ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ПОЭЗию СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА – Влияние событий в стране на творчество поэтов Серебряного века

ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ПОЭЗию СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА – Влияние событий в стране на творчество поэтов Серебряного века

ВЛИЯНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ПОЭЗИЮ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Октябрьская революция была глобальным явлением, изменившим мировую историю и затронувшим все стороны жизни в России. Поэты Серебряного века по-разному восприняли революцию и отразили свой опыт в своем творчестве. Я рассмотрю некоторые проявления этого влияния, по возможности охарактеризуя его различные стороны.

А. Блок понимал революцию как очищающую бурю, торжество стихий, которое должно уничтожить старую, уже мертвую цивилизацию и, проведя историю через эпоху нового варварства, привести ее к рождению новой культуры. В стихотворении «Двенадцать» и стихотворении «Сцитова» автор уверяет о величии и справедливости революции, которая окупится за старый мир. Блок видел смысл революции в обновлении мира через взрыв стихий – безудержных, разрушительных и проникнутых духом музыки. Неудивительно, что когда Блок перестал видеть этот дух музыки в революции, когда он через два года увидел, что не произошло ни обновления мира, ни синтеза искусства, жизни и политики, он не смог этого вынести.

С. Ешенин изначально принял революцию «с крестьянским уклоном», как он сам писал [2: 119]. Поэт мечтал изменить людей и землю, о рождении новой человеческой души, новой веры. Однако даже в первых послереволюционных произведениях («Товарищ», «Отчаянный», «Пришествие», «Поющий зов») иногда можно услышать трагические интонации. Есенин видел мир как «своего рода универсальный город ветров, в котором люди будут блаженно и мудро отдыхать под темными ветвями одного огромного дерева, имя которому социализм или рай…» [8: 30-31]. Поэт быстро осознает ложность своей утопии и произносит устрашающее пророчество революционной современности:

Веслами из отрубленных рук

Вы гребете на землю впереди “[11: 247].

Картина, созданная поэтом, выражает его зловещие предчувствия и уверенность в том, что невозможно осчастливить человечество ценой насилия. Поэт тяжело пережил после революции тяготы крестьянской жизни. Как и все поэты Нового Хлопа, он писал о беззащитности и хрупкости жизни под давлением технологий, машинной цивилизации, о трагедии живого мира, заточенного в тисках железа, видя в нем символ собственной поэтической жизни. судьба: «Неодушевленные чужие пальмы, эти песни не будут жить с тобой! [11: 255].

Также отношение В. Маяковского к революции изменилось с восторженного на разочаровывающее. Маяковский видел в революции торжество единства людей, обретших свободу. Поэт привнес в эту освободительную силу свой поэтический голос и талант: «Моя революция. Я пошел в Смольный. Он работал. Все, что я должен был сделать» [12:90]. Позже у Маяковского, как и у многих просвещенных людей, постепенно проявилась обманчивость найденной свободы. Страх перед будущим, в котором нет места истинному человечеству, проскальзывает в сатирические произведения («Клоп», «Баня» и другие). В творчестве поэта влияние революции сказалось на тематике его стихов, почти повсеместно связанных с революцией, и на особенностях поэтики. Поэт предпочитает лирическое самовыражение воле к убеждению, укреплению в своем положении, в своих представлениях о мире, о месте в нем человека, о счастье. Выходя из настоящего, поэт стремится – и увлекает за собой читателя – в светлое будущее, которое определяет пафос его произведений. В отличие от Блока, Есенина и Маяковского, многие поэты Серебряного века не верили в революционные идеалы с самого начала. Показателен в этом отношении З. Гиппиус. Хотя Гипп был далек от Февральской революции, он был крайне враждебен Октябрьской революции. Тема России, грусть ее настоящего, пророчество будущего навсегда стали главной темой ее стихов. Поэзия острая, индивидуальная, в ней много концентрированного чувства. В стихах о революции символы намеренно сокращены, выражая отношение поэта к происходящим изменениям:

Как скользкие эти отвратительные улицы

Как в эти невероятные времена.

Лежа, в пятнах и связали.

Наша матросская слюна намазана по лбу.

На лбу [9: 74].

З. Гиппиус, не понимая и не принимая революцию, порвал с теми, кто ее принял: Блок, Брюсов, Белый эмигрировали из России. Влияние революции на ее творчество, выражавшееся в постоянных заявлениях о несогласии с насилием и злом, сохранялось до конца. Он не мог принять Октябрьскую революцию и М. Волошина, крайне негативно относившийся к любым резким переменам.

Читайте также:  Художественная неповторимость творчества Беллы Ахмадулиной; Школьные сочинения

«Их взяли под дулом пистолета», «поставили к стене»,

«списано» –

“и так оно менялось из года в год…

тон жизни и речи изменился.

«Защелкивается», «угрожает», «отправлено в шлепки».

«Духонину в штаб», «в обмен».

Нет более простого или резкого способа сказать это.

О нашем кровавом избиении.

В этом фрагменте поэмы «Терминология» я услышал боль, ужас и отчаяние. Революция изменила мировоззрение поэта, что нашло отражение во всех его более поздних произведениях.

Переходя к послереволюционным трудам Н. Гумилева, я заявил, что он, и в этом его уникальность, не высказал ни слова о революции, гражданской войне, постреволюционном переустройстве жизни, не поддерживал и не подвергал сомнению действия новой власти. Он избегал прямого диалога с современным режимом и отказывался говорить на его языке. Он не соглашался и не бунтовал, молчал о том, что происходило со страной и людьми в то время. Но на самом деле даже молчание интерпретировалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция. В стихах «Слово». В «Потерянном трамвае», «Звездном терроре» было то, что нельзя было не заметить: смелость отвержения, энергия противодействия, этика сопротивления:

И все же навсегда сердце мрачно

И дышать тяжело, и жить больно… [10: 271].

Проанализировав произведения нескольких поэтов Серебряного века во время революции, можно сделать вывод, что революция 1917 года оказала большое влияние на творчество всех современных поэтов, и это влияние по-разному отразилось в их произведениях. Восторженное принятие революционных изменений, позднее разочарование в ее идеалах, резкое осуждение или молчаливое созерцание, независимо от реакции на происходящие в стране изменения, творчество каждого поэта стало выражением идеологической позиции автора, изменений его мировоззрения. . Октябрьская революция стала событием, завершившим необычный период в истории русской литературы – Серебряный век.

Сочинение на тему: «Поэты Серебряного века» – судьбы и творчество писателей

Пример сочинения

Серебряный век в литературе – это период конца девятнадцатого – начала двадцатого века, название которого возникло по аналогии с Золотым веком. Модернизм был ведущим творческим методом как в западноевропейской, так и в русской литературе того времени. Кратко об основных литературных течениях Серебряного века можно сказать, что все это модернистские творческие системы: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. В России символизм делили на старших и младших символистов. Футуризм – на три ветви: кубофутуризм, эго-футуризм и новая крестьянская поэзия.

Символизм и его представители

Символизм – это новое культурное явление, одно из величайших направлений в искусстве, характеризующееся использованием символизма, преуменьшений, аллюзий и скрытых образов.

В 1890-х годах молодое поколение русских писателей находилось под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, По, Бодлера, Малларме, Рембо и Верлена. Писатель Валерий Брюсов сыграл ключевую роль в ознакомлении российской аудитории с западным творчеством благодаря своим переводам Бодлера и Эдгара По и редактированию журнала символистов Libra, в котором он публиковал произведения русских писателей и европейских символистов, таких как Мореас, Верхарен и Реми де. Гурмонт.

В 1892 году он опубликовал три сборника стихов «Русские символисты». Отвергая позитивизм и материализм, а также классический подход к литературе, эти авторы последовали примеру своих западных коллег. Писатели Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Меренковский экспериментировали с литературной формой, ценили в своих произведениях внушаемость, интуитивность и музыкальность. Поэт, мистик и богослов Владимир Соловьев охарактеризовал «звонкий шум жизни» как «измененное эхо трансцендентных гармоний».

Как и их французские и бельгийские коллеги, русские символисты отвергли дидактическое представление эмпирического мира и вообразили более реальную реальность, скрытую в феноменальном опыте. Они считали, что интуиция важнее объективного знания.

Писатели Вячеслав Иванов, Александр Блок и Андрей Белый были важными участниками позднего этапа движения символистов. Блок писал стихи на основе мистических переживаний и снов. Иванов писал произведения, составленные из экспериментальной вызывающей прозы, сочетающей описательное повествование с мистической символикой. Андрей Белый охарактеризовал новую русскую поэзию как апокалиптическую, а поэтов – как пророков конца европейской цивилизации, провозгласив в своем творчестве новую, более развитую форму человеческого сознания. Соловьев охарактеризовал поэта как обладателя тайных знаний.

Читайте также:  Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в рассказе «Собачье сердце»

Андрей Белый – псевдоним Бориса Николаевича Бугаева (родился 26 октября 1880 г. – умер 7 января 1934 г.), ведущего теоретика и поэта русского символизма.

Первые три сборника стихов Уайта – его самый важный вклад в развитие поэзии.

Это были коллекции:

    «Золото в лазурном» (1904 г.). «Пепел. Стихи» (1909). «Урн. Стихи» (1909).

Каждую из них отличает своеобразный взгляд на мир: первый порождает новую мифологию; в центре последнего – картины отчаяния русской жизни; третий использует несколько ироничный философский лиризм.

Самая известная композиция Уайта «Петербург» (выпускается серийно в 1913–14 годах; Санкт-Петербург) считается продолжением его более ранних «симфоний» в стиле барокко. В 1913 году Эндрю стал сторонником австрийского социального философа Рудольфа Штайнера и присоединился к Антропософской колонии, группе, продвигающей мистическую систему верований, основанную на буддийском созерцательном религиозном опыте.

В Швейцарии Белый начал писать роман «Летающий котенок» (1922), короткий автобиографический роман, предлагающий стиль Джеймса Джойса. Белый в конце концов покинул группу Штейнера по личным причинам, но оставался привязанным к антропософским идеям до конца своей жизни.

Течение акмеизм

Акмеизм – школа поэзии, основанная в России в 1912 году под руководством Николая Гумилева и Сергея Городецкого. Это движение возникло как реакция на символизм с целью сделать поэзию более «приземленной».

Поэты акмеиста:

    Николай Гумилев; Осип Мандельштам; Анна Ахматова; Георгий Иванов; Елизавет Кузьмин-Караваев.

Мастера глагола акмеисты свое вдохновение посвятили поэзии предметов и фактов, вернув чистоте языка и реализму Пушкина. Их целью было сделать поэзию очевидным объектом познания. Там, где поэт-символист теряется, сбитый с толку туманом своих метафорических эксцессов и запутанных словесных приемов, Акмеист перестает говорить о том, что его окружает, и четко и просто определяет свои творческие импульсы. Анна Ахматова считается главной представительницей акмеизма.

Анна Ахматова, псевдоним Анны Андреевны Горенко (род. 11 июня 1889 г. – умерла 5 марта 1966 г.), была признана после ее смерти величайшим поэтом русской литературы.

Женщину широко критиковали за ее творчество: коммунистические цензоры считали ее «буржуазной и аристократической» и осуждали ее стихи за узкий интерес к любви и Богу, хотя ее авторитет как главного поэтического голоса поколения был подтвержден величайшими авторитетами 1920-е гг.

Ахматова добавила Акмейсту свой собственный отпечаток элегантного разговорного языка и психологической изысканности как молодой космополит, полностью владеющий тонкой словесной и жестовой лексикой современной близости и романтики.

Первый урожай, вечер (1912) и Розарий (1914). они принесли ей славу и сделали ее известным поэтом, а ее поэтический голос символизировал опыт целого поколения. Привлекательность Анны проистекала из художественной и эмоциональной целостности ее поэтического голоса и поэтической личности, что еще более подчеркивалось ее гламурной внешностью. Основная тема Ахматовой – разочарование, трагическая судьба и любовь, выраженная с ярким женским акцентом.

Футуризм в литературе

Футуризм стал движением, подчеркивающим динамизм, скорость, энергию и силу, жизнеспособность, перемены и беспокойство современной жизни.

Футуризм распался на несколько фракций (эго-футуристы, кубофутуристы, новые крестьянские поэты), связанных с большим количеством антологий, представляющих постоянную перестановку художественных фракций.

Хотя в русском футуризме существовала городская тенденция, особенно в поэзии Владимира Маяковского и Елены Гуро, русских писателей машины, скорость и насилие интересовали меньше, чем их итальянских коллег. Из-за преобладающего течения примитивизма в русском футуризме поэты-футуристы и драматурги ограничились «Словом как таковым», и их творчество стало своеобразным открытием для русской литературы. Тем не менее именно Маяковский стал лицом футуризма.

Владимир Владимирович Маяковский (родился 19 июля 1893 г. – умер 14 апреля 1930 г.) был ведущим поэтом революции 1917 года и раннего советского периода.

Между 1914 и 1916 годами Маяковский написал два больших стихотворения: «Облако в штанах» (1915) и «Позвоночная флейта» (написано в 1915 году, опубликовано в 1916 году). Оба стихотворения описывали трагедию безраздельной любви и выражали недовольство автора миром, в котором он жил. Маяковский стремился «депоэтизировать» поэзию, перенимая язык улицы и применяя смелые технические новшества. Его стихи в первую очередь декламационные для массовой аудитории.

Читайте также:  Социально-философские обобщения в рассказе И

Творчество Владимира было связано с политикой, но никакая социальная пропаганда не могла подавить его личную потребность в любви, которая возникала снова и снова из-за сменяющих друг друга романтических разочарований. Его в основном лирические стихи и технические новшества оказали влияние на многих советских поэтов, и его впечатления были сильны за пределами России, особенно в 1930-е годы, когда Сталин объявил его «лучшим и самым талантливым поэтом нашей советской эпохи».

Направление имажинизма

Целью творчества имажинистов было создание образа с помощью метафор, игры прямых и образных значений.

В 1918 году в Москве был учрежден «Орден имажинистов», в который вошли:

    Анатолий Мариенгоф. Вадим Шерзенович. Сергей Есенин.

После смерти Есенина воображение практически рухнуло, Мариенхоф и Шерзеневич эмигрировали, а другие фантазеры из-за заработков были вынуждены отойти от этой тенденции, обратившись к прозе и кино.

Сергей Александрович Есенин (родился 3 октября 1895 г. – умер 27 декабря 1925 г.) был «последним поэтом деревянной России», чей двойной образ – набожный и простой крестьянин-певец и безумный и кощунственный эксгибиционист – отражает его трагическую дезадаптацию в мире. меняющийся мир революционной эпохи.

В 1916 году он опубликовал свою первую книгу, отличительное название которой – Религиозный праздник Радуница. В картинах коллекции он воспевает «деревянную Русь» своего детства, мир, освященный святыми, в расписных иконах, где в дымоходах гнездятся аисты, а небо над березками – голубым платком.

Есенин приветствовал революцию как социальное и духовное изменение, которое приведет к тысячелетию крестьян, как он представил в своей следующей книге «Инония» (1918). Его розовый утопический образ чужого мира по-прежнему основывался на простом идеале – защищать «деревянные вещи» от мерзкого мира железа, камня и стали (индустриализация городов).

Особенности периода

Это был мир, полный солнечного света, жаждущего красоты и самоутверждения. И хотя название того времени – «серебро», это, несомненно, была самая яркая и творческая веха в истории России.

В своей наиболее насыщенной форме сущность Серебряного века совпала с началом ХХ века. Это был расцвет поэзии во множестве красок и оттенков – художественных, философских, религиозных. Поэты боролись с попытками связать человеческое поведение с социальной средой и продолжали течение русской поэзии, для которой человек был важен в его мыслях и чувствах, в его личном отношении к вечности.

Они твердо верили в искусство, в силу слова. Поэтому их работа – это глубокое погружение в стихию слова, загадочно находить новые способы выражения. Поэты уважали не только смысл, но и стиль – для них были важны звук, форма слова и полное погружение в детали.

Конец Серебряного века ознаменовался тяжелой судьбой выдающихся поэтов. Одни не выдержали жизни на новосозданной Родине и были вынуждены бежать, другие, как Николай Гумилев, были расстреляны, третьи, как Анна Ахматова, остались на родине и пережили все ее горести, а третьи, как Владимир Маяковский или Марина Цветаева, добровольно они покинули мир. Все они так или иначе внесли свой вклад в настоящее чудо создания Серебряного века русской поэзии.

Оцените статью
Добавить комментарий