Морально-философские проблемы в творчестве М. Горького

Морально-философские проблемы в творчестве М. Горького.

Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова

Не беспокойтесь о
Красные и белые.
М. Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель-мистик, как он себя называл. Каким-то образом он умел очень чутко слышать свое время и понимать, что его грядет, поэтому во всех своих произведениях Булгаков предупреждает читателей о грядущем времени сатаны.
Особенно пророческие и откровенно звучащие слова писателя в небольшой статье «Грядущие перспективы. Я не хочу серьезно относиться к признанию писателя в мистике. Очень метко, с гражданской ответственностью, Булгаков прямо говорит, что

Related posts:

Проблемы романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Все пройдет. Страдания, мучения, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, ​​но звезды останутся, Когда тень наших действий и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале «Россия» появились первые две части романа Михаила Булгакова «Белая гвардия», что сразу привлекло внимание знатоков русской литературы. Как утверждает сам писатель, […]

Выпуск романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» С творчеством Булгакова у нее сложилась непростая судьба. При жизни автор опубликовал только первую часть романа «Бяла Страж», том фантастико-сатирической прозы, серию рассказов «Записки Млодыч» и многочисленные статьи в прессе. Лишь в 60-е годы писатель получил широкую известность и, к сожалению, прославился посмертно. Михаил Афанасьевич родился в Киеве на Воздвиженской улице […].

Проблемы и художественное своеобразие рассказа М. А. Булгаков «Собачье сердце» Михаил Булгаков родился в Киеве в семье учителя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. По словам родственников, он начал сочинять музыку в раннем возрасте. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи и драматические зарисовки. Его интерес к творчеству Булгакова постепенно возрастает. Становится очевидным, что у Булгакова талант художника, как говорится, от Бога. Роман «Бяла […].

Гоголевские традиции в творчестве М. А. Булгакова Михаила Афанасьевича Булгакова можно в полной мере назвать учеником и продолжателем Н. Гоголя, поэтому часто вносили в его произведения элементы мистики, которые он любил «впусти дьявола» и прочую нечисть. Эти традиции в полной мере прослеживаются в романе «Мастер и Маргарита», одним из главных героев которого является Сатана Воланд и его соратники. Эта «веселая компания» спровоцировала […]

Философские проблемы в поэзии И. Бродского Здесь, на земле, где я впал сначала в набожность, потом в ересь, где я жил, погружаясь в чужие воспоминания… И. Бродский Юзеф Бродский обращается к тем русским поэтам, которые в начале семидесятых оставались вынужденными. эмигрировать за границу. Советским цензорам не понравилось, что Бродский не писал стихов, прославляющих социалистический строй в России. В основном все его […].

Образ города в одном из произведений русской литературы ХХ века. (по повести Булгакова «Собачье сердце») М. А. Булгаков – великий русский сатирик, который в своих почти сказочных произведениях создал предельно точный и реалистичный тип этой реальности, появившейся в послереволюционной России. Итак, в романе «Дни турбин» и в ранних романах мы встречаем человека, оказавшегося в вихре революционных перемен, а в повести «Собачье сердце», переносимой в Москву 1930-х годов, роман […]

Проблемы и художественные особенности творчества Антона Павловича Чехова. Хочу рассказать вам об Антоне Павловиче Чехове, одном из самых известных русских писателей. Поразительно гениальный, образованный и интеллигентный, Чехов писал не только рассказы, полные доброты, тепла, иногда юмора, очень реальные и гуманистические, как сам писатель-гуманист. Отец Чехова был крепостным. Вот что сказал по этому поводу сам писатель: «Кровь мужская течет во мне. Он […].

Философские проблемы поэзии Б. Пастернак К сути минувших дней, К их причинам, К основам, к истокам, к сути. Б. Поэзия Пастернака Бориса Пастернака понять непросто. Дело не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике его мысли. Поэт однажды заметил, что философия – это листва поэзии, и, читая его стихи, мы постоянно узнаем об этом. Философский […].

Философские проблемы Б. Пастернак (1) К сущности минувших дней, к их разуму, к их основам, к их корням, к их сердцевине. Б. Пастернак Поэзия Бориса Пастернака – новейшее явление не только в истории литературы Серебряного века, но и в русской литературе в целом. А Пастернак считается одним из величайших и ярчайших поэтов вышеупомянутого периода времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. […].

Философские проблемы стихов И. С. Тургенева в прозе Тот, кто хочет писать вечно, должен быть кратким, лаконичным и ограниченным по существу: он должен размышлять над каждой фразой и каждым словом… Артур Шопенгауэр На протяжении всей своей карьеры Тургенев пытался совместить свои философские поиски и художественный, сочетающий поэзию и прозу. Прекрасно это удается писателю в своем последнем произведении – […].

Что мне открыл роман Булгакова «Мастер и Маргарита» о мире и человеке? Михаил Булгаков – писатель с необыкновенной судьбой: большинство его произведений было открыто миру только через четверть века после его смерти. А главное произведение его жизни – роман «Мастер и Маргарита» – принесло писателю всемирную известность. В романе «Mistrz i Małgorzata» Булгаков затрагивает многие проблемы повседневности и бытия, напоминая о них людям. Важное место […].

Философско-этические проблемы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Философско-этические проблемы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» I. Основная тема человечества в романе. (Роман начинается с саги о встрече Неизвестного с Берлиозом и Бездомным и их споре о существовании Бога. Это центральная тема этики, раскрываемая в романе. Бог здесь понимается как генетическая категория – мера человеческой морали в каждом […].

Судьба людей в годы революции (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») «Я люблю этот роман больше всего своего», – писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это исторический роман, тяжелая и грустная история о великом прорыве революции и трагедии Гражданской войны, […]

Читайте также:  Тема любви в творчестве русских писателей за рубежом Очерки на бесплатную тему сочинения

Проблема творчества «краснокожих» писателей (на примере Ф. А. Абрамова) Тема села никогда не была равнодушной для русских писателей. Со времен А. Радищев, А. С. Пушкин, он был для них источником вдохновения и размышлений, надежд и страданий. Крестьянин, его духовная жизнь, его жизнь и заботы широко представлены в произведениях классиков русской литературы: И. С. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Я […].

Моральные проблемы современной прозы (по одному из произведений, выбранных учеником) Проблема нравственного выбора характерна для всех произведений В. Быкова. Скорее всего, как фронтовик, он мог наблюдать такие ситуации, поэтому так тонко отражает мысли и действия человека, оказавшегося «на распутье». Поэтому на пьедестал ставит людей, не поддающихся обстоятельствам, имеющих моральный стержень. Например, в рассказе «Сотников». Отряд окружен немцами. Партизаны умирают от голода и мороза […].

Мое любимое произведение М. А. Булгаков: Все пройдет. И звезды останутся. М. Булгаков Сегодня много говорят о Булгакове как о великом мастере слова, авторе драмы «Турбинные дни», новеллы «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита». Но писатель начал с темы о белогвардейцах, потому что Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел ее понять […].

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАДЕУША БУЛГАКОВА СПРАВОЧНИК О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАДЕУША БЫГАКОВА 1. 2. Выдающийся литературный деятель и уважаемый драматург. 3. Важные годы. 4. Отличный роман. 5. Приоритет человеческих чувств. 6. Актуальность романов Булгакова в наше время. 15 января 1891 года в Киеве преподавателем Духовной академии Атаназием Ивановичем Булгаковым, некогда служившим в Киевской цензуре […].

Моральные вопросы одного из произведений современной русской прозы (по пьесе А. Вампилова «Старший сын») «Случайность, мелочь, совпадение иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» – эту идею развил Вампилов в своей работе. игры. Вампилова глубоко интересовали вопросы морали. Его произведения написаны на основе реальных материалов. Пробуждение совести, чувство справедливости, доброты и милосердия были главными темами его пьес. Сюжет спектакля «Старший сын» не сложен. Двое молодых людей – студент […].

Авторская позиция в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» – одно из самых сложных для понимания произведений, наполненных символами и образами, не все из которых еще разгаданы. Тем не менее, роман, грубо говоря, можно разделить на серию высказываний по нескольким темам, из которых можно вывести мнение Булгакова по этим темам. Во-первых, это религия, потому что примерно одна шестая […]

Дорога к истине (О творчестве М. А. Булгакова) О боги! Я спрашиваю его о чем-то ненужном в суде… Мой разум больше не обслуживает меня… М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Образы и евангельские темы появляются на протяжении всего романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Сын профессора Киевской духовной академии Михаил Булгаков хорошо знал историю христианства. Как и любой художник, который ставит перед собой задачу, решение […].

«Рукописи не горят…» (о действии романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») I. Чрезвычайная доля романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (невозможность опубликовать роман во время автора; главное произведение Булгакова доходит до читателя через четверть века после его смерти; критический успех романа). II. Почему не «горят рукописи»? 1. Богатство романа (мировоззренческие, фантастические, философские, лирические, сатирические романы; ненавязчивое творчество, оригинальный сюжет; яркая, завораживающая форма). 2. Тайна романа […].

Художественное своеобразие и историко-философские вопросы Песни о царе Иване Васильевиче, юном угнетателе и купце Калашникове Поэма «Песнь о царе Иване Васильевиче, юном угнетателе и купце Калашникове» 1837 года воспринимается как специфический результат работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору типичен для 1930-х годов. глубокий кризис, который переживала страна: «на распутье», который угрюмые умы той эпохи были склонны признать тупиком, российское общество пыталось […].

Литературный мир 1920-1930-х гг. В романе М. Булхаковой «Мистрз и Малгожата». Роман «Мистрз и Малгожата» – высшее произведение М. Булгакова, над которым он работал с 1928 г. до конца своей жизни. Автор читал его друзьям в отрывках, но понимал, что опубликовать роман в его современное время нереально. Лишь в 1966-1967 годах вдове писателя удалось уговорить редакцию журнала «Москва» опубликовать его. Одна из причин нежелания властей […].

История Евангелия в интерпретации М. А. Булгакова. События, описанные в Евангелии, на протяжении многих сотен лет оставались загадкой. Не прекращаются споры об их реальности и, прежде всего, о личности Иисуса. Булгаков попытался по-новому представить эти события в своем романе «Мастер и Маргарита», представив нам, читателям, своеобразное «Булгаковское Евангелие». В романе «Mistrz i Małgorzata» внимание писателя […]

Москва М. А. Булгаков К сожалению, как бы вопреки самосознанию москвича, для великого мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была его родным городом. Ведь, как известно, писатель родился в Киеве. Однако можно, а может быть, и нужно придать этому слову более широкий смысл, особенно когда речь идет о Булгакове. Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже географических представлений, потому что […].

Добро и зло в романе М. Булгаковой «Мастер и Маргарита» «Я часть этой силы, которая всегда хочет зла ​​и вечно творит добро». J. W. Гете. «Фауст» Эти слова эпиграфа свидетельствуют об отношении Булгакова к сатане, которое не является традиционным для русской литературы. Если для Гоголя и Достоевского дьявол – воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни. Как хорошо и […]

Читайте также:  Он либо денди и бабник, который говорит по-французски и с усами, либо толстый мужчина с взлохмаченной кепкой, дерзкий и хитрый, а в финальной сцене он молодой сторонник

Киев в жизни и творчестве М. А. Булгакова Место, где родился человек, для него самое дорогое. Независимо от того, город это, деревня или поселок, он всегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где он провел самые счастливые дни своей жизни. Мы всегда с любовью и нежностью вспоминаем этот уголок пути к нашему сердцу. Узы, связывающие человека с родиной, могут только ослабнуть, но никогда […].

Собачье сердце М. Булгакова обладало довольно неоднозначным и сложным отношением к власти, как и любой другой писатель советской эпохи, не писавший произведений, прославляющих власть. Напротив, из его работ ясно, что он винит ее в разрушениях, которые пришли с ней. Поэтому слово «разорение», я считаю, ключевое слово в рассказе «Собачье сердце», нить, соединяющая […].

«Рукописи не горят» (О романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Рукописи не горят» – с этой верой в упорную, нерушимую силу искусства писатель Михаил Булгаков, главные произведения которого тогда хранились в ящиках письменного стола. неопубликованные и только четверть века спустя один за другим они нашли свой путь к читателю. «Рукописи не сжигают» – эти слова словно служат автору заклятием от разрушительной работы […].

Киев в жизни М. А. Булгакова У каждого писателя, как и у каждого человека, есть свой любимый город. Его самые теплые воспоминания связаны с этим городом, здесь живут и работают герои его произведений. Александр Сергеевич Пушкин любил Москву и Петербург. Миколай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский не раз делали Петербург героем своих произведений. Михаил Афанасьевич Булгаков от всей души […].

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» рассказывается о моральной ответственности человека за свои поступки. Действия в нем происходят в разных временных планах, но их объединяет одна идея – искать истину и бороться за нее. В мире постоянно царит неприязнь, недоверие к инакомыслящим, зависть. Булгаковский «Мастер и Маргарита» можно назвать историческим […].

«Великий эксперимент» в рассказе М. А. Булгакова «Собачье сердце» Произведение М. А. Булгакова – величайшее явление русской литературы ХХ века. Главной ее темой можно считать тему «трагедия русского народа». Писатель был современным участником всех тех трагических событий, которые произошли в России в первой половине нашего века. Но больше всего М. А. Булгаков был заядлым пророком. Он описал не только то, что видел вокруг себя, но […]

Середина тридцатых годов в «Мастере Булгакова и Малгожате» В 1921 году в стихотворении У. В. Маяковский писал о своей современной действительности: «Утихли бури революционных оврагов». Он исчез в грязи советской мешанины. И выполз из-за спины РСФСР Мурло Мещанин. В начале 20-х годов на сцене жизни вновь появилась знакомая фигура – мещанин. В 19 веке Н. В. Гоголь, Ф. М. [… ]

Фантастические образы в романе М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков – писатель с необычайной судьбой: большая часть его литературного наследия стала известна читающему миру только через четверть века после его смерти. При этом последний роман – «Мастер и Маргарита» – принесла автору мировую известность. На мой взгляд, особенность романа «Мастер и Маргарита» в том, что он требует от читателя выйти за рамки […].

Выражение авторской позиции в рассказе М. А. Булгаковское “Собачье сердце” Интерес к прошлому России и ее развитию в 20-30-е годы ХХ века нисколько не уменьшается, а может даже возрасти в настоящее время. Новые, ранее неизвестные факты об истинных событиях того времени показывают нам, что многие из наших представлений о нашей собственной истории были ошибочными. Россия – страна не только с неизвестным прошлым, но […]

Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в какой-то мере автобиографичен, потому что Мастер – двойник Булгакова. Нет, это не авторская тень, не его копия, то есть – живой человек. В то же время он похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор передал свои драгоценные картины и «Ершалаимские» главы романа. История […].

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы ХХ века Теперь я уничтожен. Из письма М. А. Булгакова в Правительство СССР. Издавна принято делить героев литературного произведения на положительных и отрицательных, на героев и антигероев, и многие великие писатели признавали, что образы последних требуют от в них даже больше силы и умения, чем в образах прежних. Я давно задавался вопросом, кто […].

Белая гвардия М. Булгакова. Тема «Люди, потерянные в бурю революции» М. А. Булгаков воспитывалась в обеспеченной семье. Еще в детстве Михаила Афанасьевича тянуло к сцене, к театру. После окончания средней школы поступил на медицинский факультет. Жажда искусства не уменьшилась. Видимо, сверху Булгакову суждено было стать писателем, а не целителем. Он рано начал смотреть на вещи собственными глазами, замечая что-то драматическое в чем-то, и в […].

История любви Мастера и Маргариты (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») С чем мы ассоциируемся, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно, «Мастер и Маргарита». Почему? Ответ прост: он спрашивает о вечных ценностях – добре и зле, жизни и смерти, духовности и бессердечии. Это сатирический роман, роман о сущности искусства, о судьбе художника. Но для меня это прежде всего роман об истинной, верной, вечной любви. […].

Образ города в одном из произведений русской литературы ХХ века. Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полу-фантастических произведениях очень точный и реалистичный образ действительности, сложившейся в России после революции. В романе «Турбинные дни» и ранних рассказах мы видим человека, захваченного вихрем революционных перемен, в романе «Собачье сердце» его переносят в Москву 30-х годов, романе «Мастер и Маргарита» описывает Москву 1930-х годов […].

Читайте также:  Активное противодействие злу

«Нравственно философская проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Тематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» охватывает социально-исторические, этические, философские и эстетические аспекты. Конфликт в романе морально-философский. Булгаков представляет проявления вечной борьбы добра и зла как конкретные события. Сюжет объединяет два временных слоя. Действие происходит в современной Москве 1920-х годов и в древнем Ершалаиме. Сравнивая события, разделяющие почти два тысячелетия, читатель приходит к выводу, что человеческая природа за это время не изменилась. В «Разнообразии» Воланд говорит: «Люди похожи на людей. Они любят деньги. Но так было всегда. Легкомысленно. Но в их сердца стучится и милосердие. Мы особенно четко это понимаем, сравнивая поведение публики в «Варьете» и толпы, собравшейся в Джершаладжиме, чтобы посмотреть на казнь. В Ершалаиме толпа требует освободить преступника Варравана, в Москве – вернуть голову Бенгалии: «Ради бога, не мучай его!» Вдруг из зала раздался женский голос, заглушающий шум. Фагот спросил, обращаясь к аудитории: «Простите меня!

Москва 1920-х: сатирически подана. Особое внимание писатель уделяет творческому уму. Кто они, члены МАССОЛИТА, те, кто, по словам Пушкина, должен «вызывать добрые чувства».

«Жить по-человечески» для них – значит поесть в недорогом хорошем ресторане, иметь квартиру, крышу в Перелыгине. О творчестве здесь не может быть и речи. Он не верит тому, о чем пишет. Слово «писатель» потеряло свое высокий смысл, поэтому Мастер говорит Ивану Бездомному: «Я не писатель, я мастер».

Судьба Мастера – это судьба художника, не смирившегося с общепринятыми принципами, оставшегося верным своим моральным принципам. Его преследуют критики, арестовывают, лишают воли писать и жить. Страх живет в его душе. И все же Булгаков уверен, что «рукописи не горят»: настоящее искусство обязательно придет к людям.

Роман мастера Понтий Пилат и Иешуа развивается параллельно с историей Москвы. Эта история, несомненно, имеет прямое отношение к библейскому повествованию о жизни и смерти Иисуса Христа. Булгаков, однако, подчеркивает различия. Писателю было важно показать не Бога, а обычного человека, олицетворяющего некий нравственный идеал. Таким человеком у Булгакова является Иешуа, странствующий философ, проповедующий истину и любовь.

На протяжении всего романа Булгаков дает своим героям возможность сделать моральный выбор: добро или зло. Согласно Булгакову, жизнью человека управляет какая-то высшая сила, но он волен выбирать свой путь. Каждый следует своей вере. Так что Берлиоз, не верящий в существование другой жизни, забыт. Мастер и Маргарита уходят в вечность, обретая покой и счастье, но не свет. Чтобы заслужить свет, нужно испить чашу страдания до дна и продолжать нести веру в добро людям, как это сделал Иешуа Га-Ноцри.

С проблемой нравственного выбора сталкиваются многие герои романа. Иешуа не может лгать даже ради спасения своей жизни. Прокурору, который убеждает его солгать, он отвечает: «Правду говорить легко и приятно». Он верит, что царство истины непременно придет, он верит в вечную жизнь души, он верит, что все люди по своей природе хороши; плохих нет – они несчастны. И он не может отказаться от своих моральных принципов.

Понтий Пилат, сочувствуя Иешуа и желая помочь ему в душе, проявляет трусость, опасаясь, что его карьера может погибнуть, а он сам окажется на месте узника. Он посылает на казнь невинного философа. После казни он испытывает жгучее раскаяние, даже приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа, и предлагает Левию Матфею жить в его доме, чтобы искупить свой грех. Его моральные страдания продолжаются почти два тысячелетия. Но своей агонией и раскаянием он искупает себя и заслуживает прощения, чтобы идти лунным путем с философом, с которым «что-то не в ладах».

После переживаний Иван Бездомный переоценивает свою жизнь, бросает писать талантливые стихи и становится историком.

Маргарите не нужно материальное благополучие, ей нужна любовь. Ради него она готова на все. Но интересно, что после бала у сатаны она просит в награду не за возвращение Мастера, а за то, что она перестала давать Фриде платок, которым она задушила своего ребенка. Свой поступок она объясняет тем, что дала Фриде надежду на бал, и если ее обманут, Маргариту нельзя оставлять одну на всю жизнь. Он не может жить в конфликте со своей совестью и не может обмануть чьи-либо ожидания.

Под влиянием событий, произошедших в Москве, многие герои не только сделали, как уже говорилось, моральный выбор, но просто пересмотрели свое поведение, и это тоже изменение к лучшему. Так, например, Варенуха перестал хамить по телефону, Бенгальский потерял «значительную дозу веселья», Степа Лиходеев перестал пить и стал избегать женщин. В душах людей, как и во всем мире, сосуществуют добро и зло. , как свет и тень. Зло только испытывает человека, раскрывая его истинную сущность. Как ни странно, зло в романе выступает носителем справедливости. Нельзя наслаждаться «голым светом», лишив мир теней. «Потому что тени исходят от людей и предметов».

По словам Булгакова, добро и зло не борются друг с другом яростно, а Воланд представляет различные «ведомства» одного мирового порядка. «Что бы сделало ваше добро, если бы не было зла, и какой была бы земля, если бы тени были удалены с нее?» Но хороших побеждает несколько, значит, все будет «как положено». И Иешуа, и Воланд говорят об этом. В это верит и сам Булгаков, и мы.

Оцените статью
Добавить комментарий