Ученье свет, а неученье тьма: автор фразы, смысл и значение

Смысл пословицы «Ученье – свет, а неученье – тьма»

Пословицы о знаньях и невежестве возникли в России задолго до того, как началась эпоха Просвещенья. Это свидетельство того, что тяга к знаниям – процесс естественный, интуитивно понятный.

Отчего же сегодня всё перевернулось с ног на голову? Давайте разбираться.

Читайте также: Рассуждение. Нужны ли заимствования в русском языке? статья по русскому языку (10 класс) на тему

Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?

Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.

Благодаря своим знаниям и умениям князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи смог стать генералиссимусом русской армии, генерал-фельдмаршалом австрийской армии, оказывать существенное влияние на исход войн, обучать войска. Видя, какое огромное влияние оказывает научный подход, разработка стратегии и совокупность знаний из разных областей, А.В. Суворов питал глубокое уважение к знаниям.

Знания позволяют добиваться более глобальных целей

Знания позволяют добиваться более глобальных целей

Буквальное значение

Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.
Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни». Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью. Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет. Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.

Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.

Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание

  • Автором пословицы является Суворов А.В. Но впервые ее опубликовал в 1862 году в своем сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даль. В дальнейшем пословицу в своих творениях использовали многие русские писатели.
  • Но впервые идею о ценности знаний высказали значительно раньше. В ветхозаветной книге Библии «Екклесиаст», написанной 1000 лет назад, большое значение уделяется мудрости и ее познанию: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы». И добавляется, что мудрый человек — видит ясно, глупый же окружен тьмой.
  • Книга «Екклесиаст» была популярной, переводилась на много языков, поэтому она сохранилась не только на древнееврейском языке. Аналогичные пословицы имеют различные страны по всему миру.

«На ощупь» жить сложнее

Интересные тесты

Какие города изображены на российских купюрах?

Помните ли вы какие города изображены на российских купюрах?

Хорошо ли вы помните вид купюр, которыми пользуетесь ежедневно?

Тест на логику и логическое мышление

Тест на логику и логическое мышление

Придётся напрячь мозг.

Тест: сможете ли вы выжить в дикой природе?

Тест: сможете ли вы выжить в дикой природе?

Смело в поход? Или лучше посидеть дома?

Тест на знание пословиц

Тест на знание пословиц

Оцените насколько хорошо вы знаете пословицы русского языка.
Все тесты

«Ученье — свет, а неученье — тьма»: как правильно пишется?

Правильное написание: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

  • слово «ученье» — это разговорный вариант слова «учение», но в данном случае оно пишется именно через «ь», поскольку является фразеологизмом;
  • в слове «неученье» частица «не» пишется слитно, поскольку это существительное и ему нет противопоставления с частицей «а».
  • в предложении слова ученье, неученье — подлежащее, а слова свет, тьма — сказуемое. В случаях, когда подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, в данном случае — существительным, между ними ставится дефис, который выполняет роль глагола-связки.
Читайте также:
История создания и анализ стихотворного произведения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Наше второе всё!

Про Лермонтова говорили, что у него яростный талант. Когда Лермонтову было 23 года, убили Пушкина. Убийство было некрасивым, скандальным, смешным, замешенным на адюльтерном (супружеская неверность, измена) бульоне. После первого шока пошли анекдоты, хихиканья и рассудительные рассуждения светских бабёнок о том, что «вольно же было такому уроду на красавице жениться, какое право он имел её ревновать, а Дантес — такой интересный господин». Каждому было приятно макнуть в родную грязь гения, чьё интеллектуальное и творческое превосходство так долго подавляло почтенную публику. А гений — он такой же, как все, и кишки у него в дыру на пузе, как у всех, лезли, и морошки он перед смертью просил…

Человек может жить в окружении мелкой пошлости, ежедневно примиряясь с ней, но при виде пошлости, читающей самодовольные нотации над телом мертвого льва, ярость может сорвать паровой клапан.

Спустя несколько дней Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Ну, то самое, всем известное:

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести…

Стихотворение было сочтено очаровательным, разошлось в списках, но многие, однако, поругивали Лермонтова за то, что тот в таких жёстких выражениях порицал Дантеса: «пустое сердце», «ловец чинов» — к чему такое неуважение? Да и светское общество тоже слегка обиделось на «свет завистливый и душный», «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд». Когда Лермонтову донесли эти мнения, он дописал к своему стихотворению ещё 16 строк. Вот этих.

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждёт; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперёд. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!

Трон отреагировал моментально. И Лермонтова сослали на фронт военных действий, на Кавказ, где в 1841 году, на дуэли, в 26 лет, в самом начале творческого пути, Россию покинул, пожалуй, самый талантливый поэт и писатель, потенциальный гений всепланетного и всесовременного уровня вроде Шекспира и Данте. Скорость и сила, с которыми ежегодно раскрывалось новыми сторонами его дарование, не позволяют в этом сомневаться даже самым горячим критикам лермонтовского творчества — они могут лишь порицать его мысли, но не могут усомниться в его мощи.

Ученье — свет, а неученье — тьма: это пословица или поговорка?

Эта фраза является пословицей, поскольку обладает всеми признаками пословицы, которые отличают ее от поговорки:

  • это законченное выражение;
  • фраза состоит из двух частей;
  • носит обобщающий поучительный характер;
  • имеет конкретный вывод, а не просто характеристику, выражающую эмоциональное состояние.

Знания плечи не давят

Знания плечи не давят

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание – сила».

Читайте также:
Поэма Гоголя Мертвые души: краткое содержание по главам

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

пословица ученье свет а неученье тьма

Какой рисунок подходит к пословице — «Ученье — свет, а неученье — тьма»?

Каждый человек в детстве имеет какую-то мечту. Для ее достижения необходимо много работать и много знать. Физику-ядерщику необходимы точные науки, врачу — биология, генетика, юристу — своды законов, трактористу — ПДД, механика и т.д. В любой области специалисты высокого класса ценятся.

Чтоб увидеть больше, надо узнать что-то новое

Чтоб увидеть больше, надо узнать что-то новое

Главное знать цель и упорно постигать знания в нужной области. Лучше быть обувщиков высокого класса, шить красивую, удобную, стильную обувь, которая будет нравиться людям, чем посредственным экономистом, ненавидящим работу.

Образованный человек — обязательно читатель

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым — более тонко чувствовать.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это — воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети. Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге — она учит нас творить!

Разница работы воображение человека при чтении и просмотре телевизора

Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным — это,в первую очередь значит научиться учиться

, и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.

Неграмотный тот же слепой

Это, как говорится, общие постулаты. Всё всегда проверяется на деле, благо подвернулся повод.

Ученье — свет, а неученье – тьма: какие антонимы подходят?

  • к слову ученье — неученье, невежество, необразованность.
  • к слову неученье — ученье, ученость, образованность.
  • к слову свет — тьма, мрак, темнота
  • к слову тьма — свет, явь.

Только благодаря знаниям можно в жизни добиться желаемых целей, стать целостной личностью. Хорошая успеваемость в школе по предметам гарантирует грамотность, но, к сожалению, не гарантирует приобретения жизненной мудрости. Только целостные самодостаточные личности могут стать примером для подражания. Совершенствоваться необходимо всю жизнь, постигать свою суть, воспитывать в себе стойкость.

Читайте также:
Чем отличаются историзмы и архаизмы: определение и разница между ними, примеры слов и особенности употребления

Автор фразы Ученье свет, а неученье тьма

Будем учиться

Современный ритм жизни обеспечивает регулярное поступление различной информации в наши головы. Неважно кто вы: школьник или взрослый человек — ежедневно ваше сознание пронизывается непрерывным потоком знаний. А вот задерживать их или пропускать сквозь себя —индивидуальный выбор каждого.

  • Смысл высказывания
  • Философская точка зрения
  • Буквальное значение

О необходимости постоянного самосовершенствования мы слышим с раннего детства. Наиболее известной всем фразой является следующее высказывание: «Ученье свет, а неученье тьма». Каждый из нас не раз слышал её в школьные годы. Мы не имеем достоверной информации о том, кто и когда произнёс эту уникальную фразу, но в её правдивости сомневаться не приходится.

Смысл высказывания

Об истинном значении этого высказывания рассуждали самые разные люди. В советское время не раз можно было увидеть эти слова на агитационных плакатах, побуждающих граждан к повышению своей грамотности. Основной смысл, вкладываемый советскими властями в эту фразу, был следующим: необразованный человек подобен слепому, он будто бродит около обрыва с завязанными глазами, ежесекундно рискуя упасть него. Считалось, что неграмотного человека всюду поджидают несчастья и опасности.

Это интересно: обобщенно личные предложения, их примеры в литературе.

Нередко пословица «ученье свет, а неученье тьма» встречается и в литературе. Она фигурировала в следующих произведениях знаменитых русских писателей и поэтов:

  1. В своих известных «Заметках» Тургенев придаёт этой фразе особое значение. Он считает, что с приходом знаний человек получает свободу. Иван Сергеевич рассказывает своим читателям, что как только человек начинает мыслить, все рамки и границы стираются, а мир становится доступным для бесконечного изучения и познания.
  2. В своих произведениях поэт Курочкин говорит о том, что данное высказывание является единственно верной истинной в нашей жизни.
  3. Не раз на эту фразу ссылались такие великие люди как Фонвизин, Суворов и Хомяков.

Именно слова этой поговорки стали основой знаменитого булгаковского рассказа. Автор в своём произведении остро ставит проблему отсутствия элементарных знаний, которая, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям. Как известно, после революции уровень грамотности был сильно снижен, и образованных людей стало ещё меньше, чем при царской власти. Известнейший дом Эльпида перестроен под обычную коммуналку. Из-за непредусмотрительности и недальновидности жильцов, несообразительности инженера, а также невнимательности коменданта это величественное здание было сожжено.

Главная идея всего произведения кроется в мыслях и ощущениях одной из героинь, Аннушки, которые появились сразу после того как девушка выбежала из огромного пожара. Автор описывает её состояние следующим образом: «В голове её начало светлеть. Первый раз в жизни она подумала: «Тёмные мы люди. Учить нас надо, дураков» — первая мысль, посетившая сознание Анны.

Философская точка зрения

Мраморные скульптуры

Тема того, что дают человеку знания и какое влияние они имеют на его жизнь, всегда была интересна не только писателям, но и философам.

  1. «Знание есть отражение истины» — писал известнейший философ Бэкон. Знаниям он отдавал первостепенную роль в наших жизнях. Кредо Бэкона звучало следующим образом: «Знание есть сила».
  2. Важность исследуемого высказывания признавали не только философы 19−20 веков, но и более древнее мудрецы. Сенека, живший ещё во времена Христа, постоянно твердил: «Доверчива безграмотность. Учимся мы для школы, а не для жизни. Глупый, учись».

Но всё же, какой философ первым сказал своё знаменитое «ученье свет, а неученье тьма»? Звали мудреца Екклесиастом, а жил он ещё за тысячу лет до нашей эры. В его трудах, обнаруженных учёными и переведённых исследователями на современный язык, мы находим следующие слова: «Мудрый способен видеть ясно, глупец же ходит во тьме бесконечной».

Читайте также:
Пушкин, роман "Дубровский"; краткое содержание произведения по главам 6 класс

Упоминание этой пословицы нашло место и в Священном Писании. Именно из него фраза проникла в культуру и язык многих народов и крепко там обосновалась.

Буквальное значение

Берег с мусором

Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.

Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни». Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью. Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет. Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.

Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.

“Учение – свет, а неученье – тьма”: исследование пословицы

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

Выражение «учение – свет, а неученье – тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

ученье свет а неученье тьма

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель – достичь всеобщей грамотности.

Фраза «учение – свет, а неученье – тьма» в литературе

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье – свет, а неученье – тьма».

Читайте также:
Два капитана Каверина: краткое содержание и анализ романа

ученье свет а неученье тьма кто сказал

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание – сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

пословица ученье свет а неученье тьма

В глубину веков

«Ученье – свет, а неученье – тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение – свет, а неученье – тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

Когда знания – буквально свет, а их отсутствие – тьма

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение – свет, а неученье – тьма».

Врачи дают следующие советы:

  • Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.
  • Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».
  • Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.
  • Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

ученье свет а неученье тьма смысл

Пословица «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие – органические нарушения обмена веществ и зрения.

Смысл пословицы

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

ученье свет а неученье тьма смысл пословицы

Есть такое понятие – обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова – мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал – света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.

Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»

Будем учиться

Современный ритм жизни обеспечивает регулярное поступление различной информации в наши головы. Неважно кто вы: школьник или взрослый человек — ежедневно ваше сознание пронизывается непрерывным потоком знаний. А вот задерживать их или пропускать сквозь себя —индивидуальный выбор каждого.

Читайте также:
Краткий пересказ содержания поэмы «Полтава» Пушкина по главам

О необходимости постоянного самосовершенствования мы слышим с раннего детства. Наиболее известной всем фразой является следующее высказывание: «Ученье свет, а неученье тьма». Каждый из нас не раз слышал её в школьные годы. Мы не имеем достоверной информации о том, кто и когда произнёс эту уникальную фразу, но в её правдивости сомневаться не приходится.

Смысл высказывания

Об истинном значении этого высказывания рассуждали самые разные люди. В советское время не раз можно было увидеть эти слова на агитационных плакатах, побуждающих граждан к повышению своей грамотности. Основной смысл, вкладываемый советскими властями в эту фразу, был следующим: необразованный человек подобен слепому, он будто бродит около обрыва с завязанными глазами, ежесекундно рискуя упасть него. Считалось, что неграмотного человека всюду поджидают несчастья и опасности.

Нередко пословица «ученье свет, а неученье тьма» встречается и в литературе. Она фигурировала в следующих произведениях знаменитых русских писателей и поэтов:

  1. В своих известных «Заметках» Тургенев придаёт этой фразе особое значение. Он считает, что с приходом знаний человек получает свободу. Иван Сергеевич рассказывает своим читателям, что как только человек начинает мыслить, все рамки и границы стираются, а мир становится доступным для бесконечного изучения и познания.
  2. В своих произведениях поэт Курочкин говорит о том, что данное высказывание является единственно верной истинной в нашей жизни.
  3. Не раз на эту фразу ссылались такие великие люди как Фонвизин, Суворов и Хомяков.

Именно слова этой поговорки стали основой знаменитого булгаковского рассказа. Автор в своём произведении остро ставит проблему отсутствия элементарных знаний, которая, в свою очередь, приводит к непоправимым последствиям. Как известно, после революции уровень грамотности был сильно снижен, и образованных людей стало ещё меньше, чем при царской власти. Известнейший дом Эльпида перестроен под обычную коммуналку. Из-за непредусмотрительности и недальновидности жильцов, несообразительности инженера, а также невнимательности коменданта это величественное здание было сожжено.

Главная идея всего произведения кроется в мыслях и ощущениях одной из героинь, Аннушки, которые появились сразу после того как девушка выбежала из огромного пожара. Автор описывает её состояние следующим образом: «В голове её начало светлеть. Первый раз в жизни она подумала: «Тёмные мы люди. Учить нас надо, дураков» — первая мысль, посетившая сознание Анны.

Философская точка зрения

Мраморные скульптуры

Тема того, что дают человеку знания и какое влияние они имеют на его жизнь, всегда была интересна не только писателям, но и философам.

  1. «Знание есть отражение истины» — писал известнейший философ Бэкон. Знаниям он отдавал первостепенную роль в наших жизнях. Кредо Бэкона звучало следующим образом: «Знание есть сила».
  2. Важность исследуемого высказывания признавали не только философы 19−20 веков, но и более древнее мудрецы. Сенека, живший ещё во времена Христа, постоянно твердил: «Доверчива безграмотность. Учимся мы для школы, а не для жизни. Глупый, учись».

Но всё же, какой философ первым сказал своё знаменитое «ученье свет, а неученье тьма»? Звали мудреца Екклесиастом, а жил он ещё за тысячу лет до нашей эры. В его трудах, обнаруженных учёными и переведённых исследователями на современный язык, мы находим следующие слова: «Мудрый способен видеть ясно, глупец же ходит во тьме бесконечной».

Упоминание этой пословицы нашло место и в Священном Писании. Именно из него фраза проникла в культуру и язык многих народов и крепко там обосновалась.

Буквальное значение

Берег с мусором

Существует множество ситуаций, имеющих неприятные последствия, которых с лёгкостью можно было бы избежать, обладая при этом элементарным набором знаний. Ярким примером является невероятное количество больных глаукомой россиян. Это около миллиона человек. А ещё больше не знает о своей болезни.

Читайте также:
Повесть Гоголя «Нос»: история создания и анализ, краткий пересказ содержания и характеристика героев

Врачи же, освещая тему этого заболевания, говорят: «Большинство этих людей могло избежать всех неприятностей, если бы они вовремя обратили внимание на происходящие изменения и соблюдали бы определённые правила здорового образа жизни». Невежественное отношение человека проявляется не только к своему здоровью. Необразованные люди мусорят, загрязняют планету. Но стали бы они это делать, зная, какой непоправимый урон экологии наносит одна пластиковая крышка или выброшенная на улице палочка от мороженого? Наверное, нет. Вот и выходит, что если бы люди сильнее стремились к знаниям, то и многих проблем удалось избежать.

Слова этой фразы нам стоит помнить всегда, ведь они никогда не потеряют своей актуальности и не устареют. Непрерывное образование и познание сделает лучше не только вас, но и окружающий мир.

«Ученье — свет, а неученье — тьма»: значение, смысл и альтернативы

Каждая пословица или поговорка имеет собственную уникальную историю происхождения. Пословица «Ученье — свет, а неученье — тьма» более двух столетий влияет на культуру русского народа.

О пользе обучения русский народ знал издавна. Минимум, детей учили ремеслу и основам богослужения. Наряду с этими знаниями дети нередко овладевали также навыками чтения, письма. Детей знати обучали учителя, выписанные из-за границы. При этом существовали различные школы, училища, гимназии.

Уже в Средневековой Руси существовали «училища», что смог доказать историк 19 века Даниил Лукич Мордовцев. Он опровергнул тот факт, что просвещение на Руси началось лишь с правлением Петра I. Достоверные источники — постановления Стоглавого Собора, книга «Стоглав», выпущенная при правлении Ивана IV в середине 16 века, имела разделы об образовании.

Полководец Александр Суворов

Ученье — свет, а неученье — тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?

Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.

Читайте также: “Числа в пословицах, поговорках, загадках”методическая разработка по математике по теме

Благодаря своим знаниям и умениям князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи смог стать генералиссимусом русской армии, генерал-фельдмаршалом австрийской армии, оказывать существенное влияние на исход войн, обучать войска. Видя, какое огромное влияние оказывает научный подход, разработка стратегии и совокупность знаний из разных областей, А.В. Суворов питал глубокое уважение к знаниям.

Знания позволяют добиваться более глобальных целей

Знания позволяют добиваться более глобальных целей

Без грамоты, как в потемках

Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили. Значительные следы того, что на Руси было немало грамотных людей, мы встречаем и в древних летописях, и в других письменных источниках. Особенно наглядно это демонстрируют берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде и других древних русских поселениях. На этих грамотах свои способности демонстрируют не только представители самой грамотной части населения – духовенства и знати – но и рядовые ремесленники и простые горожане.

Плакат призывающий к учёбе

Плакат призывающий к учёбе

Время шло, общество развивалось, открывались школы, гимназии и даже университеты, но грамотность в нашей стране так и не приняла всеобщий характер. Даже в конце XIX века число умеющих читать и писать в империи так и оставалось низким. И это при том, что в стране довольно активно шла индустриализация.По данным русских и зарубежных учёных, в это время грамотных было всего 21,1%. А на окраинах страны этот процент был ещё ниже. Лидировали в этом процессе мужчины: среди них грамотных насчитывалось 29,3%, а среди женщин – только 13,1%. Справедливости ради надо отметить, что оценки грамотности перед революционными событиями 1917 года сильно разнятся. Некоторые западные учёные оценивают этот уровень в 35%, а вот бывший министр просвещения П.Н.Игнатьев в одной из своих статей говорил и о 55% грамотных от всего населения страны. Война 1914 года показатели не улучшила, а поскольку некоторые территории были оккупированы и там осталась значительная часть грамотного населения, общая статистика по стране ещё более ухудшилась.

Читайте также:
Краткое содержание повести Пушкина «Пиковая дама» по главам, значение в литературе

Происхождение пословицы – «Ученье — свет, а неученье — тьма»: описание

  • Автором пословицы является Суворов А.В. Но впервые ее опубликовал в 1862 году в своем сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даль. В дальнейшем пословицу в своих творениях использовали многие русские писатели.
  • Но впервые идею о ценности знаний высказали значительно раньше. В ветхозаветной книге Библии «Екклесиаст», написанной 1000 лет назад, большое значение уделяется мудрости и ее познанию: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы». И добавляется, что мудрый человек — видит ясно, глупый же окружен тьмой.
  • Книга «Екклесиаст» была популярной, переводилась на много языков, поэтому она сохранилась не только на древнееврейском языке. Аналогичные пословицы имеют различные страны по всему миру.

«На ощупь» жить сложнее

Другие пословицы

Не так страшен чёрт, как его малюют

Не так страшен чёрт, как его малюют

Представление об угрозе бывает страшнее того, что за ней скрывается.

Смысл пословицы «Тише едешь – дальше будешь»

Тише едешь – дальше будешь

Чтобы пройти испытания с первого раза, спешить не стоит, иначе придётся начинать путь с начала.

Пословица «Волков бояться – в лес не ходить»

Волков бояться – в лес не ходить

Если будешь бояться рисковать, то не сможешь заниматься тем, от чего получаешь удовольствие или пользу.

Дурная голова ногам покоя не даёт

Так говорят о тех кто не продумал свое дело и из-за этого суетится, возвращается к тому что сразу не предусмотрел.
Все пословицы

«Ученье — свет, а неученье — тьма»: как правильно пишется?

Правильное написание: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

  • слово «ученье» — это разговорный вариант слова «учение», но в данном случае оно пишется именно через «ь», поскольку является фразеологизмом;
  • в слове «неученье» частица «не» пишется слитно, поскольку это существительное и ему нет противопоставления с частицей «а».
  • в предложении слова ученье, неученье — подлежащее, а слова свет, тьма — сказуемое. В случаях, когда подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, в данном случае — существительным, между ними ставится дефис, который выполняет роль глагола-связки.

Рассказ к пословице

В 5 классе детям часто дают задание: Придумать небольшой рассказ, используя пословицу «Ученье — свет, а неученье — тьма». Полезное для умственного развития задание, но не всегда получается сразу подобрать пример. Мы подскажем несколько идей, которые, надеемся, помогут вам справиться с заданием

Кто первым заметил: «Ученье свет, а неученых – тьма?»

26 декабря 1892 года, 115 лет назад, в семье известного одесского адвоката Якова Германа родился сын, которому дали цветистое и витиеватое имя: Эммануил. Тогда, в холодный зимний день, папаша адвокат и представить не мог, что сына ожидает сложная и суровая судьба. Хотя по степени таланта с юным Эммануилом смогут состязаться очень немногие люди начала ХХ века.

Э. Кроткий был постоянным автором журнала «Крокодил»

Э. Кроткий был постоянным автором журнала «Крокодил» Рисунок: Обложка журнала «Крокодил», 1956 г. №15, Источник

Но до этого было еще очень далеко. А пока мальчишка рос, ходил в школу, по субботам посещал синагогу. И все же уже тогда, в раннем детстве, он любил «отмачивать корочки», или, если перевести на нормальный язык, так припечатать непонравившегося ему человека, что даже взрослые, не говоря уже о сверстниках, старались не попадаться на язычок язвительному Эмилю. И только его мама всегда относилась к жалобам на сына с недоумением: «Вы что-то путаете, Эмиль у меня кроткий».

Читайте также:
Образ Тихона в пьесе Гроза: описание и характеристика главного героя

Так с легкой руки матери подросток выбрал себе литературный псевдоним. Он стал подписываться, как говорила мама: Эмиль Кроткий. Причем очень рано изобрел для себя такую формулу: острые сатирические стихи и афоризмы он подписывал своим псевдонимом, а лирические стихи — своим настоящим именем.

Эмиль Кроткий

Эмиль Кроткий
Фото: ru.wikipedia.org

В Одессе, кажется, невозможно оставаться серьезным. Или малоразговорчивым. Эмиль Кроткий не относил себя ни к тем, ни к другим. И если на первых порах «нес вздор, то нес его в журналы», напоминая своей литературной болтливостью «женщину, которая проглотила попугая».

По разным данным первый литературный труд Эмиля был опубликован в Одессе весной 1911 года, а в мае того же года первый фельетон 18-летнего начинающего литератора был напечатан в общероссийском журнале «Крокодил». Хочу заметить сразу, что советский сатирический журнал с этим названием в какой-то мере был продолжателем традиций, но создан он был только в 1922 году.

Подающего надежды поэта и сатирика заметили не только в Москве, но и непосредственно в Одессе, и пригласили работать в газету «Южная мысль». Там и оттачивался талант будущего автора многочисленных афоризмов.

В родном городе Эмиль проработал около пяти лет, пока не решил перебраться в Санкт-Петербург. Возможно, на его выбор повлияла первая мировая война, в столице было все-таки безопаснее. А может быть, он просто уверил себя в том, что запаса прочности ему хватит на то, чтобы заявить о себе в полный голос. Быть может, ему льстило, что его зовет в столицу сам Максим Горький, в журнал «Новая жизнь». А, скорее всего, главным двигателем переезда в столицу стала супруга Эмиля, одесская поэтесса Лика Стырская, которая была моложе своего мужа на 6 лет, и пыталась войти в элиту российской поэзии своим эротическим сборником «Мутное вино».

Забегая вперед, можно сказать, что надежды 18-летней поэтессы оправдались лишь отчасти. Сборник, состоящий всего-то из 11 стихотворений, в столице вышел, но с чьей-то подачи было выпущено всего 300 экземпляров, и «революции» в русской поэзии он не сделал. Но Лика угадала лишь в одном: по поэтическим салонам слух о «смелой эротике» прошелестел, а держали в руках книжку только считанные единицы. Но отголоски былой славы позволили Стырской, а заодно и Кроткому, войти в число избранных друзей Сергея Есенина.

Благодаря этому мы можем ясно представить себе супругов Кротких. Вот как отзывалась о Стырской одна из близких подруг: «Этакий шар на цыпочках. Нет ни талии, ни шеи. Поворачивалась всем телом». А вот еще одно воспоминание, так сказать, мужской взгляд: «Росточка они оба были самого незначительного. Одинаковые. Ровненькие! Только он — в чем душа держится, а она — толстенькая. Описывать их возможно словами уменьшительными, которые я не люблю. Но тут уж ничего не поделаешь…»

Кстати, Есенин называл их то «Мишками», то «Кроткими», хотя, повторюсь, фамилия у Анжелики была своя…

Но Эмиль Кроткий не хотел быть в тени жены. Он писал очень много, а главное — нашел себя в эпиграммах. Приведу только две из них.

Первая:
Он, убоясь последствий вредных,
Переменил на прозу стих …
Вольтер для глупых, Франс для бедных
И Эренбург для остальных …

Вторая требует небольшой предыстории. Однажды в писательской стенгазете Кроткий написал дружеский шарж на Веру Инбер, а ее «защитник» по фамилии Чайка схватил ручку и написал на эпиграмме:
Мели Эмиля —
Твоя недiля.

Можно сказать, что это «кощунство» происходило на глазах Кроткого. Как только Чайка отошел от стенгазеты, Эмиль подошел к написанному творчески, моментально приписав внизу:

Читайте также:
Александр Грин – биография писателя, описание творчества

Типично дамская манера —
И не умно, и не остро.
Сие писала Инбер Вера,
Из Чайки выдернув перо.

Хотя, по большому счету, ни одно «большое произведение» самого Кроткого не снискало всенародную славу. Ни в молодости, ни в старости. Сатирические стихи («Сказка о том, как царь места лишился», «Повесть об Иванушке-Дурачке (Русская история в стихах)», поэма «Разговор с Вильсоном» получились, если можно так выразиться, «местечковыми», были известны только узкому кругу.

А вот за фельетоны и басни Эмилю Кроткому очень скоро пришлось узнать справедливость поговорки: «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Он был репрессирован одним из первых, в 1933 году он был арестован и выслан в город Камень-на-Оби, который находится почти на одинаковом удалении от Новосибирска и Барнаула. Здесь опальный поэт провел три года. А в 1936 году ему не разрешили вернуться в столицу, предписав поселиться в Можайске, где он пробыл до 1941 года.

В дальнейшем Кроткий был постоянным автором журнала «Крокодил». В 1956, 1959 и 1964 годах в «Библиотеке «Крокодила» вышли большими тиражами книги Эмиля Кроткого «Портрет и зеркало», «Сатирик в космосе», «В беспорядке дискуссии». А самая известная книга Кроткого вышла уже после его смерти, в 1964 году. Она называлась «Отрывки из ненаписанного». Это целый Олимп искрометных афоризмов, в том числе и самый известный «Ученье свет, а неученых — тьма!»

Остается добавить, что дата смерти Эмиля Кроткого точно не установлена. Одни говорят, что это 10 февраля, другие — 10 ноября 1963 года.

Но давайте о приятном. Учитывая, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, порадую читателей несколькими афоризмами Эмиля Кроткого.

Лучше эскимо без палочки, чем палочка без эскимо.

Будь прост, но не слишком! Простейшее — амеба.

Он очень шел к своему галстуку.

Жизнь подобна универмагу: в ней находишь все, кроме того, что ищешь.

Мы убиваем время, а время убивает нас.

Не падай духом — ушибешься.

Жизнь — это школа, но спешить с ее окончанием не следует.

В горящем доме не меняют занавесок.

Весной даже сапог сапогу шепчет на ушко что-то нежное.

Есть люди, которым приятнее думать о том, что пчелы жалят, чем о том, что они дают мед.

Мыльный пузырь всегда радужно настроен.

Соловей берет качеством, а воробей количеством.

И ослы играют роль в музыке: их кожу натягивают на барабан.

Брак — это мирное сосуществование двух нервных систем.

Забытая мысль всегда кажется значительной.

У него была хорошая память на плохое и плохая — на хорошее.

Кошка мечтала о крыльях: ей хотелось попробовать летучих мышей.

Он давно уже считался известным писателем, но никто об этом не знал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: