Образ-символ «Атлантиды» в повести И. И

Образ-символ «Атлантиды» в повести И. И.

Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Второй вариант)

Материал к уроку по книге Бунина «Господин из Сан-Франциско»

И. Мистер из Сан-Франциско “А. Бунин. 2 часа

Цель: раскрыть философское содержание повести Бунина.

    Рассказ Рассказ # 2

Повесть написана в 1915 году.
Что это за время в истории?
Тема Апокалипсиса, конца света перекликается во многих произведениях, витает в воздухе.

В 1912 году, за три года до написания рассказа, погиб огромный пароход «Титаник», на борту которого находились тысячи пассажиров, а также мумия египетского фараона. Согласно некоторым источникам, корабль погиб именно из-за того, что мумию везли в трюме и погрузили ее туда небрежно, без соблюдения ритуалов… Эта история имеет явное сходство с этой трагедией.

    2. Эвристическое обсуждение №3

а) Тема истребления.

Прочтите эпиграмму к рассказу

(«Горе тебе, Вавилон, город сильный!»).

Откуда взялась эпиграмма? Какую роль это играет в тексте?

Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, «великая блудница, была населена демонами и была прибежищем всякого нечистого духа… Горе тебе, горе тебе, город могущественный Вавилон, ибо придет твой суд. один час »(Откр. 18). Итак, начинается с эпиграммы

Лейтмотив повести – тема разрушения, смерти.

Какую роль играет эпиграмма?

(Проводит параллель между Вавилоном и владыкой, ошибочно полагая, что они сильны, но эта сила мнимая. Одна из мыслей Бунина – богатство, прелюбодеяние не приносят счастья. Человек смертен, причем неожиданно, как позже скажет Булгаков. Нет, вы можете забыть о хрупкости всего, и в то же время вам нужно видеть красоту, радоваться жизни и не искать счастья в богатстве.)

Как называется корабль, на котором путешествует джентльмен из Сан-Франциско?

Что вы знаете об Атлантиде и как думаете, почему Бунин так назвал теплоход?

(Затерянный мифологический континент – тем самым подтверждая неминуемую смерть парохода. «Атлантида» – двойной символ в этой истории: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордостью, то есть, от чего погиб Вавилон. В конце концов, корабль, даже с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, «Атлантида» – воплощение Рая и Ада, и если первый описывается как «модернизированный» рай, двигатель комната называется просто подземным миром).

Расскажите об устройстве корабля и расписании дня.

Найдите и прочтите цитату, доказывающую, что машинное отделение похоже на ад.

(«Подводное чрево корабля было похоже на его последний, девятый круг, где огромные печи шумели раскаленными пастями, пожирали чрево угля, гремели ревом огня, брошенного в них обнаженными людьми, покрытые обжигающими, грязными пот и пурпур от пламени… »).

Этот титул также усиливает
тема смерти.
б) Сюжет повести №5

Расскажите сюжет истории

(Этот джентльмен всю жизнь зарабатывал деньги, и здесь он решил отправиться с женой и дочерью в годичное кругосветное путешествие. Но когда они подошли к Капри, джентльмен неожиданно умер. Его переносят в новый мир в трюм корабля с египетской мумией).

В рассказах Бунина мало сюжета, иногда совсем нет, как в «Антоновских яблоках». Здесь тоже все просто, а сюжет можно рассказать двумя предложениями.

Почему и какова цель путешествия Господа?

(Он наконец решил отдохнуть)

С самого начала своего путешествия джентльмен из Сан-Франциско окружен массой деталей, которые предвещают или напоминают ему о смерти.

Кто из них найдет?

(уже упомянутая «Атлантида», наследный принц какого-то азиатского государства с мертвым лицом)

Прочтите портрет князя.

(«все деревянное, с широким лицом, узкими глазами… немного неприятно – потому что его большие черные усы скрипели, как труп… тонкая смуглая кожа на его плоском лице была слегка натянута и как бы слегка покрыта лаком… у него были сухие руки, чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь… “)

Принц – мумия. Сухие руки, лакированная кожа, усы как у мертвеца, маленькое тело – все это характерные признаки мумифицированного тела. Корабль везет мумию принца из Азии (!). Мертвого джентльмена из Сан-Франциско везут домой через ту же «Атлантиду», т. е. на борту всегда есть мертвец.

в) Время и хронология рассказа №6

Повествовательные компоненты рассказа очень точно «связаны с календарем» и расположены в географическом пространстве. В этой истории очень интересно наблюдать за временем и хронологией.

Когда джентльмен идет?

После нескольких недель в Неаполе семья из Сан-Франциско переезжает на Капри, где умирает отец семейства. Мы должны предположить, что его смерть наступила на двадцатом месяце, за два-три дня до Рождества.

Как вы думаете, почему акция связана именно с этой датой?

Человек из Нового Света умирает, и Спаситель Старого Света возрождается. Вот как следует читать эту хронологию.

Учитель:
В рассказе две темы. Первая – «механическая» линия, вторая – «спонтанная». №7
Т.

Докажите, что главный герой живет по плану

(В эпизоде, описывающем жизнь пассажиров парохода, каждое предложение начинается со времени: «в девять утра», «в одиннадцать», «в пять» и т. Д.)

Кто еще ведет механистический образ жизни, похожий на игрушку с вертушкой?

(Это пара, которая танцует на моторной лодке, симулируя радость и счастье, которых они на самом деле не испытывают.)

Обратите внимание, что у господина, его жены и дочери нет фамилий.

Кто?

(Рыбак Лоренцо, дворецкий Луиджи)

Чем их жизнь отличается от жизни человека из Сан-Франциско?

(В их жизни нет места расписаниям и распорядкам, они непредсказуемы, их неправильно понимают сыны цивилизации, они живут естественной жизнью)

Именно эти персонажи олицетворяют живую, спонтанную жизнь, лишенную механики, полную звуков и красок. В этом Бунин очень похож на Андерсена: его любимой темой также было противопоставление живой жизни искусственной жизни.

Иногда естественная жизнь вторгается в жизнь джентльмена из Сан-Франциско и его семьи. Когда?

(Например, когда кажется, что дочь американца встречается с наследным принцем Азии, когда владелец отеля на Капри оказывается именно тем джентльменом, о котором он мечтал накануне).

Лорд Сан-Франциско, которого мы видим в качестве главного героя, умирает, и все его забывают. Такого рода фоновые цифры выходят на первый план. Гибель героя воспринимается как простая случайность.

Сможет ли главный герой увидеть красоту мира, природу, произведения искусства?

(Нет, одним из лучших примеров является описание церкви в Неаполе. Это же описание содержит две разные точки зрения, первая половина предложения написана от имени джентльмена из Сан-Франциско: «обзор холода, воска – пахнущие церквями, где всегда одно и то же… »Тут слышится авторский голос:« величественный вход, закрытый тяжелой кожаной занавеской, а внутри огромная пустота, тишина, безмолвные огни семи подсвечников, краснеющих в глубине на трон… »).

Создается впечатление, что Старый и Новый Свет, Америка и Европа, золотой тельце Америки и культурные завоевания Европы противопоставляются друг другу. Однако он несколько упрощен и примитивен. Умирает Господь из Сан-Франциско, рождается Христос, как бы умирает адепт Нового Света, а Христос, бог Старого Света, рождается снова и снова. Вот еще две темы, не только смерти, но и
рождение.
г) топонимия рассказа №8.

Какие топонимы фигурируют в рассказе?

(Сан-Франциско, Неаполь, Рим, Капри)

Интересен факт, что на Капри приезжает семья из Сан-Франциско. История названия этого города чрезвычайно интересна. «Город Святого Франциска» – назван в честь Франциска Ассизского (настоящее имя – Джованни Бернардоне), который родился и умер в Ассизи – городке недалеко от Капри (! ) Франциск Ассизский проповедовал евангельскую бедность и даже создал ассоциацию меньшинств (меньшие братья). Город в Америке, один из самых богатых городов, был назван в честь Фрэнсиса, как по иронии судьбы.

Читайте также:  Секреты инженера Лисовича (Разбор отрывка из главы 3, части 1 романа Кова «Белая гвардия») - вариант 2

Какие звуковые и фонетические приемы вы знаете?

5. Самостоятельная работа

(H) Проведите собственный анализ ритма и звуковой композиции последнего предложения рассказа. Найдите в нем наиболее выразительную цепочку ассоциаций.

Подведем итог, записав идею рассказа Бунина.

Только море, море бескрайнее и небо вечны,

Вечно только солнце, земля и ее красота.

Только то, что имеет невидимую связь, вечно

Душа и сердце живых с темной душой могилы.

И. Бунин
Великий писатель И. А. Бунин, оставив в сокровищнице русской литературы богатое наследие стихов и рассказов, всегда резко отрицательно относился к символизму. Будучи писателем-реалистом, он часто не доводит свои частные наблюдения до целостной концепции видения мира, оставляя читателя размышлять над собственным чтением и делать выводы. И все же иногда в произведениях Бунина встречаются вечные и значимые символы, придающие его рассказам внутреннюю загадочность, чувство приверженности великим тайнам жизни. Именно этот образ-символ парохода «Атлантида» превращает рассказ «Владыка Сан-Франциско» в своеобразную притчу.
Не зря такое название получил корабль, который в начале своего путешествия выбрал некий джентльмен, не имевший имени и чувствовавший себя «хозяином жизни» только потому, что деньги давали ему власть над людьми. Многие такие «мастера» наслаждались комфортабельными каютами на корабле, потому что «пароход» – знаменитая «Атлантида» – был похож на большой отель со всеми удобствами – ночным баром, восточными саунами, собственной газетой – и жизнь на этом пошла. очень плавно… “. Роскошь, уют, комфорт, вера в собственное благо богатых путешественников создают иллюзию жизни, хотя все вокруг больше похоже на маскарад. Эти люди – манекены, пытающиеся вести обычную жизнь вдали от суши, не желая видеть под собой бушующие стихии океана, опасную бездну, при виде которой они трусливо уходят в свои каюты, создавая иллюзию безопасности. Миллионеры очень верят в капитана, человека, который, по их мнению, может управлять кораблем, волшебным образом направляя его на правильный курс. Но пароход – это маленькая песчинка на берегу океана, поэтому тревога и чувство трагедии поселяются в наших сердцах. Однако счастливые пассажиры спокойны и с интересом наблюдают за парой влюбленных, нанятых капитаном для привлечения внимания богатых. И здесь мираж – проявление любви и страсти. Материал с сайта //iEssay. ru

Как иллюзорное процветание и счастье в каютах и ​​палубах «Атлантиды» контрастируют с описанием «подводного чрева корабля», которое здесь сравнивают с «темными и горячими глубинами подземного мира, его последним девятым кругом», где «громко ревели гигантские печи, пожирая своими раскаленными пастями груды угля, брошенные в них полуобнаженными людьми, покрытые вонючим, грязным потом и багряные от пламени». Именно здесь, в этом аду, должно было произойти обратное путешествие не к респектабельному и благородному человеку из Сан-Франциско, а к «телу старого умершего», в которое он так неожиданно превратился. Его путешествие обратно в смолистом гробу в черном трюме парохода, скрытом от взоров «хозяев жизни» на борту, символизирует спуск его личной «Атлантиды», которая угрожает другим, пока ничего не подозревающим, образцам видимых процветание.

Но жизнь продолжается, поэтому история не заканчивается смертью миллионера. Вечное имеет неоспоримую власть над временным, и поэтому «бесчисленные огненные глаза корабля были едва видны из-за снега, чтобы дьявол смотрел со скал Гибралтара, из скалистых ворот двух миров, наблюдал за уходящим в бездну кораблем. ночь… корабль “. Дьявол был огромен, как скала, как и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордостью старого Нового Человека ».

Не смогли найти то, что искали? Поиск ↑ ↑ bilety Angiel

Эта страница содержит материалы по следующим темам:
пароход атлантида изображение
картина моря из г. Сан-Франциско

символ Атлантиды в Мистере Сан-Франциско

лорд из Сан-Франциско “Бунин Описание Атлантиды

Мистер. описания корабля Сан-Франциско

«Джентльмен из Сан-Франциско – никто в Неаполе или на Капри не запомнил его имени – он уехал в Старый Свет на два полных года с женой и дочерью, просто для развлечения».

Джентльмен был богат и «только начинал свою жизнь». Раньше он «существовал» только потому, что очень много работал. В декабре-январе мастер запланировал отдых на юге Италии, посещение Карнавала в Ницце, визит во Флоренцию в марте. Затем в Рим, Венецию, Париж, Севилью, английские острова, Афины, Азию.

Был конец ноября. Они плыли на пароходе «Атлантис», который «походил на огромный отель со всеми удобствами». Пассажиры там жили размеренно, гуляли по палубам, играли в разные игры, читали газеты, дремали на суше.

По вечерам после роскошного ужина в бальном зале начались танцы. Среди людей, отдыхавших на пароходе, были большой богатый человек, известный писатель, благодарная влюбленная пара (только командир знал, что пара была нанята специально для развлечения публики для любовных игр) и наследный принц из Азии, кто путешествовал инкогнито. Дочь господина была увлечена принцем, а сам господин «смотрел» на знаменитую красавицу, высокую блондинку.

В Неаполе семья остановилась в комнате с видом на залив и Везувий. В декабре погода испортилась, «в городе стало особенно грязно и тесно». В дождливой Италии джентльмен чувствовал себя «как и положено – совсем стариком».

Семья переехала на Капри, где получила лучшее жилье. Вечером в отеле должна была состояться тарантелла. Господь сначала переоделся к ужину, поэтому, ожидая жену и дочь, решил зайти в читальный зал. Там уже сидел немец. Джентльмен сел в «глубокое кожаное кресло», поправил воротник и взял газету.

«Вдруг перед ним стеклянным сиянием промелькнули строчки, его шея искривилась, глаза выпучены, пенсне выскользнуло из носа… Он бросился вперед, хотел перевести дух – и он дико ахнул, его нижняя часть челюсть отвалилась, весь его рот озарился золотыми пломбами, его голова она шаталась на плечо и закатывалась, ее нагрудные рубашки торчали из ящиков – и все ее тело, извиваясь, скребя пятками ковер, поползло на пол отчаянно борется с кем-то.

Если бы в читальном зале не было немца, эту «страшную аварию» «быстро и ловко замяли в гостинице». Но немец с криком выбежал из читального зала и «весь дом переехал». Хозяин пытался успокоить гостей, но многие уже видели, как лакеи срывают с него одежду, «все еще бьют», задыхаются, «упорно борются со смертью», вынимаются и помещаются в худшую и самую маленькую комнату – сорок третью, на нижнем этаже.

«В течение четверти часа в отеле был порядок. Но вечер был безнадежно испорчен». Хозяин подошел к гостям, успокаивая их, «чувствуя себя виноватым», обещая принять «все меры, которые в его силах». Из-за этого инцидента тарантелла была отменена, а дополнительное электричество отключено. Жена хозяина попросила перевезти тело ее мужа в их квартиру, но хозяин отказался и приказал убрать тело на рассвете. Поскольку достать гроб было негде, тело Господа поместили в длинную английскую шкатулку с содовой.

Тело «умершего старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу на берегу Нового Света». «Его снова поймали, наконец, на том же знаменитом корабле -« Атлантиде ». «Но теперь он был скрыт от живых: его опустили глубоко в гудроне в черный трюм». Ночью пароход проплыл мимо острова Капри. Как обычно, на корабле был выпускной бал. «Это было одно для другого и на третью ночь».

Читайте также:  Очерк евангельской истории в интерпретации М

Со скал Гибралтара дьявол наблюдал за кораблем. «Дьявол был огромен, как скала, но даже больше, чем он был, – многоярусный, многотрубный корабль, сделанный гордостью старого Нового Человека». В верхней части корабля «сидел» инженер-тяжелый инженер, похожий на «языческого идола». «В подводном чреве« Атлантиды »тысячи фунтов корпуса котлов и всевозможных других машин блестели сталью, шипел пар и просачивался кипятком и маслом.« Цветы, пел струнный оркестр ».

Вновь среди толпы можно было увидеть «стройную и гибкую» пару этих влюбленных. «И никто не знал, что пара давно устала притворяться блаженной агонией под беззастенчиво грустную музыку, или что гроб стоял глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, примыкающего к мрачному и душному салону корабля.

Навсегда есть только море, бескрайнее море и небо,

Вечно только солнце, земля и ее красота.

Только то, что связывает вас невидимой связью

Душа и сердце живых с темной душой могилы.

И. Бунин

Великий писатель И. А. Бунин, оставив в сокровищнице русской литературы богатое наследие стихов и рассказов, всегда резко отрицательно относился к символизму. Будучи писателем-реалистом, он часто не доводит свои частные наблюдения до целостной концепции видения мира, оставляя читателя размышлять над собственным чтением и делать выводы. И все же иногда в произведениях Бунина встречаются вечные и значимые символы, придающие его рассказам внутреннюю загадочность, чувство приверженности великим тайнам жизни. Именно этот образ-символ парохода «Атлантида» превращает рассказ «Владыка Сан-Франциско» в своеобразную притчу.

Не зря такое название получил корабль, который в начале своего путешествия выбрал некий джентльмен, не имевший имени и чувствовавший себя «хозяином жизни» только потому, что деньги давали ему власть над людьми. Многие такие «мастера» наслаждались комфортабельными каютами на корабле, потому что «пароход» – знаменитая «Атлантида» – был похож на большой отель со всеми удобствами – ночным баром, восточными саунами, собственной газетой – и жизнь на этом пошла. очень плавно… “. Роскошь, уют, комфорт, вера в собственное благо богатых путешественников создают иллюзию жизни, хотя все вокруг больше похоже на маскарад. Эти люди – манекены, пытающиеся вести обычную жизнь вдали от суши, не желая видеть под собой бушующие стихии океана, опасную бездну, при виде которой они трусливо уходят в свои каюты, создавая иллюзию безопасности. Миллионеры очень верят в капитана, человека, который, по их мнению, может управлять кораблем, волшебным образом направляя его на правильный курс. Но пароход – это маленькая песчинка на берегу океана, поэтому тревога и чувство трагедии поселяются в наших сердцах. Однако счастливые пассажиры спокойны и с интересом наблюдают за парой влюбленных, нанятых капитаном для привлечения внимания богатых. И здесь мираж – проявление любви и страсти. Материал с сайта //iEssay. ru

Как иллюзорное процветание и счастье в каютах и ​​палубах Атлантиды контрастируют с описанием «подводного чрева корабля», которое здесь сравнивают с «темными и душными глубинами подземного мира, его последним девятым кругом», где » гигантские печи громко ревели, пожирая груды угля своими раскаленными плащами, брошенными в них полуобнаженными людьми, покрытыми вонючим, грязным потом и багровым от пламени пламенем ». Именно здесь, в этом аду, должно было произойти обратное путешествие не к респектабельному и благородному человеку из Сан-Франциско, а к «телу старого умершего», в которое он так неожиданно превратился. Его путешествие обратно в смолистом гробу в черном трюме парохода, скрытом от взоров «хозяев жизни» на борту, символизирует спуск его личной «Атлантиды», которая угрожает другим, пока ничего не подозревающим, образцам видимых процветание.

Но жизнь продолжается, поэтому история не заканчивается смертью миллионера. Вечное имеет неоспоримую власть над быстротечным, и поэтому «бесчисленные огненные глаза корабля за снегом были едва видны дьяволу, который смотрел со скал Гибралтара, со скальных ворот двух миров, на уходящий корабль». в ночь… корабль “. Дьявол был огромен, как скала, как и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордостью старого Нового Человека ».

Не нашли того, что ищете? Попробуйте поискать

На этой странице размещены материалы по темам:

описание корабля джентльмен из сан-франциско

пароход атлантида изображение

картина на море с джентльменом из сан-франциско

Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Второй вариант)

Символ Атлантиды в MR. Сан-Франциско

мистер бунин “джентльмен из сан-франциско” описание Атлантиды

Смысл эпиграммы рассказа. (Эпиграмма к рассказу «Владыка Сан-Франциско» гласит: «Горе тебе, Вавилон, крепкий город». Этот смысл раскрывается в воспоминании о печальной судьбе Вавилона, которая была не такой сильной, как казалось. Ничто не вечно… тем более человек, чья жизнь мгновение по сравнению с вечностью).

II. Смысл жизни джентльмена из Сан-Франциско. (Читатель впервые видит джентльмена из Сан-Франциско на Атлантиде, вполне довольного своей жизнью. Конечно, он доволен! Все свои пятьдесят восемь лет он прожил исключительно на копилку денег. Его жизнь заключалась в том, чтобы разбогатеть. Он не жил, но существовал », заставляя свою жену и дочь жить своей жизнью, не спрашивая, как бы они хотели жить сами. Цель жизни, казалось, была достигнута: он был богат и мог позволить себе как роскошные каюты, так и гостиничные номера, а также за первоклассный сервис. Он чувствовал себя одним из «хозяев жизни», потому что принял собственное решение: деньги – главная цель жизни, они дают человеку все).

III. Что не могут дать деньги? (Если единственный смысл жизни – копить деньги, действительно ли они делают вас счастливыми? Циники говорят, что вас делают счастливыми не деньги, а их количество. Ни одному герою этой истории их не хватало. заставить джентльмена из Сан-Франциско и его семью? Оказалось, все напрасно. Деньги только создавали иллюзию важности, но кое-что еще ускользало от него. Посвятив всю свою жизнь зарабатыванию капитала, он стал маленьким тираном для своей семьи и разрушил близкие отношения, не замечая этого. Его жена и его дочь разучились играть. Он забыл, что существуют духовные ценности, которые могут спасти человека от равнодушия и цинизма более надежно, чем материальные ценности. Ведь когда он умер, он стал бременем для всех, потому что люди вокруг него хотели только его, денег, а не себя ». В своем стремлении к богатству он не заметил, что деньги начали управлять его жизнью, заменив моральный компас.

Когда его жизнь внезапно оборвалась, оказалось, что он жил напрасно. Никто даже не вспомнил его имени. Он ничего не оставил в этом мире, а деньги безликие.) IV. Основная мысль рассказа. (Герой Бунина подумал, что, возможно, деньги дают не только свободу, но и счастье. Но разве случай с Ł. Такой особенный? Вовсе нет. Бунин также опровергает идею обогащения как пути к счастью. Деньги не могут В противном случае можно только посочувствовать человеку, как мы сочувствуем Господу из Сан-Франциско. Для каждого из нас, богатых или бедных, всегда имеет смысл научиться любить людей, делать добро и находить повод для радости, потому что хорошее всегда возвращается.)

Читайте также:  В романе Бунина "Жизнь Арсеньева" запечатлен образ старой России - Очерк |

Я беру это эссе!

Урок по рассказу И. Бунина «Господь из Сан-Франциско».

Задача: проанализировать, в чем бессердечность существования персонажей И. А. Бунина «Владыка Сан-Франциско».

Формулирование понятий «бессердечие», «духовность».

Раскройте проявления этих понятий на примере рассказа Ивана Бунина «Владыка Сан-Франциско».

    Создание условий для свободного выбора студентами приоритетов в обществе. Оборудование: интерактивная доска (презентация в программе Smart Notebook), текст рассказа И. А. Бунина «Владыка Сан-Франциско». – Что такое духовный мир человека? На научном языке понятие «духовная жизнь человека» охватывает все богатство чувств и достижений разума, сочетает в себе усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое создание новых. – Перед вами два понятия – духовность и духовность. Ваша задача – расположить предлагаемые функции таким образом, чтобы раскрыть суть каждой из них; возможно, вы добавите в этот список свои собственные характеристики. – В течение трех минут определите термины «духовность» и «бессердечие».

План-конспект по литературе на тему «И. А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско»»

Краткое содержание

ДУХОВНОСТЬ – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизни человека являются не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Приобретение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностную ориентацию, то есть сознательное стремление построить свою жизнь и преобразовать реальность в соответствии с этими ценностями.

Недостаток духовности – это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен воспринимать и ощущать все разнообразие и красоту окружающего его мира. Такой человек не может создать что-то ценное, что оставило бы след в памяти близких ему людей.

– Сегодня мы попробуем разобраться и осознать эти категории на примере рассказа Бунина «Господь из Сан-Франциско».

– Чтобы понять смысл происходящего и прояснить существующую реальность, Бунин уезжает за границу.

Весной 1910 г. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 г. и весной 1911 г. он побывал в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 года он вернулся на Капри, а летом следующего года посетил Трапезунде, Константинополь, Бухарест и другие европейские города. Впечатления от этих путешествий отражены в его рассказах и романах, один из которых – «Властелин Сан-Франциско» (1916).

Роман «Человек из Сан-Франциско» продолжил традиции Льва Толстого, для которого болезнь и смерть были важнейшими событиями, раскрывающими истинную ценность его личности. Наряду с философской линией в рассказе Бунина развивались социальные проблемы, связанные с критическим отношением к бессердечию буржуазного общества, превозносящим технический прогресс за счет внутреннего совершенства.

– Шла Первая мировая война, был виден кризис цивилизации, в котором война служила не развитию, а прибыли. Отчетливо просматривался духовный кризис буржуазного общества. Ярко проявилась духовность человека – он был замкнут в общепринятых стереотипах, он не руководствовался духовными ценностями, а действовал «как положено, как это принято в определенных кругах, на том уровне, на котором это было достигнуто». Чтобы соответствовать этому уровню, вы ведете себя обычным образом. Буржуазное общество не достигло своего уровня собственными усилиями, своим собственным трудом; уровень жизни был достигнут за счет других людей, которые составляли большинство. Несправедливость такого развития общества привела к большим социальным проблемам, которые необходимо было решить. Буржуазное общество было «паразитическим». Его вечные универсальные ценности не были приоритетом, они были отвергнуты, потому что были заменены такими ценностями, как положение в обществе, накопленный капитал, власть, которые ценились намного выше универсальных ценностей.

Буржуазная цивилизация – это демонстрация бездуховности и, следовательно, неизбежности краха мира.

– Пример проявления этой концепции – сюжет рассказа Бунина, основанный на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего повседневную жизнь и планы героя, имени которого «никто не помнит».

Бунин использует в своем рассказе множество символов, чтобы изобразить конкретную ситуацию.

– Какие символы использует автор, чтобы показать крах доселе существовавшего образа жизни буржуазного общества?

«Атлантида» – это затонувший легендарный мифический континент, символ потерянной цивилизации, не выдержавшей напора стихии.

Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Второй вариант)

«Мастеру нет имени» – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

«Океан, который ходил за стенами» парохода – символ стихий, природы, бросающей вызов цивилизации.

«Влюбленная пара», нанятая за деньги, чтобы изобразить символ любви, что все продается и покупается в буржуазном обществе. (скользить по доске)

– А теперь перейдем к содержанию рассказа.

Послушайте отрывок из «Повелителя Сан-Франциско».

Мистер из Сан-Франциско А. Бунин (презентация, слайд 6)

– Почему главного героя лишили имени? (Героя называют просто – «Лорд». По крайней мере, он считает себя лордом и наслаждается своим положением: он может позволить себе отправиться в «Старый Свет» на два полных года ради развлечения, он может пользоваться всеми благами, которые дает его статус он может презрительно унизить людей, сказав им «Прочь!»).

– Как автор описывает «мастера»? (Подчеркивается его богатство и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы на зубах» и т. Д. В «мастере» нет ничего духовного. Его цель – разбогатеть и извлечь выгоду из этого богатства – выполнена. делает вас счастливее.)

– Когда герой начинает меняться, терять веру в себя? («Хозяин» меняется перед лицом смерти, его человечность начинает раскрывать его. Смерть делает его человеком: его черты начинают «облагораживать и светлее…». Отношение к окружающей среде резко меняется: никого не жалко он или сожалеет о его смерти, а слуги, уважающие живых, издеваются над мертвым человеком.)

– Как в рассказе изображено общество? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля продолжается жизнь богатых, достигших «полного процветания». Общество безлично, лишено индивидуальности. Все, что они делают, противоестественно: наемная пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств., залитых жаром и музыкой)

– Подводя итог вышесказанному, характеристика такого общества является живым проявлением кризиса духовности общества. Но есть ли в истории Бунина пример, что рядом с паразитическим обществом живут те, кто одарен истинными общечеловеческими ценностями? Как автор описывает этих людей? (Лоренцо – высокий старик, моряк, красавец, названный в его честь, не раз служил образцом для многих живописцев, он будет вечно жить на холсте художника. Он воплощение естественности и радости бытия, живущего в гармонии с окружающим миром – это реальные ценности, а не мнимые).

Оцените статью
Добавить комментарий