Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии, это наука изучающая, основные

запишите определение синтаксиса как раздела науки о языке. Приведите примеры его основных единиц. Подготовьте устный ответ.

veronikabaskakova054

Синтаксис изучает и слова, но для него важны не их лексические значения или принадлежность к каким-либо частям речи, а их синтаксическая функция, то есть роль в предложения.

Более крупная синтаксическая единица — словосочетание. В синтаксисе изучаются типы словосочетаний и различные виды связи между словами.

veronikabaskakova054

Новые вопросы в Русский язык

Расставить знаки препинания. 1. Я вспомнил о Пржевальском о старинных исследователях Гоби и Сахары 2. Поддержит он Уздечкина или не поддержит? 3. Дядя … Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел. 4. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 5. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. 6. Аллеи засаженные сиренями и липами вязами и тополями вели к деревянной эстраде 7. Деревья травы и земля всюду потемнели. 8. Речным флотом перевозятся разные грузы например лес машина зерно овощи. 9. И по домам и по горам все спит. 10. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация зеленели приветливо и свежо. 11. Наступило жаркое душное лето. 12. Горы озарены прощальными солнечными лучами. 13. Великие истинные дела всегда просты скромны. 14. У него (Пети) был опытный проницательны взгляд искателя приключений. 15. И Павка прослушал первую короткую лекцию по английскому боксу.​

Расставить знаки препинания. 1. Я вспомнил о Пржевальском о старинных исследователях Гоби и Сахары 2. Поддержит он Уздечкина или не поддержит? 3. Дядя … Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел. 4. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 5. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. 6. Аллеи засаженные сиренями и липами вязами и тополями вели к деревянной эстраде 7. Деревья травы и земля всюду потемнели. 8. Речным флотом перевозятся разные грузы например лес машина зерно овощи. 9. И по домам и по горам все спит. 10. Посаженные заботливыми родственниками деревца клен тополь акация зеленели приветливо и свежо. 11. Наступило жаркое душное лето. 12. Горы озарены прощальными солнечными лучами. 13. Великие истинные дела всегда просты скромны. 14. У него (Пети) был опытный проницательны взгляд искателя приключений. 15. И Павка прослушал первую короткую лекцию по английскому боксу.​

даю 60 баллов. в каком предложении присоединение, уточнение или пояснение?(обособление) 1) Люди (ОС *), мужчины и женщины, выносили через главные двер … и остатки имущества (Фадеев). 2) Она(ОС) течет, моя Непрядва, как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он(ОС) был прекрасен в открытой степи, этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне(ОС), троянском жреце, нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову(ОС),как к юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич(ОС), или попросту Саша,гость,приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше(ОС) иногда, как резвому мальчику,так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник, Пушкин(ОС) не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский) (ос – определяемое слово)

Читайте также:
Слово «в общем» правильно должно писаться раздельно, а не слитно: примеры, разбор слова и пунктуация

Прочитайте предложения. Замените, где это возможно, придаточные предложения обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Сдел … айте вывод о том, в каких случаях такая замена невозможна. Запишите получившиеся предложения. 1. Когда мужчина входит в помещение, он должен снять головной убор. 2. Если здороваетесь со старшими, не протяги- вайте руку для рукопожатия первыми. 3. Я проспал, потому что не услышал звонок будильника. 4. Я проспал, потому что будильник не прозвенел. 5. Тане понравился подаренный ребятами букет, потому что она любит ромашки. 6. Он говорил, что всегда и всюду успевает вовремя. 7. Если завтра увидите его, передайте от нас привет. 8. Когда Саша пишет, он низко наклоняет голову. 9. Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой-то шорох. 10. Когда они поднялись на горную вершину, то увидали вдали море. 11. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу.​

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

Что такое синтаксис – понятное определение

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

Читайте также:
Значение и происхождение фразеологизма или пословицы Семи пядей во лбу, история возникновения

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

Пример сложного предложения из Чехова

Еще один пример из Чехова

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

Читайте также:
Собственные и нарицательные имена существительные: различия, правила написания и примеры, имя собственное, нарицательное правило с

Уроки русского: синтаксис что изучает данная наука

Язык – это система, которая состоит из тесно взаимодействующих уровней: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, синтаксического. Последний объединяет в себе все предыдущие и формирует отдельную сложную подсистему.

Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис – это наука, изучающая структуру письменной и устной речи. Википедия дает такое определение: это часть грамматики, которая указывает на правила соединения слов внутри словосочетаний и предложений.

Предмет изучения

синтаксис

Что изучает синтаксис: тексты, отдельные предложения и словосочетания, их структуру, состав, функции, роль в устной и письменной речи.

Предметом изучения науки являются правила сочетания слов, словоформ и словосочетаний, их анализ с точки зрения коммуникативной направленности.

Для достижения поставленной цели исследователям в этой области языкознания требуется:

  • сформировать определение для понятий «синтаксические единицы», определить их структуру, функции и значение,
  • изучить грамматические формы и категории синтаксических единиц, установить связи и зависимости между ними,
  • описать структуру и типы единиц этого уровня, определить их роль,
  • проанализировать структурно-семантические типы синтаксических единиц,
  • определить, описать и сравнить средства, которые используются для связи, исследовать способы выражения отношений внутри элементов и между ними.

Обратите внимание! Цель науки – исследовать грамматическую форму и значение синтаксических единиц.

Разделы

Синтаксис как раздел науки о языке включает три раздела, которые систематически изучают разные структурные элементы речи. Разделы синтаксиса формирует свои задачи, цели, объект и предмет.

Это интересно! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры

Предложение

предложение

Предметом изучения является единица речи, которую говорящие и слушающие воспринимают как грамматическое целое. Оно служит для словесного оформления мышления.

В его структуру входят:

  • подлежащее,
  • сказуемое.

Признаками предложения являются грамматическая и идейная целостность, логическая завершенность, предикативность (присутствие, как минимум, одного главного члена), смысловая оформленность.

Синтаксис исследует типологию этих единиц, способы связи в них, виды их элементов.

Обратите внимание! Выделяют синтаксис простого и сложного предложения.

Словосочетание

Учение о словосочетании ищет ответы на такие вопросы:

  • Существует ли словосочетание вне контекстов, или оно всегда является вторичным, вычленяемым из готового высказывания?
  • Можно ли выделить в отдельный класс предикативные словосочетания (подлежащее плюс сказуемое)?
  • Можно ли выделить в отдельный класс однородные члены предложения?

словосочетание

Что такое словосочетание

Исследователи словосочетания по-разному понимают его природу. Кто-то выделяет эту единицу как синтаксическое единство, которые мы вычленяем из предложения. Другие называют этим термином любые слова, которые связаны грамматически и по смыслу.

Исследованием этих взглядов и занимается синтаксис словосочетания.

Текст

Этот раздел лингвистической науки изучает организацию текста, связи между отдельными предложениями.

текст

Текст: определение понятия

Объектом изучения этого раздела являются:

  • структурные схемы простых и сложных предложений,
  • схемы сложного синтаксического целого,
  • строение текста,
  • типы связи между предложениями сложного синтаксического целого.
Читайте также:
Сочинение на тему Экология: защита окружающей среды, как беречь природу, проблема экологии

Синтаксис текста помогает оценить структурные особенности текста, установить связь между ними и коммуникативной направленностью каждой единицы этого уровня. Это необходимо для проведения лингвистического анализа текста.

Основные единицы уровня

Разделы языкознания оперируют своими единицами. Например, в фонетике это звук, лексикологии лексема.

единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса

В синтаксисе основными элементами являются:

  • словосочетание – два и более слова, которые связаны подчинительными отношениями. Главная функция – номинативная,
  • предложение – частица речи, которая используется для формирования, выражения и передачи мысли. Выполняет коммуникативную, номинативную функции,
  • синтаксема – слово в его синтаксическом функционировании, как носитель синтаксической функции. Например, в высказывании «Вечер опустился на город» слово «вечер» является синтаксемой, которая исполняет роль сказуемого.

Каждая из них является объектом изучения соответствующего раздела этой науки.

История изучения

На протяжении развития языкознания данный раздел языкознания изучали с позиций таких аспектов:

  • логико-грамматического (начало и конец 17 века). В основе лежит идея о том, что предложение является полным аналогом логического суждения,
  • психологического. Представители – О. Потебня, А. Фортунатов. Они проводили параллели между предложением и психологическим суждением,
  • формально-грамматического (А. Пешковский). Язык рассматривали как систему, которая действует по своим внутренним законам, изучали формальные показатели предложений,
  • структурно-грамматического. Представители этого направления отделяли от этого уровня логику, психологию и утверждали, что все его единицы нужно изучать, исходя их собственного знания, без привязки к логическим категориям,
  • коммуникативного. Этот взгляд на науку и ее единицы остается актуальным до сих пор. Изучение предложения и его элементов осуществляется исходя из их роли в устной и письменной речи.

единицы синтаксиса

Синтаксические единицы

Эти аспекты сопоставляются с основными этапами изучения этого раздела науки:

  1. Греко-римский период, Средневековье (логико-грамматические походы).
  2. Классическое языкознание, «традиционное» (формально-грамматический и структурно-грамматический подходы).
  3. Современные лингвистические подходы.

На современном этапе изучения этого раздела науки в центре исследований находятся вопросы, связанные с активным развитием Интернета и виртуального общения: медиасинтаксис, трансформация текстов и их элементов под влиянием социальных сетей, нелинейный синтаксис (средства графического выделения слов и фраз: вариации шрифтов, малых и прописных букв).

Синтаксис в литературе

эпифора

В литературе выделяют синтаксические способы выражения.

Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.

  • парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо. Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»,
  • синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
  • эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен,
  • параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста,
  • оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»),
  • асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности,
  • полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности,
  • риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные),
  • инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции,
  • эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».
Читайте также:
Основные типы лексических значений слов: классификация и примеры, по количеству делятся на, типология, виды с

инверсия

Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.

В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:

  • повторы,
  • нарушение порядка слов,
  • тавтология.

Полезное видео

Подведем итоги

Синтаксис как раздел науки о языке – многоярусное явление, которое включает много аспектов и подуровней. Его изучения помогает лучше понять структуру языка и взаимосвязь всех структурных единиц лингвистики.

Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.

Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.

Синтаксис?

Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это.

Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».

Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.

Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

Грамматика

Если на уровне младших классов школы, то:

Определение

Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении

Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.

В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:

  1. правила связывания слов и словоформ;
  2. языковые единицы, в строении которых и реализуются эти правила.
Читайте также:
Правописание "не" с существительными слитно и раздельно: примеры написания, таблица, слитное и раздельное написание.

Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.

Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.

Книга

Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:

  1. словосочетание, ,
  2. сложное предложение.

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:

Единицы

Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.

Аспекты синтаксиса

Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

    Грамматический. Наиболее известный широкому кругу людей, поскольку именно такой синтаксис является традиционным. Его изучают в школе, он же был первым и долго доминирующим в академической науке.

В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.

Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.

К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».

В предложении

С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.

Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).

Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.

Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).

Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.

Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:

  1. Идет снег. – ситуацию констатируют.
  2. Идет снег. – говорящий делает акцент на том, что снег продолжает идти.
  3. Идет снег? – задают вопрос.
Читайте также:
Фонетический разбор, анализ звуков, построение схемы и разбор слова "яблоко" по составу

Выражается это коммуникативное различие только в интонации.

Аспект

Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.

И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.

Заключение

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.

Синтаксис

Лингвистика – это наука о языке. Она изучает язык с разных точек зрения, поэтому разделяется на несколько разделов. Самое общее деление – лексика и грамматика; последняя, в свою очередь, подразделяется на морфологию и синтаксис, о котором мы и поговорим.

Основные понятия синтаксиса

Итак, что изучает синтаксис в русском языке? Это раздел науки о языке о связи слов в словосочетании и предложении. Даже подобранные по смыслу слова нельзя считать предложением, пока они не «взялись за руки» – не связались друг с другом определенным способом, образуя структуру. Отступление от правил грозит даже полным искажением смысла. Сравните: Щенок облаял гостя. Щенка облаял гость. Мы просто изменили падежи существительных, вслед за этим изменилась их синтаксическая роль (подлежащее стало дополнением и наоборот), а в результате исказился смысл. На этом примере мы видим, как важно правильно связывать слова в предложении и насколько важную роль в этом играет морфология.

Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.

Словосочетание

Словосочетание – это два и более слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).

Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).

В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.

По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).

Читайте также:
Особенности заимствованных слов в русском языке: примеры, источники происхождения,заимствование,исконно русские, заимствованные слова и их значение.

По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой оно и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

  • веселый ежик, веселого ежика, веселому ежику – согласование;
  • иду в лес, идешь в лес, идет в лес – управление;
  • сверну направо – примыкание, т.к. «направо» – неизменяемая часть речи.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).

Предложение

Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией.
Особенности предложений:

  • выражают законченную мысль;
  • произносятся с какой-либо интонацией;
  • имеют грамматическую основу;
  • имеют маркеры границ: заглавная буква в начале, знак конца предложения на конце.

Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.

Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.

Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено однородными членами, обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.

Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.

Что мы узнали?

Синтаксис изучает словосочетание и предложение. Словосочетания различают по главному слову (именное, глагольное, наречное) и по типу связи (согласование, управление, примыкание). Предложения бывают простые и сложные, распространенные и нераспространенные, различаются по структуре грамматической основы (односоставные и двусоставные), интонации и цели высказывания; могут быть осложнены.

Разделы науки о языке

На этом уроке мы припомним разделы науки о языке, с которыми нам пришлось столкнуться. Мы вспомним понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали эти разделы науки. И поговорим о том, какие ещё разделы науки существуют в русском языке.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Разделы науки о языке”

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Какие мы знаем разделы науки о языке?

· Что изучает каждый раздел науки о языке?

· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?

Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.

Читайте также:
Значение и происхождение фразеологизма или пословицы Семи пядей во лбу, история возникновения

Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?

Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.

У русского языка много составных частей и уровней.

Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.

Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.

Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.

Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?

Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.

Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.

Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.

И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.

Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.

Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.

Посмотрим, как всё это работает.

Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].

Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.

А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.

Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.

Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.

С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?

Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!

Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!

Приставка под-, корень –вод-, суффикс –н- и окончание -ый.

Такими разделениями занимается морфемика.

Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.

Конечно же, мы говорили именно о морфемах.

А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»

Читайте также:
Значение фразеологизма "глас вопиющего в пустыне", его происхождение

Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.

– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.

Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.

Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!

А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.

Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.

Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.

Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.

А из предложений потом получается текст.

Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?

Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?

Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.

Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.

Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!

Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.

Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.

Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!

Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.

Как думаете, для чего служат орфографические словари?

Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.

Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.

Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.

Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: