Понятие общины: сравнение древнерусских и славянских форм организации общества

Соседская община у восточных славян: образование и историческое значение

Восточные славянские племена достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам – старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина – мужчина средних лет или преклонного возраста – имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

– появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

– владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства – соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Отличия соседской общины от родовой

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

– в родовой общине все было общим – добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

– соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая – родством;

– в родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома – домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

соседская община у восточных славян

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы – выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины – задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее – и рабство).

как называлась древнерусская соседская община

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать – чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

– старейшины – представляли собой административную власть;

– вожди (князья) – осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

– волхвы – духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

соседская община

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады – хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра – Новгород и Киев.

Значение словосочетания «соседская община», признаки

Состав соседской общины

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Читайте также:
РСФСР и СССР: в чём их отличие, как они образовались, судьба РСФСР после развала СССР

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Это интересно: барщина — это что такое, примеры.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.

Сравнение родовой и соседской общин

Какие бывают общины

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую — это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело, с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Это интересно: что такое «аракчеевщина«, определение термина.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Что значит соседская община

  • В соседской общине складывались не просто социальные, а социально-экономические отношения.
  • При форме родовой организации между семьями должно было сохраняться кровное родство.
  • В период соседских отношений появилась частная собственность, т. е. каждая семья могла распоряжаться своей долей самостоятельно.
  • Отдельное семейство занималось исключительно своим участком, отведённым для него.
  • Во времена сельских поселений происходило формирование социальных слоёв.

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Какие бывают общины

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый.

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Что входит в соседскую общину

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины — профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья, каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Читайте также:
Принятие христианства на Руси: значение крещения, его причины и последствия

Князья имели авторитет и военную силу, поэтому они часто отбирали остаточные продукты у простых общинников. Такие деяния подтолкнули к формированию государства, которым стала Киевская Русь.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории — «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения. Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

Эволюция общины

В первой половине X в. дала себя знать общественная тенденция, которая, неуклонно набирая силу в течение последующего столетия, привела в конце концов к полному перерождению социальной организации восточных славян: было положено начало переходу от родоплеменных к земским (территориально-административным) и политическим союзам. В различных областях Русской земли (и за ее пределами) процесс этот происходил неравномерно и с разной степенью интенсивности. Мы опишем только общую его схему.

В начальный период заселения славянами Восточно-Европейской равнины (VI—VII вв.) основой социальной организации была патриархальная родовая община. Каждому такому крупному коллективу родичей принадлежало около 70—100 км 2 окрестных земель, так как подсечно-переложная система земледелия требовала освоения территории, в 10—15 раз превышавшей площадь ежегодного посева.

Родовая община и занимаемая ею земля назывались коном. Понятийные грани древнеславянского слова кон (от инд.-евр. kon/ken — «возникать», «начинаться») чрезвычайно многообразны: это и вообще рубеж, предел, межа, ограниченное место; и затерявшееся во времени начало (отсюда слова «искони», «спокон» и выражения вроде «вот откуда пошел кон земли нашей»); и завершение чего-то («конец», «доконать», «кон его пришел», то есть черед, гибель, смерть); и устойчивый порядок в природе и обществе («закон», «покон»)[393]. Община и была для древнего человека началом и концом, собственником земли, источником правовых норм.

Военная организация кона носила название «сто» и объединяла концы или десятки — большие патриархальные (трехпоколенные) семьи, из которых состояла родовая община. Один из концов почитался старейшим, ведущим происхождение напрямую от предка-покровителя (обычно легендарного), некогда давшего жизнь всему роду. Старейшина такого конца, «владеющий роды своими», возглавлял общину-кон по праву старшинства и назывался «конязь», «кънязь», то есть «старейший в роду», «родоначальник кона». Десять родственных конов составляли «малое племя», выставлявшее в поле «тысячу». Один из таких конов опять же претендовал на большую древность происхождения сравнительно с другими и считался первенствующим, «княжеским». Все родственные друг другу малые племена в их совокупности покрывало общее племенное название («радимичи», «кривичи» и т. д.). Принадлежавшая союзу малых племен территория называлась землей, а общеплеменное ополчение — полком или тьмой[394]. Родоплеменная иерархия старшинства сохранялась и на этом уровне. В союзе малых племен выделялось одно, «старейшее» малое племя со старейшим «княжьим» коном, в котором княжил глава старейшего «княжьего» конца. Он-то и признавался остальными малыми племенами князем земли.

Схема расположения памятников археологии IX—XV вв. Жаровского конца Жабенской волости:

а — городище; б — селища; в — курганные группы; селища XIV—XVI вв.; д — топонимы; е — скопления памятников; ж — приблизительные границы Жаровского конца

В дальнейшем естественный прирост населения, сопровождаемый техническим прогрессом в области земледелия, привел к разрастанию родовой общины и в конечном счете к ее преобразованию в общину сельскую. Повсеместное распространение рала с полозом и окончательный переход в течение X в. к паровой системе земледелия[395] устранили необходимость совместного труда всей общины для расчистки и обработки пашни и сделали возможным существование индивидуальных хозяйств. Из общины-кона выделились большие патриархальные семьи («концы»), которые затем сами распались на так называемые неразделенные семьи в составе отца и взрослых (женатых) сыновей. В результате количество поселений в некоторых областях увеличилось в пять раз[396].

Исследования памятников материальной культуры первой половины X в. выявили примерно одинаковую картину устройства сельской общины в разных восточнославянских землях. Подавляющее большинство сельских поселений этого времени, сосредоточенных в Поднепровье и Прикарпатье, представляет собой небольшие скопления жилищ (от двух до шести в группе) на берегах больших и малых рек; каждое жилище (полуземлянка с печью-каменкой) рассчитано на проживание четырех—шести человек, способных сообща вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Неподалеку находятся курганные могильники с одиночными захоронениями, пришедшие на смену коллективным погребальным усыпальницам. Около десятка таких групповых селищ и индивидуальных усадеб обыкновенно составляют как бы «гроздь» или «гнездо» поселений, разместившееся на участке земли площадью от 70 до 100 км 2 . Каждое «гнездо» окружает полоса необжитых земель шириной 20—30 км — своеобразная пограничная территория, отделяющая его от другого «гнезда». Подобную структуру славянских поселений принято рассматривать как археологическое свидетельство разрастания больших патриархальных семей и выделения из них неразделенных семей, в которых некоторое время сохранялась традиция не отделять женатых сыновей, ибо «только этим можно объяснить существование неразделенной, двухпоколенной семьи, состоящей из отца и его взрослых сыновей»[397]. В северных землях во многих местах продолжали существовать большие патриархальные семьи, распад которых был задержан неблагоприятными условиями хозяйствования.

Читайте также:
Кратко о реформах Петра Столыпина: цели, описание; предыстория аграрной реформы и ее итоги

Развившись из родовой общины с ее обычаями общежития, взаимопомощи и совместного ведения хозяйства, сельская община сохранила многие присущие ей черты. Земля оставалась в коллективной собственности, пользование водоемами, лесами, сенокосами, пастбищами по-прежнему осуществлялось сообща. Общинная сплоченность проявлялась в совместном отправлении религиозных ритуалов, бытовых и календарных праздников, а также в коллективной материальной ответственности общины перед верховной властью за выполнение повинностей и податей и перед законом — за правонарушения отдельных членов общины. Крестьянские родовые гнезда, сообща владевшие землей и сообща исправляющие повинности, сохранялись в отдельных российских землях до самого конца XVIII в. Об их существовании говорит, в частности, наличие на Руси множества сел с окончаниями на -ичи, -овичи, -вцы (по имени родоначальника): Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи и т. д. Не случайно русские люди привыкли даже к чужому человеку обращаться со словами, взятыми из круга родственных отношений: дядя, мать, отец, сынок, внучка, дед, бабка и т. д. Таким образом, родовое сознание воспроизводило родовые отношения даже в тех племенных союзах, которые уже не являлись собственно родовыми.

Поскольку выделившиеся из большесемейных общин-концов неразделенные семьи не утратили чувства «исконного» (родового, социального и территориального) единства, то и древняя родовая терминология удержалась в обиходе, однако содержание ее коренным образом обновилось. На смену родоплеменному принципу членения (и объединения) общества пришел территориальный (земский). Восточнославянская сельская община X в., наследница родового кона, превратилась в территориальное объединение неразделенных семей, большей частью еще связанных между собою узами родства[398], но уже экономически самостоятельных. Основной общинной единицей стал теперь конец, но уже в качестве территориально-административного образования, союза сельских общин, возникших на месте раздробившейся большесемейной общины.

В древнерусских источниках славянская сельская община часто именуется также вервью. Значения обоих слов — «конец» и «вервь» — почти полностью совпадают. «Вервь» — это нить, шнур, веревка, обыкновенно употреблявшаяся для обмера земельных угодий, равно как и сама земельная мера[399]. То же и «конец»: нить, пряжа, мера длины (2 м 13 см)[400]. Следовательно, в том и другом случае преобразование в социальный термин произошло на сходной семантической основе и по одинаковой схеме. «Вервь», «конец», взятые в социальном смысле, означали одно и то же — сельскую общину, состоящую из родственников[401], и одновременно принадлежащую этой общине землю. По всей видимости, это были равнозначные понятия в разных славянских диалектах. Территориально-административный термин «конец» был в употреблении преимущественно у славян, живущих в верховьях Днепра и севернее, тогда как термин «вервь» бытовал в южнорусских землях. «Кон» тоже не исчез из языка. Статья 38 Русской Правды содержит выражение «водить по конам», безусловно означающее обход или объезд участниками судебного процесса соседних общин. Таким образом, «кон» здесь равен «концу», «верви».

Соответствующие изменения претерпели и военно-учетные термины, которые теперь стали прилагаться не к воинским подразделениям родоплеменного ополчения, а к территориям. Понятие «ста» было перенесено на «конец», перенявший условно-десятичный принцип территориально-административного устройства[402].

Формирование земского принципа общинной организации внесло важные новшества в начала самоуправления сельских общин. Многие родовые порядки канули в прошлое. Это прежде всего касалось состава народных собраний, на которых прежде присутствовали все взрослые мужчины общины-кона. Теперь родовая демократия уступила место земской. Возникло, так сказать, представительское вече. Право участия в собраниях было делегировано главам неразделенных семей. Отстранение (или скорее самоустранение) большинства общинников от участия в политической жизни не только «земли» в целом, но даже и своей «сотни» было обусловлено естественным ходом вещей, так как при значительном территориальном разбросе общинных поселений в пределах конца/верви регулярно собирать все мужское население было нелегко, да и не всегда возможно, — скажем, в разгар полевых работ или в случае внезапной внешней угрозы.

Читайте также:
Открытия Дежнева на севере Евразии, их значение, биография русского путешественника

В летописи упоминаются старосты («старшины сотен»[403]) или сотские, которые возглавляли отряды земского ополчения — концов/сотен. Должно быть, старосты принадлежали к родовой аристократии и во время войны выполняли функции общинных воевод, возможно, на выборной основе. Не исключено, что так теперь назывались предводители старейших родовых гнезд-конов, некогда выпустивших из себя концы/верви. Перестав быть абсолютными владыками над жизнью и смертью вервников, они, вероятно, еще некоторое время по старинке именовались «князьями», то есть господами, вельможами, знатными людьми. Но термин «князь» в этом значении постепенно вытеснялся термином «боярин». Обособление Русской земли от державы «светлых князей» способствовало тому, что под «князем» на Руси стали понимать преимущественно политического суверена — «русского князя»[404], представителя великокняжеской династии Киева. Этим, по всей видимости, объясняется то обстоятельство, что, упоминая вскользь о восточнославянских «княжениях» — остатках родоплеменных администраций, — летопись умалчивает о возглавлявших эти архаические институты восточнославянских «князьях»-старостах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Альтернативные общины

Альтернативные общины Несмотря на неудачу экспериментов Оуэна, движение общин ширилось, особенно в США. Дело в том, что и до Оуэна оно уже имело здесь свою историю, связанную с деятельностью религиозных проповедников. Оуэн отличался от них чисто социальным, светским

Жизнь вне общины

Жизнь вне общины Как в XVII–XVIII вв., в городской среде появлялись евреи, отказавшиеся от национальной традиции. В 1834 г. из Бердичева в Москву приехала большая семья Рубинштейнов, которая, приняв православие, вырвалась из черты оседлости. Один из Рубинштейнов, Григорий

Общины без права голосования

Общины без права голосования Граждане общин, не имевших права голосования (civitates sine suffra­gio), — исторически эти общины также возникли из иностранных поли­сов, подчиненных Римом, и сохранили право самоуправления (хотя и не­сколько ограниченное). Но римское правительство

ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ОБЩИНЫ»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ОБЩИНЫ» ДИСКУССИИ И ДОКУМЕНТЫ ТЕМ ВРЕМЕНЕМ «общинные социалисты» продолжали собирать плоды комсомольской кампании. Студенты истфака ждали политических выступлений. В моду входило атаковать коммунистическую систему через критику сталинизма. Уже через

Хреппы — общины

Хреппы — общины Независимость землевладельцев поддерживалась также институтом общины, так называемым хреппом (дисл. hreppr, мн. ч. hreppar). Каждая община состояла как минимум из двадцати землевладельцев, обязанных платить тинговый налог (дисл. ?ingfararkaupsb??ndar). Такие

Бедствия св. общины Острог и св. общины Заслав

Бедствия св. общины Острог и св. общины Заслав И было после того, как враги заняли Полонное и сделали там все, что только хотели, — они отправились в св. общину Заслав, разграбили всю общину и убили около 200 душ из оставшихся там, не смогших бежать по причине болезни, — а

Бедствия св. общины Бар

Бедствия св. общины Бар Татары и православные совершенно разорили оставленный поляками лагерь, захватив в нем множество серебра, золота, телег и прекрасных коней. И отправился Хмель (д.с.е.и.) со всем своим войском на овладение укрепленных городов, находящихся в Польше, а

ВОЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ

ВОЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ Мы кончили изучение удельного порядка владения и того процесса, которым одно из удельных княжеств поднялось над другими и потом поглотило все другие. Мы останавливаемся на половине XV в., на том моменте в истории Московского княжества, когда оно

Будни общины

Будни общины Пришла пора рассказать о том, как функционировала община.Никаким законом периодичность переделов земли в общине не устанавливалась, это решали сами крестьяне. Где-то переделы проходили чаще, где-то – реже, местами вообще не проводились. Такой вариант

Общины

Общины Общины — это композиции домов и зон активности в рамках одного поселения: группа отдельных людей и домашних хозяйств, которые обычно располагаются рядом. Общины покрывают обширный спектр поселений, от крохотных стоянок охотников-собирателей до огромных городов.

Новые общины

Новые общины Сразу же после Опиумных войн, навязанных английскими колонизаторами Китаю в 1840 и 1860 гг. «некоторые евреи, пользовавшиеся покровительством англичан, переехали в Шанхай и Гонконг, где они занимались перевозкой опиума и хлопка».[79] Именно отстаивая их интересы,

Указ Св. Синода о возведении Козельщанской женской общины в общежительный женский монастырь, о назначении настоятельницей монастыря начальницы общины монахини Агнии [5] и посвящении ее в сан игумении:

Указ Св. Синода о возведении Козельщанской женской общины в общежительный женский монастырь, о назначении настоятельницей монастыря начальницы общины монахини Агнии[5] и посвящении ее в сан игумении: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий

Общины

Общины Небольшая крестьянская усадьба были основой существования деревни и тех селений, что были связаны с неким центром — крупным селом или городом. Такой город и селения на замкнутом территориальном пространстве были объединены в определенный округ, например, села

Читайте также:
Стояние на реке Угре: причины, ход событий, итог и краткое описание борьбы против ига

Специфические черты Древнерусского государства

Древнерусское государство с самого начала было полиэтничным. Славяне ассимилировали балтские, финно-угорские, иранские и другие племена. Так образовался древнерусский народ. Каждая составляющая народности внесла свой вклад в своеобразие общества.

Важно отметить, что в Древнерусском государстве сошлись этносы с разной организацией общины. У славян была территориальная община, у русов, этнически разных, община была кровнородственной.

Разные типы общин вообще-то предполагают соответственно различное формирование государственности. В кровнородственных общинах расслоение идет как внутри родов, так и между ними. Иначе это называется «римским вариантом» политогенеза. Этносы с кровнородственной общиной характеризуются тем, что государство у них образовывалось после установления власти одного сильного рода или племени над другими.

У этносов с территориальной общиной государство формируется иначе. Славяне занимались земледелием издревле. Вероятно, поэтому у них рано сформировалась территориальная община, которая заменила кровнородственную. В соседской славянской общине отсутствовал культ рода и племени, в нее легко могли войти иностранцы. Управление территориальной общиной связано с хозяйством, и роль выборных должностных лиц была велика. Хозяйственные нужды ограничивались пределами волости. На более широких территориях сферой общих интересов было только поклонение богам, ритуалы для заключения браков и отношения с иными племенами. Следовательно, иерархия у славян формировалась снизу вверх. Прокопий Кесарийский заметил, что славяне живут в народоправстве, а не управляются одним человеком. Это означает, что управление было связано у славян с хозяйствованием, и старейшин выбирали на народном собрании – вече. Славяне быстро ассимилировали другие этносы благодаря территориальной общине. У славян, согласно источникам, отсутствовало рабство, пленники могли выкупиться или остаться жить в общине как равные.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности жизни славян

Археология позволяет достаточно подробно описать жизнь славян. Это был оседлый народ, занимавшийся пашенным земледелием, археологический материал богато представлен орудиями труда – сошники, рала, плужные ножи, плуги. Славяне принесли пашенное земледелие в Восточную Европу. У них было натуральное хозяйство. Община обеспечивала себя сама, предметы ремесла делали не на продажу, а для нужд общины. В связи с этим у них не было до X века гончарного круга. Грубая лепная керамика является отличительной чертой славянской культуры.

Поселения строились на берегах рек, по размерам были небольшие, состояли из $15-20$ малых полуземлянок, в которых проживали малые семьи, то есть муж, жена и их дети. Отличительной чертой славянского жилища была каменная печь в углу полуземлянки. Среди славян распространено было многоженство. Погребальный обряд предполагал трупосожжение. Что касается религии, то у всех славян верховные боги связаны с земледелием. Необходимо отметить, что в славянском язычестве отсутствовали человеческие жертвоприношения.

Как воины славяне были достаточно хороши, умелы и изобретательны, потому что к этому подводит существование территориальной общины, где в случае опасности каждый мужчина владеет оружием. Любопытно, что византийцы, со своей строгой организацией всегда проигрывали хаотичным славянам, ведущим нечто вроде партизанской войны.

Зарубинецкая культура во многом опережала ранние государства. Вспомним хотя бы «Змиевы валы», которые огородили культуры от степных набегов и одновременно сняли необходимость укреплять каждое поселение.

Ранней формой государства было полиэтническое объединение черняховской культуры $II-IV$ вв.

Появление славянских государств

С $VII$ века на местах проживания славян стали появляться первые государства. В $681$ г. с приходом в славянское Подунавье кочевников-болгар образовалось Первое Болгарское царство. В $VIII-IX$ вв. сформировалось Великоморавское государство, а также Хорватское государство и сербские княжества.

В $VI$-начале $VII$ вв. сложились племенные союзы восточных славян на территории от Карпат на западе до Днепра и Дона на востоке и до Ильменя на севере. Это были союзы словен, северян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей, полян, дреговичей, полочан и др. Фактически эти союзы были государствами. К $IX$ веку восточнославянские союзы занимали огромные территории, которые превышали размеры большинства государств Западной Европы. В этих союзах существовала княжеская власть, уже выделившаяся, но не до конца обособившаяся. Города славян были административными центрами племен, а также местом защиты сельских жителей в случае опасности извне. К числу таких городов в $IX$ –первой половине $X$ вв. относятся Киев у полян-руси, Новгород у словен на Ильмене, Искоростень у древлян, Смоленск у кривичей. Жители городов делились на тысячи, сотни и десятки, руководил таким делением тысяцкий которого избирали на вече. Можно сказать, что у славян сложилась земская власть, она возникла историческим путем и была наиболее удачной формой организации для славян.

Таким образом, можно заключить, что государственность у славян оформилась действительно раньше появления княжеской династии. Политическими центрами являлись в то время Новгород и Киев.

Земская власть была крайне удачна с экономической точки зрения и вполне естественна, однако она не могла объединить огромные пространства восточнославянских территорий. Это могла сделать только внешняя власть. Таким объединителем стали русы, соединившие в себе выходцев с Прибалтики Придунавья, Приднепровья и Подонья. Эта внешняя власть действовала, разумеется, и в своих интересах, но также исполняла организацию обороны и походов на внешних врагов.

Читайте также:
Русско-японская война 1905 года: причины, основные события, итоги и последствия

Формирование единого государства

В $IX-X$ вв. Древнерусское государство было объединением разных княжеств под властью киевского князя, выходца из «руси». Позднее киевский князь стал носить титул великого князя, главного среди других. Каждое княжество объединяло территории нескольких племен. Во главе княжеств был свои князья, например, у древлян, радимичей, кривичией. Кстати, вятичи достаточно долго вообще не входили в состав Древнерусского государства и оставались независимым государством.

Киевский князь был главой государства, а также владел своим княжеством. Главные города киевского княжества располагались на территории полян-руси: Киев, Чернигов, Переяславль. У киевского князя была своя аристократия в подчинении – бояре, дружина и «градские старцы». В городах славян действовало вече, которое было советом горожан. Авторитет веча был иногда выше княжеского. В связи с этим жители городов довольно часто сами решали, кто будет у них княжить, приглашая угодного им князя и изгоняя провинившегося.

Киевский князь заключал некий договор с местными князьями. По условиям этого договора киевский князь собирал дань, «полюдье», в землях местных князей. Полюдье обычно проводилось по осени и зимой лично князем и его дружиной. В свою очередь киевский князь гарантировал защиту земель, которые ему были подвластны. И далее, местные князья собирали ополчение в случае общего похода за границу.

Взаимоотношения земской власти и верховной были весьма трудными, часто возникали конфликты, в которых земская власть зачастую откупалась данью. Совместные походы были проявлением не солидарности и мирного сосуществования в большей мере, а необходимостью противостояния внешним врагам. С таких позиций результат образования государства единого типа был положительным.

Древнерусское общество

Традиционное древнерусское общество, основу которого составлял эволюционный тип социального развития, было многоукладным. С одной стороны, Русь называли «Гардарикой» – страной городов, в которых большое развитие получило ремесленное производство и торговля. С другой стороны, Русь была страной аграрной, земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получило подсечно-огневое земледелием.

Городские поселения у восточных славян появляются еще в догосударственный период. Они зарождались на родоплеменной основе вследствие территориального слияния нескольких соседских общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесно связаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находился князь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание (вече); жрецы, а позже православное духовенство исполняли культовые обряды. Это были «правящие» города с зачатками публичной власти.

В связи с образованием Древнерусского государства родоплеменные связи в Х-XI вв. окончательно уступают место территориальным, а города становятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурными центрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжали заниматься сельским хозяйством.

Отдельные города располагали собственными войсками, приглашали на службу князей, имели посольские связи с другими странами и, по существу, являлись городами-государствами. Наиболее крупные города являлись резиденциями княжеской власти. В Киеве находился великокняжеский престол.

В IX – начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский. В его облике постепенно утрачивались черты военного вождя, князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.

Князь правил вместе с дружиной, большую роль в которой играли наемники, вначале варяги, а затем в киевский период – «степняки» (представители соседских тюркских племен). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (договорный) характер, однако в отличие от Западной Европы эти отношения на Руси юридическими актами не оформлялись. Во многом они еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.

Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.

В период расцвета Древней Руси (конец Х – первая половина ХI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, т.е. на Руси существовал родовой сюзеренитет. В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старейшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными междуусобными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины ХI в. для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.

Читайте также:
Восстание на сенатской площади в декабре 1825 года: причины, предпосылки, итоги

На местах функции управления еще долго выполняла племенная знать (князья «светлые и великие», «княжье», «старцы градские»), но «под рукою» великого князя. Находясь в Киеве, князь назначал в местные центры своих посадников, которые следили за сохранением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и его дружины. В XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани – «данщики» и такие должностные лица, как «мытники», взимающие торговую пошлину; «вирники» – денежный штраф за убийство свободного человека; «пятенщики», бравшие пошлину за продажу лошадей.

В Древнерусском государстве не было еще четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое во многом еще опирались князья в практике управления и судопроизводства.

В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон: каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах – поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» – штраф за убийство свободного человека, «продажу» – штраф за другие виды преступлений).

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи, Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что они находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, что свидетельствовало о наличии элементов народного самоуправления в Древней Руси. Довольно часто вече избирало князей, так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народным собранием.

По мере укрепления княжеской власти и роста его административно-управленческого аппарата заметно снижается роль вече в политической жизни Древней Руси. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове и Новгороде.

По мере укрепления государственности в Киевской Руси формируется древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при великом киевском князе Ярославе Мудром (1019-1054 гг.). В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая потом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина ХI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве.

После образования Древнерусского государства великий князь на основе принципа редистрибуции («власть рождает собственность») становится номинально и верховным собственником всей русской земли. Тем самым можно говорить о возникновении на Руси государственной собственности на землю, на основе которой в древнерусском обществе стали зарождаться феодальные отношения. В этом состояла одна из особенностей развития феодализма на Руси по сравнению с Западной Европой, где основой феодальных отношений являлась вначале корпоративная, а затем и частная собственность на землю. Феодальными называются отношения между владельцами земли и крестьянами, которые пользуются этой землей, ведя на ней свое хозяйство. За пользование землей крестьяне выполняли феодальные повинности, отрабатывая, например, определенное время в хозяйстве феодала, а также выплачивая ему оброк продуктами или деньгами. Присвоение феодалом этих повинностей получило название феодальной ренты.

В Западной Европе, где феодализм развивался на основе частного землевладения, первоначальной была отработочная форма ренты. Поскольку у древнерусских князей как владельцев земли не было своего хозяйства, то на Руси вначале появилась натурально-денежная рента, возникшая на основе дани как военной контрибуции с подвластного населения.

Читайте также:
Поход Олега на Киев, объединение земель Киева и Новгорода

При феодализме владельцы земли могли передавать ее в условное держание другим лицам, как правило, служилого звания, которые за службу получали с крестьян феодальную ренту. На этой основе складывались отношения сюзеренитета-вассалитета, которые в странах Западной Европы носили юридически договорный характер. Поскольку не Руси примерно до середины ХI в. отсутствовало частное землевладение, а князья и дружинники не имели собственного хозяйства, то князья предавали отдельным служилым людям право сбора дани с подвластного населения, т.е. как бы делились с ними частью феодальной ренты.

Частное землевладение в Древней Руси появляется только во второй половине ХI в. С одной стороны, представители княжеского рода обзаводятся собственным хозяйством, с другой, – местная племенная знать превращает часть общинных земель в свою собственность. Феодальным собственником становится и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина. Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи служилым людям права сбора дани вводится практика «кормлений», передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.

Крестьянское население Древней Руси жило общинами, основную часть которой составляли лично свободные общинники – «люди» Древнерусская соседская община («вервь») владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведение своих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя, которая заключалась в выплате дани на нужды князя и его дружины, содержание государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе «полюдья» (объезда князем подвластной территории). Постепенно на смену «полюдья» пришел «повоз» (доставка дани в административные центры – «погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.

По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально-зависимых, но юридически свободных общинников называли смердами.

Во второй половине XI в. появляются «закупы», крестьяне взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочим скотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчиннику с процентами. «Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен, например, возможности свободного передвижения. Если же «закуп» пытался бежать от своего господина, то его превращали в холопа (раба), хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе юридически свободное состояние.

При княжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов», «рядовичей». Так назывались различные категории лично зависимого населения. «Челядь» состояла из рабов-военнопленных, «холопы» были рабами, в которых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и «закупы». Однако рабство на Руси, хотя и широко было распространено, но носило в целом патриархальный характер. Более того, в отличие от античных рабы на Руси были защищены законом (например, наказывалось убийство раба, предоставлялась возможность использовать его в качестве свидетеля в суде).

«Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») с господином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников, тиунов) или занимались сельскими работами.

С образованием Древнерусского государства и принятием христианства происходит трансформация ментальности восточных славян, в которой постепенно утверждаются православные представления о природе и целях государственной власти как власти верховной, направленной не только на защиту страны от внешних врагов, но и поддержание порядка и согласия в обществе. В этом, например, усматривали летописцы высший долг великокняжеской династии на Руси, осуждая «окаянных» князей за междуусобные распри.

Социальная структура древнерусского общества

Социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их прав и обязанностей. Такое деление общества всегда было, есть и будет, потому что всегда будут богатые и бедные. Сегодня мы подробно рассмотрим социальную структуру древнерусского общества.

Если рассматривать эту систему сверху вниз, то можно представить себе обычную пирамиду. На самой вершине находятся привилегированные сословия, которые обладают силой и властью, а внизу находятся самые бедные и слабые, то есть ущемленные в правах.

В самом начале своего образования славяне жили небольшими группами, члены которых были между собой связаны кровными узами. Это был род. Когда людей стало больше, строй изменился, и тогда появилась община. Здесь кровная связь играла меньшую роль. Источником объединения были общие интересы или проблемы.

Читайте также:
Что такое инквизиция история становления течения жертвы и приговоры инквизиции мифы о кострах инквизиции

Структура древнерусского общества стала формироваться при появлении князей. Сначала их избирали из числа жителей общины для решения военных вопросов. Однако позже такие люди стали укреплять свою власть. Теперь они получали титул князя пожизненно, кроме того, могли передавать по наследству. Это было только начало.

Постепенно с появлением постоянного источника власти, аппаратом управления и торговли сложились такие классы:

Высший класс (Сюда входили князья, дружинники, крупные землевладельцы, то есть бояре, жрецы).

Средний класс (Сюда входили купцы, ремесленники, владельцы маленьких участков земли в селах, простые горожане)

Низший класс (Сюда входили бедные крестьяне, которые в свою очередь подразделялись на невольников и полусвободных)
Итак, во главе государства стоял князь. Он имел абсолютную власть, сам вершил правосудие, собирал дань, устраивал военные походы. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Стоит заметить, что так было не везде. В Новгороде основной властью обладало вече. В него входили почтенные старцы, которые избирали нового князя, но при этом существенно ограничивали его власть. Членами высшего класса являлись так же дружинники, то есть приближенные воины князя.

Крупные землевладельцы или бояре так же обладали властью. Они выходили из числа дружинников князя или из знатных родов. Обладали обширными землями на территории государства. На этих же владениях жили крестьяне, которые тоже имели свои разделения, но об этом позже.

Жрецы тоже являлись почетными людьми. Считалось, что именно от них зависит жизнь. Только жрецы могли поддерживать связи с богами, а так же давать благословения и предсказания. Эти люди по другому назывались волхвами. Чаще всего жили закрытой и тайной жизнью, являлись участниками жертвоприношений и языческих праздников.

Основным источником дохода для государства являлись люди производства и торговли, то есть купцы и ремесленники. Они разделялись на богатых и бедных. Этот социальный слой считался наиболее предприимчивым. К этому же слою еще относятся граждане городов, члены казначейства, лекари и так далее. Именно из этого класса населения в случаи необходимости формировали народное ополчение.
К самому низшему и бедному сословию относились люди, которые не могли свободно распоряжаться своей судьбой.

Полусвободные (закупы и смерды). Первые – это те крестьяне, которые заключили договор с вышестоящим феодалом, либо имели перед ним долги. Смерды – крестьяне, проживавшие на княжеской земле. Землю, на которой живут и работают, могли передавать по наследству. Если же наследника нет, то территория отходила князю.

Невольные (холопы, челядь). Первые – это фактически рабы, которые являлись выходцами из простого населения. Стать челядью можно было за преступления или долги. Кроме того ребенок, рожденный холопами являлся частью этого класса. Челядь – те люди, которые попали в рабство, как военнопленные.

С приходом в древнерусское государство христианства (православия) появилась еще одна прослойка, которая позже стало частью высшего класса. Это духовенство. Оно так же разделялось на две составные части: белые и черные. К белым относились священники, дьяконы, епископы и так далее по иерархической лестнице до митрополита. Эти люди пользовались особым почитанием. К черному духовенству относились монахи.

От того, к какому классу принадлежал человек, зависела вся его жизнь.
Это регулировалось и законами. Если за убийство боярина следовала либо казнь, либо огромная плата, то за смерть холопа или челяди никого не наказывали. Иногда бывало, что за убийство представителя низшего класса тоже платили цену, но это были не такие большие деньги.

Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить.

Община у восточных славян

Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

Если на юге, в лесостепи, условия для земледелия были благоприятны, и славяне здесь унаследовали навыки и многосотлетний опыт иранского (и фракийского) населения, то в северных районах земледелие было в основном подсечным и в целом малоприбыльным, однако столь же необходимым для повседневной жизни людей. государственность политический русь славянин

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

Читайте также:
Смоленское сражение 1941 года, его ход на различных этапах и итоги битвы

Сначала это была родовая община.

Род (коллектив родственников, ведших свое происхождение от общего, зачастую легендарного, предка) состоял из парных семей, на смену которым, со временем, приходили большие семьи. Во главе рода стоял родоначальник, который совместно с главами семей управлял делами рода, а на войне предводительствовал отрядом сородичей. Для родовых объединений характерна жесткая, обусловленная традициями, регламентированность жизни, общая собственность на основные средства производства, круговая порука, кровная месть. Последняя являлась не только средством защиты сородичей, символизируя неразрывность кровных уз, но и действенным средством поддержания общественного порядка в условиях отсутствия или слабости элементов публичной власти. Несколько родов объединялись в племя, несколько племен – в племенные союзы.

Градация у славян VI-VII вв. выражена слабо и не имеет ничего общего с системой господства-подчинения. Весь народ, «люди», обладает правом на участие в родовой и племенной собственности, представляет вооруженную силу (народное ополчение) и принимает непосредственное участие в племенном управлении (народное собрание). Для ведения боевых действий выбирались военные предводители – вожди.

Власть военного вождя, прежде чем перейти во власть князя, проходит ряд этапов в своем развитии. Если вождь племени избирался на время боевых действий, то власть князя племенного союза имеет более сложный характер. Это уже постоянное должностное лицо, ведающее, помимо преобладающих по-прежнему военных функций, вопросами внутреннего строительства союза и внешней политикой под контролем совета старейшин и народного собрания.

Между князьями, возглавлявшими племенные объединения, велось постоянное соперничество, что мешало им объединиться под властью одного вождя. По мере возрастания плотности населения усиливается консолидация племен, появляются города, как координирующие военные, политические, административные и религиозные центры, постоянная княжеская власть. Однако основным субъектом власти оставался народ. В трехступенчатом механизме власти: князь – совет старейшин – народное собрание, решающее слово оставалось за последним.

Племенные союзы не были еще протогосударствами. Они целиком укладывались «в систему родоплеменных отношений». Платонов С. Ф.Полный курс лекций по русской истории. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 35. Князь мог избираться из представителей одного рода. Причем предусматривалось преимущество дяди – перед племянником, старшего брата – перед младшим. Этим и объясняется наследование столов не от отца к сыну, а от брата к брату, распространенное в Киевской Руси. В первой половине IХ в. наблюдались новые черты в характере княжеской власти: князь все больше расширяет свои права в сфере внешней политики, управления, суда и религии. Но здесь нет узурпации, а идет добровольная передача прав. У князей не было постоянной дружины. Княжеская власть находилась, по-прежнему, в органическом единстве с остальными элементами трехчленной структуры родоплеменного строя, каждый из которых, взятый в отдельности, не был самодостаточным.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями Члены соседской общины – верви – были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на ее территории, круговой порукой. В состав общины входили не только земледельцы, но и ремесленники, которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Общинник мог выйти из общины. В этом случае он уже не пользовался ее покровительством и назывался изгоем.

Славянские племена в IХ в. перешли от чисто племенного быта к земскому, т.е. образовали княжения – земли, пределы которых не всегда совпадали с границами племени. Каждая земля состояла из старшего города (Киев, Смоленск, Новгород и др.), пригородов (младшие города, как, например, Изборск, Белоозеро) и волостей – округа, подчиненного каждому пригороду в отдельности.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: