Кто такой антагонист: какую роль играет в художественном жанре и значение слова

Кто такой антагонист? 4 типа антагонистов в литературе

Антагонист в художественной литературе – это персонаж, который бросает вызов главному герою произведения, срывает его планы, оказывает давление или несет угрозу для его жизни.

Функция антагониста в сюжете заключается в том, чтобы создавать проблемы, провоцировать конфликт. Когда в романе ничего не происходит, и протагонисту – положительному герою – ничто не угрожает, интересной истории не получится. Антагонист создает напряжение, дает истории импульс, заставляя читателей следить за развитием событий.

Антагонистами могут быть:

  • бывший супруг/супруга, вновь появляющиеся в жизни главного героя с какой-либо нерешенной проблемой;
  • партнер по бизнесу, распространяющий клевету про главного героя;
  • сосед, вмешивающийся в жизнь протагониста в неподходящий момент;
  • подозреваемый в преступлении, скрывающий важную информацию;
  • просто назойливый человек, который пытается помочь, но только добавляет сложностей.

Иными словами, антагонист – это оппонент протагониста, препятствие на его пути. Однако, не стоит путать его со злодеем.

Отличия между злодеем и антагонистом

Злодей – это суть характера персонажа, совокупность определенных качеств, антагонист – роль персонажа в сюжете. В то время как любой злодей по умолчанию является антагонистом, далеко не каждый антагонист – злодей в общепринятом понимании этого слова. Авторы часто используют эти понятия как взаимозаменяемые, но в действительности антагонист и злодей – неодинаковые сущности и служат разным целям в сюжете.

Злодей в художественном произведении – это персонаж, чьим главным мотивом является умышленное разрушение. Злодей действует в сюжете как основной антагонист, создает максимальные сложности главному герою. Как правило, он больше, чем просто «плохой парень». Это достойный соперник главного героя, его способности и сила сопоставимы со способностями протагониста, только с отрицательным знаком. При этом он считает, что его поступки правильны. Яркий, запоминающийся злодей обладает хорошо проработанным бэкграундом и развитыми личностными характеристиками: яркий и всем известный пример – Джокер из комиксов о Бетмене.

4 основных типа антагонистов

В литературе встречаются 4 основных типа антагонистов: подлинный злодей, рядовой антагонист, группа врагов, и внутренний враг. Разберем эти типы подробнее.

Подлинный злодей

Этот тип антагониста знаком читателям лучше всего. Темный лорд, колдун, узурпатор, преступный ум, древнее зло… Он заключает в себе истинное зло, ставит своей целью причинять вред другим, нести хаос и разрушение ради достижения своих желаний или мести.

Такой злодей чаще всего появляется в фэнтези, научной фантастике и приключенческих романах, хотя встречается он и в других жанрах. Лорд Волдеморт из цикла про Гарри Поттера, Саурон из «Властелина колец», Пеннивайз из романа «Оно» Стивена Кинга – яркие представители этого типа антагонистов. Повествование, в котором фигурирует подлинный злодей, развивается по типу «свет против тьмы», где протагонист играет роль благородного героя.

Несмотря на то, что некоторые полагают этот тип исчерпавшим себя, он прошел проверку временем и все еще остается популярным. Подлинный злодей и его сообщники обращаются к основному человеческому инстинкту – страху. Следя за тем, как на страницах романа страх рождается и впоследствии оказывается побежден, читатели испытывают удовлетворение.

Рядовой антагонист

Не все антагонисты стремятся к злу ради самого зла. Некоторые просто действуют в противовес главному герою, создавая конфликт без намерения уничтожить мир. Это не делает рядового антагониста в меньшей степени опасным противником, просто отделяет его от поистине «плохих парней».

Такой тип антагониста обычно появляется в историях, где личности героев играют более важную роль, чем динамика сюжета, например, в любовных романах, классической литературе. Примерами таких антагонистов могут служить Монтекки и Капулетти, семьи Ромео и Джульетты из одноименной пьесы Шекспира, или старшее поколение семьи Кирсановых по отношению к Базарову в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Читайте также:
Краткая биография писателя Ивана Алексеевича Бунина, его жизненный путь и творчество

Конфликт главного героя и рядового антагониста может возникнуть из-за столкновения целей, когда успех гарантирован только кому-то одному. В этом случае антагонист создает физические или психологические препятствия на пути главного героя, не обязательно с целью уничтожить соперника.

Группа врагов

Иногда протагонист вступает в конфликт не с одним человеком, а с группой людей или крупной организацией – правительством или социальной системой. Обычно враждебная группа стремится причинить ущерб или уничтожить протагониста, чтобы получить власть, богатство, отмщение или успех. Антагонист в виде группы чаще всего появляется в экшн-фэнтези, научной фантастике, психологических триллерах и приключенческих романах, нередко представляя собой организованную, системную версию злодея-одиночки.

Поскольку группа – это довольно расплывчатый и безликий образ врага, многие авторы предпочитают персонифицировать ее в лице одного героя, действующего от имени всей группы. В этом случае протагонист по-прежнему борется с группой или системой в целом, но в конфликтных ситуациях противостоит конкретному персонажу.

В качестве примера можно привести Капитолий из «Голодных игр» (в лице Президента Сноу) или Партию из романа «1984» Джорджа Оруэлла (в лице О’Брайена).

Внутренний враг

Иногда антагонист в произведении является не другим персонажем, а частью личности самого главного героя. «Внутренний враг» встречается как в классической, так и в современной прозе, где главный герой противостоит своим сомнениям, страху, недостаткам или сожалениям, чтобы впоследствии одержать победу над собой и обрести счастье или успех.

Например, внутренним антагонистом является чувство вины Брайони в романе «Искупление» или гордость Элизабет и мистера Дарси в «Гордости и предубеждении». Холден из романа «Над пропастью во ржи» вступает в конфликт со многими персонажами, но основная борьба происходит с его собственными одержимостями и сомнениями. «Фауст и Франсуа» Данила Рудого – еще один пример произведения, где в роли антагониста (Фауста) выступает alter ego героя (Франсуа).

Хотя обычно такой тип антагониста, как внутренний враг, не имеет физического воплощения, некоторые авторы олицетворяют внутреннюю борьбу героя в объекте, как например, в романе «Портрет Дориана Грея», где портрет главного героя воплощает его тщеславие.

В заключение

В художественных произведениях мы предпочитаем ассоциировать себя с героями, в то время, как только злодеи и антагонисты заставляют нас по-настоящему сопереживать. В конце концов, лишь когда главному герою приходится преодолевать сложности на пути к своему триумфу, мы ощущаем «нерв» в истории. И антагонисты – это именно те персонажи, кто создает эти сложности.

Какие антагонисты в литературе произвели на вас наибольшее впечатление? Существуют ли другие типы, о которых мы умолчали? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова

Что значит антагонист

Многие люди хотят узнать, кто такой антагонист, значение слова и его роль. Это определение наиболее часто встречают в художественной литературе и произведениях. Это персонаж, который противодействует главному герою и не даёт достичь поставленной цели. Главные роли играют протагонисты, у которых есть своя цель и миссия.

Такое противостояние возникает в результате конфликта. В любом произведении есть этот ключевой момент. Главная задача антагониста заключается не только в создании различных препятствий, которые главных герой должен преодолеть любой ценой. Этот персонаж помогает протагонисту развить лучшие качества своего характера и стать целеустремлённым.

Антагонисты в литературе

В некоторых художественных произведениях можно встретить сюжеты, в которых не задействует антагонист. Антоним этого слова отсутствует. Во время написания сценария повествования берут центральную фигуру, с которой связана целая история. И в большинстве книг можно найти примеры, когда против них настроены несколько других персонажей.

Читайте также:
Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»: пересказ основного сюжета

Они пытаются всеми силами сорвать план или миссию. Многие школьники не могут понять отличия между антагонистом и протагонистом. Этих героев можно встретить не только в художественной литературе, но и в фильмах, комиксах, видеоиграх, историях, телевизионных шоу. Благодаря таким примерам можно наглядно увидеть все главные отличия.

Протагонист в литературных изданиях

Главные герои в литературном издании – это основной персонаж. Его могут неохотно или принудительно выбирать на эту роль. Некоторые авторы представляют их в свете циничности на протяжении всего испытания. Но существует несколько главных различий между главными героями разных произведений:

Понятие значения слова антагонист

  • наличие движимой цели, серьёзных обязанностей или любопытства,
  • недостаток в своём характере,
  • вера в собственное дело, семью или союзников,
  • изменение опыта,
  • смелость,
  • разум и сила,
  • у читателей или зрителей появляется доверие, симпатия.

Задачи антагониста

Главная задача и цель антагониста – противостояние главному герою исходя из своих личных побуждений. Это злодей, который пытается испортить план протагониста. В качестве антагониста в литературе или фильмах могут выступать целые группы людей, природные силы, учреждения, заведения. Главный герой должен победить личный конфликт, побороть собственные недостатки.

Чтобы лучше разобраться в отличиях и правильно определить персонажа в литературном произведении, необходимо выяснить, кто из героев стоит на пути к цели всей истории? Антагонисты в большинстве случаев разделяют несколько важных качеств главного героя, по разнообразным причинам. Можно выделить следующие похожие черты:

  • движимая цель или долг, желание избежать определённой ситуации,
  • негативный характер и прочие недостатки в поведении,
  • верность своему делу, членам семьи, союзникам,
  • лёгкая адаптация к всевозможным препятствиям и изменениям,
  • владение секретной или значимой информацией,
  • наличие высшего разума или силы,
  • у читателя литературного произведения появляется чувство жалости из-за поступков, беспокойство или недоверие.

Антагонисты в разных жанрах произведения

Кто такой антагонист

Существует несколько жанров, в которых участвует антагонист. Википедия предлагает подробное описание и другим героям. В разных жанрах литературных произведений они выполняют разные цели и задачи. В классической литературе их можно встретить в древнегреческой трагедии. Главный герой или протагонист играет роль положительного персонажа, который несёт добро. Антагонист – это злодей, самый отрицательный персонаж.

В некоторых произведениях негативные качества антагониста немного сглаживают. К примеру, в романе «Ромео и Джульетта» плохими героями стали родители и остальные члены семьи. Антагонистами могут быть не только злодеи, но и люди, которые упрямы в своих заблуждениях, глупцы и прочие.

Иногда главный герой может уступать действиям второстепенного. Это хорошо видно в пьесе Шекспира «Макбете». С главным героем сражается Макдуф, который несёт только добро. Иногда встречаются сюжеты, в которых оба персонажа равны друг к другу. В качестве примера можно привести Ахилла и Гектора в гомеровской Илиаде.

Антагонист в разноплановых жанрах отличается своими характерными особенностями. Если это комедия, то обычно этих персонажей вовлекают в разнообразные комические ситуации. Когда речь идет о триллере или хорроре, то это самые яркие герои, с которыми связано огромное количество натуралистичных сцен. Здесь может быть насилие, смерть и прочие события.

Вестерн всегда сопровождается некоторым сближением протагонистов и антагонистов. Их образ имеет большое количество похожих черт, также они могут мыслить практически одинаково. В художественной литературе и кинематографе в женских любовных романах антагонистками выступают представительницы прекрасного пола, которые намного старше и опытнее главной героини. Весь сюжет основан на том, что она выступает в качестве провокатора и соблазняет протагониста нарушить запреты, ставит практически невыполнимые задания.

Многие люди путают антагонистов и антигероями. Важно помнить, что в первом варианте герои наделены исключительно отрицательными качествами.

Читайте также:
Александр Сергеевич Пушкин, когда родился, сколько прожил и дата смерти поэта

Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова

Что значит антагонист

Многие люди хотят узнать, кто такой антагонист, значение слова и его роль. Это определение наиболее часто встречают в художественной литературе и произведениях. Это персонаж, который противодействует главному герою и не даёт достичь поставленной цели. Главные роли играют протагонисты, у которых есть своя цель и миссия.

Такое противостояние возникает в результате конфликта. В любом произведении есть этот ключевой момент. Главная задача антагониста заключается не только в создании различных препятствий, которые главных герой должен преодолеть любой ценой. Этот персонаж помогает протагонисту развить лучшие качества своего характера и стать целеустремлённым.

Антагонисты в литературе

В некоторых художественных произведениях можно встретить сюжеты, в которых не задействует антагонист. Антоним этого слова отсутствует. Во время написания сценария повествования берут центральную фигуру, с которой связана целая история. И в большинстве книг можно найти примеры, когда против них настроены несколько других персонажей.

Они пытаются всеми силами сорвать план или миссию. Многие школьники не могут понять отличия между антагонистом и протагонистом. Этих героев можно встретить не только в художественной литературе, но и в фильмах, комиксах, видеоиграх, историях, телевизионных шоу. Благодаря таким примерам можно наглядно увидеть все главные отличия.

Протагонист в литературных изданиях

Главные герои в литературном издании – это основной персонаж. Его могут неохотно или принудительно выбирать на эту роль. Некоторые авторы представляют их в свете циничности на протяжении всего испытания. Но существует несколько главных различий между главными героями разных произведений:

Понятие значения слова антагонист

  • наличие движимой цели, серьёзных обязанностей или любопытства;
  • недостаток в своём характере;
  • вера в собственное дело, семью или союзников;
  • изменение опыта;
  • смелость;
  • разум и сила;
  • у читателей или зрителей появляется доверие, симпатия.

Задачи антагониста

Главная задача и цель антагониста – противостояние главному герою исходя из своих личных побуждений. Это злодей, который пытается испортить план протагониста. В качестве антагониста в литературе или фильмах могут выступать целые группы людей, природные силы, учреждения, заведения. Главный герой должен победить личный конфликт, побороть собственные недостатки.

Чтобы лучше разобраться в отличиях и правильно определить персонажа в литературном произведении, необходимо выяснить, кто из героев стоит на пути к цели всей истории? Антагонисты в большинстве случаев разделяют несколько важных качеств главного героя, по разнообразным причинам. Можно выделить следующие похожие черты:

  • движимая цель или долг, желание избежать определённой ситуации;
  • негативный характер и прочие недостатки в поведении;
  • верность своему делу, членам семьи, союзникам;
  • лёгкая адаптация к всевозможным препятствиям и изменениям;
  • владение секретной или значимой информацией;
  • наличие высшего разума или силы;
  • у читателя литературного произведения появляется чувство жалости из-за поступков, беспокойство или недоверие.

Это интересно: кто такой протагонист, его значение и роль в литературе.

Антагонисты в разных жанрах произведения

Кто такой антагонист

Существует несколько жанров, в которых участвует антагонист. Википедия предлагает подробное описание и другим героям. В разных жанрах литературных произведений они выполняют разные цели и задачи. В классической литературе их можно встретить в древнегреческой трагедии. Главный герой или протагонист играет роль положительного персонажа, который несёт добро. Антагонист – это злодей, самый отрицательный персонаж.

В некоторых произведениях негативные качества антагониста немного сглаживают. К примеру, в романе «Ромео и Джульетта» плохими героями стали родители и остальные члены семьи. Антагонистами могут быть не только злодеи, но и люди, которые упрямы в своих заблуждениях, глупцы и прочие.

Иногда главный герой может уступать действиям второстепенного. Это хорошо видно в пьесе Шекспира «Макбете». С главным героем сражается Макдуф, который несёт только добро. Иногда встречаются сюжеты, в которых оба персонажа равны друг к другу. В качестве примера можно привести Ахилла и Гектора в гомеровской Илиаде.

Читайте также:
Что такое олицетворение в литературе, его функции и примеры, отличие от других художественных средств

Антагонист в разноплановых жанрах отличается своими характерными особенностями. Если это комедия, то обычно этих персонажей вовлекают в разнообразные комические ситуации. Когда речь идет о триллере или хорроре, то это самые яркие герои, с которыми связано огромное количество натуралистичных сцен. Здесь может быть насилие, смерть и прочие события.

Вестерн всегда сопровождается некоторым сближением протагонистов и антагонистов. Их образ имеет большое количество похожих черт, также они могут мыслить практически одинаково. В художественной литературе и кинематографе в женских любовных романах антагонистками выступают представительницы прекрасного пола, которые намного старше и опытнее главной героини. Весь сюжет основан на том, что она выступает в качестве провокатора и соблазняет протагониста нарушить запреты, ставит практически невыполнимые задания.

Многие люди путают антагонистов и антигероями. Важно помнить, что в первом варианте герои наделены исключительно отрицательными качествами.

Антагонист: кто это такой, примеры и значение

Джокер

Вы готовы узнать всё о том, кто такой антагонист, в какой сфере и для чего используется данный термин, а также рассмотреть примеры наиболее известных антагонистов? Не будем медлить, начнем.

Кто такой антагонист?

Антагонист (от греч. ανταγωνισης) — это персонаж, противостоящий главному герою (протагонисту) или злодей, чьи действия направлены на разрушение планов героя, создание препятствий, достижение своих конкретных целей, идущих вразрез с планами протагониста. Несмотря на то, что данный термин применяется в различных сферах, в наибольшей степени это понятие относится всё же к миру искусства и, в частности, к литературе и кинематографу.

Антагонист – сложный, хорошо проработанный персонаж, который обладает определенным набором качеств, сформировавшимися взглядами и хорошо выраженными чертами характера, его поступки отвечают конкретным целям и направлены на достижение определенного результата. При этом антагонист вовсе не обязательно должен быть злодеем. Это персонаж, наличие которого помогает развитию линии главного героя, раскрывает нам его качества и помогает отследить становление характера.

Примечательно то, что антагонист и протагонист объединены тесной связью, ведь если в произведении нет антагониста, то и протагониста в нем, скорее всего, не будет, т.к. попросту некому противостоять. Однако, за редким исключение, такие случаи все же встречаются. Например, такое возможно, если сюжетом созданы условия, где герой напрямую никому не противостоит, а все трудности вызваны событиями, которые «антагонистом» назвать нельзя (они не обладают собственной волей и стремлением противостоять герою).

Но обычно классической основой для произведения является конфликт, который разворачивается вокруг противостояния антагонист-протагонист. Зачастую именно такому противостоянию отведена роль движущей силы в произведении.

Примеры антагониста

Разобраться в том, кто такой антагонист, лучше всего помогут конкретные примеры. Возьмем несколько наиболее известных и авторитетных антагонистов современного кинематографа.

Джокер

Этот персонаж известен нам из серии фильмов про Бэтмена, однако образ получился столь удачным, что в 2019 году про него вышел отдельный фильм «Джокер».

Джокер

Волан-де-Морт

Этот персонаж, чье имя нельзя произносить, известен нам из культовой вселенной Гарри Поттера, состоящей из 8 фильмов, каждый из которых получил высокие оценки зрителей и кинокритиков.

Волан-де-Морт

Бейн — это ещё один очень интересный и проработанный персонаж из вселенной Бэтмена, известный нам по фильму «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» (2012). Фильм занимает 92 строчку в рейтинге кинопоиска «250 лучших фильмов всех времен».

Бейн

Как появился термин ?

Термин «антагонист» возник в Древней Греции и в переводе означает «соперник» или «противник». Чтобы понять, почему в Древней Греции появилась необходимость обозначить кого-то таким термином, нужно вспомнить, что именно это античное государство явилось колыбелью зарождения современного драматического театра.

Читайте также:
Читать онлайн краткое содержание романа Александра Грина «Бегущая по волнам»

В Древней Греции поклонялись множеству различных богов, для которых устраивали пышные религиозные обряды с подношениями, и именно с этих обрядов зародились первые театральные представления. Огромный успех подобных представлений у публики положил начало развитию театрального искусства. В любом таком представлении участвовала группа действующих лиц – персонажей, каждый из которых играл свою роль. Таким образом, термин «антагонист» появился из необходимости обозначить персонажа, намерения и действия которого противопоставлены действиям главного героя представления (протагониста).

Цели и задачи антагониста

Антагонист в произведении используется в качестве контрастного персонажа, дающего почву для конфликта. Но помимо этого он необходим для более детальной прорисовки образа главного героя, который должен справиться с собственными недостатками и побороть внутренний конфликт, что будет иллюстрировать его личностный рост и развитие и давать целостное представление о персонаже. Антагонист в этом случае выгодно оттеняет личность протагониста, давая читателю возможность сделать о нем свои выводы.

Когда появляется необходимость определить персонажа в произведении, чтобы не ошибиться, нужно проанализировать действующих героев и определить, какие задачи они выполняют, и кто из них движется к достижению главной цели, лежащей в основе повествования? Здесь может возникнуть сложность, так как довольно часто антагонист и протагонист имеют несколько важных общих качеств.

Среди общих черт можно выделить следующие:

  • оба героя поглощены идеей выполнения какого-либо долга, достижения цели;
  • действия и поступки героев провоцируют читателя испытывать различные чувства по отношению к ним: сочувствие, недоверие, беспокойство.
  • обладание дурными чертами характера, негативным, отталкивающим поведением;
  • преодоление трудностей и препятствий, быстрое приспособление к изменению ситуации;
  • обладание важной или секретной информацией, высшим разумом, сверхъестественными способностями.

Как отличить антагониста от протагониста

Чтобы не возникало трудностей в различение протагониста от антагониста, нужно запомнить, что протагонист – главный персонаж в произведении. Это правило относится не только к различным литературным произведениям (проза, поэзия), но и другим формам искусства (кинематограф, балет, опера).

Главный герой является центральным персонажем, история разворачивается вокруг него, его действия имеют влияние на других героев произведения. Он принимает решения, совершает ошибки и сталкивается с последствиями своих поступков. В какой-то степени он выступает несущей конструкцией всего произведения, обеспечивающей развитие сюжета.

Протагонист – персонаж, который фигурирует в большинстве значимых событий, он чаще всего находится на виду у аудитории. Это касается не только длинных цельных произведений, если история рассказывается частями, в виде отдельных новелл, в каждой из них будет свой протагонист.

Антагонист же, олицетворяет собой испытания для главного героя, на базе его образа в произведении создается конфликт. Антагонист привносит в жизнь главного героя трудности и препятствия, которые тот должен преодолеть, тем самым закаляя свой характер и проявляя определенные черты личности.

Как мы уже говорили, антагонист не обязательно является отрицательным персонажем. Однако в классическом стиле повествования, в качестве антагониста выступает именно враг-злодей, которого и пытается одолеть протагонист по ходу истории.

Кто такой антагонист: какую роль играет в художественном жанре и значение слова

Антагонист и протагонист

Антагонист – это основной противник протагониста. Он оказывает противодействие главному герою, мешая ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом – основная движущая сила в книге.

Сюжет литературного произведения предусматривает наличие целой системы персонажей (главного героя, второстепенных, вне сценических, эпизодических персонажей). Для её образования нужны как минимум два героя. Их эквивалентом может служить «раздвоение» персонажа. (к примеру, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи»: на примере Семена Семеновича без очков и в очках).

Читайте также:
О каком времени идет повествование в произведении "Уроки французского", какой сюжет и краткое содержание

В этой статье мы рассмотрим более детально, кто такие протагонист и антагонист. Информация об особенностях взаимодействия этих персонажей позволит лучше ориентироваться в литературных терминах.

Кто такой антагонист и какая его роль в произведении

В роли антагониста может выступать целая группа персонажей (к примеру, противостоящая главному герою банда) или отдельный персонаж. Им может быть и обезличенная сила, с которой ведёт сражение герой (техногенная катастрофа, стихийное бедствие, общество в целом).

Говоря простыми словами, антагонист – отрицательный персонаж, протагонист – положительный. Но так происходит далеко не всегда. Порой противник главного героя вовсе не всегда является отрицательным персонажем. Он может преследовать благородные цели или попросту заблуждаться.

Приведём несколько примеров антагониста как противника главного героя:

• Долохов в произведении «Война и мир» – противник Пьера Безухова;
• силы природы в «Мцыри» Лермонтова – противодействие основному персонажу.

Обратите внимание! В произведении Н. Гоголя «Шинель» в качестве противоположного героя выступают правила общественной жизни, социальные условия.

  • злая ведьма;
  • коварная любовница;
  • сумасшедший учёный-гений;
  • завистливая королева;

Довольно часто авторы предпочитают отдавать предпочтение острому конфликту двух сильных личностей. Но в детских сказках нередко описывается противоборство с обезличенным проклятием. В качестве примера можно привести произведение «Аленький цветочек» . Это яркий пример борьбы с магическими силами. При этом сёстры дочери купца являются промежуточным, временным антагонистом. Их образ лишь дополняет историю, не формируя её целиком.

В произведении о Гарри Поттере в роли антагониста выступают Дурсли. Лорда Волан де Морта стоит считать как личным противником героя, так и олицетворением всеобщего зла (антагонистов сообщества добрых волшебников).

У известного во всём мире сыщика Шерлока Холмса также имеется антагонист – умный и проницательный профессор Мориарти. Этому герою присущим такие черты характера, как коварство и изворотливость. Гениальность злого профессора Мориарти заставляет Шерлока Холмса всегда держать ухо востро, расследуя новые запутанные дела.

А вот на страницах романа «Евгений Онегин» всё вовсе не так однозначно. Исследователи, детально изучившие дневники великого писателя, черновики произведения и письма литератора к друзьям пришли к выводу, что главный герой произведения – Татьяна. Именно на характере этого персонажа и держится лирический сюжет. Глубокая и искренняя любовь Татьяны выгодно оттеняет изменчивый и поверхностный нрав Евгения. Поэтому Онегина стоит рассматривать как антагониста Татьяны. Противопоставление Татьяны Ольге или Онегина – Ленскому никак нельзя считать центральным конфликтом романа. Оно помогает автору более полно раскрыть характеры главных героев. То есть такие противопоставления носят вспомогательный характер.

Более актуальный для современников социальный конфликт – противоборство с организациями. Тем не менее, в армии врагов нередко выделяется некая яркая фигура, что позволяет придать произведению дополнительную интригу.

Кто такой протагонист и какая его роль в произведении

  • Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки»;
  • Холден Колфилд – персонаж произведения «Над пропастью во ржи» Сэлинджера.

Протагонист – доминантная фигура (главный герой), человек с активной жизненной позицией. У такого персонажа должны иметься хотя бы незначительные шансы на исполнение желания. В противном случае протагонисты не вызывали бы такого интереса у читателя. Антагонист (их антипод) тоже не обязательно внушает исключительно отрицательные эмоции. К примеру, в романтической комедии в этом качестве выступают объекты любви главной героини. Основной соперник положительного персонажа должен быть «объёмной», сильной личностью. Ведь если протагонист будет заведомо превосходить антагониста по уму, ловкости и другим качествам, конфликт произведения окажется слишком слабым. Читатель сразу же поймёт, что победу в противоборстве одержит именно протагонист.

Читайте также:
Характеристика героев комедии Горе от ума: описание, таблица

Кто такой антагонист

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Происхождение многих слов уходит корнями в античность. Так произошло и с понятием «антагонист», которое переводится с греческого языка как «противник».

Примечательно, что у него довольно много значений и они зависят от того, в какой области знаний данный термин применяется. Например, недавно я публиковал статью про антагонизм в философии.

Антагонист

Но слово антагонист — это все же в большей степени термин, имеющий отношение к литературе, о чем мы сегодня и поговорим, не забыв упомянуть и другие области его применения.

Определение термина антагонист — что это такое

Толковый словарь даёт несколько значений слова «антагонист», сообщая, что такое понятие есть в самых разных сферах человеческой деятельности.

К примеру, в языке спорта антагонистами называются мышцы, параллельные друг другу. При сгибании руки работает бицепс. Это мускул-антагонист. Ему противопоставлен трицепс – антагонист, отвечающий за разгибание. На методике развития мышц-антагонистов построены основы современного бодибилдинга.

Также это слово широко используется в сфере психологии, философии, искусства. Его нередко можно встретить в критических статьях, посвящённых разбору литературных произведений. Чтобы знать значение термина и самостоятельно использовать его при написании эссе и сочинений, заглянем в историю и теорию литературы.

Антагони́ст в литературе – это персонаж, который стоит на пути главного героя и мешает ему достичь цели. Главный герой называется протагонистом.

Но эти два понятия используются в связке: не всегда можно назвать того или иного героя протагонистом, если в произведении отсутствует его антагонист. Хотя и такие случаи возможны.

Основа развития сюжета – это конфликт. Нередко причиной его зарождения становится противостояние антагониста и протагониста. Если вернуться к разговору о спорте, где противоположные друг другу мускулы отвечают за движение, можно отметить, что и в художественном произведении борьба противников задаёт внутреннее сюжетное движение.

Силой, противопоставляющей себя основному герою (антагонистом), не всегда выступает человек. Это может быть группа лиц, коллектив, общество или некая обобщённая безличная сила (молва, общественное мнение, природный катаклизм).

Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» протагонисту Чацкому принято противопоставлять не Фамусова, Скалозуба и Молчалина по отдельности, а «фамусовское общество» в целом.

В более узком смысле антагонистом считается отрицательный персонаж произведения, любым способом «мешающий» положительному герою. Это главный злодей, задача которого сбить остальных с пути истинного.

Вспомните популярные фильмы (блокбастеры) — их сюжеты основаны как раз на этом принципе, где обязательно есть злодей (человек или что-то более общее), с чем борется главный герой.

Выше приведен отличный ролик раскладывающий роль протагониста и антагониста на составляющие и объясняющий, как это все реализовано в сценарии к популярному фильму. Думаю, что молодому поколению такой ликбез (что это?) будет понятнее.

Антагонист – это плохой или хороший герой?

В классической греческой трагедии «заряд» души антагониста однозначно был отрицательным. Ему противопоставлялся идеализированный протагонист. Литература Нового времени расставила акценты по-другому: иногда антагонист выглядел в ней обаятельней и живей напыщенного протагониста.

Этот мировоззренческий сдвиг породил жанр плутовского романа, прославляющего проделки свободного от моральных догм хитреца. В зависимости от жанра фигура антагониста меняется, получая новые роли.

В комедии антагонист, как правило, вовлекает главного героя в забавные ситуации и ставит его в двусмысленное положение. В любовном романе для женщин, героиней которого является невинная девушка, антагонистка в виде женщины с опытом втягивает протагонистку в любовную авантюру.

Задачей триллера часто становится описание самых ужасных свойств антагониста. Он выступает настоящим воплощением зла, инициирует сцены рукопашных схваток, насилия, жестокости. В каждом из случаев он сближается по своим функциям с трикстером (героем-провокатором).

Читайте также:
Определение, признаки и примеры народных, волшебных и бытовых сказок

Примеры антагонистов в литературных произведениях

Чтобы не обознаться, научитесь отличать антагониста от антигероя – протагониста с отрицательными свойствами. Например, Иудушка Головлёв из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» – антигерой. А вот Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина – антагонист Петра Гринёва.

Рассмотрев программные произведения русской классики, можно выявить целый ряд оппозиций «антагонист-протагонист»:

  1. Печорин-Грушницкий («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова»);
  2. Базаров-семья Кирсановых («Отцы и дети» И. С. Тургенева);
  3. князь Мышкин – Петербургское общество («Идиот» Ф. М. Достоевского);
  4. Раневская – Лопахин («Вишнёвый сад» А. П. Чехова).

В романе о Гарри Поттере антагонистами главного героя выступают Дурсли – семейка маглов, чья жизнь – сплошное антиволшебство. Лорда Волан де Морта можно назвать как личным противником Гарри, так и антагонистом всего сообщества добрых волшебников, олицетворением мирового зла.

У знаменитого сыщика Шерлока Холмса тоже есть антагонист – это профессор Мориарти. Он умён и проницателен, изворотлив и коварен. Его гениальность позволяет Шерлоку всегда держать ухо востро, вдохновляя на новые дела.

А вот в романе «Евгений Онегин» не всё так однозначно. Если внимательно проанализировать дневники А. С. Пушкина, черновые записи и письма к друзьям, становится ясно, что главный герой произведения – отнюдь не Онегин, а Татьяна. На ней держится лирический сюжет.

Своей искренней и глубокой любовью она оттеняет поверхностный изменчивый нрав Евгения. Онегин – её антагонист. Противопоставление же Онегина Ленскому, Татьяны — Ольге нельзя назвать центральными конфликтами произведения. Они нужны автору для вспомогательных целей, так как позволяют раскрыть характеры героев.

Краткое резюме

Присмотревшись к людям вокруг, вы наверняка найдёте тех, кто мыслит и действует не так, как вы. Их нельзя назвать врагами, но между вами при определённых обстоятельствах возможен конфликт.

Соперничество – это не всегда плохо. Как в литературе, так и в жизни оно заставляет нас двигаться дальше. Так что цените и уважайте своих антагонистов!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Да и в жизни полно наших антагонистов, тем более, что мы в собственной жизни, уж точно главные герои. А если взять религию, есть Бог, но его антагонист — это дьявол, Бог есть добро, а дьявол — зло.

Антагонист

Сегодня продолжим разговор о структуре сюжета и затронем важнейший его аспект, который, тем не менее, часто остается без внимания начинающих авторов. Статья посвящается личности главного злодея или антагониста.

Антагонист

Кто такой антагонист?

Прежде чем начать, сделаю важную ремарку. Советы и рекомендации, приведенные в этой записи относятся исключительно к развлекательной прозе и применяются на благодатной почве историй, в основе которых лежит конфликт. Подробнее о нюансах типологии беллетристики читайте в статье “О типах художественной литературы”. А мы, пожалуй, начнем. Итак:

Антагонист – это конкретное лицо, персонаж, противостоящий главному герою в конфликте и совершающий конкретные поступки, идущие в разрез с интересами протагониста.

Еще антагонист – это полноправный участник центрального конфликта произведения. Безусловно, конфликт возможен и без его участия (например, внутренний психологический конфликт персонажа), однако присутствие антагониста, по каким-то причинам не втянутого в главный конфликт, вызывает большие вопросы. Подробно роль конфликта в произведении рассматривалась в одноименной статье блога «Литературная мастерская»: «Конфликт». Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней, прежде чем разбирать место антагониста в сюжете. Два этих сюжетных элемента здорово связаны.

Читайте также:
Краткое содержание романа «451 градус по Фаренгейту»: герои и анализ, замысел автора

Теперь детально разберем приведенное выше определение. Первое, на чем заострим внимание, что антагонист – это всегда конкретный персонаж. Вроде понятно, а пример? Представим, что главный герой борется с могущественным преступным синдикатом, стреляет и дерется, уничтожает его приспешников (отбитых головорезов, продажных копов и наемных убийц), тогда сам синдикат – это не антагонист, а так называемый центр зла истории. Антагонистом в данном случае будет его босс, руководитель. Иными словами, антагонист – это главный злодей истории.

Второе: антагонист в процессе повествования совершает конкретные поступки, направленные во вред главному герою и его интересам. Злодей строит козни, покушается на жизнь героя и сохранность его близких, пытается подставить и оклеветать его — то есть идет на все, чтобы добиться полного уничтожения противника. И чем изощреннее действует наш злодей, тем он интереснее. Поэтому зачастую образ антагониста получается более ярким, ведь тот уже изначально наделен дьявольским интеллектом, чтобы придумывать все свои козни, и завидным упорством, чтобы не оставлять бедного героя в покое ни на минуту. Главное действующее лицо обычно не может похвастаться такими характеристиками: по законам драмы хороший парень всю время терпит обрушивающиеся на него беды, да и помощь всевозможных друзей и мудрых наставников еще никто не отменял. Так что в подавляющем большинстве остросюжетных историй завязка выглядит так: есть какой-то невероятно могущественный враг, а наш главный герой – добрый, но простой в доску парень, который этому злодею где-то перешел дорогу. Ну и сам интерес подобных историй именно в том и заключается: посмотреть, как же маленький положительный герой одолеет большого и злого Бабая.

Противостояние героя и антагониста – это и есть конфликт, основа драматической истории.

Однако ошибочно считать, что все сюжеты строятся только по такому лекалу. Автор волен слепить антагониста по любому образу. Это может быть даже жутко вредный ребенок, строящий козни и издевающийся над взрослыми. Решать только вам.

Центры добра и зла.

Обычно в историях, основанных на конфликте, всегда присутствуют два полярных центра – добра и зла. Раз конфликт – это противостояние двух интересов, то один из них, более близкий автору и читателю, становится центром добра, а второй, противостоящий ему, центром зла. Однако такое разделение не всегда верно: лично я считаю самыми интересными произведения, в которых обе стороны по-своему правы, и где невозможно четко назвать одну из них добром, а вторую злом. Но это скорее редкость, исключение из правил. Обычно же главный герой действует в интересах справедливости и гуманизма, а его противники представляют силы хаоса и деградации.

Стоит понимать, что личность главного героя и центр добра – понятия не всегда тождественные, как не всегда главный злодей является центром зла истории (вспоминаем приведенный выше пример с преступным картелем). Я бы сказал, что главный герой и антагонист – представители центров добра и зла в конкретном произведении. Потому как не всегда после разрешения конфликта героя и злодея разрешается конфликт центров добра и зла, он вполне может сохраниться. В глобальном смысле конфликт сил добра и зла вообще вечен.

Как это использовать на практике?

Еще раз повторюсь, советы из этой статьи относятся исключительно к литературе развлекательной, драматический и остросюжетной, к той, где есть четко выраженный центральный конфликт. Но есть и произведения совсем другие, где ничего подобного не используется. Но вернемся к нашим птичкам.

Прежде всего, стоит позаботиться о том, чтобы как можно скорее обозначить для читателя центры добра и зла в вашей истории. Звучит очевидно, но не всегда срабатывает. Частенько натыкаешься на произведения, в которых вроде бы что-то происходит, кипит борьба, но совершенно не понятно, какие силы и ради чего сражаются. А пока читатель не разобрался с соотношением сил, их целями и мотивами, он никак не сможет определиться, кому он симпатизирует. Ну а если нет симпатии к тому или иному герою – нет и интереса к книге. Очевидно же.

Читайте также:
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед

После того, как четко обозначился центр зла, нужно представить публике антагониста. Не обязательно делать это сразу же, но и затягивать особо не стоит. Часто в детективных историях личность злодея долго остается скрыта, но по совершенным преступлениям мы уже ясно догадываемся, что в сюжете действует некий убийца (вор или похититель). Далее нужно обозначить цель нашего злодея, ведь он не может бороться с главным героем просто так, у него обязательно должны быть и мотивы, и четкая цель, и планы ее достижения. Все это должно быть понятно читателю, иначе конфликт не будет выглядеть правдоподобным.

Следующее, чем стоит озаботиться, это чтобы антагонист действовал на протяжении всей истории, чтобы он не был своеобразным сказочным Букой, которым пугают детей перед сном. Главный злодей должен совершать конкретные действия, направленные на достижение собственной цели и на противодействие главному герою. Важно, чтобы степень его агрессии по отношению к герою нарастала постепенно. Сначала, например, антагонист может воздействовать на оппонента словесно, далее в ход пойдут угрозы, а потом уже более решительные шаги. Герой же, преодолевая эти препятствия, растет, его силы крепнут, и в финале он уже готов дать бой казавшемуся непобедимым врагу. В этом, в частности, и заключается эффект преодоления брешей – тоже весьма значимый элемент построения сюжета. Более подробно о брешах и развитии конфликта читайте в статье “Бреши, барьеры и перипетии”.

Ну и финале самое главное: у антагониста должна быть собственная индивидуальность. Не пытайтесь плодить сауронов, джокеров и прочих темных властелинов. Это уже давно стало штампом. Помните, антагонистом легко может стать самый обычный человек, да хоть бабулька из соседнего подъезда, – достаточно, чтобы его интересы просто вошли в противоречие с интересами главного героя. И конечно, многие произведения прославились и запомнились именно за счет колоритной личности главного злодея; зачастую его образ не менее важен, чем образ главного действующего лица.

Вот и все на сегодня. Думаю, вы разобрались, кто же такой этот загадочный антагонист и почему так важно, чтобы он присутствовал во всех ваших остросюжетных произведениях. Желаю вам удачи в творческих начинаниях и ярких неповторимых антагонистов! Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская». До скорой встречи!

13 комментариев для “ Антагонист ”

ZaYaZ, ну за счет чего вообще появляется антагонист? Столкновение интересов с протагонистом. Банально что-то не поделили (начиная от женщины и заканчивая мировым господством).

И да, не каждый персонаж, от чьего лица ведется повествование, является главным героем. У того же Мартина в «ПЛиО» куча персонажей, чьими глазами мы видим события, но никто же не скажет, что Бриенна Тарт или Давос Сиворт — главные герои. Так что аккуратнее с количеством ПОВов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: