Понятие истины: какой смысл вкладывают обществоведы, формы представления и критерии

Эссе по обществознанию

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «потребность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о роли потребностей в деятельности человека, и одно предложение, раскрывающее сущность такого вида, как социальные потребности.

Потребность – это нужда человека, в том, что составляет необходимое условие его существования. Потребность выступает как основной мотив деятельности человека. Социальные потребности представляют собой особый вид потребностей человека, связанный с определенными аспектами социального поведения, их сущность заключается в необходимости взаимодействовать с обществом, например потребность в общении, общественном признании, труде.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «валовой внутренний продукт (ВВП)»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о реальном ВВП, и одно предложение, раскрывающее сущность интенсивного экономического роста.

ВВП – макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год на территории страны как отечественными, так и зарубежными производителями. Реальный ВВП рассчитывается с учетом инфляции и поэтому позволяет более точно определить рост производства. Сущность интенсивного экономического роста заключается в увеличении объемов производства товаров и услуг за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «гражданское право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах защиты гражданских прав (не менее трех), и одно предложение, раскрывающее сущность одного из них.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные с ними и не связанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на имущественной самостоятельности и равенстве сторон. Способами защиты гражданских прав являются признание права, возмещение убытков, компенсация морального вреда, взыскание неустойки и др. Компенсация морального вреда – возмещение физических или нравственных страданий, которые претерпевает гражданин в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об элементах структуры деятельности (не менее четырех), и одно предложение, раскрывающее сущность творческой деятельности.

Деятельность – присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и самого себя. В структуру деятельности входят следующие элементы: субъект, объект, цель, мотив, средства, действия, результат. Сущность творческой деятельности заключается в создании нечто нового, ранее не существовавшего.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «политическое участие»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах политического участия граждан (не менее трех), и одно предложение, раскрывающее особенность политического участия в демократическом обществе.

Политическое участие – осуществление гражданами действий с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Формами политического участия граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти. Особенность политического участия в демократическом обществе заключается в обеспечении государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности (не менее трех), и одно предложение, раскрывающее принцип законности юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Существуют такие виды юридической ответственности как гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Принцип законности юридической ответственности означает, что привлекать к юридической ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о трех каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенность социальной мобильности в демократическом обществе.

Социальная мобильность – перемещение индивида или социальной группы в структуре общества, связанное с изменением социального статуса. Каналами восходящей социальной мобильности являются образование, брак, армия. Особенность социальной мобильности в демократическом обществе заключается в возможности свободного, беспрепятственного перемещения индивида по социальной лестнице, так как демократия предполагает равные права и свободы, открытость общества, отсутствие искусственных социальных преград и барьеров, затрудняющих изменение статуса.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах восходящей социальной мобильности (не менее трех), и одно предложение, раскрывающее сущность фактора нисходящей социальной мобильности.

Социальная мобильность – перемещение индивида или социальной группы в структуре общества, связанное с изменением социального статуса. Каналами восходящей социальной мобильности являются образование, брак, армия. Одним из факторов нисходящей социальной мобильности может выступать уровень развития экономики, когда в периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиции сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность.

Читайте также:
Великобритания: географическое положение на карте, природные ресурсы и официальное название

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о трех каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность межпоколенной мобильности.

Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Важнейшими каналами социальной мобильности являются образование, армия, брак. Сущность межпоколенной мобильности заключается в сравнительном изменении социального статуса у различных поколений.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о двух институтах политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее роль средств массовой информации (СМИ) в политической системе общества.

Политическая система – совокупность норм, институтов, организаций, их взаимодействие, составляющих политическую самоорганизацию общества. Основными институтами политической системы общества являются государство, политические партии, общественные движения. Роль средств массовой информации (СМИ) в политической системе общества заключается в информировании граждан о политических событиях, приобщении людей к политическим ценностям, анализе и оценке деятельности органов власти.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее сущность одной из них.

Политическая система – совокупность норм, институтов, организаций, их взаимодействие, составляющих политическую самоорганизацию общества. Политическая система общества состоит из таких структурных элементов как институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная, функциональная. Институциональная подсистема включает в себя такие политические институты как государство, партии, общественно-политические институты.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из типов социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность социального неравенства.

Социальная стратификация – система признаков и критериев социального расслоения, социального неравенства в обществе. В сословном типе социальной стратификации иерархия страт основывалась на закрепленных обычаем или законом и передаваемых по наследству правах и обязанностях. Сущность социального неравенства заключается в расположении отдельных индивидов и социальных групп на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, при которой они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии(-ях) истины, и одно предложение, раскрывающее сущность такой особенности истины, как конкретность.

Истина – знание, соответствующее действительности, объекту познания. Критериями истины являются теория (теоретическая обоснованность), логика (непротиворечивость законам логики, соответствие им), практика (практическое подтверждение в жизни). Конкретность истины означает, что соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях.

Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о трех видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее различие между любыми двумя видами социальных норм.

Социальные нормы – установленные в общества правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и другие. Различие между нормами морали и права заключается в том, что первые не имеют официального источника, основываются на представлениях о добре и зле, в качестве наказания или поощрения поведения используются неформальные санкции, а вторые всегда устанавливаются государством и фиксируются в законах, общеобязательны для соблюдения, предусматривают исключительно формальные санкции.

Предэкзаменационный марафон. ЕГЭ по обществознанию. Занятие № 5. Тема: «Познание, его формы » Октябрь, 1-ая неделя.

егэ

Начинаем изучение темы «Познание». Тема сложная, в ней много терминов, понятий, поэтому посвятим ей два занятия.

Напоминаю, ребята, что в данной статье я даю план, разбираю наиболее трудные вопросы. Весь основной материал вы читайте на данном моём сайте — там подробно даны лекции по каждой теме: http://obschestvoznanie-ege.ru)

Вспоминаем следующие темы

ПЛАН

  • Познание, понятие
  • Субъект и объект познания
  • Формы познания: чувственное и рациональное
  • Многообразие форм и видов человеческих знаний
  • Понятие истины
  • Истина абсолютная и относительная
  • Истина объективная и субъективная
  • Критерии истины

Остановлюсь на некоторых моментах.

Выпускнику на заметку

Познание, понятие

Начинаем тему с определения познания. Это, конечно, процесс, в ходе которого человек познаёт мир во всём его многообразии. Результат познания — наши знания о мире, обществе и самом себе.

Читайте также:
Исток реки Миссисипи: где находится, длина, Миссури и иные притоки в бассейне

Пример

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах познания, и одно предложение, раскрывающее этапы одной из форм познания.

Познание – это процесс приобретения знаний о мире, обществе и самом человеке.

Существует две формы познания: чувственное и рациональное познание.

Этапы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Субъект и объект познания

Существует две стороны процесса познания: субъект( тот , кто познаёт) и объект ( то, что познаётся- мир, общество, сами люди и др.)

Пример

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ПОНЯТИЕ ОСОБЕННОСТИ
Субъект Занимается познанием как видом деятельности
*** То, на что или на кого направлен процесс познания.

Формы познания: чувственное и рациональное

Запомните ступени форм познания.

Чувственное познание ( познание при помощи органов чувств):

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Представление

Рациональное познание ( получение знаний при помощи разума, без воздействия органов чувств):

  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение

Пример

1) в суждении утверждается или отрицается что-либо о предмете познания

2)человек способен представить образ того предмета, который им был когда воспринят при помощи органов чувств.

3) в результате восприятия создаётся целостный образ предмета

4) В умозаключении содержится мысль, возникшая в результате обобщения суждений о предмете

Многообразие форм и видов человеческих знаний

Не путайте формы познания(научное и ненаучное) и виды знаний ( научное, житейское, практическое, художественное, рациональное, иррациональное, личностное)

Все определения даны в лекциях на сайте.

Пример

Б)велика роль субъективности в создании образов

В) объективное, достоверное знание о предмете

Г)вера в сверхъестественное

А Б В Г Д

Понятие истины

Существует несколько определений истины. Даю самое простое: истина— это соответствие нашего знания предмету познания.

Если нет этого соответствия, то речь идёт о заблуждении.

Не путайте истину и заблуждение с правдой и ложью (это нравственные понятия).

Пример

Истина абсолютная и относительная

Абсолютная истина — полное, исчерпывающееся знание о предмете.

Относительная— неполное знание, которое будет добавляться с процессом развития общества, техники, технологий, науки вообще.

Но помните: относительная истина — это тоже истина, только не вся, не исчерпывающая.

Двух истин не бывает. Если их «две», то одна- это просто заблуждение.

Пример

Б)возможно дальнейшее изучение6 предмета познания

В) знание, ограниченное возможностями техники и технологий на данном этапе исторического развития

Г)возможность конкретизации, дополнения знаний о чём-либо

А Б В Г Д

Истина объективная и субъективная

Истина объективна по содержанию и субъективна по форме. Как это понять?

Объективность истины — её существование в реальной действительности. Изучаем мы действительность или нет — она существует всё равно.

Субъективность истины — это знания, полученные уже человеком о мире, выраженные в различных формах( законах, концепциях, теориях и т.д.)

Пример

1) обязательное восприятие сознанием человека

2) характеризует её содержание

3)мир, существующий вокруг, познанный человеком

4) существует независимо от человека, общества

Критерии истины

Критерии – это те основания, которые позволяют нам судить об истинности тех или иных знаний. Подробно о них прочитайте на сайте. А в общем кратко можно их назвать так: это теория, практика и чувства.

Пример

Домашнее задание:

  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28 )по следующим темам:

«Истина»

«Познание»

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

Виды знаний

ПОЗНАНИЕ – это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке.

Добрый день, мы продолжаем говорить о ЧЕЛОВЕКЕ и его ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Разбираем темы кодификатора ЕГЭ-2015

1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии

Тема занятия – «ПОЗНАНИЕ». Мы разберем еще одни из основных видов деятельности человека, наряду с ТРУДОМ, ОБЩЕНИЕМ, ИГРОЙ. Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и МЫШЛЕНИЯ. Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая деятельность, то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО. Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Познание – форма деятельности человека и общества, направленная на получение информации об окружающем мире.

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО порядка.

Читайте также:
Северная Америка реки: список и характеристика самых великих речных потоков

Вопросы теории познания

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Джордж Беркли

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории познания решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – РЕЛИГИОЗНОГО, НАУЧНОГО и ОБЫДЕННОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Виды истины

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в заблуждение. Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Познание

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть ОЩУЩЕНИЕ.

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – ВОСПРИЯТИЕ (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ информации) и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Виды познания

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? Для РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА. А вот НАУКА основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, опыт, например.

poznaniye_04_site

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта.
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод, который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой рационального.

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ ЗНАНИЙ, являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой части 1 из демоверсии ЕГЭ 2015 года (на примере реального варианта досрочного ЕГЭ 2015).

Читайте также:
Дикорастущие растения: виды, строение и защита, вредители

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

Далее, нам нужно дать ДВА предложения. Без уже написанного определения! Одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины.

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из кодификатора ЕГЭ – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

Понятие истины: какой смысл вкладывают в него обществоведы

Какой смысл в термине истина

Согласно Современному толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой , термин «Обществоведение» понимается как совокупность наук об обществе.

В советскую эпоху так же назывался один из школьных предметов, ориентированный на привитие ученикам взгляда на мир и происходящие в нём процессы в соответствии с марксистско-ленинской теорией коммунизма.

После распада СССР и своей кратковременной отмены предмет вновь вернулся в школы под новым названием «Обществознание» и представляет собой сплав начальных сведений из экономики, правоведения, философии, политологии и социологии.

Понятие истины и основные определения

Понятие истины является одним из ключевых элементов философии, в частности, такого его раздела, как эпистемология или теория познания. Согласно наиболее простому и лаконичному понятию, истина — это одна из характеристик мышления в отношении к объекту мышления. То есть если мысль соответствует предмету, то она является истинной. В конечном счёте проблема истинности сводится к возможности получения достоверных данных о некотором объекте.

Постановкой проблем эпистемологии и последующим их решением занимались многие философские школы. На основании сведений, собранных этими школами, и разработанных концепций, можно сказать, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина». При этом необходимо учитывать, что во многом сами определения этих школ связаны с их подходом к постулированию понятия истинного. В конспективном виде их можно представить в следующих предложениях, содержащих информацию об истине, высказанных в разное время различными философами:

Определение понятия истины

  1. Ф. Бэкон: «Все знание о мире обосновывается только опытом» (эмпиризм).
  2. Д. Юм: «Только при помощи ощущений можно познавать мир» (сенсуализм).
  3. Р. Декарт: «Достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума» (рационализм).
  4. И. Кант: «Вещь в себе непознаваема» (агностицизм).
  5. М. Монтень: «Получать достоверные знания о мире нельзя» (скептицизм).

С развитием общества менялись не только представления о содержании понятия, но и набор фактов и событий, который можно было бы считать истинным. Так, в Древнем Египте считалось вполне очевидным, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир на суд Осириса. В Древней Греции люди считали, будто олимпийские боги часто вступают в контакт со смертными женщинами, отчего рождаются герои (например, Геракл). Средневековое сознание делало возможным существование людей с пёсьими головами, а многие мыслители и учёные находились в поисках философского камня — то есть вещества, способного обратить все в золото.

Сейчас все эти представления кажутся глупыми суевериями, однако для людей прошлых эпох они составляли такую же реальность, как для нас молекулярная картина мира и теория эволюция. Это подталкивает к простому выводу: истина может быть как абсолютной, так и относительной, и соотношение этих категорий изменяется во времени.

Классификация

Определение относительной истины можно вывести из приведённых выше примеров, а от противного формулируется понятие абсолютной истины. В кратком виде их можно сформулировать так:

Что такое истина

  • Относительная: приближенное к действительности зна­ние, соответствующее определённому уровню развития об­щества, который определяет способы получения этого знания; это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
  • Абсолютная: твердо установленное, исчерпывающее знание о мире и соответствующее происходящим в нем процессам.
Читайте также:
Гумус: описание и образование гумуса, классификация почвы, использование субстрата

При этом нужно понимать: эти два вида истины не существуют изолированно друг от друга, между ними постоянно происходит взаимодействие. Так, вера в псоглавцев из категории абсолютной истины окончательно перешла в сферу заблуждений и суеверий. В то же время учение о гелиоцентрической картине мире, бывшее истинным лишь для отдельных, не боявшихся высказывать противоречащую христианской системе мироздания, со временем стало абсолютной истиной.

Взаимосвязь относительной и абсолютной истины

Как понять слово истина

Характерным примером взаимодействия двух концепций истинного является мифология, в частности, древнегреческая.

Если для жителя античного полиса истории о подвигах богов и героев были реальны, а персонажи мифов представлялись живущими относительно недавно людьми, то после крушения античного мира и повсеместного распространения христианства мифы стали ересью и попали под запрет.

В эпоху Возрождения интерес к культуре Древних Греции и Рима возродился, но тогдашние мыслители видели в мифах лишь своего рода назидательные истории, полностью отказывая им в рациональном зерне.

Идеи Ренессанса оказались восприняты мыслителями последующих эпох с твёрдым убеждением в искусственности греческой мифологии. И лишь с раскопками Шлимана в предполагаемом месте нахождения легендарной Трои стало понятно, что миф в какой-то степени отражает реально происходившие процессы и события. Таким образом, на примере античной мифологии можно проследить, как истина, будучи сначала абсолютной, через этап полного отрицания становится относительной. Это лишь один из примеров взаимодействия абсолютного и относительного в эпистемологии.

Объективная истина

Однако за пределами этих двух категорий остаются факты вроде того, что огонь горячий, вода жидкая, а дерево зелёное. Набор таких сведений о мире составляет содержание третьего вида истины: объективной. Вновь исходя из приведённых примеров, можно сформулировать её определение:

  • Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Значение слова истина

Зачастую один предмет или событие можно трактовать со всех трёх позиций. Например, о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи можно сказать: эта картина существует (объективная истина), натурщицей для неё стала Лиза Герардини (доказательства этому были получены только в 2005 году, но нельзя отрицать отсутствие сведений, способных опровергнуть подобное заключение, поэтому все представления о модели для картины относительны). И, наконец, это полотно является выдающимся достижением итальянского Возрождения (абсолютная истина).

При этом очевидно, что Джоконда, как и любое другое произведение мировой художественной культуры, воспринимается реципиентом по-разному, в зависимости от его эстетических критериев. Если для кого-то однозначным шедевром является «Герника» Пикассо, то для другого человека важнее грязный снег на полотне Саврасова «Грачи прилетели». Категория относительности истины тем самым множится благодаря индивидуальному сознанию разных людей.

Критерии истины и истинного

Разумеется, под всех подстроиться невозможно, поэтому для каждой философской школы, соприкасавшейся с проблематикой эпистемологии, требовалось создать определённые критерии, по которым можно было бы с некоторой определённостью делать вывод об истинности или ложности того или иного факта. На данный момент в качестве таких критериев принимается:

Слово истина представление

  1. Чувственный (эмпирический) опыт: истина может подтверждаться только чувствами человека, а не абстракциями и логическими построениями.
  2. Соответствие законам логики.
  3. Согласованность с системой фундаментальных знаний, соответствие ранее открытым законам науки.
  4. Эффективность знания, то есть его способность приносить пользу.
  5. Ясность и отчётливость.
  6. Простота и экономичность формулировки.
  7. Согласованность знания, то есть отсутствие противоречий по поводу одного и того же факта в различных отраслях науки.
  8. Практика, то есть деятельность человека, направленная на преобразование мира: истинно лишь то, что проверено опытом и на практике.

Понятие слова истина

Как можно заметить, некоторые из этих критериев являются взаимоисключающими: например, эмпирический критерий находится в конфронтации с логическим. Связано это как раз с многообразием философских школ в эпистемологической сфере. Если первый критерий был выдвинут школой сенсуалистов, то второй использовался рационалистами. Однако, разумнее говорить не о взаимоисключении, а о взаимодополнении. Истинность факта по одному критерию вполне может быть дополнена истинностью по другому.

Например, знание о том, что огонь горячий, может быть получено в результате чувственного опыта, то есть непосредственного контакта с огнём. То же самое можно вывести логически, оказавшись на пепелище. Научный критерий, оперируя сведениями о способности кислорода окислять различные вещества, тоже способен подвести к исходному соображению.

В связи с этим можно сформулировать ещё один критерий истины: истинным может быть лишь то, что отвечает всем или большей части приведённых выше критериев.

Разобравшись с тем, каковы содержательные понятия вкладываются в категорию истинного и критерии, по которым эта категория определяется, следует обратиться к другому немаловажному вопросу: в каких формах представлена истина в мире?

Читайте также:
Все о лебедях: происхождение, описание характера, внешности, жизнедеятельности

Формы представления

Что такое истина по мнению обществоведов

Всё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.

Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее. Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.

Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины. Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.

Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции). Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.

Формы высказывания

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.

Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной. Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.

Раздел 4. Познание

Познаниепроцесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

Образец задания
C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
Ответ: Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.

Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) – чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая – высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Читайте также:
Кишечнополостные: класс, подцарство Многоклеточные, что свидетельствует о древности Кишечнополостных

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждениеэто содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь – это сознательное искажение образа объекта.

Образец задания
B3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 2134.

Тема 3. Истина, ее критерии. Относительность истины

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина – это:
– соответствие знаний действительности;
– то, что подтверждено опытом;
– некое соглашение, конвенция;
– свойство самосогласованности знаний;
– полезность полученного знания для практики.
Классическая концепция истины связана с первым определением: истиназнание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.
Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания
Практика – источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
Практика – основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
Практика – цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Практика – критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Читайте также:
Географическое положение Японии: ЭГП, форма правления, природные ресурсы, животный мир

Образец задания
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
Ответ: Зависимость от человека.

Тема 4. Виды человеческих знаний

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
– как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
– как познавательно значимая информация;
– как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

Образец задания
B4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) назидание
2) личный опыт
3) образ
4) традиция
5) эксперимент
6) формализация
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 124.

Тема 5. Научное познание

Научное познаниеособый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
– объективность добываемого знания;
– развитость понятийного аппарата (категориальность);
– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
– проверяемость;
– высокий уровень обобщения знаний;
– универсальность;
– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

«1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два . »

обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

Ответ. Смысл понятия: знание, соответствующее действительности.

Два предложения:

– в истории философии существовали разные подходы к определению важнейшего критерия истины:

так одни главным критерием считали разум, другие опыт, третьи практику.

– философа выделяют относительную (неполное знание о предмете, соответствующее определенному уровню развития общества) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об истине.

2. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

1. производство ориентированное на общество массового потребления

2. высокий уровень разделения труда

3. высокий уровень урбанизации

4. социальная мобильность (хотя, на мой взгляд, мнимая )

5. высокая роль коммуникации и СМИ (в индустриальном телеграф, телефон, радио, телевидение в постиндустриальном сотовая связь, телевидение и интернет)

6. светский характер общества-государства (это спорный очень момент получится)

3. Отечественный ученый-психолог Б.Г.Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Это частично правильно. Каждый человек рождаемся индивидом и только в процессе социализации из него проявляется личность. Как известно, человек проходит три стадии формирования: индивид личность – индивидуальность. Индивид – это же и есть единичный представитель человечества, просто имеющий обычные потребности в пище, естественной нужде и ему больше ничего не нужно, а вот путем социализации человек переходит на новую ступень развития, так называемая личность. человеку нужно самовыражаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться.

Читайте также:
Россия: этнический состав населения, какие народы живут и религиозный состав жителей

Пример, ребенок-Маугли, действительно самый яркий пример. Этот маленький ребенок, воспитывающийся в семье волком, совершенно ж не приспособлен к этому миру. у меня не было процесса социализации, не было общения с людьми, в общем в целом.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«В современной экономике действуют три главных __ (1): производители экономического продукта, его потребители и __ (2). Между ними происходит весьма интенсивный __ (3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определённую упорядоченность экономических процессов, их правовое __ (4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный __ (5) товаров, услуг, информации. В то же время государство является __ (6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений».

А) производитель Б) обмен В) объект

Г) государство Д) предложение Е) субъект

Ж) регулирование З) спрос И) потребитель

Ответ. 1е, 2г, 3б, 4ж, 5а, 6и

5. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра» (В. Леонтьев). Назовите тип экономической системы, особенности функционирования которой иллюстрирует ученый-экономист. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

Ответ. Экономическая система – рыночная экономика Проблемы, которые рыночная экономика способна решать регулировать самостоятельно например, ценообразование, рациональное распределение ресурсов производства, обеспечение связи потребителей и производителей Проблемы, которые требуют вмешательства государства например, финансирование фундаментальной науки, охрана окружающей среды, перераспределение доходов, производство общественных благ.

Могут быть названы другие проблемы.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Ответ. 1а, 2б, 3а, 4б

7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

1. Недоверие к честности подсчета голосов.

2. Некому предпочтение отдать.

3. В государстве всё благополучно.

8. Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

Представительство интересов социальных групп и слоев общества. Борьба за обладание государственной властью, за политическое руководство. Идеологическая деятельность, направленная на производство идей и политическая социализация личности. Разработка и осуществление политического курса. Организаторская деятельность по подбору, расстановке кадров в партии и в государственных и общественных организациях). Обеспечение связи масс с государственными структурами, институализация политического участия граждан. Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация общества).

9. Ниже приведен перечень терминов, все они, за исключением одного, относятся к понятию «источники права».

Судебная практика, правовые обычаи, прецеденты, нормативные акты, санкции.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

10. Превысивший разрешенную скорость автомобилист К. стал виновником дорожнотранспортного происшествия. При этом был поврежден забор, ограждающий земельный участок гражданина У. Какие два вида правонарушения совершил гражданин К.? Назовите два вида ответственности, предусмотренные соответствующими кодексами за совершенные правонарушения.

Ответ.1. Административная2. Гражданско-правовая

11. Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать: наличие не менее двух партнёров; приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение; общественные нормы, с помощью которых эти отношения регулируются.

Читайте также:
Двустворчатые моллюски: общая характеристика, признаки, строение и значение

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов, с другой – организацию для достижения общих целей. Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы и поэтому возникает вместе с ним.

Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельном коллективе), а распространяется на социальные группы и общество в целом. Только эффективная власть, т. е. пользующаяся доверием общества, осуществляет это влияние правовыми методами. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

(По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие три признака власти указаны в тексте? Приведите пример осуществления власти.

3. Какие два вида политической власти названы в тексте? Укажите по одному субъекту каждого из этих видов политической власти.

4. Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью различных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них.

5. Какую власть авторы называют эффективной? Используя обществоведческие знания, дайте другое объяснение термина «эффективная власть».

6. Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения.

«Карачаевский научно-исследовательский институт К.Т. Лайпанов ТЮРКСКИЙ МИР: ИСТОКИ И СВЯЗИ Материалы историко-культурного общества «Аланский Эрмитаж» Вып. XIX Черкесск 2007 6 3.3 (2 § o c. ББК 63т9-(2Я&С. Ответственный редактор: кандидат исторических наук, действительный член РМА Р. Т. Хатуев Рецензенты: заслуженный деятель науки РФ профессор А.И. Козлов, кандидат исторических наук Ш.М. Батчаев В монографии историка и филолога, заслуженного деятеля науки КЧР, профессора, академика К.Т. »

«Моим родителям, которые научили меня никогда не терять надежду. Дэвид Фельдман Мими. Ты была права. Ли Дэниел Кравец David B. Feldman, PhD, and Lee Daniel Kravetz Supersurvivors The Surprising Link between Suffering and Success HA R P E R W AV E www.harperwave.com Дэвид Фельдман Ли Дэниел Кравец Заново рожденные Удивительная связь между страданиями и успехом Перевод с английского Москва УДК 159.923.2 ББК 88.353 Ф39 Переводчик Сергей Чернин Редактор Вячеслав Ежов-Строителев Фельдман Д. Ф39. »

«Литовская история в изложении Ю.Латыниной „Эхо Москвы“ 2012 06 23. На этой неделе была в Литве и, вот, из Литвы искусственность этой даты особенно, надо сказать, видна, потому что напомню, что, собственно, происходило в Литве. В Литве в 1918 году была провозглашена независимость. Тут же началась война Литвы с Польшей, потому что когда-то это было единое государство. Более того, люди, которые воевали между собой, нередко были братьями в прямом смысле слова. Потому что, например, человеком. »

«9 класс 1. Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения. Почему после шипящих ж и ш в исконно русских морфемах пишется безударный гласный е, а не о: мышеловка, биржевой, сторожем, маршем? Ответ. До XV века [ж] и [ш] были мягкими. Оценка: -2 2. Участники должны продемонстрировать знания по истории языка. Что обозначают слова подкузьмить и объегорить? Какое отношение к этим словам имеют Кузьма и Егор? (2 балла). »

«Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Российский гуманитарный научный фонд Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» Н.С.Модоров, В.Г.Дацышен, НАРОДЫ САЯНО-АЛТАЯ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ В БОРЬБЕ С. »

2016 www.os.x-pdf.ru – «Бесплатная электронная библиотека – Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: