Творческий путь Юрия Бондарева

Творческий путь Юрия Бондарева

Творческий путь Ю. В. Бондарева

Юрий Бондарев – выдающийся прозаик, публицист и общественный деятель, признанный классик современной русской литературы. Его произведения, имевшие поистине эпическую динамику, в полной мере отразили автора и гражданскую позицию писателя и нашли своего искреннего, преданного читателя. Его книги о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны полны размышлений о духовности и нравственности, долге и чести. Они отличаются не только достоверностью деталей повседневной жизни на фронте, но и напряженной драматургией, психологической глубиной.

«Если у писателя не было биографии, он не может создать ее искусственно, он может только дополнить. Между тем жизнь современного писателя настолько наполнена, что достаточно разобраться в ней подробно. Материал есть везде», – Бондарев писал в своих мемуарах. Писатель Ю. Бондарев имел биографию. Идашкин Ю. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. – Москва, 2009. С. 291.

На фронте кристальные и ясные команды любви к Родине, порядочности и верности достигли сознания Бондарева – ведь в бою все обнажено и очевидно: что хорошо, а что зло. И каждый стоит перед выбором – Бондарев его сделал раз и навсегда. Он выбрал грань человеческой порядочности. И там, на войне, писатель понял самое главное: «человек рожден для любви, а не для ненависти».

Он начал публиковаться в 1949 году. Первые его рассказы были опубликованы в журналах «Огонек», «Смена» и «Октябрь». В 1951 году окончил Литературный институт им. М. Горького. В том же году его приняли в Союз писателей СССР. Его первый сборник рассказов «На великой реке» (1953) был составлен по публикациям журналов.

В 1956 г. вышел в свет рассказ «Командирская юность» – о жизни курсантов артиллерийского училища, а в 1957 г. – рассказ «Батальоны просят огня», ставший классикой военной прозы в советской литературе. «Батальоны просят огня» и рассказ о самом конце войны «Последние залпы» (1959) прославили Ю. Бондарева. Им рассказали «беспримерную горящую правду о войне». Но несмотря на то, что критики стали относить творчество Бондарева к «военной прозе», в ранних романах писатель остро ставил извечные вопросы об истинном смысле жизни и человеческого счастья, о добре и зле. Этим вопросам задаются как полковник Иверцев («Батальоны, просящие огня»), так и капитан Новиков («Последние залпы»), так и герои последующих романов писателя.

Его пером – романы «Молчание» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Пляж» (1975, Государственная премия СССР, 1977), «Выбор» (1980, Государственная премия СССР, 1983)), «Гра» (1985), «Покуса» (1991), «Сопротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); романы: «Młodość komandorów» (1956), «Последний залп» (1959), «Krewni» (1969); сборник рассказов «Пужный вечер» (1976); книги с литературными статьями: «В поисках истины» (1976), «Взгляд на биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).

Впечатления военных лет отражены во многих его произведениях. В романах «Батальоны просят огня», «Последние залпы», в романах «Горячий снег», «Берег» Юрий Бондарев показал героизм советских солдат, офицеров и генералов, раскрыл их психологию и неизменную верность Отечеству и народу. . Его знаменитый роман «Молчание» рассказывает о судьбах людей, прошедших битвы, искавших и не всегда находивших свое место в послевоенном обществе.

Юрий Бондарев верит в правильность когда-то принятых социалистических идеалов и в них находит ответы на вопросы, которые перед ним поставило время. «Каждый разумный человек может подумать, что его жизнь не напрасный дар, но она несет в себе великий земной смысл – возведение собственной души в борьбе за свободное существование, за гуманизацию человека во имя всеобщей справедливости, выше которой нет ничего “- сказал Бондарев на одной из встреч с читателями.

Основная тема романа Юрия Бондарева – нравственный акцент повествования, обращенного в наше время, на духовный мир современности. Невозможно не согласиться с мнением критика А. Ланщикова: «Герои Бондарева искренне требовательны к себе и несколько снисходительны к чужим слабостям, что придает им манящую людей мягкость характера. храбры в бою и защищают каждый дюйм своей родной земли. земли до последней капли крови. Они непоколебимы в своей деликатности и деликатны в своем упорстве, и до последнего вздоха защищают свой духовный мир, мир высоких моральных ценностей. Своей нации “.

Читайте также:  Очерк "А зори здесь тихие"

60-80-е годы 20 века в советской литературе – время, когда произошли значительные изменения в жизненном материале, тематике и мотивах художественных произведений. И если в предыдущий период развитие советской литературы характеризовалось интенсивными индивидуальными нравственными поисками героев, то 1970-е годы усилили философскую направленность художественной прозы. В литературе все еще было широко распространено мнение, что главная книга о войне еще впереди. Ершов Л. Отголоски войны и память сердца: о творчестве Ю. Бондарева // Звезда. – 1984. – №3. В кн.: Сборник статей по художественной литературе. С. 432. Стр. 496. Именно в этот период активизировался поиск новых видовых форм. Писатели, рассказывая о сегодняшнем дне, постоянно возвращаются к воспоминаниям о военных годах, сравнивая сегодняшний день со вчерашним днем. Многие исследователи подчеркивают, что именно в середине 1960-х и 1980-х годах возникла потребность в жанрах, «расширяющих масштаб художественного мировоззрения до масштабов исторической современности». В литературе искались такие жанры, как: романтическое повествование («Здесь молчит рассвет» Бориса Васильева), героическое повествование с подтекстом притчи («Обелиск» Виктора Быкова), героический роман («Горячий снег»). Юрия Бондарева).

Уже в первых своих произведениях Бондарев утверждает, что «величайшая ценность этого мира» – это человек, который на протяжении всей своей жизни отстаивает высокие принципы революционной морали.

В «Горячем снегу» полнота и насыщенность послания героического начала, в реконструкции «народных мыслей» (Лев Толстой) достигается не безграничной широтой представленных событий, а благодаря глубине и размеру происходящего. их изображения.

«Горячий снег», если сравнивать его с предыдущими романами и рассказами автора, это произведение во многом новое. И, прежде всего, новое ощущение жизни и истории. Роман создавался и развивался на более широкой основе, что повлекло за собой новизну и богатство его содержания, а также более масштабную и философскую рефлексию, направленную на новую жанровую структуру. И одновременно это часть биографии самого писателя. Биография понимается как непрерывность жизни человека и человечности. Эта обобщающая идея, воплощенная в романе о Сталинградской битве, получит полное развитие в последующих произведениях Юрия Бондарева, особенно в «Бжеге».

В рецензиях на романы «Тишина» и «Горячий снег» исследователи творчества Бондарева обратили внимание на постепенное расширение масштаба представленных событий и персонажей, характерное для его творчества 1960-1980-х годов и всего литературного процесса. того периода. Продолжением этого направления стала работа писателя над многосерийным фильмом-эпопеей «Освобождение».

Последующие романы Бондарева: «Бжег» (1975), «Выбор» (1979), «Игра» (1985), «Покуса» (1991) составляли своеобразную тетралогию о судьбах русской интеллигенции последнего времени. полвека. Автор рассказывает о поисках духовных интеллектуальных героев: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), режиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»). . Никитин, преодолев все тяготы военной жизни, начинает чувствовать собственную вину за происходящее в послевоенном мире. Его недовольство собой, осознание нереальности человеческой жизни приводит его к мечтам о каком-то волшебном берегу. Переоценка жизненных ценностей раскрывается в недавних пейзажах Васильева, который тоже видит в общей беде личную вину. Сложность анализа «Бжега» и «Выбор» состоит в том, что их герои сталкиваются с реальностью преимущественно в пространстве рефлексии и рефлексии. В романах реальность проявляется только в отрывках, снах, воспоминаниях. Романы Бондарева «Бжег», «Выбор», «Гра» имели множество изданий и были переведены на несколько десятков языков.

Читайте также:  Характеристики главных героев повести «Темные переулки»: образы персонажей, цитаты и описания

Итак, если посмотреть на развитие прозы Бондарева от первых романов до «Бжег и выбор», легко увидеть, что в первых произведениях о войне усилия писателя как художника исследовать персонажа в его возможной глубине. и сложности связаны не только с главным конфликтом – борьбой с нацистской Германией, но и с противоречиями, которые возникают в людях. Столкновения, источником которых являются различные критерии зрелости, личностные черты и непримиримые моральные позиции, играют в сюжете значительную роль. От первых романов до романов этот аспект художественного внимания усиливается и растет. Золотусский И. Материал и мысль. Заметки о прозе Я. Бондарева // Gazeta Literacka. – 1969. – 26 ноября. Стр.28.

Можно сказать, что Ю. Бондарев прошел нелегкий путь от романов «Батальоны, просящие огня» и «Последние залпы» до романа «Горячий снег» и далее до романа «Берег, Выбор» – типологической чертой литературы последних лет является путь искусства. последовательно поднимаясь от драматически напряженного, психологически богатого, от короткого, строгого лингвистического повествования, ограниченного вымышленными рамками одного или нескольких взаимосвязанных эпизодов войны, к все более сложному, к все более широкой картине ее событий, разнесенных на большие расстояния. во времени и пространстве, видимом в пространстве мировой истории.

Сочинение по литературе. Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева.

Талант Бондарева – это мощный корень духовной культуры русского народа. Его произведения получили признание во всем мире – они переведены более чем на 60 языков.

Жизнь Юрия Бондарева вроде бы складывается удачно. Почти безмятежное детство, сожженная войной юность, учеба в литературном институте, сначала рассказы и романы, потом бурное развитие, всеобщее признание, мировая слава. Счастье », счастливая судьба на работе. И за всем этим скрывается огромная напряженная умственная и умственная работа, невидимая человеческому глазу. Тревоги и сомнения, душевный подъем и меланхолическое чувство неудовлетворенности.

Четыре военных года стали большим испытанием для нашей страны. Поколение Бондарева было призвано пройти через мучения без подготовки, буквально со школьной скамьи.

День Победы встретил в Оренбурге курсантом Чкаловского артиллерийского училища. Тренировки были рассчитаны на три года, но Бондарев был освобожден раньше, в конце 1945 года дослужился до младшего лейтенанта и был демобилизован из-за травмы (открылась старая рана). В принципе, он мог остаться в армии, но внешние обстоятельства совпали с его внутренним желанием и тоской. Он хотел вернуться в Замоскворечу, в светлый и нежный мир детства и юности.

Младший лейтенант Бондарев вернулся домой в декабре 1945 года, незадолго до Нового года.

В течение первых 8 месяцев 1946 года он водил машину внутренне, перепробовал десятки профессий и профессий, но не нашел покоя, чувства уверенности.

Все это было совпадением: старый друг пролистал свой блокнот с зарисовками и рассказами о войне и сказал: «Вы писатель! Что это за автошкола, что это за авиашкола?

«Брось все и беги в Литературный институт, тут не о чем думать, это чисто как котенок – писатель!».

Принял. Тверский бульвар, 25, Литературный институт Союза писателей имени Алексея Максимовича Горького, творческий семинар самого Константина Паустовского.

Студенту Бондареву довольно быстро удалось войти в ритм учебы, усвоить требования учителей. Он стал жадным к литературным знаниям, и здесь почти на каждом уроке обсуждались истории различных литератур и теории литературы.

Этот любознательный и серьезный студент получил почти неизменную «пятерку» на экзаменах и вскоре стал обладателем все более крупных стипендий, что имело для него огромное финансовое значение.

В 1953 г. вышел сборник «На Великой реке», в 1958 г. – «Ciężka noc», в 1962 г. – «Póna noc».

Читайте также:  Тема и образ России в текстах очерка Блока

Мы вообще не знаем первых, начальных рассказов Бондарева, они никогда не печатались. Тем не менее они существовали в институтской среде и были оценены по достоинству.

Первый из опубликованных рассказов – «В пути» – появился в журнале «Смена» в 1949 году, когда Бондарев учился на третьем курсе. И пошло: рассказы в «Огоньке», «Октябре», «Советский солдат», «Хлопье», «Молодая гвардия».

«Юрий Бондарев – молодой талантливый писатель со своим сюжетом и особой манерой письма», – сказал его наставник, писатель Паустовский.

В 1951 году Бондарев окончил с отличием. Судьба сказочника была ему предсказана. Он сам верил в это и был убежден в этом.

Бондарев упорно и усердно работал над новыми рассказами и безжалостно исправлял «старые», которые уже были опубликованы.

Рассказы «Прости нас!», «Гра», «Клара», «Скворцов» отличались от рассказов, опубликованных в сборнике «На великой реке».

Рассказы – тогда для него это было самое главное. На всю жизнь. Первый рассказ начался случайно вместе с рассказами и был опубликован в 1956 году. Он назывался «Молодежный командир».

Когда “Młodość komandorów” проходил через издательство, у автора происходил творческий взрыв. Что касается тех отзывов о первой истории, что эта история! Он написал книгу, которая будет доступна читателям через год, под названием «Батальоны просят огня».

Рассказ «Батальоны просят огня» родился из живых людей, тех, с кем встречался автор во время войны, с которыми он путешествовал по тропам степей Сталинграда, Украины и Польши, толкал ручку винтовки, тянул он из осенней грязи стрелял, ел ароматный хлам и помидоры толстолобика и делили последний табак.

«Батальоны просят огня» многому научили даже самых маститых писателей.

Человек в человеке, человек в самых тяжелых, часто античеловеческих условиях войны, живой, горячий, беспокойный, очень похожий и бесконечно разный – вот что больше всего захватывает сегодня душу в повести «Батальоны просят огня». Когда мы читаем книгу, мы думаем о солдатах, сержантах, лейтенантах, капитанах, полковниках. Ведь они воевали – сегодня мы это ясно осознаем – не какие-то абстрактные массы, воевали нации, у каждой из которых было свое лицо, своя судьба.

Ерошин – офицер, командир взвода, мечтает о подвигах. Ерошин хочет казаться опытным и отчаянным, смелым и решительным, уже будучи офицером, он все еще не может избавиться от детской привычки играть командиром. И если он сам этого не осознает, окружение видит и чувствует его воинственность.

Ерошин обладает такими духовными качествами, как доброта, честность, умение реагировать. Для соратников он не только командир взвода, но и живое напоминание о родных и близких. В его окрестностях легко вспомнить детство, школу и первую любовь. Рядом с ним мечтает его душа, закаленная в будничной жизни на фронте.

Были люди живые и во время войны! Они любили и ненавидели, они были счастливы и им грустили, они мечтали и спорили, они надеялись и сомневались, они выросли и изменились!

Что бы ни случилось, что бы ни случилось, жизнь остается жизнью, а человек остается человеком. Это связано с большой заслугой литературы, «вышедшей» из «Батальонов» Бондарева. «Это позволяет нам поближе взглянуть на человечество и человеческую жизнь во время войны и понять, что является универсальным,« вечным »и постоянным. В окопах, в землянках, на линии огня и в бою вы быстрее узнаете человека, здесь живет его собственная тайна.

Оцените статью
Добавить комментарий