Трагедия «Пир во время чумы» Пушкина: краткое содержание, анализ и смысл трагедии

Пушкин и социокультурные аспекты «Пира во время чумы»

Александр Сергеевич Пушкин написал мини-пьесу «Пир во время чумы», когда оказался как бы запертым в имении Большое Болдино из-за эпидемии холеры. Эта болдинская осень стала переломным этапом в жизни великого поэта. Пушкин собирался жениться на женщине, которую очень сильно любил и руки которой поэту пришлось довольно долго добиваться. Но капризы судьбы снова стали у Пушкина на пути. Дорога в Москву из-за карантина была закрыта, поэтому Пушкину больше ничего не оставалось, как отправиться в Болдино и просто ждать, пока эпидемия холеры утихнет. В этот период поэта переполняли чувства и одолевали сомнения. Желанная свадьба была уже намечена, но откладывалась на неопределенное время, поэтому взволнованное сознание творческого человека переполнялось эмоциями. И весь этот переизбыток чувств и страданий выливался в творчество. Эти три месяца жизни поэта стали невероятно продуктивными. Пушкин завершил работу над поэмой «Евгений Онегин», испробовал себя в прозе в «Повестях Белкина», написал поэму «Домик в Коломне», создал цикл «Маленькие трагедии», и, конечно, написал много лирических стихотворений.

Болдинский период в жизни русского поэта

Итак, как мы уже говорили, критики и литературоведы считают Болдинскую осень самым плодовитым периодом творчества поэта. 1830 год. Холера, подступившая к порогам Российской империи, совпала со временем подготовки к свадьбе. Пушкин давно намеревался жениться на красавице Наталье Гончаровой. В мае этого года поэт официально объявил о состоявшейся помолвке. Однако день венчания постоянно откладывался. Семья Гончаровых потерпела разорение, поэтому мать невесты переносила свадьбу, не желая выдавать девушку без приданого. Наконец, день свадьбы обозначили, но снова отсрочили – на этот раз из-за смерти дяди Александра Сергеевича и траура по этому поводу. Пушкин выезжает в направлении Болдино… где по дороге поэта и застал карантин по случаю эпидемии холеры.

В начале сентября Пушкин добрался до места назначения, в Болдино. Изначально писатель предполагал, что месяца будет достаточно на решение всех дел, однако в итоге пребывание в имени растянулось на всю осень. С тремя книгами и множеством идей в запасе Пушкин смело приступил к работе. Болдинской осени предшествовала ссора с будущей тещей – матерью Натальи, а также с отцом девушки. Ссора с родителями невесты оказалась настолько сильной, что Пушкин даже написал девушке, что она свободна. К слову, эта осень – не единственная пора, которую русский писатель провел в имении. Пушкин неоднократно приезжал в Болдино и после 1830 года. Как правило, поэт отправлялся в такие путешествия тоже осенью. По-своему продуктивным оказался для Пушкина и 1833 год, когда из-под его пера вышли строки «Медного всадника», «Пиковой дамы» и других текстов.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является для Александра Пушкина как бы эпилогом всей его жизни. Поэт намеренно использует возвышенные эпитеты, величественный ритм и пафосный слог. Предлагаем читателям ознакомиться с анализом этого произведения.

Творчество Пушкина в этот период было не только самым плодотворным в жизни поэта, но и очень разносторонним. Пьеса «Пир во время чумы» появилась на свет, как перевод одного фрагмента из пьесы шотландского поэта Джона Вильсона «Чумной город». Джон Вильсон описывает трагические события 1665 года, когда Лондон оказался пораженным эпидемией чумы. Пушкин и раньше занимался переводом некоторых классических произведений, но «Пир во время чумы» представляет собой совершенно особый вид переводческого творчества. Из небольшого отрывка трехактной пьесы Джона Вильсона Пушкин сумел сотворить совершенно самостоятельное произведение, с ярко выраженными художественными достоинствами и со своей, абсолютно неповторимой, поэзией.

Краткая характеристика образов центральных действующих лиц «Пира…»

Пушкин, в вопросе классификации персонажей, пожалуй, выступает консерватором: в трагедии присутствуют лица первого плана и второстепенные фигуры. Среди действующих лиц первого плана – Председатель, которому автор противопоставил личность священника.

Образ Вальсингама

Это главный герой трагедии, Председатель. Вальсингам изображенным смелым человеком, который храбро смотрит опасности в лицо. Несмотря на то, что Председатель совсем не относит себя к лирикам, ночью Вальсингам придумывает гимн, посвященный эпидемии чумы:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю…

Вальсингам считает, что смертельная опасность – это повод научиться новому способу получать удовольствие от жизни. Председатель пережил тяжелую потерю: Черная смерть унесла мать героя, а также супругу. Но даже это не поколебало настроя Вальсингама:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог.

Таким образом, Вальсингам воплощает силу духа и настоящую отвагу.

Образ священника

Священник – это образ, который автор противопоставляет отважному Председателю. Святой отец воплощает благочестие и истинную веру, силу веры. Приходя на кладбище, священник старается поддержать людей, которые перенесли ужасную утрату – потеряли в эпидемии близких и любимых, родственников, детей, друзей. Живые люди мечтают встретить мертвых после смерти. Священник считает, что Черная смерть предполагает только один способ противостояния – молитву. Это смирение, когда человек склоняет голову перед смертью, признавая силу Бога. Пир, который устроил Председатель, возмущает священника, ведь это похоже на грех и попирание веры в Господа. В сердцах, святой отец напоминает Вальсингаму об умерших членах его семьи. Боль, которую священник этими словами причинил Председателю, не дает чистой душе святого отца покоя: в результате, герой приносит извинения.

Читайте также:
Повесть Гоголя Невский проспект, краткое содержание произведения и особенность творчества писателя

Герои второго плана включают молодого человека, Мэри, а также девушку по имени Луиза.

Образ молодого человека

Юноша, полный жизненных сил и энергии, также нашел место на страницах пушкинской трагедии. Это символ молодости, страсти к жизни, которая плохо сочетается со смертью.

Образ Мэри

Девушка, которую Пушкин выводит в рядах второстепенных героев, пленяет задумчивостью и меланхолией – спутниками времени упадка. Что такое чума, как не декаданс? Когда-то жизнь Мэри радовала счастьем и весельем, теплом родного дома, но теперь все это превратилось в прошлое, в воспоминания. Девушка предается тоске и ностальгии.

Образ Луизы

Задумчивости и грусти Мэри противопоставлена сила и решительность Луизы. Однако на самом деле под внешней оболочкой неприступности, мужественности и непреклонности перед бедой скрывается тонкая и чувствительная натура девушки. Вопреки демонстрируемой силе, Луиза страшится повозки, на которой свалены мертвые тела. К слову, похожий образ использовали и братья Тавиани – режиссеры фильма «Декамерон» (2015 год). Образ повозки с трупами также важный элемент трагедии русского писателя – это символ смерти, демонического характера чумы.

Тематическое своеобразие «Пира во время чумы»

Основной темой пьесы выступает самое древнее и, наверное, вечное чувство – страх смерти. В городе, наполненном смертью, привычный уклад жизни кардинально меняется. Все иллюзорное и лицемерное отступает перед единственным желанием человека – просто выжить. Да и сами люди, перед лицом смерти, словно оголяют свою истинную натуру. Кто-то ищет утешения и спасения в Боге, в религии и вере, смиренно принимая ниспосланную волю Божью, погружаясь в молитву. А другие всеми силами стараются игнорировать это ликование смерти вокруг: эти люди пытаются жить так, словно смерти не существует вовсе. Продолжая пировать, придаваться любовным утехам, просто наслаждаясь жизнью, жители города готовы бросить вызов самой Смерти.

Итак, Пушкин изображает город, который охватила чума. Группа молодых людей решает устроить пир прямо посреди улицы. Юноши и девушки накрывают стол праздничной едой и вином, поют песни и стараются не обращать внимания на зловещие действия чумы.

Первый тост пирующие поднимают за умершего от чумы шута. Но оплакивать мертвеца герои не спешат:

Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться. Итак,
Я предлагаю выпить в его память
С веселым звоном рюмок, с восклицаньем,
Как будто б был он жив…

Пир как игнорирование смерти

С таким весельем и оптимизмом начатое пиршество продолжается пением. Но песня получается совсем невеселая. Молодая девушка поет грустную песню о былых временах и фатальной победе смерти. Должного настроения и прежней беззаботности вернуть молодым людям не удается. Как бы сильно герои не старались отвлечься от трагической реальности, страшная действительность спешит напомнить пирующим о себе. Телега с умершими от чумы людьми проезжает мимо пирующих. И, казалось бы, только минуту назад некоторые гости переполнялись отвагой и силой духа, но, увидев телегу с мертвыми, герои сразу лишаются чувств.

Ага! Луизе дурно; в ней, я думал,
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то – нежного слабей жестокий,
И страх живет в душе, страстьми томимой.

Пир во время чумы. Эпизод

Противостоять самой смерти – задача совсем непростая. Этот противник не обращает внимания ни на твердость духа или мужество, ни на веселость или жизнерадостность, ни на остроумие или образованность, ни на возраст. Собравшиеся на пир люди это чувствуют, но страшатся признаться в этом даже себе.

«Повести Белкина» – это первое завершенное произведение Пушкина, относящееся к прозе, а не к поэзии. Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с этим произведением, где в каждой повести автор рассказывает об одном из пороков общества пушкинского времени, на примере из жизни якобы реального героя.

Некоторые из героев уже успели потерять близких или родных. Боль потери и страх, как перед смертью, так и перед необходимостью жить без близких людей, заставляет героев пушкинского произведения покинуть свои мрачные дома и устроить пир посреди улицы. Кто-то пытается хотя бы на какое-то время отвлечься от смертельной опасности, кто-то хочет забыть о боли утраты, поэтому пир продолжается.

Образ чумы в творчестве Пушкина

Пушкин – не первый поэт, обратившийся к образу чумы. «Черная Смерть» и ранее пленяла воображение литераторов. Пожалуй, самым известным певцом чумы называют Джованни Боккаччо – итальянского писателя, автора «Декамерона». Можно провести параллели между событиями «Декамерона» и «Пиром во время чумы». В первом произведении прослеживается похожий мотив: юноши и девушки бегут от смерти, уезжая из охваченной чумой Флоренции в деревню. Здесь, в старой вилле герои «Декамерона» прячутся – от страха, от болезни, от прошлого, от боли и утраты, отчаяния и ужаса. Юноши и девушки по очереди рассказывают истории, коротая время, пекут хлеб, купаются в ближайшей реке. У Пушкина, безусловно, события выглядят более трагичными, юмора здесь почти нет. Однако идея, во многом, повторяет написанное Боккаччо.

Желая развеселиться, пирующие просят Председателя спеть гимн в честь чумы. Этим гимном поэт старается не возвысить или расхвалить смертельные образы Зимы и Чумы, а, скорее наоборот, обращает внимание на возможность человека достойно противостоять им. Стихии слепы и могущественны, однако, человек имеет и способность, и готовность вступить с ними в борьбу на равных и даже одержать победу.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог…

Поэт выражает благодарность убийственной Чуме за то, что смертельная опасность способна заставить человека проявить истинные благородные качества: храбрость, мужество, силу духа и человеческое достоинство. Но смогут ли все герои достойно принять уготованный судьбой жребий?

Читайте также:
Определение, признаки и примеры народных, волшебных и бытовых сказок

Образы веры и пира: религия во время Чумы

Священник, увидев пиршество, выражает возмущение и требует немедленно прекратить пир и отправиться по домам, чтобы в мрачной тишине оплакать унесенные чумой жизни. Но молодые люди категорически не соглашаются со святым отцом. Председатель объясняет священнику причину «безбожного» поведения собравшихся на пир:

Дома у нас печальны – юность любит радость…

Когда вокруг смерть и слезы, очень важно сохранить здравый рассудок. Чувство безысходности и отчаяния терзают душу. Близких, погибших от чумы, уже не вернуть. Как смириться с потерей и жить дальше? Ответа на этот вопрос выжившие люди пока не знают. Да и смогут ли герои пушкинского произведения выжить в этой схватке с чумой? – Никому не известно. Призывы священника прекратить пир не убеждают собравшихся людей. Страх наполняет души мужчин и женщин. Герои «Пира…» все еще надеются, что даже такое сомнительное веселье сможет отогнать этот холодный ужас приближающейся смерти. Эти молодые люди собрались вместе на пир, чтобы помочь друг другу перебороть страх. Люди понимают, что смерть уже вьется вокруг праздничного стола: возможно, смерть уже нацелилась на жизни пирующих, но пока что жители этого города живы. Еще есть время выпить бокал хорошего вина и насладиться приятной песней. Свой выбор герои уже сделали.

Композиционные и стилистические нюансы «Пира…»

Согласно определению, жанр пушкинского произведения – трагедия. Часто у читателей возникают вопросы о том, в чем же состоит разница между трагедией и драмой (конечно, если говорить о драме как о жанре, а не как о роде литературы). Драма предполагает тяжелую судьбу для действующих лиц повествования, но трагедия непременно соседствует со смертью. Пушкин обращается к смерти как к центральному образу произведения, а также к ужасу, который несет это явление, к страху, который вызывает. Здесь логично обратиться к философии и вспомнить французского философа Жильбера Дюрана. Мыслитель посвятил глобальный труд по антропологии вопросу о страхе смерти и страхе перед временем. По мнению Дюрана, человек, используя культурные инструменты (символы, образы, знаки, ритуалы, искусство, войну и т. д.), старается победить смерть и время. Искусство – один из способов устранить страх смерти. Еда – тоже возможный путь это сделать. Пушкин соединяет образы еды и веселья, намекая на смех как механизм борьбы с ужасом. Человек смеется в лицо смерти, выражая презрение и смелость, констатируя отсутствие страха. И хотя Пушкин не говорит прямо, что герои умирают или умрут, однако читателю ясно, что смерть персонажей «Пира…» неизбежна.

Пир во время чумы. Эпизод

Структурно произведение включает четыре небольшие части, которые – уже посмертно, после кончины автора – прозвали «маленькими трагедиями». Дело в том, что эти драматические фрагменты вполне самостоятельны и могут существовать автономно.

В центре пьесы – не только изображение страха смерти, философские размышления о том, как сохранить рассудок при созерцании ужасов. Также в «Пире…» налицо присутствует конфликт: есть несколько групп персонажей, которые выражают кардинально противоположные интересы. Несмотря на это, никто из героев не переходит на сторону «вражеских» принципов, оставаясь при старом мнении. Кроме внешней борьбы, в трагедии прослеживается и борьба внутренняя (на примере фигуры Председателя).

Выводы, которые напрашиваются после прочтения трагедии

Пушкина всегда сильно беспокоили пороки общества. В своем творчестве писатель часто старался привлечь внимание современников к проблемам, которые, на первый взгляд, кажутся обычной нормой жизни. Человек не может состоять из одних достоинств, недостатки присущи каждому из рода людского. Но главная задача человека – сделать правильный выбор между добром и злом, между силами, которые в живут в душе. В обычной жизни некоторые люди весьма искусно притворяются благодетельными. Но даже малейшие жизненные неурядицы способны превратить уважаемых членов общества в негодяев и подлецов.

Пир во время чумы. Произведение

В критической ситуации, когда приходится выбирать между жизнью или смертью, самое важное – до конца оставаться человеком. Сохранить в душе доброту, сострадание, милосердие и человечность могут только самые достойные. Страх способен полностью разрушить все хорошее в человеке. Вопрос выбора постоянно стоит перед каждым из нас. Что предпочесть – скупость или доброту, зависть или благодушие, похоть или скромность, страх или мужество? Это приходиться решать в жизни постоянно. Поставить на первое место не собственное благополучие, а интересы страны, общества или будущих поколений – вот правильный выбор. От этого выбора зависит, какое будущее ждет наших детей. Критические ситуации будут постоянно преследовать человека, так пусть поступки наших предков подскажут правильный выбор.

Биография создания пьесы “Пир во время чумы”

Произведение Пушкина “Пир во время чумы” написано в 1830 году, по мотивам отрывка поэмы Джона Вильсона «Город чумы». В поэме изображена эпидемия чумы, которая произошла в 1666 году в Лондоне. Действие происходит то на пристани, то на площади переполненной из-за ужаса толпой, то на улице, где буйная молодежь пирует, стараясь отвлечь мысли о неминуемой смерти то в домах зачумленных, то в церкви, то на кладбище, где разыгрываются раздирающие сцены последнего расставания с телами умерших близких людей. Из-за холеры чумы Пушкин не покинул Болдина, и не увиделся с невестой в Москве.

Читайте также:
Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание

Мотивы гостей пира

У Гостей пира мотивы отличается. Один человек пришел на пир, чтобы забыться о трагедии и пьянствует, просит Вальсингама о веселье. Для этого гостя пир как средство, которое помогает не думать о страхе могилы. Девушка Луиза пришла на пир из-за страха одиночества. Девушка хочет почувствовать присутствие человека, чтобы потом на него опираться, и найти в человеке утешение. Луизы цинизм и язвительные монологи проступает страх. Вальсингам сразу заметил в девушке скрытый страх. Но на этом пиру присутствуют также люди которые готовы противостоять бедствие и встретить смерть без страха – это Вальсингам и Мери. Девушка Мери жертвует собственным счастьем ради другого человека.

Заключение

В произведении поведение персонажей отличается, некоторые забывается в веселье, а некоторые молиться и надеяться на Бога. Человеческая сущность проявляется во страхе к смерти. Но смерти не избежать, никому поблажек нет, люди равны перед смертью.

Чему учит произведение “Пир во время чумы”

Пьеса учит читателей проявлять силу духа, не терять надежду учит не поддаваться страху, судьба приносит людям много испытаний, вера во Всевышнего дает людям надежду, и выход надеться. Так же учит чтить память родных и близких которое не выжили.

«Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина

Пьеса «Пир во время чумы» была написана в 1930 г в Болдине и напечатана в 1832 г. в альманахе «Альциона». Для своей «маленькой трагедии» Пушкин перевёл отрывок драматической поэмы Джона Вильсона «Город чумы». В этой поэме изображается эпидемия чумы в Лондоне в 1666 г. В произведении Вильсона 3 акта и 12 сцен, множество героев, среди которых главный – благочестивый священник.

В 1830 г. в России свирепствовала холера. Пушкин не мог приехать из Болдина в оцепленную карантинами Москву к невесте. Эти настроения поэта созвучны состоянию героев поэмы Вильсона. Пушкин взял из неё наиболее подходящий отрывок и полностью переписал две вставные песни.

Цикл из четырёх коротких драматических отрывков уже после смерти Пушкина стал называться “маленькими трагедиями”. Хотя герои пьесы не умирают, но их смерть от чумы почти неизбежна. В “Пире во время чумы” зарифмованы только оригинальные песни Пушкина.

Тема, сюжет и композиция

Страсть, которую изображает Пушкин в этой пьесе – страх смерти. Перед лицом неминуемой гибели от чумы люди ведут себя по-разному. Одни живут так, будто смерти не существует: пируют, любят, наслаждаются жизнью. Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мёртвыми проезжает по улице.

Другие ищут утешения в Боге, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Таков священник, уговаривающий пирующих разойтись по домам и не осквернять памяти умерших.

Третьи не хотят быть утешенными, они в поэзии, в песнях переживают горечь разлуки, смиряются с горем. Это путь шотландской девушки Мери.

Четвёртые, как Вальсингам, не смиряются со смертью, но побеждают страх смерти силой духа. Оказывается, страхом смерти можно наслаждаться, потому что победа страха смерти – это залог бессмертия. В конце пьесы каждый остаётся при своём: священник не смог переубедить пирующих во главе с председателем, они же никак не повлияли на позицию священника. Только Вальсингам глубоко задумывается, но, скорее всего, не о том, хорошо ли он поступил, когда не пошёл за священником, а о том, сможет ли он и дальше противостоять страху смерти силой своего духа. Этой финальной ремарки у Вильсона нет, её вводит Пушкин. Кульминация, момент наивысшего напряжения (минутная слабость Вальсингама, его порыв к благочестивой жизни и к Богу), не равна здесь развязке, отказу Вальсингама от этого пути.

Герои и образы

Главный герой – председатель пира Вальсингам. Он смелый человек, который не хочет избегать опасности, а встречается с ней лицом к лицу. Вальсингам не поэт, но ночью он сочиняет гимн чуме: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю. » Председатель учится наслаждаться смертельной опасностью: «Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог!» Даже мысли о погибшей три недели назад матери и недавно умершей любимой жене не колеблют убеждений председателя: «Нам не страшна могилы тьма. »

Председателю противопоставлен священник – воплощение веры и благочестия. Он поддерживает на кладбище всех, кто потерял родных и отчаялся. Священник не приемлет другого способа противостояния смерти, кроме смиренных молитв, которые позволят живым после смерти встретить на небесах возлюбленные души. Священник заклинает пирующих святою кровью Спасителя прервать чудовищный пир. Но он уважает позицию председателя пира, просит у него прощения за то, что напомнил ему об умерших матери и жене.

Молодой человек в пьесе – воплощение жизнерадостности и энергии молодости, не смиряющейся со смертью. Пирующие женщины являют собой противоположные типы. Печальная Мери предаётся тоске и унынию, вспоминая счастливую жизнь в родном доме, а Луиза внешне мужественна, хотя и пугается до обморока телеги, наполненной мёртвыми телами, которую везёт негр.

Образ этой телеги – это образ самой смерти и её посланника – чёрного человека, которого Луиза принимает за демона, чёрта.

Читайте также:
Краткая биография Льва Николаевича Толстого: интересные факты из жизни

Конфликт

В этой пьесе конфликт идей не приводит к прямому противостоянию, каждый остаётся при своём. Только глубокие раздумья председателя свидетельствуют о внутренней борьбе.

Художественное своеобразие

Сюжет пьесы полностью заимствован, но лучшие и главные части в ней сочинены Пушкиным. Песня Мери – лирическая песня о желании жить, любить, но невозможности сопротивляться смерти. Песня председателя раскрывает его мужественный характер. Она – его жизненное кредо, его способ противостать страху смерти: «Итак, хвала тебе, Чума, Нам не страшна могилы тьма. »

Краткое содержание «Пир во время чумы»

Трагедия «Пир во время чумы» Пушкина была написана в 1830 году по мотивам отрывка поэмы Джона Вильсона «Город чумы», который как нельзя лучше соответствовал настроению писателя. Из-за разбушевавшейся эпидемии холеры Пушкин не мог покинуть Болдино и увидеться со своей невестой в Москве.

Для лучшей подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пира во время чумы».

Место и время действия

Действие трагедии происходит в начале XIX века в Петербурге.

Главные герои

  • Вальсингам – председатель пиршества, смелый и отважный юноша, сильный духом.
  • Священник – воплощение благочестия и истинной веры.

Другие персонажи

  • Молодой человек – жизнерадостный юноша, в котором через край бьет энергия молодости.
  • Мери – печальная, задумчивая девушка.
  • Луиза – внешне сильная и решительная, но на самом деле очень чувствительная героиня.

Краткое содержание

На улице стоит стол, уставленный богатыми яствами. За ним сидят несколько юношей и девушек. Один из присутствующих, молодой человек, обращается к компании и напоминает всем о беззаботном Джексоне, чьи шутки неизменно поднимали всем настроение. Однако теперь неунывающий Джексон, став жертвой свирепой чумы, лежит в холодном гробу. Молодой человек предлагает поднять бокалы вина в память о близком друге «с веселым звоном рюмок, с восклицаньем, как будто б был он жив» .

Председатель соглашается с предложением почтить память Джексона, который первым выбыл из их дружеского круга. Но только хочет сделать это в тишине. Все соглашаются.

Председатель просит Мери, чей голос «выводит звуки родимых песен с диким совершенством» , спеть честной компании грустную песню, чтобы затем вновь с удвоенной силой обратиться к веселью.

Девушка поет о своей родине, которая совсем недавно процветала, но теперь превратилась в пустошь: закрыты школы и церкви, некогда щедрые поля пришли в запустение, не слышны веселые голоса и смех местных жителей. И только на кладбище царит оживление – один за другим сюда приносят гробы с жертвами чумы, и «стенания живых боязливо бога просят упокоить души их» .

Председатель благодарит Мери «за жалобную песню» и предполагает, что на родине девушки в свое время бушевала такая же страшная эпидемия чумы, как и та, что уносит сейчас жизни людей.

Внезапно в их разговор вмешивается решительная и дерзкая Луиза, утверждающая, что подобные заунывные песни уже давно не в моде и лишь наивные души «рады таять от женских слез» .

Председатель просит тишины: он прислушивается к стуку колес телеги, нагруженной трупами. При виде этого страшного зрелища Луизе становится плохо. Своим обмороком девушка доказывает, что она жестока и бессердечна лишь на первый взгляд, на самом же деле в ней скрыта нежная, ранимая душа.

Придя в себя, Луиза делится странным сном, что привиделся ей во время обморока. Страшный демон – «весь черный, белоглазый» – звал ее в свою страшную телегу, наполненную мертвецами. Девушка не уверена, был то сон или явь, и задает этот вопрос своим друзьям.

Молодой человек отвечает, что хоть они и находятся в относительной безопасности, но «черная телега имеет право всюду разъезжать» . Для поднятия настроения он просит Вальсингама спеть «вольную, живую песню» . На что председатель отвечает, что споет не веселую песню, а гимн в честь чумы, который он сам написал в минуту вдохновения.

В мрачном гимне возносится хвала чуме, которая не только «льстится жатвою богатой» , но и дарует небывалое упоение, которое может ощутить сильный духом человек перед смертью.

Тем временем к пирующим приходит священник, который упрекает их в неуместном, кощунственном веселье во время столь страшного горя, охватившего весь город. Старец искренне возмущен тем, что их «ненавистные восторги смущают тишину гробов» , и призывает молодых людей опомниться.

Пирующие прогоняют священника, но тот умоляет их прервать чудовищный пир и разойтись по домам. В противном случае они никогда не смогут встретиться на небесах с душами своих родных и близких.

На что Вальсингам отвечает, что «юность любит радость» , а дома царит мрачное настроение. Священник напоминает юноше, что тот сам три недели назад похоронил мать и «с воплем бился над ее могилой» . Он уверен, что несчастная женщина со слезами на глазах наблюдает за своим пирующим сыном.

На приказ священника Вальсингам отвечает решительным отказом, поскольку на пиру он удерживается «отчаяньем, воспоминаньем страшным» и он попросту не вынесет ужас мертвой пустоты своего дома. Председатель просит священника идти с миром и не докучать им своими проповедями.

Удаляясь, священник в своем последнем слове упоминает чистый дух Матильды – умершей жены Вальсингама. Услышав имя горячо любимой супруги, председатель утрачивает душевное равновесие. Его печалит, что душа Матильды взирает на него с небес и видит его не таким «чистым, гордым, вольным» , каким всегда считала его при жизни.

Читайте также:
Какова мораль басни Иван Андреевича Крылова «Ворона и лисица»?

Священник в последний раз просит Вальсингама покинуть пиршество, но председатель остается. Но он уже не предается, как прежде, веселью – все его мысли витают где-то очень далеко…

Заключение

В своей книге Пушкин показывает, как страх смерти проявляет человеческую сущность. Перед лицом неминуемой гибели все ведут себя по-разному: кто-то находит утешение в вере, кто-то пытается забыться в разврате и веселье, кто-то изливает свою душевную боль в лирике. Но перед смертью все равны, и скрыться от нее нет никакой возможности.

После ознакомления с кратким пересказом «Пира во время чумы» на нашем сайте рекомендуем прочесть трагедию в полной версии.

“Пир во время чумы”, анализ пьесы Пушкина

Пьеса “Пир во время чумы” была написана в 1930 г в Болдине и напечатана в 1832 г. в альманахе “Альциона”. Для своей “маленькой трагедии” Пушкин перевел отрывок драматической поэмы Джона Вильсона “Город чумы”. В этой поэме изображается эпидемия чумы в Лондоне в 1666 г. В произведении Вильсона 3 акта и 12 сцен, множество героев, среди которых главный – благочестивый священник.

В 1830 г. в России свирепствовала холера. Пушкин не мог приехать из Болдина в оцепленную карантинами Москву к невесте. Эти настроения

Пушкин взял из нее наиболее подходящий отрывок и полностью переписал две вставные песни.

Цикл из четырех коротких драматических отрывков уже после смерти Пушкина стал называться “маленькими трагедиями”. Хотя герои пьесы не умирают, но их смерть от чумы почти неизбежна. В “Пире во время чумы” зарифмованы только оригинальные песни Пушкина.

Тема, сюжет и композиция

Страсть, которую изображает Пушкин в этой пьесе – страх смерти. Перед лицом неминуемой гибели от чумы люди ведут себя по-разному. Одни живут так, будто смерти

Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мертвыми проезжает по улице.

Другие ищут утешения в Боге, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Таков священник, уговаривающий пирующих разойтись по домам и не осквернять памяти умерших.

Третьи не хотят быть утешенными, они в поэзии, в песнях переживают горечь разлуки, смиряются с горем. Это путь шотландской девушки Мери.

Четвертые, как Вальсингам, не смиряются со смертью, но побеждают страх смерти силой духа. Оказывается, страхом смерти можно наслаждаться, потому что победа страха смерти – это залог бессмертия. В конце пьесы каждый остается при своем: священник не смог переубедить пирующих во главе с председателем, они же никак не повлияли на позицию священника.

Только Вальсингам глубоко задумывается, но, скорее всего, не о том, хорошо ли он поступил, когда не пошел за священником, а о том, сможет ли он и дальше противостоять страху смерти силой своего духа. Этой финальной ремарки у Вильсона нет, ее вводит Пушкин. Кульминация, момент наивысшего напряжения (минутная слабость Вальсингама, его порыв к благочестивой жизни и к Богу), не равна здесь развязке, отказу Вальсингама от этого пути.

Герои и образы

Главный герой – председатель пира Вальсингам. Он смелый человек, который не хочет избегать опасности, а встречается с ней лицом к лицу. Вальсингам не поэт, но ночью он сочиняет гимн чуме: “Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю…” Председатель учится наслаждаться смертельной опасностью: “Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог!” Даже мысли о погибшей три недели назад матери и недавно умершей любимой жене не колеблют убеждений председателя: “Нам не страшна могилы тьма…”

Председателю противопоставлен священник – воплощение веры и благочестия. Он поддерживает на кладбище всех, кто потерял родных и отчаялся. Священник не приемлет другого способа противостояния смерти, кроме смиренных молитв, которые позволят живым после смерти встретить на небесах возлюбленные души.

Священник заклинает пирующих святою кровью Спасителя прервать чудовищный пир. Но он уважает позицию председателя пира, просит у него прощения за то, что напомнил ему об умерших матери и жене.

Молодой человек в пьесе – воплощение жизнерадостности и энергии молодости, не смиряющейся со смертью. Пирующие женщины являют собой противоположные типы. Печальная Мери предается тоске и унынию, вспоминая счастливую жизнь в родном доме, а Луиза внешне мужественна, хотя и пугается до обморока телеги, наполненной мертвыми телами, которую везет негр.

Образ этой телеги – это образ самой смерти и ее посланника – черного человека, которого Луиза принимает за демона, черта.

Конфликт

В этой пьесе конфликт идей не приводит к прямому противостоянию, каждый остается при своем. Только глубокие раздумья председателя свидетельствуют о внутренней борьбе.

Художественное своеобразие

Сюжет пьесы полностью заимствован, но лучшие и главные части в ней сочинены Пушкиным. Песня Мери – лирическая песня о желании жить, любить, но невозможности сопротивляться смерти. Песня председателя раскрывает его мужественный характер. Она – его жизненное кредо, его способ противостать страху смерти: “Итак, хвала тебе, Чума, Нам не страшна могилы тьма…”

Смысл произведения «Пир во время чумы»

Смысл книги

Поводом для создания этой пьесы послужила эпидемия холеры в 1930 годах, отчего Пушкин оказался заперт в Болдино на три долгих месяца. Москва была в оцеплении, карантинные ограничения не позволяли свободно передвигаться. Для автора эпидемия была не просто болезнью, она стала для него непобедимой стихией, которая ломает привычные устои жизни, превращает некогда друзей в непримиримых врагов, предвещает угрозу мирному существованию и грозит увлечь в небытие. Основной ведущей мыслью в пьесе стало противоборство человека своему страху перед нависшей угрозой неминуемой смерти.

Читайте также:
Что такое горница: происхождение и этимологическое значение этого слова

Пьеса «Пир во время чумы» — одна из четырех «маленьких трагедий» для театра. Если быть точными, то эта пьеса является переводом одной из сцен английской драматической поэмы Джона Вильсона — «Город чумы». В поэме Вильсона отображены события в Лондоне 1666 года, когда на улицах бесчинствовала чума. А.С. Пушкин при создании собственной пьесы избавился от некоторых действующих лиц и добавил несколько оригинальных фрагментов, где и нужно искать тайный смысл, чтобы понять Пушкина, как драматурга.

Хотя сюжет и был полностью заимствован, но лучшие части придуманы и добавлены Пушкиным. А именно это касается лирической песни Мери, где воспевается желание любить и жить, при условии, что смерти больше невозможно сопротивляться. Однако песня Мери, как и она сама, лишены безгрешности. По сути это песнь кающейся девицы и в ней лишь огромное вожделение к этой, недосягаемой для нее невинности. Торжественно-трагическая песня председателя пира — Вальсингама — раскрывает его несгибаемый мужественный характер. Только он понимает всю глубину и остроту событий. В этой песне выражено его непоколебимое жизненное кредо и способ противостояния страху перед лицом смерти. Гимн преисполнен непоколебимой верой в каждого человека и прославляет его умение быть выше и сильнее суровых обстоятельств. Вальсингам подразумевает, что человек мысленно покорившийся смерти, гибнет задолго до наступления его физической смерти.

Перед лицом опасности люди склонны вести себя по-разному, поскольку им нечего больше терять и они заранее себя считают мертвыми, поэтому не стесняются устраивать шумные застолья с неподобающим поведением, любить и наслаждаются жизнью так, как умеют. Смерть периодически напоминает о себе, когда мимо пиршества проезжает телега, нагруженная мертвыми телами.

Люди начинают искать защиту и утешение в Боге, к которому доныне и не обращались. Священник взывает ко всем, стараясь спасти их души для облегчения страданий на небесах. Другие, как Мэри, не хотят никаких утешений и отдаются творчеству, переживая именно так горечь предстоящей разлуки со всем, что дорого сердцу. Подобные главному герою — Вальсингаму находят удовольствие в борьбе своего духа со страхом смерти, считая, что поборов этот страх можно обрести бессмертие. И если священник заботился о духовном сосуде, то Вальсингам славил духовное мужество мирянина, который не желает принять смерть безропотно и не нуждается в наставлениях посторонних людей. Так проявляется извечный антагонизм, когда одни отстаивают внутренние способности человека, а другие ищут спасения в верности обычаям.

Конфликт в этой пьесе не приводит в противоборству. Каждый остается сугубо при своем мнении. Лишь председатель пира Вальсингам имел сиюминутную слабость и едва не последовал за благочестивым священником, но в итоге он остался при своем и лишь раздумывал о том, правильно ли он сделал, что не пошел, или нет.

Люди здесь живут, напевают песни, смеются, плачут, произносят пламенные речи и воодушевляющие монологи, но не совершают ровным счетом никаких поступков, которые могли бы предотвратить ожидаемый итог событий. В отличие от иных трагедий в этой пьесе драматическое действие более ослаблено. Трагедия в том, что героизм Председателя лишен жертвенности ради народа, а Священник не готов принять духовную отвагу личности простых смертных и заменяет авторитетом религии и проповедью о смирении раба Божия.

Пушкин поставил перед собой сверхзадачу — призвать людей к тому, чтобы они сделали правильный выбор в сложившейся ситуации, и сделали его в угоду своего нравственного образа. Человек должен оставаться человеком и не терять голову, особенно в непростые времена.

А. С. Пушкин, «Пир во время чумы»: анализ произведения

Пьеса «Пир во время чумы» была написана в 1930 г в Болдине и напечатана в 1832 г. в альманахе «Альциона». Для своей «маленькой трагедии» Пушкин перевёл отрывок драматической поэмы Джона Вильсона «Город чумы». В этой поэме изображается эпидемия чумы в Лондоне в 1666 г. В произведении Вильсона 3 акта и 12 сцен, множество героев, среди которых главный – благочестивый священник.

В 1830 г. в России свирепствовала холера. Пушкин не мог приехать из Болдина в оцепленную карантинами Москву к невесте. Эти настроения поэта созвучны состоянию героев поэмы Вильсона. Пушкин взял из неё наиболее подходящий отрывок и полностью переписал две вставные песни.

Тема, сюжет и композиция

Страсть, которую изображает Пушкин в этой пьесе – страх смерти. Перед лицом неминуемой гибели от чумы люди ведут себя по-разному. Одни живут так, будто смерти не существует: пируют, любят, наслаждаются жизнью. Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мёртвыми проезжает по улице.

Другие ищут утешения в Боге, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Таков священник, уговаривающий пирующих разойтись по домам и не осквернять памяти умерших.

Третьи не хотят быть утешенными, они в поэзии, в песнях переживают горечь разлуки, смиряются с горем. Это путь шотландской девушки Мери.

Читайте также:
Краткое содержание рассказа "Кладовая солнца" по главам

Четвёртые, как Вальсингам, не смиряются со смертью, но побеждают страх смерти силой духа. Оказывается, страхом смерти можно наслаждаться, потому что победа страха смерти – это залог бессмертия. В конце пьесы каждый остаётся при своём: священник не смог переубедить пирующих во главе с председателем, они же никак не повлияли на позицию священника. Только Вальсингам глубоко задумывается, но, скорее всего, не о том, хорошо ли он поступил, когда не пошёл за священником, а о том, сможет ли он и дальше противостоять страху смерти силой своего духа. Этой финальной ремарки у Вильсона нет, её вводит Пушкин. Кульминация, момент наивысшего напряжения (минутная слабость Вальсингама, его порыв к благочестивой жизни и к Богу), не равна здесь развязке, отказу Вальсингама от этого пути.

Декамерон

Начинается книга, называемая

прозванная Principe Galeotto[1], в которой содержится сто новелл, рассказанных в течение десяти дней семью дамами и тремя молодыми людьми

Введение

Соболезновать удрученным – человеческое свойство, и хотя оно пристало всякому, мы особенно ожидаем его от тех, которые сами нуждались в утешении и находили его в других. Если кто-либо ощущал в нем потребность и оно было ему отрадно и приносило удовольствие, я – из числа таковых. С моей ранней молодости и по сю пору я был воспламенен через меру высокою, благородною любовью, более, чем, казалось бы, приличествовало моему низменному положению[2], – если я хотел о том рассказать; и хотя знающие люди, до сведения которых это доходило, хвалили и ценили меня за то, тем не менее любовь заставила меня претерпевать многое, не от жестокости любимой женщины, а от излишней горячности духа, воспитанной неупорядоченным желанием, которое, не удовлетворяясь возможной целью, нередко приносило мне больше горя, чем бы следовало. В таком-то горе веселые беседы и посильные утешения друга доставили мне столько пользы, что, по моему твердому убеждению, они одни и причиной тому, что я не умер. Но по благоусмотрению Того, который, будучи сам бесконечен, поставил непреложным законом всему сущему иметь конец, моя любовь, – горячая паче других, которую не в состоянии была порвать или поколебать никакая сила намерения, ни совет, ни страх явного стыда, ни могущая последовать опасность, – с течением времени сама собою настолько ослабела, что теперь оставила в моей душе лишь то удовольствие, которое она обыкновенно приносит людям, не пускающимся слишком далеко в ее мрачные волны. Насколько прежде она была тягостной, настолько теперь, с удалением страданий, я ощущаю ее как нечто приятное. Но с прекращением страданий не удалилась память о благодеяниях, оказанных мне теми, которые, по своему расположению ко мне, печалились о моих невзгодах; и я думаю, память эта исчезнет разве со смертью. А так как, по моему мнению, благодарность заслуживает, между всеми другими добродетелями, особой хвалы, а противоположное ей – порицания, я, дабы не показаться неблагодарным, решился теперь, когда я могу считать себя свободным, в возврат того, что сам получил, по мере возможности уготовить некое облегчение, если не тем, кто мне помог (они по своему разуму и счастью, может быть, в том и не нуждаются), то по крайней мере имеющим в нем потребу. И хотя моя поддержка, или, сказать лучше, утешение, окажется слабым для нуждающихся, тем не менее мне кажется, что с ним надлежит особливо обращаться туда, где больше чувствуется в нем необходимость, потому что там оно и пользы принесет больше, и будет более оценено. А кто станет отрицать, что такого рода утешение, каково бы оно ни было, приличнее предлагать прелестным дамам, чем мужчинам? Они от страха и стыда таят в нежной груди любовное пламя, а что оно сильнее явного, про то знают все, кто его испытал; к тому же связанные волею, капризами, приказаниями отцов, матерей, братьев и мужей, они большую часть времени проводят в тесной замкнутости своих покоев и, сидя почти без дела, желая и не желая в одно и то же время, питают различные мысли, которые не могут же быть всегда веселыми. Если эти мысли наведут на них порой грустное расположение духа, вызванное страстным желанием, оно, к великому огорчению, останется при них, если не удалят его новые разговоры; не говоря уже о том, что женщины менее выносливы, чем мужчины. Всего этого не случается с влюбленными мужчинами, как то легко усмотреть. Если их постигнет грусть или удручение мысли, у них много средств облегчить его и обойтись, ибо, по желанию, они могут гулять, слышать и видеть многое, охотиться за птицей и зверем, ловить рыбу, ездить верхом, играть или торговать. Каждое из этих занятий может привлечь к себе душу, всецело или отчасти, устранив от нее грустные мысли, по крайней мере на известное время, после чего, так или иначе, либо наступает утешение, либо умаляется печаль. Вот почему, желая отчасти исправить несправедливость фортуны, именно там поскупившейся на поддержку, где меньше было силы, – как то мы видим у слабых женщин, – я намерен сообщить на помощь и развлечение любящих (ибо остальные удовлетворяются иглой, веретеном и мотовилом) сто новелл, или, как мы их назовем, басен, притч и историй[3], рассказанных в течение десяти дней в обществе семи дам и трех молодых людей в губительную пору прошлой чумы[4], и несколько песенок, спетых этими дамами для своего удовольствия. В этих новеллах встретятся забавные и печальные случаи любви и другие необычайные происшествия, приключившиеся как в новейшие, так и в древние времена. Читая их, дамы в одно и то же время получат и удовольствие от рассказанных в них забавных приключений, и полезный совет, поскольку они узнают, чего им следует избегать и к чему стремиться. Я думаю, что и то и другое обойдется не без умаления скуки; если, даст Бог, именно так и случится, да возблагодарят они Амура, который, освободив меня от своих уз, дал мне возможность послужить их удовольствию.

Читайте также:
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание повести по главам

Герои и образы

Главный герой – председатель пира Вальсингам. Он смелый человек, который не хочет избегать опасности, а встречается с ней лицом к лицу. Вальсингам не поэт, но ночью он сочиняет гимн чуме: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю…» Председатель учится наслаждаться смертельной опасностью: «Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог!» Даже мысли о погибшей три недели назад матери и недавно умершей любимой жене не колеблют убеждений председателя: «Нам не страшна могилы тьма…»

Председателю противопоставлен священник – воплощение веры и благочестия. Он поддерживает на кладбище всех, кто потерял родных и отчаялся. Священник не приемлет другого способа противостояния смерти, кроме смиренных молитв, которые позволят живым после смерти встретить на небесах возлюбленные души. Священник заклинает пирующих святою кровью Спасителя прервать чудовищный пир. Но он уважает позицию председателя пира, просит у него прощения за то, что напомнил ему об умерших матери и жене.

Молодой человек в пьесе – воплощение жизнерадостности и энергии молодости, не смиряющейся со смертью. Пирующие женщины являют собой противоположные типы. Печальная Мери предаётся тоске и унынию, вспоминая счастливую жизнь в родном доме, а Луиза внешне мужественна, хотя и пугается до обморока телеги, наполненной мёртвыми телами, которую везёт негр.

Образ этой телеги – это образ самой смерти и её посланника – чёрного человека, которого Луиза принимает за демона, чёрта.

Художественное своеобразие

Сюжет пьесы полностью заимствован, но лучшие и главные части в ней сочинены Пушкиным. Песня Мери – лирическая песня о желании жить, любить, но невозможности сопротивляться смерти. Песня председателя раскрывает его мужественный характер. Она — его жизненное кредо, его способ противостать страху смерти: «Итак, хвала тебе, Чума, Нам не страшна могилы тьма…»

  • «Пир во время чумы», краткое содержание пьесы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Пир во время чумы»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Характеристики персонажей трагедии «Пир во время чумы»

Незаурядная женская натура торжествует над смертью тем, что целиком забывает себя в помыслах о любимом. Незаурядная мужская натура смело глядит в глаза гибели, бросает ей бесстрашный вызов и, тем самым, Тоже внутренне торжествует над нею. Песни Мери и. председателя-это как бы перекличка двух голосов. «Вечно женственному» песни Мери — полному самоотречению, верности любимому не только до гроба, но и за гробом, противостоит «вечно мужественное» гимна Вальсингама — гордого поединка с враждебной стихией, бесстрашного вызова на смертный
бой самой смерти. Это подчеркивается и различием стихотворных размеров: песня Мери написана четырехстопным хореем, гимн Вальсингама — излюбленным Пушкиным четырехстопным ямбом, который еще со времени Ломоносова считался стихотворным размером, наиболее отвечающим описанию героических дел и чувств. Наконец, песни пушкинского «Пира» не только воплощают в себе основной идейный смысл произведения, не только способствуют глубокому раскрытию образов главных героев, они, в порядке тонких художественных параллелей и внутренних соответствий, соотносятся со вторым, до времени скрытым, планом сцены — тяжкой семейной драмой Вальсингама, раскрывающейся перед нами только к концу пьесы Пушкина. Все это стягивает обе эти песни и трагедию Вальсингама в один тугой композиционный узел. Особенно тесная внутренняя связь оказывается между драмой председателя и лирической концовкой песни Мери. То, о чем в лирической концовке песни Мери говорится как о возможном, с председателем пира произошло на самом деле: он действительно потерял горячо любившую его жену, умершую от чумы, — она «в небесах». — .Святое чадо света вижу — Тебя я там, куда мой падший дух — Не досягнет уже. восклицает Вальсингам в ответ на напоминание ему священником об умершей жене. Заверение Дженни (в песне Мери) о том, что «даже. в небесах» она не покинет своего Эдмонда, перекликается со словами священника Вальсингаму: «Матильды чистый дух тебя зовет». Всем этим образы Дженни в песне Мери и реальной Матильды сливаются в один лучистый женский образ, а тем самым в один образ. сливаются также Эдмонд и Вальсингам. Матильда осуществила то, что сулила Дженни. А как ведет себя после ее смерти тот, кого «она считала. чистым, гордым, вольным», в чьих «объятьях знала рай» (в песне: «Ты, кого я так любила, чья любовь отрада мне»), как ведет себя Эдмонд-Вальсингам? Сложенный Вальсингамом гимн чуме раскрывает всю мощь его натуры. Но в то же время гимн чуме-измена памяти Матильды-Дженни, кощунственное нарушение завета Дженни своему милому — даже не приближаться к ее телу, зараженному чумой («Уст умерших не касайся» — и заключительные слова гимна Вал-ьсингама: «.девы-розы пьем дыханье, быть может, полное Чумы»). И пусть Матильда, подобно Дженни в песне Мери, и это простила бы своему возлюбленному, который пытается оргией пира заполнить’ ,»ужас той мертвой пустоты», которая со смертью жены, а затем и матери воцарилась в его доме (вспомним слова-призыв Дженни к Эдмонду: «Уходи куда-нибудь, где б ты мог души мученье усладить и отдохнуть»), — сам Вальсингам этого себе простить не можеч: «О, если б от очей ее бессмертных скрыть это зрелище!» И горе, овладевшее им, так истинно и глубоко, что даже священник, как бы склоняя перед этим голову, перестает настаивать на уходе его с пира: — Священник — Пойдем, пойдем. — Председатель — Отец мой, ради бога, — Оставь меня! — Священник — Спаси тебя, господь! — Прости, мой сын. . — (Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость.) Как видим, напоминание священником Вальсингаму о Матильде ничего не меняет: Вальсингам по-прежнему принимает участие в разгульном пире, продолжая искать забвения от постигшего его тяжкого горя на груди «погибшего, но милого созданья». Оттого-то священник у Вильсона и уходит «печально». Однако это мало вяжется с тем глубоким и могучим образом председателя пира, который в известной степени намечается в первой половине сцены уже Вильсоном, но со всей полнотой выступает из вкладываемого Пушкиным в его уста гимна чуме. Безграничному, ужасному, особенно в человеке такой силы духа, отчаянию Вальсингама гораздо более, чем банальное продолжение Вильсона, соответствует финал, намеченный Пушкиным в заключительной ремарке его «маленькой трагедии»: пир продолжается, но Вальсингам уже не принимает в нем участия, «погруженный в глубокую задумчивость». Вместе с тем эти замыкающие пьесу слова психологически перекликаются с первой же репликой Вальсингама в самом начале сцены, когда в ответ на предложение молодого человека выпить в память умершего от чумы собутыльника «с веселым звоном рюмок, с восклицаньем, как будто б был он жив», председатель пира предлагает: «Он выбыл первый из круга нашего. Пускай в молчаньи мы выпьем в честь его». Призывом Вальсингама к внутренней сосредоточенности в себе, в своем горе начинается его роль в пьесе; его «глубокой задумчивостью» пьеса заканчивается. Тем самым гармонически завершается художественная лепка образа главного героя «маленькой трагедии», а вместе с этим и вся «маленькая трагедия», в которой, в полном соответствии с основным законом композиционного мастерства Пушкина, подмеченным еще Белинским, «конец гармонирует с началом». В то же время в концовке «Пира» сказывается характерная особенность многих пушкинских финалов: при внешней фабульной словно бы незавершенности их исключительная внутренняя весомость, глубокая содержательность, перспективность. Мы не знаем, что дальше будет с Вальсингамом, но вместе с тем для нас ясно: мы расстаемся с ним в минуты переживаемого им глубочайшего душевного кризиса, из числа тех, что переворачивают и заново перестраивают всю жизнь человека. Подобный же характер имеет финал и другой «маленькой трагедии» Пушкина — «Моцарт и Сальери», завершающейся, как мы вспомним, безответным вопросом, заданным себе Сальери, о «совместности» гения и злодейства. Причем сама эта безответность полнее и ярче всего раскрывает перед нами всю безысходность страданий убийцы.

Читайте также:
Характеристика Варвары Кабановой в пьесе Островского Гроза, которая является натурой яркой и самобытной

Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»

Великий поэт А.С. Пушкин - портрет

Произведение А. С. Пушкина «Пир во время чумы» входит в состав его маленьких трагедий, которые были написаны в 1830 году, во время прибывания в Болдине.Действие происходит на улице Лондона (1665 год унес множество жизни из-за эпидемии чумы). Этот цикл состоит из четырех произведений:

  • Краткое содержание трагедии
  • Анализ произведения
  • Образы председателя и священника
  1. «Скупой рыцарь».
  2. «Моцарт и Сальери».
  3. «Каменный гость».
  4. «Пир во время чумы».

Краткое содержание трагедии

На тему произведений Пушкина Пир во время чумы

За накрытым столом сидят мужчины и женщины, идет пир. Один из гостей вспоминает про своего друга веселого Джексона. Своими шутками и остротами он смешил народ. Его веселье могло оживить любое застолье, разогнать мрак, в котором оказался город из-за свирепствующей чумы.

После смерти Джексона его место за столом так никто и не занял. Юноша предлагает выпить вина в память о нем. Председателю пира Вальсингаму кажется, что уместнее будет пить молча, и гости пьют вино в тишине.

Председатель просит молодую женщину Мэри исполнить грустную песню о ее родной стране Шотландии. А после этой песни он намерен продолжить веселиться. Звучит песня шотландки Мери. В ней она поет о своем родном крае, который процветал, богатства его увеличивались до тех пор, пока беда не обрушилась на него. Веселый и трудолюбивый край стал местом, где живет смерть и печаль. В ее песне говорится о том, как влюбленная девушка просит своего возлюбленного не прикасаться к ней и покинуть родное селение, пока чума не уйдет от них. Из ее уст звучит клятва никогда не оставлять любимого, даже после смерти.

Председатель благодарен Мэри за исполнение жалобной песни. Он догадывается, что когда-то в ее краю тоже гостила чума, которая уничтожает все живое сейчас на его земле. Мэри погружается в воспоминания. Она вспоминает мать и отца, которые любили ее песни. Вдруг слова дерзкой и язвительной Луизы перебивают размышления Мери. Луиза убеждена, что мода на такие песни уже прошла, и они нравятся только простодушным людям, которых могут растрогать женские слезы. Из уст Луизы вырывается крик о том, что она ненавидит желтизну, покрывающую эти шотландские волосы.

Читайте также:
Краткое содержание каждой главы первой, второй, третьей и четвертой частей романа Ивана Гончарова "Обломов"

Председатель прекращает спор, обращая внимание собравшихся на звук приближающихся колес. Оказывается, что этот стук принадлежит телеге, нагруженной трупами. Это зрелище плохо действует на Луизу. Она падает в обморок, а Мэри приводит ее в сознание. По мнению председателя, обморок Луизы — это доказательство того, что нежность сильнее жестокости. Придя в себя, Луиза объясняет причину произошедшего. Она «видела» черного белоглазого демона, звавшего ее в телегу, наполненную мертвыми телами. Луизе непонятно, сон это был или явь.

Иллюстрация к произведению Пушкина

Луизу успокаивают, потому что черной телеге разрешено ездить по всему городу. Теперь просят спеть и председателя, чтобы прекратить споры и разогнать тоску. Его просят исполнить веселую песню. Но председатель исполняет гимн чуме. Он восхваляет чуму за то, что она полна неведомого упоения. Человеку, стоящему на пороге жизни и смерти, она дарит это упоение. Он считает, что повезло человеку, способному испытать это чувство, и оно может стать залогом бессмертия.

Во время пения Вальсингама появляется священник. В адрес собравшихся от него звучат слова упреков. Устроенный пир он называет безбожным. Тишина похорон нарушена их восторгами. Пирующим смешны его слова. Он просит о прекращении чудовищного пира, если они хотят встретиться с душами любимых людей на небесах после смерти. Священник просит их отправиться по домам. Он напоминает Вальсингаму, что прошло всего лишь три недели, как умерла его мать, и как он горевал после ее смерти. Священник уверен, что она глядит с небес на своего сына и плачет.

Священник просит Вальсингама идти за ним, но тот непреклонен. Он отказывается идти домой, боясь страшных воспоминаний и опустевшего родного дома. Он тоскует по умершей жене, присутствующая женщина предполагает, что он сошел с ума. Долгие уговоры священника не действуют на Вальсингама, и он остается пировать.

Анализ произведения

В маленьких трагедиях «Пир во время чумы» — четвертое и заключительное произведение. Действующие лица:

  • председатель Вальсингам,
  • священник,
  • Мэри,
  • Луиза.

Книга произведений Пушкина А.С Маленькие трагедии

От остальных трагедий это произведение отличается тем, что все действие состоит из монологов героев, исполнения ими песен и речей, произносящихся пирующими. Поступков, которые могут поменять ситуацию, никто не совершает. Весь сюжет основан на том, какие мотивы привели их на пир. У каждого участника пиршества они свои: молодой человек приходит, чтобы забыться, Луиза избегает одиночества. Ей необходима поддержка людей, она боится смерти. Только у Мэри и Вальсингама хватает мужества, чтобы противостоять опасности.

В песне, исполненной Мэри, выражаются чувства людей к этой беде. В ней прославляется самопожертвование. Чтобы уберечь от опасности любимого человека, можно пожертвовать своей жизнью. Такая жертва является самым сильным доказательством любви. В песне Мэри звучит мысль, что любовь сильнее смерти и победит ее. Мэри, как кающаяся грешница, хочет познать чистоту и красоту самоотреченья.

Образы председателя и священника

Образ Священника проводящего обряд отпевания

Вальсингам не боится смотреть смерти в лицо, его оценка действительности самая осознанная. В его гимне выражается мысль о том, что воля человека способна победить смерть, даже если судьба непредсказуема. В произведении прославляется не смерть в образе чумы, а сила воли человека, который не сдается и противостоит ей. Могущество человека ставится на один уровень со слепыми стихиями. Но образ Вальсингама — это не только образ победителя. Он признается, что этот пир неуместен, но в то же самое время не может покинуть его.

Горе Вальсингама не оставляет равнодушным и священника, но он не в силах принять происходящее. Мольбы священника прекратить пир понятны и уместны. Обычаями предписано быть в трауре по погибшим, а не пировать. И хотя слова священника остаются не услышанными, Вальсингам задумывается о своем поведении.

Председателю и другим участникам пира удалось отвлечься от творящейся вокруг беды. Исполняя хвалебные песни к героизму одиночества и презрению к смерти, они не задумываются об умерших. А священник, не думая о себе, поддерживает тех, кто близок к гибели. Однако нельзя отрицать личный героизм Вальсингама. Он находит в себе силы без поддержки извне, и это его маленький подвиг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: