Тоталитарный режим в стране: характеристика истории появления в википедии, сущность и признаки

Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма

Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во многих типах диктатур. Так, в восточных деспотиях можно было видеть жесткость правления и абсолютный авторитет владыки, в сред­невековых государствах Европы требования церкви придерживаться одних и тех же верований от рождения до смерти и т.д. Однако в целостном виде все то, что органично присуще этому политическому порядку, проявилось только в определенный исторический период.

Как самостоятельные и качественно целостные тоталитарные по­литические системы исторически сформировались из соответствующих диктаторских режимов, которые искусственно выстроили одно­типные юридические, социальные и экономические отношения. В це­лом тоталитаризм явился одной из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного (модернизационного) кри­зиса. Общими отличительными чертами такого рода кризисов явля­ются: депрессия и утрата населением социальных ориентиров, эко­номический упадок, резкое социальное расслоение, распростране­ние нищеты, преступности и т.п. В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства, деятельностью хорошо организованных партий с их железной дис­циплиной и крайне амбициозными лидерами, а также распростране­нием остро конфронтационных идеологических доктрин и некото­рых других факторов указанные характерные особенности кризисов способствовали тому, что эти общества и встали на путь создания тоталитарных систем.

Особым фактором, способствовавшим ориентации обществ на построение тоталитарных порядков и обладавшим существенным значением именно в России, были традиции подпольной деятельности, террористических организаций, революционизировавших политичес­кую активность населения и легитимизировавших в общественном мнении идеи насильственного передела власти и богатства, избавле­ния от лиц, мешавших и прогрессу и установлению справедливости. Эти традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, впоследствии послужили одним из са­мых мощных источников распространения повседневного «стукачества», бытового доносительства, оправдывавшего предательство людь­ми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти. Не случайно Павлик Морозов, предавший своих близких, на долгие десятилетия стал в нашей стране символом преданности иде­ям социализма и гражданского долга.

Первоначально системная характеристика тоталитарных полити­ческих порядков шла по пути выделения наиболее важных и принци­пиальных черт тоталитаризма. Так, Фридрих и Бжезинский в упоми­навшейся работе выделили шесть его основных признаков: наличие тоталитарной идеологии; существование единственной партии, воз­главляемой сильным лидером; всесилие секретной полиции; моно­полию государства над массовыми коммуникациями, а также над средствами вооружения и над всеми организациями общества, вклю­чая экономические.

Основываясь на выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского и обобщая практику франкистского режима в Испании, X. Линц выделил следующие элементы тоталитарного режима:

1) сильно централизованная, монистическая структура вла­сти, в которой господствующая группа «не несет ответствен­ности ни перед каким выборным органом и не может быть лишена власти институциональными мирными средствами». Структура власти в таких режимах имеет пирамидальную фор­му, вершину которой венчает лидер (вождь) или группа. Все виды власти (законодательная, исполнительная, судебная) фактически сконцентрированы в руках правящей группы или вождя. Непременным условием функционирования пирами­дальной структуры власти является сакрализация вождя;

2) монопольная, детализированная идеология, легитими­рующая режим и пронизывающая его неким величием истори­ческой миссии. Значение монопольной идеологии в подобных системах велико, поскольку именно она выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивации индиви­дов, интегрирует общество вокруг приоритетных целей. С под­чинения общества достижению общей для всех идеи, коллек­тивной цели начинает формироваться тоталитарный режим. Сведение всего многообразия потребностей к достижению единой цели не оставляет места для свободы и автономности отдельной личности;

3) активная мобилизация населения на выполнение поли­тических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически душат в зародыше любую форму автономной общественной и политической организации.

Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества в строгом классовом делении после­днего; в отождествлении судьбы государства с судьбой человека; в стремлении государства к автаркии, навязывании государством об­ществу ценностей и образа жизни господствующего класса; в при­своении государством права на конструирование идеального будуще­го для всего общества и т.д.

В этих описаниях тотали­тарных порядков главный упор делался на определенных характерис­тиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориенти­ровано на закон и установленную им систему регламентации поведе­ния граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и че­ловеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Дик­татура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм — это политическая система произвола власти.

Установление тоталитарных политических порядков не является непосредственным продолжением деятельности предшествующего легитимного режима власти и связанных с ним общественных традиций. Тоталитарные режимы, а впоследствии и системы рождались как воплощение определенных политических проектов, предусмат­ривавших построение властью «нового» общества и отметавших при этом все то, что не соответствует или мешает реализации таких за­мыслов. Главный акцент в этой политике делался на отрицание ста­рого порядка и утверждение «нового» общества и человека. Напри­мер, советский режим последовательно пытался полностью уничто­жить во всех сферах общественной жизни любые проявления буржуазных отношений, образцы складывавшейся в обществе пред­принимательской культуры, либерально-демократические идеи, не регламентированную властью гражданскую активность населения.

Читайте также:
Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Наиболее важным механизмом формирования таких политичес­ких и социальных порядков, подлинным движителем этого процесса являлись идеологические факторы. Именно идеология определяла со­циальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие инсти­туты и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеоло­гия оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологичес­ким проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, — непременному воплощению. Занимая центральное место в по­литических механизмах, идеология превращалась из инструмента вла­сти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновид­ностью идеократии, или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев).

В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие: резкая ломка устоявшихся струк­тур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических тра­диций, предрасположенность мас­сового общественного сознания к насильственным способам реше­ния вопросов; накопление государственного опыта решения социальных про­блем путем мобилизации много­миллионных масс населения; наличие возможностей для соз­дания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

В обощенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

— высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество от­чуждено от власти, но не осознает этого. В тотали­тарном сознании власть и народ предстают как еди­ное, неразделимое целое;

— формирование органов власти осуществляется бю­рократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура;

— существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществ­ляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подав­ляются. Происходит слияние госаппарата с аппа­ратом правящих партий и общественных органи­заций;

— демократические права и свободы носят декларатив­ный, формальный характер. Вместе с тем государст­во выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, меди­цинское обслуживание и пр.;

— в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются преимущест­венно в форме диссидентства;

— в тоталитарных идеологиях история предстает пре­имущественно как закономерное движение к опреде­ленной цели (мировое господство, построение комму­низма), во имя которой оправдываются любые средства;

— власть обладает монополией на информацию и пол­ностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общест­венным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верхов­ной власти;

— власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;

— государственные органы жестко контролируют эко­номику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например во­енного строительства, освоения космоса;

— политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются пред­ставления о государстве как источнике распределе­ния всех благ, поощряются угодничество и доноси­тельство;

— государственное устройство носит унитарный харак­тер. Права национальных меньшинств декларируют­ся, но на деле ограничены.

Тоталитарные системы относятся не к саморазвивающимся образованиям, основывающимся на естественно-исторических механизмах эволюции (частный интерес, свободный индивид, частная собственность, неравенство), а к мобилизационным. Мобилизационные системы функционируют за счет использо­вания ресурсов страха и принуждения. Они даже могут достигать определенных успехов в решении стратегических задач (например, в проведении индустриализации, структурной перестройки, прорыва в космос и т. д.).

Однако ресурсы страха и принуждения недостаточно долго­вечны и требуют постоянного внешнего стимулирования. Для этого правящая элита формирует «образы врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии масс при решении конкретных задач. Не случайно несущей конструкци­ей тоталитарных режимов оказываются массовые партии, об­ладающие монополией на власть. Они становятся элементами государства, сращиваясь с ним.

Конечно, нельзя ограничивать ресурсы тоталитарных ре­жимов только принуждением и страхом в чистом виде. Кроме того, тоталитарный тип власти апеллирует и к ценностям (либо классовым, либо национальным), проводит тотальное промывание мозгов. Однако мобилизационные системы долж­ны формировать и собственную социальную базу, на которую могли бы опереться. Поэтому можно выделить и третий ре­сурс, который используют тоталитарные режимы – вознаграж­дение индивидов, групп или целых социальных классов сим­волическими или статусными знаками отличия (повышение статуса, предоставление экономических или материальных пре­имуществ определенным категориям или населению в целом).

Сущность, истоки и условия возникновения тоталитарных режимов

Тоталитарный режим — это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Термин “тоталитаризм” происходит от латинского слова «totalis» (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Читайте также:
Какие вопросы решает местное самоуправление: права и полномочия органов

Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки, к которым относятся утопические мечты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуатации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию – закономерный этап в развитии человечества.[1]

Признаки тоталитарного режима:

  • · государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • · общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • · абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;
  • · государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
  • · доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;
  • · господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
  • · права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
  • · экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
  • · наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;
  • · централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
  • · невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;
  • · государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.[2]

При тоталитаризме в обществе не существует социальных и политических противоречий, нет партий и конкурентной борьбы за победу на выборах, все являются работниками государства, трудятся для укрепления его мощи и равны в своих доходах и социальных притязаниях. Тем не менее, тоталитарное общество отнюдь не столь благополучно и неуязвимо, как это может показаться на первый взгляд. Угрозы его благополучию могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренняя угроза тоталитаризму связана с постепенной утратой им экономических и социокультурных основ выживания. Каждое общество обладает относительной свободой существования вне государства и имеющегося режима. Однако тоталитаризм, как никакой другой режим, стремится уничтожить эту свободу и поставить общество под свой контроль.

Представляя собой рационалистическую утопию, тоталитаризм стремится создать «нового человека» – полную противоположность свободной демократической личности, полностью предсказуемого и повинующегося режиму винтика, «солдата системы».[3]

Причины возникновения тоталитаризма:

Материальные причины:

По общему мнению тоталитаризм возникает как реакция на угрозу безопасности того или иного государства. Угроза эта чаще всего возникает вследствие некоторого отставания данного государства от более передовых стран. Так же одной из важнейших причин возникновения тоталитаризма является низкий уровень материальной обеспеченности общества. Борьба за средства существования разрушает общество, развивая «войну всех против всех». В такой ситуации к власти могут прийти наиболее сильные социальные группы, которые устанавливают в стране такой порядок, который выгоден прежде всего им. При этом остальная часть населения не обязательно составляет оппозицию выдвинувшейся власти, многие готовы пожертвовать своими убеждениями ради стабильности.

Схематически влияние материальных условий жизни людей на их общественно-политические отношения можно интерпретировать так: на начальном этапе развития цивилизации недостаток средств к существованию побуждает людей к постоянному соперничеству. Для того, чтобы выжить в этих условиях, люди объединяются в группы. В результате борьбы и соперничества к управлению обществом приходят те группы, которые сумели подавить сопротивление своих противников. Новая власть демонстрирует готовность всеми силами отстаивать интересы общества. Однако со временем находящиеся у власти люди привыкают к удобствам и преимуществам своего положения. Монопольная власть предоставляет им порой неограниченные возможности для удовлетворения любых желаний и потребностей. Оправдываясь тяготами бремени служения обществу, они устанавливают для себя целый ряд привилегий, сильно отдаляющих их от народа. Их преемники стремятся к власти уже с одной только целью: использовать её в собственных интересах. Так в обществе назревает революционная ситуация, и развивается новый кризис власти. Борьба за средства существования будет побуждать людей к завоеванию политической власти до тех пор, пока есть возможность использовать её для приобретения значительных материальных благ

Социально-экономические причины:

История показала, что слаборазвитая экономика и соответствующая ей социальная структура с неизбежностью рождают тоталитаризм.Аграрное общество основано на необходимости коллективного труда. Соответственно этому и образ жизни индивида, его идеология и психология оказываются весьма специфическими, как правило отрицающими человеческую индивидуальность. Крестьянин, занятый частным трудом, напротив, предоставлен самому себе. Это неизбежно сужает его общественный кругозор. И поскольку он пользуется простейшими орудиями труда и выполняет циклически одну и ту же работу, можно говорить о довольно низком интеллектуальном уровне как одного члена, так и всего общества в целом.

Читайте также:
Краткое определение термина государство: история и государственные признаки, функции, теории происхождения

Рабочее движение также способствует возникновению тоталитаризма. Обобществление труда объединяет рабочих в весьма сплочённую социальную силу. Их представления о наилучшем устройстве общества встречают поддержку со стороны политических карьеристов, пытающихся использовать ситуацию в личных целях. Представления о рациональном устройстве общества оказываются видением его как своего рода фабрики, функционирующей по единому плану. Эта позиция ведёт к устранению всякой конкуренции мнений, и обществу навязывается одна-единственная стратегия развития, все прочие отвергаются.

Тоталитаризм может быть преодолён только в том случае, когда в обществе сформировался значительный слой интеллигенции, по своему материальному и социальному положению близкой к народу.

Преимущество рыночной экономики перед командной для гражданского общества заключается в том, что здесь человек имеет широкое право выбора. Никто не может принудить его заниматься тем, что ему не нравится. Но без соответствующих социальных и политических институтов рыночная экономика водит общество от одного кризиса к другому, от одной вспышки безработицы к другой. Это вызывает в обывателях тоску по «твёрдой руке», гарантирующей стабильность.

История показала, что либерализм может вырождаться в свою противоположность – тоталитаризм. Именно в странах с хорошо развитой рыночной экономикой, но несовершенными социальными и политическими институтами смог родиться фашизм – тоталитарный общественный строй, возведший принцип конкуренции в абсолют и на этой основе заявивший о своих претензиях на мировое господство.

Политические предпосылки:

Государство возникает в ответ на потребности общества. Развитый рынок невозможен без государства. Однако власть имеет тенденцию занять такие позиции в экономике, которые делают её послушной политической воле. В одном случае государство может обслуживать экономику, содействовать её развитию, а в другом – господствовать над ней, препятствовать прогрессу.

Исторически сложилось так, что государственная власть приобретает наиболее сильный характер, когда народ страдает либо от междоусобиц, либо от невыгодного географического положения. Но, однажды возникнув, власть превращается в фактор, господствующий над гражданскими обществом, подчиняющий его себе. Общество теперь вынуждено согласовывать все свои действия с государством. Без «высочайшего» решения всякие попытки реформирования становятся невозможны. Всё это приводит к тому, что в стране складывается мощный государственный аппарат, тормозящий любые движения и преобразования.

Также большое значение имеют размеры страны. Они порождают в правителях либо умеренность их политических притязаний, либо чувство величия и неограниченность их властных устремлений. Это приводит к империалистическим тенденциям и подавлению внутренней политической оппозиции. Мощь великой страны, способная вскружить голову даже самому трезвомыслящему правителю, может стать причиной политического безрассудства и, как следствие, возникновения тоталитаризма.

Таким образом, тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред- и ранее индустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм – это феномен XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.[5]

История тоталитаризма

Гост

ГОСТ

Определение тоталитаризма

Чем же является и что представляет из себя тоталитаризм? переводе с латинского тоталитаризм означает целостность и полноту.

С экономической точки зрения тоталитаризм отражает этатизацию и всей экономической жизни. Как результат, личность не может претендовать на собственные интересы, всеми возможными способами отдаляется от результатов своего труда, лишаясь тем самым инициативы.

Тоталитаризм представляет собой политическую систему, согласно которой главные государственные органы ставят своей целью полный, а именно тотальный, контроль не только над жизнью отдельной личности, а над всем обществом. Устанавливая, таким образом, принудительное регулирование жизни общества, государство тем самым лишает каждого гражданина прав, как на проявление самостоятельности, свободного мышления, так и каких-либо независимых действий.

Этапы становления тоталитаризма

Свое начало «тоталитаризм» берет с его включения в научную литературу Запада в тридцатые годы. В результате он стал применяться для характеристики фашистского режима Италии, а также германского национал-социалистического движения. В своем развитии тоталитаризм постепенно достигает нового этапа, а именно его появления в публикациях газеты «Таймс».Сфера употребления рассматриваемого термина расширилась, и она стал также применим и к характеристике политического режима Союза Советских Социалистических Республик.

Следующим витком развития тоталитаризма стал переход из политической публицистики к употреблению в рамках научной сферы, также применяясь в большей степени при характеристике политических режимов отдельных государств. Затем, в одна тысяча девятьсот тридцать девятом году делается попытка трактовки тоталитаризма с научной точки зрения. В одном из докладов он был определен как “восстание против всей исторической цивилизации Запада”. Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт “Происхождение тоталитаризма” и совместная монография К. Фридриха И.З. Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”.

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки тоталитаризма

Основываясь на представленных выше научных трудах, ряд ученых выделяют следующие признаки, характеризующие тоталитаризм.

  • наличие одной, но признаваемой всеми идеологии, служащей основой построения политической системы;
  • одна единая, но большая партия, во главе которой возвышается харизматический лидер;
  • монополизация средств массовой информации;
  • монополия на средства для вооруженной борьбы;
  • установление системы террористического полицейского контроля и управления экономикой;
  • непримиримость и отрицание любого инакомыслия;
  • нацеленность всеми возможными способами, как политическими, так и физическими, искоренять не согласных, не исключая даже применения насильственного перевоспитания согласно правильному учению, в то время как непризнанные идеологии и идеи должны быть признаны как заблуждение или ложь;
  • желание построить жизнь в стране на основе «математически безошибочного всеобщего счастья».
Читайте также:
Абсолютная монархия: что это такое? Характеристика и примеры таких стран

Стремление изменить природу человека – одна из его основных отличительных особенностей. А в качестве конечной цели тоталитаризма выступает создание «нового человека».

Под этим понимается формирование личности в строгом соответствии с установленной идеологией. Подразумевается, что такой человек не будет нуждаться даже в управлении. Его действия будут самостоятельными, но исходящими из догм, выдвигаемых правящей верхушкой.

Однако цель не оправдала себя, так как в результате породила только бесконечное написание анонимных писем, доносительств, приводящих общество к аморальному разложению.

Предпосылки возникновения тоталитаризма

Не стоит забывать, что тоталитаризм представляет собой явление, больше всего свойственно двадцатому веку. С появлением технических достижений стало возможным осуществление пропаганды, подавления и принуждения.

Существует мнение, что рассматриваемый термин возник в виду реакции общественности на кризисы периода активного промышленного развития. Все это происходит в процессе распада устоявшихся традиционных социальных структур, разрывая давно привычные отношения и связи. Такое стечение обстоятельств порождает сильные ощущения потерянности и одиночества, в результате чего возникает непреодолимое желание быть в единении с кем-то, сохранить общность с другими людьми. Усиливает данный эффект крах устоявшихся традиций, перемены в устоях жизни, а самое главное, у населения рождается необходимость в защите и разрешении возникшего кризиса.

Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Другим основанием для становления тоталитаризма послужили и духовные истоки. Они сильно отличаются от той воли и идеологии, к воплощению которой стремится государство. Как уже было отмечено выше, активное распространение набирает пропаганда нетерпимости ко всем формам инакомыслия. Параллельно происходит исчезновение уважения к правам и свободам человека и гражданина, выступая при этом с утопическими пропагандами, провозглашающими построение нового общества.

Тоталитарный режим при всей своей крепости со временем разлагается изнутри. Особенно из политической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. Тщетными остаются усилия защититься от инакомыслия. Постепенно начинает спадать хватка вождя, что позволяет проникнуть революционному мышлению, которое поначалу отчуждает только небольшие группы, а затем добирается и до остальной части населения. В результате такого разрушения тоталитаризм отходит в сторону, а на смену ему приходит авторитаризм.

Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

Тоталитаризм – что это? Определение, особенности и признаки тоталитарной политической системы. Чем тоталитаризм отличается от авторитарного и демократического режимов? Примеры тоталитарных государств. Был ли тоталитаризм в СССР? Есть ли защита от тоталитаризма?

Фото Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

Что такое тоталитаризм

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.

Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх – пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм – это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни – экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры

Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини – создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов.

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.

Бенито Муссолини – лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Читайте также:
Характеристика постиндустриального общества: что это такое, причины появления, характерные черты

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.

Власть монополизирована одной политической партией, а в ней – одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например – семьей Кимов в Северной Корее.

Ким Чен Ын – руководитель Северной Кореи, сын предыдущего вождя Ким Чен Ира и внук основателя КНДР Ким Ир Сена. Фото: Reuters

Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

Единая обязательная для всех официальная идеология – обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.

Милитаризация общественной жизни.

Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Пример жестокого тоталитарного режима – режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.

Камбоджийский мальчик смотрит на черепа убитых при Пол Поте. «Поля смерти» – мемориал жертв режима «красных кхмеров». Фото: Reuters

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.

Памятник Туркменбаши Сапармурату Ниязову в Ашхабаде. Фото: Илья Варламов / Varlamov.ru

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

Участники демонстрации на Красной площади в честь Дню пионеров. 1969 год. Фото: РИА Новости / Б. Елин

В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией – в отношении режима Иосипа Броз Тито.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия – это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия – противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Наиболее известные литературные произведения в жанре антиутопии – романы Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Борьба с тоталитарным режимом – частый сюжет произведений современной массовой культуры. Тоталитарные общества, в частности, показаны в фильмах «Эквилибриум», «V – значит вендетта» и трилогии «Голодные игры».

Читайте также:
Взаимодействие общества и природы: географический фатализм как негативный пример влияния человека на окружающую среду

Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Развитое гражданское общество – то есть общественные институты, независимые от государства.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Тоталитарный режим как политическая власть некоторых стран

Самые известные диктаторы

Тоталитаризм — это политический режим, при котором контроль над всеми областями жизни общества и человека принадлежит государству.

Согласно данным в википедии тоталитарный режим характеризуется формами отношения общества и государства, при которых политическая власть осуществляет над обществом полный контроль. В странах с таким режимом оппозиция подавляется с особой жестокостью.

История появления

Существует ряд условий, при которых возникает тоталитаризм. Условия эти идентичны во всех случаях.

  1. Бедственное состояние основной массы населения. Более благополучные страны не подвергнуты возникновению тоталитарного режима.
  2. Преобладание идеи опасности, которая объединяет народ.
  3. Зависимость общества от источников жизни (природные ресурсы, продовольствие и т. д. ).

Признаки тоталитарного режима в политическом режиме

Связано это с трудностями, возникающими при переходе к индустриализации государства. В этот период власти прибегают к чрезвычайным мерам, приводящим к политизации и милитаризации общества. В итоге устанавливается военная диктатура, поддерживающая и защищающая политическую власть в стране.

В большей или меньшей степени эти условия возникновения тоталитарного режима присутствовали в фашистской Германии и Советском Союзе. Впервые же мир узнал о тоталитаризме в двадцатые годы прошлого столетия. В то время к власти в Италии пришел Муссолини. С возникновением итальянского фашизма в стране исчезли конституционные права и свободы, проводились массовые репрессии в отношении противников этого режима. Происходила милитаризация общественной жизни.

Сущность тоталитаризма

Сущность тоталитаризма

Страны с тоталитарным режимом стали порождением XX века в фашистских и социалистических государствах в период культа личности. Связано это с развитием в те времена промышленного производства в экономике, позволяющего усовершенствовать технологические способы вести контроль за личностью. А также появилась возможность влиять на сознание людей, особенно в сложные времена Гражданских войн и социально-экономических кризисов.

Как мы отметили ранее, первые страны с признаками тоталитаризма появились сразу после Первой мировой войны. Сначала предпосылки тоталитаризма были сформулированы идеологами фашизма в Италии, а чуть позже с небольшими усовершенствованиями и нацистами в Германии. После Второй мировой войны политиками тоталитарный режим развился в Китае и некоторых странах Европы. Тоталитарный уклон был присущ государственному социализму, коммунизму, фашизму, нацизму и мусульманскому фундаментализму. В странах с такими режимами государственные власти контролируют жизнь общества, образование, религию, бизнес и социальные отношения.

Признаки

Стоит выделить признаки, по которым можно отличить государства с тоталитарным режимом.

  1. Идеология государства. При тоталитаризме идеология создается и развивается пришедшей к власти верхушки общества, возглавляемая назначенным ею руководителем.
  2. Власть принадлежит одной массовой партии. При тоталитаризме вся власть принадлежит одной правящей организации с ее лидером. Она является единственной силой общественного движения, и ее установки выполняются беспрекословно. Во главе такой организации находится лидер (вождь, фюрер), которого объявляют самым мудрым, честным и постоянно думающим о благе своего народа. Любые другие идеи конкурирующих организаций объявляются направленными против народного единства и как подрывающие принципы общественной жизни.
  3. Применение насилия и террора при контроле в обществе. При тоталитарном режиме насилие и террор присутствуют практически во всех областях жизни общества. В политической жизни наблюдается ограничения в правах и свободах. А если осуществляется закрепление прав и свобод в законодательном порядке, то фактически они просто не исполняются. Контроль за личностью при тоталитаризме является обязательной составляющей этого режима и возлагается на полицейские органы.
  4. Милитаризация. Еще одной отличительной чертой тоталитаризма является милитаризация. Государственной властью принимается большинство решений, направленных на повышение мощи армии страны. Вся идеология строится на надвигающейся опасности извне и необходимости усовершенствовать военно-промышленный комплекс. Практически вся жизнь в стране становится похожа на большой военный лагерь. Тоталитаризм является агрессивным режимом, основанным на идее мирового господства. С другой стороны, такая политика позволяет правящей верхушке отвлечь народные массы от насущных проблем и обогатиться бюрократии.
  5. Использование полицейского сыска. При тоталитаризме на широкую ногу поставлена работа полиции, направленная на тайную слежку за мнимыми врагами существующего режима. В этой работе полиция использует последние достижения науки и техники. Ими широко используется видеоаппаратура и подслушивающие устройства, что вынуждает население находиться в постоянном страхе. Происходят массовые нарушения конституционных прав человека, заканчивающиеся неоправданными арестами.
  6. Централизованный контроль экономики. Не менее важным признаком тоталитаризма является полное подчинение экономики страны, телевидения, газет и других СМИ. Эта форма контроля дает возможность власти полностью распоряжаться трудовыми ресурсами, тем самым создавая себе необходимый фундамент для дальнейшего развития своего политического строя. Примером может служить принудительное перемещение рабочей силы в более отсталые области народного хозяйства.
  7. Создание особого вида человека. Благодаря своей идеологии правящая власть создает особый вид человека. Начиная с детского возраста, у человека складывается особый тип психики и поведения. Он становится полностью подверженным и поддерживающим нынешние политические идеи власти. Человек начинает жить не столько для себя, сколько для блага общества. В итоге таким человеком не надо управлять, он сам следует существующим лозунгам и призывам руководящей верхушки. Правда, в действительности такая политика приводит к написанию доносов, предательству и полному разложению общества.
  8. Возрастание роли исполнительной власти. При тоталитаризме резко возрастает роль исполнительных органов, происходит всевластие должностных лиц, занимающих свои посты по рекомендации или по прямому назначению правящих структур. На фоне исполнительных органов особенно выделяются «силовики» (армия, полиция, прокуратура и органы безопасности), находящиеся под контролем государственной власти.
Читайте также:
Государство это: определение, функции и основные признаки правового государства

Тоталитаризм сегодня

В заключение хочется отметить, что тоталитарный строй способен изменяться, как это произошло в истории Советского Союза после смерти Сталина. В последующие годы хоть и сохранился тоталитаризм, но он потерял ряд своих признаков, то есть фактически стал посттоталитаризмом. В настоящее время по наличию ряда признаков можно сказать, что у нас существуют все предпосылки тоталитаризма. К этому ведет страну находящееся у власти нынешнее руководство. Еще хочется добавить, что тоталитаризм неизменно ждет крах и у этого режима нет будущего. Что такое рсфср расшифровка читайте у нас на сайте.

Тоталитаризм (в Википедии)

Тоталитари́зм (от итал. totalitario ) — государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, церковь, оппозиционные традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

Теория тоталитаризма исходит из того, что фашизм и советский режим 1930-40 гг. имели в своей основе много общего — с точки зрения их идеологических противников (либералов, анархистов и т. д.) — и вместе с тем качественно отличались от прежних диктатур. В силу этого обстоятельства, термин «тоталитаризм» не является точным синонимом XX века. Попытки дать краткое определение этому понятию делались специалистами по сравнительной политологии неоднократно, однако всякий раз приводили к серьёзным трудностям. Современное определение тоталитаризма носит эмпирический характер и рассматривает его как совокупность общих черт сталинского и фашистского режимов. Отсюда оказывается возможным сформулировать основные признаки тоталитаризма [1] .

Содержание

Происхождение и употребление термина

Термин «тоталитаризм», впервые появившийся в работах философа Джованни Джентиле в 1926 г., был популяризован итальянскими фашистами. В статье «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что “Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato” [2] — т. е., все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего является неизбежная эволюция в сторону тоталитаризма (в их определении).

К началу Второй мировой войны под тоталитаризмом понимались репрессивные однопартийные режимы в Италии, Германии и СССР во главе с сильными лидерами, призывающие порвать со всеми традициями во имя некой высшей цели. В самой фашистской Италии, нацистской Германии и сталинском СССР термин «тоталитаризм» употреблялся только в отношении Италии и Германии, но не в отношении Советского Союза [3] .

Новую трактовку тоталитаризму дал Карл Поппер , который в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) противопоставил тоталитаризм Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.) (подробнее см. ниже). Слово подхватили политики в странах демократического блока, которые использовали его достаточно произвольным образом как хрущёвской «оттепели» теория тоталитаризма претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-преженему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, котороя бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.

Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1965 г. предложили Збигнев Бжезинский . Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль.

Советские диссиденты и, после начала перестройки, большинство реформаторов (включая [5] . Использование термина было связано главным образом с отсутствием в советской политологии лексикона, необходимого для критического анализа истории СССР. При этом вопросы природы и стабильности тоталитарного режима играли в возникшей дискуссии вторичную роль; на первом плане было подавление гражданских прав, отсутствие общественных институтов, защищающих человека от государственного произвола, монополия КПСС на политическую власть. Это служило одним из оправданий для призывов к радикальным реформам.

Читайте также:
Причины миграции населения: определение, ее причины, проблемы и виды

Теория тоталитарного общества

Признаки тоталитарного общества

В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Збигнев Бжезинский , на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества [6] :

  1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества
  2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом
  3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества
  4. Отсутствие средствах массовой информации
  5. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения
  6. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»)
  7. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур
  8. Уничтожение индивидуальных [7]

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака и в несколько меньшей степени следующие четыре, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками [3] .

Основные выводы анализа тоталитарной модели

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться с всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.

В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижениии никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им свободно трактоваться по ситуации.

Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

Теория Ханны Арендт

Основой тоталитаризма Ханна Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

Тоталитаризм и социализм

Людвиг фон Мизес

Группа историков и экономистов ( социализм. В то время, как СССР безусловно относился к социалистической системе, подобная классификация для нацистской Германии и тем более фашистской Италии не столь очевидна. Муссолини до Первой мировой войны состоял в социалистической партии, а Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в своём названии включает слово «социалистическая», однако это само по себе не означает, что по своими корнями фашизм упирался в социализм. Мизес утверждал [9] , что хотя подавляющая часть средств производства в Германии номинально оставалась в частных руках, фактически государство обладало всей полнотой контроля над ними, т. е., было их реальным владельцем. С точки зрения Мизеса, крайний национализм и расизм, а не капитализм.

Причины тоталитаризма

Стремление к полному контролю над обществом было свойствено многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321—185 гг. д. н. э.), династия пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку рукводства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

Фридрих фон Хайек

Ряд исследователей тоталитаризма ( А. Рэнд , фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.

Теория тоталитарного общества Т. Адорно, М. Хоркхаймер , Г. Маркузе , Э. Фромм , В. Беньямин . Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит к маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Согласно философам франкфуртской школы, современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством СМИ и навязываемым культом потребления. Отсюда тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Так, к примеру, философы Т. Адорно и М. Хоркхаймер , в книге «Диалектика Просвещения» представили организацию всей жизни в США как «индустрию культуры, являющуюся, возможно, наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма».

Тоталитарные тенденции в США

Социальная и экономическая политика США в 1930-е гг. имела черты, схожие с политикой СССР, Германии и Италии того периода. Так, президент Франклин Рузвельт ввёл субсидии сельскому хозяйству, установил минимальный размер оплаты труда, учредил систему социального обеспечения и внёс элементы централизации и планирования в экономику [10] . В связи с подготовкой к войне, делались попытки сместить акцент в экономике от получения прибыли на «реальное» производство. В то же время специальные условия в социальных программах фактически сделали их доступными только для белого населения, исключив из них большинство негров и латино-американцев [11] . Во время войны свыше ста тысяч американцев японского происхождения были направлены в концентрационные зоны. Эстетический антураж режима, в частности, культ образа мускулистого рабочего, шестёренок на плакатах и т. д., был также вполне характерен для США 1930-х гг.

Читайте также:
Когда была принята действующая конституция Российской Федерации: дата, основные положения

Как пишет историк Дм. Шляпентох, в послевоенные годы государство продолжало активно участвовать в управлении экономикой, при этом акцент по-прежнему делался на «реальное» производство и постоянное планируемое повышение качества товаров. Это сочеталось с репрессиями: « [12] . По мнению Шляпентоха, эти тоталитарные черты американской экономики и политики обеспечили правящей верхушке массовую поддержку среди населения и способствовали борьбе США с Советским Союзом на ранней стадии «холодной войны» [13] .

Критика теории тоталитаризма

Фашизм и марксизм делал основной упор на ликвидации деления общества на экономические демократическими. В качестве доводов приводятся обширная поддержка войны [14] . Аналогичные доводы приводятся в отношении поддержки политики руководства ВКП(б) в СССР. Эта квалификация не соответствует классическому определению демократии, предполагающему не просто одобрение или неодобрение власти со стороны народа, а статус народа как реального источника власти, от которого зависит процесс принятия политических решений и свободное избрание политических лидеров [15] . С другой стороны, теория тоталитаризма также обращает внимание на факт массовой поддержки тоталитарных режимов и делает вывод, что такие режимы базируются на «энтузиазме и терроре».

Ряд специалистов утверждают, что наличие внутрипартийных фракций и появление диссидентского движения в СССР и странах соцблока после смерти Сталина ставит под сомнение корректность классификации этих режимов как тоталитарных [19] . Они полагают, что после смерти тоталитарного лидера режим вступает в фазу, для которой характерен конфликт между интересами различных политических группировок и элементы политического [20] .

Признаки тоталитаризма

Что такое тоталитаризм — особенности политического режима

Тоталитаризм — это форма управления, которая является антиподом гражданского общества и отличается всеобъемлющим контролем за всеми сферами жизни общества, где граждане не могут реализовать свои интересы вне деятельности государственных институтов.

Основной характеристикой тоталитаризма является тотальность, которую рассматривают в подчинении и связи деятельности всех социальных институтов. Таким образом происходит распространение оправданного принуждения и полного контроля со стороны государства на те сферы, которые до установления режима не входили в компетенцию государства или же она была ограниченной (религия, мораль, семейное право, спорт).

Тоталитаризму присуще вмешательство во все сферы жизни страны и граждан. Общество не может иметь при данном режиме автономных областей, самоуправления или любых гражданских институтов. Для наиболее последовательного тоталитарного режима не может существовать частной жизни или частного интереса. Все процессы государства подчинены четко регламентированной, безальтернативной системе.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Термин «тоталитарный» был введен в научный оборот в специфическом политическом контексте в 1923 году Дж. Амендолой и П. Гобетти для характеризации фашистского движения в Италии и почти сразу был подхвачен Муссолини, что придавал ему позитивный идеологический смысл. Через несколько лет понятие «тоталитарный» и производные от него — «тоталитаризм» и другие — надежно вошли в научный словарь социологических наук.

Признаки тоталитарного политического режима

  1. В государстве существует только одна, проработанная в интеллектуальном плане идеология. Нарушение постулатов идеологии рассматривается как инакомыслие, которые не остается без наказания. Идеология тоталитарной страны — это не только комплексная схема идей или программа, но и полноценная парадигма виденья общества и принципов его развития, достижения исторической цели (общества «нового типа»).
  2. Государство, а конкретно партийный аппарат, регламентирует измерения общественного блага и пути его достижения. Общество выполняет требования государства, выступая как единый организм, где нет места индивидуальному.
  3. Однопартийная система и единовластие: сращение партии и государственного аппарата.
  4. Выборы носят сугубо формальный характер, могут отсутствовать или быть нерегулярными. Граждане принимают политическое участие только в рамках одной существующей партии.
  5. Выбор правящих кадров осуществляется по критерию идеологической выдержанности и партийной лояльности. Трансформация права и судебной системы, отказывающейся от правового универсализма.
  6. Наличие харизматического вождя, национального и одновременно партийного лидера, обладающего всей полнотой власти и определяющего цели и средства политики. Он единолично задает ориентиры и приоритеты национально-государственной деятельности, который решает все важнейшие вопросы, обладает наивысшим авторитетом во всех ключевых вопросах существования страны, что на данный момент признаются таковыми.
  7. Ликвидация любой политической деятельности, которая не согласована с органами государственной власти.
  8. Низкое развитие местного самоуправления. Ключевая роль и власть управляющего центра. Колониальный подход в управлении территориями государства.
  9. Наличие разветвленной тайной политической полиции, которая обеспечивает контроль вождя (фюрера, лидера партии) над партией и населением. Она пользуется практиками, которые выходят довольно часто за рамки «закона для всех».
  10. Плановая государственная экономика, подчинение сельского хозяйства деятельности политики (экспансия, геополитика, милитаризация).
  11. Методы борьбы: массовый террор, (особенно против элит), широкомасштабные репрессии не только против отдельных групп населения, признанных «врагами народа» (за этническими, классовыми, религиозными, культурными, политическими или иными социальными характеристиками), но против всего населения в целом. Данные методы служат для обеспечения покорности и управления подданными в поставленных вождем или партией целях.
  12. Государство владеет монополией на любые СМИ и виды межличностной коммуникации. Печать, ТВ или другие каналы связи превращаются в орудие идеологической пропаганды.
Читайте также:
Правовое государство: понятие и признаки, элементы правового государства

Примеры тоталитарных режимов

  1. Нацистская Германия и фашистская Италия при Муссолини. Кроме этого, сюда можно причислить режим императора Хирохито в Японии. Все они были ликвидированы после окончания Второй мировой войны.
  2. Отдельные социалистические (коммунистические) режимы: Пол Пота в Кампучии (1975-1979), (современная Камбоджа), Мао Цзэдуна в Китайской народной республике (1943-1976), Кимов (ныне: Ким чен Ына) в КНДР (основан в 1948). Некоторые исследователи причисляют сюда еще периоды правления Ленина и Сталина в СССР, однако этот вопрос остается дискуссионным.

При режиме красных кхмеров под руководством Пол Пота в Камбодже было уничтожено 60 тыс. христиан, погибли десятки тысяч мусульман, буддийских монахов. Все жители страны были обязаны работать, а рабочий день в сельских коммунах мог составлять от 15 до 20 часов в день.

Жесткая грань разделения тоталитарных и демократических режимов была одним из методов борьбы в период Холодной войны США и СССР и служила скорее идеологическим инструментом. Потому современная наука активно переосмысляет понятие тоталитаризма, отдавая предпочтение таким терминам как «недемократические режимы» и «авторитаризм». То есть тоталитаризм (в его характерных особенностях) стоит рассматривать как идеальный тип, который сложно применять в рамках современного политического дискурса.

Предпосылки зарождения тоталитаризма

  1. Сращивание веток власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые концентрируются в руках одной личности (партии). Парламент и суды в разной степени становятся подвластны лидеру и его партии, они не действуют самостоятельно.
  2. Приход правящих элит сопровождается не демократическим волеизъявлением народа, а переворотом легитимной власти и самопровозглашением.
  3. Появление элементов официальной идеологии, которые оберегаются государством как единоверный взгляд (часто — на формальном, не юридическом уровне). Обсуждение или критика неприемлемы, рассматриваются как угроза.
  4. Ограничение свободы слова или любых других свобод граждан, преследования (часто — журналистов) за инакомыслие. Замалчивание невыгодных режиму событий, заявлений и т.п. СМИ ангажированы и не освещают реальную повестку (в силу запугиваний или же в угоду политической элите).
  5. Путем пропаганды в СМИ в обществе формируется образ общего для всех граждан врага (внешнего или внутреннего, или обеих сразу), который даже может быть частью населения страны (религиозная, этническая группа, население части страны).
  6. Общая популяризация и оправдание (легитимация) методов насилия официальной властью и СМИ.
  7. Формирование под негласной защитой официальной власти радикально настроенных групп, которые пропагандируют насилие, осуществляют общественный террор, используют язык ненависти и отрицают любое толерантное отношение к гражданам, которые имеют отличные взгляды. Зачастую их незаконная деятельность не влечет наказаний, а власть такие методы негласно поощряет.
  8. Ограничение волеизъявления народа в рамках выборов (запрет допуска отдельных категорий населения для голосования), общественных объединений, мирных собраний.
  9. Преследования альтернативных партий и ограничение их деятельности, запугивания политических конкурентов.
  10. Правоохранные органы принимают решение за указанием правящей партии или лидера. Монополия на насилие полиции и других органов не действует или же власть использует ее как метод борьбы с мирным волеизъявлением граждан (собрания, озвучивание мнения и т.д.).
  11. Избирательность в применение норм права — не все граждане равны перед законом. Исполнение законов политически мотивированно в разной степени.

Средства, которые помогают избежать установлению тоталитарных режимов

Становление тоталитарных режимов — это последствия общей государственной политики, которая не пытается бороться с признаками появления характерных тенденций.

Демократический приход к власти отдельных сил или их внешне либеральная позиция не гарантирует демократичности будущей политики. Здесь важно обеспечение реализации данной политики.

Однако, избежать становления недемократических режимов возможно при выполнении комплексной, последовательной, демократической политики государством. Ключевые условия такой программы действий:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: