населения имеют больше шансов выиграть дело, чем другие. Поскольку социальное неравенство нельзя искоренить, то верховенство права решает и проблему, связанную с тем, что одни люди богаче, а другие — беднее.

Выполнимость

Законы должны быть написаны так, чтобы люди могли их соблюдать. Хотя бы минимальные требования должны быть написаны понятным языком. Размытые законы открывают пространство для избирательного их применения. Неправильные действия властей может покрыть и создание законов, имеющих силу задним числом, противоречия между составляющими закона или слишком частое их изменение. Всего этого быть не должно. В правовом государстве никто не имеет права наказывать за то, что кто-то совершил действия, которые не были незаконными на тот момент.

Кроме того, в самом тексте закона надо прописать критерии, по которым человек считается виновным. Также они должны быть справедливыми, для чего должны быть открытые СМИ, свободные выборы в представительные органы.

Независимость судов

Они должны быть изолированы от других ветвей в том плане, что ни исполнительная, ни законодательная власть не может влиять на судебную систему правового государства. Если этого не будет, то к подсудимому будет применяться нелегитимное применение силы или же законы будут писаться для оправдания или осуждения конкретного человека.

Правосудие

Правосудие, как процесс, регламентируется системой права. Всё осуществляется по заданным правилам, не допускающим произвола судей. Система должна быть построена так, чтобы обычный человек, ничего не понимающий в юриспруденции, мог предвидеть кого оправдают, а кого накажут. Правосудие максимально прозрачное и охватывает все необходимые факты.

Читайте также:
Правовое государство: сущность, признаки, в чем отличие русской модели

В неправовом государстве правосудие непредсказуемое (хотя в некоторых странах это уже стало настолько нормой, что понятно: олигарх выиграет любое дело), очень развита коррупция, которая даёт возможность избежать наказания тем, кто его заслуживает.

Для того чтобы назначить уголовное наказание, необходимо соответствие таким условиям:

Правовое государство

  • для принятия решения собраны все возможные факты, учтены все законы и аргументы, которые прозвучали в зале судебного заседания;
  • судьи непредвзяты в своих решениях, не представляют интересы ни одной из ветвей власти;
  • все улики собираются по процедурам, заранее прописанным и не нарушающим права человека;
  • соблюдено право человека быть на каждом существенном этапе судового процесса;
  • возможность подготовиться к защите и согласования действий с адвокатом;
  • возможность оспорить аргументы, которые говорит прокурор;
  • право доказать, что ты невиновен;
  • право знать причины, по которым суд огласил приговор;
  • предоставление возможности обжаловать решение в высшей судебной инстанции.

Например, если следствие использовало пытки для того, чтобы получить доказательства вины подсудимого, то суд обязан исключить из дела факты, изложенные в результате таких незаконных методов дознания. Даже факт, что преступник будет оправдан, не должен учитываться. Таким образом, страхуются граждане как от пыток в силу их неэффективности, так и от ложных приговоров, спровоцировавших введение правосудия в заблуждение.

Все перечисленные выше права и свободы несут позитивный посыл, заставляют государство следовать своим обязательствам. Кроме того, не должно быть задержек в системе правосудия, потому что в этом случае есть лазейки для того, чтобы оно стало избирательным.

Защита прав человека

Правовые признаки прав человека

В теории правового государства указано, что ни один закон не должен нарушать основные права человека. Но на деле нет чётких правил, описывающих в каких случаях свободы гражданина ужимаются законами, а когда нет. Так, в США не считают казнь лишением права человека на жизнь. В скандинавских странах высокие налоги вовсе не видятся нарушением права на частную собственность и так далее. Чтобы законодательная защита прав была эффективной, они должны входить в систему ценностей местной культуры.

Другие элементы правового государства

Законность должна восприниматься, как культурная ценность. Именно от этого зависит, насколько подобная концепция будет устойчивой. Правовая культура государства — это прежде всего использование законов для реализации собственных интересов, выдвижение требований к государству издать определённый закон. Кроме того, в ценностях должна быть законопослушность.

Некоторые специалисты считают, что правовое государство требует, чтобы власть была децентрализована, а гражданское общество было развитым. Главное — не допустить узурпацию власти.

Критика правового государства

Перечислим коротко аргументы против правового государства:

Гражданское общество в правовом государстве

  • Если власть хорошая, то её не нужно ограничивать или обязывать.
  • Анархисты считают, что власть невозможно ограничить в достаточной степени, чтобы соблюдалось верховенство права.
  • Маркс считал, что правовое государство является лишь гарантом интересов буржуазии, поскольку правовое государство — это понятие, принадлежащее к капиталистическому строю. Тем не менее современные марксисты считают, что подобные оценки не соответствуют действительности.
  • Технократы считают, что править должны разумные люди, которые сами способны принимать мудрые разумные решения. Для этого управлять должны люди компетентные. Такая система называется верховенством знания.
  • Сама концепция процедурного правосудия критикуется за то, что суды оправдывают реальных преступников из-за того, что не были соблюдены все формальности. В свою очередь, если этого не делать, открывается широкий простор для произвола судей. Поэтому добиться полностью справедливого суда, что является ценностью правового государства, невозможно.
  • Не все государства способны быть правовыми. Если общество не имеет развитой правовой культуры, все попытки сделать из страны правовую провалятся. В свою очередь, если общество имеет развитую правовую культуру, элементы правового государства будут появляться сами собой.

Выводы

Несмотря на всю вышеописанную критику, общие правила принятия решений властью не допускает откровенно безответственных решений. Да, разумный руководитель будет способен сам нести ответственность за свои действия и ему не требуются сдержки и противовесы, которые являются центральной категорией правового государства. Но много ли таких? Какая гарантия, что следующий руководитель действительно будет представлять интересы народа и не станет злоупотреблять своими полномочиями?

Сама концепция правового государства не допускает попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом. Например, президент может быть уволен в порядке импичмента, если перестаёт соответствовать интересам граждан. Это делает возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач. Теория правового государства на данный момент является самой эффективной.

Каковы основные принципы правового государства

Концепция правового государства была сформулирована в XVIII — начале XIX веков на волне расширения критики феодализма, беззакония, безответственности органов государственного управления перед обществом. Идеологами правового государства в то время являлись французский правовед Шарль де Монтескье и английский философ Джон Локк. Их работы акцентировали необходимость построения общества, основанного на обеспечении свобод личности. Инструментом формирования такого общества они считали правовое государство.

Читайте также:
Политический режим: происхождение и определение понятия, характеристика видов и типов политических режимов

​Правовое государство — это государство, деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Таким образом, идея правового государства противопоставляется произволу в любом его проявлении: диктатуре, деспотизму, полицейскому государству и прочему. В то же время существование в стране правового государства является необходимой составляющей демократического режима.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Признаки правового государства

Демократия

Демократия — это форма правления, при которой все граждане государства участвуют в управлении, то есть источник власти – это народ.

Правовое государство является основной, но не единственной характеристикой демократической системы управления. Она также подразумевает существование смешанной экономики и разделение властей.

Смешанная экономика

Отличительная черта смешанной экономики — распространенность частной собственности в сочетании с распределением ограниченных ресурсов при значительной роли государства. Иными словами, экономика регулируется не только законами рынка, но и решениями руководителей государства.

Соответственно, выделяют следующие признаки смешанной экономики:

  • сосуществование конкурентно-рыночных стимулов и государственного регулирования;
  • сосуществование государственного и частного секторов экономики.

Ученые и экономисты-практики признают, что существование «чистой» экономической системы (рыночной или административно-плановой) невозможно. В этой связи, современные экономики характеризуют по принципу преобладания в них элементов той или иной системы: преимущественно рыночные или преимущественно командные.

Плюрализм

​Политический плюрализм — существование в стране различных политических сил, движений, партий, их признание правящей элитой, конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Кроме того, плюрализм не должен допускать дискриминации той или иной политической группы по критерию несогласия государственного руководства с их взглядами и мировоззрением (исключением являются праворадикальные нацистские и фашистские политические образования).

Необходимыми условиями для реализации истинного политического плюрализма в государстве являются:

  • свобода слова;
  • свобода массовой информации;
  • многопартийная система;
  • наличие политической оппозиции;
  • свободные выборы;
  • парламентаризм;
  • существование негосударственных общественных организаций.

Основные принципы правового государства

Верховенство закона

Закон обладает высшей юридической силой, все нормативно-правовые акты ему соответствуют, а деятельность органов государственного управления, физических и юридических лиц не может выходить за предусмотренные им рамки. Все коррективы в действующие законодательство должны вноситься в соответствии с основным законом государства, а также с ранее принятыми правилами процедуры.

Защита прав и свобод человека

Права и свободы человека, наравне с его жизнью, имеют абсолютный приоритет и признаются высшей ценностью. При этом подразумевается существование и эффективное функционирование институтов, специально созданных для выполнения задачи по защите прав человека.

Однако в разных странах содержание термина «права человека» разнится, в связи с чем данный принцип правового государства нельзя считать универсальным. Так, в США смертная казнь не является лишением права на жизнь, а в Скандинавских странах высокие налоги не рассматриваются как посягательство на право частной собственности. Из-за такой разницы в подходах на международном уровне обретают все большее значение дискуссии по поводу закрепления в международном праве четкого определения прав человека.

Равенство перед законом

Законы должны иметь равную силу для всех членов общества, независимо от их благосостояния и социального статуса. Равенство перед законом в главной мере проявляется в деятельности судебной ветви власти — суд должен относиться к каждому человеку как к равному члену общества.

Что касается самих законов, то они должны формулироваться таким образом, чтобы в них не было указания на конкретных лиц, организаций, социальных групп. Также законы не должны приниматься для решения конкретных задач. Однако стоит иметь в виду, что в ряде случаев законы, сформулированные в общих чертах, могут вызывать у правосудия определенные сложности, связанные, например, с самоопределением граждан в качестве членов той или иной социальной группы.

Контроль за соблюдением закона

Функцию контроля за соблюдением законов выполняют органы судебной системы. В их обязанности входит также трактовка и разъяснение положений законодательства в соответствии с высшим законом страны. Так, в компетенцию Конституционного суда РФ входит проверка по запросам граждан применяемых законов на соответствие их Конституции РФ.

Эффективные правоохранительные органы

Основной задачей правоохранительных органов является недопущение нарушений прав и свобод человека. Ответственность за обеспечение гражданского порядка и безопасности жизнедеятельности населения страны возлагается, в первую очередь, на полицейские структуры. В более широком смысле (предотвращение терактов, пресечение контрабанды наркотиков) данные задачи возлагаются на иные, в том числе силовые структуры.

Читайте также:
Конвенция о правах детей: определение, краткое содержание и характеристика

Разделение властей

Принцип разделения властей заключается в разделении государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом разделяются их права, обязанности и функции, причем так, чтобы ни одна из ветвей не могла пользоваться правами другой. Кроме того, несмотря на формальное разделение, все ветви должны работать сообща на благо человека и общества.

Целью данного принципа является создание системы «сдержек и противовесов», которая должна минимизировать ошибки в государственном управлении и предотвратить узурпацию всей государственной власти со стороны одной из ветвей.

Взаимная ответственность государства и гражданина

У государства и гражданина есть определенные обязательства друг перед другом. Так, государство обязуется обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантировать МРОТ, единство рынка товаров и услуг, признавать местное самоуправление и прочее, в то время как гражданин обязан соблюдать действующее законодательство, уважать права и свободы других лиц, платить налоги, защищать отечество. За невыполнение этих обязанностей должна наступать ответственность с обеих сторон.

Единство права и закона

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по и наименованию, но и по содержанию быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. Кроме того, при его разработке должны быть использованы все правовые средства, выработанные мировой практикой.

Принцип «разрешено все, что не запрещено законом»

Один из основополагающих принципов правового государства, сформулированный Ш. де Монтескье. Его сущность заключается в том, что действиям, не противоречащим законодательству, нельзя препятствовать. На практике это правило, к сожалению, соблюдается не всегда. Один из самых частых примеров — противодействие фото- и видеосъемке в общественных местах со стороны их владельцев, в то время как данное действие не запрещено законодательством и не требует (за рядом исключений) дополнительных согласований.

Условия функционирования правового государства

Для функционирования правового государства обязательным является создание у населения потребности в государственном управлении. Необходимо выработать стабильный правопорядок, установить несменяемую законность и конституционализм, развить систему местного самоуправления, расширить и внедрить во все сферы общества принципы демократии.

Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство – это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:
  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:
  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» — важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию — ст. 22 и др.).

Читайте также:
Где можно найти работу в 14 лет: правила приёма на работу подростков, кем можно работать

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Правовое государство – это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия – правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин – legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство – это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом – защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства – верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права – это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство – признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Читайте также:
Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Правовое государство – обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия – правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом – без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права – подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека – права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом – все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона – контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности – государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона – все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия – правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», – признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 – между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», – указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

Читайте также:
Причины миграции населения: определение, ее причины, проблемы и виды

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», – объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство – это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Правовое государство — это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В статье 1 Конституции РФ прямо указано, что Россия – это правовое государство.

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Ироничное отображение иерархии государства

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Отдельные идеи правового государства прослеживаются ещё в законах Древних Афин и римском праве. Это борьба с произволом тирана, ограничение власти. Но целостная концепция сложилась в конце 18-го – начале 19-го века.

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Позитивизм

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

    высшей юридической силы – Конституции;
  1. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
  2. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
  3. стабильный правопорядок.

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Краткая характеристика правового государства в их теории будет звучать так: «Всё по закону».

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

  1. жизнь;
  2. личная свобода;
  3. выбор вероисповедания.
Читайте также:
Абсолютная монархия: что это такое? Характеристика и примеры таких стран

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Читаем внимательно

Признаки правового государства:

  1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
  2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
  3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
  4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
  5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

Краткая характеристика: «Внутри царят право и справедливость».

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Руки вверх

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

  1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
  2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
  3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
  4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
  5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
  6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Граждане

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Если связь обрывается, власть начинает «вариться в собственном соку»: издаёт неисполнимые законы, ограничивает права, ломает экономику.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

Посмотрите на мировую политику. Все живут по правилам созданным Западом, но сам Запад их исполнять не собирается. Тут даже не отдельные исключения, а полная дискриминация «незападного» мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: