В чем выражается эволюционный характер развития любого общества: виды этапов изменения

1. Эволюционные изменения в обществе

Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом его естественного, поступательного развития.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина. Основной проблемой эволюционизма стало выявление определяющего фактора социальных изменений.

Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода считали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества. В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

Данный подход в России разработан А. С. Ахиезером в концепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание “расколотого общества” между полюсами двух противоположных идеалов – вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии – от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный – в период развития страны и менее удачный – в период катастроф.

Читайте также:
Гумус: описание и образование гумуса, классификация почвы, использование субстрата

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории мыслительной модели структур общества и его изменения по принципу кибернетической иерархии различных систем – организмов и личностей как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной

Второй вид социального изменения – это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Более обобщенно развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый – это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй – адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе <инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В современном понимании социальные изменения рассматриваются не как естественно-исторический, но как социально-исторический процесс, в котором “социальный агент”, или “актор”, играет активную преобразующую роль. Это подход представлен в работах А. Турена, Э. Гидденса, П. Штомпки, М. Арчер, В. А. Ядова и др.

Новая парадигма опирается на отличное от классического представление о социологической науке. Две важнейшие составляющие радикально меняют взгляд на наукУ. Со 2-й пол. ХХ века все чаще признается влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его разума или предрассудков. В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение.

Наиболее ярко эту позицию “нежесткой социологии” в отношении социальных изменений представляет Э. Гидденс. Он полагает, что и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в изучаемой им реальности в качестве решающей признается роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) который осуществляет социальные изменения соответственно своим интересам. Социальный субъект своей активностью приспосабливает общественные структуры к интересам общественных групп, находит компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.

Э. Гидденс, как и другие представители пост-классической парадигмы, критически относится к эволюционистам, утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированности общества вряд ли уместна. Он полагает сомнительным и представление о прогрессе как восхождении общества по уровню сложности, дифференцированности социальных систем, как это утверждалось от Спенсера до Парсонса. Социальные изменения он рассматривает как многофакторный процесс, на который влияют изменения и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретают разное значение, что и должно составлять основной объект социологического анализа социальных изменений.

Хотя сами представители нового подхода классифицируют свои исследования как пост-классическую, пост-модернистскую парадигму, поскольку они добавили к критике модерна и модернизации “деятельностный подход”, по сути они продолжают пользоваться модернистскими концепциями. Это выражается в том, что сохраняется исходная предпосылка модерна о наличии единственной траектории общественного развития от традиционных (патриархальных, неразвитых) обществ к обществам современным (либеральным, развитым).

В качестве альтернативы классическим (модернистским) и пост-классическим (пост-модернистским) концепциям социальных изменений выступают, с одной стороны, концепция множественного модерна (multiple modernity) (Ш. Айзенштадт), развивающая идеи цивилизационного подхода, и концепция институциональных матриц (С. Г. Кирдина).

Таким образом, в XX веке ученые отошли от представления о линейности эволюции. В современной социологии, эволюционные изменения определяются как многочисленные разнонаправленные перемены, носящие кумулятивный характер и представляющие собой процесс постепенного накопления каких-либо качеств или свойств, влекущие за собой изменения в социальной системе.

Читайте также:
Расстояние от Земли до Луны: сколько километров, среднее расстояние между центрами Земли и спутника, Википедия

Социология: конспект лекций.

5. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации.

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологической науке сформировались три подхода к рассмотрению процессов развития общества.

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и др.

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода – Н. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев и др.

3. Нелинейное развитие общества. Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития более всего соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию, т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.

Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта. Сторонниками нелинейного развития общества являются С. Л. Франк, М. Хетчер, Д. Коллмэн и др. По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное. Характер того или иного социального развития зависит прежде всего от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную.

Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а лишь изменяют ее части и структурные элементы.

При этом следует помнить, что эволюция каждого общества всегда уникальна, так как основывается на генетической преемственности традиций.

Под социальной революцией понимаются относительно быстрые всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция всегда связана с насильственным разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории. Однако, по мнению ряда российских социологов, эволюционные и революционные изменения представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) степень свободы личности.

Однако в современных условиях данные критерии прогресса нуждаются в некотором уточнении. Первый критерий в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего экономические и социальные сферы жизнедеятельности общества.

Второй же критерий, по мнению современных ученых, теряет свою актуальность. Это подтверждается данными последних социологических исследований, согласно которым человек перестает столь остро нуждаться в свободе, на смену которой приходит ответственность.

Таким образом, можно отметить, что в качестве второго критерия социального прогресса в современных условиях следует выделять скорее уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Кроме того, возникает необходимость выделения критерия социального прогресса, который бы отражал духовно-нравственные изменения человечества.

Читайте также:
Классы птиц: строение пера, яйца, кровеносная система, разновидности птиц

Таким критерием может считаться уровень общественной нравственности.

Помимо этих критериев современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса, среди которых уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др.

В чем выражается эволюционный характер развития общества

В чем выражается эволюционный характер развития общества

Эпоха, которая принесла миру множество открытий, стала синонимом культурного прорыва и неотъемлемой частью всеобщего просвещения, носит название Возрождение, или Ренессанс. Она пришла на смену Средневековью и послужила основанием для ярких открытий, развитию науки и технологии.

Комментарии

Я не верю Бобырю. Я верю просветленному волхву Сидорову: Лысенко — молодец, а Вавилов — троцкист. Сталин расстрелами остановил и кибернетику и генетику, и спас нас на какое-то время от ужасов, показанных в фильмах Галины Царевой: ЯД ОТ ЭЛИТЫ — Биологическое оружие, АНТИМИР изменение реальности.

Намасте, список веселый а где мастера, Иисуса, Гаутаму, Бодхидхарму , Кабира Нанака, Гуржджиева и Энштейна ЗАБЫЛИ ЧТО ЛИ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Норт Д. Парадокс Запада Эпоха самоорганизации: как удаленная … Прогнозы и фантазии об информационном … Эпоха самоорганизации: как удаленная …

☑ Я согласен с политикой конфиденциальности

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет
Читайте также:
Города Дальнего Востока России: что входит в Дальневосточный федеральный округ, список городов и какими морями

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Курс современной социокультурной эволюции

Отмечается периодом противостояния двух великих держав в период холодной войны, каждая из которых считала себя наиболее развитой в культурном и социальном плане. Советский Союз видел себя развитым социалистическим обществом, возникшим в результате классовой борьбы и стремившимся к достижению коммунистических идеалов в обществе.

В это же время научные социологи другой державы Соединенных Штатов Америки считали высокий уровень процветания и свободы в стране порождением социокультурной эволюции ее общества и культуры. В этот же период происходила деколонизация стран, которые, обретя независимость, пожелали стать на путь прогресса, развития и индустриализации.

Эпоха самоорганизации: как удаленная … Теория общечеловеческих ценностей в … Теория, методология и философия истории … Развитие профессии социальной работы в …

На этот счет существует европейская теория Макса Вебера и Жан-Жака Руссо о том, что такой прогресс сопряжен с уменьшением человеческих свобод и уменьшения достоинства. После такого открытия стали появляться философские программы и политические разработки, стремящиеся к приведению общества к гармоничному взаимодействию с окружающими условиями.

Как приводить аргументы к эссе по обществознанию (задание

Сегодня беспрецедентная тема: о том, как подбирать аргументы к эссе по обществознанию, задания 29. Мы уже разбирали вопрос о том, как писать само эссе по обществознанию . Настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с той статьей, прежде чем читать эту! В том посте я не затронул вопрос о том, как подбирать аргументы к эссе. Сейчас настало время! Да, дорогой друг, если тебе понравился пост, лайкни его: тебе, может быть, всё равно а мне приятно!

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.

Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

«Прусский» путь капитализма

Отличительной моделью развития капитализма являлся «Прусский» путь, который характеризовался отсутствием отказа от многих обычаев и традиций феодального строя. Такие отношения встраивались в новую систему как часть единого целого и имели в России значительное влияние.

Главным признаком наличия чёрт такого пути развития в России являлось присутствие огромного количества безземельных крестьян должников — батраков, которые фактически были вынуждены соглашаться на любые условия труда, и не обладали гражданскими правами.

Кроме того, сохранялось значительное влияние дворянства на экономические и политические процессы в стране, что не способствовало развитию честной конкуренции и стремительному экономическому росту экономики.

Решение проблемы

Очевидно: идеального и универсального решения не существует, но существует адаптация. Таким образом, то, что сейчас является проблемой, уже не будет таковой через два-три поколения. Технический прогресс не остановится, поток информации не прекратится — ПО будет и дальше разрабатываться, роботизация будет и далее внедряться, высвобождая человеку кучу свободного времени. Вместо двух-трёх у нас будет двенадцать-пятнадцать часов, которые придётся на что-то тратить, будь то видеоигры, образование или прогулка на свежем воздухе. При помощи одного небольшого устройства можно будет управлять домом, составлять расписание и быть в курсе последних событий. И это — не далёкое будущее: это реально уже сейчас.

Читайте также:
Где находятся Альпы: самый большой горный массив в странах Европы, высота вершин

Разумеется, подобного рода изменения приведут в ступор нынешнее старшее поколение, как это было пятнадцать лет назад при массовом распространении смартфонов, но тут ничего не поделаешь: взрослому человеку намного труднее переучиться, чем подростку. Возможно, кто-то скажет, что увеличение количества свободного времени лишь усугубит ситуацию в плане зависимости и необразованности. Но хочу заверить, что это не так: если компьютер будет помогать тебе с учёбой, готовить и убирать в доме, даже проходить уровни в игре, то тебе не остаётся ничего более, кроме как делать то, на что он пока ещё не способен. ПК не сможет за тебя заниматься спортом и поддерживать тело в тонусе, не сможет написать шедевр или завести настоящих друзей.

Таким образом, не стоит останавливаться на достигнутом ввиду негативного влияния интернета и появления киберболезней — технологии должны всё дальше разрабатываться и улучшаться, увеличивая пользу и уменьшая возможный вред (не только человеку, но и животным, и окружающей среде).

Решение проблемы

Подводя итоги

Появление и развитие информационных технологий сильно повлияло на нашу жизнь как в хорошем смысле, так и в плохом. Образование стало легче и доступнее; появились новые профессии и рабочие места; внедряются автоматизация и роботизация, способные заменить физический труд человека, высвободив ему время для духовного развития. Появились новые жанры в музыке, искусстве, архитектуре, новые субкультуры и направления в науке. С другой стороны, сам уровень культуры и общественной морали упал; обнаружились фобии и болезни, связанные с использованием компьютеров; новые виды преступности — киберпреступность; внедрение запретов и ущемление свободы человека в некоторых странах.

Но как бы там ни было, IT сильно изменили нашу жизнь, и останавливаться не собираются. Остается только двигаться дальше, разрабатывать новые и улучшать существующие технологии, чтобы они приносили больше пользы и меньше вреда.

Мы не можем помочь всем и каждому, но мы можем изменить мир.

Автомобиль Tesla с системой автопилота [18]

Ссылки на источники

Решение проблемы

Статья была подготовлена в рамках конкурса Scholarship от Freelancehunt.

Scholarship от FreelancehuntКонкурс для студентов техникумов, вузов или учащихся курсов: получи от 3000 до 20000 грн на обучениеЕсли вы учитесь или планируете учиться, можете принять участие!

Литература

Главные достижения – книги и произведения, которые стали классикой не только своего времени. В литературе Ренессанса преобладал прогрессивный гуманизм, отчетливо прослеживалась радость жизни, возвращение к идеалам античности. Гармония с окружающим миром и чрезмерная эмоциональность накладывала отпечаток на сюжет.

Советская Россия в 20-е гг.: НЭП … Влияние экологического фактора на … Движение декабристов и его влияние на … Информатизация и эволюция общества …

Центром является человек и его психология. Ведущие просветители и поэты Возрождения: Данте Алигьери, Томас Мор, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино, Бернардо Довици, Лопе де Вега, Шекспир.

В чем выражается эволюционный характер развития общества

Эволюционный характер развития общества

Общество существует и развивается в определенной многогранной среде, имеющей природные ресурсы и серию ограничений. Приспособление общества к условиям существования в определенном ареале ведет к его изменению. Направление и сущность этих изменений философами оценивается с разных точек зрения. Развитие относится к особому типу изменений. Научная теория развития общества говорит о возникновении одного из видов эволюционного изменения личности, в результате которого появляются новые объекты в качественном плане.

Теории, возникшие в ранние сроки эволюционного развития, принадлежат Огюсту Конту, Льюису Генри Моргану, Герберту Спенсеру. Эти философские выкладки разрабатываются одновременно с теорией Чарльза Дарвина, но отличаются полной от нее независимостью и популяризуются в обществе от последнего десятилетия XIX века до окончания в мировой войны. В них философы-ученые развивали мысль, что любые общественные формации начинают путь от первобытного состояния и прогрессируют до уровня, присущего западным цивилизованным обществам.

Эволюционные теории развития формаций

Реформы в развитии общества

В XIV веке исламский ученый Ибн Хальдун задолго до возникновения социологической теории западной школы вывел основополагающие истины, что общества являются цельными живыми организмами, переживающими рождение, развитие, старение, упадок, а затем смерть. Это привело к возникновению среди европейцев мнения о состоянии упадка тогдашнего общества по сравнению с Древней Грецией и Римом. Культура и социальное развитие этих стран являлось для них образцом.

Сущность теории о стадиальном развитии

В период Просвещения уверенность европейцев привела к популяризации понятия прогресса. Научные деятели того времени считали, что общество изменяется по этапам, так они пытались определить факторы влияния на ход развития человечества. При этом утверждали, что развитие общественных формаций является неизбежным процессом, и множество споров возникало по вопросу, в чем выражается теория эволюционного развития общества.

Главную роль сыграли шотландские ученые, разработавшие один из видов эволюционного изменения общества. Их теория предусматривает прохождение формаций через четыре этапа:

  • собирательство и охота;
  • кочевой образ жизни и скотоводство;
  • сельскохозяйственный этап;
  • стадия торговых отношений.
Читайте также:
Моря, омывающие Атлантический океан: их список, соленость, плотность, географическое положение, рельеф дна и органический мир

Для становления теории важной составляющей являлось появление новых теорий культурной социологической эволюции, которые организовывали знания таким образом, что они оправдывали развитие экономического и политического господства. Еще одной прогрессивной теорией, являвшейся фоном для развития идей, была идея роста капитализма и революции в промышленности, из-за которых начался быстрый рост средств производства.

Доминирование демократической идеи вынудило учёных пересмотреть свои догмы общественной организации, в результате которой предложены три классические теории исторического и социального развития:

  • социокультурный эволюционизм;
  • социальные циклические этапы;
  • марксистская материалистическая теория.

Теория пессимистов

Лидерами, отказавшимися от социального классического эволюционизма, были Маргарет Мид, Рут Бенедикт и Франц Боас вместе с учениками. После разрушительных войн 1914 и 1945 года, геноцида и уничтожения инфраструктуры промышленности идея прогресса и развития выглядела в сомнительном цвете. Идеи классического эволюционизма претерпели множественные изменения и были попросту отвергнуты:

Как развивалось общество

  • оценочные суждения этнографического центризма с несерьезными оценками обществ, принимавшими за эталон западные ценности;
  • предположение о единственном пути для всех культур и становление одних ценностей для любых общественных формаций;
  • приравнивание цивилизации к материальным культурам и благам, приведение социальной эволюции к рангу научной теории, что способствует поддержке расистских практик (рабства, колониализма, неодинаковой экономике);
  • дарвинизм в социальной теории критикуется из-за того, что его результатом стали некоторые философии нацистов.

Не пропустите: понятие онтологии, ее проблемы и функции в философии.

Теории современников

Этапы развития общества

Для современных философий характерно избегание спекуляций этнографическими понятиями, сравнений, оценок отдельных общественных формаций, проживающих в собственном контенте исторического периода. В 40-е годы антропологи Джулиан Стюарт и Лесли Уайт пытаются возродить эволюционную теорию, связав ее с научным подходом известным как неоэволюционизм.

Уайт устранил разницу между малоразвитыми и прогрессивными обществами, но развивал мысль о дифференциации формаций в зависимости от величины энергии, увеличение которой ведет к последующей дифференциации. Стюард исключил в своем видении понятие прогресса, оставив способность общества приспосабливаться к окружающим условиям. В современной интерпретации философы отвергают прогресс, при этом пропагандируя взаимоотношения между окружающим миром и культурой. Окружающая среда включает в себя экономические и политические аспекты.

Неоэволюционизм

Начало теории относится к 30 годам XX столетия, широкое развитие философия получает в период после Второй мировой войны. В основе лежат эмпирические сведения палеонтологии, археологии, истории. Неоэволюционизм устраняет взаимодействие моральных и культурных ценностей и становится просто описательной и объективной теорией, при этом ставя общество в зависимость от технологических систем. Развитие общества он приравнивает к основным энергетическим технологиям, на каждом этапе развития человечество использует одну из них:

  • первоначально люди используют энергию собственных мышц;
  • второй этап характеризуется освоением энергии прирученных домашних животных;
  • сельскохозяйственная революция приносит энергию растений;
  • четвертая стадия нацелена на применение энергии природного угля, газа, воды, нефти;
  • на пятой стадии общество использует ядерную энергию.

Теория социальной биологии

Эволюционное развитие общества

Теория объясняет развитие человечества в аспекте естественного отбора. Учение Уилсона, который представил эволюционный прогресс в зависимости от социального поведения, эмпатии, альтруизма, заботливости или агрессии. Труды ученого вызвали величайший резонанс того времени, провоцируя множество споров вокруг основных положений учения. Особенно спорной была теория того, что гены человека определяют его поведение, хотя сложное взаимодействие между воспитанием и природой было отмечено.

Развитие эволюционной психопатии ведет к появлению нового направления — дуальной философии, которая использует математические законы генетики для моделирования селективных и адаптивных культурных принципов. Постулаты этой школы принадлежат Роберту Бойду и Питеру Ричерсону из Калифорнийских университетов, они предоставили описание культуры различных обществ с точки зрения математики.

Модернизационная теория

Эти постулаты становятся популярными в 1950—1960 годах и связаны с философией развития и зависимости. В теории заложены предыдущие принципы сочетания социальной культурной эволюции с эмпирическими исследованиями и практикой, особенно такие аспекты затрагивают деколонизацию. Основные постулаты гласят:

  • западный общественный бассейн наиболее развит по сравнению с остальными странами и бывшими колониями, находящимися на ранней стадии развития, но молодые государства достигнут желаемого уровня развития;
  • развитие предусматривает путь от традиционных формаций к прогрессивным;
  • малоразвитые и отстающие страны должны быть переформатированы на развивающийся путь.

Отмечено несколько догматических совпадений с оптимистическими и модерновыми эволюционистскими структурами К. Маркса и Г. Спенсера. В этих случаях общество идет вперед под действием экономики, проходя определенные стадии идентифицируемой последовательности. Критика этой теории связывается с этнографическим центризмом, восхваляющим культуру и устройство западного мира.

Постулаты информационного подхода

Два способа общественного развития

Социальный эволюционизм берет идеи в основном из биологии, но с развитием информатики, особенно естественного направления, он стал взаимодействовать с этим направлением. Взаимодействие обозначилось в виде двустороннего подхода, теория которого разработана Джулианом Стюардом и Лесли Уайтом. Научные философы рассматривают эволюционное развитие общества в свете технического прогресса, какой рассматривается в качестве основного фактора в развитии культуры и общества.

Читайте также:
Страны и столицы мира: таблица — политическая карта мира с флагами

Уайт развивает теорию использования прогрессивных технологий для получения и применения энергии. Продвинутые общественные формации отличаются множеством знаний и научной информации. Коммуникационные достижения связи положительно действуют на экономику, политику, распределение, социальное неравенство.

Постиндустриальная теория общества

Все теории и философии эволюции общественных формаций призваны предсказать будущую модель общественного развития и показать примеры эволюционного развития общества. Постиндустриальное общество представляет собой формацию, в экономическом развитии которой развито инновационное направление и производительность, при этом во всех видах деятельности присутствует конкуренция. В основе теории постиндустриальной эволюции лежит разделение на этапы, которые отлично просматриваются в таблице учебника за 8-й класс:

Современники о развитии общества

  • аграрный этап характеризуется развитием сельского хозяйства, главными структурами являются армия и церковные организации;
  • индустриальная эпоха характеризуется бурным развитием промышленного производства, при этом основными структурными элементами являются фирмы и корпорации;
  • постиндустриальная стадия определяется теоретической информацией, которая накапливается в университетах, где и происходит перераспределение и эволюция — это обществознание.

Курс современной социокультурной эволюции

Отмечается периодом противостояния двух великих держав в период холодной войны, каждая из которых считала себя наиболее развитой в культурном и социальном плане. Советский Союз видел себя развитым социалистическим обществом, возникшим в результате классовой борьбы и стремившимся к достижению коммунистических идеалов в обществе.

В это же время научные социологи другой державы Соединенных Штатов Америки считали высокий уровень процветания и свободы в стране порождением социокультурной эволюции ее общества и культуры. В этот же период происходила деколонизация стран, которые, обретя независимость, пожелали стать на путь прогресса, развития и индустриализации.

На этот счет существует европейская теория Макса Вебера и Жан-Жака Руссо о том, что такой прогресс сопряжен с уменьшением человеческих свобод и уменьшения достоинства. После такого открытия стали появляться философские программы и политические разработки, стремящиеся к приведению общества к гармоничному взаимодействию с окружающими условиями.

Основные направления социальной эволюции

Общественное развитие

Первое направление содержит теорию постоянного прироста численности человека. Одна из самых успешных биологических разновидностей на планете — человечество, и оно в несколько раз выше по численности любого другого вида млекопитающих. Социальная эволюция предполагает абсолютный рост численности населения.

Второй вектор предполагает разделение людей для создания организационных форм и численных групп. В начале лестницы социальной эволюции различались немногочисленные сообщества, называвшиеся общинами.

Третье направление характеризуется тем, что человек разумный находится в высшей точке биологической цепочки и занимает правящее положение над другими видами. Человечество заселило почти все континенты, а стимулом к расселению по определенным территориям становится введение социальных границ, появлению которых сопутствует агрессия одной народности к другой.

Четвертое направление заключается в последовательном развитии знаний, показателями которого служит увеличение словарного запаса, рост работников интеллектуального труда, а не физического. Признаком современного эволюционирующего общества является увеличение сроков обучения детей и молодежи и рост потребления энергетического топлива, в связи с чем требуется наращивание энергообеспечения.

ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа

7

Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Читайте также:
Амазонская низменность на карте: географическое положение и речная система низменной равнины

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит : введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

§ 4. Развитие общества

Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.

Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Вопрос 2. Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?

Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Эволюция – Развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-н., подготавливающий качественные изменения.

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Но во всех случаях революция – это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.

Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

Список глобальных проблем:

• нерешённость проблемы отмены старения у людей;

• проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

• угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

• катастрофическое загрязнение окружающей среды;

• обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

• проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

• демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

• недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;

• социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

• загрязнение морей и океанов;

Вопрос 3. В чём выражается эволюционный характер развития общества? Чем эволюция общества отличается от эволюции в природе?

Эволюционный путь – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Эволюционное развитие общества в отличии от природы – целенаправленный процесс, которым управляет человек.

Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.

Вопрос 4. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?

Социальная революция — это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития.

Согласно марксизму решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.

Вопрос 5. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?

Группы людей, входящих во властные органы или призванных властью, осознавшей необходимость перемен, определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований. На этой основе власть принимает нужные решения (царские манифесты, президентские указы), дающие толчок преобразованиям.

Нередко в словарях реформу определяют как изменение какой-либо стороны жизни общества при сохранении существующего строя. Однако известно, что в истории различных стран бывали реформы, менявшие устои сложившейся общественной жизни.

Часто на первом этапе реформы приводят не к улучшению, а к ухудшению условий жизни значительной части населения. Сказывается элемент дезорганизации (прежние связи нарушены, новые ещё не налажены), непоследовательность действий реформаторов, необходимость «затягивания поясов» для того, чтобы высвободить необходимые для преобразований средства. Кроме того, приспосабливаться к новым условиям жизни очень непросто, особенно для людей старшего поколения.

Вопрос 6. Каковы основные отличия реформ от революций?

Революция — это попытка внесения изменений в ход общественного развития. Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы. Вместе с тем реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, большей продуманностью и организованностью со стороны властей.

Если революции принято считать порывом широких масс, т. е. движением «снизу», то реформы проводятся «сверху».

Вопрос 7. Что способствовало глобализации в различных сферах общества?

Одной из особенностей современного общественного развития является заметное ускорение его темпов. Другой важнейшей чертой развития современного общества является его глобализация. Сам этот термин в значении усиления связей и взаимозависимостей людей, народов, государств стал использоваться в науке сравнительно недавно.

Глобализация проявляется в различных сферах жизни, но более всего затрагивает экономику. Национальные компании объединяются в международные транснациональные корпорации. Эти компании организуют производство своей продукции в тех регионах планеты, где это является наиболее выгодным.

В ещё большей степени глобализация охватила финансовые. рынки. Сегодня на глобальных валютных рынках обращаются суммьь намного превышающие триллион долларов США. Такой размах и глобальность финансовых операций оказались возможны во многом благодаря появлению так называемых электронных денег, существующих только в виде цифр на экране компьютера.

Вопрос 8. К каким последствиям ведёт процесс глобализации?

Глобализация подводит нас к ещё одной особенности развития современного мира — информационной революции. Научно-технические открытия и изобретения последних десятилетий существенно изменили нашу жизнь. Её уже трудно представить без телевизора, компьютера, мобильного телефона. Большинство из нас являются постоянными телезрителями, многие отдают немало времени «прогулкам» по Интернету, следовательно, мы активно включаемся в мировое информационное пространство. Собственно экономическая или культурная глобализация была бы невозможна без этих новых средств связи и коммуникации.

Вопрос 9. Какие проблемы относят к глобальным?

О глобальных проблемах человечество узнало раньше, чем о глобализирующемся обществе. Само понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков — Варшавского договора и НАТО. В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность — загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Группа учёных выступила с докладом, в котором, во-первых, показала мировой уровень проблемы ухудшения природной среды, во-вторых, обосновала необходимость серьёзно и безотлагательно взяться за её решение. С того времени список глобальных проблем пополнился такими вызовами и угрозами, как разрыв между «богатым Севером» (наиболее развитые страны мира) и «бедным Югом» (экономически отсталые страны), увеличение числа техногенных катастроф, угроза мирового терроризма, проблема народонаселения.

Одной из наиболее острых по-прежнему остаётся экологическая проблема. Приостановить неблагоприятные процессы, вызванные экологическим кризисом (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, и др.), человечеству пока не удаётся. Происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа. Продолжают мелеть крупные реки и озёра.

Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.

Вопрос 10. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.

Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила её. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели ещё большую остроту.

Вопрос 11. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.

Французская революция 1846 года и Социалистическая революция 1917 года, обе эти революции бедных против богатых, революции против Монархии и правительства, знати.

Вопрос 12. Как повлияли революционные события в стране на её последующее развитие? Покажи на любом примере.

Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства.

Декрет от 15(28) января 1918 года положил начало созданию Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а декрет от 29 января (11 февраля) 1918 года — Рабоче-крестьянского Красного флота.

Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование — «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа — от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.

В январе 1918 года были созваны 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и 3-й Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. 13(26) января произошло слияние съездов, что способствовало повсеместному объединению Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих депутатов. Объединённый съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая провозглашала Россию Республикой Советов и законодательно закрепляла Советы как государственную форму диктатуры пролетариата. Съезд принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» и оформил создание Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). РСФСР учреждалась на основе свободного союза народов как федерация советских национальных республик. Весной 1918 года начался процесс оформления государственности народов, населявших РСФСР.

Вопрос 13. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать Интернет менее чем через 5 лет после его появления. Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?

Люди стали чаще применять в своей жизни новые изобретения и технические открытия. Это связано с процессом ускоряющегося развития и глобализацией.

Вопрос 14. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в. — в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис

Нет. Они, конечно, открывали новые земли, т.е. делали прорыв в истории, но процесс глобализации подразумевает открытия технического назначения, усовершенствование технологий, научно-технический прогресс.

Вопрос 15. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.

Справедлива. Корпорации уничтожают любых конкурентов. крупные монополии обворовывают более бедные страны при этом зарабатывая деньги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: