Художественная литература и сатира в рассказе «Собачье сердце»

Художественная литература и сатира в рассказе «Собачье сердце».

Фантастика и сатира в повести «Собачье сердце»

Художественная литература и сатира
В рассказе «Собачье сердце»

Фантастическая проза Михаила Булгакова (рассказы «Диаболиада», «Felerne jaja», «Собачье сердце») органично сочетает смех с глубокими философскими выводами и обобщениями, сочетает в себе иронию и гротеск, фантастику и сатиру, грустное и смешное. .Эти произведения часто не смешные по сравнению с картиной русской действительности, которую рисует писатель. Гений в картине часто причудливо сочетается с удивительной фантастикой Булгакова, фантастикой. Писатель не только представляет реалии советской жизни двадцатых годов, но выходит далеко за рамки, доводит картину до полной неправдоподобности, превращает действие в трагикомедию Итак, достаточно серьезный научный эксперимент, проведенный профессором Преображенским и доктором Борменталем, Булгаков превращает в трагикомедию: милейший пес Шарик фантастическим образом превращается в отталкивающий и дерзкий Полиграфист Шариков.

Сочувствия автора целиком на стороне профессора. Филипп Филиппович – не только выдающийся специалист в своей области медицины, но и человек высокой европейской культуры и независимого ума. Он очень критически относится ко всему, что происходит в России. Его взгляды и оценки во многом совпадают со взглядами и оценками самого Булгакова. Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своими непосредственными делами. По его мнению, разрушение не в стране, а в сознании людей, которые вместо работы начинают петь революционные песни. Он – стойкий противник всякого насилия и считает, что привязанность – единственный способ, которым можно и даже нужно иметь дело с живыми существами. Профессор говорит: «С террором ничего не поделать. Террор полностью парализует нервную систему».

И именно этот консервативный профессор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира и вообще хочет посвятить себя исключительно науке и никаким образом не заниматься политикой, внезапно оказывается почти революционером, правда, только в медицине. .

Новая система, основанная на теории марксизма, стремилась «создать» из старого человеческого материала нового революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому – председатель домкома Швондер, который пытался сделать из Шарикова «сознательного товарища». Этот социальный эксперимент заканчивается фиаско: из алкоголика и преступника невозможно выйти высокоморального и сознательного человека даже с помощью переписки Энгельса с Каутским (тот же Швондер подарил Шарикову эту книгу, чтобы «просветить» его). . Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается в буквальном смысле слова «создать» человека, то есть берет на себя почти божественные функции. Однако произвол профессора, задумавшего улучшить саму природу, был быстро и довольно жестоко наказан: он создал мерзкого доносчика, алкоголика и демагога, сумевшего превратить жизнь своего создателя в сущий ад.

Читайте также:  Очерк о роли знаний в жизни человека

Булгаков не жалеет ярких сатирических красок в изображении типичного представителя «победоносного класса» – пролетариата, потому что больше всего писатель ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и устрашает. С каждым днем ​​он становится агрессивнее, наглее, особенно когда получает официальные документы и становится советником – начальником московского подразделения по очистке города от бездомных животных. Его уже не устраивает душить бедных, бездомных кошек, в чувстве власти и безнаказанности он начинает «душить» людей. Таким образом, Шариков обещает «сократить» девушку-механизатора, которая не захотела выходить за него замуж. С каким презрением и сарказмом рисует Булгаков своего героя! Писатель пророчески предупреждает, что такие трусливые негодяи, как Шариков, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее самых опасных и жестоких зверей.

К счастью, профессор осознает свою ошибку и умудряется сделать обратное – превратить Шарикова в собаку. Но грозное предупреждение останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.

Фантазия в рассказе «Собачье сердце» не важна сама по себе: она помогает Булгакову яснее и острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принял в новой реальности. Острая сатира писателя – это оружие, которое он использовал в борьбе со Звондером и Шарикковым, а талант писателя делал это оружие особенно опасным.

Фантастика и сатира. в повести «Собачье сердце»

В «фантастической» прозе Михаила Булгакова (рассказы «Диаболиада», «Фатальная жизнь», «Собачье сердце») смех органично сочетается с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, фантастика и сатира, грустное и смешное. Читателей, читающих эти произведения, часто не забавляет изображение русской действительности, которое рисует писатель. Гениальность картины часто причудливо сочетается с удивительной художественной литературой и фантастикой Булгакова. Писатель не только представляет реалии советской жизни 1920-х годов, но и выходит далеко за их пределы, делает картину совершенно невероятной, превращает сюжет в трагикомедию. Итак, довольно серьезный научный эксперимент, поставленный профессором Преображенским и доктором Борменталя, Булгаков превращает в трагикультуру: милейший пес Шарик фантастическим образом превращается в отталкивающего и дерзкого Полиграфовича Шарикова.

Читайте также:  Дыхание революционной бури Очерки по литературе

Сочувствия автора целиком на стороне профессора. Филипп Филиппович – не только выдающийся специалист в своей области медицины, но и человек высокой европейской культуры и независимого ума. Он очень критически относится ко всему, что происходит в России. Его взгляды и оценки во многом совпадают со взглядами и оценками самого Булгакова. Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своими непосредственными делами. По его мнению, разрушение не в стране, а в сознании людей, которые вместо работы начинают петь революционные песни. Он – стойкий противник всякого насилия и считает, что привязанность – единственный способ, которым можно и даже нужно иметь дело с живыми существами. Профессор говорит: «С террором ничего не поделать. Террор полностью парализует нервную систему».

И именно этот консервативный профессор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира и вообще хочет посвятить себя исключительно науке и никаким образом не заниматься политикой, внезапно оказывается почти революционером, правда, только в медицине. .

Новая система, основанная на теории марксизма, стремилась «создать» из старого человеческого материала нового революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому – председатель домкома Швондер, который пытался сделать из Шарикова «сознательного товарища». Этот социальный эксперимент заканчивается фиаско: из алкоголика и преступника невозможно выйти высокоморального и сознательного человека даже с помощью переписки Энгельса с Каутским (тот же Швондер подарил Шарикову эту книгу, чтобы «просветить» его). . Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается буквально «создать» человека, то есть берет на себя функцию почти Бога. Однако своеволие профессора, задумавшего улучшить саму природу, было быстро и довольно жестоко наказано: в результате своего эксперимента он создал ужасного доносчика, алкоголика и демагога, сумевшего превратить жизнь своего создателя в сущий ад.

Читайте также:  Судьба человека в романе Ф

Булгаков не жалеет ярких, сатирических красок в изображении такого типичного представителя «победоносного класса» – пролетариата, потому что писатель больше всего ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и устрашает. С каждым днем ​​он становится агрессивнее, наглее, особенно когда получает официальные документы и становится советником – начальником московского подразделения по очистке города от бездомных животных. Его уже не устраивает душить бедных, бездомных кошек, в чувстве власти и безнаказанности он начинает «душить» людей. Таким образом, Шариков обещает «сократить» девушку-машинистку, которая не захотела выходить за него замуж. С каким презрением и сарказмом рисует Булгаков своего героя! Писатель как бы пророчески предупреждает, что именно такие трусливые негодяи Шариков, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее любого самого опасного и жестокого зверя.

К счастью, профессор осознает свою ошибку и умудряется сделать обратное – превратить Шарикова в собаку. Но грозное предупреждение останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.

Фантазия в рассказе «Собачье сердце» не важна сама по себе: она помогает Булгакову яснее и острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принял в новой реальности. Едкая сатира писателя – оружие, которым он боролся со Швондери и Шарыковым, и талант писателя сделали это оружие особенно опасным.

Оцените статью
Добавить комментарий