Анафора
А. может располагаться в начале полустиший («Город пышный, город бедный»), строк («Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат»), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, «Когда волнуется»; Фет, «Это утро, радость эта» и т. д.). Особенно ярко А. построения выступают на примере амебейной композиции. А. называют также стихотворение, все слова к-рого начинаются одним и тем же звуком, напр.:
«Лучистый лен любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов,
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков» и т. д.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
(греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Анафора, как и многосоюзие, с которым она иногда смыкается, имеет не только интонационную, но и смысловую функцию: либо воплощает образные антитезы, либо порождает у читателя образ многосторонней, но цельной реальности.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных более или менее значительными промежутками. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. Так, в строфе Блока:
анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта. Другим примером анафоры могут быть: 1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха:
где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или 2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева:
Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия. См. Евфония.
Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Полезное
Смотреть что такое “Анафора” в других словарях:
АНАФОРА — (греч. anaphora, от ana опять, и phero несу). Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
анафора — единоначатие Словарь русских синонимов. анафора сущ. • единоначатие Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. анафора … Словарь синонимов
Анафора — АНАФОРА единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных… … Словарь литературных терминов
анафора — и устарелое анафора … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
АНАФОРА — (греч. anaphora букв. вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
Анафора — У этого термина существуют и другие значения, см. Анафора (значения). Анафора или единоначатие (др. греч. ἀναφορά приписывание, средство к исправлению[1]) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы… … Википедия
АНАФОРА — [греч. ἀναφορά возношение], евхаристическая молитва. Термином «А.» в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей (напр., в чине литургии визант. обряда: « … Православная энциклопедия
анафора — ы; ж. [греч. anaphora]. Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз (например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на… … Энциклопедический словарь
Анафора — (греч. άναφορά, от άναφέρω возносить) центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой. Существенными элементами текста большинства А … Католическая энциклопедия
анафора — (греч. anaphora вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков … Словарь лингвистических терминов
Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе
Анафора — это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций.
Узнаем, что такое анафора в литературе. Приведем примеры анафоры в поэтической и прозаической речи.
В художественной литературе одним из средств создания образной и выразительной речи является анафора. В переводе с греческого этот лингвистический термин буквально значит «вынесение, отнесение».
Что такое анафора
АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначалие) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса».
Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.
Примеры анафоры в литературе
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
Блажен , кто смолоду был молод,
Блажен , кто вовремя созрел…(А. Пушкин)
Люблю лебедей ,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей ,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий.(Г. Серебряков)
Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример звуковой анафоры:
Гро зой снесенные мосты,
Гро ба с размытого кладбища.(А.С. Пушкин)
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова:
Черно глазую девицу,
Черно гривого коня.
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой , пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский)
Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!(Н.А. Некрасов. Калистрат)
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л. Леонов)
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?(К. Бальмонт)
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.(М.А. Светлов. В разведке)
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.(А.Ахматова. У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и черная коса.(Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку: Фигуры речи. Анафора. Антитеза.»
Что такое Анафора
Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:
“Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. “.
“Город пышный, город бедный. “.
“Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!”.
“Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья. “.
“Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины. “.
Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.
Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой (об их отличиях мы поговорим ниже).
В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.
Для чего используется анафора?
В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.
В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:
- если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
- анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
- при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.
Какие бывают виды анафоры?
- лексическая;
- звуковая;
- морфемная;
- синтаксическая;
- строфическая;
- ритмическая;
- паузная.
Рассмотрим каждый вид в отдельности.
Лексическая анафора
Повторяются одни и те же слова:
“Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. “.
Звуковая анафора
В начале рядов повторяются сочетания звуков:
“Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. “.
Морфемная анафора
Повторяются одни и те же части слов или морфемы:
“Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня. “.
Синтаксическая анафора
В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:
“И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник”.
“Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери”.
Строфическая анафора
Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):
“Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт”.
Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.
Анафора в “Слово о полку Игореве”
“Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов. “.
“Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре. “.
“Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам”.
“Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!”.
Отличие анафоры от эпифоры
Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.
Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это единоконцовка.
Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:
“Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. “.
“Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?”.
“— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? –
И сидели мы, выпятив груди. “.
“Струится нетихнущий дождь, томительный дождь. “.
Отличие анафоры от симплоки
Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:
“Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла. “.
Русская народная песня
“Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел. “.
Отличие анафоры от анадиплосиса
Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:
“К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась. “.
Анафора – что это такое? Примеры анафоры в стихотворениях
Что такое анафора. Значение термина простыми словами. В чем задачи анафоры? Анафора и эпифора – в чем разница? Примеры в русской литературе. Анафора в стихотворениях русских поэтов. Виды анафоры.
Анафора – это повторение одинаковых звуков, слов, выражений в начале разных отрезков речи. Например: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… (А.С. Пушкин); Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить (В.В. Маяковский).
Повторение слов, звуков, выражений в конце смежных отрезков речи – это уже эпифора.
Анафора – стилистическая фигура, один из способов сделать речь более образной и выразительной (наряду с эпитетом, метафорой и другими приемами). В литературе задача анафоры – усилить эмоциональность и пафос произведения; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.Борис Пастернак. «Определение поэзии»
Слово происходит от древнегреческого ἀναφορά – восхождение, возвращение, вынесение вверх. Ударение ставится на второй слог: ана́фора.
Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:
Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…
Уинстон Черчилль
Чаще других анафору используют поэты. Некоторые виды анафоры возможны только в стихах – например, ритмическая или строфическая анафора.
В поэзии анафора известна с давних времен – вот стихи древнегреческого поэта V века до нашей эры Анакреона (перевод С. Лурье):
Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.
Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая
Звуковая (фоническая) анафора – это повторение одних и тех же сочетаний звуков.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Морфемная анафора – это повторение одних и тех же частей слов, слогов.
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
М.Ю. Лермонтов, «Узник»
Лексическая (словесная) анафора – это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора – разновидность лексического повтора.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Синтаксическая анафора – это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Строфическая анафора – это повтор частей фразы в начале строф стихотворения.
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.
И.А. Бродский. «В горах»
Различные типы анафор могут объединяться. Например, строфико-синтаксическая анафора – повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони.
И.А. Бродский. «Рождественски романс»
Ритмическая анафора – это повторение ритма, пауз в параллельных отрезках речи. Например, в приведенном ниже стихотворении А.Фета ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах (источник – А.П. Квятковский, «Поэтический словарь»)
Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.Никак комара не прогонишь ты прочь,
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится.
Афанасий Фет
Анафора и градация
Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой – градацией, то есть с постепенным повышением или понижением эмоционального характера слов в речи.
Анафора в литературе. Примеры
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
Афанасий Фет
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сергей Есенин
Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов?
Быть может, вся Природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа – желанье красоты?
Константин Бальмонт
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это – счастье.
Анна Ахматова
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Арсений Тарковский
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну –
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)
Что такое анафора в литературе: определение, примеры
В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, аллегории, тропы и др.).
Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.
- Анафора: значение
- Анафора: википедия
- Виды анафоры
- Значение и примеры анафоры в литературе
Анафора: значение
Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю стройный вид…
Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.
Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает вынесение вверх. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина Осень используется анафора уж, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Анафора: википедия
Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).
Виды анафоры
- Звуковая анафора (представляет собой повторяющиеся сочетания одинаковых звуков). Например, в одном из стихов А. С. Пушкина в начале первых строчек ярко выражен повтор не слова, а первых трех его букв: Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…)
- Лексическая анафора (данный случай прямо показывает повтор целых слов в начале первых строчек стихотворений. Например: Не напрасно ль дует ветер, не напрасно ль вновь гроза. Следует отметить, вид наиболее часто встречается в литературе и русском языке. Если открыть школьные учебники по этим предметам, то можно найти знакомые высказывания известного писателя Афанасия Фета, который является мастером по использованию стилистических фигур и лексической анафоре: Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало. рассказать, что лес проснулся ).
- Строфическая анафора (этот вид может стоять из повторений в начале каждой строфы, причем повторяться может как словосочетание, так и одиночное слово, чаще – восклицательное. К примеру: Земля!.. От влаги снеговой… Земля. бежит, опять бежит).
- Синтаксическая анафора (значение этого вида стилистической фигуры отличается повторением не только слов и словосочетаний, но и целых синтаксических конструкций. К примеру: сижу ли я …, вхожу ли я…, брожу ли я…).
- Строфико-синтаксическая анафора (этот вид имеет схожесть с определением строфической анафоры, и частично относится к синтаксической анафоре, однако имеет следующую отличительную особенность: в начале строфы, как правило, ставится предложение, которое повторяется, но с небольшими смысловыми изменениями. К примеру, пока не страждет командир пока не жаждет пулемет ).
- Морфемная анафора (в этом случае идет повторение части слова (морфем). Возьмем в пример строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова: …Черноглазую девицу, черногривого коня. ).
Значение и примеры анафоры в литературе
Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках , синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.
Примеры:
- «Люблю лебедей, Холодных и чистых Люблю лебедей (Г. Серебряков).
- «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно ненавидя» (Ф. Достоевский ).
- Всё разнообразие, вся красота, вся прелесть, слагается из тени и света (Л.Толстой ).
В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.
Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения. В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация, в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»).
В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими, часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.
Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе, ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы», «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики» и т.п.).
Что такое анафора в литературе: определение, примеры
В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры (метафоры, эпитеты, аллегории, тропы и др.).
Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.
Анафора: значение
Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю… стройный вид…
Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.
Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает «вынесение вверх». К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» используется анафора «уж», она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.
Анафора: википедия
Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).
Виды анафоры
- Звуковая анафора (представляет собой повторяющиеся сочетания одинаковых звуков). Например, в одном из стихов А. С. Пушкина в начале первых строчек ярко выражен повтор не слова, а первых трех его букв: «Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…»)
- Лексическая анафора (данный случай прямо показывает повтор целых слов в начале первых строчек стихотворений. Например: «Не напрасно ль дует ветер, не напрасно ль вновь гроза». Следует отметить, вид наиболее часто встречается в литературе и русском языке. Если открыть школьные учебники по этим предметам, то можно найти знакомые высказывания известного писателя Афанасия Фета, который является мастером по использованию стилистических фигур и лексической анафоре: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало. рассказать, что лес проснулся…» ).
- Строфическая анафора (этот вид может стоять из повторений в начале каждой строфы, причем повторяться может как словосочетание, так и одиночное слово, чаще – восклицательное. К примеру: «Земля!.. От влаги снеговой… Земля. бежит, опять бежит»).
- Синтаксическая анафора (значение этого вида стилистической фигуры отличается повторением не только слов и словосочетаний, но и целых синтаксических конструкций. К примеру: «сижу ли я …, вхожу ли я…, брожу ли я…»).
- Строфико-синтаксическая анафора (этот вид имеет схожесть с определением строфической анафоры, и частично относится к синтаксической анафоре, однако имеет следующую отличительную особенность: в начале строфы, как правило, ставится предложение, которое повторяется, но с небольшими смысловыми изменениями. К примеру, « пока не страждет командир… пока не жаждет пулемет…« ).
- Морфемная анафора (в этом случае идет повторение части слова (морфем). Возьмем в пример строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова: «…Черноглазую девицу, черногривого коня. » ).
Значение и примеры анафоры в литературе
Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках , синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.
Примеры:
В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.
Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения. В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек»).
В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.
Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы»; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики» и т.п.).