Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Урок литературы в 9 классе “Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина”
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Урок литературы в 9 классе “Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина” позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта; способствовует эмоциональному восприятию текста, учит чувствовать слово, развивает творческие способности, мышление;воспитывает внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_literature_v_9_klasse.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
« ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
– определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
– способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
– воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку.

2.Вступительное слово учителя.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, – а я таки поэт.
Из стих. « К другу стихотворцу»
Поэт не человек, он только дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, –
Всё видит, слышит, всем владеет…
А. Ахматова

1.Тема поэта и поэзии – традиционная тема в европейской культуре.
2.Роль поэта и поэзии – центральная тема лирики А.С.Пушкина.
3.Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.
1) Раннее творчество:
а) божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта
(«Дельвигу»)
2) Период южной ссылки:
а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом («Послание цензору», 1822)
б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта («Свободы сеятель пустынный», 1823)
3) Творчество 20-х годов:
а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта («Пророк», 1826)
б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии («Арион», 1827, «Поэт», 1827)
в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе («Поэт и толпа»
4) Творчество 30-х годов:
а) поэт вне людского суда, суда толпы («Поэту», 1830, «Эхо», 1831)
б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.Виноградов)
4. Поэзия для Пушкина – служение гуманистическим идеалам.

– Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства;
– Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек;
– Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии;
– Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

«Пророк» – поэтическая декларация о назначении поэта.
«Поэт» – развитие мотива о «божественном глаголе»: художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, но очищается от забот «суетного света» в священном служении своему высокому делу.
«Поэт и толпа» – о подвиге поэта, его мужестве перед лицом «толпы», которая «бранит» поэта. Плюёт ему на алтарь, где горит священный огонь поэзии.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – философско-историческое обобщение развития в предыдущих стихах мотивов, своеобразное духовное завещание потомству.

1. Сегодняшний урок я хочу начать с разговора о счастье. Что такое счастье? Когда человек счастлив? Говорят, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. А мне хочется добавить: и у себя на работе. Поэтому очень важно найти своё место в жизни ,найти занятие по душе, не зря прожить жизнь. Каждый человек обязательно рано или поздно задумывается о смысле жизни. Уже сейчас перед вами стоит вопрос : по какой дороге пойти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Ну и когда вы станете уже достаточно взрослыми, подведёте итог и поймёте, так ли вы живёте, как хотелось бы, счастливы ли вы.
Вопрос о своём месте в жизни волновал Пушкина на протяжении всего его творчества. Что стало смыслом его жизни?
Ещё обучаясь в лицее, Пушкин определил своё назначение – он будет поэтом. Многие лицеисты писали стихи. Особо отметить надо Дельвига. Его Пушкин называет «названым братом» Именно Дельвиг понял, что П. не просто поэт, а поэт великий.
П. и Д. выступили в печати почти одновременно. К этому времени они были хорошо известны в лицее, в своём кругу.
В 1814 г. П. послал свои стихи в журнал «Вестник Европы» без указания своего имени. Стихи назывались «К другу стихотворцу». Редактору Измайлову стихи понравились, но его смутила анонимность. Для того, чтобы узнать имя сочинителя, он написал объявление в журнале с просьбой объявить имя автора. И П. придумывает себе псевдоним «Александр НКШП» – в обратной перспективе – Пушкин. Он не торопился заявить своё имя, не ждал, не требовал, не искал поддержки и одобрения. Огласка произошла в 1815 г. после триумфа П., читавшего свои «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии Державина. Вот тогда имя П. впервые прозвучало в прямой перспективе грядущей славы. И «энкашэпэ» уступило место Пушкину. Дядя П. , известный поэт В.Л.П. очень сомневался в даровании своего племянника. Но его сомнения были напрасны.
Обратите внимание на первый эпиграф к уроку ( попросить учеников прочитать). Пушкину всего 15 лет ( а вам сколько?), а он уже определил своё назначение и не свернёт с избранного пути ни при каких обстоятельствах. Но в течении всего литературного творчества он будет размышлять о месте поэта и поэзии в обществе. Обратите внимание на доску.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, П. как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным и передаёт эстафету поэтам-последователям: Лермонтову, Некрасову, поэтам 20 века.
Свои размышления о целях поэтического творчества, искусства вообще, о предназначении поэта П. воплотил в особом цикле стихотворений. Он создавал их на протяжении всей своей жизни, на разных этапах творческого развития, снова и снова возвращаясь к этим важным вопросам. Каким должен быть поэт как личность и творец, чтобы воплотить в искусстве новый эстетический идеал, – вот лейтмотив этого цикла.
Каждое стихотворение имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта – враждебного низменным интересам, погоне за минутной славой, а сам образ поэта – человека гонимого, одинокого среди враждебной среды, человека. Который окружён ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остаётся твёрд и непоколебим. (смотрим на доску)

Читайте также:
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

Тему поэта и поэзии в творчестве П. мы рассмотрим на стихотворении «Пророк», написанном в тяжёлую для А.С. пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической судьбе его друзей и товарищей. Страшные годы, а он пишет о поэте.
Итак, обращаемся к стихотворению.
– Кто такой пророк? Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю божью, им было доступно проникновение в грядущее.
Сюжетная основа стих. взята из Библии ( зачитывается отрывок : «… видел я господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом… Вокруг него стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл… И сказал я : горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя… И услышал я голос господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для нас? И я сказал: вот я, пошли меня».)
– А теперь откройте стихотворение, а я его вам прочитаю.
– Не является ли стихотворение лишь поэтическим пересказом библейской легенды?
Используя библейскую символику, библейские мотивы, П. придаёт им ярко выраженное политическое содержание.
А теперь мы вместе познаем разобраться в этом стих. (работа по группам)
– Так о чём же это стих.? (о перерождении поэта, томимого духовной жаждой во всемогущего пророка)
– Кто помог в этом поэту? (бог послал своего помощника)
– Что было результатом прикосновений? (появилась острота зрения, появилось умение видеть жизнь во всём её многообразии, поэт стал мудрым (змея в народной мифологии считается символом мудрости), вместо чел. сердца – угль, пылающий огнём)
Так вот, поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью. Шестикрылый Серафим изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта. «Как труп в пустыне я лежал…» Когда он становится поэтом? (Когда Бог к нему обращается)
– Какое переживание лир. Героя выражено в стих.? Прежде всего, это чувство тревоги, вызванное своей прежней неудовлетворённостью поэтической деятельностью. И это чувство ответственности перед людьми, чувство, обусловленное пониманием пророческой роли поэта.
– Что же такое поэзия? (смотрим вывод на доске)
– Кто такой поэт? (простой смертный, но и отличается от них)
– О чём должен писать поэт?
– В чём цель поэзии?
Обратим внимание на язык стих. ( архаизмы, славянизмы ,инверсия, роль глаголов- или глагол-действие, поступок или гл. в повелительном наклонении)
– Какова роль языка? (придаёт торжественность, значимость, величие поэта. О великом нельзя говорить простым, примитивным языком)

Так вот, поэт превратился в пророка. Но поэт и прок не одно и то же. Поэт живёт среди людей. Как люди относятся к пророкам? (они их слушают, ведь они предсказывают будущее) Так ли слушают поэтов?
Пророк поправляет мир, поэт – отражает мир. Пророк несёт людям слово Божье – поэт создаёт свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.
Но в отличие от пророка, поэт свободен. И никто его не заставит писать против воли или, наоборот, замолчать.
Так вот, поэт и его призвание_ сокровенная тема пушкинского творчества.
П. первым почувствовал и сказал, что для поэта есть два пути – путь служения толпе и путь служения истине. Каждое слово он подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.
Поэзия П. – это ступени высокой нравственности, за которую он заплатил жизнью.
Но ещё при жизни, возможно, предчувствуя скорую смерть, П. посмел воздвигнуть себе памятник. Кто из русских поэтов подобно П. говорил о своём памятнике? (Державин)
Много веков тому назад римский поэт Гораций написал оду «К Мельпомене». М.В.Ломоносов сделал её перевод. Основные мотивы оды развивал Державин. Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности , различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие.
Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи. Державин – за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
– Что же ставит П. себе в заслугу?
Стихи Державина и Пушкина очень похожи. Но стихи Д. и Горация – это памятники себе, памятники совершенно определённым поэтам. Стих. П. – это памятник поэту вообще, художнику вообще, такому, конечно же, как П., но и не только самому П., ибо главное, что его занимает в стих., – это чем он не отличается от других художников.
Итак, начав урок с вопроса о счастье, спрашиваю: можно ли назвать счастливым человеком Пушкина? И хотя он не был счастлив у себя в семье, он выбрал правильный жизненный путь и обеспечил себе бессмертие.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин. Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие. Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Читайте также:
Композиционные приёмы в литературе, элементы композиции и её виды, сюжетные особенности

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому. В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года. Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России. В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу. На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный. В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом. Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния». Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах. И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны. Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты. Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта. Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей. В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Читайте также:
Содержание рассказа Тургенева "Муму", характеристика героев, краткий пересказ для читательского дневника

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

Миссия поэта на этой земле выражена в произведении «Пророк». В ней стихотворец предстает перед читателями в пустыне, истощенный и измученный. К нему нисходит Серафим. Это есть ничто иное как реминисценция на одну из библейских легенд.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

Меня зовут Марина, мне 19 лет, я учусь в 11классе. Не могу сказать, что я обожаю ходить в школу, но учусь я довольно таки не плохо. Мои любимые предметы это литература, химия, биология, и физика.

В рассказе «Джамиля» Чингиз Айтматов в первую очередь хотел описать обычаи киргизского народа, где вдову родственников не отпускают в жестокую жизнь на произвол.

Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы.

Жюли Карагина играет второстепенную роль в романе-эпопеи Л.Н. Толстого Война и мир. Так как в данном романе присутствуют две семьи – Карагиных и Курагиных

Реферат: О назначении поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своем предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабризма, а его поэзию считать поэтическим выражением декабристских идей. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.

В стихах восемнадцатилетнего юноши мы найдем немало политических деклараций, откровенных призывов к борьбе с самовластием. В таких стихотворениях, как «Вольность» (1817 г.), «К Чаадаеву» (1818 г.) и некоторых других господствует просветительский, романтических пафос: автор бичует пороки российского деспотического режима. В стремлении поэта «Отчизне посвятить души прекрасные порывы», в том, что Муза его – «Свободы гордая певица», заметна близость Пушкина к идеям декабристов.

Но и после разгрома декабрьского восстания Пушкин остается верен тем же идеалам. Пушкин верит, что силой поэтического слова можно заставить рабов стать свободными людьми, а самодержцев подчинить закону. Но очень скоро приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым. Меняется и пушкинское понимание поэзии.

Особенно ярко это новое понимание раскрывается в ставшем хрестоматийном стихотворении «Пророк» (1826 г.), в иносказательной форме отражающее раздумья поэта о своем назначении, о возможности продолжать служить во благо Отечества.

Написанию этого стихотворения предшествовали события, имевшие большое значение в жизни поэта. В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибыл посланный с предписанием срочно прибыть в Псков, дабы затем немедленно отправиться в Москву по повелению государя.

Прибытие поздней ночью офицера с бумагой от псковского губернатора произвело в Михайловском эффект разорвавшейся бомбы. Пушкин сжигает «Михайловскую тетрадь» — там автобиографические записки, какие-то стихи, черновики «Бориса Годунова» с недостаточно, быть может, «завуалированными» намеками на Александра 1 (впрочем, и в окончательном варианте их окажется более чем достаточно). Пушкина легко понять: еще свежа в памяти казнь декабристов. В пятом часу поэт уезжает. Четыре дня он в дороге. Наконец, в первой половине дня 8 сентября еле живой от пережитых волнений и утомительного пути, томимый самыми черными предчувствиями, Пушкин предстал перед государем.

Два часа длилась их беседа в Чудовом дворце. Без свидетелей. Тем не менее, многое об их разговоре известно.

Читайте также:
Приключения гекльберри финна краткое содержание путешествие плавучий дом

Известно, что император остался весьма доволен беседой: в тот же вечер на балу он сказал Дмитрию Николаевичу Блудову (так, чтоб слышали и другие): «Я нынче говорил с умнейшим человеком в России». Довольным остался и Пушкин: царь объявил, что поэт свободен от ссылки, от обычной цензуры и что читать его произведения он будет самолично.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Духовное одиночество героя превращает весь мир в мрачную пустыню, но явление шестикрылого Серафима меняет все. Мир вокруг героя преображается, ибо ему дано теперь высшее зрение, высший слух, а главное – дар слова. Герой избран, но это избранничество дается ему ценой великих страданий, и тех новых свойств, которые дарует ему Серафим, который преобразует всю природу человека, наделяя его «вещими зеницами», необыкновенным слухом, «жалом мудрыя змеи» вместо языка и «углем, пылающим огнем», вместо сердца. Но всего этого недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом. Необходим еще «Бога глас» – высокая, благородная и гуманная идея, подвигнувшая поэта на творчество. Только «Бога глас» сумел поставить героя на его великий путь. Бог вдохнул в него жизнь, и этот момент вдохновения связал навсегда героя с Богом. Стихотворение имеет аллегорический смысл. Изображенный в нем процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. Итак, Пушкин утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность несет только перед Творцом нашим. За «Пророком» последовали «Стансы» (1826 г.), «Друзьям» (1828 г.) и пр. В этих стихотворениях позиция Пушкина по отношению к императору не меняется: «Его я просто полюбил. » Тем временем раскол в обществе продолжался, враждебность к идее самодержавной власти и к личности царя продолжала культивироваться, причем оппозиционные настроения охватили и определенную часть дворянской интеллигенции. Пушкину приходится оправдываться в своей приверженности Николаю.

Поэзия, по мнению Пушкина, не может быть подчинена практическим задачам, даже если эта задача кажется благородной. Об этом с удивительной прямотой заявит Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа». Написанное в форме драматургического диалога, оно построено на резком противопоставлении образов вдохновенного певца и тупой черни. Толпа требует от поэта пользы, обвиняя его песнь в бесплодности. Здесь Пушкин предугадал тот утилитарный подход к искусству, который станет чрезвычайно популярным в 50-е—60-е годы, причем не только у необразованной толпы, но и у весьма просвещенной и прогрессивно настроенной молодежи. Представителем такой молодежи является знакомый нам Евгений Базаров. Однако пушкинский поэт с негодованием отметает эти требования, утверждая, что искусство по сути своей бесполезно, ибо значение красоты определяется близостью к Богу, а не насущным нуждам. Толпа не отступает и требует от поэта нравственного наставления, «смелых уроков». Но герой не приемлет и такого назначения поэзии, ибо искусство не способно превратить глупца в мудреца, а развратника в образец добродетели. Целью художества, по мнению поэта, является идеал, а не нравоучение. Но ведь идеал достижим только для того, кто к нему стремится. И если Пушкин скажет, что он «чувства добрые лирой пробуждал», то пробудиться они могли только у того, у кого эти чувства были. А научить подлеца быть добрым не под силу даже Пушкину. Неслучайно эпиграфом к стихотворению «Поэт и толпа» стали слова «Procul este, profani» («Отойдите, непосвященные»). Ведь поэзия – удел избранных. Творческий процесс, по Пушкину, невозможен без вдохновенья, именно оно способно пробудить в душе человека поэзию. Эта мысль символически воплощена в стихотворении «Поэт» (1827 г.):

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен.

Вдохновение – «божественный глагол» – является призывом к творчеству – «священной жертве», приносимой Аполлону, богу поэзии. В обыденной светской жизни с ее мелкими житейскими интересами поэт, «быть может, всех ничтожней», но когда он слышит зов Музы, все меняется: «Душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел». Он бежит от людей, «дикий и суровый», поднимается на недосягаемые для обыкновенных людей творческие высоты, чтобы там найти мудрые и глубокие мысли подарить их людям.

Однако отношение поэта к творчеству и вдохновению не всегда было проникнуто таким возвышенным поэтическим пафосом. Для Пушкина, в отличие от многих поэтов, поэзия была не только «сладостным даром», но и средством к существованию, поэтому в его лирике не могло не отразиться столкновение высокой поэзии и низкой прозы жизни.

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.) представлен спор прагматичного и рассудительного книгопродавца и поэта. Завершается этот спор формулой книгопродавца:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Поэт отвечает на это:

Вы совершенно правы. Условимся.

Внезапный переход на прозаическую речь имеет большое значение: он символизирует переход из мира возвышенных мечтаний в мир приземленной действительности.

Таким образом, в «Разговоре книгопродавца с поэтом» автор утвердил новое, реалистическое отношение к поэтической деятельности.

Однако многие современники Пушкина воспринимали его переход к реализму как падение его таланта. Поэт, не желавший следовать за отсталыми эстетическими воззрениями большинства критиков, во многих стихотворениях отстаивал свое право на творческую независимость. При этом Пушкин призывал поэта «идти дорогою свободной», не проповедовал «искусство для искусства», а стремился оградить свой талант от посягательств со стороны «толпы непросвещенной».

В стихотворении «Поэту» (1830 г.) автор призывает быть независимым в своем творчестве, чувствах и мнениях:

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит.

В стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.) особенно резко изображены взаимоотношения поэта с «чернью», причем под этим словом подразумевалась «светская чернь» – люди, глубоко равнодушные к истинной поэзии:

Зачем так звучно он поет?

Как ветер песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Читайте также:
Что называется строфой в литературе, сколько строк в различных строфах, вид онегинской строфы

Поэт провозглашает свою свободу от этой толпы, «светской черни»:

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело:

Не оживит вас лиры глас!

На протяжении всего своего творчества Пушкин подчеркивал свою независимость по отношению к земным властителям. В стихотворении 1818 г. «К Н. Я. Плюсковой» он пишет:

Я не рожден царей забавить

Стыдливой музою моей.

Высокой целью своей поэзии Пушкин считал служение России, защиту передовых идей своего времени, поэтому во многих его стихотворениях присутствует образ поэта – гражданина. В процессе его творческого роста и изменения конкретных общественно – исторических условий образ поэта претерпевал определенную эволюцию. В литературоведении стало общим местом противопоставление «чистой поэзии» и поэзии гражданской. Если исходить из этого, то получается, что Пушкин изменил гражданским идеалам юности и встал на путь «искусства для искусства». Но по отношению к Пушкину такое противопоставление неуместно. Для него гражданственность не в служении конъюнктуре, а в служении вечным ценностям: добру, свободе и милосердию.

Об этом он напишет в стихотворении, ставшем своеобразным итогом творчества Пушкина, его поэтическим завещанием, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836 г.). Поэт пишет о своей непокорности существующему строю:

Вознесся выше он главою непокорной

По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивал и Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин – за поэтическую искренность и гражданскую смелость. Пушкин говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику «не зарастет народная тропа»). Он как бы и очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с существованием поэзии:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Эти строки вызывают ряд ассоциаций, образов, знакомых нам по ранней лирике Пушкина. Так, в одном из первых своих стихотворений «Городок» (1815 г.) поэт уже задумывался о будущем и вызывал в своем воображении наследников своей поэтической лиры:

Не весь я предан тленью;

С моей, быть может, тенью

Сын Феба молодой,

Мой правнук просвещенный,

И, мною вдохновенный,

На лире воздохнет.

Те же надежды, но с гораздо большей поэтической силой и с ясным осознанием своего права на бессмертие выражены и в «Памятнике»:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин дает точную и лаконичную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые».

В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Не случайно здесь же говорится о милосердии «к падшим », т.е., вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у Николая 1 освобождения сосланных в Сибирь декабристов.

Пушкин говорит также о том, что главной его заслугой перед будущим поколениями будет то,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Концовка стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть «послушна» только «веленью Божию», т.е. голосу внутренней совести, голосу правды и следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Заметим, что поэзию в этом стихотворении Пушкин ставит выше общественных деяний, выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу, чем к земле. Не потому ли она и бессмертна, что не подчинена земному бренному бытию человека. Человек смертен, но творения его духа обретают вечную жизнь.

Обобщая всю проделанную работу, можно с уверенностью сказать о том, что А. С. Пушкин внес достойный вклад в развитие русской классической литературы. С одной стороны, он органически впитал в себя и глубоко переработал достижения предшествовавшей ему литературы, а с другой – явился гениальным художником – новатором.

Такого поэта, наследника всего литературного прошлого и последовавшей за ним русской литературы, не могли не волновать вопросы происхождения и назначения поэтического дара; взаимоотношения поэта и общества, вдохновения, славы и бессмертия.

В своих произведениях он старался быть объективным, не зависеть ни от царя, ни от «черни», ни от кого бы то ни было. Насколько ему это удалось, судить нам. На мой взгляд, в силу различных обстоятельств поэту не всегда это удавалось. Взять хотя бы стихотворения времен после декабрьского восстания. Ведь поэт не мог выказывать свою неприязнь к императору, хотя бы ради своей безопасности, дабы не последовать за своими друзьями, участвовавшими в восстании 14 декабря 1825 года.

Но все же нужно отдать должное поэту, который стал настоящей легендой русской классической литературы, написав множество прекрасных произведений за свою, сравнительно, короткую жизнь.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Поэзия

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Читайте также:
Что такое цензура в литературе определение: значение слова, история, для чего нужна критика википедия

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

Пророк

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель и драматург мирового значения, внесший значительный вклад в развитие культуры и литературного искусства. Особое место в творчестве Пушкина занимает тема поэта и поэзии, которая имеет общественную направленность, и в то же время является глубоко личной и интимной, отражающей жизненную позицию, мировоззрение и взгляды писателя на протяжении всей его жизни.
Уже в юношеские годы в процессе становления личности поэт задумывается о роли поэзии, которая, по его мнению, должна служить стимулом для саморазвития, повышать интеллект и способствовать духовно – нравственному воспитанию человека. В ранних произведениях Пушкина воспевается безусловная любовь, всеобъемлющая радость и чувственно – эстетическое наслаждение жизнью, а также стремление к творческой свободе и независимости. В стихотворении «К Н.Я.Плюсновой», созданном в тысяча восемьсот девятнадцатом году, Пушкин пишет:
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.
Раннее творчество поэта характеризуется пылкостью, вольнолюбием, юношеским максимализмом и желанием открыто излагать свои мысли. В произведении «Вольность» писатель выражает недовольство абсолютной монархической властью и устоявшимся государственным устройством России, утверждая политическую свободу, гуманность и социальную справедливость. Пушкин хочет видеть свое Отечество сильным и справедливым, лишенным тирании, безответственности властей и государственного несовершенства:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
В период Южной ссылки писатель разочаровывается в служении народу, ставшему жертвой массового внушения и не желающему понять высокие идеи поэта, новаторские и либеральные устремления, которые опережают общественное развитие и ход истории. Государство и религия скрывают истину от общества, манипулируют им, навязывая стереотипное консервативное мышление, конформистские взгляды и превращая людей в потребителей, не умеющих здраво мыслить. Пушкин самокритичен и считает, что его усилия и попытки достучаться до народа, пробудив в нем надежды на счастливое будущее и веру в свои силы, ни к чему не привели. Связанные с этим переживания, поэт высказывает в стихотворении « Свободы сеятель пустынный»:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В произведении « Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин переосмысливает значение литературной деятельности в своей жизни, начиная воспринимать творчество как один из способов заработка. Творец более реалистично смотрит на жизнь, осознавая, что необходимо считаться не только с личностными желаниями и потребностями, но и со своими обязательствами по отношению к близким людям, при этом, не отказываясь от собственных принципов и убеждений и оставаясь верным самому себе.
В тысяча восемьсот двадцать шестом году Пушкин ощущает в себе пророка, жизненная цель которого заключается в правильном использовании божественного дара и полной реализации своего таланта и творческих способностей, которые могут послужить толчком для развития общества. Философские размышления в произведении « Пророк» о высшем предназначении поэта выходят за рамки обыденного восприятия. Стихотворение проникнуто глубокой значительностью и восходит от реалий к высокому духовному смыслу, отражающему мировосприятие писателя и его осознание себя:
И Бога глас ко мне воззвал:
…«Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
Трагические события восстания декабристов тысяча восемьсот двадцать пятого года послужили толчком для создания стихотворения «Арион», в котором Пушкин говорит о своей верности высоким идеалам декабристов, воспевает справедливость и независимость. Песнь свободы звучит даже после смерти всех «пловцов»:
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою…
Поэт понимает значимость своих произведений, которые играют важную роль в жизни общества, оказывая на него особое влияние. Поэзия Пушкина способна менять сознание людей, открывая им истину, а также регулировать общественно – политические процессы, направляя их в лучшую сторону.
В конце двадцатых годов писатель обеспокоен отсутствием понимания между теми, кто «рожден для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве лишь личную выгоду. «Чернь» в стихотворении «Поэт и толпа» ждет от творца практической пользы: « Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя». Но получает один ответ: Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
И в нем заключается не презрение к людям, а стремление уважать их, не опуститься до их уровня понимания жизни, а приблизить к себе тех, кто способен понять высокие идеалы. В этом и заключается цель поэзии.
Стихотворением « Памятник» писатель подводит итог своему творчеству. Он пишет:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Таким образом, исключительно гениальная поэзия Пушкина, неразрывно связанная с его биографией и являющаяся частью общего достояния всего человечества, влияет на судьбы людей, пробуждая в них чистые высокие чувства, заставляет переосмысливать иерархию жизненных ценностей и стремиться к личностному совершенству.
Высоко ценя достоинства пушкинской лирики, Белинский писал: «Ни один из русских поэтов не может быть столько, как А.С. Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

Читайте также:
Иван Сергеевич Тургенева: краткая биография, жизнь и творчество

Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений:
Количество просмотров: 8876
© 11.09.2019г. Алина Новикова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2628903

Валерий Таиров 15.09.2019 19:01:17
Отзыв: положительный
Спасибо – интересная работа о том, как Пушкин писал о поэзии.

А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве

Александр Сергеевич Пушкин

Вопрос о назначении поэта и его творчества рано или поздно встаёт перед каждым творцом. Естественно, что и А. С. Пушкин живо интересовался этой темой, так как к ней он обратился ещё на раннем периоде своей поэтической деятельности. В дальнейшем она красной нитью прошла через всё его творчество на протяжении всей жизни.

  • Связь Пушкина с декабристами
  • Муза — певица свободы
  • Встреча с царём
  • Пушкин о поэте и поэзии в Пророке
  • Стансы
  • Поэт и толпа
  • Стремление к идеалу
  • Добро и милосердие важнее конъюнктуры
  • Духовное завещание Пушкина
  • Поэзия выше славы мирской

Связь Пушкина с декабристами

Портрет поэта

Имя и творчество Пушкина тесно связано с декабристами, с их идеями и устремлениями. В конце первого десятилетия ХIX века передовая часть российской знати и дворянства рассматривала самодержавный строй и крепостничество как факторы, губительные для Росси, для её дальнейшего развития. Среди них была распространена система взглядов, направленных на изменение основ российской действительности.

Хотя Пушкин не был носителем революционных идей, он был солидарен с декабристами во многих вопросах, касающихся:

  • свободы творчества,
  • гражданских свобод,
  • более справедливого устройства общества.

Свои сочинения он рассматривал как средство служения Родине в её борьбе с самовластием, с подавлением личности и человеческого достоинства, которые были присущи тому времени.

Муза — певица свободы

Тайна дарования поэта

Обличать недостатки деспотического режима в своих стихах юноша начал ещё в лицейские годы. Его ода «Вольность» полна мыслями о свержении самовластья, в ней он бичует пороки современного ему общества. А в стихотворении «К Чаадаеву» — обращении своему лицейскому товарищу, Пушкин призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Свою музу он называет «Свободы гордая певица». В этих стихотворениях прослеживается его близость к идеям декабристов.

Читайте также:
Определение, признаки и примеры народных, волшебных и бытовых сказок

После неудачи восстания 1825 года Александр Сергеевич не отходит от свободолюбивых идей. Он всё ещё верит, что горячее поэтическое слово способно зажечь в людях стремление к освобождению от рабских оков, подчинить стоящих у власти справедливому закону. В своих размышлениях и стихах А. С. Пушкин приходит к выводу, что завоевать свободу на политическом поле можно лишь тогда, когда человек почувствует её внутри самого себя.

Встреча с царём

Встреча Пушкина с царем

С особой яркостью такое понимание открывается в стихотворении «Пророк». Этот стих написан в 1926 году.

В необычной форме, напоминающей библейские сказания, автор рассуждает:

  • о своём предназначении,
  • о месте в общественной жизни,
  • о служении на благо Отечеству.

Этому сочинению предшествовало предписание губернатора, полученное в начале сентября, о срочном прибытии в Псков, а затем — в Москву, к государю.

Пушкин сжигает автобиографические наброски, черновики поэм и стихотворений, где содержатся намёки на правящего монарха Николая I. В. памяти поэта ещё свежа казнь пяти предводителей декабрьского восстания. Беседа наедине с царём продолжалась около двух часов. Её результат был неоднозначным. С одной стороны, император освободил поэта от ссылки и цензуры, с другой — объявил, что будет его личным цензором.

Пушкин о поэте и поэзии в Пророке

Стихотворение пророк

Герой стихотворения «Пророк» погружён в пучину духовного одиночества, превратившего мир в безмолвную пустыню. Но с появлением ангела, символизирующего прозрение, он меняется, так как ему даются не только необычайно острые зрение и слух, но и самое ценное — дар действенного слова. Всё это достаётся ценой больших мучений, превращения поэта в пророка, у которого вместо сердца в груди «пылающий огонь».

Но и этого для настоящего творца недостаточно. Ему необходим ещё Божий дар или «Бога глас», который вдохнёт в него великую идею и наставит на выбор великого пути. В аллегорической форме описывается процесс рождения не просто поэта, а того, кто является проводником божественного промысла. Тем самым Александр Сергеевич подчёркивает божественную природу поэтического творчества, при этом утверждая, что ответственность поэт несёт только перед Создателем.

В конце звучит страстный призыв к поэту, ставшему пророком, зорко всматриваться в окружающий мир, прислушиваться к нему, и, исполнившись высшей волей, «глаголом», то есть поэтическим словом, «жечь сердца людей». То есть, открывать людям глаза на несправедливость мира и призывать к борьбе с ней.

Стансы

Стихотворение Стансы

В стихотворении «Стансы» отражается положительное отношение Пушкина к царю. После встречи с императором Пушкин говорил, что он его «просто полюбил». В «Стансах» он даёт идеализированный образ Петра I, восхищаясь им как мудрым правителем, очень разносторонним и работоспособным человеком. Многие из современников поэта осуждали это произведение, называя его стихами, написанными по указке царя в его кабинете за 15 минут.

Пушкина обвиняли в лести его Величеству Николаю I, в восхвалении царского режима. Некоторые представители света считали, что Александр Сергеевич перестал соответствовать образу поэта, боровшегося за свободу мысли и слова, за самовыражение личности, который раньше ассоциировался с именем А. С. Пушкина . На самом деле, положительная оценка автором правления Петра Великого была выражением его надежд на лучшее будущее России, которые он связывал с нынешним императором. А также его пожеланием царю следовать примеру его гениального предка.

Поэт и толпа

Поэт и толпа

В тридцатые годы раскол в обществе нарастал, определённая часть дворян-интеллигентов разделяла оппозиционный настрой, враждебность к самодержавной власти и к царю лично. В такой обстановке Пушкин вынужден был давать объяснения, касающиеся его расположения к Николаю. В частности, это он делает в стихотворении «Поэт и толпа».

По его мнению, поэзия не должна подчиняться конкретным практическим задачам, даже в том случае, когда эти задачи благородны. Используя приём диалога, автор противопоставляет чернь, то есть необразованную толпу, вдохновенному поэту-певцу. Толпа возмущается бесплодностью его песен, требуя от него пользы.

Пушкин отрицает утилитарное отношение к искусству и к поэзии в том числе. Его поэт категорически несогласен с претензиями черни, он утверждает, что красота проявляется не в удовлетворении насущных потребностей, а в близости к Божественной сущности.

Стремление к идеалу

Другой важной мыслью «Поэта и толпы» является мнение о том, что:

  • Искусство не в силах сделать из глупого человека мудреца, а из развратного — скромника,
  • Цель творчества — это стремление к идеалу, а не менторские поучения,
  • Обучить подлеца доброте поэт не в состоянии.

Эпиграфом к стихотворению является латинское изречение, которое переводится, как: «Отойдите, непосвящённые». Тем самым Пушкин пытается донести мысль о том, что поэзия предназначена только для избранных, подготовленных для её восприятия людей.

По мнению Пушкина, для творчества необходимо вдохновение, только оно может пробудить в человеке поэтический дар. Именно эта мысль отражена в его стихотворении «Поэт». Автор называет вдохновение «божественным глаголом», который призывает к творческому акту. А поэтическое творчество сравнивает со «священной жертвой», приносимой античному богу Аполлону, который, как известно, был покровителем искусств.

Добро и милосердие важнее конъюнктуры

Первый портрет Пушкина

Когда среди повседневной мелочной жизни поэт слышит голос музы, его душа пробуждается подобно встрепенувшемуся орлу. Он удаляется от суетного мира, поднимаясь в заоблачные высоты духа, чтобы наполниться мудростью и глубиной, и передать их людям. На протяжении всего творческого пути воззрения Пушкина на роль поэта менялись, как менялась и общественная, и его личная жизнь.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Некоторые критики считали, что Пушкин сменил склонность к гражданской поэзии на так называемое чистое искусство. Но подобный взгляд на творчество Александра Сергеевича в корне ошибочен. Целью его всегда было служение Отечеству, защита прогрессивных идей. При этом гражданственность для него заключалась не в обслуживании конъюнктурных моментов, а в пропаганде ценностей, которые являются вечными это добро и милосердие, свобода и достоинство.

Духовное завещание Пушкина

Памятник поэту

Идея служения поэта людям посредством своего творчества отражена в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном в 1836 году. Иногда его называют духовным завещанием Пушкина. В нём великий поэт отмечает свою творческую независимость от режима, говоря, что он «вознёсся выше… Александрийского столпа». Пушкин рассматривает себя не только как поэта русского, но и пророчествует о своей всемирной славе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич очерчивает идейный смысл своего творческого служения, подчёркивая, что обрёл любовь народа своими стихами, пробуждая в людях «чувства добрые». А также тем, что его произведения были проникнуты духом свободы, вольности, которые он прославлял, несмотря на рамки режима, подвергая себя опасности. Ещё поэт вспоминает о том, как просил Николая I о возвращении декабристов из ссылки, призывая милость «к падшим».

Поэзия выше славы мирской

В конце стихотворения — обращение поэта к музе с призывом быть послушной лишь «веленью Божию», то есть исключительно голосу правды, совести. Выполнять своё высокое назначение, не оглядываясь на глупцов, быть равнодушной как к похвалам, так и наветам клеветников. Поэзия ставится автором выше, чем мирская слава, так как она находится близко к небесам, а не к земной юдоли. Поэтому она бессмертна, и посредством её поэт приобретёт извечную жизнь в сердцах будущих поколений.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что пророчество великого поэта было верным. Творчество А. С. Пушкина стало огромным вкладом в русскую литературу. Он впитал в себя всё лучшее, что дали художественные и философские произведения предшествующих веков, глубоко переработав вложенные в них идеи. Но главная его заслуга в том, что он явился гениальным новатором, поставив поэзию на небывалую высоту, сделав её знаменем стремления к истинным ценностям.

А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве

Александр Сергеевич Пушкин

Вопрос о назначении поэта и его творчества рано или поздно встаёт перед каждым творцом. Естественно, что и А. С. Пушкин живо интересовался этой темой, так как к ней он обратился ещё на раннем периоде своей поэтической деятельности. В дальнейшем она красной нитью прошла через всё его творчество на протяжении всей жизни.

Связь Пушкина с декабристами

Портрет поэта

Имя и творчество Пушкина тесно связано с декабристами, с их идеями и устремлениями. В конце первого десятилетия ХIX века передовая часть российской знати и дворянства рассматривала самодержавный строй и крепостничество как факторы, губительные для Росси, для её дальнейшего развития. Среди них была распространена система взглядов, направленных на изменение основ российской действительности.

Хотя Пушкин не был носителем революционных идей, он был солидарен с декабристами во многих вопросах, касающихся:

  • свободы творчества;
  • гражданских свобод;
  • более справедливого устройства общества.

Свои сочинения он рассматривал как средство служения Родине в её борьбе с самовластием, с подавлением личности и человеческого достоинства, которые были присущи тому времени.

Муза — певица свободы

Тайна дарования поэта

Обличать недостатки деспотического режима в своих стихах юноша начал ещё в лицейские годы. Его ода «Вольность» полна мыслями о свержении самовластья, в ней он бичует пороки современного ему общества. А в стихотворении «К Чаадаеву» — обращении своему лицейскому товарищу, Пушкин призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Свою музу он называет «Свободы гордая певица». В этих стихотворениях прослеживается его близость к идеям декабристов.

После неудачи восстания 1825 года Александр Сергеевич не отходит от свободолюбивых идей. Он всё ещё верит, что горячее поэтическое слово способно зажечь в людях стремление к освобождению от рабских оков, подчинить стоящих у власти справедливому закону. В своих размышлениях и стихах А. С. Пушкин приходит к выводу, что завоевать свободу на политическом поле можно лишь тогда, когда человек почувствует её внутри самого себя.

Встреча с царём

Встреча Пушкина с царем

С особой яркостью такое понимание открывается в стихотворении «Пророк». Этот стих написан в 1926 году.

В необычной форме, напоминающей библейские сказания, автор рассуждает:

  • о своём предназначении;
  • о месте в общественной жизни;
  • о служении на благо Отечеству.

Этому сочинению предшествовало предписание губернатора, полученное в начале сентября, о срочном прибытии в Псков, а затем — в Москву, к государю.

Пушкин сжигает автобиографические наброски, черновики поэм и стихотворений, где содержатся намёки на правящего монарха Николая I. В. памяти поэта ещё свежа казнь пяти предводителей декабрьского восстания. Беседа наедине с царём продолжалась около двух часов. Её результат был неоднозначным. С одной стороны, император освободил поэта от ссылки и цензуры, с другой — объявил, что будет его личным цензором.

Пушкин о поэте и поэзии в Пророке

Стихотворение пророк

Герой стихотворения «Пророк» погружён в пучину духовного одиночества, превратившего мир в безмолвную пустыню. Но с появлением ангела, символизирующего прозрение, он меняется, так как ему даются не только необычайно острые зрение и слух, но и самое ценное — дар действенного слова. Всё это достаётся ценой больших мучений, превращения поэта в пророка, у которого вместо сердца в груди «пылающий огонь».

Но и этого для настоящего творца недостаточно. Ему необходим ещё Божий дар или «Бога глас», который вдохнёт в него великую идею и наставит на выбор великого пути. В аллегорической форме описывается процесс рождения не просто поэта, а того, кто является проводником божественного промысла. Тем самым Александр Сергеевич подчёркивает божественную природу поэтического творчества, при этом утверждая, что ответственность поэт несёт только перед Создателем.

Читайте также:
Мастер и Маргарита, краткий пересказ глав онлайн, содержание первой и второй части

В конце звучит страстный призыв к поэту, ставшему пророком, зорко всматриваться в окружающий мир, прислушиваться к нему, и, исполнившись высшей волей, «глаголом», то есть поэтическим словом, «жечь сердца людей». То есть, открывать людям глаза на несправедливость мира и призывать к борьбе с ней.

Стансы

Стихотворение Стансы

В стихотворении «Стансы» отражается положительное отношение Пушкина к царю. После встречи с императором Пушкин говорил, что он его «просто полюбил». В «Стансах» он даёт идеализированный образ Петра I, восхищаясь им как мудрым правителем, очень разносторонним и работоспособным человеком. Многие из современников поэта осуждали это произведение, называя его стихами, написанными по указке царя в его кабинете за 15 минут.

Пушкина обвиняли в лести его Величеству Николаю I, в восхвалении царского режима. Некоторые представители света считали, что Александр Сергеевич перестал соответствовать образу поэта, боровшегося за свободу мысли и слова, за самовыражение личности, который раньше ассоциировался с именем А. С. Пушкина . На самом деле, положительная оценка автором правления Петра Великого была выражением его надежд на лучшее будущее России, которые он связывал с нынешним императором. А также его пожеланием царю следовать примеру его гениального предка.

Поэт и толпа

Поэт и толпа

В тридцатые годы раскол в обществе нарастал, определённая часть дворян-интеллигентов разделяла оппозиционный настрой, враждебность к самодержавной власти и к царю лично. В такой обстановке Пушкин вынужден был давать объяснения, касающиеся его расположения к Николаю. В частности, это он делает в стихотворении «Поэт и толпа».

По его мнению, поэзия не должна подчиняться конкретным практическим задачам, даже в том случае, когда эти задачи благородны. Используя приём диалога, автор противопоставляет чернь, то есть необразованную толпу, вдохновенному поэту-певцу. Толпа возмущается бесплодностью его песен, требуя от него пользы.

Пушкин отрицает утилитарное отношение к искусству и к поэзии в том числе. Его поэт категорически несогласен с претензиями черни, он утверждает, что красота проявляется не в удовлетворении насущных потребностей, а в близости к Божественной сущности.

Стремление к идеалу

Другой важной мыслью «Поэта и толпы» является мнение о том, что:

  • Искусство не в силах сделать из глупого человека мудреца, а из развратного — скромника;
  • Цель творчества — это стремление к идеалу, а не менторские поучения;
  • Обучить подлеца доброте поэт не в состоянии.

Эпиграфом к стихотворению является латинское изречение, которое переводится, как: «Отойдите, непосвящённые». Тем самым Пушкин пытается донести мысль о том, что поэзия предназначена только для избранных, подготовленных для её восприятия людей.

По мнению Пушкина, для творчества необходимо вдохновение, только оно может пробудить в человеке поэтический дар. Именно эта мысль отражена в его стихотворении «Поэт». Автор называет вдохновение «божественным глаголом», который призывает к творческому акту. А поэтическое творчество сравнивает со «священной жертвой», приносимой античному богу Аполлону, который, как известно, был покровителем искусств.

Добро и милосердие важнее конъюнктуры

Первый портрет Пушкина

Когда среди повседневной мелочной жизни поэт слышит голос музы, его душа пробуждается подобно встрепенувшемуся орлу. Он удаляется от суетного мира, поднимаясь в заоблачные высоты духа, чтобы наполниться мудростью и глубиной, и передать их людям. На протяжении всего творческого пути воззрения Пушкина на роль поэта менялись, как менялась и общественная, и его личная жизнь.

Некоторые критики считали, что Пушкин сменил склонность к гражданской поэзии на так называемое чистое искусство. Но подобный взгляд на творчество Александра Сергеевича в корне ошибочен. Целью его всегда было служение Отечеству, защита прогрессивных идей. При этом гражданственность для него заключалась не в обслуживании конъюнктурных моментов, а в пропаганде ценностей, которые являются вечными — это добро и милосердие, свобода и достоинство.

Духовное завещание Пушкина

Памятник поэту

Идея служения поэта людям посредством своего творчества отражена в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном в 1836 году. Иногда его называют духовным завещанием Пушкина. В нём великий поэт отмечает свою творческую независимость от режима, говоря, что он «вознёсся выше… Александрийского столпа». Пушкин рассматривает себя не только как поэта русского, но и пророчествует о своей всемирной славе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич очерчивает идейный смысл своего творческого служения, подчёркивая, что обрёл любовь народа своими стихами, пробуждая в людях «чувства добрые». А также тем, что его произведения были проникнуты духом свободы, вольности, которые он прославлял, несмотря на рамки режима, подвергая себя опасности. Ещё поэт вспоминает о том, как просил Николая I о возвращении декабристов из ссылки, призывая милость «к падшим».

Поэзия выше славы мирской

В конце стихотворения — обращение поэта к музе с призывом быть послушной лишь «веленью Божию», то есть исключительно голосу правды, совести. Выполнять своё высокое назначение, не оглядываясь на глупцов, быть равнодушной как к похвалам, так и наветам клеветников. Поэзия ставится автором выше, чем мирская слава, так как она находится близко к небесам, а не к земной юдоли. Поэтому она бессмертна, и посредством её поэт приобретёт извечную жизнь в сердцах будущих поколений.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что пророчество великого поэта было верным. Творчество А. С. Пушкина стало огромным вкладом в русскую литературу. Он впитал в себя всё лучшее, что дали художественные и философские произведения предшествующих веков, глубоко переработав вложенные в них идеи. Но главная его заслуга в том, что он явился гениальным новатором, поставив поэзию на небывалую высоту, сделав её знаменем стремления к истинным ценностям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: