Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации, примеры, подчинительные и сочинительные предложения.

Сочинительная и подчинительная связь

а) сочинительная связь (паратаксис) подразумевает соединение равноправных компонентов (с помощью сочинительных союзов и, а, как … так и и др. например, день и ночь). Это непременно предложенческая связь, так как здесь нет единой номинации. Данная связь предусматривает определенную смысловую автономность компонентов и их однофункциональность.

Сочинительной связью могут соединяться:

– части сложного предложения: Ни солнца мне не виден свет, Ни для корней моих простору нет.

– однородные члены предложения: Он купил книги и тетради.

Возникает вопрос, можно ли выделить сочетание книги и тетради как словосочетание, как это делает Белошапкова В.А. Но сочетание книги и тетради является сочетанием словоформа + словоформа (Ср.: Я купил книги и тетради, *Я купил книга и тетради, *Я купил книге и тетрадями), что неприменимо к словосочетаниям, где соединяются слово и словоформа. Поэтому можно сделать вывод: сочинительной связью соединяются только однородные члены предложения или части сложного предложения!

б) подчинительная связь (гипотаксис) подразумевает соединение неравноправных компонентов. При этом всегда можно выделить главный и зависимый компоненты.

Подчинительная связь может проявляться как на уровне словосочетания (красная роза, читать книгу, говорить хорошо), так и на уровне предложения (Когда ветер поутих, дождь перестал).

Согласование Управление Примыкание
зависимый компонент повторяет формы рода, числа и падежа основного компонента. главный компонент требует от зависимого определенного косвенного падежа зависимый компонент, не имея форм словоизменения, обнаруживает связь только по семантике, с помощью порядка слов и интонации
Главный компонент – существительное субстантиваты Местоимения-существительные не могут выступать главным компонентом (умный студент, *умный он), прилагательное при личном местоимении всегда обособляется (при обособлении единого словосочетания нет): А он, мятежный, ищет бури Главный компонент– глагол, причастие, деепричастие. существительное, краткое и полное прилагательные, наречие Главный компонент – все знаменательные части речи. Главным всегда будет изменяемый компонент. Если сочетаются два неизменяемых компонента, то зависимым является тот, который в предложении можно опустить, и предложение при этом не потеряет смысла.
Зависимый компонент – способен изменяться в роде, числе, падеже: прилагательное, местоимение-прилагательное, полное причастие, порядковое числительное Зависимый компонент – имеет предложно-падежные формы: существительное, местоимение-существительное субстантиваты Зависимый компонент – неизменяемые части речи: наречие, инфинитив адвербиализованное деепричастие несклоняемые прилагательные компаративы (особый вид связи)
– полное согласование – зависимый компонент повторяет все формы главного – неполное согласование – зависимый компонент повторяет одну или две формы главного. – условное – главный компонент – субстантивированное наречие, требующее согласования зависимого слова в среднем роде (громкое ура). – предложное управление – зависимый компонент с предлогом – беспредложное управление – зависимый компонент без предлога
Синтаксические отношения – атрибутивные (красная роза) Синтаксические отношения – объектные (писать роман), обстоятельственные (жить в деревне), атрибутивные (статуя из мрамора), субъектные (пение соловья) комплетивные (вспомнить о друге) Синтаксические отношения – обстоятельственные (долго работал), образа действия (шел долго), атрибутивные (яйцо всмятку), комплетивные (захотел отдохнуть).

Вопрос: При подчинительной связи примыкания вполне можно задать вопрос и от зависимого компонента к главному: Быстро (что делать?) бежать – не разрушает ли это утверждение о том, что в словосочетании связь однонаправленная от главного компонента к зависимому? – Нет, нисколько, главный компонент по-прежнему является словом, а зависимый – словоформой (ограниченный только одной формой, неизменяемый) потому что в данном случае вопрос задается к конкретной форме глагола (в каждом конкретном случае), а не ко всему глагольному слову. Сравним:

Быстро (что делать?) бежать Быстро (что делает?) бежит Быстро (что делающий?) бегущий бежать (как?) быстро бежит (как?) быстро бегущий (как?) быстро
Читайте также:
Значение, примеры и предложения с фразеологизмом зарубить на носу

Вопрос: Однако наречие – неизменяемая часть речи. Оно может выступать в качестве и главного, и зависимого компонентов словосочетания, являясь в первом случае словом, а во втором – словоформой. Более того, имеются словосочетания, когда и главным, и зависимым компонентом являются наречия (например, очень хорошо). Как это соотносится с теорией словосочетания, утверждающей, что в словосочетании соединяются слово и словоформа, если наречие – не изменяются и представлены только одной словоформой? – Наречие – застывшая форма, исторически имевшая формы словоизменения, парадигму, которая с течением времени редуцировались до одной формы. Таким образом, в одной форме синкретически выражается и конкретная словоформа, и вся парадигма данного слова. Поэтому здесь нет никакого противоречия. Ср.: компаратив всегда является словоформой, поскольку даже в исторической перспективе у него не было форм словоизменения.

Сочинительная связь и сочинительные союзы

Сочинительная связь — это рав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве сложных.

Что такое сочинительная связь?

Любое выска­зы­ва­ние состо­ит из мини­маль­ных зна­чи­мых син­так­си­че­ских еди­ниц — слов, кото­рые соеди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние, пред­став­ля­ю­щее собой закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, с помо­щью двух видов связи:

  1. сочи­ни­тель­ной; .

Виды синтаксической связи, подчинительная связь, сочинительная связь

Рассмотрим, что такое сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительная связь в простом предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи осу­ществ­ля­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния, во-первых, меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния. В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны могут быть одно­род­ны­ми, например:

Деревья и тра­вы летом и в самом нача­ле осе­ни по-весеннему соч­ны и све­жи (М. Горький).

В этом про­стом пред­ло­же­нии несколь­ко пар одно­род­ных чле­нов предложения:

  • дере­вья и тра­вы — подлежащие
  • соч­ны и све­жи — сказуемые;
  • летом и в нача­ле осе­ни — обстоятельства.

Эти чле­ны пред­ло­же­ния не зави­сят друг от дру­га, то есть они рав­но­прав­ны. Они свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ным сою­зом «и» и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Эти при­зна­ки ука­зы­ва­ют на то, что меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительная связь выра­жа­ет син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные отно­ше­ния меж­ду чле­на­ми про­сто­го пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­ных с помо­щью инто­на­ции и сочи­ни­тель­ных союзов.

сочинительная связь это

Сочинительные союзы

Равноправная син­так­си­че­ская связь оформ­ля­ет­ся меж­ду глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов. Перечислим их в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением:

  • соеди­ни­тель­ные союзы:
  • про­ти­ви­тель­ные союзы:

а, но, да (в зна­че­нии «но»); зато, но зато, одна­ко, а то; а не то; части­ца «же» в зна­че­нии союза

  • раз­де­ли­тель­ные союзы:

Сочинительные союзы

Сочинительная связь суще­ству­ет не толь­ко меж­ду вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ны­ми отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, выра­жен­ны­ми рас­про­стра­нен­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, или обсто­я­тель­ства­ми — дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, напри­мер:

Был серый , непри­ят­ный день , с холод­ным пас­мур­ным небом и про­ни­зы­ва­ю­щим вет­ром , коле­бав­шим кое-где сугро­бы сухо­го сне­га и сви­стев­шим в обна­жен­ных при­до­рож­ных кустах и дере­вьях (В. Короленко).

Облако п омча­лось вниз по скло­ну, чудо­вищ­но раз­рас­та­ясь вверх и в сто­ро­ны и пре­вра­ща­ясь быст­ро в лило­во -чер­ную тучу (В. Обручев).

Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»

Примеры простых предложений с сочинительной связью

На дво­рах и домах снег лежит полот­ном и от солн­ца бле­стит раз­но­цвет­ным огнем (И. С. Никитин).

Дождь при­ни­мал­ся гудеть широ­ко и ров­но и на дво­ре , и в саду , и в пере­ул­ке , и на пусты­ре ( В. Г. Короленко).

Дом весь был окру­жен эти­ми вида­ми, этим воз­ду­хом , да поля­ми , да сада­ми (И. Гончаров).

Лошадь упи­ра­лась, шла неохот­но. Приходилось не толь­ко пону­кать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).

Кое-где по доро­ге попа­да­ет­ся угрю­мая раки­та или моло­дая берез­ка с мел­ки­ми клей­ки­ми листья­ми (Л. Толстой).

Сочинительная связь в сложносочиненном предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи объ­еди­ня­ет про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния в слож­ное, кото­рое назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Но вот солн­це ста­ло опус­кать­ся к запа­ду, и из-за хол­ма неожи­дан­но пока­за­лось седое обла­ко (А. Коптяева).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии уже не отдель­ные сло­ва, чле­ны пред­ло­же­ния, а про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние, выра­жа­ю­щее закон­чен­ную мысль. Их объ­еди­ня­ет инто­на­ция и те же сочи­ни­тель­ные сою­зы как при­знак син­так­си­че­ско­го рав­но­пра­вия состав­ля­ю­щих ком­по­нен­тов слож­но­го предложения.

Читайте также:
Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

От про­сто­го пред­ло­же­ния отли­ча­ем слож­но­со­чи­нен­ное по нали­чию в нём двух и более грам­ма­ти­че­ских основ.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми с сочи­ни­тель­ной свя­зью суще­ству­ет зна­че­ние одно­вре­мен­но­сти, после­до­ва­тель­но­сти, чере­до­ва­ния дей­ствия, вза­и­мо­ис­клю­че­ния и пр.

Примеры сложносочиненных предложений

Между тем впе­ре­ди, сквозь дере­вья, сверк­ну­ла вода , и вско­ре дорож­ка при­ве­ла к боль­шо­му озе­ру (В. Солоухин).

День без­вет­рен­ный , но моро­зец креп­кий , январ­ский (А. Бек).

Ни обла­ка на туман­ном бело­ва­том небе, ни малей­ше­го вет­ра на снеж­ных рав­ни­нах (С. Аксаков).

Из-за плет­ней слав­но попа­хи­ва­ет отсы­рев­ши­ми лопу­ха­ми, кра­пи­вой и горь­ко­ва­той полы­нью, а потом набе­жит вете­рок , дох­нет пря­мо в лицо све­жим пече­ным хле­бом (Г. Скребицкий).

Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сочи­ни­тель­ной свя­зью соеди­ня­ют­ся одно­род­ные при­да­точ­ные части одно­го вида с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, например:

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли или слов­но над плё­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Придаточные части срав­не­ния соеди­не­ны с глав­ным пред­ло­же­ни­ем под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «точ­но» и «слов­но», а меж­ду собой — сочи­ни­тель­ным раз­де­ли­тель­ным сою­зом «или».

Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях

А когда листья высох­нут и тра­ва сде­ла­ет­ся похо­жей на моло­дое сено, запах ста­нет эфирно-легким и осо­бен­но души­стым (М. Алексеев).

Бывают осен­ние ночи, оглох­шие и немые, когда без­вет­рие сто­ит над чер­ным леси­стым кра­ем и толь­ко к оло­туш­ка сто­ро­жа доно­сит­ся с дере­вен­ской око­ли­цы (К. Паустовский).

По мере того как под­ни­ма­ет­ся солн­це и разо­гре­ва­ет­ся воз­дух , кап­ли на теле­граф­ной про­во­ло­ке начи­на­ют сли­вать­ся одна с дру­гой и редеть (М. Пришвин).

Только неко­то­рые из окрест­ных жите­лей уме­ли по при­ме­там про­би­рать­ся через это опас­ное место, где ковар­ная зелень мхов обма­ны­ва­ет неопыт­но­го пут­ни­ка и трост­ник скры­ва­ет ямы (М. Лермонтов).

Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»

Что такое сочинительный и подчинительный тип связи

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Сочинительная связь

что такое подчинительная связь

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.
Читайте также:
Буриданов осёл значение фразеологизма: происхождение притчи и проблема выбора между двух благ

что такое сочинительная связь

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не тоне то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

подчинительная связь примеры

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с подчинительной связью.

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Это интересно! Как определить однородные члены предложения и что это такое

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?),
  • места (где? куда? откуда?),
  • причины (почему?),
  • цели (для чего? с какой целью?),
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?),
  • сравнения (как?),
  • следствия (что из этого следует?),
  • условия (при каком условии?),
  • уступки (вопреки чему?).

Это интересно! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

сочинительная связь в сложном предложении

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Читайте также:
Правописание и значение слов с суффиксами -инк- и -енк- в русском языке с примерами

предложения с сочинительной связью

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом, почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме, рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра выйти погулять невозможно».

Это интересно! Как составить предложения с обращением: конкретные примеры

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений

Сочинительные связи в русском языке

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное — которое состоит из нескольких частей, но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов — сочинительные и подчинительные. Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Подчинительные связи в русском языке

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений. Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», ««Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая — придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».
Читайте также:
Что такое страдательное причастие в русском языке, как выделить страдательное причастие, примеры и исключения

Сочинительная связь в сложном предложении

Примеры подчинительных связей

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и».

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Великая грамматика русского языка

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Части связаны подчинительной связью

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз — это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет однородные члены предложения или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая. Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».
Читайте также:
Сообщение на тему Вредные привычки: влияние на здоровье человека

Однородные члены предложения в русском языке

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации, напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Сочинительная и подчинительная связь в предложении: типы предлогов, особенности пунктуации, примеры, подчинительные и сочинительные предложения.

Виды синтаксической связи

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь соединяет равноправные независимые части. Сочинением могут быть связаны части сочинительных словосочетаний и сложносочинённых предложений. Например:

В окне мелькали леса и поля.

В данном предложении словосочетание «леса и поля» является сочинительным, так как его части (слово «леса» и слово «поля») равноправны, то есть независимо несут одинаково важную информацию.

Гром затих, но дождь всё лил.

В данном сложном предложении его простые части соединены сочинительной связью, так как каждая из этих частей независимо несёт одинаково важную информацию. От одной части этого предложения к другой невозможно задать вопрос. Это сложное предложение можно разделить на два простых без потери смысла: «Гром затих. Дождь всё лил». Поэтому данное сложное предложение является сложносочинённым, так как в нём используется сочинительная связь.

Как видно из примеров, основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главную и зависимую части. Главная часть является подчиняющей, а зависимая – подчинённой. При подчинении, как правило, можно задать вопрос от главной части к зависимой, а разделить эти части без существенной потери смысла сложно. Например:

Очень важно знать литературу.

В данном предложении словосочетание «знать литературу» связано подчинением, так как от одного из слова к другому можно задать вопрос. Знать что? – литературу. Так как вопрос ставится от глагола «знать», то именно это слово является главным; соответственно, существительное «литературу» является зависимым.

Мы не знаем, что будет завтра.

В данном сложном предложении его простые части соединены подчинительной связью, так как от одной из них к другой можно задать вопрос, то есть одна из частей является зависимой, а другая главной. Мы не знаем чего? – что будет завтра. Так как вопрос ставится от первой части предложения, то именно она является главной, соответственно, вторая часть является зависимой.

Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова. Например:

Я люблю подмосковные вечера.

Связь сказуемого «люблю» с подлежащим «я» выражена окончанием сказуемого «ю». Связь дополнения «вечера» со сказуемым «люблю» выражена окончанием «а». Связь определения «подмосковные» с дополнением «вечера» выражена окончанием «ые».

Подчинительная связь может быть уточнена предлогами. Например, сравните:

идти из школы – идти мимо школы

отдыхать в лагере – вспоминать о лагере

Одна часть каждого из данных словосочетаний зависит от другой. От главной части к зависимой в этих словосочетаниях можно поставить вопрос: идти откуда? – из школы, идти мимо чего? – мимо школы, отдыхать где? – в лагере, вспоминать о чем? – о лагере. Таким образом, слова во всех этих словосочетаниях соединены подчинительной связью. В данных примерах именно предлоги уточняют подчинительную связь, так как окончания главных и зависимых слов остаются неизменными.

Как сочинение, так и подчинение может быть оформлено союзами. В таких случаях для определения вида связи необходимо понять смысл словосочетания или предложения, а также уточнить, можно ли от одной из части словосочетания или предложения поставить вопрос к другой. Например:

Читайте также:
Пойти на встречу или навстречу: какая часть речи и как пишется, много примеров, а также

Солнце вышло из-за тучи и осветило округу.

В данном простом предложении сказуемые «вышло» и «осветило» несут независимую смысловую нагрузку. От одного из них к другому нельзя задать вопрос. Значит, данные слова связаны сочинительной связью с союзом «и».

Солнце вышло из-за тучи, и птицы в лесу запели.

В данном сложном предложении каждая из простых частей несёт независимую смысловую нагрузку. От одной части к другой нельзя задать вопрос. Данное сложное предложение можно разделить на два простых без потери смысла: «Солнце вышло из-за тучи. Птицы в лесу запели». Значит, в этом сложном предложении используется сочинительная связь с союзом ~ «и».

Когда солнце вышло из-за тучи, птицы в лесу запели.

В данном сложном предложении одна из простых частей управляет другой. От второй части предложения к первой можно задать вопрос: «Птицы в лесу запели когда? – когда солнце вышло из-за тучи». Разделить данное сложное предложение на два простых нельзя, так как часть его смысла, а именно уточнение, что второе действие совершается после первого, потеряется: «Солнце вышло из-за тучи. Птицы в лесу запели». Значит, в данном сложном предложении используется подчинительная связь с союзом «когда».

Интонация в устой речи сопровождает все виды связи, но иногда может быть и единственным средством выражения связи между словами в словосочетаниях, между членами предложения, между предложениями. Например:

В небе загрохотало, треснуло, разорвалось.

Словосочетание «загрохотало, треснуло, разорвалось» связано сочинительной связью, так как каждое из слов этого словосочетания несёт независимую нагрузку и между ними нельзя поставить вопросы. В данном словосочетании отсутствуют союзы, и именно интонация является единственным средством выражения связи между словами.

Я хотел громко крикнуть.

Словосочетание «громко крикнуть» связано подчинительной связью, так как от слова «крикнуть» к слову «громко» можно задать вопрос «как?». В данном словосочетании отсутствуют союзы, и именно интонация является единственным средством выражения связи между словами.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями – сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь соединяет равноправные независимые части. Подчинительная связь объединяет главную подчиняющую и зависимую подчинённую части. Любая синтаксическая связь может обозначаться союзами и интонацией, а подчинительная связь также и окончаниями слов.

РУСТЬЮТОРС

img

Русский язык и литература » Русский язык » Синтаксис » Синтаксическая связь. Виды синтаксической связи слов и предложений.

Синтаксическая связь. Виды синтаксической связи слов и предложений.

Содержание:

↑ Синтаксическая связь. Виды синтаксической связи.

Синтаксическая связь – это взаимоотношения между компонентами словосочетания, между частями простого и сложного предложения.

В связной речи слова и части предложения вступают в разнообразные смысловые отношения, формируя синтаксические единицы. Внутри этих единиц, а также между ними действуют разнообразные синтаксические связи.

Виды синтаксической связи

Синтаксическая связь выражается при помощи различных языковых средств: например, при помощи окончаний, предлогов, союзов, интонации, порядка слов и др.

  • сочинение (сочинительная связь)
  • подчинение (подчинительная связь)

Сочинительная синтаксическая связь соединяет однородные члены в простом предложении и части сложносочиненного и бессоюзного предложения (перечислительный и сопоставительный тип). Подчинительная связь объединяет слова в словосочетании и части сложноподчиненного и бессоюзного предложения (объяснительного и обусловленного типа).

*В языкознании также выделяют предикативную, полупредикативную и присоединительную синтаксические связи. Предикативная связь — единство подлежащего и сказуемого — формирует грамматическую основу двусоставного простого предложения. Полупредикативная связь реализуется при обособлении второстепенных членов предложения. Присоединительная связь действует в присоединительных конструкциях в простом и сложном предложениях.

Читайте также:
Что такое страдательное причастие в русском языке, как выделить страдательное причастие, примеры и исключения

Сочинительная и подчинительная связь

↑ Сочинительная связь (сочинение как вид синтаксической связи)

Сочинительная связь – связь грамматически равноправных, независимых компонентов (слов или предложений), связанных по смыслу. Независимость выражается в том, что от члена сочинительного ряда нельзя поставить вопрос к другому члену того же ряда. Такие члены связаны перечислительными, сопоставительными или разделительными отношениями. Равноправные, независимые отношения выражаются сочинительными союзами и/или интонацией перечисления.

Сочинительной связью связаны однородные члены (как в простом, так и в сложном предложении) и части сложносочиненного предложения.

  • сочинительные союзы;
  • интонация перечисления и сопоставления.

↑ Сочинительная связь в простом предложении

Сочинительная связь в простом предложении формирует однородность — равноправие синтаксической позиции в предложении. Однородные члены предложения, как правило, выполняют одну и ту же функцию (отвечают на один вопрос) и соотносятся с одним и тем же членом предложения.

Сочинительные отношения «передают значение множества отдельных, разных, но в чем-то сходных предметов (явлений, при­знаков) объективного мира. Множество может быть передано в виде соединения (Дождь и ветер шумят за окном), противопоставления (Это шумит не ветер, а дождь), разделения (Это шумит не то ветер, не то дождь), сопоставления (Это шум не только от ветра, но и от дож­дя).

Примеры однородных членов предложения:
На меня нацелилась груша да черемуха (однородные подлежащие);
Посох взял, развеселился Недалекий Рим пошел (однородные сказуемые);
За полями, за рекой, за лесистыми далями слабо пылали зарницы (однородные обстоятельства места);
С утра и до поздней ночи он работает над книгой (однородные обстоятельства времени);
. и перекладывались радуги от головы и до плеча (однородные дополнения);
Он не имел ни военного, ни, впрочем, никакого иного образования (однородные определения).

↑ Сочинительная связь в сложном предложении

Сочинительные связи в сложном предложении формируют при наличии сочинительных союзов сложносочиненное предложение, а при их отсутствии — бессоюзное сложное предложение (перечислительного и сопоставительного типа).

  • На одной из больших улиц Лизе встретилась великолепная карета, и в сей карете увидела она Эраста (Кар.) — перечисление.
  • Я еще оставался в кафе, а он ушел, и я опять, как два года тому назад, смотрел ему вслед (газ.) — сопоставление, перечисление.
  • Пальто, надо признаться, у меня было, но я не надевал его по принципиальным соображениям (Баб.) — противительные отношения.
  • Стебли были разнообразны, листья, стволы; он видел травинки, суставчатые, как бамбук; его поразила многоцветность того, что называют травяным покровом; многоцветность самой почвы оказалась для него совершенно неожиданной (Ол.) — перечисление.
  • Господин Прохарчин, как всякий поэтический образ, достигающий известной идейной значительности, не является самодовлеющим — он возводится к более сложному порядку художественных явлений (Ан.) — противопоставление.

Итак, сочинительная связь формирует конструкции, компоненты которых грамматически равноправны, независимы друг от друга.

↑ Подчинительная синтаксическая связь.

Подчинительная синтаксическая связь подразумевает зависимость между словоформами или частями сложного предложения. Подчиненный, зависимый характер отношений выражается в том, что от одной словоформы (одной части) можно поставить смысловой — он же грамматический — вопрос к другой словоформе (другой части). Подчинительные связи реализуются в объектных, определительных и обстоятельственных смысловых отношениях.

Подчинительная связь в простом предложении формирует словосочетание. В сложном предложении на подчинительной связи строятся сложноподчиненные, а также бессоюзные предложения (объяснительного и обусловленного типа).

  • окончания и предлоги,
  • подчинительные союзы,
  • союзные слова

↑ Подчинительная связь в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Слово, от которого исходит подчинительная связь (от которого задается вопрос), является опорным (главным, стержневым) в словосочетании; Слово, которое зависит от главного называется зависимым, под­чиненным.

Читайте также:
Особенности заимствованных слов в русском языке: примеры, источники происхождения,заимствование,исконно русские, заимствованные слова и их значение.

Дима работал врачом в неотложной помощи. Люди вызывали его к себе домой, когда им было плохо, и очень радовались Диминому приходу. Но как только им становилось получше и Дима уходил, они совершенно о нем забывали (Ток.).

Из приведенного текста можно вычленить несколько словосочетаний с разными смысловыми отношениями:

  • работал – где? – в неотложной помощи (обстоятельственные);
  • вызывали – кого? – его (объектные);
  • вызывали – куда? – к себе домой (обстоятельственные);
  • радовались – чему? – приходу (объектные);
  • приходу – чьему? – Диминому (определительные);
  • становилось получше – кому? – им (объектные);
  • забывали – о ком? – о нем (объектные);
  • забывали – как? – совершенно (обстоятельственные).

– согласование (зависимость между словами выражена при помощи окончания: счастливое детство, сентиментальная музыка, блестящая победа)

– управление (зависимость выражена при помощи предлогов или падежа: слушать музыку, беседа с друзьями, внимательный к другу, слева от меня)

– примыкание (морфологически невыраженная зависимость, поскольку в качестве зависимых слов выступают неизменяемые слова: ехали прямо, девочка помень­ше, страсть возражать, бежал подпрыгивая)

↑ Подчинительная связь в сложном предложении

Подчинительные отношения в сложноподчиненном предложении создаются лексическими значениями входящих в него слов и специальными подчинительными союзами и союзными словами. Между частями сложного предложения устанавливаются смысловые отношения, подобные отношениям в словосочетании.

Проследим эту грамматическую соотнесенность на примерах из «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьева:

  • Геродот замечает, что берега Днепра по своему необыкновенному плодородию способны питать и земледельческое народонаселение (- что? – объектные).
  • Город Владимир лежит на Клязьме, которая впадает в Оку (какой? – определительные).
  • Новгород зависел вполне от Востока, потому что торговое значение Новгорода состояло в доставке северо-восточных товаров в Европу (- почему? – обстоятельственные).
  • Когда единоплеменники их — пруссы — подверглись тяжкому игу немцев, литовцы отбились от последних в своих дебрях, заслонили от них восточных соседей своих (- когда? – обстоятельственные).

В бессоюзных сложных предложениях отсутствуют такие специфические средства связи, как союзы и союзные слова, и подчинительные отношения между частями целиком ложатся на лексические значения входящих в предложение слов. Можно показать зависимые отношения между частями бессоюзного предложения через уподобление названным выше объектным, определительным и обстоятельственным отношениям:

  • Позже Лида видела сверху, как начинали населяться окрестные крыши домов: через чердаки на железные кровли выходили семьи, стелили одеяла и ложились спать на воздухе, помещая детей между матерью и отцом (Плат.) — разъяснение (как именно?).
  • Девочка уснула и забыла все, что видела потом в другие дни: она была слишком мала, и память и ум раннего детства заросли в ее теле навсегда последующей жизнью (Плат.) — причинное обоснование (почему?).
  • Снегопад был жуткий — автобусы отменили (газ.) — следствие.

Таким образом, подчинительные отношения обнаруживают зависимость одного из компонентов словосочетания или предложения от другого компонента.

↑ Предикативная связь

Предикативная связь — это отношения между главными членами предложения, между подлежащим и сказуемым (в другой терминологии — между субъектом и предикатом).

Особенность этих смысловых отношений состоит в том, что только благодаря им мы можем выразить суждение о каком-либо предмете или понятии. Этот предмет (понятие) назван подлежащим, а суждение о нем обозначено сказуемым. Это может быть любая информация о данном предмете, его характеристика, отнесение его к тому или иному классу явлений и т.д.:

Именно предикативная связь формирует грамматическую основу предложения. А грамматическая основа, в свою очередь, соотносит каждое конкретное высказывание с внеязыковой действительностью. Причем в данном случае возможно не только именование, называние явлений (как у словоформы или словосочетания), но и сообщение о событиях и фактах.

Читайте также:
Синонимы в русском языке, как определить такие слова, примеры

Иначе говоря, предикативная связь создает предложение как структурную единицу и высказывание как коммуникативную единицу, а язык реализует свою функцию общения.

↑ Полупредикативная связь

Полупредикативная связь – связь, возникающая между членами предложения, когда один из них занимает обособленную позицию.

Обособление второстепенного члена (интонационное в устной речи и пунктуационное на письме) происходит потому, что некоторое слово или, скорее, группа слов берет на себя роль побочного сказуемого в предложении, т.е. вместе с основным сообщением присутствует еще одно, сопутствующее главному:

Он строит маленькую дачку в Подмосковье, недалеко от железнодорожной станции.

Это осложненное простое предложение можно представить в виде сложного или двух простых:

  • Он строит маленькую дачку в Подмосковье, дачка — недалеко от железнодорожной станции или
  • Он строит маленькую дачку в Подмосковье. Дачка — недалеко от станции.

Уточняющее обстоятельство недалеко от железнодорожной станции функционально сближается со сказуемым, а следовательно, оно несет новое сообщение, хотя не имеет предикативной основы. Такое уточнение приобретает полупредикативное значение, и отношения в сочетании строит недалеко от железнодорожной станции являются полупредикативными.

Обособленные второстепенные члены можно представить как конструкции, синонимичные придаточным частям сложного предложения, или приравнять ко второму, однородному сказуемому при уже имеющемся.

В предложении Ошарашенный неожиданным открытием, я поспешно провел собственные изыскания и обнаружил еще два документальных фильма обособленный причастный оборот легко трансформируется в обстоятельственное придаточное (причины или уступки):

Поскольку я был ошарашен неожиданным открытием, я поспешно провел собственные изыскания.
В предложении Листья падали, кружась одиночное обособленное деепричастие превращается в однородное сказуемое: Листья падали и кружились. Во всех примерах фиксируется тот же характер связи, а именно полупредикативный.

↑ Присоединительная связь

Продумывая высказывание, мы заранее конструируем синтаксическую форму, в которой уложилась бы наша мысль. Если мысль поспевает за произнесением, то речь течет плавно. Но если мы хотим что-то попутно добавить, присоединить к сказанному, возникает некоторый синтаксический сбой.

Многие устные высказывания, не составляющие связной монологической речи, легко «сбиваются с пути» и представляют собой цепочку присоединений: Позвони мне вечерком. Попозже. После девяти. Стоящие за точкой фразы не самостоятельны по смыслу и являются «оторвавшимися» членами того же самого предложения.

Письменные тексты также демонстрируют примеры подобного сбоя. Рассмотрим пример из Достоевского, признанного мастера передачи эмоциональной, сбивчивой речи: Даже липы мне не понравились, а ведь за сохранение их берлинец пожертвует всем из самого дорогого, даже, может быть, своей конституцией; а уж чего дороже берлинцу его конституции? (Дост.).

Частное, казалось бы, замечание (липы не понравились) вызвало попутный комментарий (берлинец пожертвует всем), требующий, по мнению автора, иронического уточнения (даже конституцией), а оно, в свою очередь, рождает дополнительное соображение.

Цепочки присоединительных конструкций создают тот неповторимый синтаксический строй, который противостоит академически логичному развертыванию речи и позволяет предельно актуализировать присоединяемый компонент.

Итак, пять видов синтаксической связи — подчинительная, сочинительная, предикативная, полупредикативная, присоединительная — формируют многообразие синтаксических структур.

Источники:
Солганик Г.Я. Русский язык и культура речи. Синтаксис.
Фоминых Б.И. Курс лекций по современному русскому языку: Синтаксис простого предложения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: