Значение фразеологизма “глас вопиющего в пустыне”, его происхождение

Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»: его происхождение и примеры употребления

Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху родом из Иерусалима, который жил в VII столетии до Рождества Христова. Книга Исайи, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит притчу об Иоанне Предтече, датированную 778-732 гг. до н. э. Она рассказывает о Крестителе, призывающем неверующих обратиться к Спасителю, открыть Ему свои сердца и души.

Он уговаривал израильтян подготовиться к встрече с Господом: сотворить дороги посреди пустыни, уменьшить горы, выровнять тракт, однако отшельника народ израильский не услышал. Сегодня современное толкование фразеологизма означает страстные, однако, безрезультатные воззвания к чему-либо.

Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху


Глас вопиющего в пустыне

Мы часто пользуемся в современной речи этим выражением.

Сегодня примером употребления фразеологизма являются ситуации, когда речь идет о:

  • безответном воззвании;
  • страстном призыве к чему-либо;
  • отчаянной мольбе.

Происхождение фразы

Впервые это выражение упоминается в Ветхом Завете, в книге Исайи, в которой рассказывается притча об Иоанне Крестителе. По данным исследователей, этот текст был написан в 778−732 гг. до Р. Х (Рождества Христова).

Об авторстве выражения

Автор этих строк — библейский пророк Исайя (Йешаяху, в переводе с иврита — «спасение, посланное Яхве»). Он родился в знатной семье, жил в Иерусалиме в VII веке до Р. Х. Пророческий дар у него проявился с 20 лет: ему представился Господь Саваоф, восседающий на престоле, и ангелы, окружившие его.

Толкование смысла

При внимательном прочтении отрывка из Библии мы понимаем, что в канонический текст автор вложил совершенно другой смысл, нежели мы привыкли сейчас. Пророк в иносказательной форме говорил о том, что принятие христианской веры невозможно без проведения большой духовной работы над собой.

Понизившиеся холмы подразумевают понижение высот человеческой гордыни. Лишь забывая про гордыню человек становится ближе к Богу.

Под наполненными долами имеется в виду вера, которая заполняет душу человека. А кривые пути, упоминаемые в пророчестве, при соблюдении библейских заповедей всегда становятся ровными и прямыми. И помочь в проведении этой работы должен Иоанн Предтеча, которого люди воспринимают как мессию. Иоанн посвятил свою жизнь проповеди о Спасителе и призыву к покаянию.

Толкование смысла

Оригинальный текст притчи таит в себе глубинный смысл. Иоанн Креститель не просто уговаривал израильтян открыться Богу, он метафорически пояснял, что принятие веры возможно только после усердной работы над собственным духом.

Когда пророк говорил о понизившихся горах, то подразумевал усмирение гордыни, ведь избавившись от этого греха, человек становится на шаг ближе к Всевышнему. Наполненные долины символизируют дух человеческий, обретший веру. Кривые дороги при соблюдении Законов Божьих должны обязательно стать гладкими и ровными.

Некоторые исследователи утверждают, что во фразе была неверно применена пунктуация, и верным следовало бы считать такой вариант: «Глас вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…».

«Глас вопиющего в пустыне» в коллекции Дальневосточного художественного музея

19 января Русская Православная Церковь отмечала праздник Крещение Господне, который называют еще Богоявлением – в этот день Господь впервые явился полностью, как Отец, Сын и Святой Дух. А на следующий день празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Предтеча

Глава Иоанна Предтечи 19 в.

Иоанн Предтеча — одна из главных фигур православного христианства. Рождение Крестителя, которое предсказал святой Малахий, описано в евангелии от Луки. Родители его, священник Захарий и его жена Елизавета, были людьми преклонного возраста. Рождение Иоанна было предсказано Захарии самим архангелом Гавриилом, который предсказал и рождение Иисуса Христа. Бездетный Захария не поверил архангелу, за что и был наказан немотой.

Читайте также:
Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

На иконе, поступившей в коллекцию Дальневосточного художественного музея в 1931 году из Государственного Исторического музея, изображена сцена Рождения Иоанна Предтечи. В центре композиции лежащая на высоком ложе Елизавета. Она обращена к сидящему на ступеньках лестницы Захарию, который пишет на белой дощечке: «Иоанн имя ему». К ложу Елизаветы подходят девушки с опахалами и едой. Внизу, впереди ложа, в сцене купания изображены две женщины. Одна стоит с кувшином в руке, другая сидит около чаши с водой с младенцем Иоанном на руках. После наречения младенца именем Иоанн, что на арамейском обозначает «благодать», старец Захарий вновь смог заговорить.

Иоанн Предтеча 19 в.

Вскоре Захарий был убит воинами Ирода, а Елизавета с младенцем Иоанном смогли найти укрытие, в котором находились 40 дней, питаясь финиками и водой из ручья. После смерти Елизаветы младенца Иоанна растил ангел. В 30-летнем возрасте Предтеча появился в пустыне и стал пророчествовать о пришествии Мессии. Он отпускал раскаявшимся грехи и омывал от них в водах Иордана. Поэтому и был назван Крестителем. Однажды среди людей появился Иисус, чтобы смиренно принять от пророка омовение в Иордане.

В православной традиции святого Иоанна почитают первым после ангельских чинов. Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Однако на всех иконах образ Иоанна Крестителя легко узнаваем. Отличительные черты его изображения видны на иконе из собрания музея, поступившей в 1987 году из Государственного Русского музея. Иоанн Предтеча – худой мужчина с темными густыми волосами и бородой, разделенной на пряди. Его лицо, смуглое от постоянного пребывания на солнце, подчеркивает святость и праведность мужчины. Одет он в одежду из грубой верблюжьей кожи, которая подвязана кожаным ремнем. В его левой руке находится свиток, на котором написана молитва о покаянии и чаша, в которой находится младенец Иисус.

Рождение Иоанна Предтечи 16 в.

После крещения Иисуса Иоанн продолжает пророчествовать в пустыне. Царь Ирод на тот период взял себе в супруги женщину своего брата и этот факт считался скверным. Такое сожительство многие осуждали, и святой Иоанн тоже не считал подобное поведение достойным царя. За обличение Ирода в грехе прелюбодеяния Иоанн был помещен в темницу. Жена царя Иродиада решила отомстить пророку и подговорила свою дочь Саломею станцевать танец на большом пиру в честь дня рождения царя. Станцевав эротический танец, Саломея выпросила у царя голову Крестителя. Ирод не мог нарушить слово, данное публично, и приказал отрубить пророку голову. Музейная икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» изображает момент мученической смерти Иоанна. Центром композиции являются фигуры воина, заносящего обнаженный меч, и покорно склонившегося Иоанна с вытянутыми вперед связанными руками.

Усекновение главы Иоанна Предтечи 17 в.

Внизу иконы изображена глава в сосуде, стоящем на темном фоне пещеры. Слева – сцена пленения Иоанна, над ней – его моление в темнице и благословление ангела. Все действие изображается на фоне скалистого пейзажа, осуществляя связь с Иоанном Предтечей в пустыне.

Одной из самых известных в православии икон, связанных с Иоанном Крестителем, является икона под названием «Голова на блюде». В музейной коллекции это икона 19 века, закупленная у частного лица в 1993 году. На ней изображена усеченная голова святого с закрытыми глазами и нимбом над ней. По преданию, нечестивая Иродиада сильно боялась воскресения пророка, поэтому потребовала захоронить голову Иоанна отдельно от туловища.

Читайте также:
Слова-омонимы в русском языке, примеры и значение, как применять омонимы в речи,в морфологии русского языка,опредложения

Так погиб один из величайших пророков Иудеи, крестивший самого Иисуса Христа. Святой Предтеча был последним пророком Ветхого Завета и первым пророком Нового Завета. Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11).

Коновалова О. Г.зав. отделом отечественного искусства ДВХМ

  • «Заступник земли русской» в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке.

Значение фразеологизма

Евангельское выражение нельзя трактовать по частям. Чтобы понять, что оно обозначает, нужно рассмотреть две точки зрения: библейскую и современную.

В Библии

Значение евангельской притчи кроет в себе идею о покаянии, очищении души, воссоединении с Господом Богом. Чтобы стать ближе к Всевышнему, нужно проделать колоссальную работу над собой. Йешаяху предсказывал появление Иоанна Предтечи, как пророка, проповедующего искреннее раскаяние и будущее воплощение Мессии.

Креститель должен был подготовить израильский народ к приходу Спасителя, очистить их души от грехов. Когда он пришел в Иерусалим, местные священнослужители стали о нем расспрашивать. На их вопросы Предтеча отвечал словами Исайи, что является «голосом». После этого многие израильтяне прошли таинство крещения, а позже к Иоанну явился и сам Христос.

В современном мире

Несмотря на древнее происхождение, фразеологизм активно употребляется и сегодня. Что он значит, можно прочитать в толковых или фразеологических словарях:

  • Ожегов трактует выражение как пропавшую втуне мольбу, воззвание, оставшееся без ответа;
  • Степанова дает более развернутое объяснение, называя причиной безответности человеческое непонимание или равнодушие;
  • Розе толкует крылатую фразу как призыв, не имеющий толка, недостойный внимания.

Значение евангельской притчи кроет в себе идею о покаянии, очищении души

Библейское значение фразеологизма

Указанные в словарях определения не совсем верны. Библейское значение этого выражения отличается. Иоанн Креститель призывал к покаянию. Его глас (голос) раздавался на берегах Иордана. Люди, которые слышали его, распространяли весть о нем, и его приходили слушать и другие. Толпами собирались возле него. Иоанн крестил людей иорданской водой, чтобы омыть их от грехов, и проповедовал.

Путь Иисуса был проложен по человеческим сердцам, которые были каменными, гнездили в себе змей. По такой дороге Христу было трудно идти. Поэтому этот путь ангел Божий Иоанн подготавливал, пытался сделать его прямым. Он исправлял кривизну людских сердец. Поэтому рассматриваемое нам выражение стоит толковать также как призыв к покаянию и исправлению.

Употребление фразеологизма в наши дни

Люди достаточно часто дополняют свою речь этим библейским выражением. Его любят употреблять писатели, литераторы и журналисты. Ярким примером служит фраза русского поэта Николая Платоновича Огарева: «Глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Стихотворение опубликовала лондонская газета «Колокол». Она издавалась как инструмент борьбы против крепостного права и отмены цензуры. Именно это выражение передает весь смысл написанных Огаревым строк.

Пользовался библейскими словами и Владимир Ильич Ленин, который говорил: «Разумеется, эти осторожные и нарочито двусмысленные пожелания так и остались до сих пор «гласом вопиющего в пустыне».

Оригинальный текст притчи таит в себе глубинный смысл

Встретить выражение еще можно у Салтыкова-Щедрина, Шеллер-Михайлова и других русских классиков. Нередко евангельский фразеологизм можно увидеть на первых полосах периодических изданий. Будучи заголовком, он привлекает внимание читателей к насущной проблеме, не находящей отзывов.

Читайте также:
Определение и разряды обстоятельств в русском языке: таблица видов обстоятельств с вопросами и примерами

Познав глубинный смысл библейской крылатой фразы, уже по-другому понимаешь ее значение. Нередко слова относятся к самому произносящему, ведь Иисус может прикоснуться к душе каждого, и важно, чтобы она была наполнена верой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Употребление

Рассматриваемое нами выражение не устарело. Его активно использовали и используют писатели, публицисты, журналисты и все те, кто для выражения своих мыслей прибегает к устойчивым оборотам.

Н. П. Огарев в предисловии к периодическому изданию «Колокол» Герцена пишет: «глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Это газета выпускалась в Лондоне и была направлена против цензуры и крепостнического права. Использованное Огаревым устойчивое выражение, которые мы рассматриваем, емко передало мысли автора.

Нередко применяют в заголовках оборот «глас вопиющего в пустыне» Значение фразеологизма помогает передать читателям информацию о том, что кто-то не может достучаться до чьих-то сердец, не находит желанного отклика.

Глас вопиющего в пустыне

Глас вопиющего в пустыне - фразеологизм

Автор: Дмитрий Сироткин

Фразеологизм «глас вопиющего в пустыне» – о полном непонимании .

Это приносит страдания, особенно – когда до людей пытаются донести истину .

Далее рассматриваются значение и происхождение, синонимы-антонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, неудачные попытки диалога

Фразеологизмы-синонимы: говорить на ветер, дохлый номер, стрельба холостыми, напрасный труд

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения:

  • a lone voice in the wilderness (английский язык)
  • voix qui clame dans le désert (французский язык)
  • Stimme des Predigers in der Wüste (немецкий язык)

Происхождение фразеологизма

Этот фразеологизм относится к числу фразеологизмов из Библии: в Ветхом Завете пророк Исайя говорит: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3) и “Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими” (Ис. 40: 4).

Значительно позже пророк Иоанн Креститель повторил слова пророка Исайи, ответив на вопрос о себе: «Я глас вопиющего в пустыне», что нашло отражение в Евангелии от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелии от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 23).

В обоих случаях призывы пророков не нашли широкого отклика у их современников, поэтому в значении фразеологизма акцент делается на напрасности призывов.

Предложения из произведений писателей

В годину мрака и печали, Как люди русские молчали, Глас вопиющего в пустыне Один раздался на чужбине (Н. Огарёв. Предисловие к «Колоколу»)

Теперь и я, как Осип Варламыч, все наставляю братца и сестрицу и укоряю их, но выходит глас вопиющего в пустыне. (А. Чехов, «Убийство») – кстати, цитаты Чехова

И только одно спасло его в эти дни от самоубийства: та желтая тошнота, тревога предчувствия, знак идущего, верная подруга незавершенной жизни, при появлении которой не верилось ни в университет, ни в свое лицо, ни в свои слова. Нужно только подождать, еще немного подождать: слишком грозен был зов взволнованной земли, чтобы остаться ему гласом вопиющего в пустыне. (Л. Андреев, «Сашка Жегулёв») – кстати, цитаты Андреева

В общей экономии духовного бытия голоса вопиющих в пустыне так же нужны, как и голоса, раздающиеся в людных местах, на площадях и в храмах. (Л. Шестов, «Киргегард и экзистенциальная философия»)

Были перекодированы каналы радиосвязи бортовых систем станции, чтобы исключить всякую возможность контактов с паритет-космонавтами 1-2 и 2-1. А между тем совершенно напрасно, поистине глас вопиющего в пустыне. Из Вселенной шли беспрерывные сигналы паритет-космонавтов 1-2 и 2-1. (Ч. Айтматов, «И дольше века длится день»)

Прошло несколько лет, и по этому пути идут лишь немногие святые, какие бывали на свете и прежде, до этого манифеста. Призыв Солженицына [«жить не по лжи»] остался гласом вопиющего в пустыне. Горько, однако —так. (Е. Эткинд, «Записки незаговорщика»)

– Я не раз поднимал свой голос против истребления флоры и фауны на Земле, – продолжал Минц. – Ведь это ведет к гибели всего живого, в первую очередь человека. Но мой голос вопиющего в пустыне не был услышан. Вас это удивляет? (К. Булычев, «Горилла в бронежилете»)

Библейские времена прошли, но проблема гласа вопиющего в пустыне никуда не делась: люди по-прежнему не склонны слышать то, что не соответствует их представлениям или интересам. И уже новые пророки бьются над этой проблемой.

Читайте также:
Правила написания букв "ы" и "и" после приставок на гласную и согласную

Далее вы можете ознакомиться с другими фразеологизмами:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Глас вопиющего в пустыне

(значение фразеологизма) — безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].

Выражение из Библии , из Евангелие от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелия от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелия от Иоанна (гл. 1, ст. 23). Выражение относится к Иоанну Крестителю. Когда Иоанн начал проповедование веры в Бога, в народе царили гнев и недовольство. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительные намерения ввести в обиход евреев язычество, породили мятеж, который был жестоко подавлен римлянами. Все это усилило ненависть народа к Риму. В разгар этих событий из пустыни раздался голос Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но многие не восприняли совет Иоанна. Поэтому выражение и приобрело значение призыва, остающегося без ответа.

Евангелие от Матфея (гл. 3):

“Мф.3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Мф.3:2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мф.3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.”

В словарях

(книжн.) — безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу]. ( Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , “Глас”)

(книжн. газет.) — призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа, внимания, напрасный (выражение взято из Евангелия). ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) , “Вопиющий”)

(иноск.) — которого не слышно (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.))

— Вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный. ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) )

Примеры

“Слово живое и мёртвое” (1972 г.):

“Статья его так и называлась “Канцелярит” и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.”

“Нoвыe opaтopы пpишлиcь бoлee пo вкycy бoльшинcтвy yчpeдитeлeй и вoзымeли тaкoй ycпex, чтo Кpaмcкoй вcкope oчyтилcя в oппoзиции и пoчти в oдинoчecтвe oтcтaивaл cвoю идeю cпeциaльнo xyдoжничecкoгo клyбa. Ocтaвшиcь, нaкoнeц, глacoм вoпиющeгo в пycтынe, oн дoлжeн был ycтpaнитьcя. “

“Убийство” (1895 г.) – Матвей говорит, как он хотел бы донести до брата с сестрой, что они живут неправильно:

“Теперь и я, как Осип Варламыч, все наставляю братца и сестрицу и укоряю их, но выходит глас вопиющего в пустыне.

Письмо И. Я. ПАВЛОВСКОМУ 5 декабря 1894 г. Мелихово :

“Многоуважаемый Иван Яковлевич, я писал уже в магазин “Нового времени”, чтобы Вам выслали все мои книги, но глас мой оказался вопиющим в пустыне.”

“История Рима” (в изложении князя А. Горчакова, 1908):

“Римский сенат и его делегаты, прежде отличавшиеся твердою честностью решений, стали прибегать к хитростям, обманам, судили несправедливо, и усилия единичных личностей вроде Катона вернуться к прежним, прямым и честным правилам оставались гласом вопиющего в пустыне.”

“. с другой стороны, рассказывали, что подсудимые будто бы заявляют об истязаниях и пытках, которым их подвергают в тюрьме, но что жалобы их остаются “гласом вопиющего в пустыне” и т. п. “.

“Пошехонская старина” (1888 г.), гл. 6:

“К сожалению, уветы мои были голосом вопиющего в пустыне.”

Мелочи жизни. Читатель :

“Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле. на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне.”

Дружинин

Читайте также:
Каково значение выражения тёртый калач; его синонимы, антонимы, происхождение фразеологизма

Сентимент. путешествия Чернокнижникова (письмо) :

“Без тебя (благосклоннейший из читателей) я был гласом вопиющего в пустыне, эоловой арфой без ветра (?), разливающей гармонию среди унылой окрестности.”

Н.Ф. Щербина

К “Молве” названье не пристало:

Ее читателей так мало,

Что хоть зови ее отныне:

“Глас вопиющего в пустыне”.

Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»: его происхождение и примеры употребления

Всем известен расхожий фразеологизм «глас вопиющего в пустыне», но часто люди не могут правильно объяснить, что он значит. В этой статье мы расскажем о том, что означает эта фраза, и историю ее происхождения.

Глас вопиющего в пустыне

Мы часто пользуемся в современной речи этим выражением.

Сегодня примером употребления фразеологизма являются ситуации, когда речь идет о:

  • безответном воззвании;
  • страстном призыве к чему-либо;
  • отчаянной мольбе.

Происхождение фразы

Впервые это выражение упоминается в Ветхом Завете, в книге Исайи, в которой рассказывается притча об Иоанне Крестителе. По данным исследователей, этот текст был написан в 778−732 гг. до Р. Х (Рождества Христова).

Об авторстве выражения

Автор этих строк — библейский пророк Исайя (Йешаяху, в переводе с иврита — «спасение, посланное Яхве»). Он родился в знатной семье, жил в Иерусалиме в VII веке до Р. Х. Пророческий дар у него проявился с 20 лет: ему представился Господь Саваоф, восседающий на престоле, и ангелы, окружившие его.

Толкование смысла

При внимательном прочтении отрывка из Библии мы понимаем, что в канонический текст автор вложил совершенно другой смысл, нежели мы привыкли сейчас. Пророк в иносказательной форме говорил о том, что принятие христианской веры невозможно без проведения большой духовной работы над собой.

Понизившиеся холмы подразумевают понижение высот человеческой гордыни. Лишь забывая про гордыню человек становится ближе к Богу.

Под наполненными долами имеется в виду вера, которая заполняет душу человека. А кривые пути, упоминаемые в пророчестве, при соблюдении библейских заповедей всегда становятся ровными и прямыми. И помочь в проведении этой работы должен Иоанн Предтеча, которого люди воспринимают как мессию. Иоанн посвятил свою жизнь проповеди о Спасителе и призыву к покаянию.

Читайте также:
Что такое страдательное причастие в русском языке, как выделить страдательное причастие, примеры и исключения

пример употребления

Значение фразеологизма

Фразеологизм предполагает устойчивое сочетание слов, значение которых по отдельности не может передать смысл фразы в целом. О значении фразеологизма «глас вопиющего в пустыне» можно говорить, исходя из его современного или библейского понимания.

В Библии

Евангелие с помощью метафоры пытается донести до людей мысль о необходимости переосмысления собственной жизни, покаяния.

Слова пророка в Библии призывают приложить для этого некоторые усилия:

  • сравнять горы;
  • выпрямить дороги;
  • засыпать низменности.

Для толкования этого выражения в контексте Библии нужно понимать, о ком говорит пророк. А Исайя имеет в виду Иоанна Предтечу, который должен был прийти в мир через несколько сотен лет после самого пророка. Иоанн Креститель жил в пустыне до достижения тридцатилетнего возраста, а затем вышел к людям, чтобы проповедовать покаяние и воплощение Спасителя.

Новый Завет содержит сведения о том, как Иоанн проповедовал о необходимости покаяния, поскольку выполнял особую миссию: подготовить людей к появлению Иисуса Христа.

При появлении Крестителя священники Иерусалима пришли к нему и спросили его о том, кто он такой. На что Иоанн ответил им словами пророка о том, что он и есть «голос». Его призыв не пропал втуне: многие раскаялись и приняли от него крещение в реке Иордан. У него же крестился и сам Спаситель.

значение фразеологизма глас вопиющего в пустыне

В современном мире

О значении выражения в современной интерпретации лучше всего расскажет толковый или фразеологический словарь.

  1. Словарь С. И. Ожегова значение объясняет, как «безответный призыв, неуслышанная мольба» со стилистической пометкой «книжное».
  2. Фразеологический словарь М. И. Степановой содержит такое толкование этого выражения: «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей», также с пометкой «книжное».
  3. Сборник устойчивых оборотов Т. В. Розе определяет это выражение как бесполезный призыв, оставшийся без внимания.

Фразеологизм активно используется нашими современниками и обычными людьми в обиходной жизни и писателями, публицистами, помогая передать тщетность чьих-либо попыток найти желанный отклик на свой призыв.

Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»

История фразеологизмов

Фразеологизмом называют устойчивую комбинацию слов.

Библия является кладезем фразеологизмов, в частности, изречение «глас вопиющего в пустыне», которое означает призыв, оставшийся без внимания, пришло оттуда.

Источниками фразеологизмов, помимо Библии, являются:

  • народные высказывания,
  • исторические события и лица.

Значение и происхождение фразеологизма

  1. Если обратиться к толковым словарям, например, к словарю Ожегова, этому фразеологизму он дает такое толкование: «безответный призыв» или «неуслышанная мольба».
  2. М. И. Степанова, редактор словаря фразеологизмов, дает следующее объяснение: «страстный призыв, не получивший ответа из-за человеческого равнодушия».
  3. Сборник, в котором собраны устойчивые обороты, Розе Т. В. говорит о бесполезном призыве, оставшемся без внимания.

Книга Исайи

Значение фразеологизма глас вопиющий в пустыне

Самое первое упоминание данного фразеологизма встречается в книге Исайи. Достоверной информации о времени создания этого труда нет, однако исследователями называются 778−732 гг. до Р. Х. У. Исайи есть точные и сбывшиеся пророчества, касающиеся Иисуса Христа.

В настоящее время слова Исайи используются неправильно, и смысл их искажен. Первоначально это изречение выглядело так: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», то есть фраза была разделена двоеточием. В наши дни этот оборот можно встретить даже в виде «крик вопиющего в пустыне».

Читайте также:
Каково значение выражения тёртый калач; его синонимы, антонимы, происхождение фразеологизма

Исайя был родом из Иерусалима, из богатой семьи. Когда ему было 20 лет, Исайе пришло видение — Бог Саваоф в окружении ангелов. Речи Исайи были наполнены идеями о социальном равенстве и справедливости. Он повторял пастве о том, что лучше быть нравственным, чем буквально и бездуховно почитать Создателя. За неправедную жизнь и жестокость важные и влиятельные лица были подвергнуты критике со стороны Исайи.

Иоанн Предтеча

Как понять фразеологизм

Для начала нужно представить иудейскую пустыню, где прозвучала эта фраза из уст Иоанна Предтечи.

Он прожил в каменистой, безводной и сухой пустыне долгое время, после похорон своей матери — преподобной Елисаветы. Это время представляет собой загадку для ученых, так как неизвестно, как Иоанн Предтеча провел это время.

Существует версия, что его приютила община иессеев-священников в ветхозаветном храме. Эта община была против партии саддукеев из-за их занятий коммерцией, сделавших свой храм частной лавочкой. Несогласные с такими условиями священники покинули храм и поселились в пустыне, основав там свой монастырь. Иоанн Предтеча был воспитан в таких целомудренных условиях, где члены общины соединялись со своими женами только для зачатия детей, а в остальное время хранили целомудрие.

Иоанн Предтеча на проповеди произносит пророчество, которое написал Исайя. О необходимости подготовить пути для Господа, сделать прямыми тропы, наполнить все низменности, понизить горы и холмы, выпрямить кривые пути.

Иудейская пустошь как будто подтверждает правдивость этих слов, доказывая сказанное своими пейзажами. И холмы, которые «понизились», и отсутствие долин, и путь, проложенный караванами с севера на юг — совершенно прямой.

Очевидно, что эти слова имели глубокий подтекст: принятие Христа невозможно без духовной подготовки. И Иоанн Предтеча проводит эту работу. Его энергия, внешний вид, Божественный дух поражают народ. Люди считают, что он — Мессия. Иоанн Предтеча на вопросы: кто он и откуда у него права на произнесение таких речей народу, говорит, что он и есть тот «голос вопиющего», о котором написал Исайя.

И на самом деле, Иоанн Креститель — «голос», его жизнь посвящена проповедям об Иисусе Христе и мольбам к смирению. Говоря о понизившихся холмах, он подразумевает понижение холмов из человеческой гордости. Только забыв про гордость, человек может стать ближе к Христу, ведь самодостаточному и сильному человеку незачем обращаться за помощью к Христу. Наполненные долы — это вера, заполнившая душу человека. И самый распространенный Библейский образ — кривые пути. При соблюдении Божьих заповедей, кривой путь становится ровным и прямым.

Как понять значение фразеологизма

Четыре столетия спустя Макарием Великим было написано, что сердце человека является бескрайней страной, в которой есть и холмы, и долы, и кривые извилистые пути с ущельями, в которых обитают драконы, скорпионы и змеи. В его словах соединились и слова Исайи, и слова Иоанна.

Неужели глас Иоанна Крестителя не был услышан, если эта фраза трактуется как призыв, не получивший ответа. Существует версия, что двоеточие поставлено неверно. «Голос вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…» В данном случае пустынное место — это там, где тихо и спокойно, без раздражающих факторов. Чтобы прийти к Христу нужно удалиться в пустыню сердца и молиться. А призывы Иоанна Крестителя все-таки были услышаны, так как много учеников Иоанна последовало потом за Спасителем.

Читайте также:
Слова-омонимы в русском языке, примеры и значение, как применять омонимы в речи,в морфологии русского языка,опредложения

Глас вопиющего в пустыне – Тиссо Джеймс

Глас вопиющего в пустыне

Происхождение фразы «глас вопиющего в пустыне» связано с пророчеством Исайи, который жил за 800 лет до пришествия в мир Спасителя: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; … и узрит всякая плоть спасение Божие». (Ис 40:3–5). Далее, говоря современным языком, пророк призывает сравнять горы, засыпать низины и сделать неровные дороги гладкими. Только тогда явится слава Господня.

Эти таинственные слова пророчествуют о приходе в мир Иоанна Крестителе, которому предстояло стать предтечей долгожданного Мессии, исполняя миссию подготовки людей к приходу Христа. Повествование о том, как Иоанн начал свою проповедь о покаянии, мы находим в Новом завете у трех евангелистов- Матфея, Марка и Луки. Узнав об этой проповеди, иерусалимские священники пришли к Иоанну и спросили его, кто он такой. На что тот ответил словами пророка Исайи: «Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Мф. 3: 3).

На картине Джеймса Тиссо взору зрителя открываются бескрайние просторы палестинской пустыни. Всюду каменистая безжизненная земля еще погруженная во тьму ночи. Но на линии горизонта уже брезжит свет – верхушки гор озаряются розовыми лучами восходящего солнца. Единственным свидетелем этой картины природы становится Иоанн Креститель. Его фигура изображена на переднем плане с высоко воздетыми к небу руками. И уст пророка звучит крик, улетающий далеко в пустынное пространство. Фигура Иоанна еще стоит в тени, но скоро зарождающийся свет прольется на все пространство пустыни. Безусловно, в таком изображении читается явная символическая параллель перехода от тьмы к свету, от Ветхого завета к Новому.

Всю свою жизнь Иоанн провел, будучи великим аскетом и пламенным проповедником. Однако от остальных он не требовал самого главного – верности Богу и осознания своих грехов. Ключевыми словами его проповеди были – «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И, хотя многие так и остались глухими к призывам исправить жизнь, его служение не было напрасным. Были те, кто каялись и принимали от него крещение водой. Кульминацией служения Иоанна стало крещение в водах Иордана самого Спасителя.

История создания.

Свою творческую карьеру Джеймс Тиссо начал с салонной живописи. Его работы, изображающие дам в модных нарядах, имели колоссальный успех у коллекционеров и приносили живописцу внушительный доход. Однако после внезапной смерти возлюбленной художник переживает сильнейшую переоценку ценностей, приходит к вере и решает посвятить весь свой талант творческому исследованию Священного Писания. С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889 г.) Палестину. Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле: «Именно на Святой Земле сцены прошлого возникали перед моим мысленным взором… Я предавался размышлениям, пребывая в тех местах, где происходили события, и проникался внутренними видениями настолько, что они открывались мне во всей полноте».

Творческое служение Тиссо без преувеличения можно назвать подвигом. Он создает более 450 (по некоторым источникам – до 700) работ. Важно отметить и исторические обстоятельства эпохи, в которую творил художник. Научный, технический и экономический прогресс второй половины XIX века привел к тому, что на смену религиозной пришла иная система ценностей, положившая в основу человеческого существования личное материальное благополучие и определившая новую модель мира с его культурой отрицания, мятежного богоотступничества, признания непреодолимости зла и воспевания красоты увядания. Появление именно в такой период времени большой серии работ на сюжеты Священного Писания, было явлением по меньшей мере поразительным. Учитывая еще и тот факт, что осуществил ее один из самых на тот момент модных салонных художников Лондона и Парижа. С кистью в руках Тиссо буквально старался «прочитать» всю Библию. Книга, некогда бывшая путеводителем его матери, стала для него не просто настольной, но окном, через которое он стремился смотреть на мир и его Творца. Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ») составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею. Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и книгам Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904.

Читайте также:
Определение и разряды обстоятельств в русском языке: таблица видов обстоятельств с вопросами и примерами

Серия была выполнена в реалистическом стиле, которому Тиссо оставался верным, несмотря на новые художественные веяния конца XIX столетия. Работы отличаются чрезвычайно скрупулезным вниманием к деталям, к характерным особенностям быта и архитектуры, к природе Палестины и к типажам местных жителей. Главным художественно-выразительным средством в этих акварелях становится не столько цвет, сколько линия, мастерски владея которой, Тиссо создает экспрессивные, живые, чувственные образы.

Отношение автора к вере.

Творческий путь Джеймса Тиссо удивительным образом отражает историю обретения художником истинной веры. С юных лет живописец впитывал знания о христианстве от своей глубоко верующей матери католички, для которой Библия была настольной книгой. Однако, как и многие молодые люди той эпохи, Тиссо был подвластен современным веяниям, утверждающим истинное благо в материальных ценностях. Благодаря таланту и выбору чрезвычайно популярной темы своих картин, изображающих модных красавиц, Джеймс Тиссо стал состоятельным человеком и популярным художником в Лондоне и Париже. Свою личную жизнь он связан с Кэтлин Ньютон – разведенной красавицей ирландкой, которая стала его настоящей музой и главной моделью многих работ. Однако их счастью суждено было продлиться 12 лет.

В 1882 году жизнь Джеймса Тиссо в буквальном смысле перевернулась. Его возлюбленная, внезапно заболевшая туберкулезом, покончила жизнь самоубийством. Долгое время художник не мог найти утешение. Переживая колоссальный душевный кризис, Тиссо прибегал к мистическим практикам, но вскоре осознал, что это ложный путь. И тогда Джеймс Тиссо всерьез пересмотрел свою жизнь и обратился к христианской вере.

Такой душевный переворот в полной мере отразился и на творчестве художника. Тиссо обратился к религиозному искусству и полностью посвятил свой талант созданию цикла иллюстраций к Священному Писанию. Он отправился в путешествие по Святой Земле, с целью своими глазами увидеть те места, где жил и проповедовал Спаситель. Живописец подолгу жил в Палестине и до конца своих дней оставался горячо верующим христианином, обретшим утешение в Боге.

Биография.

Жак-Жозеф Тиссо родился 15 октября 1836 года в семье успешного торговца тканями из Нанта и набожной католички. К 17 годам, после иезуитской школы-интерната, Жак-Жозеф окончательно принял решение стать профессиональным художником – при горячей поддержке со стороны матери и к большому разочарованию отца. В 1857 году он уехал в Париж, в Школу изящных искусств. Учителями Тиссо были Ипполит Ландрин и Луи Ламот.

Читайте также:
Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

Три года спустя молодой художник-провинциал дебютировал в Салоне, и с той поры стал называть себя Джеймс Тиссо – на английский манер. Слава к Тиссо пришла рано: его картина «Встреча Фауста и Маргариты», в которой явно читалось влияние прерафаэлитов, привлекла внимание графа де Нойверкерке, который приобрел картину от имени правительства Люксембурга за 5000 франков.

Тиссо унаследовал коммерческие инстинкты своего успешного отца-торговца, которые в сочетании с умом и искушенностью сделали его весьма преуспевающим. В 1863 году художник оставил историческую тему и обратился к жанру модного портрета, изображая изящных дам в модных одеждах. Через два года Тиссо, в знак признания его талантов, получил право выставляться на выставках Салона вне конкурсной программы. Цены на его картины, изображающие развлечения и утонченную жизнь времен Второй Империи Наполеона Бонапарта, были просто фантастическими.

В 1869 году, на вершине своей карьеры, Тиссо в качестве карикатуриста стал сотрудничать с новым лондонским журналом «Vanity Fair» («Ярмарка тщеславия»). Первой работой для журнала стала злостная политическая карикатура, изображающая поверженного Наполеона III. И когда в сентябре 1870 года Вторая Империя рухнула, вместе с ней закончилась спокойная, размеренная жизнь Джеймса Тиссо. Он стал снайпером, защищая Париж в рядах отряда «Скауты (Éclaireurs) Сены». После франко-прусской войны и кровавых боев Парижской Коммуны Джеймс Тиссо бежал из Парижа в Лондон, имея в кармане всего 100 франков.

Всего два года понадобилось талантливому живописцу, чтобы занять достойное место на лондонском арт-рынке. Он в совершенстве освоил искусство гравюры и в 1873 году стал членом лондонского The Arts Club.

С 1872 по 1875 годы Тиссо выставлял свои работы исключительно в Королевской академии, получая солидный доход от продаж акварельных копий и гравюр своих картин. В 1876 году Джеймс Тиссо стал очень состоятельным человеком и следующие шесть лет провел в относительном уединении со своей молодой натурщицей и музой Кэтлин Ньютон, которая позировала для его картин «Октябрь», «Вечер», «Гамак». Когда Кэтлин Ньютон скончалась от туберкулеза в конце 1882 года, Тиссо вернулся в Париж, а год спустя продал свой лондонский дом.

Во французской столице Джеймс Тиссо попытался восстановить свою репутацию модного живописца, создав серию из пятнадцати крупномасштабных полотен под названием «La Femme de Paris» («Парижская женщина»). Остаток своей жизни Тиссо посвятил иллюстрированию Библии, для чего предпринимал неоднократные поездки на Святую Землю – в 1886-87, 1888 и 1889 годах. Его серия из 365 иллюстраций гуашью, посвященная Жизни Христа, стала сенсацией. Произведения из «библейской серии» были показаны на выставках в Париже (1894 и 1895 гг.), Лондоне (1896) и Нью-Йорке (1898), и были напечатаны отдельными изданиями.

В 1888 году Джеймс Тиссо поселился в бывшем аббатстве Шато-де-Бюйон, которое унаследовал от отца. Художник умер в 1902 году, в возрасте 66 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: