Раскрытие понятия басня: определение, особенности и признаки, воспитательное значение морали для ребенка

Басни для детей и их характерные особенности

Басни развлекали детей по всему миру на протяжении многих веков, и каждая делилась особыми знаниями, которые и делали ее басней. Но что такое басня, как дать её определение детям.

Басня – это сказка, обычно в форме короткой истории, которая предназначена для изучения и получения читателем морального урока. Басня является вымыслом, то есть история, рассказанная в ней, не происходила на самом деле, хотя, некоторые басни могли быть основанными на реальных событиях.

История басен

Басни Эзопа являются самыми читаемыми и рассказываемыми. Никто не знает, кем был Эзоп, но некоторые считают, что он был греческим рабом и жил примерно в 600 году до нашей эры.

Как и большинство басен, истории Эзопа больше были похожи на пересказанные истории из множества источников. Говорили, что Эзоп рассказывал настолько занимательные истории, что этим заполучил свободу.

Его рассказы настолько сильно полюбили дети, что они путешествовали и передавали их из уст в уста, до тех пор, пока кто-то, в определенный исторический момент, наконец, не начал их записывать. С тех пор они стали излюбленными сказками на ночь, которые читают детям во всем мире.

Стоит отметить, что ученые отследили происхождение басен и пришли к выводу, что они появились задолго до Эзопа, а именно, в 1800 году до нашей эры.

Персонажи басен

Обычно персонажами в баснях являются животные, которые могут говорить, думать и вести себя как люди.

В каждой истории, как правило, есть два или три таких персонажа, которые сталкиваются с трудностями, с которыми люди сталкиваются каждый день.

Часто персонажи в баснях стереотипны и обладают слабыми и сильными сторонами людей.

Примером типичных персонажей в баснях могут быть смелая мышь, мудрая сова или же хитрая лиса. Использованием простых персонажей в басне устраняется необходимость в сложных личностях и с помощью этого детям проще сосредоточиться на моральной стороне истории.

Структура басен

Как и любая история, басня состоит из начала, середины и конца. Так как большинство басен ориентированно на детей, структура их простая и понятная.

Начало знакомит нас с главными персонажами, которые обычно представляют собой героя и злодея. Вначале так же рассказывается о ключевом моменте, послужившем основой конфликта или проблемы, которые должен преодолеть главный герой.

В басне «Черепаха и Заяц» медленная Черепаха должна выиграть гонку, опередив быстрого Зайца. По достижению середины басни вы поймете, как главный герой стремится разрешить этот спор. Например, черепаха терпеливо ползет вперед, в то время как заяц со скоростью проносится мимо нее. В конце концов, главный герой одерживает победу.

Эти три части басни объединяются, чтобы научить детей морали в повседневной жизни. На примере басни «Черепаха и Заяц» ребенок узнает, что лучше не торопиться и делать свое дело без суеты, и что терпение – это преимущество и добродетель.

Язык басен

Басни написаны простым языком, часто простыми словами и короткими предложениями, так что дети любого возраста смогут их прочитать и понять. Они могут быть написаны как в стихах, так и в прозе, как и большинство историй.

Если басня написана в форме стихотворения, то это будет более интересным и запоминающимся для детей. Диалоги, используемые в басне, часто ставят вопросы, которые в свою очередь должны привести историю к морали.

Мораль басен

Основная задача басен – преподать детям урок о преодолении слабостей. Они также иногда используются как средства юмора, чтобы подшучивать над авторитетными личностями.

Мораль басни завершает историю кратким заявлением, которое обычно представляет собой полезную мудрость. К примеру, мораль басни «Новое платье короля», написанной Гансом Христианом Андерсоном, состоит в том, что честность – лучшая политика.

Басни Крылова

Самый известный русский баснописец – Иван Андреевич Крылов .

Басни Крылова нам знакомы с детства. И вряд ли в России найдется человек, который не знает такие басни Крылова, как «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», как правило, эти произведения родители начинают читать детям самого раннего возраста, а, став школьниками, дети глубже изучают басни Крылова на уроках литературы.

Это не просто русская классика, басни Крылова – это мудрый учитель и воспитатель, помощью которого и родители, и воспитатели, и учителя должны пользоваться постоянно в процессе воспитания детей и подростков.

Басни – источник духовно – нравственного воспитания детей
материал по литературе на тему

Что такое духовно – нравственные ценности? Это основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы , основанные на критериях добра и зла, истины и лжи .

Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей, когда многие сориентированы на материальные блага, а не на духовность и высокую нравственность.

Нынешнее поколение молодых называют по- разному: потерянным, продвинутым, компьютерным, бездуховным, безыдейным. Конечно, это относится не ко всей молодежи. Но! Посмотрите на наших детей, когда они выходят из классов. Они достают свои смартфоны и планшеты и уходят в свой мир, далеко не интеллектуальный. Многие дети даже не хотят общаться друг с другом. А язык общения становится все более убогим. Им трудно свободно и ярко выражать свои мысли. СМС- сообщения носят примитивный и безграмотный характер. Читать классику, да и вообще читать многим не хочется. А ведь именно чтение лучших классических произведений, как известно, воспитывает душу человека, очищает ее от дурного, наставляет на путь высокой нравственности и духовной гармонии. И здесь перед нами, учителями, открываются широкие просторы для практической деятельности.

Среди высших духовно – нравственных ценностей мы выделяем следующие:

* индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь и достоинство);

* семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, семейные традиции);

* национальные (святыни Отечества, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации)

* общечеловеческие (среда обитания, экологическая культура, мировая наука, мир на планете Земля)

Как сформировать эти ценности, как научить отличать добро от зла, как сформировать нравственные чувства? Прекрасным помощником этому станут русские басни, написанные живым и понятным языком, с простотой изложения, в наглядных образах животных, олицетворяющих нравы людей.

Известно, что жанр басни возник еще в Древней Греции . Автором первых басен , написанных прозой, был легендарный Эзоп (5-6 вв. до н. э.). Стихотворные версии басен на латинском языке созданы в 1 веке н.э. Федром. Его произведения послужили источником сюжетов и образов для последующих баснописцев. У Федра и его европейских последователей –Ж.Лафонтена, Лессинга- басня стала стихотворным жанром.

Читайте также:
Александр Чацкий из комедии Грибоедова "Горе от ума": описание и характер героя

Первыми русскими баснописцами были поэты 18 века – А.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков . В начале 19 века басня стала очень популярным жанром. Ее замечательные образцы принадлежали перу И.И.Дмитриева и В.Л.Пушкина.

Наиболее читаемым автором своего времени был Иван Андреевич Крылов, человек непростой судьбы. По остроумному замечанию современника, «…Сумароков нашел басню в поле, Хемницер привел ее в город, Дмитриев ввел ее во дворец, Крылов вывел на площадь». Именно народность Крылова позволила ему поставить басенный жанр едва ли не в центр литературного, духовно-нравственного воспитания человека.

Крылов свои басни писал для детей и для взрослых. Они были понятны всем. Кажется все очень просто и ясно в его баснях – он обличает человеческие пороки, не касаясь конкретных людей. Современники ставили ему это даже в вину. Но время показало, что прав был Крылов: прошли века, а человеческие пороки, осмеянные великим баснописцем, живы до сих пор. Живы и его басни.

Сегодня басни входят в круг детского чтения. Изучая басни Крылова, дети понимают, какие человеческие качества положительные, а какие отрицательные, что такое вежливость, вера, верность, правдивость, совесть, терпимость, трудолюбие, честность, чуткость, уважение, грубость, корысть, тупость, лицемерие, ханжество и т. д. А также они усваивают этические понятия: добро и зло, правда и ложь, благородные манеры поведения.

Этот жанр понятен ребенку уже в 5-6 лет. Динамичный сюжет, диалог, юмор в стихотворной форме привлекают детей к слушанию. Им нетрудно запомнить и проследить сюжет с двумя-тремя персонажами, где за каждым закреплена характерная черта животного, черта, знакомая еще с народных сказок: Лиса – хитрая, Осел – упрямый, Мартышка –вертлявая, Ворона – доверчивая. Поэтому герои басен легко узнаваемы. При чтении басен идет воспитание смехом, иронией, намеком. Дети невольно примеряют на себе одежды героев басен, сравнивают себя с этими героями и не хотят быть похожи на них.

В школьную программу басни входят со 2 –го класса.

2 класс – «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»

3 класс – «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

5 класс – «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок»

6 класс – «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» и басня И.Дмитриева «Муха»

Больше к басням мы не возвращаемся. А жаль! Ведь именно в период взросления происходит осознанное понимание прочитанного.

Если проследить тематику, нравственную составляющую басен в соответствии с возрастными особенностями детей, то можно прийти к следующему выводу:

* басни рассматриваются с содержательной, воспитывающей стороны

* идет также изучение их с литературоведческой точки зрения.

Отношение детей к содержанию басен бывает иногда неожиданным. Они могут пожалеть красивую Стрекозу и осудить трудягу Муравья. Не поймут, почему и как это «Ларчик просто открывался». Трудны для восприятия некоторые лексические обороты.

Не всегда обучающиеся сразу, без подсказки учителя способны понять истинный смысл басни и ее мораль. Например, басня «Волк и ягненок». Слова «У сильного всегда бессильный виноват» дети воспринимают достаточно прямолинейно. А своими словами объяснить смысл басни затрудняются. Они понимают прочитанное или услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир. Поэтому необходимо выходить на ассоциативные связи: приводить примеры из сегодняшней жизни, искать соответствия смысла басни и русской пословицы. А пословица – это народная мудрость, это опыт народа, это мораль народа. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают ее нравоучительный характер. Также необходимо включать эмоции детей: что понравилось, что нет. Почему? Что запомнилось, какой фрагмент произвел самое яркое впечатление, что бы вы сказали баснописцу при встрече? Почему нельзя так поступать? Какие выводы для себя вы сделали? Почему басни интересно читать и сегодня?

В процессе нравственного развития главным звеном является нравственное просвещение, когда обучающемуся необходимо дать совокупность знаний о моральных принципах и нормах человеческого сообщества: «должного» и «недолжного», «допустимого» и «недопустимого», как говорил Крылов. Ведь в баснях отражаются нравственные и общественные идеалы.

При изучении басен идет также работа по обогащению словарного запаса детей. Они начинают понимать значение таких слов, как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный» и пр. Происходит активное наполнения речи крылатыми выражениями из русских басен. Например:

«Как белка в колесе» – «Кот и Повар»

«Демьянова уха» – из одноименной басни

«Видит око, да зуб неймет» – «Лисица и Виноград»

«Слона –то я и не приметил» – «Любопытный»

«Когда в товарищах согласья нет,/ На лад их дело не пойдет « – «Лебедь, Щука и Рак»

«А вы, друзья, как ни садитесь,/ Все в музыканты не годитесь» – «Квартет»

«С разбором выбирай друзей» – «Роща и Огонь»

«Кукушка хвалит Петуха / За то, что хвалит он Кукушку» – «Кукушка и Петух»

«От радости в зобу дыханье сперло» – «Ворона и Лисица» и многие другие.

Употребление таких выражений, изучение лексического строя слов позволяет глубже осознать, осмыслить прочитанное, активнее включиться в мыслительные процессы. Это делает речь богатой и содержательной. При помощи афоризмов мы выражаем свое отношение к делам и поступкам, даем им нравственную оценку.

При чтении басен можно использовать театральные эффекты, чтение по ролям, разыгрывание отдельных фрагментов, просмотр мультфильмов, презентации, выполнение проектных работ, создание собственных рисунков. Интересны задания на внимательность, пересказы, викторины.

Хорошие результаты дает заучивание басен или ее фрагментов наизусть. Пусть некоторые фрагменты, отдельные слова и строчки звучат по случаю и в обыденной жизни. Пусть литературное басенное слово, живое и естественное, будет активно востребованным, будет крепким и воспитывающим. Например, человек не реагирует на замечания взрослых. Скажите словами басни: «А Васька слушает да ест». Другой не замечает своих недостатков, любит посмеяться над товарищами. Скажите: «Чем кумушек считать трудиться/ Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». А льстец вдруг услышит меткие слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…» Все это, несомненно, окажет положительное воздействие. Но, конечно, следует и самим быть корректными, учитывать ситуацию, личность человека, в том числе и ребенка. Человека обижать нельзя!

Читайте также:
Самое главное в биографии Достоевского — кратко о жизни великого писателя

Таким образом, изучение басен способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности, потому что , по словам Белинского, « в них вся житейская мудрость, плод практической опытности своей и завещанной отцами из рода в род». Басни – настоящий чистый источник правильного воспитания человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного яязыка как источник духовно-нравственных ценностей

Методическое пособие посвящено проблеме развития духовно-нравственных ценностей у студентов на уроках иностранного языка в среднем специальном заведении. Оно освещает наиболее актуальные проблемы совр.

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человек.

Семья – источник духовного развития человека

Статья посвящена проблемам духовного развития ребенка в семье.

Классный час на тему:”Патриот-источник духовных сил воина.”

Классный час на тему:”Патриотизм- источник духовных сил воина.”.

Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям.

«Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»

laquo;Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ&raquo.

ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГОВОСПИТАНИЯ для обучающихся 7 класса «Дорогою добра»

Программа духовно-нравственного воспитания направлена на воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ с.

Консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»

Басня – небольшое произведение, выполненное в форме стихотворения или прозы с иносказательной передачей текста. Героями могут быть люди, животные, растения и даже вещи. В начале или в конце произведения в виде короткой фразы передаётся мораль или нравственный смысл, который высмеивает пороки или восхваляет достоинства человека.

По сравнению со сказкой басня короткая и рассказывает об одном событии. Сказки же описывают несколько событий, собранных в одну или несколько сюжетных линий.

История жанра.

Родиной жанра принято считать Древнюю Грецию. Первый баснописец — раб Эзоп (в VI-V веках до н. э.) сочинял нравоучительные рассказы. Его сборник насчитывает около 400 басен. Талантливому и строптивому рабу хозяин дал свободу. Позже сюжеты Эзопа перенимали известные писатели. Поэтому иносказательную манеру жанра назвали «Эзопов язык».

Эпоха Возрождения знакомит с творчеством Лафонтена. Оно основано на древнегреческих мифах, фольклоре Франции, Индии. Его басни высмеивают порочные человеческие черты характера, спрятанные в образах животных. В некоторых произведениях мораль скрыта в тексте и читающий должен сам найти истину. Мудрость философских рассуждений и ироничность, актуальны в настоящее время для детского и взрослого поколения.

Лучшие стихотворные басни для детей по праву принадлежат первому русскому творцу этого жанра Крылову Ивану Андреевичу. Около 200 детских басен в шутливой форме высмеивают пороки людей. Простой стихотворный ритм с элементами беседы легко запоминается. Афоризмы автора до сих пор используются в разговорной речи и среди писателей.

Тонкий юмор, живое сценическое действие и точно подмеченный смысл вызывает интерес у взрослых и детей, да и в театральных инсценировках пользуются популярностью.

Басни Крылова показывают, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму.

В каком возрасте этот жанр может быть понятен и интересен ребенку?

Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен.

«Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, — писал Белинский. — Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».

По замечаниям методистов, к восприятию басен ребенок готов уже в 5-6 лет. Басни Крылова привлекательны для детей благодаря динамичному сюжету, мастерски выстроенным диалогам, юмору и стихотворной форме, в которой написаны произведения. Ребенку несложно проследить и запомнить сюжет, где действуют 2-3 персонажа. Кроме того, за каждым персонажем закреплена одна характерная черта животного, иногда знакомая еще с народных сказок: Лиса хитрая, Осёл упрямый, Мартышка вертлявая, Ворона доверчивая, глупая и т. д. Поэтому герои в процессе знакомства детей с разными баснями будут легко узнаваемы. По этой же причине будет достаточно легко организовать с детьми после прочтения басни беседу, чтобы выявить нравственный идеал.

Как привить любовь у детей к басням?

Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему басню. Театральные эффекты и выразительность при чтении (пусть каждый герой говорит своим особым голосом) только приветствуются! Если ребенку это понравится, вы можете вместе посмотреть мультипликационный фильм, послушать аудиозапись.

Так как басни написаны в XIX веке, то некоторые слова могут быть непонятны. Их следует обязательно разъяснить. Потом можно организовать беседу, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Часто дети затрудняются объяснить смысл басни своими словами. Они понимают услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир. Поэтому нужно проводить ассоциации: приводить примеры из личного опыта ребёнка, подбирать подходящие по смыслу русские пословицы. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают её нравоучительный характер. Всё это не только вызывает интерес к беседе, но и помогает осознать жизненность ситуаций, изображенных Крыловым. Интересны будут и творческие задания, где нужно побыть художником или актером. При их выполнении также необходимо сотворчество взрослого и ребенка и ваша искренняя заинтересованность в этой деятельности. Развитию речи способствуют пересказы по сюжетным картинкам.

Обязательным должен быть выход на мораль басни. Это вопросы: чему учит басня? Можно ли поступать так, как герой басни?

Таким образом, басни И. А. Крылова способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.

Что такое хорошо и что такое плохо детям-дошкольникам помогут понять следующие басни:

Читайте также:
Что такое жанр в литературе, описание видов и примеры произведений

«Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». «Лисица и виноград».

Творческий проект «В мире басен И. А. Крылова» в старшей группе

Творческий проект «В мире басен И. А. Крылова» в старшей группе Детское творчество к 250-летию со дня рождения И. а. Крылова. «По страницам басен И. А. Крылова» Муниципальное дошкольное образовательное.

Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка» III. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Проблемные ситуации и этические.

К 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. Инсценировка басен. Сценарий для учащихся школы-интерната

К 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. Инсценировка басен. Сценарий для учащихся школы-интерната Идея инсценировки в соединении нескольких басен в одно целое. Музыку я использовала из м/ф “Пластилиновая ворона”. Сцену разделили на две.

Консультация для родителей «Роль народных сказок в эмоционально-нравственном развитии ребенка» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Смирнова Наталия Евгеньевна, воспитатель.

Мастер-класс «Методика заучивания наизусть художественных произведений басен И. А. Крылова» МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Методика заучивания наизусть художественных произведений. Заучивание басни И. А. Крылова «Кукушка и петух» Задачи образовательной.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей» Пояснительная записка В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.

Значение пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста. Консультация для родителей В жизни существует,не долгий но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение-это дошкольный возраст. И.

Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, прибаутки, перевертыши, считалки,.

Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста

Басня — это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующий лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Характерной особенностью басен является то, что в них содержится афористически сформулированный вывод, мораль, нравоучение, которое может и подразумеваться.

Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

В IIклассе учащиеся знакомятся с прозаическими баснями Л. Толстого “Муравей и голубка”, “Садовник и сыновья” и басней К. Ушинского “Солнце и радуга”. В этих трех баснях действующими лицами являются и люди, и птицы, и явления природы. Сюжет их прост, состоит из двух-трех эпизодов с острой ситуацией и быстрым развитием действия, что позволяет второклассникам ярко представить себе происходящее и определить свое отношение к персонажам.

Психологические и педагогические исследования показали, что детям восьми лет сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: “. иная басня. есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель”. Именно такой подход к изучению басен во IIклассе и должен принять за основу учитель.

Первая басня, с которой знакомятся второклассники, — “Муравей и голубка” Л. Толстого. Это несложное произведение напоминает собой сказку и довольно легко воспринимается и осмысливается детьми. Беседы с учащимися после чтения басни свидетельствуют о том, что все второклассники уясняют предметную сторону произведения, т. е. последовательность событий, соотносят поступки с действующими лицами.

С помощью учителя дети должны понять и подтекст басни, т. е. внутреннее содержание произведения, -которое кроется за событиями и поступками героев. В беседе после чтения басни из ответов учащихся на вопросы: почему голубка бросила ветку муравью? Почему муравей укусил охотника? — выявляется характер поступков героев и то, почему они совершаются. Затем поступки героев оцениваются детьми. Объясняя мотивы поступков героев, учащиеся говорят чаще всего так: “Муравей помог голубке потому, что она спасла его от гибели”.

В дальнейшей работе необходимо подвести детей к раскрытию смысла басни, помочь им понять, ради чего совершается поступок героя, выразить к нему свое отношение. Уясняя главную мысль произведения, учащиеся делают вывод о том, что “нужно помогать тем, кто находится в беде”.

Необходимо отметить, что в этой басне обобщающий вывод имеет непосредственно очевидный характер.

Как видим, во IIклассе содержание басен и работа с ними не требуют понимания аллегорического смысла. Вполне достаточно, чтобы второклассники поняли конкретные события, которые описываются в произведении, и главную его мысль, т. е. сделали вывод, вытекающий из этих событий и поступков персонажей.

Несколько иной характер носит работа с баснями в IIIклассе. В нее входят: предварительная беседа, выразительное чтение басни учителем, объяснение непонятных слов и оборотов с р ихсмысловым разбором, чтение басни учащимися, заключительная беседа. Третьеклассники знакомятся с тремя баснями И. Крылова: “Стрекоза и Муравей”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и места? Ответы детей выявят понимание ими событийной стороны басни. После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне, говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать. Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова, например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое внимание уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни. Язык басен Крылова насыщен диалектными словами, выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащения активного словаря учащихся новыми словами и понятиями. При объяснении лексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами: в одних случаях это может быть подбор синонима или синонимического выражения, в других — обращение к контексту, в третьих — обращение к составу слова и т.д.

К этой басне дается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными (данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтения басни). Третьеклассники находят синонимические выражения к таким словосочетаниям, как а возу всё нет ходу (воз не двигается с места), из кожи лезут вон (очень стараются), объясняют понимание выражения Да только воз и ныне там (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выражения явится опорным для нескольких вопросов — в плане понимания идейной стороны басни: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повезти воз с поклажей? Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему Крылов, рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни выражениеКогда в товарищах согласья нет.

Читайте также:
Что такое горница: происхождение и этимологическое значение этого слова

Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегорию еще и тем, что в этих строчках (первых трех) выражена главная мысль произведения. Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняют строкиНа лад их дело не пойдёт (не будет ладиться), И выйдет из него не дело, только мука (ничего не сделают, а только намучаются) и по просьбе учителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будет ладиться, спориться.

Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.

  • мораль басни (читают как совет писателя людям);
  • экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события (читают, как бы
    рассказывая какую-то историю);
  • развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читают
    строчку медленно, с досадой);
  • кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и остановиться,— Лебедь —
    облака, Рак
    назад, Щука — воду);
  • развязка.

IV класс — новая ступень в работе учащихся над жанром басни. Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться в зависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детей с басней И. Крылова “Слон и Моська” приводятся в систему знания учащихся, о басне как о литературном жанре. С помощью учителя третьеклассники вспоминают, что такое басня, какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.

Басню “Слон и Моська” четвероклассники читают после небольшой предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому проникновению в смысл текста.

Работа над текстом басни начинается с выявления тех эмоциональных реакций, которые она вызвала у детей. Содержание басни вызывает у ребят смех, они чувствуют ее глубокий подтекст. При этом преобладает эстетическое восприятие текста: понимая смысл произведения, учащиеся стремятся осознать его художественную функцию, учатся за словами видеть образ, реальную жизнь.

Голубь”, аллегория (иносказание) которых составляет их специфику. За конкретными образами героев и их действиями учащимся необходимо понять и осознать мораль этих басен.

Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И. Крылове как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества.

Начинать работу лучше с басни “Чиж и Голубь”, так как основные ее смысловые отношения вытекают из наглядного содержания. А поскольку она близка басне Л. Толстого “Муравей и голубка”, то дети пересказывают содержание последней, вспоминая вывод: “Помогай товарищу, если он в беде”.

Затем учитель читает басню И. Крылова “Чиж и Голубь”.

При работе над текстом басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего живописность сцен, выражений, образы. Поэтому работа над этой басней вначале ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся концентрируется на образах двух персонажей – Чижа и Голубя.

После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя третьеклассников от сюжетной основы баски: “Что случилось с Чижом? А что произошло с Голубем?) к мотивам поступков героев (как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению к Чижу?”. Например, ответы детей на последние вопросы были такими: “Голубь был бесчувственный”; “Он не сочувствовал беде, в которую попал Чиж”; “Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское отношение к Чижу и Голубю. Подтверждая текстом свои суждения, третьеклассники отмечают, что уже в первой строчке басни автор с сочувствием относится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а Чижа -бедняжкой.

Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, и являются моралью басни, которая в значительной степени раскрывает ее аллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляется идейный смысл басни: друг познается в беде. Здесь очень важно заострить внимание детей не на отрицательных явлениях, которые учащиеся должны осудить, а на положительном выводе, вспомнив еще раз басню Л. Толстого “Муравей и голубка”: “Что же нужно сделать, когда у товарища беда? Какую помощь вам приходилось оказывать товарищам, родителям?”, т. е. содействовать тому, чтобы третьеклассники могли в качестве примера привести свои жизненные ситуации и оценить их.

Следующим этапом работы над басней является выразительное чтение, способствующее более глубокому пониманию и осознанию прочитанного. Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителя выявляют интонацию каждой логически законченной части, соответствующей смысловому содержанию. Так, они говорят, что

первую строчку нужно читать обычной интонацией, как бы рассказывая о происходящем. Выражая свое сочувственное отношение к Чижу (вторая строчка басни), ребята подчеркивают, что И. Крылов не случайно употребил слова рвался и метался. Именно они помогают ярче представить безвыходное положение Чижа. Определяя интонацию слов Голубя, ребята сообщают, что их нужно прочитать с чувством хвастовства, насмешливо, а предположение – Не провели бы так меня: за это я ручаюсь смело — самоуверенно, ведь И. Крылов говорит, что Голубь издевался над Чижом. В строке ан смотришь, тут же сам запутался в силок третьеклассники определяют ударное слово сам, повышением голоса подчеркивая, что именно Голубь, а не кто иной запутался в силок. Заключительные слова басни ребята прочитывают нравоучительно.

Следующая встреча учащихся с басней Крылова “Лебедь, Щука и Рак” должна дать им более глубокое представление о специфических особенностях басни. В этой басне так же, как и в предыдущей, в роли персонажей выступают животные. Третьеклассники могут прослушать басню по фонохрестоматии и ответить на вопрос: почему Лебедь, Щука и Рак не могли сдвинуть воз

Читайте также:
Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Обращаемся, прежде всего, к образным представлениям, возникшим у детей при чтении басни: какой вам представляется Моська? У значительного числа учащихся появляется абстрактный образ Моськи. “Нечто маленькое, неприятное”,— говорят дети. В своих высказываниях дети осуждают заносчивость, глупость и тщеславие Моськи. Таким образом, идя от первичного восприятия текста к более осознанному его осмыслению, учащиеся глубже проникают в тот подтекст, который заложен в идейном содержании басни.

Самостоятельно готовясь к выразительному чтению басни по ролям, учащиеся думают над тем, как вела себя Моська со Слоном, и подбирают соответствующие интонации для чтения: как уговаривала ее шавка? Огорчилась ли Моська, что Слон ее не замечал? Какой смысл вложил автор в две последние строчки басни?

Читая басню по ролям, каждый исполнитель стремится наиболее полно почувствовать и передать внутреннее состояние персонажа в данной ситуации, оттенками голоса показать те чувства, которые он испытывает.

Обобщая ответы детей, учитель еще раз подчеркнет сатирическую направленность басни, указывающую на аллегорию и мораль. Дома детям предлагается выучить басню наизусть.

Вторая басня, с которой знакомятся четвероклассники,— “Ворона и Лисица”. Она более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя.

Понимание ключевых слов басни — лесть, льстец, царь-птица, вещунья, каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже приоткрыть ее подтекст.

После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров художественного слова или учителя.

Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни и определить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой целью подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты, сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновенно происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И. Крылов осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из-за стремления к почестям и славе, из-за любви к похвалам.

Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно предложить нарисовать 10—11 рисунков, соответствующих определенным строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 — 4 рисунка. На следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст, иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу каждой группы.

Басня “Кукушка и Петух”, заключающая изучение этого литературного жанра в начальных классах, идентична по замыслу некоторым изобразительным средствам и идейной направленности басне “Ворона и Лисица” Поэтому работу над ней необходимо вести в сравнительном плане, отдавая инициативу высказываниям детей.

Прочитав самостоятельно басню “Кукушка и Петух”, учащиеся находят слова в тексте, в которых заключена мораль басни. При этом они поясняют, какие человеческие пороки осуждает автор в данном произведении.

Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен “Ворона и Лисица” и “Кукушка и Петух”, в частности, показать, что общего в действиях Кукушки, Петуха и Лисицы, т. е. чем они похожи.

Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу, способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения, то и в творческую лабораторию писателя.

Найдите слова и выражения, употребленные автором для выявления характерных особенностей персонажей басни. С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев?

Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносный смысл? Каким образом автор добивается этого?

Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что, высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка, носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.

Затем дети читают басню по ролям. На дом им предлагается прочитать одну из басен И. Крылова, С. Михалкова, которые не изучались в классе.

Обобщая знания детей о басенном жанре, учитель на следующем уроке предлагает ребятам такие вопросы: чем отличается басня от стихотворения и сказки? Что может быть общего у этих произведений? Какие крылатые слова из басен стали пословицами? Что высмеивают в своих баснях современные писатели, в частности С. Михалков?

Как видим, в систему изучения жанра басни в начальных классах положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Учет имеющихся у школьников знаний, умений и навыков и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

Педагогическое значение воспитания детей с помощью жанра басни

Для всестороннего развития каждого ребенка большое значение имеет знакомство с литературными произведениями. Они рассказывают ему об окружающем мире, природе, вещах и их особенностях, влияют на его нравственные идеалы и формирование ценностей. На примере героев литературных творений, ребенок познает, что такое добро и зло, долг, честь, дружба и другие важные понятия в жизни человека.

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

Как отмечают многие педагоги, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие таких творений улучшается, что способствует повышению интереса к их изучению со стороны детей.

При этом важным лирико-эпическим литературным жанром, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме, является басня.

Басня — это краткий рассказ, который в иносказательной форме изображает человеческие отношения и поступки. Особенностью таких произведений является наличие афористического нравоучения, морали, благодаря которой они имеют огромное воспитательное значение. Сила художественного слова воздействует на эмоциональную сферу ребенка, способствуя формированию высоких моральных качеств.

Читайте также:
Легко ли быть молодым: сочинение на интересную и важную тему

Анализируя литературные произведения в этом жанре, ребенок помимо формирования определенных этических взглядов, раскрывает способности образного мышления, чему значительно помогают метафоры басни.

Воспринимая скрытое значение басен, находя определенные связи среди героев и перенося ситуации, описанные в них, в реальную жизнь, ребенок вырабатывает начальные представления о различных качествах людей.

Кроме того, басни для детей содержат большое количество средств художественной выразительности: образные выражения, метафоры, сравнения, крылатые выражения и т.д. Они помогают ребенку совершенствовать собственную речь, обогащать ее эпитетами, образными выражениями, позволяют сформировать ясность и выразительность изложения мысли.

Со стороны педагога требуется особый подход к изучению этого литературного жанра, ведь он имеет отдельные, присущие только ему признаки. Поэтому процесс анализа произведения начинается с разбора ее конкретного содержания, далее раскрывается иносказательный смысл, и в заключение — мораль

При этом важно, чтобы у школьников сформировалось личностное отношение к прочитанному

Обладая достоинствами поэзии и характерной чертой — нравоучительной идеей, басня является ярким примером житейской мудрости, заложенной в иносказательной форме. Осуждая пороки людей, она приучает детей мыслить и сопоставлять поступки героев с реальными жизненными ситуациями, обогащает их речь и формирует моральный облик.

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Чему учат басни Крылова: детей, мораль, короткие

Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях.

Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.

Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.

Крылов в своем творчестве имел цель усовершенствовать мир. Комедийный сюжет скрывает в себе несовершенства человеческого общества. На пьедестале почета оказываются достоинства и положительные достижения. Рассказ раскрывает для читателя:

  • Достойное отношение к жизни и обществу;
  • Нравственные ценности в поведении;
  • Собственные недостатки.

После прочтения басни мировоззрение претерпевает изменения. Автор умело показывает, как комичны пороки человечества. Читатель, узнавший себя в героях произведения, критически относится к собственной персоне.

Все предметы в произведениях Крылова имеют особое значение. В басне «Зеркало и обезьяна» автор наделяет зеркало свойствами провокатора. Оно отражает истинную суть событий. Нужно стремиться к исправлению собственного поведения, а не критиковать окружающих. Это единственный путь для улучшения мира. Произведения помогают глубоко изучить русский язык. Они содержат:

  • Поговорки;
  • Сложные речевые обороты;
  • Пословицы.

Чтение басен в классе развивает воображение школьников. Человеческие образы красноречиво перенесены на животных. Такой прием намекает на героев сюжета, но не выдает их. В народе быстро распространились афоризмы, которые использует автор. Сказочные произведения стали источником народной мудрости.

Этот жанр описывает нравственные проблемы в доступных для понимания образах. На основе басен снимают пьесы и постановки, которые нравятся ребятам всех возрастов.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.
  • персонажи: в сказках и притчах животные, растения или неодушевленные предметы не всегда бывают наделены чертами, характерными для людей, в то время как басенные персонажи — это люди, представленные в образах животных;
  • смысловая нагрузка: в сказках и притчах читатель должен сам догадаться о том, что хорошо, а что плохо, в басне же, дается конкретное поучение — мораль о том, чего людям надо избегать в своем поведении или в отношениях между собой или в ситуациях, подобных сюжету басни;
  • продолжительность развития сюжета: в сказках описываются события, протекающие в течение длительного времени. Они могут охватывать историю одной семьи.
Читайте также:
Характеристика образа Катерины Кабановой в пьесе Островского "Гроза"

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе

Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Басня в России

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Урок литературного чтения «Скрытый смысл в баснях И. А. Крылова

Басня – это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость – лисе, упрямство – ракам или баранам, мудрость – сове, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.

Форма речи басни – это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.

басня это

И.А. Крылов

Вершиной этого жанра в России принято считать произведения И.А.Крылова. Есть в стихотворных баснях и преимущество: так как басня, как правило, несет только одну мысль, и все ее персонажи призваны показать образец правильного или неправильного поведения, то легкое и ненавязчивое, немного лукавое произведение в рифму и с определенным ритмом сделает это лучше всего.

Читайте также: урок литературы в 10 классе “ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ” план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Читайте также:
Собачье сердце: краткое изложение глав, идея и содержание повести

Вывод басен Крылова не слишком отличался от морали его древних предшественников. Единственное, что хочется подчеркнуть: вольно или невольно Иван Андреевич приспосабливал басенный сюжет под русские реалии и делал его более понятным отечественному читателю или слушателю, то же самое справедливо и в отношении Л.Н. Толстого.

Однако большинство людей думает, что проза проще воспринимается, так как разные приемы, которые используются для создания рифмы, усложняют понимание сути происходящего в сюжете и размывают границы повествования. Возможно, это так, но спасает положение мораль. Она сразу раскрывает, какой порок или добродетель описывает автор, делая произведение коротким, лаконичным и законченным.

Надеемся, что наша статья помогла читателю не только разобраться в, прямо скажем, нетрудном вопросе, как называется вывод в басне, но и сподвигла его перечитать классические произведения этого жанра отечественных и зарубежных мастеров.

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

басня это рассказ

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров:

обязательное наличие морали;

Животные басни

Фактически басня – это герои-звери с человеческим характером. Они действуют как человек. Хитрость свойственна лисице, коварство – змее. Гусь, как правило, отождествляется с глупостью. Льву присваивается мужество, храбрость и отвага. Сова считается мудрой, а баран или ослик — упрямым. Каждый из персонажей обязательно обладает какой-либо одной характерной чертой человека. Морализированное естествознание животных из басен в итоге было оформлено в серию сборников, известных под общим названием «Физиолог».

Понятие морали в басне

Басня – это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Это интересно: «Отцы и дети» — история создания романа Тургенева.

Польза, которую несут басни

Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.

В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.

басня это герои

Краткое содержание

Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами.

В басне два главных героя::

  • Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный,
  • Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.

Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»

Анализ басни

Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена.

Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.

Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.

  1. Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
  2. Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
  3. Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
  4. Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
  5. Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.
Читайте также:
Краткое содержание каждой главы первой, второй, третьей и четвертой частей романа Ивана Гончарова "Обломов"

Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее.

Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.

Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.

Это интересно! Крылов рисует перед читателем типичного русского лентяя, который все лето развлекался, а после решил переждать плохие времена у более рассудительного и запасливого соседа. Ивану Андреевичу удалось достаточно точно отобразить характерные приметы и черты, присущие русскому народу.

Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».

Основная мысль басни

В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи.

Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?

Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.

Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:

  1. Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря,
  2. Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.

Важно! Именно в них заключена основная мысль басни, отражена суть всей истории и скрытый смысл. Автор говорит о необходимости трудится и не жалеть тех, кто не признает своих ошибок, не пытается преодолеть собственную лень.

Басня «Ворона и лисица» — в чем мораль?

Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей – нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.

форма речи басни это

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

Это интересно: «Повелитель мух» — краткое содержание по главам.

Различия:

Интересно знать! Понятие оперы в музыке.

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

Что такое басня в литературе - определение

Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Читайте также:
Михаил Юрьевич Лермонтов: детство и учёба, произведения и публикации, дуэль

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Басня в России

Распространение басни

В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

Это интересно: рассказ о Пушкине — краткая биография и его творчество.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров:

    обязательное наличие морали;
  • форма — аллегорическая;
  • описываемая ситуация — типичная;
  • действующие персонажи, их характеры — узнаваемы;
  • цель — высмеивание присущих людям, недостатков, пороков, дурных манер, а также социальных и общественных проблем.

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Различия:

    персонажи: в сказках и притчах животные, растения или неодушевленные предметы не всегда бывают наделены чертами, характерными для людей, в то время как басенные персонажи — это люди, представленные в образах животных;
  • смысловая нагрузка: в сказках и притчах читатель должен сам догадаться о том, что хорошо, а что плохо, в басне же, дается конкретное поучение — мораль о том, чего людям надо избегать в своем поведении или в отношениях между собой или в ситуациях, подобных сюжету басни;
  • продолжительность развития сюжета: в сказках описываются события, протекающие в течение длительного времени. Они могут охватывать историю одной семьи.

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: