Природное и общественное в человеке: социальная и природная сущность, характеристики, отличия

Природное и общественное в человеке

Отличие человека от других живых существ (8 класс)

Главным отличием человека от других живых существ является то, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). Итак, человек — это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др. Лишь в обществе ребенок может стать человеком. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения — самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек — чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; ему необходима определенная тепловая среда. Из этого можно сделать вывод, что человек — существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в его организме.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции ( 10 класс)

С древнейших времен людей занимал вопрос об их происхождении. Самые ранние теории о возникновении человека связаны с религией . Согласно им, отличие человека от остальных животных в том, что он получил от создателя бессмертную душу.

Научная теория о происхождении человека сформировалась во второй половине XIX века и была связана с открытиями Дарвина в области биологии. Суть эволюционистской теории Дарвина состояла в том, что живые организмы меняются под воздействием внешней среды, приспосабливаются к ней, то есть происходит естественный отбор . Последователи теории Дарвина сравнивали мозг человека и обезьян, исследовали ископаемые скелеты и черепа вымерших «предков» человека, в результате чего проследили постепенное «превращение» обезьяны в человека через несколько промежуточных стадий. Таким образом человек осознал, что он – продукт биологической эволюции.

Эволюционистская теория подвергалась критике за то, что она «растворяла» человека в остальной природе, не признавала его отличия от животных. Эту проблему частично решил Энгельс. Он разработал трудовую теорию происхождения человека. Согласно данной теории, на превращение обезьяны в человека оказали влияние природа, под воздействием которой развивался человеческий организм , и труд, который был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных. Кроме того, труд способствовал развитию социальных отношений, появлению речи, а речь, в свою очередь, привела к совершенствованию человеческого мозга. Именно Энгельс доказал, что человек – продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

Современная наука о происхождении человека ( 10 класс)

Превращение обезьяны в человека современные ученые делят на два процесса, протекавших параллельно:

  1. Антропогенез – длительный, эволюционный процесс становления и развития человека.
  2. Социогенез – процесс становления и развития общества.

Становление общества и человека – две стороны единого процесса – антропосоциогенеза, который длился примерно 3 – 3,5 млн. лет.

Самым отдаленным предком человека считается Homo Erectus («Человек прямостоящий»), который возник около 1 млн. лет назад. На этой стадии формирования человека начинается интенсивное развитие его головного мозга, увеличивается функциональность органов и частей тела, особенно рук и гортани, происходят изменения в деятельности высшей нервной системы.

Стадный образ жизни, усложнение трудовой деятельности и необходимость передачи знаний стали причиной появления и развития речи и социальной среды в целом.

Эволюционный процесс завершился с появлением Homo Sapiens («Человека разумного») между 30 – 40 тыс. лет назад.

Цель и смысл жизни человека ( 10 класс)

Цель жизни некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости – другие, в старости – третьи. Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Читайте также:
Примеры предложений в Past Perfect: правила употребления прошедшего завершенного времени

Природное и социальное в человеке (8 класс, 10 класс)

Впервые о биологическом несовершенстве человека заговорили философы XX века: М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер. Они писали, что человек – не «венец творения», а лишь «неспециализированное», «незавершенное» существо со слабо выраженными инстинктами.

Из факта о биологическом несовершенстве человека немецкий философ 1-й половины XX века Э. Кассирер выводит феномен культуры. Его суть в том, что человек, утративший инстинкты и способы коммуникации со средой обитания , вынужден был искать другие, экстремальные способы выживания. В этом и кроется причина отчужденности человека от природы. Наряду с ослабленными инстинктами человеку присуща способность к подражанию, и именно благодаря ей человек научился менять социальный роли и постепенно сформировал собственную систему ориентиров, которая была своеобразной «надстройкой» над инстинктами и в то же время дополняла их. Эта программа жизнедеятельности, которую выработал человек – и есть культура.

Таким образом человек стал осмысливаться как продукт не только биологической и социальной, но и культурной революции.

Проблема происхождения человека сегодня еще находится в стадии изучения, на многие вопросы до сих пор нет точных ответов.

Итак, в отличие от остальных живых существ, человек живет сразу в двух мирах: социальном и биологическом. Биологическая и социальная сущность в человеке слиты воедино. Биологически человек – высшее млекопитающее с присущими ему особенностями анатомии и физиологии, однако биологические возможности человека не запрограммированы жестко, благодаря чему он может приспосабливаться. Человек как социальное существо не может выжить без общества, ведь человечность проявляется только в общении с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется в наличии сознания и разума, свободы и ответственности, в готовности к общественно-полезному труду и т.д.

Мышление и речь – специфические свойства человека (8 класс)

Одним из самых главных отличий человека, является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное — человекообразная обезьяна — не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит. Для этого он использует полученные и приобретенные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетёт сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врождённый инстинкт . И ничего более серьёзного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не в состоянии. Потребность людей в общении, только благодаря которому и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Способность человека к творчеству (8 класс)

Человек всегда стремится оставить после себя какой-либо след в истории. Взять хотя бы великого поэта А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит…» Что остаётся людям? Созданное поэтом или писателем творчество — его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и сёла, учёные и писатели — книги, садовники — парки и сады. Но не всем же быть строителями и садовниками, скажете вы. И верно. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдёт из жизни. Однако такое желание иногда принимает уродливую форму. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Читайте также:
Значение пауков: насекомое это или нет, характеристика класса паукообразных с названиями

Деятельность человека и её виды (8 класс)

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Сейчас в нашей жизни всё большее внимание уделяется приобретению материальных благ. Обладание вещами само по себе не характеризует человека: тот, кто имеет вещи, может быть и достойным, и ничтожным человеком. Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Игра, учёба, труд (8 класс)

Ребенок играет. В игре проявляется его игровая деятельность.

деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Игровую деятельность постепенно начинает сменять учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Учебная деятельность плавно перерастает в трудовую деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность

Сознание и деятельность (8 класс)

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. В первую очередь человек к этому приходит из-за своих внутренних потребностей, стремлению выполнить свою жизненную цель, а так же собственное развитие. Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то — бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы какой не была цель, она не с интересами общества. Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Задание EO0621D Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.1) инстинктивные реакции на воздействие среды 2) осознанная постановка цели 3) использование природных материалов 4) наличие словесной речи 5) забота о потомстве 6) стремление понять закономерности развития природы и общества

Ответить на данный вопрос поможет знание того, что объединяет человека с животными, и что отличает их друг от друга. Сходства человека с животным заключаются в следующем: инстинкты, умение пользоваться природными материалами, потребность в заботе о потомстве. Признаки, которые отличают человека от животного: развитое мышление, членораздельная речь, умение преобразовывать окружающий мир, целеполагание и осознанность, способность к творчеству и наличие духовных потребностей.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Рост Екатерины – 173 см.
  2. Екатерина – добрый и отзывчивый человек.
  3. Екатерина хорошо и старательно учится в университете.
  4. Екатерина занимается волонтерством.
  5. У Екатерины зеленые глаза.
  6. По темпераменту Екатерина – сангвиник.

Рост, вес, цвет глаз и волос – это черты внешности, которые относятся к биологическим характеристикам, значит, пункты 1 и 5 не подходят. А вот пункты 2 и 3 отображают черты характера, которые появляются не от рождения, а в ходе воспитания, взросления, социализации человека, то есть относятся к социальным характеристикам. То же можно сказать и о занятии волонтерством – это напрямую относится к социальным взаимодействиям. В 6 положении говорится о типе темперамента; темперамент считается биологически врожденной чертой, и на ЕГЭ этот пункт не относится к социальным характеристикам.

Читайте также:
Природные зоны лесов: что характерно для разных климатов, карта, растительный и животный мир

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
  2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
  3. Человек наследует моральные нормы.
  4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
  5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Для начала прочитаем задание и все предложенные варианты, анализируя их по порядку. Первое высказывание верно, поскольку детство, взросление и старость – естественные, биологические процессы, которые пока еще не контролируются людьми. Со вторым высказыванием тоже сложно поспорить, а вот в третьем явно допущена ошибка: моральные нормы человек не наследует, а усваивает в процессе социализации, о чем, по сути, и сказано в предыдущем выражении. Четвертое высказывание на первый взгляд может показаться довольно запутанным; здесь важно помнить о том, что социальная сущность выражается в общении и взаимодействии с другими людьми, и, исходя из этого, генетические факторы и способности не могут выражаться в социальной сущности. Пятое высказывание в определенной степени связано с четвертым, но построено иначе, и получается, что оно верно: ведь именно в ходе социальных взаимодействий люди обнаруживают свою склонность к тому или иному виду деятельности – например, выбирают для себя роль руководителя группы. Получилось, что верными являются высказывания под номерами 1, 2 и 5.

ЕГЭ по обществознанию. Природное и общественное в человеке. Мировоззрение. Истина. Знания.

blank

ЕГЭ по обществознанию. Природное и общественное в человеке. Мировоззрение. Истина. Знания.

Начался новый учебный год, а это значит, что ЕГЭ по обществознанию уже не за горами! Чтобы получить хорошие результаты, важно начать вовремя готовиться, а также использовать правильные источники. Так что давайте не будем терять драгоценное время и начнем подготовку уже сегодня!

Тема 1.1. Природное и общественное в человеке

(Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Сущность человека объединяет в себе две важные составляющие: биологическое и социальное начала. Как биологический вид, человек принадлежит к млекопитающим вида Homo sapiens, который образовался путем антропогенеза, т.е. процесса эволюционного формирования и развития человека. Природное в человеке проявляется в характерных для животных признаках: анатомия и физиологические процессы, потребность в пище, сне и движении, а также наличие врожденных инстинктов.

Человек неразрывно связан с обществом из-за постоянного вступления в общественные отношения и взаимодействия с другими. Социальное в человеке проявляется через мышление и речь, сознание и разум, готовность к труду и способность к творчеству.

Таким образом, человек представляет собой биосоциальное существо, образованное путем слияния воедино природного и общественного, иначе он существовать не может.

Основные отличия человека от животного

  1. Наличие сознания и возможности мыслить. В отличие от животных человек умеет думать, анализировать, планировать и принимать решения.
  2. Умение говорить и слышать. Наличие коммуникативных способностей позволяет обмениваться информацией с окружающими, выражать собственное мнение и делиться накопленными знаниями с другими поколениями.
  3. Творческая деятельность. Только человек может вдохновляться, творить, фантазировать и создавать новые шедевры.
  4. Изготовление орудий труда и их использование. Некоторые живые существа хоть и вполне могут воспользоваться палками или камнями, никто из них не в состоянии сравниться с человечеством, способным мастерить новые орудия из уже существующих средств.
  5. Удовлетворение духовных потребностей. В отличие от человека животные не слушают музыку и тем более не посещают выставки и театры.

Итак, человекэто биосоциальное существо, стремящееся удовлетворять свои духовные потребности, умеющее думать и творить, принимать решения, а также выражать собственное мнение.

Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»

Читайте также:
Канада: население, водные ресурсы, географическое положение на карте мира, форма правления, крупные города

Для характеристики человека как биологического существа применяется термин “индивид”. Индивидэто отдельный представитель человеческого рода. К индивидным признакам человека относятся пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, психика, естественные потребности, т.е. все то что, человек обязательно наследует.

Среди признаков человека есть и те, которые принадлежат исключительно ему и отличают его от других: рост, голос, телосложение, взгляды на мир, черты характера и т.д. Так, индивидуальностьуникальность человека, его непохожесть на других.

Важным социальным признаком человека является его личность. Личностьэто конкретный человек, обладающий набором важных социальных качеств, которые он реализует в процессе жизнедеятельности. К таким качествам относятся: ответственность, нравственность, инициатива и другие.

Человек становится личностью лишь в процессе социализации, т.е. процесса взаимодействия с обществом и усвоения необходимых знаний, ценностей и опыта предыдущих поколений.

Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрениеэто совокупность устойчивых взглядов, знаний и убеждений об окружающем мире, а также отношение человека к самому себе.

Элементы мировоззрения

В мировоззрении различают следующие элементы:

  1. Мироощущениеэто образ мира, который человек получает путем чувственного восприятия, например, чувства или настроение. В данном случае мировоззрение отражается на уровне ощущений.
  2. Мировосприятиеобраз мира в наглядных представлениях, когда мировоззрение ограничено больше чувственным опытом.
  3. Миропониманиепредставление о мире на основе рационального объяснения.

Компоненты мировоззрения

Выделяют четыре вида компонентов:

  1. Познавательный компонент, который базируется на знаниях (знания о мире и человеке, обыденные, научные или религиозные знания);
  2. Ценностно-нормативный компонент содержит общественные и индивидуальные ценности, установки или убеждения;
  3. Эмоционально-волевой компонент характеризует эмоциональную сторону мировоззрения. Он включается в себя эмоции и чувства, настроение и переживания.
  4. Практический компонент состоит из умений и навыков.

Пути формирования мировоззрения

  1. Стихийный путь формирования мировоззрения происходит на обыденно-практическом уровне, под влиянием жизненных условий. Сюда можно отнести опыт, традиции или обычаи.
  2. Осознанное формирование происходит на теоретическом уровне. Этот уровень связан с рациональным осмыслением мира и включает в себя идеи, идеалы, ценности и принципы.

Формы мировоззрения

  1. Обыденное или житейское мировоззрение является наиболее распространенной и доступной формой для каждого человека. Это мировоззрение, которое опирается на собственный повседневный опыт и опыт своих родителей.
  2. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и в Бога. Верующий человек стремится следовать религии, соблюдает необходимые правила и совершает культовые действия, например, молитву или жертвоприношение.
  3. Мифологическое мировоззрение основано на мифах. Данной форме мировоззрения свойственно отсутствие границ между реальным и вымышленным миром, а сами действия происходят в мире богов и духов. Мифологическое мировоззрение существует и сегодня в виде сказок, легенд и сказаний.
  4. Художественное мировоззрение глубоко связано с искусством и созданием художественных образов.
  5. Научное мировоззрение опирается на аргументированность, доказательность и объективность.
  6. Философское мировоззрение является по большей степени субъективным мировоззрением. Оно основано на разуме и рассуждениях философов. Философское мировоззрение показывает отношение человека к самому себе и ко всему окружающему миру.

Роль мировоззрения в жизни человека

Тема 1.3. Виды знаний

blank

Познаниеэто вид деятельности, направленный на приобретение новых знаний об окружающем мире.Таким образом, продуктом познания являются полученные знания.

Знаниерезультат познавательной деятельности.

Процесс познания всегда осуществляется при наличии двух сторон: субъекта (тот, кто получает информацию, например, человек или общество) и объекта (то, на что направлен процесс познания: предмет или весь окружающий мир),

Уровни познания

Процесс познания происходит в два уровня: чувственное и рациональное.

Чувственное познание осуществляется непосредственно при взаимодействии с окружающим миром при помощи органов чувств. Например, мы можем получить определенную информацию о предмете, увидев его, потрогав или попробовав на вкус.

На рациональном уровне познается внутренняя сущность предмета, и происходит это уже при помощи мышления.

Формы чувственного и рационального познания

Чувственное познание начинается с ощущенияэто отражение отдельных свойств предмета, возникающих в результате воздействия на органы чувств. Например: яблоко красное, лимон кислый, вода холодная. Таким образом, ощущение показывает нам отдельную сторону предмета: запах, цвет, вкус, форма.

Получая информацию о предмете с помощью органов чувств, мы формируем у себя в сознании чувственный образ предмета, что соответствует следующей форме познания — восприятию. Например, при поедании яблока, мы ощущаем его вкус, но одновременно с этим воспринимаем запах, цвет и форму яблока. После восприятия образ предмета сохраняется у нас в памяти, что способствует представлению, третьей форме познания. В данном случае образ воссоздается путем обращения к предыдущему опыта.

Читайте также:
Что такое онтология, онтологические функции и категории, основные понятия и онтологический смысл

Теперь обратимся к формам рационального познания:

Понятиемысль, утверждающая свойства предмета, явления или процесса.

При помощи понятия формируется суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте.

Умозаключение — вывод об объекте познания, сформированный из нескольких суждений.

Виды знаний

Научное познание

Отдельное внимание нужно обратить на особый вид познания — научное познаниедеятельность, направленную на получение объективных и обоснованных знаний, основанных на рациональности.

От других видов познания научное отличают такие свойства, как обоснованность, доказательность, аргументированность, достоверность и системность. Кроме того, в научном познании используются теоретические и экспериментальные методы.

Уровни научного познания

К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, измерение, описание и эксперимент. К теоретическим — индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, моделирование и идеализация.

Тема 1.4. Понятие истины, её критерии

blank

Истинаэто знание, соответствующее действительности.

Противоположность истины — заблуждение ложное знание, принимаемое за истину.

Виды истины

  1. Абсолютная истинаполное, точное и достоверное знание о чем-либо (например, дважды два — четыре).
  2. Относительная истинанеполное и неточное знание, способное со временем измениться или дополниться.
  3. Объективная истиназнание, не зависящее от человечества (например, Земля вращается вокруг солнца).
  4. Субъективная истиназнание, которое зависит от особенностей субъекта познания.

Критерии истины

Основной критерий истины — практика. Практикаэто материальная деятельность, направленная на преобразование мира.

Природное и общественное в человеке

Человек как результат биологической и социокультурной социологии

Проблема происхождения человека – центральная тема изучения многих наук. Чтобы понять сущность человека и пути эволюции, следует выяснить происхождение вида. Теория возникновения и прогресса человеческой деятельности носит название антропогенез. В науке существуют 4 базовые теории, объясняющие возникновение человеческой расы.

​​​​​​​​​​​​​​Человек как результат биологической и социокультурной социологии

Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.

По своей сущности человек – биосоциальное существо: является частью природы, но и также неразрывно связан с обществом, которое сам создаёт.

Человек высший вид развития на Земле

Отличия человека от животного

  1. Способность к мышлению и членораздельной речи. Только человек, как высшая степень эволюции, способен размышлять, анализировать, вспоминать информацию. Коммуникативной функцией владеет не только человек, но ещё и некоторые виды попугаев. Но только человек способен отражать словами объективную реальность, делать упор на главное. Также, человек отражает существующую действительность не только речью, но и формами искусства (музыка, живопись и т.д.)
  2. Человек пользуется сознательной творческой деятельностью:
    • способен моделировать собственное поведение и социальные роли;
    • способен анализировать последствия действий;
    • оказывает ценностное отношение к действительности.

  3. Человек в результате жизнедеятельности преобразует окружающий мир и создаёт материальные и духовные ценности.
  4. Человек изготавливает из подручных средств орудия труда для произведения материальных благ.
  5. Человеку требуется удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности. Вторые формируют внутренний мир.

Сознание

Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека.

В сознание входит ряд функций:

  • познание, путём восприятия органами чувств;
  • отношения к миру людей;
  • эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  • регулирование поведения в обществе.

В структуру относятся следующие элементы:

Бессознательное процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах.
Массовое сознание общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях.
Самосознание осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность.
Самопознание постижение собственных физических и психологических особенностей.
Самооценка носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная).
Поведение поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации.
Поступки действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»

Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»

В ходе социализации происходит становление личности: знакомство и принятие общественных норм, правил, порядков, социальных ролей и т.д. Личность является свободным и самостоятельным субъектом в обществе.

Становление индивидуальности – процесс, в ходе которого приобретаются черты, выделяющие человека из социума, носят уникальный и неповторимый характер.

Деятельность

Деятельность – взаимодействие человека с миром, при котором субъект удовлетворяет собственные потребности.

Сущность и структура деятельности

Сущность и структура деятельности

Виды действий делятся на:

  • Целерациональное (ориентир, направленный на ожидание поведения других людей, а также состояние объектов в действительности)
  • Ценностно-рациональное (человек придерживается личностных убеждений о ценностях, долге, красоте и т.д.)
  • Аффективное (характеризуется бессознательными всплесками эмоций)
  • Традиционное (формируется в результате привычки)

Виды деятельности

1. Игра – важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.

Игра - вид деятельности

2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.

3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.

Труд - вид деятельности

4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.

Общение включает в себя следующие функции:

  • Информативно-коммуникативная – предполагает формирование, обмен и приём информации. Делится на 3 уровня: на первом происходит выравнивание различий в информированности людей, второй этап заключается в передаче информации и принятии решений, а третий – стремление понять другого человека.
  • Регуляционно-коммуникативная – отвечает за урегулирование поведения человека. В ходе общения осуществляется регуляция не только собственного поведения, но и поведения других.
  • Аффективно-коммуникативная – эмоциональное поле человека, выясняется отношения человека к окружающей среде.

Субъектами общения выступают:

  • Реальные партнёры;
  • Иллюзорные партнёры (домашние животные, растения);
  • Воображаемые партнёры (разговор с самим собой).

Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:

  • Передача и получение информации;
  • Организация совместной деятельности людей;
  • Укрепление межличностных отношений.

Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:

Природное и общественное в человеке

В человеке природное и общественное выражается посредством таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Под индивидом следует понимать определённого репрезентанта человеческого рода, обладающего неким набором черт психологического и социального характера (воля, разум и т. д.). Определяющими характеристиками индивида могут быть такие признаки, как пол, возраст, раса, статус и др.

Следует непременно отметить, что каждый индивид имеет своё неповторимое отличие и уникальность, в таком случае можно говорить о его индивидуальности. К индивидуальным особенностям человека относятся как биологические, так и психологические черты, например темперамент, характер, интеллект, которые передаются ему в качестве наследственных черт от родителей и в подобном соотношении не встречаются в других людях или же встречаются очень редко.

человек и общество фото

Таким образом, можно сказать, что человек — это одновременно биологическое и социальное существо. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Кроме того, человеку, как и любым другим живым организмам, присуща борьба за существование, приспособление к условиям окружающей среды, необходимость защищать себя, добывать себе пищу. Характерными особенностями человека являются прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, и речь. Более того, человек имеет высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.

Как существо социальное человек непосредственно связан с обществом. Индивид, который в силу каких-либо причин был с рождения оторван от общества, остаётся животным. Человек становится человеком лишь в том случае, когда он вступает в общественные отношения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание, разум и т. д.

Взаимосвязь природного начала и общественной сущности в человеке приводит к тому, что возникает качественно новая ступень человеческой личности.

Понятие «личность» отражает совокупность целостных психологических и культурно-исторических особенностей индивида, которые, в свою очередь, тесно связаны с общественными характеристиками человека. Следует отметить, что без общества индивид не может стать полноценной личностью. Личностью является социально и духовно развитый человек. Основными проявлениями личностного начала в человеке служат его социальная активность, а также деятельность, связанная с социальным окружением и отношениями с окружающими.

человек

Для общественного сознания характерен комплекс определённых образов, взглядов, теорий, отражающий различные сферы жизни общества. Возникает оно благодаря производственной, семейно-бытовой и другой совместной деятельности людей. Только в результате общей практической деятельности люди начинают осмысливать окружающий их мир с целью использования его в своих интересах. Содержание общественной практики в социальной действительности, осмысленное людьми, в итоге становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание — это результат общего осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. Именно в этом таится социальная природа общественного сознания и его отличительная особенность. К формам общественного сознания относятся политические и правовые, этические, научные, религиозные и философские взгляды.

Индивидуальное сознание можно толковать как определённые особенности взглядов и интересов, а также ценностных ориентаций человека, которые способствуют возникновению личностного стиля поведения. Формируют духовный мир человека такие факторы, как личный жизненный опыт, особенности характера, уровень духовной культуры и другие обстоятельства социального существования, основным проявлением которого является индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание выдающихся людей значительно обогащает общественное сознание выразительными образами и идеями, вносит существенный вклад в развитие науки, искусства и т. д. В то же время следует учитывать, что индивидуальное сознание функционирует отнюдь не автономно и не является абсолютно независимым, а формируется и развивается посредством общественного сознания. Каждый человек мыслит в той мере, в какой он включается в мыслительный процесс этого общества и человечества. Впитывая в определённой степени духовное богатство своего народа и человечества в целом, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и общественные отношения, индивид приобретает навыки и формы мышления, становится думающим социальным субъектом.

Таким образом, индивидуальное и общественное сознание тесно взаимосвязаны, несмотря на то что между ними существуют и определённые различия:

  • общественное сознание может существовать и развиваться только в рамках общественного бытия;
  • для индивидуального сознания вместе с общественным бытием в этой роли выступают также условия жизни социальных и национальных групп, семейный быт, духовно-культурная, информационная обстановка, в которой находится каждый человек;
  • общественное сознание представляет общество и общественный интерес и оказывает существенное влияние на формирование индивидуального сознания;
  • общественное сознание преобладает по объёму, богатству идей и представлений над индивидуальным сознанием;
  • общественное сознание — это непрерывный духовный процесс, а индивидуальное сознание развивается дискретно.

Бытие

Бытие — одна из ключевых категорий философии, которая предполагает наличие объективной реальности (человека, природы), не зависящей от сознания человека

Самосознание — понимание человеком самого себя и собственного места в комплексе отношений общества.

Самосознание представляет собой длительный процесс, который непосредственно связан с общим развитием человека, а также является важным условием сохранения тождественности личности, отражая своеобразную историю индивидуальности. Когда человек познаёт себя в труде и общении с другими людьми, индивид постоянно регулирует свои действия и поведение в социуме. Начиная осознавать свои сильные и слабые стороны, человек старается менять свои недостатки соответственно тем критериям, которые предъявляет к нему социум, и целям, которые он ставит для себя в процессе саморазвития. Самосознание индивида имеет общественный характер и в некоторой степени определяет социальное поведение человека.

Самосознание стремительно развивается и имеет градацию в несколько уровней. Первый уровень — самоощущение — это осознание своего тела и определение его места в мире. Второй уровень самосознания связан с восприятием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе. Третий, самый высокий уровень, связан с возникновением сознания своего «Я» как совершенно особенного образования, похожего на «Я» других людей, но в какой-то степени уникального и неповторимого.

Таким образом, самосознание — это единство трёх компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.

Самосознание

Самопознание является точкой отсчёта и основой существования самосознания. В процессе самопознания появляется знание индивида о себе. Именно после этого начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Мысленные обобщения в результате самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируют самооценку.

Самооценка включает в себя результаты самопознания и отношения к себе, является внутренним фактором саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее благоприятные, оптимальные линии поведения.

Саморегулирование поведения — это своего рода двухуровневый процесс. Первый уровень включает в себя внешнее (социальное) управление поведением индивида на каждом этапе его развития. Второй уровень предполагает самоконтроль, то есть внутри процесса саморегулирования существует обратная связь.

Самоконтроль заключается в длительном отслеживании всех этапов поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль даёт возможность учитывать как внешние, так и внутренние условия принятия решений, при необходимости изменять их, активировать дополнительные усилия, включать потенциальные резервы личности. Самосознание выступает и в виде социального сознания.

Социально-групповое сознание отображает степень понимания представителями конкретной социальной группы собственного статуса в комплексе отношений, характерного для этого общества. Социально-групповое сознание, как и индивидуальное сознание, — это продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого динамика потребностей людей, принадлежащих к этой социальной группе, и возможности их осуществления, а также связанных с этим явлений и практических социальных действий людей. Условия бытия различных социальных групп обусловливают их специфические психологические особенности. Именно в совокупности психических черт, характерных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.

ОГЭ. Обществознание.

ТЕОРИЯ ОГЭ

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.
  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, свойственные только животному.
  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.2.2. Низшие формы биологической опасности

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

БИОМАГНЕТИЗМ — РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ?

БИОМАГНЕТИЗМ — РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ? Более ста лет назад в печати впервые появились сообщения о феномене биомагнетизма. Тогда людей, обладающих этим свойством, называли «электрическими людьми».Каролина Клэр, семнадцать лет, из Онтарио, заболела в 1877 году. Она похудела

Результат

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественног

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Человек есть общественное животное

Человек есть общественное животное Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: