Связь между деятельностью и качествами человека: значение врождённых и приобретённых характеристик

Индивидуальные особенности личности: характер, темперамент и способности (курс лекций)

Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия. Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой – воздействием окружающей среды и обучением? Установлено, что генотип определяет только теоретически достижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание – насколько эти возможности будут практически реализованы. На многих вопросах, посвященных этому вопросу, в научных спорах точка не поставлена В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие, и как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяет влияние обучения и воспитания.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле- это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная и педагогом и ребенком, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.д.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам – особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике. Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности. Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей. Способность к обобщению математического материала, способность к математическому рассуждению и соответствующих математических действий, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но и быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания Он является хорошим собеседником, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Читайте также:
Млекопитающие животные: строение, общая характеристика и признаки класса, размножение

Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек живет сложной, напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимостью. Он бывает нередко сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека, о таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро успокаивается и остывает, если ему уступают, идут навстречу.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

К свойства темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течении длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. К ним относятся –

1) сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

2) реактивность – характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон)

3) пластичность и ригидность – насколько гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).

4) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума)

5) эмоциональная возбудимость – характеризуется насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью оно возникает.

6) экстраверсия-интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения.

Характер и личность – это не одно и то же. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Различие между патологическими и нормальными характерами очень важно. Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни. Это первый признак. Второй признак – тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, т. е. в любых обстоятельствах. Третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий – это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

Существует ли нормальный характер, и если да, то как он проявляется? По существу словосочетание нормальный характер означает неотличающуюся индивидуальность или нехарактерную характерность. Ведь характер – это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность. В обычном понятии характер – это если можно так выразиться, острые углы, которые проступают в поведении человека. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему естественно хочется или не хочется. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее всего тем, что должно, что следует, как полагается.

Под чертой характера понимают те или особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Б.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся – принципиальность, Целеустремленность, честность, мужество. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные качества – беспринципность, лживость, пассивность.

Вторую группу составляют черты характера. В которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, и противоположная черта – замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой сосредоточенности. Откровенность – скрытность. Чуткость, тактичность – грубость и т.д.

Третья группа черт характера выражает отношение человека к себе. Таковы чувство собственного достоинства. Правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность –тщеславие, заносчивость.

Читайте также:
Закон отражение и преломление света, угол падения равен коэффициенту

Четвертая групп черт характера выражает отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входит инициативность, настойчивость, трудолюбие – лень, стремление к преодолению трудностей – боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность. По отношению к труду характеры делятся на две группы – деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость. Для второй пассивность, созерцательность. Чем ярче и сильнее у человека характер. Тем более определено его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность.

Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы. Образующие четыре основные стороны личности:

1. Биологические обусловленные потребности (задатки, темперамент. Простейшие потребности).

2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, простейшие потребности).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Не все черты характера понятно, являются особенностями личности. Характер – это лишь одна из подструктур личности. причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера. Когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психопатов.

Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и соответственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе. Проявляется во всех ситуациях.

За последние годы в практической психологии сформировались представления о наиболее ярких, так называемых акцентуированных характерах, которые интересны и полезны для практики.

Гипертимный (или гиперактивный) характер. Оптимистичный, но иногда переоценивает события, людей. Стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку. Не склонен к кропотливой, дотошной, педантичной работе.

Лабильный характер – характеризуется инертностью эмоциональных переживаний. Быстрое и сильное изменение настроения у таких лиц не поволяет людям среднего типа (более инертным) отслеживать их внутреннее состояние, сопреживать им вполне.

Демонстративный характер – основная черта такого характера большая способность вытеснять рациональный критический взгляд на себя и, как следствие, демонстратичное, немного актерское поведение.

Психастенический характер – человек с таким характером рационален, склонен к аналитической, пошаговой обработке информации, осмыслению фактов путем дробления, выделения отдельных признаков.

Застревающий характер – противоположен лабильному. Малоподвижность проявляется на уровне мышления. На уровне физическом. Инертность и застревание на чувстве, мысли, деле ведут к тому, что в трудовой деятельности часто проявляется чрезмерная детализация, повышенная аккуратность.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент. Также половые и возрастные свойства психики.

Множество самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Индивидуальность, способность, темперамент, характер, эмоции, одарённость, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

ГЛОССАРИЙ

Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи.

Холерик – тип, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, сило движений, их быстрым темпом, порывистостью.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенной личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Сензитивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Способности, задатки, талант, одарённость личности.

2. Условия развития способностей человека.

3. Темперамент и его типы.

4. Вопросы эффективной деятельности и темперамента.

5. Темперамент и личность: врождённые и приобретённые особенности.

6. Характер и личность.

7. Психологическая структура характера.

8. Типология характера.

9. Способность, одарённость, талант: взаимосвязи и различия.

10. Индивидуальные различия и проблема способности

11. Отличие таланта от гения.

12. Влияние темперамента на профессиональную деятельность человека – как определяющий фактор успеха.

Какова взаимосвязь между деятельностью и качествами человека

Мозговая активность в полушариях человека

Человек — общественный субъект, и ежедневно ему приходится выполнять те или иные социальные функции. В процессе работы и общения люди проявляют определённые личностные характеристики. Какова связь между деятельностью человека и его качествами? Ответить на этот вопрос можно, лишь подробно рассмотрев данные категории обществознания.

  • Качества личности
  • Виды деятельности
  • Зависимость трудовой деятельности от качеств личности
  • Общение как важный элемент развития

Качества личности

Волевые качества человека в экстримальных условиях

Говоря о том, какие качества характеризуют личность, надо отметить, что данная категория представляет собой совокупность внутренних устойчивых отличительных черт индивида. Классификация таких индивидуальных особенностей предполагает следующие их виды:

  1. Волевые качества.
  2. Общественно-психологические особенности.
  3. Черты, связанные с профессиональной деятельностью.
  4. Моральные качества.
Читайте также:
Что такое семантика: её изучение, примеры и лингвистический анализ, анализ текста

Волевые качества определяются умением преодолевать те или иные трудности вне зависимости от обстоятельств и собственных предпочтений.

Это интересно: что такое принцип Гюйгенса Френеля, его описание и применение?

К ним можно отнести:

Все эти черты характера, являясь врождёнными или выработанными в процессе жизни, формируют силу воли — важнейшую характеристику успешной личности.

Общественно-психологические способности показывают вовлечённость индивида в социум. Они демонстрируют, насколько эффективно происходит взаимодействие одних людей с другими. Это очень обширная категория, требующая особого внимания.

Это интересно: что вы понимаете под информационными ресурсами?

Общественно - психологическая деятельность человека

Связь между деятельностью и качествами человека обществознание определяется по большей части, исходя из этой группы особенностей индивида. Именно изучив качества личности от а до я, можно проследить их взаимосвязь с теми или иными практическими занятиями.

Социально-психологические черты во многом определяются не только врождёнными особенностями психики, но и внешними обстоятельствами, а также внутренней мотивацией. Они формируются вместе с мировоззрением, а потому с течением времени могут меняться.

Это интересно: високосные года 21 века, список.

Профессиональные характеристики демонстрируют, насколько успешными могут быть люди в работе. К ним можно отнести:

Во многом свойства данной группы являются врождёнными, однако в результате получения жизненного опыта личность может формировать в своём характере надстройки, способствующие успешной предметной деятельности.

Моральные качества определяют отношение людей к себе и окружающим. Они формируются под влиянием общества в целом, ближайшего окружения, воспитания, культурных и интеллектуальных ценностей, прививаемых индивиду в детстве. Нравственные характеристики могут быть представлены такими понятиями, как:

Внутренняя мораль может быть основана на религиозных представлениях человека. Приобрести такие качества можно в процессе жизни, однако по большей части они закладываются ещё в раннем детстве.

Интересно: Что такое деградация человека.

Виды деятельности

Существуют различные классификации функционирования личности в обществе. Одна из них — разделение видов в зависимости от предмета деятельности — представлена в таблице, описывающей примеры материальной и нематериальной работы. Такая типология способна объяснить, какое значение придаёт личность тому или иному действию.

Материальная деятельность Духовная деятельность
Производство товаров Искусство
Оказание услуг Религия
Социально-преобразовательная деятельность Научное творчество
Непосредственно общение

Итак, слово «материальная» означает направленность действия на изменение вещественного мира. Подразумевается совершенствование как природы, так и общества.

Духовная деятельность включает в себя:

  • познавательную,
  • интеллектуальную,
  • ценностную,
  • коммуникативную,
  • прогностическую,
  • нравственную.

Приведённые выше 6 форм функционирования личности, как и классификация в таблице — это условность, поскольку в реальной жизни они переплетаются и не могут существовать в отрыве друг от друга. Деление на классы, виды и формы лишь упрощает изучение понятия.

Не пропустите: понятие онтологии, ее проблемы и функции в философии.

Зависимость трудовой деятельности от качеств личности

Трудовая деятельность человека в социуме

Одна из причин, почему человек эволюционировал до высокоразвитого существа — труд. Учёные считают, что именно работа не даёт мозгу и организму в целом деградировать. Профессиональные действия основаны на таких качествах индивида, как:

  • целеустремлённость,
  • сила воли,
  • упорство,
  • организованность,
  • интеллектуальное развитие,
  • энергичность.

Существует прямая взаимосвязь между этими чертами и успехом в работе. Чем лучше развиты эти характеристики, тем легче человеку достигать положительных результатов в труде. Все эти особенности характера необходимо тренировать и развивать, с целью добиться максимального эффекта в любой работе.

Нужно знать! Что такое деградация личности.

Общение как важный элемент развития

Общение как важный источник эмоций человека

Поскольку люди — общественные существа, коммуникация и взаимодействие между собой — основной вид их деятельности. Человек как носитель социальных характеристик просто не может существовать обособленно.

Интеллектуальная, духовная, производственная и иные виды работы включают в себя человеческий фактор. В зависимости от форм, целей, обстоятельств общения, люди могут проявлять различные личностные характеристики. Эффективность общения зависит от внутренних склонностей индивида и внешних обстоятельств. В любом случае развитость коммуникативных особенностей имеет первостепенное значение в любой из форм выражения человеческого естества.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что деятельность индивида напрямую связана с его личностными качествами. Развивая в себе те или иные особенности, человек может добиться успеха в любом из видов занятий.

Какова взаимосвязь между деятельностью и качествами человека

Мозговая активность в полушариях человека

Человек — общественный субъект, и ежедневно ему приходится выполнять те или иные социальные функции. В процессе работы и общения люди проявляют определённые личностные характеристики. Какова связь между деятельностью человека и его качествами? Ответить на этот вопрос можно, лишь подробно рассмотрев данные категории обществознания.

Качества личности

Волевые качества человека в экстримальных условиях

Говоря о том, какие качества характеризуют личность, надо отметить, что данная категория представляет собой совокупность внутренних устойчивых отличительных черт индивида. Классификация таких индивидуальных особенностей предполагает следующие их виды:

  1. Волевые качества.
  2. Общественно-психологические особенности.
  3. Черты, связанные с профессиональной деятельностью.
  4. Моральные качества.

Волевые качества определяются умением преодолевать те или иные трудности вне зависимости от обстоятельств и собственных предпочтений.

К ним можно отнести:

Все эти черты характера, являясь врождёнными или выработанными в процессе жизни, формируют силу воли — важнейшую характеристику успешной личности.

Читайте также:
Река России Енисей, на которой стоит Красноярск: экологические проблемы самой полноводной реки

Общественно-психологические способности показывают вовлечённость индивида в социум. Они демонстрируют, насколько эффективно происходит взаимодействие одних людей с другими. Это очень обширная категория, требующая особого внимания.

Общественно - психологическая деятельность человека

Связь между деятельностью и качествами человека обществознание определяется по большей части, исходя из этой группы особенностей индивида. Именно изучив качества личности от а до я, можно проследить их взаимосвязь с теми или иными практическими занятиями.

Социально-психологические черты во многом определяются не только врождёнными особенностями психики, но и внешними обстоятельствами, а также внутренней мотивацией. Они формируются вместе с мировоззрением, а потому с течением времени могут меняться.

Профессиональные характеристики демонстрируют, насколько успешными могут быть люди в работе. К ним можно отнести:

Во многом свойства данной группы являются врождёнными, однако в результате получения жизненного опыта личность может формировать в своём характере надстройки, способствующие успешной предметной деятельности.

Моральные качества определяют отношение людей к себе и окружающим. Они формируются под влиянием общества в целом, ближайшего окружения, воспитания, культурных и интеллектуальных ценностей, прививаемых индивиду в детстве. Нравственные характеристики могут быть представлены такими понятиями, как:

Внутренняя мораль может быть основана на религиозных представлениях человека. Приобрести такие качества можно в процессе жизни, однако по большей части они закладываются ещё в раннем детстве.

Виды деятельности

Существуют различные классификации функционирования личности в обществе. Одна из них — разделение видов в зависимости от предмета деятельности — представлена в таблице, описывающей примеры материальной и нематериальной работы. Такая типология способна объяснить, какое значение придаёт личность тому или иному действию.

Материальная деятельность Духовная деятельность
Производство товаров Искусство
Оказание услуг Религия
Социально-преобразовательная деятельность Научное творчество
Непосредственно общение

Итак, слово «материальная» означает направленность действия на изменение вещественного мира. Подразумевается совершенствование как природы, так и общества.

Духовная деятельность включает в себя:

  • познавательную;
  • интеллектуальную;
  • ценностную;
  • коммуникативную;
  • прогностическую;
  • нравственную.

Приведённые выше 6 форм функционирования личности, как и классификация в таблице — это условность, поскольку в реальной жизни они переплетаются и не могут существовать в отрыве друг от друга. Деление на классы, виды и формы лишь упрощает изучение понятия.

Не пропустите: понятие онтологии, ее проблемы и функции в философии.

Зависимость трудовой деятельности от качеств личности

Трудовая деятельность человека в социуме

Одна из причин, почему человек эволюционировал до высокоразвитого существа — труд. Учёные считают, что именно работа не даёт мозгу и организму в целом деградировать. Профессиональные действия основаны на таких качествах индивида, как:

  • целеустремлённость;
  • сила воли;
  • упорство;
  • организованность;
  • интеллектуальное развитие;
  • энергичность.

Существует прямая взаимосвязь между этими чертами и успехом в работе. Чем лучше развиты эти характеристики, тем легче человеку достигать положительных результатов в труде. Все эти особенности характера необходимо тренировать и развивать, с целью добиться максимального эффекта в любой работе.

Общение как важный элемент развития

Общение как важный источник эмоций человека

Поскольку люди — общественные существа, коммуникация и взаимодействие между собой — основной вид их деятельности. Человек как носитель социальных характеристик просто не может существовать обособленно.

Интеллектуальная, духовная, производственная и иные виды работы включают в себя человеческий фактор. В зависимости от форм, целей, обстоятельств общения, люди могут проявлять различные личностные характеристики. Эффективность общения зависит от внутренних склонностей индивида и внешних обстоятельств. В любом случае развитость коммуникативных особенностей имеет первостепенное значение в любой из форм выражения человеческого естества.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что деятельность индивида напрямую связана с его личностными качествами. Развивая в себе те или иные особенности, человек может добиться успеха в любом из видов занятий.

Роль врожденного и приобретенного в развитии человека

Сравнительный анализ психики животных и человека позволяет сделать выводы о роли врожденного и приобретенного в психике. До середины XVII века считалось, что между животными и человеком нет ничего общего ни в физиологии, ни в поведении, ни в происхождении. В XVII—XVIII веках была признана общность механики их тела. В XIX веке с возникновением теории Ч. Дарвина начались исследования психики человека и животных, в частности эмоций, реакций, мышления. В XX веке были проведены исследования различий темперамента, идентичности в коммуникациях, групповых формах поведения, механизмах научения у животных. Возникает вопрос: для чего необходимо проводить такого рода исследования?

Все, что имеется в психике и поведении животных, приобретается ими двумя путями: по наследству либо в результате стихийного процесса научения. Внимательное изучение психики и поведения животных, их сравнение с психикой и поведением человека позволяют установить врожденные и приобретенные характеристики для построения целесообразного обучения и воспитания детей.

Все основные виды ощущений — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувствительность кожи — с рождения есть и у человека, и у животных. Но у человека по сравнению с животными познавательные процессы обладают особыми качествами. Например, восприятие — предметностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредованностью. Эти качества приобретаются при жизни и развиваются благодаря обучению.

Важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных, которое у того и другого с рождения обладают потенциальными возможностями решения элементарных задач в наглядно-действенном плане. Но только человек может оперировать образами и только ему присуще словесно-логическое мышление.

Читайте также:
Мир Марианской впадины: где находится самый глубокий желоб, его особенности

Эмоции свойственны и животным, и человеку, они носят во многом врожденный характер. Однако только человеку присущи нравственные чувства, которые воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. Только у него есть социальные потребности: духовные, творческие, эстетические, потребность в самосовершенствовании и другие.

Человек с присущими ему психологическими качествами и формами поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.

Соотношение вклада врожденного и приобретенного в развитие индивидуума — фундаментальная проблема, породившая много споров.

В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика двенадцати лет. Психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с диагнозом. Он был убежден, что путем надлежащего обучения можно социализировать мальчика для жизни в обществе. К юношескому возрасту Виктор научился узнавать различные предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них. Вскоре мальчик перестал делать успехи. Вплоть до смерти (40 лет) никаких видимых улучшений у него не произошло.

Впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. При работе с ними было замечено: чем моложе они были, тем большие успехи они делали. С момента рождения влияние генов и среды тесно переплетаются, формируя своеобразие личности. Помимо того, что генотип оказывает влияние на формирование личности одновременно со средой, он также эту среду и формирует. Связь между генотипом ребенка и его окружением наиболее сильна в раннем детстве.

Исследование влияния наследственности на развитие интеллекта проводилось еще в XIX веке. Одно из первых таких исследований осуществлено Ф. Гальтоном в Англии в 1869 году. Он исследовал генеалогическое дерево выдающихся людей и сделал вывод, что в семье гения часто имеются выдающиеся представители. Исследование, проведенное Р. Л. Дагдейлом, вызвало озабоченность в связи с распространением слабоумия. В пяти поколениях печально знаменитой семьи Джуксов более половины попали в категорию лиц с низким интеллектом, некоторые стали бродягами и нищими.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что наиболее существенные основы развития личности зависят от наследственности, а окружающая среда может менять их к лучшему или худшему.

Лекции по Обществознанию (сентябрь)
план-конспект занятия

Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие “личность” — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Можно выделить две группы свойств, образующих структуру психики человека:

1. Врожденные свойства:

Врожденными свойствами человека являются биологически обусловленные свойства, то есть качества, данные человеку природой.

2. Приобретенные свойства:

Приобретенными качествами определяются те качества, которые человек накапливает в продолжение всей своей жизни.

Если говорить о том, какие качества преобладают в том или ином человеке – врожденные или приобретенные, то однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Человек постоянно приобретает какие-либо новые качества, меняется, меняет своё мировоззрение, жизненную позицию. Зачастую и характер человека тоже меняется. Это значит, что соотношение приобретенных человеком свойств и свойств биологически обусловленных – величина крайне непостоянная.

К группе врожденных качеств личности относятся:

· Темперамент, врожденный психический склад личности. Гиппократ описал четыре типа темперамента: сангвинический (человек с этим типом темперамента подвижный и веселый), холерический (истеричный и хамовитый), флегматический (спокойный и медлительный), меланхолический (грустный и боязливый). Карл Юнг выделяет два психотипа человека – экстраверт (реакции и деятельность человека зависят от внешних впечатлений, возникающих в данный момент) и интроверт (реакции и деятельность преимущественно зависят от внутренних образов человека, связанных с прошлым и будущим). Также, дополнительно выделяют сильного экстраверта (сангвиник) и слабого экстраверта (холерик), а в интровертном психотипе выделяют сильного (флегматика), слабого (меланхолика).

· Половые, гендерные особенности человека. Особенности психологии обоих полов.

· Возрастные особенности личности. Они исследуются особенными областями психологии развития, такими как детская психология или юношеская.

К группе приобретенных качеств личности относятся (являются наиболее важными):

· Выработанные в течение жизни привычки, как хорошие, так и плохие.

· Объем накопленных знаний, умений и навыков человека, уровень образования. В современном обществе это особенно важно

Читайте также:
Неживая природа: определение, какие объекты и явления к ней относится, примеры

Природа человека включает следующие аспекты: происхождение человека; место человека в ряду жизни; собственно человеческое бытие.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности— врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяют позитивные моральные качества :

И общественно осуждаемые – негативные:

К общественно полезным качествам относят:

· Направленность личности по праву является важнейшим из приобретенных качеств человека. Под направленностью мы понимаем свойство, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, а также главные тенденции его поведения. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Направленность оказывает организующее влияние на психические состояния личности и на компоненты её структуры. Воплощается же направленность в самых различных формах. Например, в симпатиях или антипатиях, в склонностях, привязанностях и проявляется в разных сферах жизнедеятельности человека: политической, профессиональной, семейной и т.д. Направленность определяет психический склад личности.

Следует подчеркнуть значимость для любого человека, особенно руководителя, умение различать в людях характерные для них врождённые и приобретённые качества. Врожденные качества практически невозможно существенно изменить, чего нельзя сказать о приобретенных свойствах. Их можно изменить, развивать, регулировать, причем как у себя, так и у других людей.

3. Структура личности включает:

б) знания, умения, навыки;

г) индивидуально-типологические особенности;

д) все ответы верны.

Укажите правильный ответ. Обоснуйте его.

Все варианты ответов верны, так как направленность является ведущим психологическим свойством личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ей психический склад, и оказывает влияние на всю область протекания психических процессов личности.

Самореализация — это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это , собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода – это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.

Предварительный просмотр:

В современном понимании характер – это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера.

Например, такие индивидуальные особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, не являются свойствами характера.

Физиологической основой характера, как и темперамента, является тип нервной системы, но эта связь не прямая, а опосредованная.

Люди с различными типами нервной системы могут иметь одинаковые черты характера, точно так же, как и люди с одним типом нервной системы — разные.

Тип нервной системы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств характера человека.

В психологии выделяют четыре системы свойств характера , выражающих следующие отношения личности, в их числе:

• отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.);

• отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность и т.п.);

• отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное отношение и т.д.);

• отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, скромность и т.д.).

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: доброта или эгоистичность; общительность или замкнутость; отзывчивость или безразличие.

Позже формируются другие черты характера: трудолюбие-лень; аккуратность-неаккуратность; добросовестность-злонамеренность; ответственность-безответственность; настойчивость или малодушие.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.

Характер влияет также на профессиональную деятельность человека.

Если человек выбрал профессию, которая соответствует его способностям, интеллектуальному уровню, личностным особенностям и интересам, если данная работа нравится ему, то у него повышаются шансы на успех в ней. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцами своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные.

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: суждения окружающих людей о жизни; поступки окружающих людей; художественная литература; кино; господствующая идеология в обществе.

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА, УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА В ОБЩЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Внутренний мир человека – это явление, которое находится внутри нас и постоянно изменяется в течении всей жизни. В частности это касается характера. События, которые мы переживаем, накладывают отпечаток на наше поведение. Характер- есть основа личности. Это своего рода стержень, который позволяет реагировать на различные проявления и изменения в жизни.

Читайте также:
Рассказ про Беларусь: краткая история, достопримечательности, как правильно: Беларусь или Белоруссия

Характер человека формируется и закладывается в возрасте от 2 до начала полового созревания. В этот период становления характера дети очень активно ведут себя в обществе, с интересом познают всё новое и новое и даже начинают делать свои собственные выводы, которые они наблюдают. Как правило, первым сформировавшимися качествами характера у ребенка является общительность или закрытость, доброта или злоба.

Эти качества зависят от воспитания родителей, каким будет их ребёнок. А позже, уже к окончательному сформированию характера дитя, начинают проявляться черты- усидчивость, трудолюбие или лень, аккуратность. Но к дошкольному периоду формирование этих качеств заканчивается. Зачастую в школьном периоде у ребёнка повышается активность в общении, которая влияет и на его характер. Начиная с начальных классов, волевые качества заканчивают свое формирование, а начинает прорабатываться самовоспитание. Позже, в средних классах, начинается формирование нравственных и мировоззренческих качеств человека. В подростковом периоде характер человека начинает уже окончательно достраиваться. Но в период полового созревания, когда идут гормональные изменения все черты характера значительно обостряются. К окончании школы характер человека уже полностью сформирован и готов окончательно к жизни.

Если ты хорошо знаком с характером человека, то можно предвидеть, как он поведет себя в тех или иных обстоятельствах.

Характер получает наиболее яркое выражение в поступках, общении, поведении, профессиональной деятельности, накладывая отпечаток на внешность человека. В первую очередь о характере следует судить на основании поступков человека, в которых более ярко отражается их сущность. Человеческие поступки, которые часто повторяются, становятся привычными и начинают закладываться в черты характера, которые в дальнейшем начинают влиять на положение человека в социуме и также на отношение к нему со стороны других людей. Аргументом этого высказывания может служить следующая поговорка:«Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей характер— пожнешь судьбу». Эта и есть система привычных поступков — фундамент характера человека.

Человек- это деятельное существо. В эту деятельность входят мимика, походка, движение, действие, выполнение которых становятся привычными для человека.

Таким образом, характер имеет социальную природу, которая зависит от мировоззрения человека, его деятельности, от коллектива в социуме, в котором он живет и действует, от активного взаимодействия и общения с другими людьми. В начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Предварительный просмотр:

Общая характеристика проблемы познания

Познание определяетс как особая, активная духовная деятельность людей направленная на активную деятельность людей.

Знание – результат познавательной деятельности, который выражается в идеальных образах (понятия, теории, представления) и закрепляется в знаках естественных и искусственных языков.

Существуют различные виды познания:

  1. Обыденное познание – основано на повседневном опыте и на здравом смысле
  2. Художественное познание – чувственно-образное отражение действительности
  3. Научное познание – отличатся системностью и обоснованностью, а также применением специально разработанных методов исследования

Любое познание обладает общими закономерностями и общими проблемами.

К разряду общих проблем познания относятся: познаваем ли мир, вопрос о том какова природа познания, вопрос как соотносятся знания с реальностью, которую они отражают, проблема истинности познания. Такого рода общие проблемы составляют предмет гносеологии (теории познания).

Гносеология тесно связана с онтологией.

Категории онтологии используются в познавательном процессе, а значит они имеют свою гносеологическую сторону. В свою сторону гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Познавательную деятельность изучает не только гносеология, но и разделы психологии, лингвистика. Но при этом специальные частные науки изучают не познание в целом, а какие либо отдельные стороны этого сложного процесса. Общее изучение познания является предметом только гносеологии. Исходной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.

2. Проблема познаваемости мира

– это общая гносеологическая проблема формулируется в таких вопросах, как «познаваем ли мир?», а также «способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?»

Большинство философов отвечают на эти вопросы положительно. Этот вопрос решают положительно с разных позиций (гностицизм, гносеологический оптимизм):

  • Субъективный идеализм. Беркли
  • Объективный идеализм. Гегель
  • Французские материалисты
  • Материалисты. Фейербах
  • Марксизм

Агностицизм (агностос – не доступный познанию)

Когда речь идет об агностицизме, ошибочно трактовать его, как учение полностью отрицает познание мира. Правильное определение:

Агностицизм – учение, отрицающие возможность достоверного познания сущности материальных систем, а также закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов.

Релятивизм (релятивус – относительный) – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности наших знаний. Наиболее известный софист – Протогор. «Человек есть мера всех вещей» – изречение Протогора. Он принял и разделял утверждение Героклита, что мир текуч и изменчив, развивает эту идею. Протогор говорит, что если мир текуч, то и знания о нем изменчивы и текучи, а значит о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом. Следовательно в мире нет ничего истинного, как и нет ничего ложного. Мнений об одной и той же вещи будет столько, сколько людей ее воспринимают. Как кому кажется, так оно и есть на самом деле.

Читайте также:
Строение грудной клетки человека: сколько пар рёбер у взрослого и ребёнка, их виды

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником для средневекового скептицизма.

Скептицизм – философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.

Представитель скептицизма Пиррон утверждал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое либо знание о них.

Ученик Пиррона – Тимон говорил «я чувствую, что вещь сладка, но я не знаю сладка ли он на самом деле».

Сомневаясь в рациональном познании говорят, если логическое (рациональное) познание основывается на доказательстве, то значит предполагается истина на которую оно (логическое доказательство) опирается, как на свою основу. Но это истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным.

Софисты и скептики выделили субъективную сторону познания, относительный характер знаний , который обусловлен изменчивостью вещей. Они полностью игнорировали относительную устойчивость людей, а также объективное содержание наших ощущений и восприятий.

Релятивизм и скептицизм сыграл свою положительную роль тем, что поставил под сомнение все то, что принималось прежде на веру без рационального обоснования. Скептицизм – необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма и на абсолютизацию тех или иных истин.

Положительная философия может осознавать, что она содержит в себе некоторую долю скептицизма.

Крайний скептицизм как философская концепция сливается с агнестицизмом. В наиболее последовательной форме агностицизм проявился в скептицизме Юма.

Для того чтобы ответить на вопрос как возможно объективное познание, необходимо рассмотреть саму познавательную деятельность. Познавательная деятельность складывается из субъекта и объекта познания, а также из самого познавательного процесса.

Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания

Тренерам и преподавателям физического воспитания хорошо известно, что далеко не каждое качество личности можно развить в ученике. Если свойства, относящиеся к социальной сфере, например трудолюбие, сознательность, не только поддаются воспитанию, но являются важным объектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека весьма консервативна.

Это связано с тем, что развитие человека проходит под воздействием социальной и генетической программ.

Социальная программа включает в себя сумму знаний, накопленных человечеством за всю его историю и передаваемых в процессе обучения (Н. П. Дубинин и Б. А. Никитюк).

Генетические факторы определяют потенциальные возможности развития. Однако эти потенциальные возможности не могут раскрыться без контакта организма со средой (В. Б. Шварц). Совокупность свойств человека представляет собой результат взаимодействия наследственности и среды. Нельзя преуменьшать ни влияния среды, ни значения генотипа (Ж. Бейссон).

Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой — стимулируется условиями воспитания и подготовки. Чего больше врожденного или приобретенного в спортивных способностях? Наследуемость различных спортивных задатков неодинакова. В большей мере она проявляется в показателях двигательной подготовленности — быстроте, прыгучести, выносливости, силе, ряде морфологических и психофизиологических характеристик.

Наследственное влияние различно в различные периоды развития человека. Например, для большинства морфологических признаков оно постепенно снижается в 10— 15 лет (Э. Г. Мартиросов, В. П. Чтецов). Скорее всего это связано с постоянно возрастающей ролью средовых факторов, в первую очередь — адаптацией к спортивной подготовке. Надо иметь в виду, что даже те свойства, которые в значительной мере генетически обусловлены, не обязательно наследуются. Умственные способности, к примеру, во многом определяемы генотипом. Но они зависят в своем развитии от такого огромного числа генов, что вероятность сохранения у ребенка точно такой же их комбинации практически равна нулю (Ж. Бейссон). Этот факт должен насторожить тех, кто надеется ориентировать отбор на поиск «спортсменов — детей спортсменов». Если бы такой отбор и имел перспективы, то лишь потому, что в спортивных семьях система воспитания интересов, притязаний, отношений благотворна для развития спортивных способностей. Но и этот довод отступает перед статистикой: спортивных семей относительно немного и такой отбор вряд ли может иметь практическое значение.

Генетика спорта еще мало изучена. Не так уж много ее достижений можно сейчас использовать в теории и практике отбора. Тем не менее незнание ее элементарных законов недопустимо для спортивного педагога. Значительное количество ошибок отбора и воспитания спортсменов происходят из-за недоучета наследственных факторов.

Не обладая врожденными качествами, подросток настойчиво пытается овладеть вершинами спортивного мастерства в одном из видов спорта. Тренер доволен: его ученик трудолюбив, настойчив, предан спорту. Спортсмен через силу, ценой огромных напряжений мышц и воли, выполняет нормативы, тянется за остальными. Но недолго. Патологические изменения нервной или сердечно-сосудистой системы разлучают его со спортом навсегда.

Читайте также:
Парана река: где находится на карте, притоки, движение, климат, флора и фауна

Однако надо иметь в виду, что приобретенные личностью особенности, которые тренер использует как критерии отбора, имеют по сравнению с унаследованными особенностями, высший характер. И как высшие, они не могут быть заменены низшими (Н. Попов). Эта важная методологическая особенность отбора иногда не учитывается не только практиками, но и авторами теоретических и методических работ.

Итак, практика отбора должна основываться на врожденных и приобретенных качеств личности.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. — М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 9-10.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальность – это отличительная особенность личности

Индивидуальность – это набор человеческих особенностей, качеств, присущих отдельному человеку. На развитие индивидуальности влияет семья, в которой воспитывается человек, традиции и привычки, отношения с родителями, миропонимание.

Проявление индивидуальности возможно через внешний вид (манера одеваться, красить и укладывать волосы, наносить макияж, носить украшения и т.д.), поведение, характер, темперамент.

Индивидуальность – это отличительная особенность личности

Классификация качеств личности

Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.

Внутренний мир

Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:

  • позитивно смотреть на мир;
  • уметь свободно мыслить;
  • не зависеть от чужого мнения (быть собой);
  • заботиться об окружающих;
  • легко идти на контакт;
  • реально оценивать ситуацию.

Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться

Внешний антураж

Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:

  • привлекательная внешность;
  • умение выбрать стиль в одежде;

Какие качества характеризуют личность

Имидж работает на успех

  • красивый язык тела;
  • артистичность;
  • способность вести диалог.

Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично

Какие качества характеризуют личность

составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо действия. Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается психологией как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Какие бывают качества человека?

Физические качества человека определяются его выносливостью и природными данными, другие качества более высокого порядка относятся к чертам характера, нраву. Те и другие формируются на протяжении жизни, многие из них важно развивать для становления личности еще в детском возрасте. Качества бывают морально-нравственные, волевые, профессиональные – все они отражают внутренний мир человека, то, чем он является.

Нравственные качества человека

Нравственность и мораль тесно связаны между собой и эти качества проистекают одно из другого. Качества культурного человека такие как вежливость, тактичность, бережное отношение к своему наследию и природе являются основой благополучия в обществе. Среди нравственных качеств можно выделить и следующие:

  • человеколюбие – доброта к людям, помощь слабым и обездоленным;
  • уважение к другим – понимание того, что все разные и каждого человека есть за что уважать;
  • верность – качество, относящееся как к себе (быть верным своим принципам), так и более глобальное понятие – верность Родине;
  • бескорыстие – совершение действий из благих побуждений, без поиска выгоды для себя;
  • духовность – качество, включающее в себя все нравственные аспекты и религиозность возвеличивающие дух человека.

Моральные качества человека

Качества дисциплинированного человека важны для существования социума. Нормы и ценности общества образуют некий общий остов или базис, на который люди ориентируются и передают своим детям. Личность выражает свое внутреннее «Я» через поведение и манеры – это и есть моральные качества, формирующиеся через интеллект, эмоции и волю. Условно, моральные качества человека можно подразделить на 3 категории «нужно», «можно», «нельзя».

Читайте также:
Народы Африки и Азии: национальности и культура восточных народов, население регионов

Моральные качества из категории «нужно» — это способность действовать для всеобщего блага:

Качества из разряда «можно» — это все те проявления личности, которые не вступают в противоречие с внутренними убеждениями и принципами:

  • честь;
  • достоинство;
  • совесть;
  • чувство справедливости.

Моральные качества категории «нельзя» – порицаются обществом и вызывают неприязнь у людей:

  • зависть;
  • бесстыдство;
  • хитрость;
  • склонность ко лжи.

Волевые качества человека

Сильные качества человека – это устойчивые психические образования, определяющие личность как зрелую с высоким уровнем сознательной саморегуляции поведения, владеющей собой в разных ситуациях. Доктор психологических наук В.К. Калин исследуя эмоционально-волевые качества человека подразделил их на 2 большие группы: базальные и системные.

Базальные (первичные) волевые качества:

  • терпеливость – умение не форсировать события и гнаться за быстрым результатом, но поддерживать дополнительным усилием работу, идти в заданном темпе, даже если обстоятельства складываются не должным образом (препятствия, задержки, внутренняя усталость);
  • смелость – противостояние страху, умение идти на риск, сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях;
  • энергичность – качество, позволяющее поднять активность до нужного уровня усилием воли;
  • самообладание и выдержка – умение не выходить за рамки чувств, импульсивных действий, владение собой, эмоциями, поведением.

Системные волевые качества:

  • целеустремленность – устремление к цели, поддержка «внутреннего компаса», ведущего к результату;
  • настойчивость – умение преодолевать трудности;
  • последовательность – следование единому руководящему принципу, не размениваясь на второстепенное;
  • инициативность – способность воплощать возникшие идеи;
  • принципиальность – качество личности, позволяющее руководствоваться определенными моральными принципами и не изменять им.

Социальные качества человека

Человек не может существовать вне социума, как личности люди раскрываются в обществе взаимодействуя с друг другом. Человек влияет на социум, а социум влияет на человека – этот процесс всегда двухсторонний. Каждая личность выполняет несколько социальных ролей, и для каждой роли существует свой набор качеств, раскрывающих ее. Позитивные качества человека помогают ему раскрыться в обществе с лучшей стороны и привнести гармонию.

Социальные качества людей:

  • самосознание – важная способность, позволяющая личности осознавать себя в общественной системе;
  • социальная идентификация – умение человека самоотождествляться с другими людьми сознательно или эмоционально;
  • самооценка – способность адекватно оценивать себя не превышая или не принижая своих достоинств, является важным компонентом Я-концепции;
  • социальная активность – умения и способности производить социально значимые действия для развития общества;
  • мировоззрение – совокупность взглядов, ценностей, норм и установок определяющее отношение человека к социуму и миру в целом.

Деловые качества человека

Профессиональные качества человека показывают его компетенцию и определяют как специалиста, формируются на базе уже имеющихся качеств и способностей. При приеме на работу, работодатель в обязательном порядке просматривает какими качествами и умениями обладает соискатель. Качества важные для деловой деятельности человека (для каждого вида профессии могут быть свои требования):

  • быстрая обучаемость;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • самостоятельность в работе;
  • инициативность;
  • умение работать в рамках многозадачности;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • опыт в ведении деловых переговоров;
  • аккуратность;
  • умение планировать рабочий день;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • тактичность и вежливость в межличностных отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • грамотность;
  • организаторские способности.

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: