Русская Правда Ярослава Мудрого в каком году появилась и её основные положения

История создания «Русской Правды»

«Русская правда», или «Правда Ярослава» – первый письменный древнерусский свод законов, принятие которого датируется 1016 годом в период правления великого князя Ярослава Мудрого. Именно дарование «Русской правды» принято считать проявлением мудрости князя, ведь до него никто не оставил подобных документов. «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте», – говорил Ярослав Мудрый про первые писаные законы.

Причины принятия «Русской Правды»

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.

Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.

Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.

Создание письменных законов в любом государстве – это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.

К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.

Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Основные положения

Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.

Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .

Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.

Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.

По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.

Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону – все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

Значение «Русской правды»

Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания.

«Русская правда» – это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития.

Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм.

«Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.

Правда Ярослава Мудрого
свод законов Киевской Руси

«Правда Ярослава» (Древнейшая Правда) — древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.

«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право — кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. [1] wikipedia

Впоследствии «Правда Ярослава» была дополнена его детьми («Правда Ярославичей») и внуком Владимиром II Мономахом («Устав Владимира Мономаха»). Совокупность этих сводов законов была объединена под названием «Русская правда» и стала древнейшим русским правовым кодексом.

Кратко о сути и содержании основных положений

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Читайте также:
Открытия Марко Поло: биография, маршрут путешествия и его значение

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Читайте также:
Когда появилась опричнина на территории Руси, причины отмены опричнины и её последствия

Значение Правды Ярослава и дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497 [2] http://www.krugosvet.ru

История открытия и мнения историков

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Русская правда Ярослава Мудрого

Закон не может быть законом, если за ним нет силь­ного.

Махатма Ганди

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Первый письменный свод законов

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Читайте также:
В каком году первый космонавт полетел в космос, жизнь и подготовка Гагарина к полету

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Источники русской правды

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрого это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Читайте также:
Кто такие большевики и за что боролись: краткая информация

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

Принятие Русской правды (видео)

«Русская правда», или «Правда Ярослава» — первый письменный древнерусский свод законов, принятие которого датируется 1016 годом в период правления великого князя Ярослава Мудрого. Именно дарование «Русской правды» принято считать проявлением мудрости князя, ведь до него никто не оставил подобных документов. «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте», — говорил Ярослав Мудрый про первые писаные законы.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 426
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14824-istorija-sozdanija-russkoj-pravdy.html

Краткое содержание и главные положения

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.

Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:

  • административных;
  • процессуальных;
  • правовых;
  • уголовных;
  • семейных;
  • гражданских.

После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».

Историки утверждают, что не только Ярослав был автором Русской правды. В это уникальное собрание законодательных норм вошли также законы его сыновей и князя Владимира. В связи с этим современники публикуют три разных редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.

Читайте также:
Никита Сергеевич Хрущёв: краткая биография и оценка деятельности

Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:

  • о разделении общества на социальные слои;
  • о привилегиях землевладельцев;
  • об общих положениях холопов;
  • о наследственном праве собственности.

Наиболее поздний вариант — Сокращенная Правда XV века. В нее вошло 50 пунктов, в которых уже отличается убийство неумышленное от кровной мести, а также дифференцируются виды ущербов — слабый и тяжкий.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2325
Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/sbornik-zakonov-russkaya-pravda

Причины принятия «Русской Правды»

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.
Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.
Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.
Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.
К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.
Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1178
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14824-istorija-sozdanija-russkoj-pravdy.html

Основные источники «Русской Правды»

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Особые условия закона

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрого это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1315
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/russkaja_pravda%20jaroslav_mudrij.html

Основные положения

Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.
Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .
Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.
Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.
По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.
Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону — все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

Читайте также:
Пржевальский: открытия в центральной Азии и Уссурийском крае, история экспедиций

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1519
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14824-istorija-sozdanija-russkoj-pravdy.html

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Значение «Русской правды»

Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания.
«Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития.
Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм.
«Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 924
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14824-istorija-sozdanija-russkoj-pravdy.html

История

Алексей Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. 1880 год

В Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 годом помещён рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком. После победы над Святополком при Любече Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды, включая статьи «Древнейшей Правды». Грамота, дарованная Ярославом, таким образом, отождествляется с «Древнейшей Правдой».

По мнению большинства исследователей, «Древнейшая Правда» первоначально применялась только в Новгороде и в Новгородской земле.

Согласно А. П. Толочко, Краткая Правда, включая «Древнейшую Правду», является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 944
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0

Литература

  • Goetz L. K. Das Russische Recht (Russkaja Pravda). — Stuttgart : Enke, 1910—1913. — Bd. I : Die älteste Redaktion des Russischen Rechtes. — 1910. — 312 s.
  • Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1940—1963. —
  • Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X–XII вв. / под ред. С. В. Юшкова; сост. А. А. Зимин.
  • Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1941. — 254 с.
  • Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940—1963. —
  • Юшков С. В. Русская правда. — М., 1950; 2-е изд. М.: 2009.
  • Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда. — Сборник «Древнерусское государство и его международное значение». — Москва: Издательство АН СССР, 1965. — 477 с.
  • Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. — М. : Юридическая литература, 1988. — 176 с.
  • Свердлов М. Б. Русская правда. — СПб. : Образование, 1992.
  • Смолий В. А., Степанов В. С. История Украины // Развитие Киева. Первое собрание законов. — Киев: Генеза, 2007. — С. 52. — 226 с. — ISBN 978-966-504-632-5.
  • Тысячелетие Русской Правды — обретение новых смыслов : тез. науч. конф., г. Волгоград, 21—22 апреля 2016 г. — Волгоград, 2016.
Читайте также:
Отечественная война 1812 года: краткое описание причин и характера военной кампании

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1332
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 17495
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Правда Ярослава Мудрого

Законодательство Киевской Руси и Русская Правда Ярослава

Происхождение Русской Правды

До появления Русской правды (и даже некоторое время после) порядок в Киевской Руси строился главным образом на основе:

  • Исконных обычаев, принятых у славян
  • Княжеских указах
  • Церковном праве (после принятия христианства)

Князь Ярослав Мудрый

Обычаи всегда являлись древнейшим видом закона, на Руси они решали почти все вопросы, к примеру – кровную месть. По ним же проходил суд. Он начинался с поиска ответчика, который не мог за себя объясниться, и считался преступником. Главным аргументом были показания свидетелей, а при отсутствии таковых назначались ордалии (испытания огнём и водой). «Правда» составлялась по большей части исходя из таких исторически появившихся норм поведения.

На протяжении своего правления, князи, отдавая земли дружинникам, устанавливали в них некоторые законы и правила; завоёвывая новые территории – устанавливали размер дани. Например, «уставы» Ольги, которые контролировали хозяйственную жизнь Руси. Княжеские указы устанавливать лишь устно, до появления Краткой редакции (XI в.), которая и строилась за счёт сбора всех устных указов прошлого. Множество пунктов Устава Владимира Мономаха были внесены в Пространную редакцию.

После принятия христианства в 988 г. возникает и церковное право, которое составляло закономерную часть Правды. В письменных источниках наблюдается сильное влияние византийского права. Однако на практике применялись русские церковные законы, издаваемые местными князьями. Таковыми являлись Церковные Уставы Ярослава и Владимира, составленные в начале XI в.

Суть и содержание основных положений Русской Правды

Важно! Денежной единицей на Руси служила гривна – брусок (слиток), весом 204 грамма. Однако в основном, в XI в. водилась гривна кун (монета), которую делали из менее качественного серебра, её вес составлял примерно 68 грамм. Ногата – монета арабской чеканки, весила около 3,41 грамма. Куна – также маленькая монета, весом 2,73 грамма. Резана – примерно 1,48 грамм. Самый маленький денежный знак – веверица (векша), весила 1/3 грамма.

Внимание! «Вира» — выплата князю, получаемая им с судебных пошлин. Собиралась «вирниками» — назначенные князем сборщики штрафов. Они получали с выплат определённый процент.

Ярослав Владимирович Мудрый

Основные положения из Русской Правды:

  • Величина виры устанавливается в зависимости от статуса человека, по отношению к которому совершено преступление.
  • «Дикая вира» — вира, выплачиваемая всей общиной крестьян, например, в случае, когда один из её членов не может погасить свой штраф.
  • В случае нанесения травм, величина виры зависит от её серьёзности.
  • Суд производился состязательным образом, устраивался самими участниками процесса.
  • При отсутствии доказательств применяли показания свидетелей (свод), делившихся на видоков (очевидцев) и послухов (наслышанных).
  • При отсутствии свидетелей применяли исконные способы: присяга (целование креста), испытание водой (попытка утопления) или испытание железом (прижигание).
  • Стоит также заметить, что в Правде не упомянут судебный поединок (поле). По мнению В.О. Ключевского, это связано с христианским духовенством, не желавшим это указывать.

Структура Русской Правды

Списки Русской Правды делятся на три разные редакции:

  • Краткая. Большая часть историков считает её наиболее древней, относится к XI в. Она имеет 43 статьи.
  • Пространная. Хорошо сохранившаяся и распространённая редакция документа, создана в XIII-XV в. и имеет в себе 121 статью.
  • Сокращённая. Создана примерно к XVI-XVII в., сформирована из Пространной (её сокращение). Включает 50 пунктов.
Читайте также:
Открытие Беллинсгаузена: история исследования Антарктиды, интересные факты

Краткая редакция состоит из «Правды Ярослава» («Древнейшая Правда»), которая заканчивается 18-ой статьёй и связана с самим Ярославом Мудрым, и «Правды Ярославичей» (статьи с 19 по 43), составленной сыновьями Ярослава Мудрого.

Пространная же делится на Устав Ярослава Мудрого и Устав Владимира Мономаха. Создана на основе Краткой редакции и дополнена разными актами.

Ярослав Владимирович

Статьи Русской Правды

Коротко рассмотрим каждую статью Краткой редакции (43 статьи) по отдельности:

  1. Статья утверждает кровную месть родственниками убитого и, при отсутствии желания мести — оплате виры в сорок гривен.
  2. Утверждается наличие синяков и крови как неопровержимого доказательства драки; выплата в три гривны и оплата врача.
  3. Эта статья устанавливает выплату за нанесение удара. Если человек не отомстил преступнику и тот скрылся с места, то платит он двенадцать гривен.
  4. Назначается оплата двенадцати гривен за удар рукоятью меча или ножнами.
  5. В случае, когда мечом отрубали руку, назначалась выплата в 40 гривен.

Дополнительная информация! В Киевской Руси 40 гривен считали очень большим штрафом, за такую сумму можно было приобрести 20 коров. Поэтому обычный человек попадал в чрезвычайно трудное положение.

  1. Если нога останется целой после нанесения удара или человек начнёт прихрамывать, то отомстить нельзя.
  2. За отрезанный палец – 3 гривны.
  3. За срезанную бороду или усы – 12 (примечательно, что штраф за такой поступок был больше, чем за палец).
  4. Если человек просто угрожал мечом, вынутым из ножен, при этом не ударив, то должен был заплатить 1 монету за оскорбление.
  5. Толкнув человека, преступник выплачивал 3 монеты, но при условии, что пострадавший имел двух свидетелей. Иностранцы же только клялись, даже их не имея.
  6. Когда челядин скрывался у иностранца больше трёх дней, тот возвращался хозяину и платил три гривны.
  7. Если кто садился на чужого коня не спросив, то платил три монеты.
  8. За кражу коня, оружия или одежды также выплачивалось 3 гривны.
  9. Когда украденную вещь опознавал не её хозяин, то опознавший должен был попросить вора вернуть украденное. Если тот не шёл, то искал поручителя, который пойдёт вместо него в течение 5 дней.
  10. Не отдав долг, человек был обязан судиться с 12 людьми, если же доказывалась вина, то выплачивал долг и к тому ещё 3 монеты.
  11. В случае опознания челядина хозяином, тот должен был идти к его теперешнему хозяину, далее, ко второму, и наконец к третьему, у которого покупался челядин.
  12. Когда холоп ударяет свободного и убегает в дом хозяина, при этом не выдаёт его, то выплачивает за своего раба 12 монеты, а после пострадавший убивает холопа.
  13. А когда кто ломал копьё, щит или одежду, то оплачивал ущерб. Если же виновный хотел купить вещь, то платил столько, сколько потратил на эту вещь хозяин.

Начиная с этой статьи начинается Правда Ярославичей, в ней отменена кровная месть.

  1. За убийство княжеского казначея (огнищанина) платится 80 гривен, столько же и за княжеского подъездного (вирника).
  2. Если убит огнищанин во время разбоя, а убийцу не хотят искать, то платит «дикую виру» община, на территории которой лежит тело.
  3. Эту статью толкуют по-разному. В литературе распространено такое толкование: если огнищанин убит во время воровства, то его убивают, как собаку. Б.А. Романов, к примеру, полагал, что убивают вора, который забрал жизнь огнищанина во время защиты хозяйства.
  4. За убийство княжеского мужа платят столько же, сколько и за огнищанина.
  5. За старшего конюха, пасущего стадо также 80.
  6. Если же убит сельский староста, или руководящий пашней, то 12.
  7. За рядовича – пять.
  8. За холопа и смерда также по пять.
  9. Если убит воспитатель княжеских детей – за него 12.
  10. За убийство княжеского коня – 3 гривны, за коня смерда – две, за кобылу – 60 резан, за вола – одну гривну, за корову – 40 резан, за трёхлетку – 15 кун, за годовалую – пол гривны, за телёнка – 5 резан, за ягнёнка и барана одна ногата.
  11. За увод чужого холопа платится 12 монет.
  12. Если окровавлен человек, то не ищет свидетелей преступления.
  13. За одиночное воровство коня или клети (амбара) – 1 гривна и 30 резан, если больше 18 человек, то по 3 гривны и 30 резан с каждого.
  14. Если портят княжеский улей, то платят 3 гривны.
  15. Когда кто-то истязал смерда (они были подчинёнными князя) без повеления князя, то платили 3 монеты, если же княжеского мужа, то 12.
  16. Если кто запашет межу (линия, делившая участки разных хозяев), то платит 12 гривен.
  17. За кражу лодки платят 30 резан хозяину и 60 князю.
  18. Кража курицы облагалась штрафом в 9 кун, утки, гуся, журавля и лебедя – в 30 резан, к тому же 60 резан князю.
  19. За кражу пса, ястреба или сокола – 3 монеты.
  20. В случае, когда вор замечался на территории, то убийство законно, если же продержат до рассвета, то ведут на княжеский суд; если вор убит, но люди видели его связанным, то платить за него.
  21. Кража сена и дров — 9 кун.
  22. При краже овцы, козы или свиньи десятью человеками и более, каждый платит по 60 резан князю, а поймавшему воров 10 резан.
  23. При сборе виры, мечник получает с одной гривны – куну себе, 15 кун в десятину (десятая часть доходов князя, уходящая в церковь) и князю 3 гривны (вероятно, текст источника испорчен, так как из одной гривны невозможно выдать 3); с двенадцати – 70 кун мечнику, 2 гривны в десятину и 10 князю.
  24. В этой статье указывается порядок «кормления» вирника при въезде: он мог собирать виру не более недели, за это время его полагалось «кормить» большим количеством еды, либо выплатами.
Читайте также:
Понятие общины: сравнение древнерусских и славянских форм организации общества

Дополнительная информация! Кормлением называлась система содержания княжеских чиновников за счёт местного населения, действовала до XVI в.

  1. Постановление для мостников (строителей мостов или мостовых): если сделают мост, то платить ногату, за городской мост также ногата. Одну ногату брать и за починку.

Ярослав Владимирович Мудрый памятник

Значение Русской Правды

Первый законодательный документ на Руси (написанный русским текстом) утвердил многие преступления и установил за них определённое наказание, в том числе:

  • Отменил кровную месть.
  • Утвердил наличие следов побоев как аргумент.
  • Утвердил судебную систему, включающую показания свидетелей.
  • Установил «ордалии» (испытания) как принятую судебную практику (Пространная редакция).
  • Подчеркнул сословное неравенство. За княжих мужей штрафы были на порядок больше, чем за обычных смердов и холопов.
  • Создал единый закон для всего государства, установив штрафы за различные преступления. Это в свою очередь на порядок уменьшило их количество.

Дальнейшее развитие законов Киевской Руси

Скулптура князя Ярослава Мудрого

Правда ещё долго сохраняла своё значение примерно до XV в., а после стала заменяться местными законодательными документами отдельных княжеств периода раздробленности. В XIV и XV в. в Новгороде и Пскове были приняты свои, местные судные грамоты, которые заметно заменили прежний законодательный документ.

Во времена Московской Руси (около XV в.) Русская Правда начинает терять своё значение. Сокращённая её редакция была создана специально под современные условия. Увеличивается единоличная власть, централизация, ярче проглядываются сословные рамки. Судебник 1497 и 1550 годов стали основными сводами законов.

Краткое изложение – вывод

Созданная на основе обычаев, указов князей и христианских законов, Русская Правда Ярослава Мудрого создала прочную на то время судебную систему, которая продолжала действовать на протяжении многих веков. Она установила официальное наказание за совершение преступлений разного рода и поспособствовала развитию русского государства.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого (1016-1054 гг.)

Князь Ярослав по прозванию Мудрый правил в Киеве удивительно долго для XI столетия, если вспомнить, что он отвоевал отцовский престол, будучи уже зрелым мужем. Таким долголетием князь был обязан не только хорошему здоровью, но и разумной политике. Прежде всего, Ярослав Владимирович повелел составить краткий свод законов для наведения порядка в Древнерусском государстве. Последнее тогда еще толком не оформилось, разобщенные славянские племена не всегда ладили, живя по разным правилам. Больше всего хлопот власти доставлял обычай кровной мести, именно его киевский князь постарался ограничить и даже обернуть себе на пользу, чтобы получать от родовых раздоров немалую прибыль.

Портрет Ярослава Мудрого

Портрет Ярослава Мудрого

В ранней «Русской Правде» в основном описываются различные по тяжести преступления, которые полагалось искупать большими денежными штрафами. Лиходея обязывали выплачивать компенсацию потерпевшему или его родне, а также вносить деньги в княжескую казну за нарушение порядка. Преступивший закон заглаживал вину, расставаясь с гривнами, серебряными слитками установленного веса. В землях восточных славян те когда-то ходили наравне с монетами и были очень удобными для крупных торговых сделок. В Киеве отливались гривны весом около 160 граммов в форме ромба с вытянутыми и обрезанными краями. Поверхность местных слитков пористая, ведь расплавленное серебро мастера заливали в специальные земляные формы, где тут же вскипали остатки воды. У новгородских гривен традиционно более вытянутая форма и больший вес (чуть более 200 граммов). В прочих русских городах тоже выпускались собственные серебряные слитки. Обратите внимание, что гривна – это не только денежная единица, но и мера веса в Древней Руси, поэтому не стоит удивляться такой фразе, как, например, «полгривны золотом».

Читайте также:
Описание реформ Петра 1 кратко таблица с датами особенности реформ Петра 1 их значения

Ярославу Мудрому было куда выгоднее взимать с преступников деньги, чем бесплатно наблюдать побоища на собственных землях. Не осмелившись полностью запретить кровную месть, он ее существенно ограничил. Теперь за убитого или покалеченного родича по княжеской воле были вправе мстить только его родные братья, сыновья, дядья, племянники или отец. Да и те могли чинить расправу не самовольно, а лишь по приговору княжьего суда. Закон запрещал всем прочим близким пострадавшего или убиенного проливать кровь преступника.

Князь Ярослав редко вершил суд лично, чаще перепоручая это дело ябедникам, доверенным лицам, ведавшим сбором податей и правосудием на местах. Любопытно, что при этом на истца ложились обязанности по выяснению личности подозреваемого и сбору доказательств его вины. Если речь шла о краже, то обворованный за три дня до обращения в суд обязывался громко и четко заявить о пропаже в людном месте, подробно описав похищенное. Даже Киев в XI веке был небольшим городом, и сокрытие любой хоть сколько-нибудь ценной вещи осложнялось, потому что горожане могли указать на вора. Одним словом, прежде чем взывать к правосудию, человек должен был примерно представлять, кого обвинять в своем несчастье, и собрать нескольких свидетелей.

Древнюю Русь не обошел распространенный в остальной Европе «Божий суд». Когда свидетели заявляли прямо противоположное, или следствие заходило в тупик по иным причинам, ябедник мог назначить испытание водой или огнем. Первое проводили при исках от 2 гривен в серебре до полгривны в золоте. Ежели обвиняемый или потерпевший ничем не подкреплял правоты, его опускали на веревке в ближайший освященный водоем. Случись человеку всплыть, он признавался виновным, но если начинал тонуть, его вытягивали назад полностью очищенным от подозрений. При тяжких преступлениях или разбирательствах на крупные суммы подвергали испытанию каленым железом или переходом через высокий костер. Если ожоги заживали без осложнений, княжеский суд считал это достаточным оправданием. В пустяковых делах ограничивались приведением человека к присяге на Святом Писании. Судебные поединки на Руси не прижились.

И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)

И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)

Статьи «Русской Правды» о розыске беглых преступников и пропавших вещей могут показаться нам чем-то диким, но то было нормально для XI века. Когда люди князя гнались за вором, и след обрывался возле какого-то селения, то у местных выбор: или помогать искать злодея, или складываться всей общиной на возмещение ущерба обворованному и на изрядный штраф в пользу князя. Если же преследователи теряли след в безлюдных местах, то дело на этом считалось закрытым.

В современном праве убийство, совершенное во хмелю, считается еще более тяжким преступлением. Но в Древней Руси душегубство, содеянное сгоряча, во время пира или ссоры, давало лиходею право на помощь его общины, где царила круговая порука. Соплеменники выплачивали виру за убитого, если провинившийся собрат до того не уклонялся помогать им в подобных случаях. Когда же человека лишали жизни с холодной головой и безо всякой причины, община передавала убийцу в руки княжеского суда.

Ярослав Мудрый изыскал способ получать выплаты максимально быстро и при этом экономить на содержании своих людей. Вирник, сборщик штрафов, и несколько княжеских дружинников селились в городах и весях рядом с преступником и жили за его счет до погашения долга. Князь предписывал заканчивать дело в одну неделю, но его люди частенько задерживались. Им полагался богатый стол, куда обязательно включалась баранина или говядина, хлеба, сыры, а также ведро хмельного кваса в день. Сверх того хозяин обеспечивал надлежащий уход коням дружинников и кормил тех лишь качественным овсом. Такие траты изрядно облегчали мошну даже состоятельному человеку, и тот стремился поскорее отдать князю положенные гривны, чтобы избавиться от его прожорливых ратников.

В память тысячелетия «Русской Правды» Центробанк России выпустил специальную серебряную монету номиналом в 3 рубля. Центр лицевой стороны занимает геральдический двуглавый орел, по сторонам от скипетра и державы проставлены проба и вес драгоценного металла. Для реверса выбрали фрагмент новгородского монумента в честь тысячелетия России. Рядом с Ярославом Мудрым стоит его внук – князь Владимир Мономах (1113-1125) с раскрытой книгой в руках. Последний славен переработкой «Русской Правды», изрядно устаревшей к началу XII столетия.

3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)

3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: