Фразеологизм танталовы муки: смысл и происхождение, версии мифа, мораль

Что означает выражение “Танталовы муки”? Происхождение фразы

Танталовыми муками называется желание, которое кажется осуществимым, но никогда не может быть исполнено.

Это невозможность осуществить свою мечту, обрекающая человека на страдания.

Такие мучения иногда приносит безответная любовь. Например, один из любящих по каким-то причинам не может уехать из города, в котором живёт предмет его страсти.

Отказ уже получен, но приходится время от времени встречаться на улицах, узнавать новости о любимом или любимой, понимать, что в их жизни не будет места для вас.

Как и дар любви, талант даётся не каждому. Немолодой писатель средней руки встречает в журнале повесть гениального юноши и понимаяет, что так ему никогда не написать. Он хочет приблизиться к совершенству, но не может прыгнуть выше головы.

Обычно с Танталовыми муками связываются не лучшие человеческие качества: зависть, гордыня, тщеславие, злость. Это неслучайно, ведь именно за такие пороки был наказан легендарный царь Тантал.

Видео

Гнев богов

Однако, как известно, у всякого, даже божественного терпения, есть предел. Когда Тантал спрятал золотого пса, украденного у олимпийцев Пандареем, Зевс пришёл в ярость. Он отправил своего посланника Гермеса, что должен был потребовать от царя вернуть собаку.

Однако Тантал заявил, что понятия не имеет, о каком золотом псе идёт речь. Услышав ответ сына, Зевс крайне разозлился, но наказывать не стал, предупредив Тантала, что в следующий раз не обойдётся лишь словами. Увы, тот считал, что может позволить себе не меньше, чем сами боги.

Тантал посчитал, что боги, с которыми он не раз обедал за одним столом, далеко не всеведущие, а потому их крайне легко обмануть. На мой взгляд, так он хотел указать на собственное превосходство, унизив жителей Олимпа.

Но способ, что был выбран им, оказался поистине ужасным. Тантал пригласил в свой дворец богов-олимпийцев, заявив, что приготовит прекрасные блюда для пиршества. В качестве мяса он использовал своего сына Пелопа, которого убил и разрезал на куски.

Когда боги оказались за столом, во дворце повисло жуткое молчание. Одна лишь Деметра, богиня плодородия, что находилась в вечной печали из-за похищения своей дочери, потянулась к блюду и откусила небольшую часть. Боги были в ярости.

Ошеломлённые поступком Тантала, они воскресили его сына. Часть левого плеча, что досталась Деметре, была заменена слоновой костью. С тех пор у потомков Пелопа всегда было заметно белое пятно на плече.

Хьюгом Таравалем «Пир, данный богам Танталом», 176

Хьюгом Таравалем «Пир, данный богам Танталом», 1767 годМестонахождение: Большой Трианон в Версале, Франция

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Читайте также:
Грамматическая основа в предложении: чем может быть выражено подлежащее и сказуемое, как их найти

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь – Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Значение слова в современном лексиконе

Так что же означает фраза «танталовы муки» в современной речи? В простом смысле — это невозможность достичь желанной цели, когда та находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Кажется, что вот-вот, и произойдет то, что задумано, но «оно» постоянно отодвигается на неопределенный период, дразнит издалека и заставляет совершать все новые и новые усилия.

Так говорят о человеке, который, например, работает без сна и еды, а все его старания оказываются недостаточными для получения желаемого. Финиш постоянно отдаляется, энергия постепенно уходит, а вместе с ней и удовлетворение от проделанной работы. Выражение о танталовых муках может использоваться и в переносной интерпретации для придания речи иронического налета.

Большинство фразеологизмов в обычных разговорах сегодня не употребляется. Как правило, это характерно для публицистической и художественной литературы, но это не значит, что не нужно расширять свой кругозор и улучшать культуру речи.

Чтобы понять, в каком контексте можно использовать данный оборот, можно привести следующие примеры:

Танталовы муки – значение и происхождение выражения. Миф о муках Тантала

Танталовы муки – это. Что значит и откуда взялось это крылатое выражение. Древнегреческий миф о царе Тантале, наказанном богами. За что он обречен на вечные мучения в царстве Аида?

Фото Танталовы муки - значение и происхождение выражения. Миф о муках Тантала

Танталовы муки – это значит невыносимые мучения из-за невозможности получить желаемое. Эти муки особенно ужасны, потому что цель совсем близко: «видит око, да зуб неймет», как говорится в другом фразеологизме.

В буквальном смысле танталовы муки – это голод и жажда.

Согласно древнегреческому мифу, наказанный богами царь Тантал был обречен вечно страдать в аду без питья и еды. При этом он стоял по горло в воде, но не мог напиться; видел над собой ветви с фруктами, но не мог дотянуться до них.

Танталовы муки. Примеры употребления

В сущности, Вася больше всего на свете любит милую безделку, и ему стоит танталовых мучений то воздержание, на которое он временно себя осудил.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Наша общественная жизнь» (1863-1864)

К тому же мне выдали наконец сухой паек, кончились мои танталовы муки.
Юлия Друнина. «С тех вершин» (1979)

И вот тут-то возникает пресловутая проблема первого абзаца. Танталовы муки! Уж очень редки случаи, когда первый абзац дается без боя, без трепки нервов, без сомнений и поисков, легко и естественно.
Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)

Миф о танталовых муках: за что и как был наказан Тантал

Согласно мифу, фригийский царь Тантал (Τάνταλος) был сыном громовержца Зевса, главного из богов, и нимфы Плуто. Будучи любимцем богов, Тантал получал их советы и бывал на их пирах. Но царь возгордился этим и нанес олимпийцам ужасное оскорбление, за что и был низвергнут в преисподнюю.

Чем именно Тантал заслужил наказание, рассказывают по-разному. По одной из версий, он раскрыл людям секреты Зевса и божественных пиров. По другой – обманом завладел золотой собакой Зевса. Повествуют также, что однажды он похитил напиток и пищу богов: нектар и амброзию.

А самая драматичная легенда гласит, что Тантал пытался накормить олимпийцев мясом собственного сына Пелопа. Так он пытался показать, что боги не всеведущи, и опозорить их.

Читайте также:
Фонетический разбор: основные сведения о гласных и согласных звуках, анализ слова «лёгкий»

Однако те раскрыли замысел царя, человечину есть не стали и воскресили ребенка. Лишь богиня плодородия Деметра так печалилась по своей похищенной дочери Персефоне, что не заметила подвоха и съела поднесенное мясо: в результате возвращенный к жизни Пелоп остался без лопатки, и Зевс сделал ему новую, из слоновой кости.

Тантал же был низвергнут в подземное царство Аида и в наказание обречен на вечные муки.

Он страдает от жажды и голода, хотя стоит по шею в воде, а над ним склонились ветви с фруктами, сообщает Гомер в поэме «Одиссея». Едва Тантал пытается попить, как вода уходит. А как только он тянется к плодам – ветви поднимаются, и несчастный остается голодным.

Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным.

«Одиссея» Гомера в переводе В.А. Жуковского

Проклят был и весь род Тантала. Его потомком был, в частности, микенский царь Агамемнон. У его брата Менелая троянец Парис похитил Прекрасную Елену, из-за чего разгорелась Троянская война.

Отправляясь в поход, чтобы отомстить обидчикам брата, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. И, как принято в греческих преданиях, поплатился за злодейство. Вернувшись с войны, он был убит женой Клитемнестрой и ее новым возлюбленным Эгисфом.

Дети Агамемнона – Орест и Электра – спустя годы отомстили за отца, убив мать и ее любовника. По имени микенской царевны психолог Карл Юнг назвал комплекс Электры – неосознанное влечение девочек к отцу, ревность и враждебность к матери.

Танталовы муки

Танталовы муки - фразеологизм

Автор: Дмитрий Сироткин

Переходим к фразеологизму о любимце богов, поплатившемся за свою гордыню и бесчеловечность.

Фразеологизм «танталовы муки» – о невыносимости близости недостижимого.

Приводятся значение и происхождение фразеологизма, а также примеры его употребления из литературных произведений.

Значение фразеологизма

Танталовы муки – непрекращающиеся страдания из-за невозможности достичь желанного, несмотря на его близость

Синонимы: муки Тантала; близок локоток, да не укусишь

В иностранных языках имеются прямые аналоги выражению «танталовы муки»:

  • the torment of Tantalus (английский язык)
  • Tantalusqualen (немецкий язык)
  • le supplice de Tantale (французский язык)

Происхождение фразеологизма

Начнем с конца, то есть с мук Тантала. Вот как один хитроумный герой Древней Греции (Одиссей) описывает в знаменитой поэме Гомера «Одиссея» муки другого хитроумного героя (Тантала) при встрече с ним в Тартаре, аду:

Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным.

В дополнение к описанным неприятностям над головой Тантала нависала едва держащаяся скала, постоянно угрожающая сорваться и раздавить его.

Кто такой Тантал – более-менее известно, это сын Зевса и царь города Сипил во Фригии. Хотя стоит уточнить, что, как и в большинстве греческих мифов, тут тоже всё довольно запутано: кто папа, кто мама, кто настоящий отец, а кто формальный, и т.д.

А вот за что он был наказан богами этими самыми знаменитыми танталовыми муками – вопрос сложный. В Википедии перечисляется несколько версий прегрешения Тантала, возмутившего богов Олимпа. В некоторых статьях все эти прегрешения идут нарастающим итогом. Возможно, этот потерявший адекватность и много о себе возомнивший сын бога и правда совершил всё это, а возможно, что на него возложили и чужие грехи, чтобы создать более сильный образ.

Читайте также:
Значение фразеологизма Тришкин кафтан и история его появления

Вот эти прегрешения:

  • Тантал разглашал людям тайны богов, с которыми пировал на Олимпе или в своем дворце, злоупотребляя отношением к себе богов как почти равному им.
  • Упрекают его и в том, что он похищал с пиров на Олимпе «пищу богов» – нектар и амброзию, угощал ею друзей и хвастался своими связями наверху.
  • Дальше – больше: он согласился принять на хранение золотую собаку из храма Зевса на острове Крите, украденную царем Эфеса Пандареем. Собака была не простая – когда-то она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Рассерженный Зевс послал за собакой вестника богов бога Гермеса, кстати – брата Тантала. Но тот всё отрицал и даже поклялся в этом страшной клятвой.
  • Но уж совсем ужасным грехом и с божеской, и с человеческой точек зрения был устроенный им для богов пир, на котором он подал им блюдо из мяса собственного сына Пелопса, убитого Танталом ради того, чтобы доказать, что на самом деле боги не всеведущи и ничего не поймут. Но боги всё сразу поняли и не притронулись к этому блюду. Лишь Деметра так переживала о похищенной у нее дочери Персефоне, что съела плечо Пелопса. В результате Гермес оживил собранное тело Пелопса, а Гефест изготовил ему плечо из слоновой кости, но вот Танталу наконец как следует досталось от отца-громовержца.

Да, встречаются такие люди, которым, даже если у них всё прекрасно, хочется лучшего и большего, и ради этого они готовы разрушить свою жизнь.

Примеры из произведений писателей

Не выдержав танталовых мук, я отвернулся от танцующих и побрёл в обшитую дубом столовую. (Ш. Бронте, «Учитель»)

В это время за дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной, певшей «Я вновь пред тобою. » У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам. (А. Чехов, «Тряпка») – кстати, крылатые выражения Чехова

До мельчайших подробностей помню день первого сентября 1935 года, когда я, снятая партколлегией с преподавательской работы, заперлась в своей комнате, испытывая поистине танталовы муки. (Е. Гинзбург, «Крутой маршрут»)

Эта проблема “золотого гвоздя” стоит теперь и перед вами, сударыня. Насколько я понимаю, ваш друг ставит вопрос так же, как ставил его Сент-Бев во времена Софи Луаре д’Арбувиль; мужчина и впрямь испытывает танталовы муки, сталкиваясь с кокеткой (быть может, даже не отдающей себе в этом отчета), которая непрестанно сулит ему блаженство, но оставляет алчущим. И все же я не верю в “золотой гвоздь”. (А. Моруа, «Письмо незнакомке») – кстати, цитаты Моруа

Всю последнюю неделю он читал исключительно «Основы ножеметания» и теперь испытывал танталовы муки: страница, смутная и недосягаемая, плавала где-то рядом — преподаватели никогда не спрашивают про длину и вес ножей, со знающим видом утверждали студенты постарше, они думают, что длину, вес и траекторию ты знаешь наизусть. (Т. Пратчетт, «Пирамиды»)

Как видим, у «танталовых мук» есть что-то сходное с такими фразеологизмами как «сизифов труд» или «бочка Данаид»: в каждом случае наказанием богов служит бесконечное повторение одного и того же действия.

В дополнение вы можете ознакомиться с обзором фразеологизмов из мифологии, а также со следующими материалами:

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Танталовы муки

(значение фразеологизма) — душевные страдания, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть.

Оглавление

Происхождение выражения

Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.

Читайте также:
Созвучные слова: определение понятия и примеры употребления в литературе, феномен парономазии, в стихотворении,созвучия слов 2

Танталовы Муки, Вилли Гласауэр, 1864

Танталовы Муки (Вилли Гласауэр, 1864 г.)

Поэт древней Греции Гомер в поэме Одиссея (8 век до н.э.) описывает, как Одиссей отправился в царство Аида (чтобы узнать предсказание Тиресия) и встретил там Тантала (Песнь одиннадцатая):

“Видел потом я Тантала, казнимого страшною казнью:

В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый

Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.

585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,

С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось

Черное дно, и его осушал во мгновение демон.

Много росло плодоносных дерев над его головою,

Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,

590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.

Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,

Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным”.

Выражение в словарях

(книжн.) — мучения, вызываемые близостью, кажущейся достижимостью желаемого и невозможностью осуществления [по древнегреческому мифу о Тантале, в наказание от богов терпящем муки жажды и голода, которые невозможно было утолить, хотя рядом была и вода, и плоды]. ( Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.) , “Танталов”)

(книжн.) — нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть. (Тантал – герой греческой мифологии, осужденный вечно томиться голодом и жаждой, несмотря на близость воды и древесных плодов, которые при приближении к ним от него ускользают.). ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) , “Мука”)

Миф о Тантале по Куну Н.А.

Историк Кун Николай Альбертович (1877 – 1940) в своей книге “Легенды и мифы Древней Греции” описывает историю Тантала (по поэме Гомера “Одиссея” ):

“В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов – амврозию и нектар – и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

— Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

— Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

— Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

— Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.”

Примеры

“В это время за дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной, певшей «Я вновь пред тобою. » У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам.”

«Мартин Иден» (1909 г., переводчик Сергей Заяицкий, 2014 г.), гл. 24 – о голодающем Мартине Идене:

“Время от времени он обедал у Морзов и этим поддерживал немного свои силы, хотя, глядя на множество расставленных на столе яств и из вежливости отказываясь от лишнего куска, он испытывал танталовы муки. “

“Отверженные” (1862 г.), в переводе Виноградова А. К. (1888 – 1946), глава 10, книга 1, часть 1:

“Я жалею, сударь, Марию-Антуанетту, эрцгерцогиню и королеву, но мне жаль также и ту женщину-гугенотку, которую в 1685 году, во время царствования Людовика Великого, привязали обнаженной до пояса к столбу; на известном расстоянии от нее держали ее грудного голодного ребенка; малютка, оголодав, видя грудь матери, пронзительно кричал, а палач говорил: “Отрекайся!” Женщине-матери-кормилице было предоставлено одно из двух: или голодная смерть ребенка, или смерть совести. Что вы скажете об этих муках Тантала, примененных к матери?”

“Собор Парижской Богоматери” (1831 г.), в переводе Пименовой Э.К. (1854 – 1935), книга 6, глава III:

“Ребенка приходилось тащить за собой non passibus aequis (неровными шагами (лат.)), как говорит Вергилий, и он на каждом шагу спотыкался, вызывая окрики матери. Правда и то, что он чаще смотрел на лепешку, чем себе под ноги. Весьма уважительная причина мешала ему откусить кусочек, и он довольствовался тем, что умильно взирал на нее. Но матери следовало бы взять лепешку на свое попечение – жестоко было подвергать толстощекого карапуза танталовым мукам.”

Происхождение и значение фразеологизма «танталовы муки»

Что значит фраза Танталовы муки

Устойчивое фразеологическое выражение «танталовы муки» пришло к нам из древнегреческой мифологии. Тантал был правителем Фригийского царства (по одной из версий — Лидийского). Царь был неприлично богат: его амбары ломились от зерна, по полям гуляли огромные стада, хранилища были полны золота и серебра. Он являлся сыном греческого бога Зевса, поэтому был приближен к пантеону божеств, живших на священной горе Олимп.
[block >

Читайте также:
Слова с суффиксом -енн-: различия причастий и прилагательных, правила правописания, слова-исключения, правописание суффиксов , прилагательные

[block > Немногим из греческих героев было дозволено быть рядом с правителями Олимпа, участвовать в их трапезах, быть посвящёнными в секреты божественного промысла. Народ, которым правил царь-бог, был сыт, доволен и любил своего правителя.

История возникновения

В «Одиссее» Гомера описывается такой вариант развития судьбы Тантала. Он имел дружеские отношения с богами Олимпа и слыл их любимчиком. Они часто приглашали его на пиры и советы. Тантал безмерно гордился тем, что он приближен к богам. В какой-то момент фривольность царя взяла верх над его положением среди богов, и он посмел дерзить им, считая, что имеет на это права, данные ему при рождении. Этакий наместник всевышнего на Земле.

Обиженный Зевс долго не мог придумать как поступить с царем Фригии. Гордыня была одним из страшных грехов у греков. В наказание он решил отправить грешника в ад. У древних греков ад назывался словом «Тартар». Отсюда прослеживаются корни другого русского фразеологизма — «полететь в Тартарары». Немного искаженно, но тем не менее речь идёт о спуске в подземное царство, где правит повелитель загробной жизни — Аид.

Фразеологизм Танталовы муки

Наказания богов всегда отличались некой изощренностью. Просто так отправить Тантала в ад Зевс конечно же не мог. За его гордыню он придумал хитроумное наказание — Тантал стоял по шею в воде. Над его головой висели спелые фрукты. Он очень мучился от голода и нестерпимой жажды. Когда он пытался напиться и открывал рот, вода понижала уровень ниже подбородка. Сколько он не пытался, не мог сделать ни единого глотка. Если Тантал тянулся к плодам, ветви деревьев поднимались вверх, и он не мог их сорвать.

Описанная мучительная ситуация, когда желания не стыкуются с возможностями, хотя они предельно близко, собственно и называют «танталовыми муками». Значение фразеологизма прочно укоренилось в русском языке и часто используется для характеристики невозможности достигнуть легко достижимого. Эта ситуация часто обыгрывается в современных художественных экранизациях.
[block >

Другие версии мифа

Значение фразеологизма Танталовы муки

  • Существует версия, что Тантал, который был сыном главного бога Зевса предал его. Он рассказал людям о тайных замыслах Зевса и открыл секреты божественных начал. Этим он и прогневил богов Олимпа. Все тайны священной горы не были доступны простым смертным. За их разглашение наказанием была смерть.
  • По другой версии однажды на пантеонной пирушке Тантал украл со стола богов волшебный нектар. Он хотел его выпить со своими земными друзьями. Нектар Олимпа — это только напиток богов. Боги разозлились и на общем совете придумали Танталу наказание.
  • Существует и ещё одна версия. В храме Зевса была золотая собака. Царь очень хотел, чтобы собака стояла у него во дворце. Он ее выкрал. Храм Зевса — это святое место греков, брать вещи из храма не позволялось. Зевс узнал о случившемся и убил царя молнией, а душа за грехи опустилась в Тартар. Дальше вы все знаете.
  • По иной версии развития событий Тантал настолько был искушён своими почестями среди богов, что сам стал мнить себя богом. В какой-то степени это справедливо, ведь он являлся сыном главного повелителя. Тантал, ослеплённый своим великолепием, решил испытать богов. Будучи жестоким самодержавным царем, он убил своего сына, дабы тот не претендовал на его место на троне и среди богов. Из плоти своего сына, он приготовил жареное мясо. Сложив куски на золотое блюдо, Тантал отправился на Олимп пировать. Зевс внимательно посмотрел на гостя и в его глазах увидел всю его греховную сущность — убийство, коварство и гордыню. Зевс оживил сына Тантала. Правда тот получился без лопатки, потому что ее успела съесть Деметра. Тантал отправился в царство Аида, а его сын стал править царствием Лидии. Что происходит с Танталом в Тартаре уже нам известно. Поделом царю-детоубийце.
Читайте также:
Правописание и значение слов с суффиксами -инк- и -енк- в русском языке с примерами

Мораль

Мифов о Тантале гораздо больше, чем описано в статье. Все они построены примерно одинаково: есть преступление, и затем наказание. Наказание статично — Тартар и вечные муки в виде голода и жажды, а вот само преступление варьируется. Мораль всех этих историй такова:

  • не переступай черту дозволенного и не получишь наказания;
  • скромность и добродетель должны быть верными друзьями даже такому богорожденному правителю. Гордыня — страшный грех, ведущий к саморазрушению.

В славянском эквиваленте существует другое устойчивое выражение с этим же смыслом — «близко локоть, но не укусить»
[block > [block >

Что означает танталовы муки кратко. “муки тантала” – значение фразеологизма и история выражения

О значении известного фразеологизма «танталовы муки» очень сложно догадаться, если не располагать информацией о его происхождении. Тем не менее, оборот достаточно часто встречается в различных СМИ. Кроме того, его можно услышать в разговорах интеллигенции. Попробуем разобраться со значением выражения «танталовы муки» с помощью рассмотрения его истории происхождения и значения.

Фразеологизм состоит из двух элементов. Значение слова «муки» понятно всем: даже когда люди сталкиваются с выражением впервые, они тут же понимают, что речь идет о чьих-то страданиях и пытках. А вот элемент «танталовы» (реже используется форма «Тантала») понятен лишь тем, кто в свое время познакомился с греческой мифологией.

Дело в том, что в Древней Греции существовал миф о царе Тантале, провинившимся перед богами и обреченным на вечные муки. Тантал был сыном Зевса, и его жизнь была воплощением настоящего счастья. Боги очень любили земного царя, засыпали его дарами и даже приглашали на Олимп.

Так как же Тантал смог разгневать своих покровителей? Все очень просто. Тантал очень возгордился своим положением, многое себе позволял, не страшился разглашать тайны могущественного родителя и, как-то раз, высокомерно заявил, что живет намного счастливее всех олимпийских богов.

Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным. Последней каплей для Зевса стала ужасная преступная выходка Тантала: земной царь изрубил на куски своего сына Пелопса, приготовил из него угощения, которые подал на стол для спустившихся с Олимпа богов. Этим земной царь хотел проверить, настолько ли боги всеведущи, как о них принято говорить.

Читайте также:
Союз "и": правила и примеры, сложные и простые предложения, сложное предложение с союзом.

Разумеется, боги раскрыли страшный замысел Тантала и обрекли его на вечные страдания в подземном Царстве Аида. Согласно Гомеру «Танталовы муки» заключались в том, что он должен был вечно стоять в озере по горло в воде, но не иметь возможности ее испить. Также над наказанным царем располагались ветви фруктовых деревьев, которые поднимались вверх от сильного ветра, как только Тантал протягивал к ним руку.

Благодаря этому описанию становится понятно и значение рассматриваемого фразеологизма. «Танталовы муки» – это удовольствия и блага, которые кажутся такими близкими, но по факту являются абсолютно недостижимыми, какие усилия ни прикладывай. Это самая распространенная трактовка.

Существует и другая версия. Поэт Пиндар описывал муки Тантала несколько иначе. По его версии над царем нависла огромная каменная глыба, которая вселяла нестерпимый вечный ужас в человека, так как казалось, что этот камень в любой момент сорвется и упадет.

Устойчивое фразеологическое выражение «танталовы муки» пришло к нам из древнегреческой мифологии. Тантал был правителем Фригийского царства (по одной из версий – Лидийского) . Царь был неприлично богат: его амбары ломились от зерна, по полям гуляли огромные стада, хранилища были полны золота и серебра. Он являлся сыном греческого бога Зевса, поэтому был приближен к пантеону божеств, живших на священной горе Олимп.

Немногим из греческих героев было дозволено быть рядом с правителями Олимпа, участвовать в их трапезах, быть посвящёнными в секреты божественного промысла. Народ, которым правил царь-бог, был сыт, доволен и любил своего правителя.

История возникновения

В «Одиссее» Гомера описывается такой вариант развития судьбы Тантала. Он имел дружеские отношения с богами Олимпа и слыл их любимчиком. Они часто приглашали его на пиры и советы. Тантал безмерно гордился тем, что он приближен к богам. В какой-то момент фривольность царя взяла верх над его положением среди богов, и он посмел дерзить им, считая, что имеет на это права, данные ему при рождении. Этакий наместник всевышнего на Земле.

Обиженный Зевс долго не мог придумать как поступить с царем Фригии. Гордыня была одним из страшных грехов у греков. В наказание он решил отправить грешника в ад. У древних греков ад назывался словом «Тартар». Отсюда прослеживаются корни другого русского фразеологизма – «полететь в Тартарары». Немного искаженно, но тем не менее речь идёт о спуске в подземное царство, где правит повелитель загробной жизни – Аид.

Читайте также:
Односложные слова: буквы и звуки, деление слов на слоги, примеры

Наказания богов всегда отличались некой изощренностью. Просто так отправить Тантала в ад Зевс конечно же не мог. За его гордыню он придумал хитроумное наказание – Тантал стоял по шею в воде. Над его головой висели спелые фрукты. Он очень мучился от голода и нестерпимой жажды. Когда он пытался напиться и открывал рот, вода понижала уровень ниже подбородка. Сколько он не пытался, не мог сделать ни единого глотка. Если Тантал тянулся к плодам, ветви деревьев поднимались вверх, и он не мог их сорвать .

Описанная мучительная ситуация, когда желания не стыкуются с возможностями, хотя они предельно близко, собственно и называют «танталовыми муками». Значение фразеологизма прочно укоренилось в русском языке и часто используется для характеристики невозможности достигнуть легко достижимого. Эта ситуация часто обыгрывается в современных художественных экранизациях.

Другие версии мифа

Мораль

Мифов о Тантале гораздо больше, чем описано в статье. Все они построены примерно одинаково: есть преступление, и затем наказание. Наказание статично – Тартар и вечные муки в виде голода и жажды, а вот само преступление варьируется. Мораль всех этих историй такова:

  • не переступай черту дозволенного и не получишь наказания;
  • скромность и добродетель должны быть верными друзьями даже такому богорожденному правителю. Гордыня – страшный грех, ведущий к саморазрушению.

В славянском эквиваленте существует другое устойчивое выражение с этим же смыслом – «близко локоть, но не укусить»

Фразеологизм муки Тантала значение

Страдания от невозможности достижения наблюдаемой желанной цели.

Доподлинно неизвестно, какое именно преступление совершил Тантал – мифический фригийский царь: древние легенды рассказывают об этом по-разному. Одни говорили, что Тантал якобы сделал достоянием общественности какие-то божественные тайны. Другие утверждали, будто он похитил с олимпийского стола нектар и амброзию — небесную пищу и напиток, которые наделяли богов бессмертием.
Был, наконец, и такой слух: дерзкий царь, пожелавший проверить, насколько всеведущи небожители, погубил своего сына и собирался накормить его мясом богов.
В любом случае, его преступление раскрыли, и возмездие было поистине ужасающим. Тантал вечно содержится в Царстве Мертвых, стоя по горло в прозрачной воде озера. Над его головой нависают сочные плоды. Но как только он наклоняется, вода уходит вниз; поднимает руку — ветер вскидывает ветви. Мучимый постоянные голодом и жаждой, несчастный Тантал кусает свои руки, но все тщетно. « » — это страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.

Читайте также:
Значение фразеологизма Тришкин кафтан и история его появления

«Ах! Если хотите еще более угнести того, кто угнетен нищетою, пошлите его в Англию: здесь среди предметов богатства, цветущего изобилия и кучами рассыпанных гиней узнает он муки Тантала!» (Н. Карамзин).

(Согласно греческой мифологии Тантал – царь Фригии, являлся любимцем богов и часто присутствовал на их пиршествах. Однако он оскорбил богов и был ими наказан. Низвергнутый ими в ад, он постоянно испытывал муки жажды и голода; как только он хотел утолить жажду окружающей его водой, она отступала на недоступное расстояние. Как только он протягивал руки к ветвям с плодами, нависавшими над ним, ветви сразу отклонялись).

Фразеологизм “танталовы муки ” принято применять к тому человеку,который пережил в свой отдельный период жизни серьезные лишения и большие жизненные трудности.В разговорной речи о таком человеке говорят так:” Он перенес Танталовы муки ” либо ” Его подвергли всем Танталовым мукам “.
Однако не многие граждане свободно применяющие данное выражение знают истинный смысл этой идиомы.Некоторые начинают интересоваться,кто это такой – Тантал?Что же пережил этот человек,раз его имя стало нарицательным?

История возникновения выражения “Танталовы муки”

В древней Греции существовала легенда о царе Сипила,который правил Фригией.Звали его Тантал.Он являлся сыном прекрасной царицы Плуто и грозного бога Зевса.Поскольку Тантал имел божественное происхождение и был обласкан различных богов Олимпа,то он был вхож на совещания,на которых решалась судьба мира и на пиры,где праздновали удачно завершенные деяния.
Он был настолько популярен и сделал такую серьезную карьеру среди богов,что многие божественные личности его стали ненавидеть из зависти и позднее отправили его в Ад на мученья.
Существует несколько вариантов почему боги,ранее любившие Тантала,прониклись к нему столь жгучей ненавистью.

Вариант первый.
По этой версии этот любимчик богов Тантал,настолько заигрался,что раскрыл какие то особо секретные сведения или намерения своего отца Зевса.

Второй вариант.
Некоторые исследователи утверждают,что Тантал решив доказать своим друзьям,что он вхож в божественные чертоги,украл с пиршественного стола божественную амброзию и вкуснейший нектар и дал вкусить эти напитки простым смертным.Впоследствии он был разоблачен и жестоко наказан.

Третий вариант.
Она заключается в том,что Тантал стал клятвопреступником,солгав перед богами,что никогда не брал у Пандарея украденную из храма,в котором поклонялись богу Зевсу,золотого пса.

Четвертый вариант .
Имеется еще более страшная версия.Тантал убил своего родного сына по имени Пелоп,разделал его и приготовил вкуснейшие блюда.Затем он угостил ими пирующих богов.

В наше время про “Танталовы муки ” известно,что сколько бы разнообразных вариантов преступлений перед богами у Тантала не существовало,но исход был только один.Жестокие боги отправили его в Ад,где он должен мучиться вечно стоя в воде по горло и испытывая мучительный голод,пытаясь достать плоды с ветки,но не в силах их забрать.Из всего написанного можно сделать логический вывод – “Танталовы муки ” – это страшные и мучительные страдания,которые могут длиться вечно.

Танталовы муки видео

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:06.05.2019

Тантала, героя древнегреческих мифов, возможно, давно забыли бы, если бы не память о его муках, которые дали жизнь непонятному для непосвящённых фразеологизму.

Читайте также:
Правописание и значение слов с суффиксами -инк- и -енк- в русском языке с примерами

Какого рода были эти муки, и за что он заслужил их?

Постараемся дать ответы, а заодно и выясним, что означает выражение «Танталовы муки» .

Значение фразеологизма

Танталовыми муками называется желание, которое кажется осуществимым, но никогда не может быть исполнено.

Это невозможность осуществить свою мечту, обрекающая человека на страдания.

Такие мучения иногда приносит безответная любовь. Например, один из любящих по каким-то причинам не может уехать из города, в котором живёт предмет его страсти.

Отказ уже получен, но приходится время от времени встречаться на улицах, узнавать новости о любимом или любимой, понимать, что в их жизни не будет места для вас.

Как и дар любви, талант даётся не каждому. Немолодой писатель средней руки встречает в журнале повесть гениального юноши и понимаяет, что так ему никогда не написать. Он хочет приблизиться к совершенству, но не может прыгнуть выше головы.

Обычно с Танталовыми муками связываются не лучшие человеческие качества: зависть, гордыня, тщеславие, злость. Это неслучайно, ведь именно за такие пороки был наказан легендарный царь Тантал.

Происхождение фразеологизма

Тантал был сыном Зевса и правил лидийским городом Сипилом. Бессмертные щедро наградили его всеми благами. Боги не якшались дружбой с молодым царём Лидии.

Они спускались с Олимпа, чтобы посетить его дворец, да и сам он появлялся на их пирах.

Однажды Тантал нарушать запреты, отделявшие мир богов от мира людей.
Первым прегрешением героя стало похищение нектара и амброзии, которые он захватил с Олимпа для своих друзей.

Царь пожелал накормить их небесной пищей, чтобы показать, как он близок к богам. На пирах отца Тантал не раз слышал разговоры об участи смертных. Иногда он предупреждал знакомых о том, какой поворот готовит им судьба.

Вряд ли лидиец делал это из-за желания помочь ближним. Скорее всего, ему льстила учесть быть посредником между богами и людьми, но Зевс простил сыну эти слабости.

А вот второй проступок вызвал гнев отца. У громовержца похитили его любимую золотую собаку. По просьбе царя Пандарея, совершившего кражу, Тантал укрыл собаку в своём доме, о чём узнал посланный на поиски Гермес. Зевс простил и это.

Но третье преступление оставить безнаказанным было нельзя. Тантал захотел проверить, всеведущи ли боги, и пригласил их на пир, главным блюдом которого стал его сын, собственноручно им убитый.

Бессмертные разгадали страшную тайну и не притронулись к угощению.

Только Деметра, тосковавшая о любимой дочери Персефоне, похищенной Аидом, в рассеянности съела кусок плеча. Боги воскресили мальчика, и кузнец Гефест изготовил ему новое плечо из слоновой кости.

А вот участь его отца была незавидной: Тантала отправили в подземное царство.

Есть два сохранившихся описания его мук:

  1. Согласно Гомеру, Тантала погрузили в подземное озеро, воды которого отступали всякий раз, как только он наклонялся, чтобы напиться. Над головой отступника висели на мощных ветвях сочные плоды, но дотянуться до них Тантал не мог.
  2. Поэт Пиндар описывает другое наказание. Царь Сипила был поставлен под нависшую над ним скалу, которая вот-вот должна была обрушиться. Но скала не падала, и уйти было нельзя. Так он закончил свои дни в вечном ожидании смерти.

Синонимичные выражения

В нашем родном языке у греческого фразеологизма есть синонимы:

  • Видит око, да зуб неймёт.
  • Близок локоток, да не укусишь.

У французского поэта Вийона имеется строка, перевод которой на русский стал крылатой фразой: «От жажды умираю над ручьём». Она хорошо иллюстрирует смысл выражения «Танталовы муки».

Как бы нам ни хотелось, достижение желанной цели не всегда в нашей власти. Просто признайте, что есть сила, которая больше нас самих, и тогда мучения Тантала перестанут терзать вашу душу, горящую пламенем мучительных желаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: