Обобщенно-личные предложения: конструкции и контексты, значение и примеры

Односоставные предложения

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь.

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

• определенно-личные,
• неопределенно-личные,
• обобщенно-личные,
• безличные,
• назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.

Определенно-личные предложения

Определенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы.

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди, поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени. В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? — Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола.

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа.

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь, то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого — быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать.

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет.

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет.

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями.
Пора собираться в дорогу.

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика.

На улице. становилось свежо.

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено.

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения.

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить. Всем встать! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание.

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать!) и условно-желательные (почитать бы).

Читайте также:
Повесть Гоголя «Нос»: история создания и анализ, краткий пересказ содержания и характеристика героев

Назывные (номинативные) предложения

Назывные (номинативные) предложения — это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием.

Например: Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки — восклицательные частицы ну и, какой, вот так:

Например: Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень.

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень. (Сравните: Скоро наступит осень.)
На улице дождь. (Сравните: На улице идет дождь.)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева. Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница.

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек! Ай да …! А уж характер! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота. Вздор.)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье. Только не смерть. Если бы счастье.

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание! Добрый день! и побудительно-повелительные: Огонь! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

– Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир».

– Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый.)

– Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень. Это время года я особенно люблю.

Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе

Обобщенно-личные предложения

Под обобщенно-личными понимаются односоставные предложения без подлежащего, в которых показанное состояние или действие может быть соотнесено к любому лицу. Такое соотношение в глагольном действии обобщает его характер и формирует грамматическое значение предложения этого типа.

Яркими примерами в данном случае являются поговорки и пословицы:

  1. На ошибках учатся.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Не купи двора, купи соседа.
  4. Из песни слова не выкинешь.

Такой семантический компонент как обобщенность сформировался в результате полученного опыта мыслящих и анализирующих сообществ людей. В них представлялись классифицированные наблюдения, которые были связаны с обобщающей характеристикой различных предметов, явлений и жизненных ситуаций.

По мнению ученых одной из важнейших особенностей обобщенных фраз или высказываний является то, что они употребляются при выражении только тех наблюдений, которые говорящему представляются обязательными и бесспорными, поскольку вытекают из объективных особенностей рассматриваемых ситуаций или явлений естественным образом. Поэтому в выражении наблюдений возникает модальное значение неизбежности, необходимости и объективной обусловленности.

В википедии обобщенно-личные предложения имеют следующее значение: они представляют собой односоставные предложения, в которых сказуемое-глагол обозначает действие, выполняемое обобщённым кругом лиц. Сказуемое-глагол стоит в такой же форме, что и неопределённо-личные и определённо-личные предложения.

  1. Не родись красивым, а родись счастливым.
  2. Сделал дело — гуляй смело.
  3. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Такой тип предложений применяется в случае, когда необходимо назвать важность самого действия, а не лица, влияющего на его воспроизведение, при этом действие происходит вне времени и относится к любому лицу. Данные предложения широко распространяются в русской художественной литературе, поговорках, пословицах и афоризмах. Неопределённо- и определённо-личные предложения также могут выражать обобщенность.

Это интересно: что такое гипербола, примеры в русской литературе.

Обобщенно-личные предложения

К чему относятся обобщенно-личные предложения

По правилам русского языка такие предложения относятся к виду односоставных.

Односоставный вид представляет собой предложения с одним главным членом, в которых смысл передается без потерь. Отличительной особенностью является полное заключение смысла вне текста. Такое предложение может содержать в основе сказуемое или подлежащее.

Выделяют один вид односоставного предложения, когда главным членом является подлежащее — это назывное предложение и четыре вида, если главный член — сказуемое:

  1. Определённо-обобщенное,
  2. Неопределённо-обобщенное;
  3. Безличное;
  4. Обобщённо-личное.
Читайте также:
Лев Николаевич Толстой: биография писателя, список известных произведений и романов

Главный член предложения, к примеру, сказуемое, может означать признак или действие подлежащего. В таком случае оно представляется глаголом в каком-либо наклонении простой и составной формы.

Конструкции

Чаще всего такие конструкции имеют глагол-сказуемое в будущем или настоящем времени третьего лица множественного числа изъявительного наклонения и второго лица множественного или единственного числа повелительного или изъявительного наклонения.

Примеры:

  1. Потеряв голову, по своим волосам не плачут;
  2. Играй и получи свой приз;
  3. Разведу руками чужую беду, а к своей не приложу ума;
  4. Век живи — век учись.

Обобщенно-личные и сложноподчиненные предложения

Кроме этого, такие предложения иногда выступают в роли придаточных в составе сложноподчиненных. Например: хоть убей — следов не видно. По своей сути здесь потеряно значение, а конструкция превратилась в устойчивые сочетания, которые при письме всегда выделяются тире или запятыми. Такие устройства характерны стилю разговорной речи.

Также существует еще одна категория примеров: это фразы, в которых используются глаголы повелительного наклонения.

Повелительное наклонение подразумевает призыв, который ни на кого не указывает, при этом семантика выражения может носить разные смысловые оттенки. Это могут быть:

  1. Пожелания, просьбы или советы, обращенные к людям (к примеру, береги честь смолоду, а платье снову. В этом случае повеление относится к первому лицу и при этом касается каждого);
  2. Указания на возможность или невозможность происходящего действия (данный тип призывов чаще применяют в рекламе — приди и возьми на товар скидку).

Фразы с использованием повелительных глаголов употребляются и в целях усиления сказанного, к примеру: не судите и не судимы будете. Данный пример ясно показывает конкретное сравнение, объяснение и оценку в действиях — чтобы избежать суждения другими, не стоит заниматься суждениями самому.

Смысловые оттенки многообразны и могут применяться в совершенно разных обстоятельствах.

Контексты

Существует дополнительная категория конструкций, к которой относятся обобщающие примеры, связанные с определенными значениями.

Например:

 Обобщенно-личные предложения в литературе

  1. Когда у значения нет определенного времени и оно выражает постоянство сказанного: будем помнить вечно (в этом случае нет конкретики: когда, кто и сколько подразумевает совершать подобное действие);
  2. Когда фразы с отрицанием выражают значение невозможности осуществить какое-либо действие: по виду не скажешь;
  3. Если выражение действий в сказанном происходит благодаря использованию глагольной частицы «бывало»: бывало и похуже (данная фраза указывает на прошлые события, которые были в худшем виде по сравнению с событиями настоящего времени);
  4. Когда действие говорящего обозначается с позиции отстранения: заглянешь в человека — и пустота (такой прием часто используются авторами в своих произведениях или работах), придешь к соседу, там ты сидишь (отстранение в данном случае передает действие героя как-то, что свойственно действиям многих людей);
  5. В случаях описания проявления или протекания действия: идешь вдоль реки, изучаешь и понимаешь написанное автором и др.

В литературе

Главное назначение данных предложений — это образное выражение суждений общего характера. Это ярко показывается не только в народных пословицах и поговорках, но и в описаниях картин типичных ситуаций, представленных авторами своих сочинений. К примеру: а то велишь запрячь дрожки и соберешься в лес на рябчиков.

В публицистике и критических статьях обобщенность помогает придать суждениям более высокую объективность:

Читая черновики литератора, мы особенно и явственно осознаем значение произведений «Кружалиха» и «Спутники» для русской послевоенной прозы.

Кроме того, что такой способ построения предложений больше распространен в художественном и разговорном стиле, все же встречаются отдельные его разновидности и в научном стиле. Например, в целях указания обычности какого-либо действия: Тензодатчики делают из проволоки, складываемой змейкой.

Также в художественных произведениях подобное обобщение может являться приемом, благодаря которому автор передает свои мысли и чувства, чтобы вызвать у читателя эмоции. Рассмотрим данный прием на примере нескольких строк из стихотворения С. А. Есенина , в котором поэт пытается вызвать сожаление: Ляжешь… горькая дума… не сходит с ума… Голову кружит от шума…

Как распознать обобщенно-личное предложение

Также в литературе обобщения могут быть в форме двусоставных предложений, в которых подлежащее выражается личным местоимением:

Вы приходите в рощу, и вас охватывает прохлада, вы останавливаетесь и идете медленно.

В данном случае подлежащее — это «вы» и оно к конкретному лицу не относится, а носит обобщающий характер.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения долгое время являются предметом споров и как самостоятельный структурно-семантический тип признаются не всеми. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755) глаголы в форме 3-го лица с обобщенно-личным значением относил к безличным. Н. И. Греч указывал на способность формы 2-го лица единственного числа глаголов употребляться с неопределенно-личным значением: «Для означения неопределенного лица употребляется иногда и второе, в единственном числе, без местоимения; например: работаешь и не видишь, как время летит» [1] . А. X. Востоков писал, что форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения способна употребляться с любым лицом [2] , однако, как и его предшественники, допускал смешение личных глаголов, употребленных в неопределенно-личном и обобщенно-личном значении, с безличными.

Читайте также:
Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»: пересказ основного сюжета

Н. П. Некрасов отметил способность формы читай употребляться с разными лицами и назвал ее «общей личной формой», указав, «что к ней можно прибавить все личные местоимения: читай я, ты, он и т.д., то есть она употребляется для лиц, следовательно, есть форма личная. Наконец, она остается неизменною для всех трех лиц, а следовательно, для родов и чисел. Если же этою формою не обозначается ни числа, ни рода, ни предметности, то, понятно, ею может обозначаться только лицо, но лицо без рода, без числа, без предметности, то есть ею выражается личность действия, как его собственная, общая неопределенная личность, без всякого отношения к какому-либо лицу как к предмету действующему» [3] . Данные рассуждения впоследствии были восприняты А. М. Пешковским [4] .

В. В. Виноградов, анализируя значения форм 1-го, 2-го и 3-го лица, отмечает возможность употребления практически всех личных форм глагола с обобщенно-личным значением [5] , однако нс выделяет бесподлсжащиые конструкции с обобщенно-личным значением в отдельный тип предложения. Такой подход представлен и в большинстве школьных учебников: «Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом: например: 1) Цыплят по осени считают (т.е. все должны поступать так, это справедливо для любого лица); 2) Бездонную бочку водой не наполнишь (т.е. никто не сможет этого сделать); 3) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу (т.е. все могут увидеть)» [6] .

Двусоставными считают обобщенно-личные предложения авторы Грамматики-80: «Среди форм синтаксического индикатива, побудительного и долженствовательного наклонения по функции в особую группу объединяются предложения с подлежащим — местоимением 1 или 2 л. (обычно в бесподлежащной реализации, но возможно и полные) с обобщенно-личным значением, т.с. со значением действия или состояния, приписываемого любому, всякому субъекту: На всех не угодишь; . Чужую беду руками разведу, . Бойся не бойся, а року не миновать (поел.)» [7] .

С развитием в русистике структурно-семантического направления, основанного на комплексном, многоаспектном подходе к анализу языковых единиц, становится все больше сторонников выделения обобщенно-личных предложений в качестве самостоятельного типа односоставных конструкций [8] .

Обобщенно-личные предложения обозначают действие, производитель которого грамматически представлен как обобщенный. Наиболее характерной формой выражения главного члена в данном структурно-семантическом типе односоставных предложений является глагол в форме 2-го лица единственного числа: Веспой часом отстанешь — педелей пе догонишь (поел.).

Однако принципиальным является тот факт, что главный член может быть выражен практически любой личной формой глагола (даже формой прошедшего времени, где морфологически лицо не проявляется), ср.: Моя хата с краю — ничего не знаю; Старого не учат — мертвого не лечат, Семь раз отмерь — один раз отрежь; Бился, колотился, а пути не добился (поел.). Это объясняется тем, что в обобщенно-личных предложениях агенс обобщает значения всех трех грамматических лиц, а глагольная форма как бы выпадает из морфологического парадигматического ряда; ср.: Умрем (я, ты, он), ничего с собой не возьмем (я, ты, он)’, Что посеешь (я, ты, он), то и пожнешь (я, ты, он)’, В поле съезжаются (я, ты, он), родом не считаются (я, ты, он) (поел.). Иными словами, в обобщенно-личном предложении противопоставленность по лицу (а также и по времени) нейтрализуется.

Становится очевидным, что для обобщенно-личных односоставных предложений не является определяющим фактором, какой именно финитной глагольной формой выражен главный член (в отличие от предложений определенно-личных, где может быть только или У/2, неопределенно- личных — У/*зр!, безличных — У/^) [9] . Следовательно, структурную схему обобщенно-личных односоставных предложений можно представить моделью У/_3 (финитная глагольная форма, в значение которой входит указание на все три грамматических лица).

В русском языке нередки предложения, в которых совмещается значение неопределенности и обобщенности лица: Если в обществе любят артистов и относятся к ним иначе, чем, например, к купцам, то это в порядке вещей (А. Чехов).

Читайте также:
Краткий пересказ содержания произведения Николая Михайловича Карамзина Бедная Лиза

Обобщенность лица представлена и в ряде двусоставных предложений с личными местоимениями ты, вы, мы, с местоимениями все, всякий, каждый, любой, с некоторыми именами существительными в функции подлежащего:

Книга не принесет тебе радости, если ты нс научишься углубляться в чтение (К. Федин); Как бы человек ни владел собой, как бы хорошо ни был воспитан, вряд ли он сможет поддержать разговор при таком обращении к нему (С. Атьтов); Одиночество ужасно, когда ты никому не нужен, и стоишь на улице, и тебя все обходят (К. Федин); Но если несколько таких колонок скажут, что пульс времени такой-то и такой-то, все начнут эго повторять, чтобы идти со временем в ногу (В. Пелевин); За такие деньги любой до ста сорока дотянет! (С. Альтов).

Значение обобщенности лица может быть присуще не только отдельно взятому предложению, но и различным типам предложений, объединенных в сложное синтаксическое целое и текст:

Да бросьте вы! Еда голодному, кров бездомному — это необходимость. А работать сверхурочно и трястись над каждой копейкой, чтоб купить новую машину, вместо того чтоб с друзьями водку пить и вообще побольше отдыхать и веселиться — ну какая тут необходимость? Слушайте, ну кому не хотелось хоть однажды сказать в лицо начальнику, что он хам и дурак, и уйти, грохнув дверью? И что — помер бы ты после этого, нищим оказался, несчастья бы ужасные обрушились? Нет, прожил бы, ничего. Ан глотаем — любя при этом «свободу» и мечтая «делать то, что нравится»

Итоговое сочинение: Как понять самого себя? (3 варианта)

В син­так­си­че­ском стро­е­нии про­сто­го пред­ло­же­ния выде­ля­ют дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния. Характерным при­зна­ком одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие толь­ко одно­го глав­но­го чле­на: под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го. По нали­чию глав­но­го чле­на в виде ска­зу­е­мо­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды гла­голь­ных одно­со­став­ных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • без­лич­ные

Если в пред­ло­же­нии глав­ный член выра­жен толь­ко суще­стви­тель­ным, то это одно­со­став­ное назыв­ное пред­ло­же­ние, кото­рое сле­ду­ет научить­ся отли­чать от непол­но­го дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

К одно­со­став­ным гла­голь­ным пред­ло­же­ни­ям при­над­ле­жит еще один тип пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся обобщенно-личными. Что это за пред­ло­же­ния? Выясним, в чем состо­ит отли­чие обобщенно-личных пред­ло­же­ний от назван­ных одно­со­став­ных предложений.

Их осо­бен­ность состо­ит в том, что обобщенно-личные пред­ло­же­ния не сооб­ща­ют о кон­крет­ных дей­стви­ях, а выра­жа­ют общие суж­де­ния, часто нази­да­тель­но­го харак­те­ра, кото­рые могут быть при­ме­ни­мы к каж­до­му лицу, к любо­му чело­ве­ку, например:

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

С этим утвер­жде­ни­ем, выска­зан­ным в виде посло­ви­цы, согла­сят­ся все, что и явля­ет­ся при­зна­ком обобщенно-личного предложения.

Грамматические признаки обобщенно-личных предложений

Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские и семан­ти­че­ские при­зна­ки при­су­щи это­му типу одно­со­став­ных предложений:

  1. дея­тель есть, но он не назван, а мыс­лит­ся как некий обоб­щен­ный субъект;
  2. в пред­ло­же­ние мож­но вста­вить под­ле­жа­щее в виде слов «каж­дый», «любой», «все люди»;
  3. по струк­ту­ре сов­па­да­ет с определенно-личными или неопределенно-личными предложениями;
  4. ска­зу­е­мое выра­же­но гла­го­лом 2 лица един­ствен­но­го чис­ла или 3 лица мно­же­ствен­но­го числа;
  5. пред­ло­же­ния явля­ют­ся посло­ви­ца­ми, пого­вор­ка­ми, афо­риз­ма­ми, обще­из­вест­ны­ми исти­на­ми и нравоучениями.

Вариант 1

(469 слов) Многих людей интересует ответ на вечный вопрос: «Как понять самого себя?». Его стоит искать в новых впечатлениях, обогащении личного опыта, пробах и ошибках. Если сидеть на одном месте, ничего не делать и не испытывать, то открыть свои возможности, склонности и пороки невозможно. Об этом писали многие отечественные авторы.

Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» испытал своего героя разочарованием, сменой обстановки, дружбой, опасностью, изгнанием и, наконец, любовью. В самом начале Евгений представлял собой легкомысленного столичного повесу, который во всем соответствовал окружению и не имел индивидуальности. Поэтому он не мог найти призвания, счастья, любви. Задуматься об этих вещах в ритме городской суеты просто некогда. Найдя в себе силы прервать порочный круг обедов, ужинов и танцев, герой переехал в деревню и изменил окружение. Но испытание дружбой Евгений не прошел: оно выявило эгоизм, инфантильность и холодность натуры Онегина. Убив Ленского из-за своей неспособности признать вину, он вынужден уехать из деревни и скитаться за границей. Новые впечатления обогатили опыт Евгения, и он вернулся на родину другим человеком. Он все же смог расставить приоритеты в своей жизни и заглянуть в глубину души. И там он разглядел любовь к Татьяне Лариной, уже замужней даме. Онегин впервые ясно осознал, чего хочет. Он впервые пошел ради своей цели до конца. Лишь пройдя через многочисленные испытания, приключения, размышления, герой понял себя, пусть и слишком поздно.

Читайте также:
Легко ли быть молодым: сочинение на интересную и важную тему

Герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» тоже испытывал потребность разобраться в себе и найти правду. Григорий Мелехов в самом начале книги был обычным деревенским парнем — таким, как и все соседние юноши. Он влюблялся в красавиц, удил рыбу, ходил на охоту, общался с друзьями и помогал семье по хозяйству. Размеренная и давно отлаженная жизнь не заставляла его задуматься о себе и своем месте в мире. Но испытание запретной страстью и осуждением общества впервые вывело его из зоны комфорта. Григорий полюбил замужнюю женщину, и все его окружение было против этой связи. Сначала он уступил, но потом понял себя, отбросив навязанные предрассудки. Ему нужна была именно Аксинья. С нею он ушел из родного дома. Но недолго он наслаждался любовью. Война вытолкнула его из объятий избранницы и свела с непохожими на него людьми. Оказавшись в Москве и познакомившись коммунистом Гаранжой, Григорий впервые задумался о социальной несправедливости и осознал, что воевать он больше не хочет. Война во имя чужих интересов принудила Григория убивать и мучаться от осознания собственной греховности. Каждый день насилия и агрессии погружал его в пучину неведомых ранее противоречий и сомнений. В финале Григорий нашел правду в мире, труде и семье. Но для этого ему пришлось пройти через многочисленные испытания, чтобы понять себя.

Таким образом, человек может разобраться в себе только в том случае, если он имеет активную жизненную позицию и пробует себя в разных ролях и ипостасях. Чем больше опыта мы получаем, тем глубже заглядываем в себя. Не стоит бояться испытаний, ведь они помогают нам лучше понять свою природу.

Примеры обобщенно-личных предложений

Проверь все элек­тро­при­бо­ры, если ухо­дишь из дома.

Каких толь­ко птиц не уви­дишь в весен­нем лесу!

Не очень-то нын­че стар­ших ува­жа­ют (Островский).

Выходишь ино­гда на ули­цу и удив­ля­ешь­ся про­зрач­но­сти воздуха.

Обобщённо-личные предложения в пословицах и афоризмах

На чужой кара­вай рот не разевай.

Не имей сто руб­лей, а имей сто друзей.

Не откла­ды­вай на зав­тра то, что мож­но сде­лать сегодня.

Не плюй в коло­дец, при­го­дит­ся воды напиться.

Не рой яму дру­го­му, сам в неё попадешь.

Бездонную боч­ку водой не наполнишь.

Отрезавши голо­ву, по воло­сам не плачут.

Гостю щей не жалей, а погу­ще влей.

Что име­ем — не хра­ним, поте­ряв­ши — плачем.

С кем пове­дешь­ся, от того и наберешься.

Вариант 2

(511 слов) «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя» — так говорил знаменитый писатель Герман Гессе. Действительно, каждый из нас должен понять самого себя, чтобы наиболее полно реализовать свои возможности. Но как это сделать? О том, как разобраться в себе, писали многие авторы.

Рассмотрим точку зрения И.А. Гончарова, выраженную в романе «Обломов». Главный герой книги был по природе своей очень ленивым и пассивным человеком. Он не служил, не появлялся в обществе и вообще очень редко выходил из дома. Доход, хоть и скромный, ему приносило доставшееся в наследство имение, а все бытовые вопросы решал слуга Захар. Илья Ильич все свое время посвящал сну, грезам и приемам пищи. Книг он не читал, в театры не ходил, гостей принимал не очень охотно. Возможно, он так и провел бы всю жизнь в одиночестве и праздности. Однако активный и настойчивый друг Ильи Ильича буквально вытащил его в свет, где Обломов познакомился с Ольгой Ильинской. Он влюбился в эту девушку и изменил свой образ жизни. Теперь апатичный барин расстался со своим поношенным халатом и регулярно покидал диван. Сватовство требовало от него больших усилий. Он должен был привести в порядок свои дела и взять ответственность за юную барышню. Но бремя этого чувства было слишком тяжело для героя. Испытание, которому оно его подвергло, позволило Обломову заглянуть внутрь себя и понять свою истинную природу. Все это время он лишь претворялся тем, кем его хотели видеть окружающие. И он отказался от дальнейшего обмана и свадьбы. Настоящее счастье он нашел в союзе с Агафьей Пшеницыной. Этот пример позволяет сделать вывод, что любовь и связанные с нею перемены в жизни помогают человеку разобраться в себе.

Читайте также:
Оксюморон: что же это такое? Теория и примеры использования в художественной литературе, постановка ударения

Любовь открывает нам глаза на свою жизнь. Эту закономерность подтверждает и повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главная героиня жила спокойной и размеренной жизнью, где все было давно расставлено на своих местах. Мужа она любила, он отвечал взаимностью, но на смену огню первых лет пришло гармоничное затишье долголетнего супружества. Вера была холодной и немного высокомерной женщиной, которая была вполне удовлетворена своей судьбой. Однако ее покой изредка омрачали странные письма, которые она получала много лет подряд. Анонимный поклонник клялся в любви, но ни о чем не просил, а довольствовался ролью тайного обожателя. В семье Шеиных эти послания стали поводом для шуток, но брата Веры задела эта дерзость неизвестного, а в особенности его подарок Вере на именины — ювелирное украшение. Николай убедил Василия, мужа сестры, найти отправителя и запретить ему позорить честную женщину. Они отыскали его, но он честно признался, что любить Веру не перестанет и, если им всем так легче, покончит с собой. Сама его избранница в раздражении ответила по телефону, что очень устала от этой истории. Желтков принял решение и ушел из жизни. Узнав об этом, Вера винила себя и была расстроена. Она впервые заглянула в глубину своей души и нашла там сожаление о любви — той, которая бывает на земле раз в тысячу лет. Понять себя и свои чувства героине помогла возвышенная страсть Желткова.

Таким образом, сильные эмоции, которые мы находим именно в любви, всегда были лакмусовой бумажкой для души. Понять себя мы можем с помощью чувства, расширяющего горизонты познания и обогащающего наш жизненный опыт и внутренний мир.

Структура сочинения описания.

Любое сочинение-описание строится по следующему плану.

  1. Описание предмета / объекта в целом,
  2. Описание деталей или отдельных черт,
  3. Описание эмоций, которые вызывает в вас данный предмет или объект.

Во-первых, напишите ВВЕДЕНИЕ, в котором назовите предмет, его роль и функцию. Обозначьте, чем данный предмет привлек ваше внимание. Определите, что делает предмет узнаваемым, что отличает его от других.

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ опишите предмет, используя художественные средства. Идите от описания более существенных признаков к менее существенным. Старайтесь использовать авторские описания, а не речевые штампы. Будьте оригинальными.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ обозначьте ваше личностное отношение к предмету, опишите эмоции, которые он вызывает.

Нужно помнить, что практически ни одно описание не обходится без элементов повествования, однако, помните, ваша задача все-таки ответить на вопрос: какой данный предмет, а не что с ним произошло.

Описывая что-либо, не останавливайтесь исключительно на внешних признаках, подумайте о внутренней составляющей.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение по русской литературе

Самый распространенный тип работ по русской литературе, в котором требуется выразить идеи по поводу прочитанной книги. Следовательно, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, нужно знать и понимать сюжет произведения. Это 50% успешной работы.

Остальные 50% заключаются в умении правильно сформулировать идеи:

  • выбрать оптимальную структуру;
  • найти проблему;
  • сформулировать точку зрения по ней;
  • доказать позицию;
  • сделать выводы.

Сочинение-рассуждение по русскому языку

В работах по русскому языку требуется написать рассуждение на основе цитаты или отразить свои мысли по общественно-важному вопросу. Цель такой работы — сформулировать тезис и подтвердить его необходимыми доказательствами.

Работу оценят выше, если вы не только докажете тезис, но и опровергните контраргументы, которые можно выдвинуть против него.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы из текста или общественной жизни.

Важные части сочинения-рассуждения

Часто учеников волнует вопрос, как начать писать сочинение-рассуждение. Традиционным считается вступление, в котором дается краткая информация об авторе высказывания или книги.

Основная часть — формулировка и доказательства позиции/тезиса. Подбирайте весомые аргументы: примеры из русской литературы, исторические факты, актуальные события.

Писать вывод в сочинении-рассуждении тоже несложно: еще раз отразите собственное мнение по проблеме текста или цитаты.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения

Смысловое разнообразие односоставных предложений, в качестве грамматической основы в которых выступает сказуемое, обуславливает наличие в языке нескольких типов подобных конструкций.

Отсутствие подлежащего может выражать различные грамматические значения:

  • определенности. В подобных предложениях подлежащее легко восстанавливается благодаря личным глагольным формам, которыми выражены сказуемые: Всегда покупаю хлеб и свежие булочки в магазине напротив (я покупаю).
  • неопределенности. В конструкциях данного типа акцентируется действие, а не лицо, совершившее его. Восстановление субъекта действия теоретически возможно, но не имеет смысла: Рано утром привезли посылку и письмо, адресованное моему соседу.
  • обобщенности. В предложениях данного типа также акцентируется действие, однако, оно, как правило, не является реально производимым в настоящем времени и выражается в форме просьбы или обращения, адресованного либо всем вообще, либо отдельной группе людей: Живи честно и борись за справедливость.
  • безличности. В силу семантических и грамматических особенностей сказуемого, подлежащего в таких предложениях существовать не может: Мне было ужасно жалко бедного котенка, замерзающего под проливным осенним дождем.

Односоставные предложения со значением обобщенности имеют как структуральные, так и грамматические особенности, которые выделяют данный разряд синтаксических конструкций.

Читайте также:
Доклад о Москве: географические координаты, основатель, достопримечательности

Обобщенно-личные предложения представляют собой односоставные конструкции, в грамматической основе которых есть лишь сказуемое, имеющее значение обобщенного описания чувств, обращения или совета.

Относитесь с уважением не только к старшим, но и ко всем людям.

Занимаясь любимым делом, всегда отдаешь всего себя работе.

Односоставные предложения со значением обобщения

Обобщенно-личные предложения характеризуются значением обращения к широкой группе лиц или ко всем людям. Причем данное обращение может иметь разные семантические оттенки и формулировки.

Наиболее распространенными являются предложения со значением совета и обобщенного представления чувств и мыслей, которые при описываемых обстоятельствах появляются у всех:

Читая книгу, внимательно вникайте в каждое слово автора.

Не позволяйте злобе и ненависти ослепить вас.

Начал дело – усилий не жалей.

При входе в это величественное здание приходишь в неописуемый восторг.

С близкими друзьями сразу забываешь о трудностях и невзгодах.

Путешествуя по другим странам, всегда узнаешь много нового.

Обобщение может также реализоваться в форме приказов:

Учись думать не только о себе, но и о других.

Умей постоять за себя.

В трудные времена не смей терять уверенность и опускать руки.

Благодаря выражению морали и советов, обращенных ко всем, обобщенно-личные предложения часто используются в пословицах. Например: Слезами горю не поможешь.

Синтаксическая структура обобщенно-личных предложений

В отличие от предложений с определенным значением, обобщенно-личные не подвергаются восстановлению подлежащего из-за смысловых особенностей. Сказуемое в подобных предложениях может быть выражено в двух формах:

  1. второго лица единственного числа:

Не приложив усилий, цели не добьешься.

В старости всегда начинаешь жалеть об упущенных возможностях.

Выберешь путь – назад не свернешь.

Будешь постоянно обманывать – потеряешь всех друзей.

Разбитое от грубостей и обид сердце ничем не склеишь.

Уже при въезде в этот древний город чувствуешь его особый колорит.

  1. повелительного наклонения:

Уважай веру других.

Запоминай только хорошее и приятное.

В людях цени искренность и честность.

Прощайте всем их мелкие недостатки.

Не рассказывайте о секретах, доверенных вам в душевном разговоре.

Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе

Под обобщенно-личными понимаются односоставные предложения без подлежащего, в которых показанное состояние или действие может быть соотнесено к любому лицу. Такое соотношение в глагольном действии обобщает его характер и формирует грамматическое значение предложения этого типа. …

Яркими примерами в данном случае являются поговорки и пословицы:

  1. На ошибках учатся.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Не купи двора, купи соседа.
  4. Из песни слова не выкинешь.

Такой семантический компонент как обобщенность сформировался в результате полученного опыта мыслящих и анализирующих сообществ людей. В них представлялись классифицированные наблюдения, которые были связаны с обобщающей характеристикой различных предметов, явлений и жизненных ситуаций.

Это интересно: анафора это что такое?

По мнению ученых одной из важнейших особенностей обобщенных фраз или высказываний является то, что они употребляются при выражении только тех наблюдений, которые говорящему представляются обязательными и бесспорными, поскольку вытекают из объективных особенностей рассматриваемых ситуаций или явлений естественным образом. Поэтому в выражении наблюдений возникает модальное значение неизбежности, необходимости и объективной обусловленности.

В википедии обобщенно-личные предложения имеют следующее значение: они представляют собой односоставные предложения, в которых сказуемое-глагол обозначает действие, выполняемое обобщённым кругом лиц. Сказуемое-глагол стоит в такой же форме, что и неопределённо-личные и определённо-личные предложения.

Читайте также: Крапивин «Дети синего фламинго» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

  1. Не родись красивым, а родись счастливым.
  2. Сделал дело — гуляй смело.
  3. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
Читайте также:
Краткая биография литературоведа и поэтессы Анны Ахматовой, факты о ее жизни и творчестве

Такой тип предложений применяется в случае, когда необходимо назвать важность самого действия, а не лица, влияющего на его воспроизведение, при этом действие происходит вне времени и относится к любому лицу. Данные предложения широко распространяются в русской художественной литературе, поговорках, пословицах и афоризмах. Неопределённо- и определённо-личные предложения также могут выражать обобщенность.

Это интересно: что такое гипербола, примеры в русской литературе.

Что такое обобщённо-личные предложения?

В син­так­си­че­ском стро­е­нии про­сто­го пред­ло­же­ния выде­ля­ют дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния. Характерным при­зна­ком одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие толь­ко одно­го глав­но­го чле­на: под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го. По нали­чию глав­но­го чле­на в виде ска­зу­е­мо­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды гла­голь­ных одно­со­став­ных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • без­лич­ные

Если в пред­ло­же­нии глав­ный член выра­жен толь­ко суще­стви­тель­ным, то это одно­со­став­ное назыв­ное пред­ло­же­ние, кото­рое сле­ду­ет научить­ся отли­чать от непол­но­го дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

К одно­со­став­ным гла­голь­ным пред­ло­же­ни­ям при­над­ле­жит еще один тип пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся обобщенно-личными. Что это за пред­ло­же­ния? Выясним, в чем состо­ит отли­чие обобщенно-личных пред­ло­же­ний от назван­ных одно­со­став­ных предложений.

Их осо­бен­ность состо­ит в том, что обобщенно-личные пред­ло­же­ния не сооб­ща­ют о кон­крет­ных дей­стви­ях, а выра­жа­ют общие суж­де­ния, часто нази­да­тель­но­го харак­те­ра, кото­рые могут быть при­ме­ни­мы к каж­до­му лицу, к любо­му чело­ве­ку, например:

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

С этим утвер­жде­ни­ем, выска­зан­ным в виде посло­ви­цы, согла­сят­ся все, что и явля­ет­ся при­зна­ком обобщенно-личного предложения.

Обобщенно-личные предложения

Грамматические признаки обобщённо-личных предложений

Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские и семан­ти­че­ские при­зна­ки при­су­щи это­му типу одно­со­став­ных предложений:

  1. дея­тель есть, но он не назван, а мыс­лит­ся как некий обоб­щен­ный субъект;
  2. в пред­ло­же­ние мож­но вста­вить под­ле­жа­щее в виде слов «каж­дый», «любой», «все люди»;
  3. по струк­ту­ре сов­па­да­ет с определенно-личными или неопределенно-личными предложениями;
  4. ска­зу­е­мое выра­же­но гла­го­лом 2 лица един­ствен­но­го чис­ла или 3 лица мно­же­ствен­но­го числа;
  5. пред­ло­же­ния явля­ют­ся посло­ви­ца­ми, пого­вор­ка­ми, афо­риз­ма­ми, обще­из­вест­ны­ми исти­на­ми и нравоучениями.

Как писать сочинение-описание

Добрый день, уважаемые гости и постоянные читатели блога «Русское слово».

Обнаружилась ужасная вещь: статья о том, как писать сочинение-описание самым непостижимым образом… исчезла! У меня в статьях встречаются ссылки на страницу статьи о сочинении-описании, а самой статьи нет! Как же так?! И почему вы молчите?! Прошу вас, не спешите уходить с сайта, если что-либо не нашли или есть вопросы! Оставьте свой отзыв, пожалуйста! Не стесняйтесь критиковать меня, мои статьи, ссылки! Задавать любые вопросы и высказывать замечания! Я буду очень благодарна вам за любой комментарий на сайте!

Пришло время, наконец, исправить досадное недоразумение с пропажей статьи и написать новую.

Итак, с чего начать работу над сочинением-описанием? Прежде всего, как и при написании любой работы, надо обдумать цель, тему и основную мысль будущего текста. Как это сделать, можно прочитать здесь.

Перед вами стоит задача: написать сочинение-описание.

Значит, вам надо что-либо ОПИСАТЬ. Описать можно что угодно: предмет, природу, человека, животное, явление, процесс, состояние и т.д.

Описать – значит ответить на вопрос: КАКОЙ? Какой предмет? Какая природа? Какой человек? И т. д…

Таким образом, описать – значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику. Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и ПРИЧАСТИЙ, существительных и наречий.

Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем НЕ БЫТЬ глаголов или их очень мало. В этом — отличие описаний от текстов-повествований ! Почему? В описаниях нет движения. Нет развития действия, нет событий. Тексты описание и повествование различаются, как фотография и видео.

Описание — это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор.

Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Мой совет: используйте в описании глаголы несовершенного вида прошедшего времени.

Пример типичного текста-описания

небо, восход

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

Каких слов в этом отрывке больше?

Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотые – прилагательные.

Читайте также:
Повесть Пушкина "Капитанская дочка": краткое содержание по главам и список главных героев

Освещенные, еще не взошедшего – причастия.

Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.

Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.

Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…

Какие бывают описания?

В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.

Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).

Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».

Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.

Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.

Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.

Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.

Как писать сочинение-описание (план)

  1. Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
  2. Отдельные признаки и детали.
  3. Отношение автора текста к описываемому.

Вот и все на сегодня.

У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!

В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?

Примеры обобщённо-личных предложений

Проверь все элек­тро­при­бо­ры, если ухо­дишь из дома.

Каких толь­ко птиц не уви­дишь в весен­нем лесу!

Не очень-то нын­че стар­ших ува­жа­ют (Островский).

Выходишь ино­гда на ули­цу и удив­ля­ешь­ся про­зрач­но­сти воздуха.

Обобщённо-личные предложения в пословицах и афоризмах

На чужой кара­вай рот не разевай.

Не имей сто руб­лей, а имей сто друзей.

Не откла­ды­вай на зав­тра то, что мож­но сде­лать сегодня.

Не плюй в коло­дец, при­го­дит­ся воды напиться.

Не рой яму дру­го­му, сам в неё попадешь.

Бездонную боч­ку водой не наполнишь.

Отрезавши голо­ву, по воло­сам не плачут.

Гостю щей не жалей, а погу­ще влей.

Что име­ем — не хра­ним, поте­ряв­ши — плачем.

С кем пове­дешь­ся, от того и наберешься.

Вариант 1

Моего лучшего друга зовут Андрей.
Мы встретились в первом классе, и с тех пор мы самые преданные друзья. Мы настолько понимаем друг друга, что иногда нам кажется, будто мы читаем мысли друг дружки. С самого первого дня в школе мы всегда сидим вместе, за одной партой.

На уроке он часто придумывает что-то интересное, над чем смеется весь класс и учитель. Нам никогда не скучно на переменах, потому что мой лучший друг очень веселый и смешной, он всегда может придумать новую интересную игру. В столовую мы тоже ходим вместе, и он никогда не против поделится со мной своей едой. Когда кто-то из нас не понимает школьное задание, мы всегда стараемся друг другу помочь.

А вечером мы часто ходим гулять вместе во двор. Летом играем в футбол и катаемся на роликах, а зимой лепим из снега и ездим по лесу на лыжах. Мы часто бываем друг у друга в гостях, выдумываем и играем в разные игры.

Читайте также:
Краткий пересказ содержания произведения Николая Михайловича Карамзина Бедная Лиза

Я общаюсь с разными людьми, но мой самый лучший друг – Андрей. Ему я могу рассказать о всех своих проблемах, он всегда поддерживает и защищает меня. Я стараюсь отвечать ему тем же. Я очень рад, что у меня есть такой друг!

Сочинение Характеристика хорошо знакомого человека.

Я хочу рассказать о своем закадычном друге – Косте Павлове. Можно сказать, что он мой друг детства – мы с ним дружим на протяжении всей нашей жизни. Костя – мой ровесник, но на первый взгляд он кажется гораздо младше. Думаю, это из-за его маленького роста и худобы. Моя бабушка называет Костю «щупликом». И действительно, у него тонкие руки и ноги, немного вытянутое бледное лицо, кожа с синеватым отливом. На лице моего друга есть две «выдающиеся детали» — это длинный, с горбинкой, нос и большие уши, за которые Костю во дворе дразнят лопоухим. Еще у моего друга есть привычка постоянно «шмыгать носом» — это из-за того, что он часто болеет. И, наверное, поэтому он так любит читать – Костику много времени приходится проводить в больницах и в санаториях. А чем там еще заниматься? Мой друг рассказывал, что сначала он не подходил книгам, но от скуки взял одну – это оказались «Приключения Тома Сойера» М. Твена. Книга так увлекла Костю, что он прочитал ее на одном дыхании, потом попросил принести ему «Приключения Гекльберри Финна», потом – «Принца и нищего»… Но сейчас Костик «отошел» от художественной литературы и всерьез увлекся историей – он изучает историю викингов. Вся его комната завалена и заклеена разными картинками, иллюстрациями, схемами, везде лежат книги и диски о викингах. Я иногда говорю, что мой друг помешался на всем этом. А Костик только злится и продолжает штудирование. Потому что иногда он не понимает, что над ним подшучивают – это качество и веселит, и злит меня одновременно. Ну как можно быть таким занудой! Зато Костя очень усидчивый и кропотливый. Он может очень долго заниматься одним делом, ему нравится копаться в мелких деталях, выполнять «нудную» работу. Наверное, именно поэтому моя бабушка прочит Костику большое будущее и всегда ставит его мне в пример. Меня это, конечно, злит, но и я невольно восхищаюсь терпением и трудолюбием моего друга. Зато Костя совершенно неспортивный человек. Сколько я его помню, у него всегда было освобождение от физкультуры. И в те редкие моменты, когда он посещал уроки, у него всегда были «провалы». Костик не может быстро бегать, не играет в футбол, не умеет подтягиваться. В классе над ним часто подтрунивают или открыто смеются. Но это тогда, когда меня не бывает рядом, – я никому не позволяю издеваться над моим лучшим другом. Да, у него есть недостатки, но у кого их нет! И потом – достоинств у Кости гораздо больше, просто о них не все знают. Мой друг очень верный и преданный человек. Кроме того, он честный и всегда стремится говорить правду. Костик постоянно читает и может порассказать много всего интересного, если, конечно, «разговорить» его. И пусть в школе успехи моего друга оцениваются на «три» или «четыре», но я знаю, что он умный, и думаю, его ждет большое будущее. Я знаю, что могу довериться Косте, рассказать ему обо всем, и он не проболтается, не выдаст. Мне всегда с ним интересно – мы можем часами что-то обсуждать, о чем-то спорить или просто молча думать о своем. Именно Костю я могу назвать своим настоящим, лучшим другом. Я очень дорожу этим человеком и надеюсь, что мы будем дружить всю жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: