Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец

Технологическая карта урока

В настоящее время новый ФГОС требует от учителя более высокого уровня наглядного планирования и детализации предстоящего урока. Соответственно внедрение технологической карты урока стало важным шагом в оптимизации деятельности учителя. Конечно, многие педагоги со мной не согласятся. Форумы пестрят негативными комментариями. Но если разобраться в структуре, особенностях и процессе построения технологической карты урока, то становиться, очевидно, она обладает стандартизированной формой.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Технологическая карта урока представляет собой многокомпонентный документ, при помощи которого педагог реализует своё видение планирования урока в условиях подачи того или иного материала. Важно отметить, что само понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Больше всего негодование технологическая карта урока вызвала у педагогов старой школы. Молодым преподавателям гораздо проще адаптироваться к подобным нововведениям.

Технологическая карта урока создаётся педагогом с целью раскрытия общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Метапрпедметные умения

Рисунок 1. Метапрпедметные умения

Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах [2].

В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:

  1. интерактивность,
  2. структурированность,
  3. алгоритмичность при работе с информацией,
  4. технологичность,
  5. обобщённость.

Методология создания технологической карты урока

Рисунок 2. Методология создания технологической карты урока

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:

  1. Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
  2. Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  3. Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:

  1. владение конструктивно-планирующими умениями;
  2. знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
  3. умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
  4. знание условий обучения и возрастных особенностей;
  5. учет уровня общего развития обучающимися данного класса.

Структура технологической карты урока

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности [1].

Структура технологической карты урока

Рисунок 3. Структура технологической карты урока

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы план-конспекта как:

  1. тема;
  2. цель;
  3. задачи;
  4. мотивация их принятия;
  5. планируемые результаты: знания, умения, навыки;
  6. личностноформирующая направленность урока.

Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.

Цель урока определяется следующими факторами:

  1. Планируемые результаты урока
  2. Пути реализации зафиксированного план урока.

Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Читайте также:
Интересные темы научно-исследовательских работ начальной школы по русскому и английскому языку и литературе,для 3,ноу 4,нпк

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности [3].

Опорная таблица для конструирования технологической карты урока

Образовательные задачи урока

Возможные методы и приёмы выполнения

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение “дерева” “темы”, построение “здания темы”. Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, “пересечение тем”

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта урока по ФГОС: образец

Технологическая карта урока по фгос

Технологическая карта урока по ФГОС — форма планирования педагогического взаимоотношения между учеником и учителем, которая содержит ряд действий для достижения целей высококвалифицированного обучения в отображаемой на этапах уроков последовательности. Использование такой последовательности способствует оптимизации процесса формирования личности школьников и их развития.

Данное понятие пришло в образование из терминов, используемых в промышленности, где использовалось как технологическая документация в форме карты (таблицы), расположенной на одном листе и содержащей описание проводимого процесса, в который включены определенный вид предмета, действия относительно него, временной режим и прогнозирование.

Читайте также:
Скороговорки в виде стихов и короткие для детей 7 лет: польза для развития и правильной

Технологическая карта урока сегодня представляет собой инновацию, в которой заметно выявлены такие специфические черты, как технологичность, обобщенность, идейность, интерактивность, последовательность в работе с информационным материалом. Данные характерные явления направлены на усовершенствование методов обучения учащихся в школах и других учебных заведениях.

Технологическая карта урока по ФГОС. Задачи учителя

Анализ урока по ФГОС

Учителю для создания «целостной картины урока» предлагается при помощи данной формы методической продукции структурировать занятие и провести его на современный лад, т. е. реализовать свое видение в планировании занятий в условиях раскрытия материала.

Урок должен иметь развивающий и в то же время проблемный характер, вызывать интерес учащихся и способствовать активности школьников.

При использовании такого способа ведения урока, независимо от предмета (математики, английского языка, труда, физкультуры и др.) учитель должен ориентироваться на мотивы и задачи, на основе которых будет получено достижение учениками образовательных результатов, при этом они должны формулироваться не в виде списка всем привычных формулировок (навыков, умений и знаний), а в виде способов их деятельности (например, действий на уроке).

Учитель должен владеть конструктивно — планирующими способностями; знать цели и задачи учебного предмета; уметь ориентироваться в наиболее эффективных учебно-методических материалах по своему предмету; учитывать условия обучения и возрастные особенности учеников; следить за уровнем общего развития класса.

Технологическая карта по ФГОС представляет собой графическую таблицу, которая предназначена для записей по ходу ведения урока (математики, английского языка, физики или любого другого предмета; в том числе и для начальных классов).

Задача учителя — разработать таблицу и отразить в ней следующие моменты:

Шаблон карты

  • демонстрацию системно-деятельностного подхода при проведении урока (содержит описание действий школьников при каком-либо задании (действии), показывает характер взаимодействия учащихся с учителем);
  • характеристику деятельности учеников и указание УУД (формируются при каждом учебном действии, поэтому считаются универсальными);
  • помощь в осознании планируемых результатов при какой-либо деятельности и контроль данного процесса (показывает взаимоотношения учителя и учеников, отношение учащихся к предмету).

Данная карта является немаловажным аспектом для учителя в том, что служит помощником в более развитом формировании урока и в становлении (статусности) обучающего в глазах учеников, учитывая инновации современной жизни. Записи в ней дают возможность учителю еще во время подготовки максимально детализировать содержание урока и эффективно отразить главные моменты запланированной программы, соответствующей теме проводимого занятия; а также позволяют на каждом его этапе оценить потенциальную эффективность и рациональность выбранного способа работы, формы, метода, средства и вида преподавательской деятельности.

Как разработать технологическую карту урока по ФГОС?

Данный вопрос затрагивает многих учителей и особенно трудным на сегодняшний день считается для работников районных средних образовательных учреждений. Однако, не стоит к такому нововведению относиться отрицательно, так как все в мире со временем совершенствуется и в том числе специфика образования. Ученые считают, что для учеников сельских школ данная система проведения учебных занятий наиболее необходима, ведь направлена на достижение глубоких знаний школьников и их соответствие современному образу жизни.

В составлении технологической карты урока по требованиям ФГОС выделяются четыре основные тенденции:

Как создать технологическую карту

  • востребованность и популярность в образовательной среде;
  • инициатива педагогов и презентация усовершенствованных способов преподавания;
  • уникальность и индивидуальность разработки относительно перечня выделяемых разделов и особенностей ведения урока;
  • изменение и расширение структуры запланированного занятия с отражением сведений содержательного характера.

Структура, форма и содержание

Новый способ ведения уроков позволяет видеть учебный материал системно и целостно, а также проектировать процесс обучения в школах с целью освоения изучаемой темы. Поэтому правильно разработанная технологическая карта будет способствовать эффективному восприятию учащихся и согласованию действий учителя и учеников, что в конечном итоге приведет к положительному результату как работы учителя, так и успехов школьников.

Требования по разработке данного документа на законодательном уровне не урегулированы, т. е. форма и структура может быть создана по усмотрению учителя, учитывая цели и работу на результат; при этом существует ряд рекомендаций, к которым стоит прислушаться.

Технологическая карта отражает суть занятия, поэтому среди обязательных элементов должны быть:

Цель занятия должна представлять собой способ подачи информации по конкретной теме в ключе, который направлен на выполнение образовательных и воспитательных задач, а также на полноценное раскрытие предмета. Она определяется такими факторами, как пути реализации запланированного занятия и планируемые результаты.

Читайте также:
Признаки выпуклости четырехугольника, его свойства и рисунки, почему выпуклый, диагонали выпуклого четырехугольника,свойство диагоналей,неправильный четырёхугольник,выпуклые 4

Задачи урока — это цель деятельности в определенных условиях, в основу которой входит достижение путем преобразования этих условий, согласно определенным действиям. Необходимый цикл продуктивного мышления тесно связан с постановкой и формулированием задач самим субъектом при исполнении заданий проблемного характера (в особенности в таких сложных предметах, как математика, физика и химия). Задачи могут быть преднамеренными или возникать в практических заданиях; иерархическая последовательность задач помогает формированию программы деятельности.

Планируемые результаты необходимо предусматривать заранее. В их формулировке должно отражаться соответствие задачам (т.е. количество задач соответствует количеству результатов); рекомендуется использовать единообразие.

Приведем в пример разработку технологической карты урока по русскому языку.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Разбор технологической карты

Чтобы оформить «шапку» таблицы достаточно указать наименование предмета (к примеру, «Русский язык»; тему урока (пример: «Синонимы. Значение слов-синонимов в русском языке.„); тип урока (это может быть „открытый урок нового знания“ или „презентация“); прогнозируемые результаты (отражение целей и способов обучения в заданиях (требование знаний от обучающихся)); дидактические средства (имеЮтся в виду учебники, задания на карточках и т. п. ); оборудование (различные макеты, стикеры и др.).

Таблица и записи в ней должны быть краткими и понятными, так как лишняя информация затруднит использование разработанного плана занятий. Достаточно несколько основных разделов, пометки в которых подчеркнут суть, замысел и результат занятия.

  • этапы урока;
  • форма, методы, система работы;
  • содержание взаимодействия учителя с учениками;
  • деятельность обучающего;
  • деятельность обучающихся;
  • достижения по УУД;
  • результаты урока.

Особенности заполнения

К формам организации урока относятся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. При заполнении таблицы необходимо учитывать данные виды учебных занятий.

Относительно традиционных этапов урока, расстановка действий учителя в следующем: этапы напрямую зависят от типа урока; допускается исключать или объединять этапы занятий. Данный раздел дает возможность оценивать эффективность и рациональность выбранных приемов и подходов в организации урока во временном режиме и анализировать содержание материала, правильность применяемых форм и способов работы. Первоначально идет приветствие, затем подготовка учеников к активным действиям и их действия относительно задания. Составляющими этапов являются: организационный момент, мотивация и направленность учеников, итоги и рефлексия (состояние школьников).

При указании достижений УУД и подведении результатов позволяется использовать рабочий материал образовательной программы.

Что касается деятельности учителя, то необходимо заранее просчитать все действия, которые будут исходить от него. Обозначить свои действия можно при помощи фраз: „приветствие учащихся“, „проверка готовности учеников“, „озвучивание темы урока“, „создание располагающей обстановки“, „выдвижение проблемы“, „формулировка задания“, „контроль за выполнением работы“, „организация самопроверки“, „оценивание“.

Планирование деятельности обучающихся может отражаться в следующих фразах: „работа с тетрадью“, „комментирование“, „чтение“, „написание диктанта“, „приведение примеров“, „выделение главного“, „проведение анализа“, „самопроверка“, „выражение собственного мнения“ „презентация“ и т. д. Для начальных классов: „ответы на вопросы“, „работа с карточками“ и т. п.

Прогнозируемые результаты подразделяются на личностные, метопредметные и предметные.

К личностным прогнозируемым результатам относятся способы обучения, которые заносятся в таблицу в форме следующих высказываний: „научить, как проверять себя“, научить оценивать свои действия“, „научить работать в коллективе и оценивать свой вклад в общих мероприятиях“ и т. п.

Метопредметные прогнозируемые результаты отражают такие цели, как: „научить выделять основное и анализировать“ или „научить алгоритму действий“ и т. д. ; предметные, в свою очередь, отражают требования учителя и конкретизируют тему урока: » дать определение словам-синонимам», «привести примеры слов-синонимов» и др.

Важно представить урок в таком виде, чтобы он стимулировал школьников к развитию и при этом воспитывал их. Необходимо использовать такие формулировки, как «способствовать воспитанию (развитию или формированию)…», «создать условия для воспитания (развития или формирования)…». К содержанию технологической карты можно добавить различные чертежи и решения (для уроков математики, физики и других вычислительных наук), тексты (для уроков английского или русского языка и других гуманитарных предметов), цели и проводимые устные задания для учеников начальных классов и другие дополнения.

Для усовершенствования и ускорения процесса рекомендуется пользоваться компьютерными программами по разработке таблицы и ее содержанию. Существуют также программы относительно конкретного предмета с описанием всех УУД и эффективностью прогнозируемых итогов. Воспользовавшись «электронным конструктором», работа учителя в плане разработки намного упрощается; программа почти полностью автоматизирована (при наборе названия темы урока и номера урока, остальные параметры в шаблон таблицы вносятся автоматически; вручную только вносится текст в содержательный отдел и проводится необходимая коррекция).

Читайте также:
Загадки с ответами про школу и школьные принадлежности, учеников и учителей, режим учебного дня и

Образец технологической карты урока по ФГОС

Требования к технологической карте урока

Технологическую карту урока составить не так трудно. Достаточно опираться на принципы системного подхода. Содержание и количество вертикальных столбцов основываются на ходе занятия и роли его участников, а количество строк определяются типом урока, что свидетельствует о динамичности технологической карты.

Методисты рекомендуют каждому учителю научиться разрабатывать таблицы по мини-проектам, на которые можно будет опираться и совершенствоваться в дальнейшем, учитывая анализ проведенных уроков.

Готовая Технологическая карта урока «Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления»

Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней.

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Читайте также:
Как правильно оформить титульный лист реферата: особенности расположения реквизитов

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Требования к качеству современного урока в свете ФГОС. Технологическая карта

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:

  • необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;
  • новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В связи с изменением требований к уроку, учителя столкнулись с рядом проблем:

  • какой должна быть деятельность учителя на уроке, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС,
  • как включить в деятельность ученика, чтобы он самостоятельно добывал знания, работая с информацией,
  • какие приёмы, методы и формы работы способствуют формированию УУД на уроке и др.
  • Как же построить современный урок?

Всё выше перечисленное говорит о необходимости грамотного проектирования урока. Педагогическое проектирование урока – это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью. Педагогическое проектирование урока осуществляется в 3 этапа:

  • моделирование;
  • проектирование;
  • конструирование.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность.
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте.
Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Её основные характеристики:

  • она имеет статус документа;
  • в ней записан весь процесс;
  • указаны операции, их составные части;
  • названы материалы;
  • перечислено оборудование;
  • указаны инструменты;
  • обозначены технологические режимы;
  • рассчитано время;
  • определён квалификационный статус исполнителей.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты

  • позволяет организовать эффективный учебный процесс,
  • обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,
  • существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
    Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта явилась результатом понимания того, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

  • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Структура урока имеет как статичные моменты, так и динамические, которые могут изменяться в зависимости от типа урока, темы и цели.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Читайте также:
МОУ СОШ: как расшифровывается аббревиатура,школа расшифровка и что она означает

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:

“Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока по ФГОС.”

Автор: Пшеничная Виктория Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ “ООШ № 39”
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: “Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока по ФГОС.”
Раздел: начальное образование

Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока по ФГОС.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный

стандарт второго поколения (ФГОС). Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как

субъекта познавательной деятельности, раскрытие его индивидуальных возможностей, через системно –

деятельностный подход, методы проектно-исследовательской деятельности, использование современных

педагогических технологий, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

В современной школе ребенка необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия,

составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению,

самоорганизация и саморазвитие. Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к

учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет

получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. В решении этих

проблем ведущая роль отводится нам учителям. Необходимо пересмотреть свою работу, по-новому взглянуть на

построение урока, форму его проведения. Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам,

если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим

интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал. Следовательно, задача учителя – постараться

построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал

английский писатель Р. Олдингтон.

На уроках, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с

популярными естественно-научными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора

источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов

на вопросы, аргументации своей точки зрения.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам и личности

ребёнка, его родителей, общества, государства.

это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся

это учебное сотрудничество

это активные и интерактивные формы работы

это самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока

и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка

и оценка достигнутых результатов)

это хорошо спланированная организаторская роль учителя – консультанта (так как урок утратил роль

главной и единственной организационной формы образования и его конкурентами стали информационное

образование, домашнее образование, дополнительное образование)

это реализация триединой цели урока (развитие, обучение, воспитание).

Структура современного урока:

организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью

учащихся к занятию;

проверка домашнего задания;

проверка знаний и умений учащихся для подготовке к новой теме;

постановка цели занятия перед учащимися;

Читайте также:
Как подготовиться к ЕГЭ по истории: советы для самостоятельной подготовки

организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;

первичная проверка понимания учебного материала;

организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее

применении (в том числе и смена вариантов) по образцу;

творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных

задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее ранее усвоенных знаний и умений;

контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний;

домашнее задание к следующему занятию;

Современный конспект урока – это сценарный план урока или технологическая карта, предоставляющая

учителю свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное

преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных

образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,

обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в

соответствии с требованиями ФГОС, в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании

заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность,

алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный

процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы

работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность

школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Структура технологической карты включает:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД);

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый

результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку

его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Современный ученик – учащийся, который сам формулирует тему и цель урока, определив границы знания

и незнания, сам планирует и осуществляет способы и действия достижения намеченной цели, даёт оценку

своей деятельности по её результатам, сам может выбирать задания, из предложенных учителем, с учётом

Прогностическая самооценка урока – количественный и качественный учет времени.

время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока)

время, в течение которого будет говорить учитель (не более 10 минут)

сколько учеников будет отвечать устно на уроке и сколько времени (должны все)

сколько учеников получат отметки и словесную оценку своей работы (должны все)

время, в течение которого ученики будут в движении (не менее 5 минут)

сколько учеников будет готово к восприятию нового материала (как проверить)

сколько учеников уйдёт с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверить)

будет ли соответствовать объем домашнего задания норме и индивидуальным особенностям (да – нет)

Современный учитель – это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых

стандартов школьного образования.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора. эрудиции»

1. Предисловие «А урок остается!».

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и

технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась

т р а д и ц и о н н а я

с о в р е м е н н а я

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса:

учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит,

препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью

д о л г о ж д а н н ы м

н е о ж и д а н н о

в ы р а с т а ю щ и м

Читайте также:
Как поступить в кадетскую школу: условия поступления, документы,со скольки лет берут,поступление ребенка в кадетский корпус

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным

штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным

действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но

все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не

п р и в е с т и

о ж и д а е м о м у

п о л о ж и т е л ь н о м у

р е з у л ь т а т у .

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще –

существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения

собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его

подачи и тренинга.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими

причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в

уроке. То, что накапливалось веками, остается

ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных,

систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись

без воспитанной традиционным уроком привычки к

дисциплине и порядку в голове.

. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к.

большую часть урока проводит сам учитель.

Всю жизнь проводили традиционные уроки и

вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко

«сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий»

уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его

организация проста, привычна, хорошо известна и

отработана до мелочей.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания

учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к

требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются,

никому ничего не надо доказывать, всем все понятно:

все правильно с точки зрения проверяющих, а раз

правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие

программ, учебников, пособий нормативным документам.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание,

средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня

учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем

случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо

труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше

не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей

родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или

троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к

жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя

ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше

неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда

четко и правильно выполняли указания учителя.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее

переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Читайте также:
Титульный лист творческого проекта: как и для чего его нужно оформлять

Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока – один из самых современных способов организации образовательного процесса, таблица, в которой преподаватель описывает то, как будет обучать детей. Чаще всего используется в начальных классах (с 1-го по 4-ый), но подходит и для средней, и для основной школы.

Технологическая карта урока по ФГОС

Функции технологической карты урока

Функциями технологической карты урока являются:

1. Организация образовательного процесса в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (для учителя).
2. Появление и развитие не только образовательных, но и всех остальных – развивающих и воспитательных навыков. Другими словами, технологическая карта обеспечивает комплексное обучение (для учеников).
3. Планирование образовательного процесса не на один или несколько уроков, а на более серьезный срок – четверть, полугодие и даже год (для учителя).
4. Применение на практике межпредметных связей (для учеников).
5. Диагностирование уровня освоения материала по этапам темы (для учителя).

Технологическая карта и конспект: чем они отличаются друг от друга

Самое явное, но не основное отличие технологической карты от конспекта в том, что первая имеет вид таблицы.

Другие отличия технологической карты от конспекта представлены в таблице:

Технологическая карта Конспект
Представляет собой описание деятельности и учителя, и учеников на всех этапах урока, предоставляет возможность понять, как учитель взаимодействует с учениками Представляет собой описание того, что должен делать учитель на уроке, и то в общем
Содержит описание деятельности учеников с указанием универсальных учебных действий (УУД) после каждого этапа урока Содержит только формы предполнесения материала на уроке
Позволяет отмечать результаты после каждого этапа урока и, если требуется, вносить коррективы в образовательный процесс Позволяет отмечать результаты только после урока

Несколько советов о том, как сделать технологическую карту урока

В российском законодательстве не говорится о том, какой должна быть технологическая карта урока. Поэтому мы приведем только рекомендации относительно этого документа.

Во-первых, не сбрасывайте со счетов «шапку», она – основа основ. «Шапка» состоит из нескольких пунктов:

● название предмета;
● название темы урока;
● вид урока;
● результаты, которые хотелось бы видеть после урока (предметные, межпредметные и личностные);
● дидактические средства;
● оборудование.

Во-вторых, не делайте технологическую карту очень подробной, это только вызовет путаницу и затруднит преподнесение материала. Оптимальный вариант:

Содержание деятельности учителя Задания для учащихся Содержание деятельности ученика Какие УУД приоритетно формируются

В третьих, если нужно, то технологическую карту можно дополнить столбцами «Продолжительность», «Используемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» и «Способ предварительно проверки уровня освоения материала» (самостоятельная, лабораторная, контрольная и др. работы).

В-четвертых, несмотря на то, что в технологической карте принято писать «классические» этапы урока, можно не следовать этому правилу. В частности, исходя из вида урока можно исключать или объединять некоторые из них.

В-пятых, при прописывании универсальных учебных действий (УУД) и результатов, которые хотелось бы видеть, лучше всего пользоваться рабочей программой.

В-шестых, ни в коем случае нельзя забывать, что современный урок должен быть построен так, чтобы у учеников появлялись и развивались не только образовательные, но и все остальные – развивающие и воспитательные навыки.

В-седьмых, внизу технологической карты можно поместить дополнения: образцы выполнения упражнений, тесты и т.д.

И последнее. Есть программы, которые упрощают и ускоряют работу над технологической картой. В них заложены рабочие программы, универсально-учебные действия (УУД) и результаты, которые хотелось бы видеть. Никто не запрещает прибегать к их помощи.

Работа над технологической картой урока

Работа над технологической картой урока включает в себя:

1. Определение того, какую роль играет именно этот урок во всей теме, выбор вида урока (типовой или необычный, например, урок-конференция).
2. Составление списка из самой главной и вспомогательных целей урока. Их можно взять из любого блока – образовательного, развивающего, воспитательного.
3. Структурирование урока в зависимости от того, к какому виду он относится (расписывание по этапам).
4. Формулирование задач для каждого из этапов урока.
5. Обозначение результатов, которые хотелось бы видеть после каждого из этапов урока.
6. Выбор форм преподнесения материала на уроке.
7. Написание особенностей деятельности учителя и учеников.

Основные этапы, из которых состоит технологическая карта урока:

Читайте также:
МОУ СОШ: как расшифровывается аббревиатура,школа расшифровка и что она означает

1. Подготовка к уроку. На этой стадии учитель активизирует учеников совсем небольшим вступлением в устной форме, а ученики включаются в деловой ритм – начинают учиться.
2. Выявление сильных и слабых сторон ребят. На этой стадии учитель устанавливает, насколько хорошо усвоился старый материал, а ученики делают задание на проверку какого-то навыка.
3. Постановка самой главной цели урока. На этой стадии учитель создает проблему, которая должна быть решена по завершении занятия, а ученики ставят подцели и, если есть необходимость, задают вопросы уточняющего характера.
4. Разработка проекта решения проблемы. На этой стадии учитель в общих чертах объясняет, как решить проблему (предлагает несколько вариантов), а ученики выбирают наиболее оптимальные средства для этого (алгоритм, модель и т.д.).
5. Закрепление нового материала. На этом этапе учитель обобщает то, что было пройдено, а ученики выполняют стандартные упражнения.
6. Самостоятельная работа по новому материалу (индивидуально или в группах). На этой стадии учитель создает условия для использования нового материала, а ученики контролируют себя, обращаясь к эталону.
7. Рефлексия урока, т.е. подведение итогов. На этой стадии учитель создает условия для рефлексии, а ученики сравнивают, соответствует ли самая главная цель урока тому, чего они достигли.

Этапы урока зависят от типа выбранного урока.

Таким образом, технологическая карта – это эффективная форма взаимодействия учителя и учеников. Благодаря ей оптимизируется образовательный процесс. И от этого выигрывают обе стороны: и учитель, и ученики. Учитель не выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов, систематизирует свою работу, а ученики всесторонне развиваются.

Пример технологической карты урока:

Междисциплинарный урок по алгебре и информатике

в 11 классе по теме «Решение задач на проценты с использованием электронных таблиц»

Тип урока: интегрированный комбинированный урок комплексного применения знаний по алгебре и информатике.

Цель урока:
Создать условия для формирования:
– личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
– регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция , оценка);
– познавательных УУД (общеучебные, логические);
– коммуникативных УУД( планирование , постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
средствами предмета алгебра при изучении темы «Проценты».
Задачи:
– способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через вопросы анкеты;
– актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
– организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации, а так-же решению задач из реальной жизни;
– организовать рефлексию учащимися собственных знаний путем сравнения их ответов с реальными данными;
– организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
– учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока
Метапредметные:
Регулятивные:
– учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
– учащиеся умеют прогнозировать результат своих действий;
– учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
– учащиеся умеют корректировать свои действия;
– учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;
Познавательные:
– учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения;
– учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
– учащиеся умеют находить наиболее эффективный способ решения задач;
– учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
– учащиеся умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать;
– учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
Коммуникативные:
– учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;
– учащиеся умеют контролировать и оценивать действия партнера;
– учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
– учащиеся знают формулы нахождения процентов
– учащиеся умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни

– учащиеся умеют пользоваться электронными таблицами

Методы обучения:

– метод проблемного изложения;

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал: Приложения 1–10
  2. Презентация «Проценты».
  3. Мультимедиа-комплекс.

Организационные формы:

Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: