Что такое информация: классификация, способы получения, носители

Информационные технологии копия 2

Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности . Он происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение». Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. В рамках рассматриваемой нами науки «информация» является nервичным и, следовательно, неопределимым понятием, подобно понятиям «точка» в математике, «тело» в механике, «поле» в физике. Несмотря на то, что этому понятию невозможно дать строгое определение, имеется возможность описать его через проявляемые свойства и мы попытаемся это сделать.

Как известно, в материальном мире все физические объекты, окружающие нас, являются либо телами, либо полями. Физические объекты, взаимодействуя друг с другом, порождают сигналы различных типов. В общем случае любой сигнал – это изменяющийся во времени физический процесс. Такой процесс может содержать различные характеристики. Характеристика, которая используется для представления данных, называется параметром сигнала. Если параметр сигнала принимает ряд последовательных значений и их конечное число, то сигнал называется дискретным. Если параметр сигнала – непрерывная во времени функция, то сигнал называется непрерывным.

В свою очередь, сигналы могут порождать в физических телах изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов. Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называются данными. Существует большое количество физических методов регистрации сигналов на материальных носителях. Это могут быть механические воздействия, перемещения, изменения формы или магнитных, электрических, оптических параметров, химического состава, кристаллической структуры. В соответствии с методами регист­рации, данные могут храниться и транспортироваться на различных носителях. Наиболее часто используемый и привычный носитель – бумага; сигналы регистрируются путем изменения ее оптических свойств. Сигналы могут быть зарегистрированы и путем изменения магнитных свойств полимерной ленты с нанесенным ферромагнитным покрытием, как это делается в магнитофонных записях, и путем изменения химических свойств в фотографии.

Данные несут информацию о событии, но не являются самой информацией, так как одни и те же данные могут восприниматься (отображаться или еще говорят интерпретироваться) в сознании разных людей совершенно по-разному. Например, текст, написанный на русском языке (т.е. данные), даст различную информацию человеку, знающему алфавит и язык, и человеку, не знающему их.

Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним, применить методы, которые преобразуют данные в понятия, воспри­нимаемые человеческим сознанием. Методы, в свою очередь, тоже различны. Например, человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не знающий русского языка и алфавита, применяет неадекватный ме­тод, пытаясь понять русский текст. Таким образом, можно считать, что информацияэто продукт взаимодействия данных и адекватных методов. Из вышесказанного следует, что информация не является статическим объектом, она появляется и существует в момент слияния методов и данных, все прочее время она находится в форме данных. Момент слияния данных и методов называется информационным процессом (рис. 1).

1

Человек воспринимает первичные данные различными органами чувств (их у нас пять – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), и на их основе сознанием могут быть построены вторичные абстрактные (смысловые, семантические) данные.

Таким образом, первичная информация может существовать в виде рисунков, фотографий, звуковых, вкусовых ощущений, запахов, а вторичная – в виде чисел, символов, текстов, чертежей, радиоволн, магнитных записей.

Свойства информации

Понятие «информация», как уже было сказано ранее, используется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны. В рамках нашего рассмотрения наиболее важными являются такие свойства, как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Рассмотрим их подробнее.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой – субъективна, в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей степени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и получают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т. е. данные, были одинаковы. Более объективная информация применяет методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю неопределенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потребует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

Достоверность информации – это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, можно сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет герб.

Адекватность информации выражает степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обычно приходится работать с не самым полным набором данных, Т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватного решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Читайте также:
Количественная мера электрических взаимодействий, это величина q - электрический заряд

Доступность информации – это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненужной по истечении некоторого времени. Например, программа телепередач на нынешнюю неделю будет не актуальна для многих телезрителей на следующей неделе.

Понятие количества информации

Свойство полноты информации негласно предполагает, что имеется возможность измерять количество информации. Какое количество информации содержится в данной книге, какое количество информации в популярной песенке? Что содержит больше информации: роман «Война и мир» или сообщение, полученное в письме от товарища? Ответы на подобные вопросы не просты и не однозначны, так как во всякой информации присутствует субъективная компонента. А возможно ли вообще объективно измерить количество информации? Важнейшим результатом теории информации является вывод о том, что в определенных, весьма широких условиях, можно, пренебрегая качественными особенностями информации, выразить ее количество числом, а следовательно, сравнивать количество информации, содержащейся в различных группах данных.

Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации.

Рассмотрим пример: дома осенним утром, старушка предположила, что могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в форме снега или в форме дождя, т.е. «бабушка надвое сказала – то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидела пасмурное небо и с большой вероятностью предположила – осадки будут, т.е., получив информацию, снизила количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, она увидела, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, бабушка получила полную информацию о предстоящей погоде и исключила все, кроме одного, варианты выбора.

Приведенный пример показывает, что понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.

За единицу информации принимается один бит (англ. bit – binary digit – двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения – да или нет.

Бит – слишком мелкая единица измерения информации. На практике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

Широко используются еще более крупные производные единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт, 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт,

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.

За единицу информации можно было выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. Но данная единица используется редко в компьютерной технике, что связано с аппаратными особенностями компьютеров.

Информационные процессы

Получение информации тесно связано с информационными процессами, поэтому имеет смысл рассмотреть отдельно их виды.

Сбор данных – это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами, мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.

Передача данных – это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.

Хранение данных – это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения (обычно на материальных носителях) и методы доступа к ним по запросу потребителя.

Обработка данных – это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за ша­гом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

Читайте также:
Походы русских путешественников: эпоха географических открытий, исследователи и мореплаватели России

Предмет и структура информатики

Информатика – это наука, изучающая:

z

Третья составляющая информатики – программное обеспечение – неоднородна и имеет сложную структуру, включающую несколько уровней: системный, служебный, инструментальный, прикладной.

На низшем уровне находятся комплексы программ, осуществляющих интерфейсные функции, (посреднические между человеком и компьютером, аппаратным и программным обеспечением, между одновременно работающими программами), т.е. распределения различных ресурсов компьютера. Программы этого уровня называются системными. Любые пользовательские программы запускаются под управлением системных программ, называемых операционными системами.

Следующий уровень – это служебное программное обеспечение. Программы этого уровня называются утилитами, выполняют различные вспомогательные функции. Это могут быть ремонтные или диагностические программы, используемые при обслуживании различных устройств (гибкого и жесткого диска), тестовые программы , представляющие комплекс программ технического обслуживания, архиваторы, антивирусы и т. п. Служебные программы, как правило, работают под управлением операционной системы (хотя могут и непосредственно обращаться к аппаратному обеспечению), поэтому они рассматриваются как более высокий уровень. В некоторых классификациях системный и служебный уровни объединяются в один класс – системного программного обеспечения.

Инструментальное программное обеспечение представляет комплекс программ для создания других программ. Процесс создания новых программ на языке машинных команд очень сложен и кропотлив, поэтому он низкопроизводителен. На практике большинство программ составляется на формальных языках программирования, которые более близки к математическому, следовательно, проще и производительней в работе, а перевод программ на язык машинных кодов осуществляет компьютер посредством инструментального программного обеспечения. Программы инструментального программного обеспечения управляются системными программами, поэтому они относятся к более высокому уровню.

Виды информации. Действия с информацией

Без информации люди не смогли бы ориентироваться в окружающем мире. Ежесекундно мы получаем разного рода информацию. Например: смотрим в окно и узнаем о погоде; включаем телевизор и слушаем новости; читаем книги и познаем интересные факты.

План урока:

Понятие информации ее виды, свойства, способы получения

Информация — это сведения об объектах, событиях, явлениях природы, процессах. Люди получают информацию о температуре воздуха, цвете глаз, размере предмета, запахе духов, вкусе.

Способов получения информации человеком великое множество. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние).

Выделяют следующие виды информации по способу ее восприятия:

  • визуальная информация;
  • звуковая информация;
  • обонятельная информация;
  • вкусовая информация;
  • тактильная информация.

Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством глаз. Зрительной информации отведено 90%. Источником зрительной информации может быть книга, светофор, телевизор, рекламный щит и т.п.

Еще один вид информации по способу ее восприятия – звуковая или аудиальная информация. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей. Звуковая информация передается посредством радио, телевизора, планшета, телефона и т.д. Животные также используют способ передачи информации в виде звуков: собака лает, когда хочет сообщить человеку об опасности; кошка мяукает, если просит поесть.

Нос помогает получать обонятельную информацию. Поднесите к носу ароматный кофе, пройдитесь в лесу после дождя или зайдите в пекарню. Нос уловит все ароматы. Благодаря обонятельной информации, человек делает выводы о том, нравится ему тот или иной запах.

Вкусовая информация воспринимается органами рта. Вкусовые рецепторы в ротовой полости помогают определить температуру и вкус объекта, который попадает в рот. Как правило, источником вкусовой информации служат продукты питания или медикаменты. Достаточно вспомнить кислый вкус аскорбиновой кислоты или горький привкус микстуры от кашля, которую дает мама.

Тактильная или осязательная информация – это вид информации, которую человек воспринимает кожей.

Источники тактильной информации:

  • Растение. Потрогав растение, узнаете, что у фикуса гладкие листья, а у кактуса острые колючки.
  • Жидкость. Прикоснувшись к тарелке с супом, ощутите, горячий он или холодный. Искупавшись в термальных источниках,узнаете,что в бассейне вода теплая. В лесной болоте трясина вязкая.
  • Материал. Потрогав мех или шелк, ощутите, что они мягкие и гладкие. Скульптор работает с вязкой глиной. А повар использует острый нож.
  • Солнце. Выйдя на улицу в солнечный день, почувствуешь, как солнечные лучи греют кожу.
  • Ветер. В морозный день ветер со снегом покалывает кожу лица.

Человек получает тактильную информацию посредством кожи о рельефе, фактуре, остроте, мягкости, упругости, жесткости, вибрации или температуре объекта.

Есть люди – инвалиды по зрению, которые не могут получать зрительную информацию. Для них был изобретен шрифт Брайля, рельефно-линейное письмо. В этом случае тактильная информация имеет ведущее значение.

Роль органов чувств в процессе восприятия информации очень важна. Органы чувств человека как источники информации являются не самыми достоверными, когда такие приборы как линейки, весы, транспортир, циркуль, бинокль, барометр помогают получить точные данные. Приборы дают визуальный вид информации: транспортир позволяет измерить угол, весы – массу, барометр – атмосферное давление, циркуль – расстояние на карте, бинокль – наблюдать удаленные предметы.

К свойствам информации относятся:

  • актуальность;
  • объективность;
  • достоверность;
  • полнота;
  • полезность;
  • понятность.

Значение невербальных средств общения в передаче информации

В отличие от других форм жизни, человек умеет общаться и даже получает от этого удовольствие. К основным видам информации также относятся вербальная и невербальная. Использование вербальных и невербальных каналов передачи информации зависит от человека, его эмоциональности, ораторского искусства. Вербальное общение – это общение словами. Невербальная информация дополняет речь жестами, позой, мимикой, интонацией.

Читайте также:
Связь современной географии с другими науками: тенденция развития и новые направления

Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации обеспечивает высокий процент передачи информации собеседнику.

Виды информации по форме представления

Какие виды информации бывают в информатике?

По форме представления различают следующие виды информации:

  1. текстовая информация;
  2. числовая информация;
  3. графическая информация;
  4. видеоинформация.

Комбинация символов (буквы, арифметические знаки, цифры и пробелы) относится к текстовому виду информации. Примерами числовой и текстовой информации являются сочинение школьника, список продуктов в чеке, рекламная вывеска и т.д.

Примером числовой информации может служить математический пример, таблица умножения, график показаний счетчика.

Графическая информация может быть представлена в виде диаграмм, фотографии, графиков, рисунков, чертежей, схем, таблиц, карт и т.п. Обработка графической информации включает изменение параметров (качество изображения, количество цветов, размер) или формата графических файлов (TIFF, GIF, PCX, JPEG и др.).

Формы представления графической информации используются на уроках физики, природоведения, информатики, черчения и т.д. Это могут быть конспекты, презентации, чертежи.

Ученые установили, что текстовая информация усваивается лишь на 70%. Обогащенный изображениями текст, позволяет усвоить материал на 95%.

Видеоинформация – это информация, включающая изображения, звук, анимацию. Она может храниться на магнитной ленте, кинопленке, оптическом диске или карте памяти. Примером видеоинформации может быть любимый мультфильм или телевизионная реклама.

Основные виды компьютерной анимации:

  • Анимация по кадрам – это ролик, смонтированный из серии изображений.
  • Запись движения – это видеозапись с последующей обработкой на компьютере.
  • Анимация 3D – это анимация, сформированная при помощи программного обеспечения (3DS MAX, XSI, MAYA).

PowerPoint – программа для создания анимации. Презентация PowerPoint может состоять из изображений, видеофрагментов, звукового сопровождения и спецэффектов.

Информация может быть комбинированной. В этом случае она включает видеоинформацию, звуковое сопровождение и числовые данные.

В информатике виды информации по форме представления можно создавать или преобразовывать с применением компьютерных программ. Paint помогает в создании графических изображений, WordPad работает с текстовой информацией, Калькулятор совершает расчеты.

Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?

Ежедневно человек совершает разные действия. Он ходит, общается, платит за проезд, делает покупки, читает, ест и т.д. Этому его научили другие люди своим примером или передачей информации.

Человек совершает действия с информацией при просмотре фильма, во время игры в шашки, при решении задач, при создании рецепта блюда.

Рассмотрим подробнее, какие действия можно выполнять с информацией.

Поиск информации. Способы поиска информации

Что такое поиск информации? Это действия, связанные с получением информации. Рассмотрим примеры поиска информации:

  1. Чтобы добраться от одной станции метро до другой, необходимо изучить схему метро.
  2. Для получения информации о знаменитой картине можно отправиться в музей, на выставку или в библиотеку.
  3. Узнать новости можно, прочитав газеты.
  4. Изучить историю страны можно, посмотрев документальный фильм.
  5. Для приготовления вкусного обеда достаточно посмотреть кулинарное шоу, спросить совета у знакомых, поискать рецепты в интернете.

Перед началом любого действия необходимо найти информацию, которая понадобится для его выполнения, выбрать источники и средства ее получения.

Носители информации. Виды хранения информации

Для хранения информации (адреса знакомых и коллег, правила орфографии, формулы и время встречи) человек использует свою память, предметы для записи или цифровые устройства.

Речь идет о видах хранения информации и видах накопителей информации.

Какие виды носителей информации существуют?

Родоначальником бумаги и книг был Папирус (3000 лет до н.э.).

Для сохранения пейзажа художники рисовали живописные полотна на ткани.

Архитектурные сооружения архитекторов оставили память об исторической эпохе.

В 1839 году изобрели фотографию, а в 1896 году запустили киноиндустрию.

Нотная грамота позволяет хранить звуковую информацию на бумажном носителе, амагнитофоны – на магнитной ленте.

Так человек использует для хранения разного рода информации бумажный блокнот, магнитный диск, картины, кинопленку, фотографии и рисунки.

Сегодня появились новые виды электронных носителей информации. Это лёгкие накопители, вмещающие большой объем данных и позволяющие сохранить многовековые знания человечества:

  • карта памяти;
  • флэш-карта;
  • жесткий диск;
  • CD, DVD-диски.

Виды передачи информации

Передача информации осуществляется через газеты, телевидение, фотографии, видеосюжеты, социальные сети и т.д.

Виды информации по форме передачи характерны наличием источника и приемника информации.

Рассмотрим примеры видов и способов передачи информации на примерах.

  • Дети играют в «Морской бой», передают друг другу команды к действию. Это взаимообмен информацией.
  • Семья (приёмники информации) смотрит новости по ТВ (источник).
  • Подготовка школьником (приёмник) доклада по биологии предполагает работу со справочниками, картами, иллюстрациями, интернетом (источники).
  • Луговые цветы (источник) с помощью ароматов сообщают насекомым (приемник) о готовности нектара.
  • Медведь (приемник), анализируя изменения в природе (источник), узнает о наступлении зимы и ложится в спячку.
Читайте также:
Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Все реже человек получает информацию от природы. Чаще он использует приборы или современные виды каналов передачи информации: телефон, компьютерная сеть, телеграф, радио, интернет.

Выделяют виды источников информации и их характеристики:

Первичные источники – это исходная информация: результат опыта на уроке химии или исторический документ (Первый указ Петра 1, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).

Вторичные источники – преобразованная информация после обработки: статья в газете о прошедшем событии на основе первичных источников и рассказа очевидцев.

Обработка информации. Устройства обработки информации

Основное действие, выполняемое над информацией – обработка информации. Обработка информации – это обдумывание, анализирование и видоизменение информации.

Примеры обработки информации:

  • поиск главы в оглавлении учебника;
  • поиск номера телефона в справочнике;
  • перевод текста с русского языкана французский язык;
  • заполнение журнала отметок;
  • выполнение вычислений по алгебре;
  • определение времени отправления поезда «Екатеринбург – Москва»;
  • определение маршрута движения из пункта А в пункт Б;
  • кодирование информации с помощью Азбуки Морзе;
  • построение диаграммы по данным из таблицы;
  • сканирование документа;
  • разгадывание ребуса и головоломки судоку;
  • архивирование файла;
  • разбор задачи по физике;
  • составление рецепта блюда;
  • редактирование изображения;
  • форматирование текста;
  • исправление ошибок в сочинении;
  • постановка врачом диагноза болезни.

Без обработки информации человек не смог бы выполнять множество задач. Когда человек стоит на регулируемом перекрестке, он оценивает данные, полученные от светофора. Человек обрабатывает эти сигналы и выдаёт телу сигнал к действию: «Стоять!» или «Двигаться!».

Выделяют два вида обработки информации:

  • обработка, в результате которой получается новая информация, отличная по содержанию от начальной информации (редактирование текста);
  • обработка, в результате которой меняется форма информации, но содержание остается без изменений (форматирование текста).

Различают также осознанную и неосознанную обработку информации.

  1. Неосознанная обработка информации человеком. Однажды, дотронувшись до горячего утюга, человек получил осязательную информацию. На основе полученного опыта сделал вывод об опасности и в будущем избегает ее.

Осознанная обработка информации. Студент на лекциях изучил правила, формулы и алгоритмы решения и при выполнении домашнего задания пользуется этими знаниями.

Как называется устройство обработки информации?

Исполнителем может быть не только человек, но и специальное устройство. Компьютер-отличное средство обработки информации, позволяющее решать универсальные задачи. Использование компьютерной техники говорит об автоматизированной обработке информации. Благодаря мощности процессора и объему оперативной памяти можно обрабатывать большие объемы данных в короткие сроки.

Сверхбыстродействующий инструмент, суперкомпьютер, обладает производительностью свыше 100 МФЛОПС (МФЛОПС – сто миллионов операций в секунду).

Технология обработки информации включает знания об инструментах и средствах, которые способны изменять объекты (данные, изображение, видео и др.).

Технологический процесс обработки информации включает:

  • сбор и форматирование данных;
  • фильтрацию и сортировку;
  • архивацию данных;
  • защиту данных;
  • транспортировку данных.

Методы обработки информации:

  1. Логические: метод сравнения, разработка системы показателей, построение таблиц и графиков, метод экспертных оценок, эвристические методы.
  2. Математические: метод группировки, метод вычислений, линейное и нелинейное программирование, метод построения дерева решений, метод анализа.

Что такое систематизация информации?

Систематизация информации – это обработка информации, которая приводит к определенному виду: план, список, таблица, диаграмма или схема. Систематизировать можно товары в магазине игрушек, список учеников в классе, адреса друзей в адресной книге и др.

Microsoft Excel–одна из программ для систематизации информации. Она позволяет структурировать информацию, осуществлять сортировку и фильтрацию, проводить вычисления по формулам, строить графики.

Сортировка может осуществляться по алфавиту, в хронологической последовательности, по номерам (в порядке возрастания или убывания), по дате и времени.

Что такое информация — понятие, виды и свойства информации, ее передача, обработка и хранение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Один из богатейших людей в истории человечества Натан Ротшильд утверждал — кто владеет информацией, тот владеет миром.

Что же это за штука такая, с помощью которой можно сколотить миллиардное состояние и управлять чужими судьбами?

Информация

Понятие информации — что это

Термин образовался от латинского слова informatio, что переводится как «разъяснение, представление, понятие». Есть и другое слово на латыни — informare, которое означает «мыслить, создавать форму, обучать, представлять».

Информация — это любые сведения, которые воспринимаются живыми организмами, электронными устройствами и другими системами, об окружающем мире, процессах, предметах и явлениях.

Сведения — это знания, передаваемые в виде сообщений, уведомлений и сигналов.

Информационное сообщение — это совокупность элементов информации, объединенных внутренними связями.

Вот газета пишет, что российская экономика испытывает небывалый рост. Или коллега по секрету говорит, что скоро урежут зарплаты. Все это информационные сообщения.

Сведения о чем-либо

При этом одно и то же сообщение может содержать разное количество информации в зависимости от того, кто его получатель. Например, нам присылают сообщение: 明天该公司的股票将翻倍. Если мы не знаем языка, на котором написано послание, для нас нет никакой информации. А вот игрок на фондовой бирже из Китая сразу поймет — здесь сказано, что завтра акции некой компании удвоятся в цене.

Читайте также:
Природная зона пустыня: характеристика, какие животные живут, где есть в России

В разных сферах деятельности понятие информации характеризуется при помощи специфических признаков. Например, в области компьютерной техники термин имеет следующее определение:

«информация — это набор символов и знаков, который имеет смысл и понятен для компьютера».

Такая информация может выглядеть как последовательность нулей и единиц: 00010001110001100011.

Виды информации

  1. Графическая. Более 30 тыс. лет назад первобытные люди начали записывать сведения о своей жизни на стенах пещер в виде изображений мамонтов, охотников, загадочных существ. Художник рисует картину и сохраняет образы на холсте. Любые фотографии, блок-схемы, чертежи — все это графический вид информации.
  2. Акустическая. Мир вокруг наполнен звуками. Мы включаем радио и слышим прогноз погоды, вставляем наушники в уши и наслаждаемся любыми песнями. Одна мартышка что-то кричит другой — они понимают друг друга. Змея шипит на путника, заблудившегося в джунглях: «Ни шага дальше! А то укушу».
  3. Текстовая. Сведения кодируются при помощи символов — букв. У разных народов свои языки и буквы, поэтому большее значение в истории человечества занимают переводчики. Они перекодируют текстовую информацию из одного набора символов в другой без потери смысла.

Это позволяет разным культурам взаимодействовать между собой, делиться опытом. С изобретением письменности у человечества появилась возможность не держать в памяти огромные массивы информации, передавая ее из уст в уста, из поколения в поколение.

Теперь можно записать все на бумаге и быть спокойным, что ничего не пропадет и не забудется. Прямо сейчас вы читаете эту статью, а ваш мозг поглощает текстовую информацию.

Наука до сих пор не нашла способов кодировать и передавать такую информацию. Иначе можно было бы испытать чужие ощущения от похода в ресторан.

Свойства информации

  1. Достоверность. Человек принимает решение на основании некой информации. Если она достоверна (соответствует действительности), решение, скорее всего, будет правильным. Если ложна, то — ошибочным.

Недостоверная информация возникает в результате преднамеренного искажения действительности — дезинформации.

Дезинформация

Пример дезинформации содержится в известном анекдоте.

Мать пишет сыну в тюрьму: «Тебя посадили, некому даже огород вскопать. А у меня совсем нет сил». Сын отвечает: «Мама, ничего не трогай! Раскопаешь такое, что мне срок добавят». Следующее письмо от матери: «Приезжали полицейские, все перерыли. Ничего не нашли, уехали очень злые». Сын пишет: «Дорогая мама, чем мог — помог. Картошку сажай сама».

Другая причина недостоверности — случайное искажение. Многие в детстве играли в испорченный телефон: Вася сказал Пете, Петя — Сереже, Сережа — Мише. В итоге изначальное сообщение изменилось на прямо противоположное.

Для жителя Крайнего Севера температура -10 градусов — очень даже жарко. А для студента из Африки — страшный мороз. В таком сообщении содержится субъективная оценка. А вот извещение «ночью будет 15 градусов тепла» — объективно.

Модель передачи информации

Передача данных – это физический перенос информации в форме сигналов от одной точки к другой по каналу связи с целью последующей обработки.

Чтобы информация приносила пользу, она должна передаваться и приниматься. Это происходит по следующей схеме:

Канал связи

Модель была описана американским математиком и инженером Клодом Шенноном в статье «Математическая теория связи».

Рассмотрим на примере: нужно позвонить приятелю и пригласить его на день рождения. Источник информации (это вы) — объект, который создает передаваемое сообщение. Вы говорите: «Вася, приходи ко мне на день рождения!». Микрофон в трубке телефона улавливает звуковые колебания и преобразует их в электрические сигналы.

Эти сигналы направляются к Васе по каналу связи. А там информационное сообщение подвергается внешним воздействиям — шумам и помехам, что может приводить к искажениям. Вася не понимает: «Куда, куда мне идти? Повтори, не слышу, все шипит».

Чем выше уровень помех, тем сложнее передать сигнал. Для защиты информационного сигнала от внешних воздействий используют различные меры:

  1. экранируют линии связи;
  2. повышают чувствительность и избирательность приемного устройства;
  3. обеспечивают избыточность – лишний код, который можно использовать «на запчасти» при повреждении либо искажении основного.

На стороне другого абонента происходит обратный процесс – полученные электрические сигналы преобразуются в звуковые волны. Они вылетают из динамика телефона и попадают прямо в Васино ухо.

Обработка и хранение информации

Наша эпоха характеризуется уникальным явлением, которое называется «информационным взрывом». Происходит резкий рост объема информации в масштабах планеты.

Информационный поток увеличивается на 30% каждый год, вовлекая в свои процессы даже маленьких детей, которые чуть ли не с рождения пользуются телефонами и планшетами.

Информация со временем накапливается. Человеческое сознание уже не способно обрабатывать такие объемы. Тут на помощь приходят компьютеры, которые берут на себя функции по обработке и хранению сведений.

Обработка – это процесс, при котором изменяется содержание или форма представления информации.

Например, режиссер берет готовый сценарий и снимает фильм. Он меняет форму – с текстовой на визуальную.

Читайте также:
Какие океаны омывают Антарктиду - пятый по величине материк, современные исследования Антарктики

Хранение информации – это ее запись на запоминающие устройства для последующей обработки.

Раньше для этих целей использовались дискеты и перфокарты. Теперь же применяют лазерные диски (CD и DVD) и энергонезависимую память.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сейчас много лживой информации, но проверить достоверность всё же можно, просто нужно перепроверить её в нескольких источниках, а ещё лучше найти первоисточник, если информация появляется из ниоткуда, значит это фейк. Сейчас за распространение фейков введена ответственность, но тут тоже тонкая грань между желанием оградить общество от недостоверной информации и затыканием рта несогласным.

Как показывает практика, даже имея под рукой интернет, и неограниченный доступ к любой информации, человек этой возможностью не пользуется. Та информация, которая ему неприятна, или вступает в конфликт с его устоявшимися убеждениями, будет игнорироваться.

Впрочем, уж лучше так, чем вовсе не иметь доступ к источникам информации. Да и вообще, сейчас полезная информация тонет в потоках спама и манипуляций.

Понятие информации, её сущность, разновидности

В переводе с латинского informatio означает разъяснение, представление, понятие о чем-либо. Определение информации ранее обозначало собранные сведения о событии или объекте, объективные данные об окружающей реальности, передаваемые в форме устных или письменных данных (с помощью речи или знаков), а также иными способами — условными сигналами или с помощью специальных средств.

С середины прошлого века термин приобрел научное значение и стал обозначать разные виды обмена сведениями и сигналами:

  • между людьми без использования или с использованием технических средств (автоматов), имеющих запоминающее устройство;
  • между самими техническими устройствами;
  • в живой природе между представителями растений и животных;
  • между организмами как передача признаков (генетическая составляющая);
  • внутри живого организма (передача сведений между клетками).

Этот термин стал основополагающим в зародившейся в то время новой науке — кибернетике, а впоследствии и в ее самостоятельном разделе — информатике. Термин распространился на различные виды математических наук, широко используется в физике, семиотике, медицине, юридической науке.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В настоящее время понятие информации и процессы, связанные с ней, исследуются и принимаются во внимание всеми дисциплинами, включая точные, естественные, гуманитарные науки, а также область маркетинга.

Свойства информации, их характеристики

Любой вид информационных данных обладает определенными свойствами и характеристиками, которые можно использовать для ее описания:

  1. Достоверность. Прежде чем передавать данные кому-либо, стоит убедиться в их достоверности, в отсутствии искажения реальных фактов. Передача непроверенной информации, не соответствующей действительности, может привести к негативным результатам.
  2. Объективность. Объективной можно считать информацию, не зависящую от человека, пропускающего ее через фильтр собственного восприятия, оценки и отношения к ней субъекта. Примером может служить передача данных о погоде. Оценочные суждения (холодно, идет сильный дождь) являются субъективными. А получение данных о температуре, силе и направлении ветра, количестве осадков за единицу времени можно считать объективными при условии исправности фиксирующих датчиков.
  3. Точность. Это значение передает степень близости передаваемой и получаемой информации к реальному состоянию объектов или описанию происходящих процессов и явлений. Она во многом зависит от шкалы измерения. Например, почтовое отправление взвешивают с точностью до грамма, а продукты на рынке — в лучшем случае с точностью до ста граммов. При описании цвета одежды можно использовать слово «красный», а можно применить в качестве описания один из 26 оттенков этого цвета.
  4. Полнота. Информации считается неполной, если ее содержание не дает возможности воспользоваться ею по назначению (однозначно понять, воссоздать исходную картину событий, принять правильное решение). В этом случае требуется ее уточнение, получение добавочных сведений.
  5. Краткость. Избыточные сведения, как и неполные, замедляют принятие решений и усложняют их обработку. Поэтому важно не перегружать их излишними подробностями и деталями, если в этом нет необходимости. Особенно важно это для информационных ресурсов — инструкций, справочников, словарей. Их содержание должно быть максимально точным, емким и компактным, представленным в удобной для зрительного восприятия форме.
  6. Актуальность. Зависит от скорости получения информации после ее изменения или возникновения. Например, сведения об изменении времени вылета самолета не актуальны после того, как событие уже произошло.
  7. Ценность. Характер этого параметра определяет получатель информации в зависимости от ее дальнейшего использования. Например, данные о времени прибытия поезда с точностью до минуты являются ценными в том случае, если пассажиру необходимо быть где-то к строго определенному времени.
  8. Доступность. Содержание получаемой информации, совокупность передаваемых данных и особенности ее изложения и передачи должны быть понятны получателю. Она должна передаваться на доступном языке и уровне восприятия. В соответствии с этой градацией различается подача материала в учебниках для младших классов и студентов вузов.
Читайте также:
Круглые и кольчатые черви: общая характеристика типов, представители, их значение

Основные виды информации, их описание

Выделяют пять основных форм информации:

  1. Графическая — передается в виде рисунков, графиков, чертежей, фотографий и других видов изображений. Первыми графическими изображениями, дошедшими до наших дней, являются наскальные рисунки первобытных людей. К этому же виду информации относятся художественные картины, запечатлевшие людей, пейзажи, различные события прошлых веков.
  2. Текстовая — передача информации с помощью символов лексики, переводящих устную речь в письменную. В древности для ее хранения использовали папирус и пергамент, затем стали широко использовать бумажные носители. В современном мире текстовые данные все чаще хранят с помощью электронных носителей, используя систему ее кодирования и декодирования.
  3. Звуковая — передается способом устной речи от носителя к носителю либо в виде аудиозаписи. Сюда же относится любая акустическая информация — музыкальные произведения, звуки природы, различные шумы.
  4. Числовая — существует в виде цифр и различных математических знаков. Широко используется для передачи количественных данных об объекте, для нумерации, в математических вычислениях, в двоичной системе кодирования для последующей компьютерной обработки.
  5. Видео — данные об объекте, событии или явлении сохраняются и передаются с использованием видеозаписи, показывают поведение объектов или происходящее событие в движении. Эта форма передачи данных впервые появилась с изобретением кинематографа.

Для некоторых видов информации еще не изобретены способы их хранения, передачи и кодирования. Это относится к источникам, воздействующим на наше осязание, обоняние и вкус. Если передачу запаха и вкуса частично используют при создании ароматизаторов, то до массовой передачи осязания, тактильных ощущений наука еще не дошла.

Способы передачи информации

Передачей информационных данных называется процесс их доставки от источника к получателю.

Универсальной системой передачи данных, независимо от их классификации, является следующая цепочка: источник сообщения — кодирующее устройство — канал связи — декодирующее устройство — получатель сообщения.

Чтобы ее перенести в пространстве и времени, необходимо определенным образом оформить, закодировать. Еще в древние времена люди научились передавать информацию на расстоянии с помощью звуковых (гонг, набат, колокол, рупор) и световых (огонь, маяк) сигналов.

Широкое распространение получила знаковая система передачи информации посредством написанного или напечатанного текста, различных изображений (рисунков, картинок, схем, чертежей, графиков). Сюда же можно отнести предметы, несущие смысловую нагрузку.

Раньше передача подобных символов осуществлялась курьерскими средствами доставки. Сейчас это возможно сделать гораздо быстрее с помощью интернета. Даже объемные предметы можно мгновенно передать на большое расстояние и распечатать на 3D-принтере

Последний способ передачи информации основан на свойствах электромагнитных колебаний (радиоволны, световые, электрические импульсы). Прежде чем появился интернет, с их помощью заработали телеграф, факс, телефон, радио и телевидение.

К этому же периоду можно отнести и появление магнитной записи на специальных намагниченных носителях, которые можно было долго хранить. Недостаток заключался в необходимости предохранять записи от размагничивания.

Человек способен считывать информацию, переданную посредством:

  • нервных импульсов — они посылаются в мозг органами чувств под воздействием раздражающих факторов, благодаря чему информация запечатлевается, обрабатывается и хранится в нем;
  • мимики и жестов, изображаемых другим человеком;
  • запаха и вкуса, которые могут указывать на характерные свойства объекта.

В природе носителями генетической информации, передаваемой по наследству, являются хромосомы. Именно они служат местом хранения генетического материала предков, обеспечивают его передачу следующему поколению и реализуют воспроизводство наследственных признаков у потомства.

Особенности информации

Уникальность сущности информации как ресурса заключается в ее противоречивых свойствах. Она одновременно может быть конечной и неисчерпаемой, редкой и распространенной. Информационные данные могут существовать как в активной, меняющейся форме, так и в полностью сформированной (пассивной).

Что такое информация: классификация, способы получения, носители

1. Понятие информации с точки зрения различных наук

В любой науке основные понятия определить достаточно сложно. Так и понятие «информация» невозможно определить через другие, более «простые» понятия. В каждой науке оно связано с различными системами понятий. Например, в определении понятия «информация» необходимо отразить, что она:

1. существует в неживой природе;

2. существует в биологических системах;

3. не всегда может быть выражена словами;

4. возникает в процессе общения;

5. хранится, обрабатывается, передается, и т.д.

В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия «информация».

Впервые как научное понятие термин «информация» стал применяться в теории журналистики в 30-х годах ХХ века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались различные сведения, сообщения. Что соответствует переводу с латинского языка informatio – сведение, разъяснение, ознакомление.

В физике понятие информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с обратным знаком. Поскольку мерой беспорядка термодинамической системы является энтропия системы, то информация (антиэнтропия) является мерой упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы (белковых молекул, организмов, популяций животных и т.д.).

Читайте также:
О единстве органического мира свидетельствует множество факторов: клеточное строение, онтогенез, эмбриология

В неживой природе понятие информация связано с понятием отражения, отображения. В некоторых физических и химических теориях информация определяется как отраженное многообразие. Отражение заключается в таком изменении одного материального объекта под воздействием другого, при котором все особенности отражаемого объекта каким-либо образом воспроизводятся отражающим объектом. В процессе отражения и происходит передача информации. Т.е. информация – это результат отражения. В соответствии с этим взглядом информация существовала и будет существовать вечно, она содержится во всех элементах и системах материального мира. Информация, наряду с веществом и энергией, является неотъемлемым свойством материи.

Под информацией в технике понимают сообщение, передаваемое с помощью знаков и символов. В теории связи, например, под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл. В основанной американским ученым Клодом Шенноном математической теории информации под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления. Например, при передаче текста телеграммы вероятность появления буквы «т» равна 1/33. Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. В обыденном понимании, чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность.

Математическая теория информации не охватывает всего богатства содержания понятия информация, поскольку отвлекается от содержательной (смысловой, семантической) стороны сообщения. С точки зрения этой теории фраза из 100 слов, взятая из газеты, пьесы Шекспира или теории относительности Эйнштейна имеют приблизительно одинаковое количество информации.

Наш соотечественник математик Ю.А. Шрейдер оценивал информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А.А. Харкевич измерял содержательность сообщения по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной. Таким образом, под информацией в семантической теории понимают сведения обладающие новизной.

В кибернетике – науке об управлении в живых, неживых и искусственных системах – понятие информации связывают воедино с понятием управления (Норберт Винер, Б.Н. Петров). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. Информация является обозначением содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентирования, принятия решений, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования и развития системы.

Данная концепция отрицает существование информации в неживой природе, не дает ответа на вопросы: являются ли информацией неиспользованные знания, являются ли информацией неосмысленная информация?

Для преодоления этих противоречий академик В.П. Афанасьев ввел понятие информационных данных. Информационные данные – это всякие сведения, сообщения, знания, которые могут храниться, перерабатываться, передаваться, но характер информации они приобретут лишь тогда, когда получат содержание и форму пригодную для управления и используются в управлении.

Дальнейшим развитием математического подхода к феномену информация послужили работы Р. Карнапа, И. Бар-Хиллела, А.Н. Колмогорова и многие др.

В этих теориях понятие информации не связано с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Информация – абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров материальная точка.

В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связано с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.

Понятие информация используется в связи с исследованием механизмов наследственности. В генетике сформулировано понятие генетической информации, которое определяется как программа (код) биосинтеза белков, представленных цепочками ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, т.е. созданию точных копий организмов их одной клетки.

В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимают сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.

Под информацией в документолистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.

С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация – это то, что поступает в наш мозг из многих источников в разных формах и, взаимодействуя там, образует структуру нашего знания. Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающем в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, печалит, заставляет переживать, восторгаться, презирать, негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую несмысловую информацию. Эту информации говорящий по своему желанию, а иногда и непроизвольно, сообщает нам своей тональностью разговора, своей возбужденностью, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т.д.

Читайте также:
Какие страны в Африке: географическое положение большого острова на карте мира

2. Свойства информации

Все знания об окружающем мире человек получает с помощью органов чувств. Насколько мы им можем доверять?

Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения. Поэтому необходимо, чтобы она обладала следующими свойствами или качественными признаками

1. Объективность информации . Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения.

Пример. а) На улице тепло. б) Температура воздуха 22 ºС (если термометр исправен).

2. Достоверность . Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

1) преднамеренное искажение (дезинформация);

2) искажение в результате действия помех;

3) когда значение отдельного факта или ряда фактов преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

3. Полнота информации . Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. (Русская пословица «Недоученный хуже неученого»).

4. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести пользу. Неактуальной может быть информация по двум причинам:

1) она может быть устаревшей (прошлогодняя газета);

2) незначимой, ненужной (сообщение, что цены в Италии снижены на 5%).

5. Ценность (полезность или бесполезность) информации оценивается применительно к задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – это достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая.

Самая достоверная информация не может быть новой.

6. Ясность, понятность. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Некоторые представления о разнообразии информации может дать следующее определение (энциклопедический словарь). Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетки, от организма к организму. Из этого определения следует существование 4 видов информации:

1. социальная (человек-человек);

2. техническая (человек-автомат, автомат-автомат);

3. биологическая (информация в живом и растительном мире);

4. генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).

Другие основания классификации информации:

· по способам и формам получения (восприятия);

· по характеру носителя;

· по характеру источника;

· по сфере применения;

· по общественному значению.

У человека 5 органов чувств:

Человек воспринимает информацию по зрительному каналу: текстовую, числовую, графическую.

Человек воспринимает звуковую информацию: речь, музыка, звуковые сигналы, шум.

Человек воспринимает запахи окружающего мира.

Вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о вкусовых качествах предмета.

Человек имеет возможность получить информация «наощупь», через кожу.

Около 90% всей информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), около 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только около 1% – при помощи всех остальных органов чувств. Органы чувств получили название анализаторов, поскольку именно через это органы информация попадает в головной мозг.

Что такое информация в информатике

Что такое информация

Потяние информации довольно неоднозначное. Несмотря на то что оно существует уже довольно давно, в настоящее время ученые до сих пор не могут дать точное определение этому термину и говорят о том, что его необходимо рассматривать в виде неопределимого первичного понятия.

  • Определение понятия
  • Типы информации
  • Информация в информатике
  • Носители и сигналы
  • Основные понятия информатики

В современных учебниках по информатике можно найти различные толкования этого термина: информация является сведениями или знаниями о чём-либо, информация является знаниями, которые возможно передавать, собирать, хранить, использовать, обрабатывать, информация в информатике является базовым понятием науки, так как информатика это наука об информации. В информатике изучение данного понятия происходит с помощью главного инструмента компьютера.

Давайте более подробно ознакомимся с тем, что собой представляет данное понятие в информатике.

Это интересно: что такое код бодо в телефонии?

Определение понятия

Информация в информатике

Если перевести сам термин информация с латинского языка, то он будет означать изложение или сведение. В настоящее время наука до сих пор ищет общие свойства и закономерности, которые являются присущими информации, однако, данные в информатике являются неким интуитивным понятием, которое несет различные смыслы в различных сферах деятельности человека.

Несмотря на то что в настоящее время существует огромное количество определений данного термина, необходимо выделить наиболее общие и понятные из них. Данные являются отражением окружающего мира методом каких-то знаков и сигналов. Ценность сообщения, которую несут сведения, заключается в новых знаниях, содержащихся в данном сообщении.

Это интересно: приведите примеры информационной деятельности человека?

Типы информации

Они могут отличаться в зависимости от способа восприятия. Данные могут восприниматься с помощью наших чувств. Способы получения информации:

  • Органы слуха,
  • Зрение,
  • Осязание,
  • Вкус,
  • Обоняние.

Кроме этого, сведения разделяют и относительно их формы. По форме они могут быть:

  • Текстовыми,
  • Числовыми,
  • Графическими,
  • Звуковыми.
Читайте также:
Объект и субъект деятельности: определения понятий, разница между ними

Сюда также можно отнести и видеоинформацию.

Это интересно: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие истина?

Информация в информатике

Понятие данного термина в информатике имеет целый ряд свойств. К таким свойствам относятся следующие:

Информация является особым видом ресурсов, который обладает свойствами, характерными именно для него. К таким свойствам относятся следующие:

  • Стираемость,
  • Запоминаемость,
  • Преобразуемость,
  • Передаваемость,
  • Воспроизводимость.

Рассмотрим каждое из данных свойств более подробно.

Сбор сведений

  1. Запоминаемость является одним из самых главных свойств данных. Запоминаемую информацию принято называть макроскопической. При этом имеются в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки, а также время запоминания. С макроскопическими данными люди имеют дело на реальной практике.
  2. Передача происходит с помощью специальных каналов связи, в том числе и с помехами. Передаваемость хорошо исследована на основе теории Шеннона. В этом случае имеется в виду немного другой аспект, заключающийся в способности сведений к их копированию, таким образом, она может быть запоминающейся другой макроскопической системой, одновременно с этим оставаясь тождественной самой себе. Становится очевидным, что при копировании количество данных не будет возрастать.
  3. Говоря о воспроизводимости сведений, необходимо отметить, что она тесно связывается с ее передаваемостью, но не относится к ее независимому базовому свойству. Если же под передаваемостью имеется в виду, что не стоит считать существенными пространственные отношения между отдельными частями системы, среди которых передаются данные, то воспроизводимость характеризуется неиссякаемостью и неистощаемостью сведений, то есть во время копирования сведений будет оставаться тождественной самой себе.
  4. Преобразуемостью называется фундаментальное свойство данных. Она подразумевает то, что сведения могут сами поменять форму и способ своего существования. Копируемость при этом является разновидностью преобразования сведений, но ее количество при этом не меняется. Говоря об общем случае, стоит отметить, что количество данных в процессе преобразования будет меняться, но не будет возрастать.
  5. Стираемость тоже относится к независимому свойству сведений. Стираемость связана с таким преобразованием данных, во время которого ее количество снижается или становится равным нулю.

Носители и сигналы

Информация будет в любом случае связана с материальным носителем. Такими носителями могут быть:

  • Любые материальные предметы в виде камня, бумаги и так далее,
  • Различные волны: звук, радиоволна, свет и так далее,
  • Вещества в разном состоянии: температура, концентрация молекул в жидком растворе и так далее.

Сигналом называется способ передачи данных. Сигнал представляет собой физический процесс, который имеет информационное значение. Сигналы могут быть дискретными или непрерывными. Дискретный сигнал может принимать только конечное число значений в конечном числе моментов времени.

Аналоговым сигналом называется тот сигнал, который непрерывно изменяется по амплитуде и по времени. Аналоговые сигналы, как правило, используются во время телефонной связи, радиовещания и телевидения.

Сигналы, которые несут текстовую или символическую информацию, являются дискретными.

Основные понятия информатики

Тип информации

Информатика является областью человеческой деятельности, которая связывается с процессами преобразования сведений при помощи компьютеров или других вычислительных аппаратов. Информатику также называют часто совокупностью определенных методов преобразования информации. Также ею называется прикладная дисциплина или отрасль производства.

В информатику, как правило, включаются технические средства, математические методы, программные продукты, типовые алгоритмы и модели. Говоря о технических средствах, сюда можно отнести компьютеры и разнообразные периферийные устройства в виде мониторов, клавиатур, принтеров, модемов. В состав технических средств ещё входят линии связи, средства оргтехники. Таким образом, можно сказать, что это те материальные ресурсы, которые способны обеспечить преобразования сведений, при этом главную роль в списке будет играть только компьютер. sexpromo.ch

В настоящее время информатика отличается довольно стремительным развитием. Уже сегодня наука о данных имеет целый ряд новых направлений: программирование, искусственный интеллект, кибернетика, информационные системы, теоретическая информация и вычислительная техника.

Информация и ее значение

Само понятие информации в информатике является довольно новым в лексиконе человека. Содержание данного понятия можно назвать нечетким и размытым. Информатика связывается с данными и обработкой их на компьютерах. На поверхностном уровне может быть всё понятно, но если присмотреться получше, то вопрос становится очень сложным, чем кажется на самом деле.

Так как компьютеры в настоящее время являются очень распространенными, а человечество переживает так называемый информационный бум, азы информатики должны понимать все современные индивиды, которые хоть немного хотят шагать в ногу со временем. Именно данные факторы стали основой того, что преподавание информатики было введено в школьную программу. Поэтому в настоящее время каждый школьник получает возможность освоить эту интересную, новую и необходимую науку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: