Блокировать тексты песен, основные темы и темы

Блокировать тексты песен, основные темы и темы

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Поэзия обычно ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, тексты Блока немного другие. Также затрагиваются философские вопросы, много упоминаний о Родине. Автор часто задается вопросом о смысле жизни. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также цикл стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих специфика лирики Блока заключается в ее специфическом звучании. В стихах отмечено обилие гласных. Они образуют настоящий оркестр, который явно поражает читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Есть и другие особенности текстов Блока. Язык стихов метафоричен. Каждое их изображение имеет особое символическое значение. Самые распространенные предметы и слова имеют здесь скрытый смысл. Часто можно встретить очень необычные сочетания. Например, красный смех или пергаментная речь.

Особенно интересна символика оттенков. Свет и белый ассоциируют поэта с совершенством, чистотой и гармонией, а черный – с бедствием, разрухой и тревогой. Красный цвет символизирует страсть и жизнь, а желтый символизирует распад и угасание.

Тексты поэзии Блока основаны на поисках идеалов и гармонии. Правда, при жизни автора его работы ценились только за красоту подачи.

Темы и мотивы в лирике Блока

Тематика текстов Блока неоднозначна. Они представлены в большом разнообразии, но при этом составляют единое целое. Это специфическое отражение жизненного пути поэта. Сам автор даже много раз говорил об этом.

Творческий путь писателя был очень сложным. Он был написан как романтические и символические стихи и произведения, отражающие реалии революции.

Мотивы текстов Блока отражают всю драматургию XIX и XX веков. В творчестве поэта есть определенное богатство, реалистичность, конкретность и романтизм. Таким образом он удачно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Ранняя лирика Блока

Ранние тексты Блока заслуживают подробного анализа. Однозначно сказать, какие настроения в нем преобладают, очень проблематично. Для поэта это был период поиска идеала, надежды и мечты. В его сознании была создана особая мифология, связанная с женственностью и трансформацией мира.

Главное стихотворение Блока в этот период – любовное стихотворение, но поэт также описывает события революции, делая интонацию о неразберихе. Сам он очень критически относился к этому этапу творчества и через некоторое время начал писать в совершенно новом направлении. В своем драматическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест в текстах Блока – Ойчизна. Сам поэт всегда говорил, что у него в крови Россия и все его произведения связаны с ней. Неудивительно, что он написал много работ на эту тему. Образ Родины в текстах Блока неоднозначен. Писатель указывает на тяжелое положение государства и удивляется, что такая сильная и богатая держава не может развиваться и обрести счастье.

Россия в текстах Блока часто выступает в образе его матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готов помочь в трудную минуту, защитить от всех врагов. Фактически, этот писатель первым обратился к теме родины в новом свете. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

Высокие идеалы в лирике Блока очень ярко проявляются в серии композиций «На поле Куликово». Поэт удивительным образом сочетает в себе современность, исторические события и символику.

При этом за основу были взяты реальные события, а именно Куликовская битва. Эти действия, однако, описываются эпитетами и метафорами, символически. Основная идея – борьба добра со злом. С одной стороны, это солдаты, защищающие Родину, а с другой – нападающие на татар. Фактически, это показывает идеалы Блока. Поэт говорит, что самое главное для каждого человека – это Отечество и вера.

Читайте также:  Композиционный анализ повести Бунина "Окаясь дней"

Любовная лирика Блока

Тема любви занимает особое место в текстах Блока. Поэт сказал, что такие произведения можно назвать дневником, который пишется в стихах. С самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает такое противоречивое и сложное чувство. Его любовные тексты неоднозначны и со временем претерпевают множество изменений.

При написании эссе на тексты Блока стоит сказать, что первые произведения поэта о любви вызывают восхищение. В них он пишет о своей настоящей возлюбленной и вдохновителе Менделеева. На его первые работы повлиял философ Соловьев. Писатель пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Главный образ в его текстах называет Прекрасную Даму и сочетает в себе лунную и природную символику.

Казалось бы, в основе этого сериала – настоящий автобиографический факт, но лирический герой влюблен в определенный образ, идеал. Он поклоняется этой женщине, такой недоступной, величественной и красивой. Поэт указывает, что с таким чувством гармония в жизни невозможна.

В сериале Балаганчика отношение главного героя к Прекрасной Даме несколько иное. Он больше не поклоняется ей как божеству. У женщины более четкие черты лица. Ее очарование теперь более реальное, а не возвышенное. У чувств больше нет этого света, этой силы. Их можно сравнить с метелью, уносящей главного героя далеко, но не позволяющей ему обрести счастье или испытать удовлетворение.

Основные темы лиризма в цикле «Кармен» совершенно разные. Это уже не любовь, а неистовая страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философской рефлексии. Он был представителем символизма, показал свое отношение ко многим проблемам. Его система воображения довольно сложна.

Изначально философские тексты Блока основаны на сновидении. Он думает о таинственном красивом Незнакомце, который является проводником между миром снов и реальностью. Она мечтает создать новый мир, в котором всегда будут царить Красота и Мудрость.

Через некоторое время философская мысль поэта меняется. Автор акцентирует внимание на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве своих стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл «Призрачный мир» в текстах Блока. Поэт буквально снимает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, понимая, что за этим скрывается грязь, пошлость и чернота. Он боится признаться себе, что он часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие дела никуда не денутся. Рано или поздно они вспомнят о себе, затронут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок старался показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показывать в темном, неприятном свете. На нем изображены мертвые души – мерзость, которая больше никого не удивляет и не пугает.

Тема поэта и поэзии в творчестве Блока А. А.

Тема поэта и поэзии в творчестве Блока А. А.

Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии. Он включает в себя вопрос о цели искусства, задачах поэзии, миссии поэта, его избранности и одиночестве, миссии пророка и о том, что нужно платить за то, чтобы быть избранным. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока не трактуется традиционным образом. Особенно ярко это проявляется в стихотворениях третьего тома, где тема трагического одиночества и непонимания вводится в поэзию через образ художника.

Поэма «Сердце земное снова холодно…» содержит целый ряд романтических противопоставлений: «сердце земное» лирического героя – и горькая холодность; люди – опустошение; любовь к людям – гнев и презрение к ним; забвение – выбор, который он готов прочитать в глазах «мужчин и девственниц». Они образуют лейтмотив, характерный для блоковской трактовки этой темы – темы романтического противостояния художника с толпой. Об этом говорится в первой строфе: «Я храню свою безраздельную любовь к людям в глуши. Неделимая любовь влечет за собой гнев и презрение, что в третьей строфе ведет не к устранению предполагаемых противоречий, а к их подтверждению с еще большей силой. Крик народа к поэту гласит: «Вернись к прекрасным удобствам!», Превращается в отказ от комфорта и покоя, утверждение невозможности их обрести. Разве не в том, что Блок обнаруживает свойственную ему мысль о невозможности принимать и отвергать, тот самый русский максимализм, который отразил Трубецкой? Противостояние поэта и холода становится неразрешимым, оно становится практически условием существования творческой личности:

Читайте также:  Образ красивой дамы в эссе Блока, текст для резюме

Пусть воскликнут: забудь, поэт!

Вернитесь к своим прекрасным удобствам!

Нет! Лучше умереть на морозе!

Никакого комфорта. Нет покоя.

Представление Блока о творческой личности наиболее ярко проявилось в стихотворении «Художник». Здесь воссоздается сам акт творения, сам процесс творческого созидания, процесс, не обогащающий творческую личность, а разрушающий ее, полный душевных мук, приводящий к необъяснимым страданиям духа.

В первой строфе – известное романтическое противоречие между художником и толпой. Это противопоставление определяется рядом противоположных концепций: ваши свадьбы, ваши торжества, ваши похороны (типично, что для поэта этот цикл состоит из принципиально разных событий, радостных и трагичных, но все они одинаково важны и скучны для человека. лирический герой) – и моя «смертельная скука», которую можно развеять легким, неуслышанным зовом, предвестником творческого вдохновения.

Сравните метафору звука, звона, колокольчиков, содержащуюся в Блоке и в цикле Ахматовой «Тайны ремесла» (стихотворение «Творчество»). У Ахматовой ожидание этих звуков, вестников вдохновения, становится целью творческого акта, они несут слова, продиктованные свыше. Восприятие творчества как вдохновения с небес, как своеобразного чудесного и счастливого состояния, когда художник погружен в сферу сердца, когда ему доступно божественное провидение, характерно не только для Ахматовой, но, скорее, принадлежит к сфере искусства. традиция русской литературы. Обратитесь к поэме Пушкина «Осень» и покажите, как поэт описывает вдохновение и акт творчества. Для Пушкина пробуждающая поэзия – это заранее заданное счастливое состояние.

Для лирического героя Блока творчество – утомительный и изнурительный процесс, который не оправдывается ни чувством удовлетворения гармонией звуков, ни признанием читателя. Сам творческий акт описывается удивительной метафорой: процесс творения можно сравнить с убийством – звук, райская птица, посланное свыше слово:

Вот оно – создано. И с холодным вниманием.

Жду разобраться, исправить и убить.

И жду на моих глазах

Рисует слабую нить.

Рожденный, созданный из небытия звук связывает лирического героя с другими сферами бытия, мистическими путями он открывает райские, неведомые, неописуемо красивые пространства, едва заметные в его очертаниях. Участвуя в ином существовании, лирический герой захватывает остановку в земном времени, получает возможность увидеть «полет горных ангелов», услышать небесные песни небесных птиц.

Творчество позволяет нам останавливать время, прикоснуться к мирам, в которых время не существует, у поэта есть вся перспектива своей жизни и общей жизни, будущее и прошлое прозрачны для него, ему открываются новые, доселе неизвестные звуки, он видит неземной свет:

Идут часы, мир катится.

Проходят часы мира, звуки, движение и свет.

Прошлое со страстью смотрит в будущее.

Нет подарка. Он не несчастен.

Однако в следующей строфе эта тема принимает совершенно неожиданный оборот. Возникает новая оппозиция: душа – разум. Разум, убивающий творческое вдохновение, разрушающий ощущение причастности к тому чудесному миру, который был виден и понятен лирическому герою минуту назад. Новый мир, новое существование, принадлежность к которому только что ощутил лирический герой и которое казалось воплощенным в творческом акте, бесследно исчезает, добиваясь «творческим умом», воплощением некоего рационального начала, которое убивает неизвестное.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в творчестве А

В шестой строфе стихотворение достигает кульминации: магические образы, воплощенные в слове, подобны вольной птице в клетке, лишенной природы и движения. Акт творения – это смерть звука, не контролируемого буквой, и смерть картины, не управляемой кистью художника.

Противостояние живого образа, который не получает нового воплощения словом, а безвозвратно умирает, с живым светом, неподвластным кисти художника и исчезающим в бессилии его палитры, также подчеркивается «свободным от холода». “рифма.

Удовольствие от пения райских русалок оказывается их пленом, холодной клеткой и приручением:

Вот моя грудь – стальная, тяжелая,

Как золото в вечернем огне.

Вот моя птичка, когда-то счастливая,

Колесок качается, на окне поет.

Эта строфа представляет для романтика невыносимый контраст: образы райской русалки, цветущих майских яблок, полета ангела сменяются образами плена, смерти, инерции, золотой клетки; райская русалка качается на обруче и поет в окне: «ее крылья подрезаны, ее песни разучены». Как и в предыдущем стихотворении, романтические противоречия отнюдь не разрешаются развитием лирического действия стихотворения, напротив, они только усиливаются и обнаруживают свою неразрешимость: с одной стороны, любопытство толпы, стоящей у окна художника. с другой стороны, наблюдая за плененной райской птицей, скучающим художником, равнодушным к толпе и вновь презирающим ее, утомленным преобразованием образов верхнего мира в слова.

Блок был художником с трагическим мировоззрением. Трагедия существования, которую он постоянно переживал, лучше всего передана в стихах третьего тома. Стихотворение «Я пригвожден к постоялому двору…» воплощает в себе это мировоззрение и его истоки, а также попытки его преодолеть.

Уже в первой строфе появляется характерный для лирического главного героя Блока мотив опьянения, вызывающий мотив равнодушного забвения о себе и о безвозвратной утрате собственного счастья и всего сущего. В следующей строфе развивается и поэтически конкретизируется широкий поэтический образ – символ счастья, убегающего от лирического героя в отблеске серебряного дыма. Во второй строфе образ счастья трансформируется из конкретной повседневной ситуации (трактир, опьянение и безразличие) в символическую вневременную схему – «снег веков» и «даль веков»; Образ утраченного счастья связан с необъятностью заснеженной территории России и глубинами российской истории. В последней строфе образ тройственности принимает волшебные, фантастические формы («И только золотая сбруя / всю ночь видно… всю ночь слышно…») – и еще больший контраст. возвращение к старой теме опьянения, что создает круговую композицию стихотворения:

А ты, душа… глухая душа…

Пьян, когда пьян… пьян, когда пьян…

Настоящая, настоящая и глубокая трагедия всегда оптимистична, потому что ее внимательный и серьезный зритель может испытать катарсис, возвышающее эмоциональное страдание, ведущее к очищению. В трех томах стихотворений Блока рассказывается о глубокой трагедии опыта совместной жизни и собственного бытия, о трудном и тернистом пути обновления, ведущего лирического героя к прозрению, а затем и в тупик. Без трагического и ясного переживания этого пути немыслима история русской литературы ХХ века.

Источник: Голубков М. М. Русская литература ХХ века. – М. Аспект Пресс, 2003 г.

Оцените статью
Добавить комментарий