В каком году первый космонавт полетел в космос, жизнь и подготовка Гагарина к полету

«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

60 лет назад был совершён первый полёт человека в космос. Космонавтом номер один стал 27-летний советский лётчик Юрий Гагарин. По мнению экспертов, первый пилотируемый полёт на орбиту был одним из величайших научных достижений в истории человечества, закрепившим за Советским Союзом роль мирового лидера в развитии космонавтики. Несмотря на некоторые технические сложности при посадке, Юрий Гагарин успешно выполнил свою миссию и вернулся на Землю.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. Он провёл на орбите 108 минут и успешно вернулся на Землю.

Дорога в космос

Научные работы в сфере организации космических исследований начались в России более 100 лет назад. Теоретическое обоснование возможности полётов в космос с использованием специальных аппаратов было сделано в начале ХХ века Константином Циолковским. Вскоре к аналогичным выводам пришёл изобретатель Юрий Кондратюк.

В 1921 году в Москве была создана газодинамическая лаборатория, а ещё через десять лет — группа изучения реактивного движения. Впоследствии они были объединены в Реактивный институт. В 1930-е годы конструктор Сергей Королёв провёл пуски первых отечественных ракет с жидкостным ракетным двигателем.

Душа советской космонавтики: 110 лет со дня рождения Сергея Королёва

Сергей Павлович Королёв родился, когда самолёты только начинали подниматься в воздух. Легендарный советский учёный отправил первых.

В 1957 году СССР удалось запустить первый в мире искусственный спутник Земли, созданный советскими учёными во главе с Королёвым, а ещё два года спустя — автоматическую межпланетную станцию «Луна-3», позволившую впервые в истории получить снимки обратной стороны Луны. Параллельно обсуждалась перспектива организации пилотируемых полётов в космос.

В 1960 году был подписан приказ главкома ВВС №267, согласно которому 12 советских лётчиков-истребителей зачислялись на должности слушателей-космонавтов. В их числе был и Юрий Гагарин — выпускник 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков им. К.Е. Ворошилова, проходивший службу в 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота.

«В программу подготовки первых космонавтов входили тренировки в центрифуге, в барокамере, общефизические упражнения, специальная подготовка на тренажёрах корабля», — рассказал в беседе с RT действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.

Кроме того, космонавты посещали теоретические занятия. Около месяца они проходили парашютную подготовку в Саратовской области. Познакомились космонавты и с человеком, создававшим для них космические корабли, — с Сергеем Королёвым.

  • Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звёздам»
  • РИА Новости

Почти полгода продолжалась предполётная подготовка. Будущие космонавты изучали корабль и разбирались с функционированием его систем. В начале 1961 года члены отряда в течение двух дней сдавали экзамены, показав отличное знание корабля «Восток», на котором одному из них предстояло отправиться на орбиту, и других вопросов, связанных с путешествием в космос.

«В ходе подготовки были отработаны любые ситуации, которые могли бы возникнуть во время полёта, даже самые необычные. Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов.

20 марта 1961 года космонавты провели тренировку по надеванию и регулировке скафандров. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота.

Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию.

  • Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва (справа) Юрию Гагарину перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года
  • РИА Новости
  • © Алексей Свердлов

Согласно официальной версии, Гагарин стал основным кандидатом в космонавты номер один на заседании Госкомиссии 8 апреля 1961 года. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта.

«Для первого полёта в космос нужно было отобрать лучшего из лучших. Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов.

За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение.

«Поехали!»

Утром 12 апреля 1961 года на корабле прошла проверка шифра «логического замка». Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти.

Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы. В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток.

«России есть чем гордиться»: астрофизик — о достижениях в изучении Вселенной и возвращении астрономии в школу

В России в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению космоса. Такого мнения придерживается российский астрофизик.

Читайте также:
Восстание на сенатской площади в декабре 1825 года: причины, предпосылки, итоги

Незадолго до пуска стало понятно, что на центральном пульте управления один из трёх транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Сергей Королёв принял решение максимально оперативно устранить неисправность, и это удалось сделать в кратчайшие сроки.

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут ракета с космическим аппаратом стартовала с космодрома Байконур. Из динамиков раздалось знаменитое гагаринское «Поехали!».

«Землю окружал ореол нежно-голубоватого цвета, затем эта полоса постепенно темнела, становилась бирюзовой, синей, фиолетовой и переходила в угольно-чёрный цвет. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь всё разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звёзды. До них было ещё далеко — ой как далеко! — и всё же с орбиты «Востока» они казались ближе, чем с Земли», — описывал свои впечатления от полёта Юрий Гагарин.

Космонавт номер один поддерживал связь с Землёй и контролировал работу систем управления кораблём. В 10:02, на 55-й минуте полёта, ТАСС распространил сообщение о первом полёте человека в космос. Причём речь в нём шла не о старшем лейтенанте, а о майоре Гагарине. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв настоял на присвоении первому космонавту внеочередного воинского звания.

По словам Александра Железнякова, на завершающей стадии полёта возникли технические трудности.

«Самая неприятная ситуация — это несвоевременное разделение отсеков на участке спуска. Вот эта неприятность заставила поволноваться конструкторов, которые находились на Земле и не могли вмешаться. Гагарин тоже испытал не самые приятные минуты своей жизни. К счастью, всё закончилось благополучно. Пусть и с опозданием, но разделение отсеков состоялось. Только из-за нештатного разделения посадка произошла с отклонением», — рассказал эксперт.

Спускаемый аппарат приземлился в районе Саратова, возле деревни Смеловка. Возвращение Юрия Гагарина из первого космического полёта вызвало во всём мире небывалый восторг и воодушевление.

«Все ликовали. Я жил далеко в горах, и там тоже все ликовали. Хотели узнать, что такое космос, зачем полетел, как полетел», — вспоминает заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.

По словам историка авиации Николая Бодрихина, первые празднования никому даже не пришлось специально организовывать.

«Воодушевление царило повсюду . Я это запомнил. Энтузиазм присутствовал, народ стал собираться на Красную площадь, радоваться. Самостоятельные демонстрации начались уже вечером 12 апреля», — поделился своими воспоминаниями с RT Николай Бодрихин.

  • Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления спускаемого аппарата космического корабля «Восток-1». Рядом с Юрием Гагариным — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. Гасиевым, и местные жители
  • РИА Новости
  • © Александр Сергеев

14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, а в мае он стал командиром отряда космонавтов. Позднее он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. В течение двух лет после полёта первый космонавт посетил с миссией мира более 30 стран. В 1963 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

«Полёт Гагарина вызвал сильную растерянность на Западе. Американцы были просто шокированы — они не думали, что первым космонавтом станет гражданин СССР», — отметил Николай Бодрихин.

По словам Владимира Попова, полёт Юрия Гагарина сыграл эпохальную роль в истории и стал достоянием всего мира.

«Это было высокое достижение цивилизации. Своим первым шагом за пределы Земли Гагарин подарил человечеству космос», — резюмировал Магомед Толбоев.

Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века

Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента — США. Но как осуществлялась подготовка и сам полёт? и Что было после того, как Гагарин пролетел над нашей землёй и приземлился обратно? Всё это, безусловно, по-прежнему вызывает интерес у многих людей.

Как осуществлялась подготовка

К отправке человека в космос ведущие советские специалисты готовились очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Королёву, главному конструктору корабля-спутника «Восток-1» и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье.

Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем

Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем

Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля «Восток-1» — в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.

При конструировании «Востока» было придумано несколько простых, но весьма эффективных решений, которые потом использовались и на других космических ракетах. Сделать некоторые вещи в срок не получилось, и, например, по этой причине было принято решение не вставлять сюда систему аварийного спасения при старте. Вдобавок ко всему из конструкции уже строящегося корабля удалили вторую тормозную систему, дублирующую первую. Отказ от неё обосновали тем, что «Востока-1», войдя на не слишком высокую орбиту (до 200 километров), всё равно в течение десяти суток слетел бы с неё из-за торможения о высшие атмосферные слои и возвратился бы обратно на нашу планету. И систем жизнеобеспечения на корабле-спутнике тоже хватало максимум на десять суток.

«Восток-1» в открытом космосе (художественное изображение)

«Восток-1» в открытом космосе (художественное изображение)

Сергей Королёв хотел как можно быстрее запустить в космическое пространство свой аппарат, ведь имелась информация, что Штаты планируют осуществить нечто аналогичное уже во второй половине апреля 1961 года. Сначала из 20 претендентов выбрали 6, а окончательное решение, кто именно должен лететь, приняли на одном из заседаний госкомиссии — была одобрена кандидатура Юрия Гагарина (дублёром назначили Германа Титова). А в качестве даты для запуска «Востока-1» было выбрано 12 апреля.

Читайте также:
Кто такие большевики и за что боролись: краткая информация

Биография Гагарина до дня полёта

Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере.

Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище

Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище

В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.

Затем он два года служил в истребительном авиаполку под Мурманском. А в конце 1959 года его включили в список кандидатов в космонавты и попросили приехать в столицу на медкомиссию. К этому времени он имел звание «старлея» (старшего лейтенанта).

Вероятность успеха запуска не была стопроцентной

Факт запуска «Востока-1» никак не освещался заранее — власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.

Гагарин с женой и одной из дочек

Гагарин с женой и одной из дочек

А ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле — он летает вокруг нашей планеты и сейчас. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.

Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю

«Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское). Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки.

Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года

Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года

Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали!». В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты.

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.

Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой

Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.

Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

На высоте семи километров в полном соответствии с планом Гагарин осуществил катапультирование, после чего модуль и космонавт в скафандре стали спускаться вниз на двух разных парашютах (этот способ посадки использовался, кстати, и в других пяти ракетах «Восток»). Регулируя парашютные стропы, космонавт смог избежать попадания в прохладные воды Волги и приземлился на берегу. Так закончился этот космический полёт.

Читайте также:
Гражданская война в России: причины и участники, кратко об этапах событий и итогах

Капсула «Востока-1» после приземления

Капсула «Востока-1» после приземления

После полёта

После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.

Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора. И, кстати, в сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание «Герой Советского Союза».

Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.

Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом

Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом

Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.

Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего «Поехали», были сняты не перед самим запуском, а значительно позже — то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать — Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском.

Юрий Гагарин и Сергей Королёв (на переднем плане)

Юрий Гагарин и Сергей Королёв (на переднем плане)

Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.

 10. Гагарин выступает перед аудиторией: на него востороженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида

Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида

В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт.

Однако 27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Он разбился, когда вместе с инструктором Владимиром Серёгиным осуществлял плановый полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашлись в нескольких десятках километров от аэродрома.

В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.

Марка 1984 года с изображением Юрия Гагарина

Марка 1984 года с изображением Юрия Гагарина

Значение полёта Гагарина на «Востоке-1»

Данный полёт, безусловно, открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение, чего мы сможем достичь на этом пути, пока не очень ясно. К примеру, сейчас ведутся разговоры о колонизации Луны и Марса.

Но нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.

Именно с полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком

С полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком

Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Этот статус и это звание у него никто никогда не отберёт.

Документальный фильм «Звезда по имени Гагарин»

В каком году первый космонавт полетел в космос, жизнь и подготовка Гагарина к полету

РОСКОСМОС-СПОРТ

Биография первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза

Ю.А. Гагарин

Дата и место рождения:

Первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Его родители — Алексей Иванович и Анна Тимофеевна Гагарины — потомственные смоленские крестьяне, колхозники.

  • 27 марта 1968 года погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем, полковником В.С. Серегиным во время тренировочного полета. Самолет разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена.

Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г. Москве.

Образование:
  • 1941 г. — поступил в 1-й класс средней школы с. Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 году возобновил учебу в школе.
  • 1945-1949 гг. — учился (окончил 6 классов) в средней школе г. Гжатск (в 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск).
  • 1949-1951гг. — учащийся ремесленного училища № 10 г. Люберцы Московской области, получил специальность «формовщик-литейщик».
  • 1951гг. — окончил 7-й класс в школе рабочей молодежи № 1 г. Люберцы и был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум.
  • 1951-1955гг. — учащийся Саратовского индустриального техникума по специальности «Литейное производство», получил диплом с отличием.
  • 4 сентября 1954 г. — 1 октября 1955 г. — занимался в Саратовском областном аэроклубе. На самолете Як-18 выполнил 196 полетов и налетал 42 час 23 мин. По окончании аэроклуба направлен в 1-е Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков (ВАУЛ). 14 марта 1955 — совершил первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров с самолета По-2.
  • 27 октября 1955 г. — 5 ноября 1957 г. — курсант 1 -го Чкаловского ВАУЛ имени К.Е. Ворошилова. 8 января 1956 — принял военную присягу. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично». Летал на самолетах Як-18 и МиГ- 15бис (общий налет — 166 час 41 мин, 586 полетов). По собственному выбору был направлен в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота.
  • 1 сентября 1961 г. — 2 марта 1968 г. — слушатель Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского, инженерный факультет. 17 февраля 1968 защитил дипломный проект. Окончил академию с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».
Читайте также:
Ништадтский мирный договор - время заключения, предшествующие события и текст

Автор книг: «Дорога в космос» (1962), «Вижу Землю» (1976), соавтор книги «Психология и космос» (1971).

ФОТОЛЕТОПИСЬ ЮРИЯ ГАГАРИНА

Деятельность до зачисления в отряд космонавтов:
  • С 5 ноября 1957 г. — в распоряжении командующего ВВС Северного флота.
  • С 29 декабря 1957 г. — до зачисления в отряд космонавтов — летчик 769 истребительного авиационного полка 122 истребительной авиационной дивизии ВВС СФ, пос. Луостари-Новое Мурманской области.
  • 24 октября 1959 г. — был представлен на должность старшего летчика. К октябрю 1959 — общий налет — 265 час.
Служба в отряде космонавтов:

В конце 1959 г. Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в группу кандидатов в космонавты. Выдержав множество различных тестов и проверок, он был признан специальной медицинской комиссией годным для космических полетов.

7 марта 1960 г. — приказом Главкома ВВС № 267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Космическая подготовка и полеты:
  • 16 марта 1960 г. — 18 января 1961 г. — общекосмическая подготовка.
  • 11 октября 1960 г. — приказом Главкома ВВС № 00176 зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на КК «Восток» вместе с В. Быковским, Г. Нелюбовым, А. Николаевым, П. Поповичем и Г. Титовым.
  • Октябрь 1960 г. — апрель 1961 г. — непосредственная подготовка к полету в составе группы.
  • 8 апреля 1961 г. — решением Госкомиссии назначен пилотом космического корабля «Восток».
  • Первый космический полет совершил 12 апреля 1961 г. в качестве пилота КК «Восток». Спускаемый аппарат и космонавт приземлились неподалеку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Продолжительность полета: 1 час 48 минут. Позывной: «Кедр».

В 9 часов 57 минут по московскому времени ТАСС передал сообщение: «12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника „Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич».

Новость вышла с запозданием, так как ожидалось подписание приказа о присвоении Гагарину звания майора (по личному настоянию первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева).

  • Сентябрь 1965 г. — апрель 1967 г. — проходил подготовку к полету в качестве командира активного КК «Союз» (7К-ОК) в составе 2-го экипажа.
  • 23 апреля 1967 г. — был дублером командира КК «Союз-1» В. Комарова.

В конце апреля 1961 года Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.

Юрий Гагарин вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы.

Гагарин в 1957 году женился на Валентине Горячевой. В семье Гагариных родились две дочери — Елена (1959) и Галина (1961).

27 марта 1968 года полковник Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Вместе с ним погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин. Урна с прахом Юрия Гагарина находится в Кремлевской стене в Москве.

12 апреля ежегодно отмечается с 1962 г. в России как День космонавтики, с 1969 г. в мире — как Всемирный день авиации и космонавтики. С 2011 г. этот день также провозглашен ООН Международным днем полета человека в космос.

За свой полет в космос Юрий Гагарин был награжден орденом Ленина и удостоен званий Герой Советского Союза и летчик-космонавт СССР. Кроме того, первый космонавт был удостоен многих иностранных почетных званий и наград. В 1968 г. Международная авиационная федерация учредила золотую медаль им. Ю.А. Гагарина.

Почетные звания:

Герой Советского Союза (14 апреля 1961), Летчик-космонавт СССР (14 апреля 1961), Почетный радист (1962). Заслуженный мастер спорта СССР (по бегу, 1961).

Государственные награды:

медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1961), орден Ленина (1961), медаль «За освоение целинных земель» (1961) и 4 юбилейные медали.

Награды зарубежных государств:

медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда НРБ и орден Георгия Димитрова (1961), медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда ЧССР (1961), орден Крест Грюнвальда I степени (1961, ПНР), орден «Плайя Хирон» (1961; Куба), орден «За заслуги в области воздухоплавания» (1961, Бразилия), орден Государственного Знамени ВНР (1961), орден «Ожерелье Нила» (1962, ОАР), орден, знак и Большая лента Африканской Звезды к ордену «Свет во тьме» (1962, Либерия), Герой Труда ДРВ (1962), орден Звезды 2-го класса (Индонезия, 1961), орден Карла Маркса (1963, ГДР).

Награды научных и общественных организаций:

Золотая медаль имени К.Э. Циолковского (АН СССР), медаль де Лаво (ФАИ), золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, премия Галабера по астронавтике за выдающиеся заслуги в изучении космоса (1963), золотая и серебряная медали астрономической обсерватории и планетария г. Стара-Загора (Болгария), медаль Колумба (Италия), золотой знак ЦК Компартии Финляндии (1961), медаль Коммунара 18 марта 1871 года (Франция, 1963), золотая медаль города Пюто (Франция, 1963), золотая медаль города Сен-Дени (Франция), медаль в честь провозглашения Ю.А. Гагарина первым почетным членом объединенного профсоюза сталелитейщиков Англии и Ирландии (г.Манчестер, 1961), знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» (посмертно, 1970), медаль С.П. Королева ФАС СССР (посмертно, 1972), медаль С.П. Королева ученого совета предприятия ОКБ-1 (1967), нагрудный знак и диплом «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей К.Э. Циолковского» Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (посмертно, 1974), медаль «За активную работу по пропаганде идей К.Э. Циолковского и космонавтики» (посмертно, 1974), знак «Почетному строителю Комсомольска-на-Амуре 1932-1957» (1962), Диплом ВДНХ СССР за разработку и внедрение техники (1967).

Почетный гражданин городов:

Юрий Гагарин — почетный гражданин многих российских городов и ряда зарубежных.

Калуга (1961), Люберцы (посмертно, 1987), Новочеркасск, Сумгаит, Смоленск, Винница, Новозыбково и Новозыбковского района Брянской области (1966), Севастополь, Саратов (1967), Ленинск (ныне Байконур, посмертно, 1977) — все СССР, а также София, Перник (1966), Бургас (1966) -все НРБ, Афины (Греция), Фамагуста. Лимасол (Кипр), Сен-Дени, Пюто (1963, Франция), Тренчианска-Теплице, Мартин (1961, ЧССР).

Ю.А. Гагарин получил на вечное хранение золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (1962, Египет).

Именем Ю.А. Гагарина названы:

г. Гагарин (бывший г.Гжатск) и Гагаринский район (бывший Гжатский район) Смоленской области. Его имя присвоено созданному в г. Гагарине мемориальному музею, Краснознаменной Военно-воздушной академии в поселке Монино, Центру подготовки космонавтов. Его имя носят научно-исследовательские суда, школы и техникумы, Якутская областная типография.

Бронзовый бюст Ю.А. Гагарина установлен в г. Москве на Аллее Героев космоса. Памятник в Звездном городке (открыт в 1971 году). Бронзовый бюст пятнадцатилетнего Ю.А. Гагарина установлен на 2-й площадке космодрома Байконур. Установлены памятники в г. Москве (на площади Гагарина), г. Гагарине, г. Ленинске (ныне Байконур) на площади его имени, г. Софии, на ТЭЦ им. Ю.А. Гагарина в г. Вишонте в Венгрии (1973).

Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета № 1772.

В Москве на Аллее Героев космоса установлен бронзовый бюст Юрия Гагарина, а на одноименной площади — памятник космонавту. Также бронзовый бюст установлен на 2-й площадке космодрома Байконур, памятники Гагарину есть в Звездном городке, в Гагарине, Ленинске (ныне — Байконур) и др. городах.

Читайте также:
Краткий пересказ событий Семилетней войны : причины, годы и итоги

Юрий Гагарин

Первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Его родители — Алексей Иванович и Анна Тимофеевна Гагарины были крестьянами. Помимо Юрия в семье росло ещё трое детей: Валентин, Борис и Зоя.

В 1941 году Юрий Гагарин пошел в первый класс, но учебу прервала война. Деревню Клушино захватили фашисты, об учебе пришлось забыть. Позже Юрий не любил вспоминать время оккупации, так как его семье пришлось перенести много ужасных лишений и страданий. При отступлении немцы угнали в Германию сестру Зою и брата Валентина. К счастью, им удалось вернуться на Родину.

В 1943 году деревню Клушино освободили. После окончания войны семья Гагариных перебралась в город Гжатск, где Юрий снова смог приступить к учебе.

Будущий космонавт был способным учеником, интересовался музыкой, фотографией, очень любил читать. В 1949 году Гагарин окончил шесть классов и поступил ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Одновременно юноша учился в вечерней школе рабочей молодежи. Тогда же Юрий начал играть в баскетбол и даже стал капитаном команды.

В 1951 году Юрий Гагарин получил специальность «формовщик-литейщик» и окончил седьмой класс в школе рабочей молодежи.

Юрий Гагарин: техникум

Московское областное управление трудовых резервов направило его на учебу в Саратовский индустриальный техникум. В 1955 году Юрий получил диплом с отличием по специальности «литейное производство». Во время учёбы в Саратове произошло знакомство Гагарина с небом.

Занимаясь в Саратовском областном аэроклубе, он выполнил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты.

Учёба в лётном училище

После окончания аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбург в Первое Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков.

14 марта 1955 года Гагарин совершил первый прыжок с парашютом. Во время учёбы он летал на самолётах:

  • ЯК-18;
  • МиГ-15бис.

Он выполнил 586 полетов, общий налет составил 166 часов 41 минуту.

Получив квалификацию летчика-истребителя, Юрий Гагарин отправился к месту службы в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота. К тому времени у молодого летчика уже была семья.

В 1957 году Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Центра управления полетами. В 1959 году у них родилась дочь Елена, а в 1961 году вторая дочь — Галина.

Семья Гагариных

В 1959 году Юрию Гагарину присвоили звание старшего лейтенанта. Тогда же он был представлен на должность старшего летчика.

Подготовка к полёту в космос

В конце 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой о зачислении его в отряд космонавтов. После прохождения тестов и проверок медицинская комиссия признала Юрия годным для полетов.

В марте 1960 года он стал слушателем отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС и приступил к тренировкам. В отряде было 20 человек.

Читайте также:
Нашествие Батыя на Русь, кратко: 1237 год — событие на Руси

Юрий пользоваться всеобщими уважением и любовью. Он был доброжелательным, целеустремлённым, инициативным. Не представляя своей жизни без неба, Гагарин всецело отдавался занятиям.

В октябре 1960 года Юрий и ещё пять его товарищей из отряда космонавтов — Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский приступили к подготовке к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток».

25 января 1961 года после успешной сдачи экзаменов Гагарину и его товарищам присвоили квалификацию «космонавт ВВС».

23 марта 1961 года Юрия Гагарина назначили командиром отряда космонавтов, а 8 апреля 1961 года Юрий стал пилотом космического корабля «Восток». Его дублером был Герман Титов.

Первый полёт человека в космос

Первый в космосе

12 апреля 1961 года состоялся исторический полет. С советского космодрома «Байконур» взлетел космический корабль «Восток-1» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Его позывной был «Кедр». Полет длился 108 минут.

Где приземлился Гагарин?

Приземлился Гагарин неподалеку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

После полета Юрия Гагарина наградили орденом Ленина и удостоили званий Герой Советского Союза и летчик-космонавт СССР.

Через месяц после возвращения из космоса первый космонавт отправился в тур с «Миссией мира». За два года он посетил более 20 стран, его везде восторженно принимали люди. Гагарин встречался с королями и президентами, политическими деятелями, учёными, музыкантами, артистами.

Юрий Гагарин много занимался общественно-политической работой, был депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы.В 1968 году Гагарин окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».

С сентября 1965 года по апрель 1967-го Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на корабле «Союз-1». Первый космонавт был дублером Владимира Комарова в составе второго экипажа.

Гибель Юрия Гагарина

27 марта 1968 года Гагарин в паре с инструктором Владимиром Серегиным выполнял тренировочный полет. Произошла авиационная катастрофа, самолёт разбился вблизи деревни Новосёлов Киржачского района Владимирской области. Оба летчика погибли.

Урны с из прахом захоронены в Кремлевской стене. Точные причины и обстоятельства катастрофы не установлены до сих пор.

С 1962 года 12 апреля отмечается в нашей стране как День Космонавтики.

Как Юрий Гагарин готовился к историческому полёту в космос – тяжелейшие тренировки, занятия на центрифуге

Юлия Иванова

12 апреля 2021 года исполняется 60 лет с момента исторического прорыва человечества в космос. В 1961 году героем для всего мира стал Юрий Гагарин, облетевший планету за 108 минут.

Впрочем, ради этого потрясающего полёта, который длился без малого два часа, самому Гагарину пришлось работать два года. Будущий первый космонавт проходил на тренировках такие сложные испытания, которые даже самым великим чемпионам не снятся в кошмарах.

Пришло время вспомнить, какими суровыми были тренировки Юрия Гагарина.

«Ни звука, ни шороха. Ничего»

Подготовка первого в мире космонавта непосредственно к полёту на орбиту началась в 1959 году. Разумеется, сам Гагарин тогда мог лишь мечтать о том, чтобы стать первым: за два года до исторического события он был лишь одним из более чем трёх тысяч кандидатов, проходивших серьёзнейший отбор. Критерии были строжайшими – в космос должен был отправиться человек с идеальным здоровьем, как физическим, так и психическим. Отбирали кандидатов до 30 лет, рост – не более 170 сантиметров. Вес – не более 70 кг. После многочисленных проверок в марте 1960-го Юрий Гагарин был зачислен в группу из 20 лётчиков – первый отряд космонавтов.

Из этих 20 человек в космос отправились 12. Но определить первого было очень непросто.

Подготовка будущих космонавтов была очень напряжённой и разносторонней. Первый космонавт должен был не просто быть хорошо готовым физически. Он должен был быть готовым ко всему, к любой ситуации, которая могла возникнуть во время полёта. И если сравнивать со спортом, то ни один чемпион никогда не тренировался так, как это делал Гагарин и его товарищи.

Во-первых, военных лётчиков отправили в учебные классы. Им приходилось изучать теорию будущего полёта, необходимые разделы астрономии и физики, на более поздних этапах – знакомиться с организацией первого полёта, устройством космического корабля. Усвоение материала проверяли на экзаменах – будущий пилот должен был знать всё досконально.

Юрий Гагарин

Фото: РИА Новости

Во-вторых, кандидатов готовили психологически. Во время одного из тестов будущие космонавты на протяжении десяти дней находились в изоляции в сурдобарокамере с пониженным атмосферным давлением, насыщенной кислородом. В полной тишине, в ограниченном пространстве Гагарин мог лишь делать зарядку, читать и вести дневник. Врачи же следили за состоянием испытуемого, изучали, как он ведёт себя в столь сложных условиях, ведь сам Юрий не знал, на какой срок его поместили в изоляцию. Но и это испытание он прошёл с честью.

«Эта «одиночка» определяла нервно-психическую устойчивость космонавта, ибо иногда приходилось сутками находиться в изолированном пространстве ограниченного объёма. Отрезан от всего мира. Ни звука, ни шороха. Никакого движения воздуха. Ничего. Никто с тобой не говорит. Время от времени, по определённому расписанию, ты должен производить радиопередачу. Но связь эта – односторонняя. Передаёшь радиограмму – и не знаешь, принята она или нет. Никто тебе не отвечает ни слова», – вспоминал Гагарин в книге «Дорога в космос».

Так вышло, что во время подобного испытания погиб коллега Гагарина – 24-летний Валентин Бондаренко. Из-за трагической случайности в барокамере случился пожар, и врачи не смогли спасти молодого человека. Это случилось за 19 дней до первого полёта в космос.

40 секунд невесомости

Конечно, крайне важна была и физическая подготовка.

Гагарин, как и другие кандидаты, был в идеальной форме. На ежедневных тренировках тела особенное внимание уделялось мышцам груди и брюшного пресса. Причина проста: во время взлёта и посадки космонавт должен был испытать давление в шесть-восемь раз больше веса своего тела. Неподготовленный человек в таких условиях едва ли сможет дышать.

Читайте также:
В какой год и кому пришлось основать Москву, первые упоминания, сколько лет Москве

Также в рамках подготовки большое внимание уделялось упражнениям на координацию: гимнастике, плаванию, прыжкам на батуте. Гагарин должен был превосходно чувствовать своё тело и контролировать все свои движения, что особенно важно в условиях невесомости.

Фото: РИА Новости

«Рабочий день наш начинался с часовой утренней зарядки. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Были и специальные уроки по физкультуре: гимнастика, игры с мячом, прыжки в воду с трамплина и вышки, упражнения на перекладине и брусьях, на батуте, с гантелями. Много плавали и ныряли. Люди, не умеющие плавать, боящиеся воды, в космонавты не годятся. Все эти занятия вырабатывали у нас навыки свободного владения телом в пространстве, повышали способность переносить длительные физические напряжения».

Кстати, поведение в состоянии невесомости тренировали отдельно. В самолёте Ту-104 оборудовали пространство, покрытое мягкими матами. Самолёт взлетал на высоту 10 километров, а затем отключал двигатели и падал на протяжении 35-40 секунд. За это время будущие космонавты, испытывавшие ощущение невесомости, должны были выполнять упражнения на координацию, принимать пищу или записывать свои наблюдения и ощущения.

«Нельзя было пошевелить пальцем»

Что касается других физических испытаний, то стоит выделить проверки в термокамерах, и испытания на вибростенде и центрифуге.

Последнее – самое неприятное для многих кандидатов. Стоит отметить, что во время тестов на вращающейся конструкции, позволяющей максимально нагрузить вестибулярный аппарат человека, будущие космонавты не просто привыкали к нестандартным ощущениям и боролись с тошнотой, но и тренировали концентрацию внимания. Гагарин рассказывал о том, что во время таких испытаний нужно было безошибочно считывать с экрана небольшие цифры.

«Это несложный аппарат, предназначенный для подготовки организма к перенесению больших перегрузок. Схематически его можно представить в виде коромысла, насаженного на ось. На одном конце коромысла устроена кабина для человека, на другом размещается уравновешивающий груз. Чем быстрее вращается коромысло вокруг оси, тем больше возрастают ускорения в организме, тем большую он испытывает перегрузку. Я довольно часто тренировался на центрифуге, с каждым разом ощущая все более возрастающую тяжесть собственного тела. Нечто подобное уже приходилось испытывать во время полётов, когда самолёт резко выходит из крутого пикирования. Тогда на меня навалилась неимоверная тяжесть, она словно вдавливала в сиденье кабины, нельзя было пошевелить пальцем, будто туманом застилало глаза».

На финальных этапах подготовки упражнения приходилось выполнять в тяжёлом скафандре, причём практически прикованным к креслу – на земле отрабатывались самые жёсткие условия.

«Тренировки и занятия продолжались своим чередом. Пришло время вибростенда – аппарата, имитирующего содрогание корабля при работающих ракетных двигателях. Устроишься в этом аппарате, и тебя всего трясёт час, а то и больше, как в лихорадке. Всё тело вибрирует, словно натянутая струна. Но ничего, привыкли».

Важным аспектом была и отработка навыков парашютиста. Да, военные лётчики умели обращаться с парашютами, но всё нужно было довести до совершенства в самых сложных условиях.

«К старту готов»

Многим спортсменам знакомо состояние предстартового волнения. Из-за него кто-то, например, в ответственный момент совершает фальстарт, а кто-то перегорает перед началом финала.

Гагарин, если верить документам и воспоминаниям очевидцев, был на удивление спокоен.

«Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию», – говорил Гагарин Николаю Каманину, руководившему подготовкой космонавтов, 11 апреля.

«Врач наклеил на моё тело семь датчиков, регистрирующих физиологические функции. Довольно долгая, не особенно приятная процедура, но я к ней привык: её проделывали с нами не один раз во время тренировок. В 21 час 50 минут Евгений Анатольевич проверил кровяное давление, температуру, пульс. Все нормально: давление 115 на 75; температура 36,7; пульс 64. – Теперь спать, – сказал он. – Спать? Пожалуйста», – вспоминал предполётный вечер первый космонавт.

Согласно красивой официальной версии Гагарин и его дублёр Герман Титов, спавшие в одной комнате, ночь провели спокойно. Однако позже Юрий признавался, что переживал, а потому какое-то время не мог заснуть. Но старался не ворочаться, чтобы врачи были уверены, что он хорошо выспался. Позже появилась шутка о том, что Гагарин полетел в космос первым, потому что Титов в ночь перед полётом ворочался на кровати и, следовательно, не мог идеально выспаться.

За несколько минут до старта Юрий Гагарин также проявлял удивительное хладнокровие: «Передали, что на экране телевизионного устройства хорошо видно моё лицо, что моя бодрость радует всех. Передали также, что пульс у меня – 64, дыхание – 24. Я ответил: Сердце бьётся нормально. Чувствую себя хорошо, перчатки надел, гермошлем закрыл, к старту готов».

А уже через несколько минут корабль «Восток» с первым космонавтом на борту вышел на орбиту. Гагарин после длительной подготовки сделал то, что никому прежде в мире не удавалось.

Юрий Гагарин: история жизни и полета в космос

Полет в космос

Воспитывая детей, каждый родитель хочет гордиться своим ребенком. Могли ли знать обычные крестьяне из деревни Клушино, Гжатского района, что своим сыном они будут гордиться? Более того, о нем узнает весь мир. Речь пойдет о первом человеке, полетевшем в космос.

Детство

Шел 1934 год, в семье плотника ждали ребенка. Анна Тимофеевна, работница молочно-товарной фермы, вначале весны уже была на сносях. И вот, 9 марта, отцу семейства, Алексею Ивановичу Гагарину, сообщают радостную новость о рождении сына. Мальчика назвали Юрой.

Семья Гагариных была не маленькой, но дружной. Всего три сыночка и красавица дочка. Юрий был младшим сыном и ничем от других детей в деревне не отличался. Он помогал по хозяйству и, как все мальчишки, озорничал.

Читайте также:
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо: годы правления, основы его деятельности и итоги

С первых дней осени в сентябре 1941 года Юра с детьми деревни Клушино пошел в сельскую школу. Но в середине октября учебу пришлось прекратить, войска Германии заняли деревню.

О тяжелом военном времени наш герой старается не вспоминать. Много чего пережил мальчик за этот период. Наконец, в 1943 году, в апреле 9 числа, деревню освободила доблестная Красная армия. Люди старались вернуться к обычной жизни, возобновилась учеба в школе.

Юность

Первый космонавт

После тяжелых военных дней Гагарины переехали в Гжатск. В этом городке в мае 1949 года юноша закончил шестой класс.

А уже 30 сентября Люберецкое ремесленное училище № 10 широко распахнуло свои двери для красивого парня с открытой улыбкой. Одновременно Юра учится в седьмом классе вечерней школы рабочей молодежи и заканчивает ее в мае 1951 года. Через месяц он с отличием заканчивает училище, и получает специальность формовщик-литейщик.

На этом наш герой не остановился. В 1951 году зачислен в ряды студентов индустриального техникума Саратова. Его внимание привлек местный аэроклуб. В конце октября 1954 года будущий космонавт впервые переступил порог Саратовского аэроклуба, где добился хороших результатов. Новое увлечение учебе не мешало. В 1955 году техникум окончил с отличием, по специальности «литейное производство». К этому времени Юрий на самолете Як-18 совершил 196 самостоятельных полетов. Обычный сельский парень оказался смелым, активным и стремящимся к цели.

Военная служба

Как выбирали кандидатов

Юрия Гагарина призвали служить осенью 1955 года. Направлен он был в славный город Оренбург в первое военно-авиационное училище имени К. Е. Ворошилова . Гагарину посчастливилось обучаться у Акбулатова известного на то время летчика-испытателя. Преодолев некоторые неприятности во время своего обучения, Юрий Алексеевич, 25 октября 1957 года окончил училище с отличием.

В конце 1957 года он поступает в 769-й истребительный полк 122-й дивизии ВВС Северного флота, расположенного недалеко от Мурманска. К октябрю 1959 года старший лейтенант Гагарин налетал 265 часов. И считался «Военным летчиком третьего класса».

Полеты в бескрайнем небе, выше птиц, поближе к солнцу и звездам, наверное, вдохновляли молодого человека на смелые поступки.

Будущий космонавт

Полет Юрия Гагарина

Все вышесказанное оказалось хорошим трамплином для совершения дальнейшего прыжка высоко в небо.

9 декабря 1959 года наш герой принял важное и взвешенное решение. Он подал рапорт, в котором просил, чтобы его зачислили в группу кандидатов в космонавты. Положительный ответ был дан через несколько дней. Неделю спустя Гагарин был в Москве.

В центральном научно-исследовательском госпитале парню нужно было пройти полное и всестороннее медицинское обследование. Затем, последовала еще одна важная медицинская комиссия, которая определяла пригодность к космическим полетам и решала судьбу молодых кандидатов. В начале 1960 года, после волнительных ожиданий, Гагарин услышал долгожданное слово: «Годен!».

11 января 1960 года вышел приказ главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина . Согласно приказу, наш герой, зачислен в отряд Центра подготовки космонавтов ВВС, в качестве слушателя. Ровно через месяц Гагарин вместе с семьей прибыл на новое место службы. Через две недели начались регулярные и непростые занятия по программе подготовки полетов в космос.

Подготовка и выбор космонавта

Только летчик, который служил в реактивной истребительной авиации, может быть первым космонавтом — такого мнения придерживался Королев и его соратники.

Самый первый отряд космонавтов состоял из 20 человек. Королев считал, что летчики-истребители имеют опыт перегрузок, перепадов давления и стрессовых ситуаций. Тщательный отбор космонавтов проводился по следующим параметрам:

Как Гагарин полетел в космос

  • Возраст 25−30 лет;
  • Рост не более 170 см;
  • Вес не более 70−72 кг;
  • Высокая стратосферная адаптация;
  • Хорошая физическая выносливость;
  • Быстрота реакции;
  • Психическая уравновешенность;
  • Политическая активность;
  • Социальное происхождение.

Конечно же, значительную роль играло членство в партии и положительная характеристика. В партию Гагарин вступил в 1960 году.

Королеву поступили данные, что американцы 20 апреля 1961 года отправляют в космическое пространство своего летчика. Надо было торопиться.

Старт советского летчика планировался в середине апреля, не позднее 17 числа 1961 года. Но кому выпадет такая великая честь, сделать первый полет к звездам? Ведь первый человек, полетевший в космос, навсегда останется первым и войдет в историю.

Для работы со сложной космической техникой требовалось:

  • Совершенное здоровье;
  • Хорошая дисциплина;
  • Профессиональная подготовка.

В отряде космонавтов выделялись три лидера — Герман Титов, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов. Кто же из них полетит в космос? На заседании ГК в последний момент приняли ответственное решение. Основным претендентом стал Гагарин, а дублировать его должен был Титов.

Полет в космос

Интересные факты о полете

Дата была назначена на 12 апреля 1961 года. Волнующий день настал. Утром с космодрома Байконур по московскому времени в 09:07 произошел старт космического корабля «Восток». Единственным человеком на борту этого корабля был пилот-космонавт Юрий Алексеевич.

Как только ракета начала подниматься, Гагарин крикнул: «Поехали!». Эта обычное слово вошло в историю. Только подумать, сколько в нем заложено смысла. Что чувствовал тогда первый космонавт? Какие эмоции и мысли его одолевали?

Исторический полет с единственным человеком на борту продолжался 1 час и 48 минут. За это время у всех замирали сердца, а корабль совершал свой первый виток вокруг нашей планеты.

Оповещение о том, что впервые в истории человечества космонавт корабля-спутника «Восток», майор Юрий Алексеевич Гагарин, совершил героический полет в космос, вышла в 9 часов 57 минут. То есть с опозданием почти в час. Так получилось из-за того, что в это время решался вопрос о присвоении первому в мире космонавту внеочередного звания майора.

В состав команды, которая запустила Гагарина в космическое пространство, входили наилучшие умы Советского Союза. Главный конструктор корабля Сергей Королёв. А из командного бункера в главный перископ с волнением наблюдал инженер-подполковник ракетных войск Анатолий Кирилов, командовавший запуском космического корабля. Заместитель Королева, Леонид Воскресенский, с тревогой в сердце стал дублером у второго перископа.

Читайте также:
Значение Брестского мирного договора для Советского государства

Корабль, на котором был совершен первый легендарный космический полет, в основном отработал без перебоев. Были неприятные исключения.

Неожиданно система радиоуправления дала сбой на ответственном и завершающем этапе. Именно она должна была обесточить двигатели третьей ступени, поэтому возникли некоторые проблемы с приземлением космонавта.

Гагарин, как было запланировано, катапультировался на высоте 7 километров. Далее капсула и космонавт спускались отдельно.

Еще одной неприятной неожиданностью было то, что в скафандре космонавта не открывался клапан, через который осуществлялась подача воздуха. Поэтому возникла серьезная ситуация, Юрий стал задыхаться. Но все обошлось. Преодолев эту проблему, за ней вырисовывалась следующая.

Место посадки во время спуска вырисовывалось неблагоприятным. Это ледяная вода Волги — матушки. Но прекрасная предполетная подготовка сослужила герою хорошую службу. Гагарин стал управлять стропами, благополучно изменил траекторию своего полета, и увел парашют почти на 2 километра от реки.

Корабль «Восток» на 108 минуте в 10:55:34 завершил свой полет. И всё-таки не обошлось без неожиданностей.

Сбой в системе торможения привел к тому, что спускаемый аппарат с космонавтом в нужном месте не приземлился. А удостоилась такой чести Саратовская область, около сел Смеловка и Подгорное, что возле Энгельса.

Запустить человека в космос — это одно. Но как поведет себя индивидуум в таких необычных условиях, никто не знает. Человеческая психика может отреагировать по-разному. Посему сделали специальную защиту для того, чтобы в паническом приступе или замешательстве космонавт не смог взять управление полетом на себя или сломать аппаратуру.

Для включения ручного управления нужно было проделать несколько операций:

  1. Вскрыть запечатанный конверт, в котором лежал листок;
  2. Решить математическую задачу, написанную на листке;
  3. Ответ этой задачи соответствовал коду разблокировки панели управления;
  4. Ввести код.

К счастью, психика Гагарина повела себя достойно.

Юрий Алексеевич на борту корабля проводил элементарные эксперименты: принимал пищу, пил воду и делал необходимые записи карандашом. Космонавт заметил, что карандаш, который он положил рядом с собой, стал уплывать. Из этого был сделан вывод, что в космосе все предметы лучше привязывать. Свои первые впечатления и незабываемые ощущения в космосе Гагарин оставлял на магнитофоне.

Была поставлена и проделана огромная задача. Запуск человека в космос, и, главное, возврат его живым и невредимым с орбиты на землю.

Жизнь после космического полета

Как жил летчик Гагарин

Жизнь первого космонавта наполнена яркими красками и многочисленными переменами. Гагарин продолжил служить в ЦПК.

В конце весны в мае 1961 года он начинает работу, как старший инструктор-космонавт первого отряда космонавтов. Впоследствии в январе 1963 года становится командиром этого отряда. Юрий Гагарин заслуженно повышен в звании до полковника.

В конце 1963 года он шагнул дальше, еще на одну ступеньку карьерной лестницы. Занял ответственную должность — зам. начальника ЦПК.

В 1968 году первый космонавт становится выпускником Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Прекрасно отучившись, получил специальность по пилотируемым воздушным и космическим летательным аппаратам и двигателям к ним.

Юрий Алексеевич приложил немало стараний, чтобы реализовать космические полеты на Луну. До конца своей жизни первый космонавт был членом одного из экипажей, планирующих полет на спутник Земли.

Любимец народа, его знает весь мир. В памяти у многих он остается молодым улыбчивым мужчиной с открытым взглядом.

Гибель космонавта

Гибель космонавта

27 марта 1968 года был обычный день, ничто не предвещало беду. Юрием Гагариным и Владимиром Серегиным выполнялся привычный полет на истребителе МиГ- 15УТИ. Но произошла трагедия: самолет с летчиками разбился. Случилась эта беда во Владимирской области близ Новоселово.

Расследование показало, что причина крылась в резком маневре, который совершил экипаж. Во время полета изменилась воздушная обстановка. Выйдя из облачного слоя, они пикировали практически вертикально. Летчики тщетно старались вывести машину в нормальное положение. Произошло столкновение самолета с землей, и экипаж погиб. Расследование показало, что неисправностей и отказов техники не было.

Юрий Алексеевич Гагарин прожил яркую, достойную уважения и восхищения жизнь.

Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов

Фото: Russian Look

Имя Юрия Гагарина знакомо всему миру. Но не все слышали, что за несколько минут до старта на корабле «Восток» случилось ЧП. Рассказываем об этом и других малоизвестных подробностях первого полета в космос

С момента исторического полета Юрия Гагарина прошло без малого 60 лет, а его биографию расписали едва ли не по минутам — от рождения до трагической гибели в авиакатастрофе во время тренировочного полета. Несмотря на это, многие интересные подробности о его космической миссии до сих пор остаются малоизвестными. Об одних годы спустя рассказали родные и коллеги Юрия Гагарина, другие стали понятны из рассекреченных документов. Мы выбрали восемь самых интересных.

1. Босиком на «Восток»

Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете. Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Им оказался «Восток».

«Ну, кто хочет посидеть в кресле пилота?» — спросил академик. Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите?» Он снял ботинки и, оставшись в одних носках, по стремянке взобрался в кабину космического корабля.

Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым».

Космический корабль «Восток»

2. Двадцать претендентов и два дублера

Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера. Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг. Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью.

Читайте также:
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо: годы правления, основы его деятельности и итоги

После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. В процессе подготовки выделились три лидера — Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами. Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него.

3. Прощальное письмо

Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника. И сам Юрий Гагарин отлично понимал, что ему предстоит опасное путешествие.

Поэтому за пару дней до старта он составил прощальное послание для своей жены и двух дочерей. Его должны были передать семье в случае катастрофы.

Это письмо Валентина Гагарина прочитала, но уже спустя годы — после гибели мужа во время испытаний самолета 27 марта 1968 года. В нем Юрий Гагарин просит супругу позаботиться о дочерях, устроить свою личную жизнь и по возможности не забывать про его родителей. «Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость», — написал космонавт.

4. Три варианта предполетного обращения

Космонавты, присутствовавшие на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года, заранее записали три предполетных обращения к советскому народу. Первое подготовил Юрий Гагарин, два других — его дублеры Герман Титов и Григорий Нелюбов. Специально для этого они ездили в Дом радио за девять дней до старта, еще не зная, кого из них выбрали для миссии.

Кроме того, сотрудники ТАСС заблаговременно написали три разных варианта сообщения о первом полете человека в космос. Какое из них попадет в эфир, зависело от исхода событий. Первый текст планировали опубликовать в случае гибели космонавта. Второй — если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление. Третий сообщал об успехе Советского Союза. В итоге именно его и распространили по всему миру через 55 минут с момента запуска.

Позади Юрия Гагарина — Герман Титов

5. Проблемы с герметичностью

Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов. Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю.

До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает».

6. Полет в режиме автопилота

До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости.

Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код.

Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось.

Внутри космического корабля «Восток»

7. «Я горю! Прощайте, товарищи»

Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. «Я горю! Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин.

На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс. Так происходит во время каждого приземления. Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной.

8. Катапульта и парашют

Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Он не был оснащен системой мягкой посадки, необходимой для безопасного приземления. Такой технологии в СССР еще не существовало, а без нее находящийся внутри человек рисковал умереть из-за резкого удара о землю.

Поэтому была придумана такая схема: за десять минут до посадки космонавт должен катапультироваться и завершить полет прыжком с парашютом. Гагарин так и сделал. Но советской стороне пришлось пойти на обман. По правилам Международной авиационной федерации, все космонавты должны были приземляться в капсулах. Чтобы результат не дискредитировали, от западных коллег долгое время скрывали детали полета. Это одна из причин, почему все подробности первых космических стартов были строго засекречены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: