Белинский: основоположник русской критической литературы

Белинский: основоположник русской критической литературы

Белинский: основоположник русской критической литературы

«Да, для воспитания детского писателя необходимо много-много условий: нужна изящная, любящая, послушная, спокойная, детская душа, возвышенный, образованный ум, просвещенный взгляд и не только живое воображение, но и живое. , поэтическая фантазия, способная представить все в живых, радужных образах. Излишне говорить, что любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и нюансов детства – одно из важнейших условий », – написал в статье В. Г. «Новогодний подарок. Две сказки Гофмана для Большого» В. Г. Белинский впервые четко определил важнейшие требования к детской книге и сформулировал основные принципы детской литературы. Литерацкая (1830-1831), основанная А. С. Пушкин.

В. На протяжении всей своей критической деятельности Г. Г. Белинский много внимания уделял детской литературе. Написал около 200 произведений по детской литературе. Среди них публицистические, полемические, сатирические статьи и обзоры. Белинский давал оценку детской художественной, учебной и научно-популярной литературе. В своих статьях она рассматривает теоретические вопросы, связанные со спецификой детской литературы, определением детского чтения и ролью литературы в образовании детей. Белинский развивал теорию детской литературы в конкретных исторических условиях 1830-40-х годов. Принципы, заложенные им в 1930-х годах, были уточнены в 1940-х годах и стали зрелой и единообразной теорией реализма в детской литературе. Официальная система образования, которая рекомендовала телесные наказания для детей, была противопоставлена ​​Белинским прогрессивной системе образования, основанной на гуманизме и уважении к личности ребенка.

В своих обзорах и статьях педагогические взгляды Белинского 1940-х годов четко выражали материалистическую основу и революционно-демократическое направление: «… образование – великое дело, – сказал он, – оно решает судьбу человека». система. Он выступал против классовых предрассудков, призывал детских писателей воспитывать в них не эгоистичные устремления, а «человеческую любовь», «чистую, а не эгоистичную любовь к добру». В основе программы гуманистического образования, выдвинутой Белиньским, было требование быть человеком во всех сферах деятельности. В 1940-е годы Белинский был особенно против реакционной теории, согласно которой необходимо воспитывать детей в первую очередь на послушании. В официальной критике, особенно славянофильской, смирение и всеобъемлющая любовь признаны постоянными, вечными чертами русского человека. Статьи и обзоры Белиньского 1940-х годов опровергают эти лозунги («Взгляд на русскую литературу в 1846 году», «Воспитанный ребенок, или как вести себя» – 1847).

Большая заслуга Белинского в том, что он постоянно боролся с «молхалинной» моралью детских книг. Оценивая переведенную книгу «Воспитанный ребенок, или как вести себя», он иронично посоветовал изменить ее название на «Воспитанный ребенок, или как вести себя, чтобы впоследствии заслужить имя хорошо управляемого человека». Таким образом, Белинский раскрыл реакционность нравственности таких книг. Критик гневно протестовал против лицемерия и сглаживания противоречий в этих детских книгах, которые провозглашали, что все в жизни гармонично, что нужно быть добродетельным и воспитанным. Белинский утверждал, что дети, вырастая и входя в жизнь, будут беспомощны, потому что они неизбежно столкнутся с тем фактом, что в реальной жизни «все происходит не так, как рассказывают детские книги». “.

Белинский резко критиковал лицемерие и сентиментализм реакционных книг детских писателей Б. Федорова, В. Бурьянова, А. Зонтага и др. Он сказал, что жизнь в них изображена «как объекты в кривом, а также в запятнанном переднем и изношенном заднем зеркале». Доверяя критической интуиции читателя, Белинский обращается к нему как к своему информатору. «Что же касается читателей, то они без меня прекрасно знают, что думать о новом или недавно опубликованном произведении г. Б. Федорова», – писал в 1845 г. в рецензии на книгу Б. Федорова «Сто новых романов для детей с мировым именем». Нравственные науки в стихотворении ». Например, он исчерпывающе дал оценку одной из самых популярных детских книг А. Ишимова «История России в детских сказках». Белинский отметил как положительную особенность развлекательного повествования. Но он не обошел вниманием и серьезные недостатки книги Ишимова: недооценку реформ Петра I, отсутствие четкой исторической перспективы. Это приведет, отметил критик, к тому, что рассказы Ишимовой обязательно и быстро будут забыты детьми. Белинский подверг критике реакционные произведения по истории, написанные в разных жанрах, такие как «История России в детских рассказах» А. Ишимова, романы П. Фурманова «Г. А. Потемкин» и «А. В. Суворов-Рымникский». Он первым определил цели исторической литературы, которая заключается в том, чтобы иметь в своем произведении не только достоверность фактов, но и поэтику исторических событий.

Читайте также:  Анализ эпизода «Большой мяч у сатаны» (по роману М

Белинский считал необходимым знакомить детей с действительностью через книги, расширяя круг детского чтения произведениями лучших российских и зарубежных писателей. Он рекомендовал произведения Д. Свифта, М. Сервантеса, В. Гюго, В. Скотта, Ф. Купера, Я. Санд, Д. Дефо, И. Крылова, А. Пушкина, В. Жуковского, Н. Гоголя, А. Колков, М. Лермонтов. «Книга – это жизнь нашего времени», – сказал Белинский, подчеркнув огромную познавательную и воспитательную роль художественной литературы. Белинский требовал от детей развития самостоятельности и активности. Он боролся с русскими и иностранными писателями, которые искажали жизнь, создавая сентиментальные и нравоучительные произведения, он боролся за то, чтобы дети читали настоящие художественные произведения, которые будут стимулировать их сердца и умы. «Бедные дети, да спасет вас Бог от оспы, кори и трудов Беркена, Джанлиса и Булли!» – усмехнулся он. Многолетние размышления Белинского о роли книги в воспитании детей позволили ему выработать правила определения круга детского чтения: произведения, которые можно рекомендовать детям, должны действительно отражать жизнь, развивать детский ум и чувства, быть веселыми и доступными. форма презентации. Другими словами, это должны быть произведения высокой художественной ценности.

В первую очередь Белинский рекомендовал ввести в детский читальный кружок фольклорные произведения (сказки, сказки, песни и т. Д.). Он предложил новый детский читальный кружок, создав его из образцов русской классической и мировой литературы. В первую очередь он рекомендовал сказки Крылова, несущие «отпечаток русского ума и русского духа». Великий критик первым подчеркнул воспитательную ценность произведений Пушкина.

Белинский был последовательным и решительным противником пересказов и переделок классических детских читательских произведений, искажающих их представления и вкусы. Его возмутила книга «Робинзон Крузо», в которой главный герой превращается в непослушного мальчика, отбывающего наказание на необитаемом острове за непослушание отцу. Его возмутила переделка «Дон Кихота», превратившая великое произведение Сервантеса в «пошлую сказку».

Литературно-критическая деятельность В. Г.Белинского.

Виссарион Григорьевич Белиньский (1811-1848) был первым великим русским критиком. Создал эстетическую программу реалистического направления. С середины 1930-х и почти на протяжении 1840-х годов он был главным идейным вдохновителем и организатором самого мощного литературного движения в России. Белинский использовал все лучшие традиции прежней русской критики, а также опыт современной западноевропейской эстетической мысли. Он создал стройную эстетическую систему взглядов, историко-литературную концепцию, открыл и воспитал многие выдающиеся таланты. Введены основные теоретические концепции и термины реалистической критики. Белинский придал критике публицистический, публицистический характер, сделав ее орудием борьбы за революционно-демократические идеалы. Многие писатели и критики считали его своим учителем: они выросли в «школе идей» Белиньского.
Деятельность Белинского можно четко разделить на московский период (1833-1839) и петербургский период (1839-1848). Рассматривая критическую деятельность Белинского с точки зрения его участия в журналах, можно выделить следующие четыре периода: 1. Белинский начал свою деятельность с журнала «Телескоп» и его литературного приложения «Молва», издаваемого Надеждиным в Москве. 2. Следующий период деятельности ежедневной газеты Белинский, когда он возглавил преобразованный «Московский наблюдатель» (1837-1839). Напечатано более 100 романов. 3. С наибольшей силой Белинский дислоцировался в 40-х годах в Санкт-Петербурге, когда его пригласили Краевский, возглавил критический отдел журнала «Отечественные записки» (1839-1846) и «Литературные приложения к русской газете», переименованные в в 1840 г. в «Литературной газете». 4. Осенью 1846 года Белинский присоединился к журналу «Современник», который редактировали Некрасов и Панев.

Его первая критическая статья «Литературные сны. Элегия в прозе» представляет собой страстный и блестяще написанный обзор исторического развития русской литературы. Установив понятие литературы в идеальном смысле и сопоставив с ним положение нашей литературы от Кантемира до наших дней, Белинский убежден, что «у нас нет литературы» в широком, возвышенном смысле, как он ее понимает, но есть только небольшое количество писателей. Он с уверенностью выражает этот негативный вывод, но именно в нем он находит залог богатого развития в будущем. «У нас нет литературы», – говорит Белиньски. – Повторяю с восторгом, с радостью, потому что в этой истине я вижу залог наших будущих успехов… Посмотрите, как новое поколение, разочарованное гениальностью и бессмертием наших литературных произведений, вместо того, чтобы публиковать незрелые творения, посвящает себя с энтузиазмом занимается научными исследованиями и черпает из самого источника живую воду просветления. Но не дай бог, чтобы все быстро потеряли уверенность в нашем литературном богатстве. Благородная бедность лучше мечты о богатстве! »Под национальностью понимается правдивый портрет русской жизни. Литературный обзор 18-19, определение идеального произведения« не придумано, а взято с натуры »- национальность, самобытность, самобытность. Наконец, он выделил 4 литературных этапа: 1. Ломоносовский, 2. Карамзинский, 3. Пушкинский, 4. Социально-популярный. Стиль чрезмерно эмоциональный (междометия, полемические слова, отношение к разговору). Сочетание высоких литературных слогов с низкой прозой. Соединяет литературу с исторический процесс. Период. Карамзина – самый длинный, Пушкину 20 лет. Но он не может оценить современное. В главе 9 он говорит о театре и положительно отзывается о Грибоедове: «Этот человек принес в могилу слишком много надежд. Его назначили создателем русской комедии, создателем русского театра ».

Читайте также:  Образ-символ «Атлантиды» в повести И. И

Особенно велик вклад Белиньского в понимание и объяснение творчества Пушкина. Белинскому не удалось познакомиться с Пушкиным лично, хотя такое знакомство планировалось. Б. написал 9 статей о произведениях Пушкина (8 и 9 посвящены анализу «ЭО». На опыте Пушкина произведения Белинского выработали критерии артистичности. Изучая произведения великого поэта, Белинский уловил закономерности творчества. Русский литературный процесс. Критик подошел к оценке произведений Пушкина конкретно, исторически. В интерпретации романа «Евгений Онегин» Белинский достиг беспрецедентного уровня социологического анализа. Указывая на национальность поэзии Пушкина, Белинский подчеркивал, что в истории России та часть просвещенного дворянства, к которой принадлежал и сам поэт, и герой его романа в стихотворении – Онегин и Татьяна, была относительно прогрессивной. Он рассуждает о поэзии Пушкина, подчеркивая ее земной, гуманистический, глубоко нравственный характер. «Онегин» – самое сокровенное произведение Пушкина, самое любимое дитя его воображения. Русское, запечатленное в одном из самых интересных моментов своего развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» – историческое стихотворение в полной мере. смысл слова, хотя среди его героев нет ни одного исторического лица ». Первой поистине народной русской поэмой была и остается -« Евгений Онегин », – утверждает критик. Онегин можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени национальным произведением. Онегин – реальная фигура в том смысле, что в нем нет ничего сказочного, фантастического, что он может быть счастлив или несчастен только наяву и через реальность. «Что случилось с Онегиным после этого? – Мы не знаем, и почему мы должны это знать. Когда мы знаем, что силы этой богатой природы остались без применения, жизнь бессмысленна, а роман бесконечен», – заключает критик. . Натура Татьяны не сложная, но глубокая и сильная. У Татьяны, по словам Белинского, нет болезненных противоречий, которые имеют излишне сложный характер; Татьяна создана как будто все из цельного куска, без каких-либо добавок и примесей. Весь внутренний мир Татьяны состоял из страсти к любви, ничто другое не говорило с ее душой, ее разум спал. Посетив дом Онегина и прочитав его книги, Татьяна приготовилась из деревенской девушки превратиться в светскую даму, что так удивило и поразило Онегина. Жизнь женщины сосредоточена прежде всего на жизни сердца; любить – значит жить для нее, а жертвовать – любить. Природа создала Татьяну на эту роль, но общество воссоздало ее. «- пишет Белинский. Татьяна – портрет в полный рост. Татьяна – русский типаж.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Ах, я хочу безумно жить ...». (А

Критика Хомякова

Алексий Степанович Хомяков (1804-1860) писал стихи, пьесы, иногда критические обзоры, но его основные произведения были посвящены философским вопросам, земельным отношениям в России, проблемам реформ, межславянской солидарности и славянофильскому учению об исконном укладе России. Русский Леонардо да Винчи. Изобрел дальнобойное ружье. Его считают создателем духовной поэзии, учения о соборности. Его главная цель – возродить наши умы путем возрождения традиций.

В статье «О старом и новом» (1839 г.) Хомяков в строжайшей форме изложил основы своего учения. Не скрывая отсталости России, автор полагал, что причиной такого положения вещей стали петровские реформы, оторвавшие Россию от прошлого и изменившие ее первоначальный путь развития. Сейчас самое время вспомнить об этом, потому что Хомяков считает, что западные дороги уже покрыты: Запад находится на грани катастрофы. Две его статьи, «Мнение иностранцев о России» и «Мнение русских иностранцев», полны претензий на русское самолюбие и западное высокомерие. Англия была для него образцом патриархата («Письмо об Англии», 1848). Хомяков посетил Англию в 1847 году и полюбил ее своим «торийским» духом: «вот вершины, а вот корни». Хомяков даже находит параллели между Москвой и Лондоном: «в обоих случаях историческая жизнь еще впереди». Однако Хомяков заходит слишком далеко: он считает, что само слово «английский» происходит от славянского «углич».

Хомяков отрицал «естественную школу» в результате западного влияния.
В специальной статье «О возможностях русской художественной школы» Хомяков констатировал, что не может быть русской школы, где «существенное начало для нас потеряно» из-за «привитого ложного полузнания». В этой статье Хомяков говорил о «русской школе», о «разуме», о «жизненном начале», о «национальности» в целом. Вслед за Шевревым он пытался хотя бы по частям, ценой преувеличения, собрать некое подобие зарождающейся русской художественной школы. Об этом свидетельствует его предвзятый и лишь от случая к случаю достоверный анализ произведений разных видов искусства: оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), картины А. Иванова «Явление Христа народу», рецензии Гоголя. , Виениетинов, С. Аксаков и Л. Толстой. Хомяков с пафосом заявляет, что истинным русским художникам необходимо быть «полностью русскими» и «жить полностью русской жизнью». Хомяков восхищен патетическим финалом оперы Глинки «Медные колокола за сорок сорок», воспевающей единство земли Русской как гонг будущего общечеловеческого братства. Отдаленная сцена, в которой Иванов помещает фигуру Христа, является проявлением чисто византийско-русской плоской иконописи, избегающей объемной чувственности католического искусства. «Никогда не было материального образа», – говорит Хомяков о картине Иванова, столь прозрачно облаченной в тайну христианской мысли ».
Конечно, Хомяков не соглашался с теорией «чистого искусства»; он был сторонником предвзятого искусства в духе славянофилов, поэтому поставил односторонне негативную драму Писемского «Горькая судьба», отвергнув традиционные похвалы критиков С. Т. Аксакова за «объективность» его творчества. Суть этого писателя, пояснил Хомяков, не в объективности, «недоступной для человека». Суть творчества Аксакова в том, что «он был первым из наших писателей, кто взглянул на нашу жизнь с положительной, а не отрицательной точки зрения. Позитивность, по мнению Чомякова, характеризуется отсутствием сатиры. В этом суть «Русская» художественная школа. Хомяков признал право искусства на публичное разоблачение, но ограничил его сатирой на «виды пороков», а не на «частных лиц». В этом смысле он хвалил информативный дух Толстого » Три смерти “.
Разумная идея «русской школы» в искусстве была искажена Хомяковой до абсурда и умерла, не найдя своего прогрессивного оправдания. И школа действительно была – школа реализма, но она вызвала сопротивление Хомякова.

Оцените статью
Добавить комментарий