Правовое государство: сущность, признаки, в чем отличие русской модели

Правовое государство: понятие, признаки, его оценка в современной России.

Правовое государство – это особая форма организации политической власти, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на три ветви, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

1. Верховенство закона (закон одинаково обязателен для всех; перед законом все равны; верховенство не всякого закона, а справедливого).

2. Приоритет прав и свобод личности (ст. 2 КРФ) означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3. Принцип разделения власти (законодательная, исполнительная, судебная). Ветви власти независимы друг от друга, но взаимодействуют друг с другом. Должна быть сильная судебная власть (независимость от исполнительной власти). Система сдержек и противовесов – законодательно закрепленные механизмы, препятствующие вмешательству ветвей власти друг другу.

4. Взаимная ответственность государства и личности проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.

Правовое государство характеризуется тем, что в отношении человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип дозволено все, что не запрещено законом. Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. , конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В соответствии со ст. 1, 3, 4, 10, 11 – РФ это правовое государство. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховенства закона. Имеют место факты принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.

Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, носит декларативный характер, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового государства в России необходимо:

· Во-первых, необходимо преодолевать правовой нигилизм, являющийся распространенным явлением во многих странах, в т. ч. и в РФ, который проявляется в непризнании или принижении роли правовых средств регулирования общественных отношений.

· Во-вторых, важным направлением укрепления правопорядка является совершенствование деятельности уполномоченных на то органов по профилактике (предупреждению) правонарушений.

· В-третьих, важнейшее направление – это деятельность государственных органов по совершенствованию правовых актов, укреплению роли суда, улучшению работы правоохранительных органов. Особенно важно добиться того, чтобы государство, его представители не допускали отступлений от предписаний права. Это оказывает сильнейшее дезорганизующее воздействие на состояние законности и правопорядка в обществе.

Сущность, признаки и определение правового государства

Позиции по поводу отношения к концепции правого государства можно сгруппировать следующим образом:

1) отрицание ценности идеи правого государства, могут быть разделены, как минимум, две группы:

а) термин «правовое государство» есть плеоназм, он не несет самостоятельной смысловой нагрузки, так как в любом государстве существует право (Г. Кельзен);

Читайте также:
Взаимодействие общества и природы: географический фатализм как негативный пример влияния человека на окружающую среду

б) концепция правового государства есть буржуазный обман, созданный для манипулирования интересами трудящихся в капиталистическом обществе (марксистко-ленинская теория государства и права).

2) признание самостоятельной значимости идеи правого государства, сторонники которой также в свою очередь (достаточно условно) могут быть разделены на две группы:

а) сторонники узкого, для которых правовое государство – это такое государство, в котором и для властвующих, и для подвластных правовые законы являются обязательными и должны строго и неукоснительно соблюдаться (немецкие авторы XIX века);

б) приверженцы широкого подхода, утверждающие, что правовое государство – это государство господства в обществе права как воплощения справедливости и свободы, признающее и гарантирующее права и свободы личности, построенное на демократических принципах, в котором в полной мере реализована теория разделения властей, создана эффективная система сдержек и противовесов (Алексеев, Нерсесянц ).

Так «узкое» понимание правового государства ставит минимальные требования к его содержанию, но в этом случае «правовым» может объявить себя любое государство, даже такое, которое использует закон для античеловеческих целей, как это было сделано в нацистской Германии и фашистской Италии.

«Широкий» взгляд на правовое государство, безусловно, создает теоретическую основу, позволяющую оградить данную концепцию от такого искажения, но он предоставляет возможность для манипулирования сознанием граждан, поскольку может происходить незаметная подмена конкретно-исторической модели правового государства идеалом правового государства как государства совершенного воплощения свободы и справедливости.

В учебной литературе можно встретить следующие определения правового государства:

– правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан (Черданцев);

– правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. (Малько)

– правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения отечественным либерализмом прав, свобод и обязанностей каждой личности (Комаров);

– правовое государство – это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни ( Червонюк);

– правовое государство одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности в либеральном понимании (Лазарев).

Главный принцип правового государства – обеспечение и защита прав и свобод человек.

Основными признаками правового государства являются:

1) Верховенство правового закона, которое проявляется, как минимум, в следующем:

– закон, принятый референдумом или парламентом, должен находиться во главе иерархии источников права;

– в правоприменении соблюдается: в случае противоречия нижестоящих и вышестоящих источников права судья должен руководствоваться вышестоящими;

– правовым может быть только закон, не умаляющий права и свободы человека и гражданина.

2) Взаимная ответственность личности и государства.

3) Развитые гарантии прав человека и гражданина. Личности должна быть обеспечена возможность состязания с государством на всем фронте защиты ее прав и свобод. Данный признак особенно популярен в немецких источниках, в которых в набор процессуальных гарантий включают: институт конституционной жалобы; сформированность, четкость, демократизм административного процесса; запрет обратной силы законов, ухудшающих положение привлекаемого к ответственности лица; всеохватывающая судебная защита гражданина от незаконных судебных актов; право на обязательное выслушивание в суде каждого.

4) Различие в типах правового регулирования деятельности личности и государства. Для человека преобладает принцип: «не запрещенное законом, дозволено», для государственных органов и должностных лиц, напротив: «запрещено все, что не разрешено».

5) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства.

6) наличие развитого гражданского общества с высоким уровнем социальной мобильности, толерантностью и доверием.

В.Н Княгинин предлагает разделить признаки правового государства на следующие группы.

1) «Содержательные признаки» – характеризующие статус человека в государстве, роль последнего в установлении и защите прав его граждан. К числу таких признаков относятся прежде всего:

– объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан;

Читайте также:
Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки

– равенство граждан перед законом и судом, их равноправие.;

– возможность использования гражданином своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей;

– взаимная ответственность гражданина и государства. Например, ст. 15 Конституции РФ предусмотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конституцию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность. В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку правомерного поведения.

2) «Формально-юридические признаки – характеризуют совокупность юридических средств, механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в государстве.

К этим признакам относятся:

– закрепление прав и свобод граждан в источниках права, прежде всего в Конституции и иных законах;

– обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть даже и не закрепленных законодательно, но вытекающих из существующего правового порядка. В Конституции РФ говорится, что государственной защите подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права;

– законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону – Конституции страны.

3). «Организационные признаки» – характеризуют строение правового государства, его внутреннюю организацию, механизмы взаимодействия государства и гражданина. К числу подобного рода признаков принадлежат:

– разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга;

– конституционная ответственность высших должностных лиц государства за выполнение своих обязанностей (Конституции РФ устанавливается конституционная ответственность Президента России за ненадлежащее исполнение своих обязанностей), административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия государственных должностных лиц и органов);

– парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представительного законодательного органа. Конституция РФ гласит: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации»;

– демократизм, выражающийся в формировании высших органов государственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум;

– особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;

– наличие у граждан средств защиты их прав (местное самоуправление, позволяющее гражданам решать свои местные дела на основе самоорганизации; наличие системы государственных органов, специализирующихся исключительно на защите прав граждан, например, уполномоченный по правам человека, органы защиты прав потребителей и пр.; право граждан на законодательную инициативу и т.д.).

4). «Социально-политические признаки», т.е. признаки, раскрывающие социальную роль правового государства в обществе. К таким признакам правового государства в том числе принадлежат:

– многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позволяющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятельность государственного аппарата;

– экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной), свободе предпринимательства. Экономическая самостоятельность граждан образует основание их политической свободы в государстве;

– демократическая политическая система, включающая в себя помимо уже упоминавшейся многопартийности также независимые средства массовой информации, которые дают гражданам возможность адекватно оценивать деятельность государства в целом, его отдельных органов и должностных лиц, а также публично выражать свое отношение к ним;

– идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навязывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике;

– возможность включения в элиту для всех граждан в силу их личных качеств и усилий;

– тип культуры, ориентированный на личность, признание ее развития высшей ценностью для общества.

Российская модель правового государства

Советская официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. Во время Перестройки правовая наука вернулась к изучению правового государства без идеологических шаблонов. XIX Всесоюзная конференция КПСС впервые официально признала необходимость построения правового государства, при этом социалистическое правовое государство называлось «полностью соответствующей социализму формой правления».

Впервые о необходимости создания правового государства в России было официально заявлено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. По Конституции, Россия является правовым государством. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство». В то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие. В связи с этим Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин отмечает: «Континентальная система права базируется на понятии „правовое государство“— на том, что взято в основу нашей Конституции. Нужно отметить, что это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия ещё ждёт своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов». Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Читайте также:
Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Признаки правового государства:

1) Верховенство права во всех сферах жизни общества – подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.
2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона – контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи
3) Реальное разделение властей – наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».
4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека – признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.
5) Взаимная ответственность государства и личности – граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.
6) Единство права и закона – соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.
7) Политический и идеологический плюрализм – существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.

Системная определенность признаков правового государства:

1) Правовое государство обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
2) Правовое государство предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства.
3) Правовое государство предусматривает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства.
4) Правовое государство основано на верховенстве закона, на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами.

Предпосылки создания правового государства

— Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие — экономическая независимость и самостоятельность индивида.
— Режим демократии, суверенитет народа.
— Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.
— Гражданское общество.
— Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

— Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.
— Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.
— Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.
— Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

Задача охраны общественных представлений о справедливости осложняется размытостью и разнообразием этих представлений. Вынесение суждения на основе здравого смысла противоречит требованию чёткой нормативной определённости в правовом государстве. Хотя полное отсутствие правовых ограничений на произвол власти ставит под угрозу способность общества защищать свои ценности, оптимальная степень жёсткости таких ограничений является предметом дискуссий. В ряде ситуаций решение на основе личных знаний и опыта или решение с учётом конкретных обстоятельств может оказаться эффективнее или справедливее решения, вынесенного в строгом соответствии с правовыми нормами и процедурами. Кроме того, судебной власти также свойствен произвол, который может проявляться в манипулировании правилами, некомпетентных решениях, игнорировании духа закона.

Читайте также:
Понятие правотворчества: что это, его определение, виды и принципы

Строгое соблюдение установленных законом процедур принятия решений иногда способствуют неопределённости результата. В некоторых случаях это может играть позитивную роль, как например в процессе демократических выборов. В других случаях это может негативно отразиться на чувстве предсказуемости в отношении действий других, а следовательно, привести к излишнему самоограничению личной свободы.

Чрезмерная подробность и жёсткость основных законов в сочетании со сложностью изменения этих законов может привести к политической стагнации, и в дальнейшем к кризису. Меньше всего подобных трудностей испытывают правовые государства, где либо отсутствуют письменные конституции, либо имеются сравнительно краткие конституции, которые уделяют основное внимание процедурам и чьи нормы согласуются с политическим опытом населения. В таких государствах постоянство процедур сочетается с гибкостью управления. Некоторые конституции не только описывают устройство государства, но и формулируют общественные идеалы. Несоответствие между формальными предписаниями конституции и практическими возможностями правительства может поставить под сомнение авторитет высших законов страны.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством. Это подтверждено не только правовым документом,но и правами и обязанностями людей которыми они пользуются в повседневной жизни. Как бы не была плоха экономико-политическая ситуация в стране, государство все равно оказывает поддержку гражданам,что является ещё одним подтверждением ,что Россия- правовое государство. Однако для полного демократического и правового баланса необходимо сильно изменить систему контроля за выполнением законов. Ведь во многих случаях,когда государство на стороне своих граждан чиновники находят лазейки и используют закон ради собственной выгоды и в ущерб обычным людям,что существенно подрывает патриотизм,а ведь вера в своё государство очень важно от это зависит не только внутренняя ,но и мировая политика.

Правовое государство: сущность, признаки, пути достижения

Понятие и сущность «Правового государства», как словосочетания на первый взгляд, может показаться вполне некорректным и даже избыточным, так как обязательным признаком правового государства является правовое наличие. Но в данное понятия закладывается другой, более масштабный смысл, чем просто наличие в государстве права.

Родоначальником в теории правового государства считают философа английского происхождения Джио Локк, который в свое время показал свою концепцию «Двух трактов о правлении».

Сущность правового государства кроется в первенстве права над самой властью, в органичении действия власти стоящим над ней законом, в безусловном подчинении власти, граждан, а также всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства

У правового государства есть свои определенные признаки, такие как:

  • государство самоограничивает себя законом, а именно в первую очередь конституцией, через которую не может преступить никто, это имеет отношение и к самому государству;
  • все равны перед законом;
  • ответственность государства перед гражданами и наоборот, ответственность самих граждан перед государством. Человеку дается гарантия свободы и права, защита от любого произвола власти. В то же время власть государственного характера защищает общество от покушений на него любого гражданина или другого социального субъекта;
  • государство располагает конституцией стабильного характера, а также законодательной системой.

Законодательная стабильность представляет собой важное условие осуществления права, формирования уважения относительно закона со стороны граждан. В случае, если законодательство подвергается постоянным, но что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему уровень доверия и уважения падает как граждан, так и властных структур.

Фундаментальные правовые положения

Базовые, еще называющиеся фундаментальными правовые положения (например, занимающиеся вопросами государственного строительства, собственности) должны быть незыблемыми и устойчивыми. Только в таком случае может появиться доверие к власти, закону, которая привлечет в свое время своей стабильностью и предсказуемостью. В правовом и устойчивом отношении общество, где чтят законы, чаще всего, не происходит бегства капиталов за границу, начинается эра стабильности, что означает процветание общества.

Для такого общества являются характерными:

  • верховенство обязательного характера законов, а также конституции над всеми другими правовыми документами, а тем более над указами и распоряжениями властей;
  • наличие наиболее эффективной правоохранительной системы органов (прокуратуры, судов, следствия, арбитража, конституционного суда), которая будет подчиняться только закону, отлаженному механизму, способному обеспечить защиту, а также выполнение права;
  • наличие общества гражданского характера и развитого правового сознания граждан, и должностных лиц, их уважения относительно закона, признания верховенства со стороны общества.
Читайте также:
Причины миграции населения: определение, ее причины, проблемы и виды

Тем не менее исполнение этих достаточно высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Так как о государстве правового характера можно говорить лишь как неком идеале, которым хочется стать и к которому нужно стремиться.

Процесс формирования государства правового характера, особенно достижения приоритета права относительно власти, шел достаточно долго и болезненно. Традиции попрания закона, в первую очередь самой властью, из очень давнего времени («Прав тот, кто имеет больше прав», «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло»). Правовые истоки нигилизма, неуважения к закону коренятся в суверенитете, а также силе самой власти, при этом объясняются тем, что право создается самой властью. Сама ограничительная проблема власти долго выглядела достаточно противоречивой. Потребовалось очень большое количество времени, можно сказать столетия, в течении которого происходило постепенное формирование устойчивого правосознания, а также убежденности граждан в необходимости верховенства закона, как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка документов конституционной направленности, введение правления конституционного характера, верховный статус и его признание принятых законов позволили постепенно продолжить пусть к укреплению и созданию правового государства.

Пути достижения правового государства

Во-первых, это улучшение уже существующего законодательства путем кодификации, модификации и систематизации. Данная проблема очень актуальна для стран, которые меняют господствующую идеологию, переходящих из одной социальной системы координат в другую, например для России. Прежнее законодательство советского времени во много было построено на закреплении юридически командно-административных методов руководства обществом. Помимо этого, имело множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Достаточно большое количество ведомственных и правительственных документов по своему духу и букве не соответствуют законам, а наоборот противоречат, а иногда и вовсе корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по улучшению законодательства не может осуществляться одномоментно. Деятельность, которая изменяется, делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создание широкого круга новых документов законодательства, целью которых является обеспечение правовых основ рыночного гражданского общества.

Весомое значение для процесса формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, что означает признание со стороны всего общества. В случае, если же происходит неприятие обществом тех или иных законов и правовых норм, при всей их полезности и необходимости, это приводит к отторжению их гражданами, невыполнению, а в конце концов сводит на нет все попытки по созданию правового государства.

Во-вторых, выполнение строго существующего законодательства, создание наиболее эффективного механизма, а в последствии и его соблюдение. Требуется добиваться неотвратимости наступления ответственности любого субъекта общественного характера за нарушение им законодательной деятельности. Государство обязуется постоянно повышать свою рабочую эффективность правоохранительных органов, а для этого — укреплять авторитет, обеспечивать их подчинение только закону.

Значимую роль в процессе создания правового государства играет независимость судей и направление правовой нормы. Многим странам, стоить отметить, что Россия тут не являются исключением, в данном вопросе до идеала далеко.

В-третьих, устойчивое формирование правового сознания должностных лиц и граждан, всего общества. Создать разумные законы это лишь малая доля трудов, их нужно четко сформулировать, прописать различные обязанности права и обязанности. В самом обществе должны быть четко сформулированы отношения устойчивого характера, а также привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона, как гаранта и основы гражданского благополучия.

Права и обязанности граждан

В цивилизованной стране гражданы обязаны знать свои обязанности и права, действующее правовое поле, за рамки которого выходить просто нельзя. У граждан должно войти в привычку соблюдение законодательства, которое на данный момент действует.

О том, насколько высока степень уважения к закону говорит соблюдение и гражданами, и самими властями элементарных норм права, обычный пример правила дорожного движения.

Нужен постоянно осуществляющий свою работу в государственном масштабе юридический всеобуч, причем формирование уважения к закону в мнении общества должно происходить уже в детском возрасте. Основная проблема формирования уважения к закону у граждан и должностных лиц является вполне решимой, в том числе благодаря электронным СМИ. Тем не менее, практика показывает, что процесс становления правового государства исторически очень далек от своего завершения.

Читайте также:
Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В ПРАВЕ

Ключевые слова: правовое государство; сущность правового государства; принципі”! правового государства; принцип разделения властей; модели правового государства: общественный идеал; государственный (политический) идеал; правовой идеал.

Понятие, сущность и принципы правового государства

Как и любое государство, правовое государство обладает общими чертами, а именно:

  • — наличие государственной власти;
  • — представляет собой политическую организацию общества;
  • — располагает специальным аппаратом принуждения;
  • — обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
  • — обладает государственным суверенитетом;
  • — существует благодаря налогам и сборам и др.

В отличие от государства как такового правовое государство представляет собой государство, властная деятельность и взаимоотношения с гражданами которого основываются на господстве права [1] , верховенстве закона

Кроме того, правовое государство предполагает наличие у граждан высокого уровня правовой культуры, правового сознания, развитого гражданского общества и т.п.

Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Идея правового государства берет свое начало в естественно-правовой доктрине. Это, прежде всего труды Ж.-Ж. Руссо и И. Канта. Эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права.

В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах таких ученых-юристов, как В. М. Гессен, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, С. А. Котляревский, Б. Н. Чичерин и др.

Так, Н. М. Коркунов указывал, что, во-первых, любое государственное устройство и функции власти человеческое сознание всегда стремится подчинить юридическим нормам; во-вторых, граждане, подчиняясь власти, требуют от органов власти подчинения праву; в-третьих, подчинение власти праву, разграничение интересов власти и интересов отдельных лиц составляют содержание общественной жизни. При этом, по мнению Н. М. Коркунова, поскольку в развитом государстве властвование является сложной и многообразной деятельностью многочисленных государственных учреждений, то одного сознания необходимости ограничения власти правом недостаточно. Для правомерности актов властвования надо поставить отдельные органы государственной власти в такое положение, чтобы, “если не сделать вовсе невозможным, то, по крайней мере, по возможности затруднить неправомерное с их стороны осуществление функций власти” [3] .

По мнению Б. М. Лазарева, для правового государства характерны: действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; правовая защищенность человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; ограничение государственной власти; наличие развитого гражданского общества.

В научной литературе выделяют три модели правового государства: либеральную, социальную и социалистическую.

Либеральная концепция правового государства берет свое начало с теории естественного права и политической экономии, у истоков которой стоял Адам Смит. Ее суть заключается в следующем:

  • — право частной собственности — это естественное право, независимое от государства;
  • — экономика и государство — это отдельные сферы;
  • — личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;
  • — государство не имеет собственных целей, оно играет роль “ночного сторожа”: защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается;
  • — делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя обеспечивает;
  • — за гражданами признаются политические права, социально-экономические права отрицаются;
  • — экономическая и социальная функции за государством не признаются.

Социальная концепция правового государства предполагает государство с социально ориентированной экономикой, которое создает реальные условия для обеспечения достойного уровня жизни своих граждан и свободного развития человека.

К числу главных направлений формирования правового и социального государства можно отнести:

  • — создание рыночной экономики, где главными фигурами являются самостоятельный производитель, независимый потребитель и свободный гражданин;
  • — выработка нравственных ценностей, которая выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защите прав и свобод личности и т.д.;
  • — развитие и совершенствование законодательства, формирование эффективной правовой системы;
  • – развитие гражданского общества как своеобразного посредника между личностью и государством;
  • – формирование высокого уровня общей культуры вообще и правовой культуры в частности.
Читайте также:
Правовое государство: понятие и признаки, элементы правового государства

Социалистическая концепция правового государства связана:

I) во-первых, с укреплением и совершенствованием правовой системы социалистического общества. А это:

  • – повышение степени соответствия права экономическим и социально- политическим условиям жизни общества,
  • – усиление степени согласованности между собой внутренних структурных элементов правовой системы,
  • – расширение сферы действия права, возникновение новых отраслей права,
  • – повышение уровня научности, эффективности и действительности законодательства, форм правотворческого процесса, юридической техники;
  • 2) во-вторых, усиление демократизации права, углубление его подлинно гуманистического содержания:
    • — высокая степень выражения в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность всех субъектов права,
    • — увеличение удельного веса и усиление роли законов в правовом регулировании социалистических общественных отношений,
    • — повышение роли и расширение сферы применения методов убеждения, мер профилактики и позитивного стимулирования в правовом регулировании;
    • — оказание все большего влияния на содержание правовых норм морали, общественных организаций и трудовых коллективов,
    • — расширение сферы применения норм права непосредственно общественными организациями и трудовыми коллективами,
    • — усиление взаимодействия правовых и иных социальных норм в воспитании у граждан чувства права и законности, повышении уровня правосознания, правовой культуры [4] .

    Отечественные и зарубежные ученые выделяют немало признаков, или отличительных черт, правового государства (рис. 24.1).

    Основные признаки правового государства

    Рис. 24.1. Основные признаки правового государства

    В Конституции РФ закреплены задачи построения правового государства (ст. 1) и все основополагающие принципы правовой государственности.

    Принципы как основополагающие идеи, основные положения, начала определяют такую идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым.

    Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

    • — приоритет права во всех сферах общественной жизни;
    • — гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
    • — взаимная ответственность государства и личности;
    • — осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
    • — легитимность государственной власти;
    • — независимое правосудие и высокий уровень законности;
    • — высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
    • — наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

    Формирование правового государства в российском обществе

    В Конституции РФ закреплено, что “Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” (ч. 1 ст. 1).

    Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство “связано” правом, исходит из признания неотчуждаемых прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

    Власть осуществляют только тс, кто на это уполномочен Конституцией РФ и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

    Господство, или верховенство права, предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основании закона; во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им, иначе в форму закона может быть облечен произвол властей; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц; в-четвертых, верховенство конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т.е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов [5] .

      Господство права — это подчинение правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона — признание обществом закона в качестве основополагающего, подчинение ему всех подзаконных актов.

    равенстве всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

    В чём состоит сущность и признаки правового государства

    Государство – гарант правосудия

    Правовое государство — это государство, конституционные полномочия которого юридически связаны и ограничены в его действиях по закону в целях защиты свободы отдельных лиц.

    Верховенство права в этом случае является одним из важнейших требований политического сообщества и вместе с другими структурами служит для развития демократии.

    Что такое правовое государство

    Правовое поле государства

    В государстве этого типа осуществление государственной власти допускается только на основе Конституции и законов, формально и фактически принятых для обеспечения человеческого достоинства, свободы, справедливости и правовой определённости.

    Что является признаком правового государства

    Важнейшими признаками являются:

    • гарантии основных прав человека;
    • гарантии правосудия;
    • гарантия юридической определённости;
    • институциональная умеренность действий государства посредством разделения властей;
    • правовое обязательство всех действий государства посредством верховенства закона;
    • проверка государственных актов независимыми судами, в частности, является ли государственное действие, препятствующее правам человека, законным и соответствующим ситуации.

    История

    Идея верховенства закона возникла в Англии как ответ на политическую неразбериху XVII века. И здесь конституционная гарантия индивидуальных прав и свободы возникала шаг за шагом. В XVII веке в конфликтах с королевской властью преобладали общие случаи защиты от произвольных арестов и других свобод и принцип разделения властей.

    На континенте в восемнадцатом веке в ответ на всеобъемлющие претензии абсолютистских полицейских государства возникло требование о фундаментальной гарантии основных прав, свободы и равенства для всех граждан, что вылилось во Французскую революцию.

    Немецкий философ

    Тот факт, что государственное действие следовало сделать «в соответствии с общим законом», было следствием концепции права Иммануила Канта как рационального порядка сосуществования в свободе. В XIX веке Джереми Бентам и другие обратили внимание на функцию права для обеспечения правовой определённости. Другие выступали за судебный контроль над государственной властью, который восстановил бы закон, при его нарушении.

    Термин «правовое государство» был введён в последние работы Канта после того, как в конце XVIII века были приняты американские и французские конституции. Подход Канта основан на превосходстве письменной конституции страны. Это превосходство должно создавать гарантии для реализации его центральной идеи: постоянная мирная жизнь как основное условие счастья народа и его процветания. Кант предположил, что конституционализм и конституционное правительство должны быть достаточными, чтобы гарантировать это счастье.

    Это интересно: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?

    В более типичных кантовских терминах, принципы основываются на законе и вечном мире. Проще говоря, политическая философия Канта, будучи по существу правовой доктриной, по определению опровергает оппозицию между нравственным воспитанием и игрой страстей как альтернативных оснований для общественной жизни.

    Государство определяется как союз людей по закону. Правовое государство, составлено законами, которые необходимы априори, поскольку они вытекают из самой концепции права.

    Этот принцип был сформирован в течение XIX века как антитеза к полицейскому государству и, по существу, он идентичен идее конституционного государства. Конечной целью являлась:

    • умеренность государственной власти;
    • предоставление фундаментальных прав человека;
    • самоопределение и судебная защита гражданина (правовая защита).

    Муниципальное самоуправление, политическая децентрализация и федерализм также являются важными элементами этого понимания права, особенно в сочетании с принципом субсидиарности.

    Главный вопрос заключался в том, достаточна ли формальная законность (то есть позитивное правотворчество без учёта правосудия), чтобы оправдать юридическую силу или легитимность. Ещё один вопрос касается совместимости либерального верховенства закона и государства всеобщего благосостояния, включая государственные обязанности. То есть верховенство права — это мир, в котором нет произвола, кроме права и справедливости. Закон, являющийся одним и тем же для всех. Мир в котором органы власти, включая законодательную власть, связаны формальным законом и материальной справедливостью.

    Формальный правопорядок

    Верховенство права

    Формальное право означает: для обеспечения индивидуальных свобод, действия власти должны осуществляться в безопасных формах — с гарантированным распределением ролей и правовыми нормами. Таким образом, действия власти путём разделения полномочий и процессуальных норм должны быть расчётными и контролируемыми.

    Верховенство права означает, что в нём также есть компоненты, связанные с соблюдением принципа справедливости, основными правами, принципами государства всеобщего благосостояния и принципами пропорциональности. Эти принципы направлены как на свободу, так и на интересы отдельных лиц.

    Лимиты юстиции

    Правильная мера также должна быть найдена для стремления сделать действия власти подконтрольными нормам права. История показала, что невозможно полностью охватить все существование в правовых нормах. Существуют ситуации, когда политические силы принимают обязательные решения без необходимости соблюдения правовых норм.

    В чём состоит ценность правового государства

    В правовом поле действия органов власти ограничены, что защищает граждан от произвола. Граждане разделяют законные гражданские свободы и могут использовать суды. При таком устройстве закон регулирует нацию, а не управляется решениями отдельных государственных чиновников. В первую очередь это касается влияния и авторитета права в обществе, например, как ограничение от произвола государственных чиновников.

    Вопрос: Охарактеризуйте сущность правового государства кратко?

    • Сущностью такого государства является верховенство конституции, которая гарантирует безопасность и конституционные права своих граждан.
    • Гражданское общество является равным партнёром с властью.
    • Полномочия распределены между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, ограничивающими власть друг друга.
    • Судебная власть и исполнительная власть связаны законом (не действующим против закона), а законодательная власть связана конституционными принципами.
    • Как законодательная власть, так и сама демократия связаны элементарными конституционными правами и принципами.
    • Прозрачность государственных актов.
    • Рассмотрение государственных решений и актов независимыми органами, включая процесс апелляции.
    • Иерархия законов и требование ясности и определённости.
    • Надёжность действий государства, защита прошлых распоряжений, добросовестно принятых против более поздних действий государства, запрет ретроактивности.
    • Принцип пропорциональности действий власти.

    Русская модель

    Для российской правовой системы, вытекающей из преобразований в XIX веке, характерны признаки немецкой правовой традиции. Именно отсюда Россия заимствовала доктрину, которая является фундаментальным (но неопределённым) принципом, появившимся в самом первом положении о посткоммунистической конституции России: «Российская Федерация — Россия — представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

    В российской концепции были приняты многие элементы конституционной экономики. Конституционная экономика — это область экономики и конституционализма, которая описывает и анализирует конкретные взаимосвязи между конституционными вопросами и функционированием экономики, включая бюджетный процесс.

    Исследователь конституционных основ

    Термин «правовая экономика» впервые использовался американским экономистом Джеймсом М. Бьюекеном как название новой академической дисциплины, которая в 1986 году принесла ему Нобелевскую премию по экономическим наукам за его разработку договорных и конституционных основ теории экономических и политических решений.

    Бьюекен отвергает «любую органическую концепцию государства, как превосходящую в мудрости отдельных лиц, которые являются его членами». Он считает, что конституция, предназначенная для использования по меньшей мере несколькими поколениями граждан, должна быть способна приспособиться к прагматичным экономическим решениям и сбалансировать интересы государства и общества и их конституционные права на личную свободу и личное счастье.

    Стандарты и прозрачность конституционной экономики при её использовании во время ежегодного бюджетного планирования, для гражданского общества имеют первостепенное значение для осуществления верховенства закона.

    Судебная система

    Более того, наличие эффективной судебной системы, которая будет использоваться гражданским обществом в ситуациях несправедливых государственных расходов и административного ареста любых ранее разрешённых ассигнований, становится главным элементом успеха любого влиятельного гражданского общества. Некоторые российские исследователи поддерживают идею о том, что в XXI веке эта концепция стала не только правовой, но и экономической концепцией, по крайней мере, для России и многих других переходных и развивающихся стран.

    Сущность и определение правового государства в России

    Гост

    ГОСТ

    Понятие правового государства

    Правое государство — это государство, вся деятельность которого осуществляется в строгом соответствии с нормами права, государство, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека, закон доминирует во всех сферах общественной жизни, а в основе организации власти лежит принцип разделения властей.

    Понятие правого государства появилось в начале XIX века в трудах К.Т. Велькера, Р.Г. Гнайста, Р. фон Моля, И.Х. Фрайхера фон Артина. До сих пор среди исследователей нет общепризнанного единого определения правового государства. Концепция правового государства на протяжении длительного времени изменялась, различные исторические этапы и условия существования общества детерминировали различия во взглядах ученых, изучающих данную проблему.

    Современные подходы в определении понятия «правовое государство»:

    1. Правовое государство связано с подчиненностью власти нормам права. Правовое государство — это демократическое государство, деятельность и организация которого, его органов и должностных лиц основаны на праве и тесно с ним взаимосвязаны. Главным в идее правового государства является связанность его с правом, гарантии надежности и предсказуемости действий государства, подчинение права государству, защита граждан от возможного произвола государственных органов.
    2. Правовое государство — это государство, реализующее государственную власть исключительно на основе Конституции и законов, материально и формально соответствующих Конституции и имеющих целью защиту свобод человека, справедливость, обеспечение юридической безопасности, гарантии юридической возможности оспаривания в судебном порядке действий или правовых актов должностных лиц и государственных органов, нарушающих права граждан.
    3. Правовое государство — это прежде всего организационно-правовые аспекты функционирования государственной власти. Это государство с конституционным режимом правления, разделением власти, обладающее эффективной и развитой правовой системой, действенным механизмом общественного контроля.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Синтетический подход пытается объединить позиции всех выше перечисленных подходов, согласно ему, правовое государство — это демократическое государство, обеспечивающее равенство всех перед законом, верховенство законов, независимость судов, признающее права и свободы человека, в котором в основе организации государственной власти лежит принцип разделения всех ветвей власти (законодательной, судебной. исполнительной).

    Сущность правового государства

    Истинное правовое государство — это построение и формирование государственных институтов, реализация государственных функций на принципах равенства и справедливости, подконтрольности институтам гражданского общества.

    Сущность правового государства и конституционализма:

    • реальное функционирование демократических институтов. выработанных многолетней историей общества; Если государство формируется гражданским (государствообразующим) обществом (выборным путем), контролируется институтами гражданского общества, и абсолютно все нарушители конституционных положений привлекаются к ответственности, то это правовое государство;
    • эффективная реализация гражданином личных прав и свобод, наличие различных механизмов защиты данных прав и свобод, общественных институтов, способных контролировать деятельность должностных лиц государства (политические партии, независимые средства массовой информации, профсоюзы, общественные организации);
    • стержневая идея правового государства — высшая ценность человеческих прав, защита автономии и достоинства человека.

    Государство — это институт, существующий для защиты и удовлетворения естественных прав человека. Любые государственные интересы нацелены на охрану естественных прав личности и вторичны по отношению к данным правам. В правовом государстве каждый гражданин осознает ценность права, как основного социального регулятора, активное пользование субъективными правами, исключающими архаичные практики, такие как, самосуд, решение проблем через мафиозные структуры и т.д.). Граждане должны понимать, что любое нарушение их прав не останется без внимания и соответствующей реакции.

    В подлинно правовом государстве наблюдается не подчинение государства праву, а связанность государства собственными законами, такое построение государственных институтов, которое основано на критериях равенства и справедливости, подконтрольности институтам гражданского общества.

    Проблемы формирования правового государства в России

    В Конституции РФ закреплено, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

    Процесс становления правовой государственности продолжается значительный исторический период. Он совершается одновременно с процессом формирования гражданского общества, требует значительных целенаправленных усилий. Весь процесс должно пережить общество в целом. Только тогда можно говорить о переходе и становлении правового государства. Проблема носит юридический, социально-экономический, политический характер и включает преобразование собственности. Россию на современном этапе развития нельзя назвать полноценно правовым государством. У общественности вызывает беспокойство бесперспективное положение, касающееся прав человека, коррупция, рост преступности, бюрократизм и др.

    При построении правового государства нельзя механически заимствовать идеи правового государства других стран. Любые теоретические конструкции нужно адаптировать к российской действительности, для которой характерны невысокий уровень парламентской и политической культуры, правовой нигилизм, чиновничье-аппаратное засилье, слабость демократических традиций. Важно реально подходить к самой идее правового государства, не абсолютизируя роль права, так как политическая власть в действительности всегда стремится выйти за пределы правовых рамок, а правовое государство — это некое идеальное, далекое от реальности, понятие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: