Творчество Людвига ван Бетховена и описание его музыкальных произведений,

Жизненный и творческий путь Бетховена

Бетховену посчастливилось родиться в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. Это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых – революционный переворот во Франции. Великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие – и на его мировоззрение, и на творчество. Именно революция дала Бетховену основной материал для постижения «диалектики жизни».

Идея героической борьбы стала важнейшей идеей бетховенского творчества, хотя далеко не единственной. Действенность, активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами – вот что выдвигается композитором на первый план. Идея гражданственности, образ главного героя – борца за республиканские идеалы роднят творчество Бетховена с искусством революционного классицизма (с героическими полотнами Давида, операми Керубини, революционной маршевой песней). «Наше время нуждается в людях, мощным духом» – говорил композитор. Показательно, что свою единственную оперу он посвятил не остроумной Сюзане, а мужественной Леоноре.

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве. Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Поистине необъятному творческому потенциалу противостоял страшный недуг – глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, и идеи Сопротивления, Преодоления стали главным смыслом его жизни. Именно они «выковали» героический характер. И в каждой строчке бетховенской музыки мы узнаем ее творца – его мужественный темперамент, несгибаемую волю, непримиримость к злу. Густав Малер сформулировал эту мысль следующим образом: «Слова, будто бы сказанные Бетховеном о первой теме Пятой симфонии – «Так судьба стучится в дверь»… для меня далеко не исчерпывают ее огромного содержания. Скорее, он мог бы сказать о ней: «Это Я».

Периодизация творческой биографии Бетховена

  • I – 1782-1792 – Боннский период. Начало творческого пути.
  • II – 1792-1802 – Ранний венский период.
  • III – 1802-1812 – Центральный период. Время творческого расцвета.
  • IV – 1812-1815 – Переходные годы.
  • V – 1816-1827 – Поздний период.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям – знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена. Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, в 1787 году Бетховен побывал в Вене и познакомился со своим кумиром. Моцарт, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн. Там он обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно. За 10 лет первого – боннского периода (1782–1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них – всем знакомая песня «Сурок».

Читайте также:
Что такое метафора, примеры из русского языка и литературы

Ранний венский период (1792-1802)

Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 года он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену – крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза.

Молодому виртуозу оказывали покровительство многие знатные любители музыки – К. Лихновский, Ф. Лобковиц, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить его человеческое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 9 – «Крейцерова»), 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея».

С началом XIX века началось и симфоническое творчество Бетховена: в 1800 году он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 – Вторую. В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 году первые признаки неизлечимой болезни – прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 года, который отразился в знаменитом документе – «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «. Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», – писал композитор. – «Только оно, искусство, оно меня удержало».

Центральный период творчества (1802-1812)

1802-12 годы – время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в 3-й («Героической») и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате – № 23 («Аппассионате»).

Всего композитором в эти годы было создано:

шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты №№ 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

Переходные годы (1812-1815)

1812-15 годы – переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Бетховен отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813–17 годов отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений – экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Поздний период (1816-1827)

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие – А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений.

К позднему периоду относятся 5 последних фортепианных сонат (№№28-32), 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета, Все эти сочинения качественно отличаются от всего предыдущего. Это позволяет говорить о стиле позднего Бетховена, имеющем явное сходство со стилем композиторов-романтиков. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую сам считал своим величайшим произведением. «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с ее финальным призывом – «Обнимитесь, миллионы»! – стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Читайте также:
Биг-Бен на английском языке: где находятся часы в Лондоне

О традициях

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой – открывает дорогу романтизму. В целом это верно, однако его музыка не совпадает полностью с требованиями ни того, ни другого стиля. Композитор настолько универсален, что никакие стилистические признаки не охватывают всю полноту его творческого облика. Иногда в один и тот же год он создавал произведения, столь контрастные между собой, что распознать черты общности между ними чрезвычайно сложно (например, 5 и 6 симфонии, которые впервые прозвучали в одном концерте 1808 года). Если же сопоставить произведения, созданные в разные периоды, например, в ранний и зрелый, или зрелый и поздний, то они порой воспринимаются как творения разных художественных эпох.

Вместе с тем, музыка Бетховена, при всей ее новизне, неразрывно связана с предшествующей немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта. В формирование бетховенского стиля внесло свой вклад и музыкальное искусство других стран, в первую очередь Франции, ее массовых революционных жанров, столь далеких от галантно-чувствительного стиля XVIII века. Типичные для него орнаментальные украшения, задержания, мягкие окончания уходят в прошлое. Многие фанфарно-маршевые темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции. Они ярко иллюстрируют строгую, благородную простоту музыки композитора, любившего повторять: «Всегда проще».

Великие музыкальные произведения Людвига Ван Бетховена

Бетховен - немецкий композитор, последний представитель венской классической школы

Больше двух столетий прошло с тех пор, как появился на свет великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Расцвет его творчества выпал на начало XIX века в период между классицизмом и романтизмом. Вершиной творчества этого композитора стала классическая музыка. Он писал во многих музыкальных жанрах: хоровую музыку, оперу и музыкальное сопровождение к драматическим спектаклям. Он сочинил много инструментальных произведений: им написано много квартетов, симфоний, сонаты и концерты для фортепиано скрипки и виолончели, увертюры.

В каких жанрах работал композитор

Людвиг ван Бетховен сочинял музыку в разных музыкальных жанрах и для разного состава музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра им написано всего:

  • 9 симфоний;
  • десяток сочинений разных музыкальных форм;
  • 7 концертов для оркестра;
  • опера «Фиделио»;
  • 2 мессы с сопровождением оркестра.

Бетховен создал множество прекрасных произведений

Им написано: 32 сонаты, несколько аранжировок, 10 сонат для фортепиано и скрипки, сонаты для виолончели и валторны, много небольших вокальных произведений и десяток песен. Камерная музыка в творчестве Бетховена играет тоже не последнюю роль. В его творчестве можно выделить шестнадцать струнных квартетов и пять квинтетов, струнные и фортепианные трио и больше десяти произведений для духовых инструментов.

Творческий путь

Творческий путь Бетховена делится на три периода. На раннем периоде в музыке Бетховена ощущается стиль его предшественников — Гайдна и Моцарта, но в более новом направлении. Главные сочинения этого времени:

  • первые две симфонии;
  • 6 струнных квартетов;
  • 2 концерта для фортепиано;
  • первые 12 сонат, самая известная из них Патетическая.

Это интересно: что такое аллитерация, примеры в художественной литературе.

В среднем периоде Людвиг ван Бетховен очень переживал из-за своей глухоты. Все свои переживания он перенёс в свою музыку, в которой ощущается экспрессия, борьба и героизм. В это время он сочинил 6 симфоний и 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, струнные квартеты и скрипичный концерт. Именно в этот период своего творчества была написана Лунная соната и Аппассионата, Крейцерова соната и единственная опера — Фиделио.

Произведения Бетховена отличались уникальностью и разнообразием

В позднем периоде творчества великого композитора в музыке появляются новые сложные формы. Четырнадцатый струнный квартет имеет семь взаимосвязанных частей, а в последней части 9 симфонии добавляется хоровое пение. В этот период творчества написаны Торжественная Месса, пять струнных квартетов, пять сонат для фортепиано. Музыку великого композитора можно слушать бесконечно. Все его сочинения уникальны и оставляют у слушателя хорошее впечатление.

Самые популярные произведения композитора

Самое известное сочинение Людвига ван Бетховена «Симфония № 5», она написана композитором в 35 лет. В это время он уже плохо слышал и отвлекался на создание других произведений. Симфония считается главным символом классической музыки.

Послушайте симфонию №5 в исполнении оркестра.

«Лунная соната» — была написана композитором во время сильных переживаний и душевных мук. В этот период он уже плохо слышал, и разорвал отношения с любимой женщиной, графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться. Соната посвящена этой женщине.

Это интересно: какие изменения происходят в современном обществе?

«К Элизе» — одно из лучших сочинений Бетховена. Кому композитор посвятил эту музыку? Существует несколько версий:

  • своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти);
  • близкой подруге Элизабет Рекель, которую звали Элиза;
  • Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I.

Симфония

Сам Людвиг ван Бетховен назвал своё произведение для фортепиано «сонатой в духе фантазии». Симфония № 9 Ре минор, получившая название «Хоральная» — это самая последняя симфония Бетховена. Есть связанное с ней суеверие: «начиная с Бетховена все композиторы умирают после написания девятой симфонии». Однако многие авторы в это не верят.

Увертюра «Эгмонт» — музыка, написанная к знаменитой трагедии Гёте, которую заказал Венский Придворный.

Концерт для скрипки с оркестром. Эту музыку Бетховен посвятил своему лучшему другу Францу Клементу. Сначала Бетховен написал этот концерт для скрипки, но не имел успеха и тогда, по просьбе друга, ему пришлось переделать его для фортепиано. В 1844 году, этот концерт исполнил юный скрипач Йозеф Иоахим вместе с королевским оркестром, которым руководил Феликс Мендельсон. После этого это произведение стало популярным его стали слушать во всём мире, а также сильно повлияло на историю развития скрипичной музыки, которое и в наше время считают лучшим концертом для скрипки с оркестром.

Читайте также:
Что такое аллитерация, и как она определяется в русской художественной литературе

«Крейцерова соната» и «Аппассионата» придали дополнительную популярность Бетховену.

Список произведений немецкого композитора многогранен. В его творчестве есть оперы «Фиделио» и «Огонь Весты», балет «Творения Прометея», много музыки для хора и солистов с оркестром. Также есть немало произведений для симфонического и духового оркестра, вокальной лирики и ансамбля инструментов, для фортепиано и органа.

Музыка Бетховена бессмертна и до сих пор волнует людей

Сколько музыки написано великим гением? Сколько симфоний у Бетховена? Все творчество немецкого гения до сих пор удивляет любителей музыки. Слушать красивое и выразительное звучание этих произведений можно в концертных залах по всему миру. Его музыка звучит везде и талант Бетховена не иссякает.

Биография Людвига Ван Бетховена: кратко, самое главное

Людвиг ван Бетховен, германский дирижер, музыкант и композитор, является одной из самых основных фигур в музыкальном классицизме.

Годы жизни: 1770.12.16. – 1827.03.26.

Творчество композитора включает в себя все существовавшие в период деятельности жанры: сочинения для хора, музыка для драматических спектаклей и опера.

Им созданы гениальные произведения в промежутках классического и романтического периодов, оставаясь последним представителем Венской классической школы.

Для детей важным является ответ на вопрос — на каком инструменте играл Бетховен? Композитор владел несколькими музыкальными инструментами, среди которых были орган, альт, фортепиано, пианино, скрипка и виолончель.

Ранние годы

Бетховен родился предположительно 16 декабря (точно известна только дата его крещения – 17 декабря) 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Кристиан Готлоб Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена появилась первая работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.

Бетховен любил читать, особенно популярными у него были древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, и более современные поэты Уильям Шекспир, Гёте и Фридрих Шиллер.

Знаменитые музыкальные произведения

За всю свою творческую карьеру Бетховен написал огромное множество музыкальных произведений, особо известными в их списке значатся:

  • 9 симфоний, только две из них обрели название: 3 симфония «Героическая» 1804 г. и 6 симфония «Пасторальная» 1808 г.,
  • 32 сонаты, из них 16 для юношей, и 60 пьес для фортепиано, из которых особо выделяются: «Лунная соната», «Патетическая соната» и «Аппассионата»,
  • 8 симфонических вступлений к спектаклям, один из них №3 «Леонора»,
  • музыкальное сопровождение спектаклей: «Король Стефан», «Эгмонт» и «Кориолан»,
  • «тройные концерты» концерты для виолончели, скрипки и фортепиано,
  • 10 пьес для скрипки и фортепиано и 5 пьес для фортепиано и виолончели,
  • единственную оперу, в двух частях, «Фиделио»,
  • единственный балет, из него исполняется только вступление (увертюра), «Творение Прометея»,
  • «Торжественная месса»,
  • № 14 соната для фортепиано «Времена года»,
  • музыка к 40 стихотворениям и музыкальная доработка песен народов Ирландии и Шотландии.

Расцвет музыкальной карьеры

Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: “Лунная соната” Бетховена, “Патетическая соната”.

Грубый, самолюбивый на людях, композитор был очень открытым, доброжелательным по отношению к друзьям. Творчество Бетховена следующих лет наполнено новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». Однако дальнейшая жизнь и работа Бетховена были осложнены развитием болезни уха – тинита.

Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Краткая биография Бетховена

Информация составлена из самых важных моментов в жизни и творчестве музыканта.

Где родился

В немецком городе Бонне, что находится на реке Рейн, зимой 1770 года, в семье Иоганна ван Бетховена и Марии Магдалины Кеверих, родился первенец – Людвиг.

Отец и мать

Отец и дед Бетховена, Иоганн и Людвиг, были музыкантами и певчими.

Дед будущего музыканта, Людвиг старший, был фламандским певчим, переехавшим в Бонн, где посчастливилось стать музыкантом при дворе самого курфюрста Кельнского.

Туда же, в капеллу, устроился в качестве певчего Иоганн, который обладал приятным тенором. Там Иоганн знакомится с дочерью повара Кевериха, Марией Магдалиной, с которой впоследствии сочетался браком.

Детство

Детство Людвига нельзя было назвать радостным, ведь следом за ним на свет появились еще 6 братьев и сестер, и ему приходилось помогать своей матери по хозяйству.

Вдобавок ко всему, отец очень часто прикладывался к спиртному, что служило совершенно нездоровой атмосферой в доме.

Иоганн был совершенно необузданным человеком, позволяя себе рукоприкладство, в придачу, в семье никогда не хватало денег из-за постоянных запоев. Справиться с буйным нравом отца Людвига не мог даже дед, что возможно в дальнейшем стало причиной четырех детских смертей.

Читайте также:
Этикет: обозначение, нормы поведения в разных возрастах

Алкоголь, побои, нищета и стресс сказывались на здоровье матери и вынашивании детей, поэтому все умерли практически в младенчестве.

Образование и воспитание

В дни, когда наступало спокойствие, Людвиг любил слушать музыкальное исполнение деда в капелле, что не осталось незамеченным для отца, который принялся за музыкальное образование мальчика.

Но цели у Иоганна были отнюдь не благородные, так не терпелось в скором времени озолотиться на талантливом ребенке, поэтому процесс обучения проходил в жестокой атмосфере.

Людвигу было категорически запрещено гулять во дворе, часто приходилось часами проводить за скрипкой и фортепиано, а в качестве непослушания отец доходил до избиения ребенка.

Вдобавок ко всему Иоганн ограничил сыну посещение обязательного начального образования, что впоследствии сказалось на грамотности композитора. Пробелы в образовании видны в сохранившихся записях музыканта, имеются серьезные ошибки в счете и орфографии.

Начало творчества

Первый свой концерт, под контролем отца, Людвиг дает в Кельне, но вырученные средства оказались слишком малы, что сильно разочаровало Иоганна, и тот передает сына в обучение своим знакомым музыкантам.

А вот Мария Магдалина стремилась всячески поддерживать сына, предложив ему переносить возникающую в голове музыку на бумагу.

В 1782 году юный Людвиг знакомится с К. Г. Нефе – органистом, композитором и эстетом, который берет шефство над дарованием, делая своим помощником при дворе. Нефе обучает Людвига, прививая любовь к музыкальным и литературным произведениям, философской науке и иностранным языкам. Юный музыкант мечтает о встрече и совместной работе с Моцартом, и этой мечте суждено было сбыться.

В 1787 году Людвиг ван Бетховен совершает свою первую поездку в Вену, где демонстрирует импровизации Моцарту, который, ошеломленный исполнением юноши, предсказал в будущем его огромную популярность. После этого маэстро согласился на просьбы Бетховена дать несколько профессиональных уроков.

Но судьба распорядилась иначе. У Людвига серьезно заболела мать, и поэтому пришлось срочно вернуться домой. Мария Магдалина умирает, и Людвигу приходится взять на себя всю заботу о своих двух младших братьях. Для своих детей Иоганн был плохим отцом, его интересовала только бесшабашная, пропитанная алкоголем жизнь, и юному музыканту ничего не оставалось, как обратиться за помощью к курфюрсту, с просьбой о получении ежемесячной денежной помощи. Этот период жизни был очень тяжелым, внезапно осложненный заболеваниями тифа и оспы.

Неспящее дарование Людвига в дальнейшем позволило обеспечить себе доступ к любым музыкальным собраниям и уважение со стороны богатых семей в своем родном городе. Это позволило в 1792 году снова посетить Вену, где молодой человек берет уроки у известных композиторов: Гайдна, Альбрехтсбергера, Шенка и Сальери. Пользуясь знакомствами и знаниями, Бетховен становится вхож в круг виртуозных музыкантов и титулованных особ.

Правда изнеженным жителям Вены музыка композитора казалась очень непонятной и чудовищной, что сильно того обескураживало и раздражало. Тогда, недолго думая, Людвиг отправляется в Берлин, где, как ему казалось, он надеялся встретить понимание.

Там так же ожидало разочарование. Бетховен не нашел искомое. Испорченные нравы, лицемерие, прикрываемое благочестием, раздражали, и, несмотря на принятые двором Фридриха II импровизации и предложение остаться в Берлине, музыкант возвращается в полюбившуюся Вену. Оттуда музыкант добровольно не выезжал несколько лет, посвятив себя полностью своим нотам, создавая на дню по три композиции.

Бетховен был открытым революционером, не боявшимся высказывать всем и всюду свои взгляды. Даже его облик кричал об этом, своими непослушными вихрами не по моде, не меняющиеся ни в чью угоду. Внутреннее и внешнее состояние существовало гармонично.

Эту гармонию бунтарства умело запечатлел на полотне в 1920 году знакомый художник Штилер.

Людвиг Ван Бетховен краткая биография композитора

Данный портрет Бетховена считается самым популярным из всех прижизненных изображений.

На 26 году жизни к Бетховену подкралась настоящая беда потеря слуха. Ему еще ранее приходилось жаловаться на частые раздражающие шумы и звоны в ушах, что свидетельствовало о развивающейся болезни – тиннитус.

Советы врачей о соблюдении покоя и тишины нисколько не улучшили состояние, и композитором, в момент отчаянья, было написано завещание. Но проявленная сила характера, свойственная композитору, не позволила наложить на себя руки. Осознавая надвигающуюся глухоту, маэстро решил не терять время даром, и трудиться над своей Третьей симфонией – «Героической».

Расцвет

С 1812 года Бетховен создает свои самые лучшие монументальные произведения для виолончели и любимого фортепиано, сочиняет симфонию № 9, «Торжественную мессу» и цикл вокалистам «К далекой возлюбленной», обрабатывает песни народов Шотландии, России, Ирландии.

В 1824 году было первое исполнение 9-ой симфонии на публике, устроившей бурные аплодисменты маэстро, размахивая в знак приветствия платками и шляпами. Такое позволялось лишь при встрече с императорскими особами, поэтому жандармы не замедлили пресечь такую вольность.

Последние годы жизни

Зимой 1826 года маэстро поразило воспаление легких, в придачу с водянкой и желтухой. Около трех месяцев продолжалась борьба с недугом, но в этот раз он оказался слабее, и ранним утром Бетховена не стало.

Ему было всего 56 лет. Вскрытие показало, что у маэстро к тому моменту развился цирроз печени и панкреатит.

Многотысячная похоронная процессия проводила своего любимого уникального композитора в полной тишине. На месте захоронения был поставлен пирамидальный памятник с изображением на нем лиры, солнца и фамилии гения.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. Уже на этом этапе после прослушивания одной из импровизаций Бетховена великий Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!» После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру. Затем учителем и наставником Бетховена стал Антонио Сальери.

Читайте также:
Краткое содержание биографии композитора Михаила Ивановича Глинки

Интересные факты о Бетховене

О Бетховене существует несколько интересных фактов:

  1. Из-за потери слуха, композитор придумывает способ, позволяющий слышать звук: зажимает в зубах один конец тонкой плоской палочки, а второй прислоняет к краю инструмента и через появившуюся вибрацию чувствует ноту.
  2. Когда болезнь овладела слухом, глухой музыкант создал для общения с людьми «разговорную тетрадь», через которую с ним общались люди. Так как музыкант не был почитателем властвующих особ, то всячески высказывался на их счет нелестными, а подчас и страшными словами. Это было опасно, так как на тот момент повсюду сновали царские шпионы, и друзья Бетховена постоянно его предупреждали в тетради об их присутствии. Но ироничность и несдержанность маэстро не позволяла оставаться в молчании, на что в тетради был написан ему ответ – «По вам эшафот плачет!». Некоторые такие тетради были уничтожены.
  3. Судебный патологоанатом и эксперт из Вены Рейтер провел в 2007 году анализ волос Бетховена, который показал, что причиной смерти маэстро послужило отравление свинцом, в связи с неправильным лечением.
  4. В отличие от своего современника, композитора Россини, накрывающегося одеялом, чтобы сочинять произведения, Бетховен стимулировал свой мозг выливанием ледяной воды на голову.

Выдающиеся достижения музыканта

Людвиг ван Бетховен сыграл выдающуюся роль в развитии музыкальных жанров своих предшественников. Он впустил как можно больше свободы в исполнение квартетов, симфоний и сонат, создав ощущение пространства и времени.

Композитор своими произведениями ввел каждый инструмент так, что исполнителю просто необходимо стало владеть им досконально.

Так был оттеснен клавесин, что сделало фортепиано главным инструментом, который своим расширенным диапазоном гасит его скромное изящество, и требует профессиональной отдачи.

В мелодию композитор так же ввел новшество – неожиданное импульсивное и контрастное исполнение, со сменой темпов и ритмов, что было подчас трудно принять современникам.

Бетховен стал музыкальным революционером, затмивший своими творениями былую традиционную направленность, создав новое направление в музыкальном искусстве.

10 самых известных произведений Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен, творивший в эпоху между классицизмом и романтизмом, считается одним из важнейших композиторов в истории классической музыки.

Он сочинял во всех популярных в то время жанрах и везде имел успех, но все же лучшими его работами принято считать инструментальные произведения.

С момента его смерти прошло почти 200 лет, но его музыка по-прежнему жива. Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на историю, поэтому мы просто вспомним самые известные его произведения. Возможно, кто-то о них даже не знал, но если выделить время и послушать композиции из нашего списка, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.

10. Симфония №5, ор. 67

Даже если вы далеки от классической музыки и предпочитаете слушать русский рэп, вступительный фрагмент 5-й симфонии Бетховена наверняка покажется вам знакомым.

Его до сих пор активно используют в кино, играх, рекламе и т. д. Сам композитор описывал его короткой, но очень емкой фразой: «Так судьба стучится в двери».

Произведение было написано в период с 1804 по 1808 годы, когда и состоялась премьера в Вене. 4 года – большой срок, поэтому современники Бетховена даже поговаривали о том, что у него кончилось вдохновение и симфонию он не допишет.

Уже тогда он страдал от прогрессирующей глухоты, что только добавляло вес словам скептиков. 22 декабря в «Театр ан дер Вин» они с первых секунд поняли, что ошиблись.

9. Концерт для скрипки с оркестром, op. 61

Уникальность произведения в том, что это единственный законченный скрипичный концерт Бетховена. Он написал его для своего близкого друга Франца Клемента, который в 1806 году был не только известным музыкантом, но еще и директором Венского театра.

Концерт создавался в спешке, так что последнюю партию композитор закончил буквально перед выходом Клемента на сцену, из-за чего тому пришлось читать с листика и играть без репетиций.

Возможно, именно это стало причиной того, что выступление прошло тихо и незаметно, не произведя должного впечатления на публику.

Концерт был забыт и вспомнили о нем уже после смерти Бетховена, когда в 1844 году его сыграл Йозеф Иоахим, 12-летний вундеркинд. Вместе с ним на сцене был оркестр Королевской филармонии, а дирижировал Феликс Мендельсон.

8. Концерт для фортепиано с оркестром №5, op. 73, «Император»

Многие свои произведения Бетховен посвящал своим друзьям и родным и концерт «Император» не стал исключением: его он посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Концерт стал одним из самых масштабных сочинений в карьере немца, отразив весь спектр переполнявших его эмоций. Здесь нежность граничит с грубой силой, а мощь переплетается с успокоением.

Интересный факт: вторую часть концерта (Allegro) режиссер Том Хупер использовал в титрах фильма «Король говорит», который в 2010 году получил «Оскар».

7. «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет.

Читайте также:
Общество обособившаяся от природы часть материального мира

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора.

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

6. Соната для фортепиано №23, op. 57, «Аппассионата»

Одну из своих самых известных сонат композитор начал писать в 1803-м, а закончил в 1805-1806 годах, посвятив ее графу Францу Брунсвику.

Произведение было очень популярно в СССР, так как его высоко оценил Владимир Ильич Ленин. Максим Горький в своем очерке писал, как «вождь» слушал «Аппассионату» в квартире правозащитницы Екатерины Пешковой: «Я не знаю произведения лучше и готов слушать его каждый день», – сказал тогда Ленин.

5. Рондо-капричио, op. 129, «Ярость по поводу потерянного гроша»

Для начала поясним, что такое «рондо-капричио». Капричио – это определение произвольности в музыкальном темпе, а рондо – музыкальный формат, характерной чертой которого является чередование главной темы с отличающимися фрагментами. «Ярость по поводу потерянного гроша» – самое известное произведение, сочетающее в себе эти форматы.

Композиция была написана в 1795 году, когда Бетховену было 25 лет. Подзаголовок, довольно шуточный, придумал Антон Шиндлер, друживший с музыкантом.

4. Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

3. Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната»

Название соната получила в честь Рудольфа Крейцера, которому Бетховен ее посвятил, однако по изначальной задумке она должна была называться иначе.

Первым исполнителем стал скрипач Джордж Бриджтауэр, сыгравший ее вместе с композитором в Вене 24 мая 1803 года.

Музыка вновь была написана в спешке, из-за чего часть нот имелась в единственном экземпляре, так что Бриджтауэру во время выступления приходилось заглядывать через плечо Бетховена, сидевшего за фортепиано.

Именно Джорджу немец посвятил сонату, но потом передумал. Почему? Точного ответа нет, но есть пара легенд.

Согласной одной, в ночь после премьеры скрипач оскорбил знакомую даму Бетховена, что стало причиной крупной ссоры между ними.

Другая версия гласит, что Крейцер просто был более известным в те годы. Самое забавное, что последний никогда не исполнял посвященное ему произведение, сочтя его крайне неудобным.

2. Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

1. Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната»

Знаменитую на весь мир «Лунную сонату» Бетховен написал для Джульетты Гвиччарди – 18-летней графини (композитору тогда было 30), которой он давал уроки музыки и в которую был влюблен.

Увы, но девушка предпочла выйти замуж за Венцеля Галленберга, тоже композитора. Пусть эта любовь и не обрела развития, зато подарила миру по-настоящему великое музыкальное произведение.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.

Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.

Детство

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.

Читайте также:
Картина Решетникова Опять двойка: биография художника, история написания, сюжет полотна

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.

Портрет Бетховена в детстве

Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.

Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.

Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.

Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.

Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.

В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.

В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.

Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.

После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.

В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.

Музыка

В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.

Людвиг ван Бетховен играет на пианино

Через год Бетховен пишет музыкальное сопровождение на «Оду Радости» Шиллера, которую тот написал для масонской ложи в 1785-м. Потом Людвиг несколько раз меняет гимн, пока не добивается его триумфального звучания. Окончательный вариант симфонии он представил публике в 1824-м, и она вызвала неимоверный восторг.

Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.

Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.

Он часто переписывается с доктором Вегелером, и в одном из писем написал, что не собирается сдаваться. Всю жажду к жизни он вложил во «Вторую симфонию» и три скрипичных сонаты. Композитор понимает, что скоро полностью потеряет слух, поэтому набрасывается на работу.

Читайте также:
Какие изменения происходят в современном обществе: основные причины и виды изменений

В 1808-м Бетховен создает «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей. Она занимает особое место в его жизни и творчестве. Для отдыха Людвиг часто выбирал дальние деревушки, бывал на природе и там обдумывал новую музыку. Четвертую часть этой симфонии он назвал «Гроза. Буря». Ему удается в точности передать всю мощь стихии с помощью тромбонов, фортепиано и флейты.

В 1809-м дирекция городского театра попросила Бетховена написать музыку к драме Гете «Эгмонт». Он был поклонником творчества писателя, поэтому решил не брать за свою работу денежное вознаграждение. Он писал музыку во время театральных репетиций. Одна из актрис – Антония Адамбергер решила над ним пошутить и сказала, что у нее полностью отсутствует певческий талант, но тут же рассмеялась и мастерски спела арию. Бетховену эта шутка не понравилась, он сказал, что раз она умеет петь, то он пойдет писать эти песни.

В 1813-1815 годах Людвиг уже не может работать в полную силу, он глохнет окончательно. Однако и в таком положении он не сдается. Для того, чтобы «слышать» ноты, он использует тонкую деревянную палочку. Один кончик палочки зажат у него в зубах, второй он устанавливает на переднюю часть инструмента. Во время вибрации композитор чувствует, как звучит инструмент.

В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.

Людвиг ван Бетховен: биография и творчество композитора

Немецкий композитор и пианист родился 16 декабря 1770 году в городе Бонне, что находился в Священной Римской империи. Он стал одним из ярчайших представителей венской классической школы. Покинул этот мир 26 марта 1827 года в Вене, Австрия. Творил Бетховен как раз в период перехода от классицизма к романтизму. Является одним из главных представителей классической музыки. Свои произведения композитор писал в самых разных жанрах, в том числе и оперном, сочинял и музыку к драматическим постановкам, и хоровые композиции. Стал ключевой фигурой в симфонизме 19-го и 20-го веков. Краткая биография и творчество Бетховена поистине вдохновляют.

великий композитор

Семья великого композитора

Начать краткую биографию Людвига ван Бетховена стоит с его семьи. Появился Бетховен на свет в 1770 году 16 декабря. Родители Людвига – Иоганн Бетховен и Мария-Магдалина. Отец был певцом (тенор в придворной капелле), мать была дочерью придворного шеф-повара. Поженились Иоганн и Мария в 1767 году, через три года появился Людвиг ван Бетховен. Отец Иоганна пел в той капелле (бас), что и его сын. После работал капельмейстером.

работа композитора

Детство Бетховена

Иоганн твердо задался целью вырастить из своего сына нового Моцарта. С ранних лет Людвига обучали игре на скрипке и клавесине. В возрасте 8 лет в 1778 году состоялось первое выступление Бетховена. Но чуда не случилось, гениальных результатов маленький Людвиг не показал, и его отец бросил затею воспитания вундеркинда. Обучение Бетховена было перепоручено коллегам Иоганна.

Один учил мальчика играть на органе, другой продолжал обучать скрипке. Первым настоящим учителем стал композитор Кристиан Готлоб Нефе, который сразу определил, что у Бетховена есть талант. Он показал Людвигу произведения Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. Первое сочинение Людвига ван Бетховена издали, когда мальчику было всего 12 лет. В то время он работал помощником придворного органиста.

Ситуация кардинально изменилась, когда мир покинул дед Бетховена. Мальчик бросил школу, учил языки, увлекался чтением. В 1787 году Людвиг впервые отправился в Вену, где Моцарт послушал его импровизацию и вынес вердикт, что этот композитор заставит всех говорить о себе. К сожалению, Людвигу пришлось вернуться на родину, так как его мать была тяжело больна. Ему тогда было всего 17, а на плечи парня легла ответственность за всю семью. В 1789 году Бетховен решает продолжить образование и начинает посещать лекции в университете. Спустя некоторое время в корне меняется направление творческой биографии Бетховена. Людвиг вновь отправляется в Вену, чтобы стать учеником Гайдна.

написание сонат

Биография и творчество Бетховена

Занятия с Гайдном быстро разочаровали и ученика, и учителя. Их взгляды не совпадали, и вскоре они расстались. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен стал известен каждому, как виртуозный пианист, его игра поражала слушателей до глубины души, из-за того, что он использовал в своих произведениях те элементы, которые ранее крайне редко применялись. В итоге можно сказать, что именно Бетховен создал фортепианный стиль, который был далек от привычной изысканной манеры клавесинистов.

Этот стиль четко прослеживается в сонатах № 8, № 13, № 14. Выделялся он не только своей музыкальной манерой, но и внешним видом. Композитор всегда был небрежно одет и не причесывался. Был резким, прямым и никогда не извинялся за свои слова. Но, несмотря на дерзкое и суровое поведение, близкие Людвига всегда говорили, что он добрый и отзывчивый человек. Примерно в это время сочинения Бетховена начали издаваться повсеместно, и их успех был невероятным. Биография Людвига ван Бетховена наполнена яркими моментами, которые омрачали проблемы со здоровьем.

взрослый бетховен

Первые проблемы со слухом

За 10 лет жизни в Вене Бетховен написал много шедевров. Но уже в 1796 году в возрасте 26 лет Людвиг начинает терять слух. У него обнаружили такое заболевание, как тиннитус – воспаление внутреннего уха, из-за которого появляется непрерывный звон в ушах. Врачи посоветовали Людвигу отдохнуть вдали от людей и музыки. Только покой и тишина не помогли композитору в должной мере, он начинает приходить к осознанию того, что глухота неизбежна.

Читайте также:
Сохранение биологических ресурсов: правовое регулирование любительского рыболовства

Во время лечебного отдыха в Хайлигенштадте он начал работу над Третьей симфонией, в будущем композитор назовет ее «Героической». Из-за проблем со слухом Бетховен начинает вести «разговорные тетради». В них композитор общался со своими друзьями. Ему писали мысль или вопрос, на которую он отвечал либо устно, либо записывал. Впоследствии эти тетради стали историческими документами. С этих пор биография Бетховена меняет свое направление.

Бетховен за работой

Поздние годы

Если в фортепиано собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, то вот в симфонических произведениях особенный стиль Бетховена пришел к нему куда позже. Чайковский отмечал, что только в третьей симфонии чувствуется зрелость, невероятная сила творческого гения композитора. Глухота существенно повлияла на жизнь Бетховена. Он редко покидает стены дома, полностью лишается звукового восприятия. Из-за этого он становится еще более грубым, замыкается в себе. Но несмотря на это, в этот период Людвиг ван Бетховен создает свои самые известные шедевры. На те же годы приходится написание первой оперы «Фиделио».

овации и успех

Последние годы жизни

Последние годы жизни в биографии Л. Бетховена были сложными. 1812 год ознаменовался тем, что творческая активность композитора существенно упала. Это был застой, который длился около 3 лет, затем Бетховен взялся за работу с прежней силой и энтузиазмом. В это время было создано множество фортепианных сонат, сонат по виолончели, квартеты и даже вокальный цикл.

Композитор занялся даже обработкой народных песен. Особенно ценными в этот период времени являются сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором. Представление девятой симфонии состоялось 1824 году, после выступления публика приняла композицию бурными аплодисментами, Людвиг стоял все это время спиной к залу и не слышал этого восторга. Одна из певиц повернула композитора лицом к слушателям, те аплодировали стоя, махали шляпами и платками. Это длилось так долго, что полиции пришлось требовать, чтобы это прекратили. Такие выражения восторга принимались только по отношению к особе императора, но никак не обычного композитора. То время было политически неспокойное, свобода слова и мысли быстро пресекалась, но Бетховен не боялся высказывать свое мнение. Полиция его не трогала, их пугала невероятная популярность композитора.

жизнь композитора

Забота о племяннике

В скором времени скончался младший брат композитора, и Бетховен решил взяться за воспитание его сына. Композитор мечтал, чтобы племянник стал ученым, но мальчика никоим образом не тянуло в искусство или науку. Ему по душе были карточные игры и бильярд. Вскоре он скопил множество долгов и не представлял, как с ними можно справиться. Это стало причиной того, что он пытался покончить жизнь самоубийством. Попытка не удалась, но Бетховен очень нервничал из-за этого.

Это послужило причиной резкого ухудшения здоровья, он заработал тяжелое заболевание печени. Умер Бетховен в 1827 году, 26 марта. Композитору было всего 57 лет. Во время похорон играли Реквием до-минор Бетховена, а за его гробом шло около двадцати тысяч человек. По нему горевала вся Вена и весь мир.

Причины смерти

Биография композитора Бетховена имеет и таинственные обстоятельства, особенно это касается его смерти. После того как композитор оставил этот мир, буквально на следующий день специалисты провели вскрытие черепа, чтобы установить точную причину глухоты композитора, но точный диагноз поставить так и не получилось. Уже в 2007 году после исследований судмедэксперт Кристиан Рейтер высказал предположение, что врач Бетховена неумышленно ускорил смерть композитора. Он каждый раз протыкал Людвигу брюшину, чтобы выводить лишнюю жидкость, а место прокола протирал примочкой, которая была пропитана свинцом. Проведенные исследования показали, что после визитов врача у Бетховена раз за разом возрастал уровень свинца в организме.

Педагогическая деятельность Бетховена

Рассказывать краткую биографию Бетховена невозможно без упоминания об его учениках. Обучать музыке композитор начал еще в то время, когда в жил в родном городе. Его первый ученик до последнего дня жизни оставался верным и преданным другом Бетховена.

Следующей ученицей Людвига стала юная графиня Джульетта. Композитор был влюблен в девушку и всерьез думал о том, чтобы жениться на ней. Существует мнение, что знаменитую «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Еще одной ученицей Бетховена стала Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальным талантом, виртуозно играла на рояле, дирижировала и прекрасно пела, однако свою жизнь решила посвятить воспитанию детей. С Бетховеном они сохранили долгую и крепкую дружбу.

Ученицей композитора была и Доротея Эртман – популярные немецкая пианистка. Первым и единственным ребенком, которого обучал Бетховен, стал Карл Чени. Ему было всего девять лет, но он уже выступал со своими концертами. Он долго называл композитора Робинзоном Крузо, потому что в квартире у него всегда был беспорядок, а внешний вид Бетховена оставлял желать лучшего. Карл прозанимался у композитора около пяти лет. Однако никто из учеников Бетховена не унаследовал его манеру игры. Каждый привнес в свое творчество личные особенности. Это лишний раз доказывает, что Бетховен был не только великим композитором, но и выдающимся наставником.

Список произведений

Перу Бетховена принадлежат 9 законченных симфоний, 9 концертов, а также большое количество других симфонических произведений – от увертюр и музыки к театральным постановкам до сочинений “по случаю”. Среди его концертов, семь широко известны и часто исполняемы (скрипичный, 5 фортепианных и тройной концерт для скрипки, фортепиано и виолончели). Другие два – ранний неопубликованный концерт для фортепиано (WoO 4) и переложение для фортепиано скрипичного концерта (Opus 61a).

Читайте также:
Опера "Князь Игорь": краткое содержание, сюжет и драматургия

Симфонии

    (написана в 1799–1800, первое исполнение 1800) (написана в 1801–02, первое исполнение 1803) (“Героическая”) (написана в 1803-04, первое исполнение 1804) (написана в 1806, первое исполнение 1807) (написана в 1804–08, первое исполнение 1808) (“Пасторальная”) (написана в 1804–08, первое исполнение 1808) (написана в 1811–12, первое исполнение 1813) (написана в 1812, первое исполнение 1814) (“С хором”) (написана в 1817–24, первое исполнение 1824)

Считавшаяся ранней симфонией Бетховена, Симфония До мажор “Jena” (Anh.1), сейчас признана принадлежащей Фридриху Витту (Friedrich Witt). (См. также: Симфония №0). Бетховен, как полагают, в последний год жизни собирался написать Десятую симфонию, её наиболее интересная реконструкция была осуществелна Барри Купером (Barry Cooper).

Концерты

    (1784)
  • Anh 7: Часть концерта для фортепиано с оркестром, D-dur (авторство Бетховена сомнительно) (утрачен, сохранился только инципит и наброски 2й части, 1794-1795) (написан в 1796–97) (первые две части написаны в 1787–1789, финал – в 1795) (написан в 1800–01) (1805) (написан в 1805–06) (1806) (“Император”) (написан в 1809–10) (неокончен, 1815)

Другие сочинения для солистов и оркестра

    (фрагмент, возможно, часть первоначальной версии Фортепианного концерта №2) (1793) (1802) (1798) (1808) (возможно, часть утраченного концерта)

Увертюры и другие сочинения

    (Fidelio, 1814) (Leonore, 1805) (Leonore, 1806) (Leonore, 1807)

Камерная музыка

Бетховен написал 16 струнных квартетов и большое количество других камерных произведений, включая: фортепианные трио, струнные трио и сонаты для скрипки, виолончели и фортепиано, произведения с участием духовых инструментов.

Фортепианные трио

    (1795)
    • №1: Фортепианное трио №1 ми-бемоль мажор
    • №2: Фортепианное трио №2 соль мажор
    • №3: Фортепианное трио №3 до минор
    • №1: Фортепианное трио №5 ре мажор, “Призрак”
    • №2: Фортепианное трио №6 ми-бемоль мажор

    Фортепианные квартеты

      (1785)
      • №1 ми-бемоль мажор
      • №2 ре мажор
      • №3 до мажор

      Струнные трио

        (1794) (1797) (1798)

      Струнные квартеты

          (1799) (1799) (1798/99) (1799) (1799) (1800)

        Струнные квинтеты

          (1795) (1801) (1817) (1817) (утрачен)

        Вариации

        Камерные сочинения с духовыми инструментами

          (1786) , версия со скрипкой вместо кларнета рассматривается как Фортепианное трио №4 (1797) (1796) (позже был аранжирован для фортепианного квартета) (1799) (1803), редакция Септета Opus 20 (1796) (1795) (1792) (1819) (1820) (переработка финала Октета, Op. 103) (1792) (1801) (1803) (атрибуция сомнительна) (2 кларнета, 2 валторны и 2 фагота) (вокальные переложения И. Зейфрида на латинские тексты были исполнены на похоронах Бетховена).

        Сонаты для солирующего инструмента и фортепиано

        Скрипичные сонаты

          (1798)
          • №1: Соната №1 D-dur
          • №2: Соната №2 A-dur
          • №3: Соната №3 Es-dur
          • №1: Соната №6 A-dur
          • №2: Соната №7 c-moll
          • №3: Соната №8 G-dur

          Виолончельные сонаты

          Сонаты для духовых инструментов

          Другие произведения

            (1803) (1807) (оригинальная версия утрачена, сохранилось только переложение для фортепиано) (существует также переложение для фортепиано) (1793–94) (1796)

          Фортепиано соло

          Помимо 32 известных сонат, Бетховену принадлежит множество одночастных пьес, более двадцати циклов вариаций и более тридцати багателей, включая знаменитую Für Elise (“К Элизе”).

          Сонаты

            (существует также авторское переложение для струнного квартета 1801 года (F-dur, Hess 34))
            — в оригинале средняя часть “Вальдштейн” сонаты (1804)

          Другие сонаты

            (‘Kurfurstensonaten’, 1783) (1790–92) (отрывок, 1797–98, закончена Фердинандом Рисом в 1830)

          Вариации

            (1802) (1802) (1809) (1823) (около 1790) (1790) (1791-1792) (C-dur, 1795) (A-dur, 1795) (G-dur, 1795) (A-dur, 1796) (C-dur, 1796-1797) (B-dur, 1799) (на текст Гёте “Всё в мыслях ты”, 1799 и 1803-1804) (G-dur, 1800) (D-dur, 1803)

          Багатели

            (1782-1802) (1800-1804 и 1820-1822) (1823-1824) (1795, ред. 1798 и 1822) (1796–97) (1802) (1803, rev. 1822) (предположительно 1810) (1818)

          Другие произведения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: