Республики России как субъекты федерации – территория и населенные пункты

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Понятие об административно-территориальном устройстве, основные принципы

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы. Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Читайте также:
Исток реки Миссисипи: где находится, длина, Миссури и иные притоки в бассейне

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры. Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек. Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Закрытое административно-территориальное образование – образование, в границах которого располагаются промышленные предприятия военной отрасли – разработка, изготовление, ранение, утилизация оружия массового поражения; переработка радиоактивных материалов; военные и иные объекты, которые обладают особым режимом безопасного функционирования и ораны государственной тайны, в частности специальные условия проживания граждан на этой территории.

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России. Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом. В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация административно-территориальных единиц;
  • Установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
  • Определение и перенос административных районных центров;
  • Рассмотрение предложений о присвоении административно-территориальным единицам, их переименовании.
Читайте также:
Список стран Зарубежной и Северной, Центральной и Южной, Восточно и Западной Азии с их столицами

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

Российская Федерация

В списке перечислены все регионы России. Каждый субъект Российской Федерации имеет определенный статус: область, республика, край, автономная область, автономный округ или город федерального значения. Общее количество регионов в России – 85. По численности населения самым большим регионом России является город федерального значения Москва, там проживает свыше 12 миллионов человек, а неофициально – еще больше. При этом Москва – один из самых маленьких регионов по площади, меньше лишь другие два города федерального значения – Севастополь и Санкт-Петербург. Самый же крупный регион по размеру своей территории – Республика Саха (Якутия). Причем Якутия настолько велика, что превосходит почти все страны мира и могла бы втиснуться по данному показателю вслед за Индией (7 место из 197). И всего 10 стран крупнее другого региона России – Красноярского края.

Название
А→Я
Статус ↑↓ Административный
центр
Площадь,
км 2 ↑↓
Население,
чел ↑↓
Адыгея республика Майкоп 7 792 449 171
Алтай республика Горно-Алтайск 92 903 213 703
Алтайский край Барнаул 167 996 2 384 812
Амурская область Благовещенск 361 913 809 873
Архангельская область Архангельск 589 913 1 183 323
Астраханская область Астрахань 49 024 1 021 287
Башкортостан республика Уфа 142 947 4 071 987
Белгородская область Белгород 27 134 1 547 936
Брянская область Брянск 34 857 1 232 940
Бурятия республика Улан-Удэ 351 334 978 495
Владимирская область Владимир 29 084 1 405 613
Волгоградская область Волгоград 112 877 2 557 397
Вологодская область Вологда 144 527 1 191 010
Воронежская область Воронеж 52 216 2 331 147
Дагестан республика Махачкала 50 270 2 990 371
Еврейская автономная область Биробиджан 36 266 168 368
Забайкальский край Чита 431 892 1 087 452
Ивановская область Иваново 21 437 1 036 909
Ингушетия республика Магас 3 628 463 893
Иркутская область Иркутск 774 846 2 414 913
Кабардино-Балкария республика Нальчик 12 470 860 709
Калининградская область Калининград 15 125 968 944
Калмыкия республика Элиста 74 731 280 564
Калужская область Калуга 29 777 1 010 486
Камчатский край Петропавловск-Камчатский 464 275 317 269
Карачаево-Черкесия республика Черкесск 14 277 469 060
Карелия республика Петрозаводск 180 520 632 533
Кемеровская область Кемерово 95 725 2 724 990
Кировская область Киров 120 374 1 304 348
Коми республика Сыктывкар 416 774 864 424
Костромская область Кострома 60 211 654 390
Краснодарский край Краснодар 75 485 5 453 329
Красноярский край Красноярск 2 366 797 2 858 773
Крым республика Симферополь 26 081 1 895 915
Курганская область Курган 71 488 869 814
Курская область Курск 29 997 1 117 378
Ленинградская область Санкт-Петербург 83 908 1 775 540
Липецкая область Липецк 24 047 1 157 865
Магаданская область Магадан 462 464 148 071
Марий Эл республика Йошкар-Ола 23 375 687 435
Мордовия республика Саранск 26 128 808 888
Москва город федерального значения Москва 2 511 12 197 596
Московская область Москва 44 379 7 231 068
Мурманская область Мурманск 144 902 766 281
Ненецкий автономный округ Нарьян-Мар 176 810 43 373
Нижегородская область Нижний Новгород 76 624 3 270 203
Новгородская область Великий Новгород 54 501 618 703
Новосибирская область Новосибирск 177 756 2 746 822
Омская область Омск 141 140 1 978 183
Оренбургская область Оренбург 123 702 2 001 110
Орловская область Орёл 24 652 765 231
Пензенская область Пенза 43 352 1 355 618
Пермский край Пермь 160 236 2 637 032
Приморский край Владивосток 164 673 1 933 308
Псковская область Псков 55 399 651 108
Ростовская область Ростов-на-Дону 100 967 4 242 080
Рязанская область Рязань 39 605 1 135 438
Самарская область Самара 53 565 3 212 676
Санкт-Петербург город федерального значения Санкт-Петербург 1 439 5 191 690
Саратовская область Саратов 101 240 2 493 024
Саха (Якутия) республика Якутск 3 083 523 956 896
Сахалинская область Южно-Сахалинск 87 101 488 391
Свердловская область Екатеринбург 194 307 4 327 472
Севастополь город федерального значения Севастополь 1 080 398 973
Северная Осетия – Алания республика Владикавказ 7 987 705 270
Смоленская область Смоленск 49 779 964 791
Ставропольский край Ставрополь 66 160 2 799 473
Тамбовская область Тамбов 34 462 1 062 421
Татарстан республика Казань 67 847 3 855 037
Тверская область Тверь 84 201 1 315 071
Томская область Томск 314 391 1 074 453
Тульская область Тула 25 679 1 513 570
Тыва республика Кызыл 168 604 313 777
Тюменская область Тюмень 1 464 173 3 581 293
Удмуртия республика Ижевск 42 061 1 517 472
Ульяновская область Ульяновск 37 181 1 262 549
Хабаровский край Хабаровск 787 633 1 338 305
Хакасия республика Абакан 61 569 535 796
Ханты-Мансийский – Югра автономный округ Ханты-Мансийск 534 801 1 612 076
Челябинская область Челябинск 88 529 3 497 274
Чечня республика Грозный 15 647 1 370 268
Чувашия республика Чебоксары 18 343 1 238 071
Чукотский автономный округ Анадырь 721 481 50 540
Ямало-Ненецкий автономный округ Салехард 769 250 539 985
Ярославская область Ярославль 36 177 1 271 629

Коды регионов России

Почти все систематизировано и каталогизировано, что требует принятия определенных кодов для более быстрого и точного обмена информацией. Регионы России – не исключение. Каждому субъекту страны соответствует уникальный цифровой код ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления), это число от 1 до 99. Поскольку всего регионов 85, то в ряде чисел есть пропуски. Это связано с тем, что время от времени происходят изменения в территориальном делении, когда регионы дробятся или объединяются. Но наиболее наглядные и известные для простых людей – автомобильные коды. Если еще точнее: имеются в виду автомобильные номера, на которых проставлен регион автомобиля, и сразу видно откуда приехали.

Символика регионов России

Каждый регион имеет свои флаг и герб, т.е. определенную уникальную символику. Обычно она опирается на исторические события или географические особенности местности: могут быть изображены звери – от медведя до верблюда, религиозные символы, природные богатства и технологические достижения. Символы республик могут подчеркивать национальную особенность проживающих на территории народов.

Субъекты Российской Федерации

Субъект Российской Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Виды субъектов

Согласно Конституции, Россия — это федеративное государство. Оно состоит из 85 субъектов. Они равны в правах. Среди их видов различают:

  1. Край. Его статус определяется уставом. Этот вид субъекта не имеет особого отличия от области. Дело в том, что края образовались в СССР в результате объединения или, напротив, разъединения нескольких территориальных единиц. Например, из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского Краев был образован Красноярский. В Советском Союзе было сформировано 6 таких субъектов. В РФ образовалось еще 3, и всего их стало 9.
  2. Республика. Она охарактеризована как государство. Поэтому республика, в отличие от прочих регионов, может иметь свою Конституцию, которая не противоречит Конституции РФ, и свой государственный язык, употребляемый вместе с русским. Так, в Республике Бурятия есть собственный высший нормативный акт и второй язык — бурятский. Всего в России 22 республики.
  3. Область. Отличается от края только названием. Деление на области и края пришло к нам из СССР по традиции. К примеру, Ростовская и Новосибирская Области были образованы из частей Азово-Черноморского и Западно-Сибирского Краев. Таких регионов в России 46.
  4. Автономная область. Ее статус определяется уставом и федеральным законом. Такое территориальное образование в России всего одно. Это Еврейская АО.
  5. Город федерального значения. Их в РФ 3. Это Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Особенность в том, что в городах федерального значения существуют внутригородские муниципальные образования. При этом сами они не являются муниципальными образованиями. Москва и Санкт-Петербург в разное время выполняли функции столицы Российской Федерации.
  6. Автономный округ. Отличается тем, что может входить в состав других территориальных единиц РФ, но при этом оставаться самостоятельным образованием. Так, Ненецкий АО входит в Архангельскую Область.

Каждый субъект федерации имеет собственный код. Он прописывается, к примеру, на номерах автомобилей. В Иркутской области это код 38, а в Крыму — 91. Кроме того, у любого региона есть свой телефонный код. В Московской области это 499, а в Приморском Крае — 423.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Список субъектов, столицы

  1. Республика Адыгея — Майкоп.
  2. Республика Алтай — Горно-Алтайск.
  3. Республика Башкортостан — Уфа.
  4. Республика Бурятия — Улан-Удэ.
  5. Республика Дагестан — Махачкала.
  6. Республика Ингушетия — Магас.
  7. Кабардино-Балкарская Республика — Нальчик.
  8. Республика Калмыкия — Элиста.
  9. Карачаево-Черкесская Республика — Черкесск.
  10. Республика Карелия — Петрозаводск.
  11. Республика Коми — Сыктывкар.
  12. Республика Крым — Симферополь.
  13. Республика Марий-Эл — Йошкар-Ола.
  14. Республика Мордовия — Саранск.
  15. Республика Саха (Якутия) — Якутск.
  16. Республика Северная Осетия — Владикавказ.
  17. Республика Татарстан — Казань.
  18. Республика Тыва — Кызыл.
  19. Удмуртская Республика — Ижевск.
  20. Республика Хакасия — Абакан.
  21. Чеченская Республика — Грозный.
  22. Чувашская Республика — Чебоксары.
  23. Алтайский Край — Барнаул.
  24. Забайкальский Край — Чита.
  25. Камчатский Край — Петропавловск-Камчатский.
  26. Краснодарский Край — Краснодар.
  27. Красноярский Край — Красноярск.
  28. Пермский Край — Пермь.
  29. Приморский Край — Владивосток.
  30. Ставропольский Край — Ставрополь.
  31. Хабаровский Край — Хабаровск.
  32. Амурская область — Благовещенск.
  33. Архангельская область — Архангельск.
  34. Астраханская область — Астрахань.
  35. Белгородская область — Белгород.
  36. Брянская область — Брянск.
  37. Владимирская область — Владимир.
  38. Волгоградская область — Волгоград.
  39. Вологодская область — Вологда.
  40. Воронежская область — Воронеж.
  41. Ивановская область — Иваново.
  42. Иркутская область — Иркутск.
  43. Калининградская область — Калининград.
  44. Калужская область — Калуга.
  45. Кемеровская область (Кузбасс) — Кемерово.
  46. Кировская область — Киров.
  47. Костромская область — Кострома.
  48. Курганская область — Курган.
  49. Курская область — Курск.
  50. Ленинградская область — Санкт-Петербург.
  51. Липецкая область — Липецк.
  52. Магаданская область — Магадан.
  53. Московская область — Москва.
  54. Мурманская область — Мурманск.
  55. Нижегородская область — Нижний Новгород.
  56. Новгородская область — Великий Новгород.
  57. Новосибирская область — Новосибирск.
  58. Омская область — Омск.
  59. Оренбургская область — Оренбург.
  60. Орловская область — Орел.
  61. Пензенская область — Пенза.
  62. Псковская область — Псков.
  63. Ростовская область — Ростов-на-Дону.
  64. Рязанская область — Рязань.
  65. Самарская область — Самара.
  66. Саратовская область — Саратов.
  67. Сахалинская область — Южно-Сахалинск.
  68. Свердловская область — Екатеринбург.
  69. Смоленская область — Смоленск.
  70. Тамбовская область — Тамбов.
  71. Тверская область — Тверь.
  72. Томская область — Томск.
  73. Тульская область — Тула.
  74. Тюменская область — Тюмень.
  75. Ульяновская область — Ульяновск.
  76. Челябинская область — Челябинск.
  77. Ярославская область — Ярославль.
  78. Еврейская АО — Биробиджан.
  79. Ненецкий АО — Нарьян-Мар.
  80. Ханты-Мансийский АО (Югра) — Ханты-Мансийск.
  81. Чукотский АО — Анадырь.
  82. Ямало-Ненецкий АО — Салехард.
  83. Москва.
  84. Санкт-Петербург.
  85. Севастополь.

Исторические изменения субъектов

Союзные республики

СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Белоруссия.
  4. Грузия.
  5. Казахстан.
  6. Карелия.
  7. Киргизия.
  8. Латвия.
  9. Литва.
  10. Молдавия.
  11. Российская Федерация.
  12. Таджикистан.
  13. Туркменистан.
  14. Узбекистан.
  15. Украина.
  16. Эстония.

Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.

Автономные округа

Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.

С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:

  1. Агинский Бурятский Автономный Округ стал относиться к Забайкальскому Краю.
  2. Коми-Пермяцкий Автономный Округ вошел в состав Пермского Края.
  3. Корякский Автономный Округ перешел к Камчатскому Краю.
  4. Эвенкийский и Таймырский Автономные Округа были присоединены в Красноярскому Краю.
  5. Усть-Ордынский Бурятский Автономный Округ вошел в состав Иркутской области.

Субъекты Российской Федерации подразделяются на два типа:

  1. Государственно-территориальные — это края, области и города федерального значения.
  2. Национально-территориальные — это республики и автономные округа и автономная область. Они отличаются тем, что на их территории проживает большое количество коренных народов данной местности.

К примеру, в Москве, по данным переписи 2010 года, проживает 91% русских, 1.4% татар, 1.4% украинцев, 1% армян, 0.5% азербайджанцев и 0.5% евреев. А в Республике Татарстан 53% татар, 39% русских, 3% чувашей, 0.6% удмуртов и 0.6% украинцев.

Перспективы расширения

Согласно Федеральному Конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение границ РФ может произойти, если иностранное государство или его часть инициируют присоединение и Россия согласна с этим.

Что такое субъект РФ — сколько их (на карте), каких видов бывают и где посмотреть коды всех субъектов Российской Федерации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы рассмотрим понятие «субъект Российской Федерации», разберем, что это такое.

Узнаем, по какому принципу наше государство классифицирует своих субъектов и где можно посмотреть их кодификацию.

Флаг и герб РФ

Субъект РФ — это.

Согласно данным Росстата (госучреждения, занимающиеся учетом статистических данных по РФ), площадь Российской Федерации на 01.01.2018 г. составляла 17,1 млн. км2, а численность населения – 146,9 млн. человек (данные взяты из сборника Росстата «Россия в цифрах. 2018»).

Определение

Наше государство самое большое в мире. Управлять такой территорией как единым административным образованием невозможно.

Именно поэтому страна делится на территориальные единицы (части), каждая из которых имеет обозначенную территорию и систему местных органов власти (подчиняются федеральным органам власти). Эти территориальные единицы называются субъектами РФ.

Конституция

«Субъект» переводится с латинского «subjectus» как «лежащий в основе». Следовательно, субъекты РФ – это части, из которых состоит государство.

Федерация

Субъекты РФ не имеют права выходить из состава государства, но могут менять свои границы при взаимном согласии и договоренности (ст. 67, п. 3 Конституции РФ).

Субъекты Федерации являются ее равноправными членами, их статус не зависит от размера занимаемой территории или экономического положения.

Сколько субъектов в Российской Федерации (карта)

Деление РФ на субъекты регламентируется основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Сколько субъектов в РФ на сегодняшний день, прописано в статье 65 Конституции:

  1. 22 республики;
  2. 9 краев;
  3. 46 областей;
  4. 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  5. 1 автономная область (Еврейская);
  6. 4 автономных округа.

В статье 5 Конституции РФ сказано, что республики могут иметь собственную Конституцию (но не противоречащую Конституции РФ), законодательство, вправе иметь государственный язык, отличающийся от русского.

Республики в Российской Федерации – это как бы «государства в государстве».

Все остальные субъекты РФ имеют немного меньше полномочий, у них есть свой Устав и свое законодательство (не противоречащее федеральному законодательству).

Всего в РФ 85 субъектов. На карте это выглядит так:

Карта

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: мировое сообщество в большей своей части не признало присоединение Крыма и Севастополя (как города федерального значения) к РФ. Поэтому статистические данные о количестве субъектов РФ на сегодняшний день в российских и зарубежных источниках информации различаются.

Как узнать код субъекта в РФ

Каждому субъекту РФ присвоен уникальный код (на карте субъектов РФ в предыдущем разделе статьи это наглядно отражено). Все виды кодов можно посмотреть по следующей ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коды_субъектов_Российской_Федерации.

Отдельно стоит упомянуть о кодах ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Коды данного классификатора используются как идентификатор субъекта РФ при налоговом учете ИП и юридических лиц.

История административного деления России

  1. Деление России на отдельные территориальные составляющие началось еще в Древнерусском государстве (Киевской Руси). Эти административные единицы назывались волостями (областями).
  2. В 12 веке началось деление на независимые княжества.
  3. В 14 – 15 веках на основе Московского княжества было образовано единое Русское государство (объединились северо-восточная и северо-западная части Руси). До 17 века Россия делилась на уезды и волости.
  4. После реформы Петра Первого были образованы новые территориальные образования – губернии. В начале 18 века губернии были поделены на провинции и уезды.

Реформы

После образования РСФСР произошел переход на градацию субъектов, близкую к современной: автономные социалистические республики, автономные области и округа, области и краевые образования.

Структура власти в субъектах РФ

Все субъекты РФ имеют одинаковую структурную организацию органов власти из трех ветвей:

  1. исполнительная власть, возглавляется губернатором или главой;
  2. законодательная власть, представлена в форме регионального парламента;
  3. судебная власть.

Система органов

Такая структура государственной власти позволяет каждому из субъектов принимать свои законы, вершить суд и управлять своим субъектом по собственному разумению. Но стоит уточнить, что все эти функции выполняются только в рамках установленных федеральных законов.

Читайте наш блог, это познавательно и полезно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Спасибо что просветили, а то у меня ей богу — географический тупизм)) Я понятия не имел, что в России может быть такое количество регионов! Вижу у машин на номерах какие-то коды и никак не запомню, какая из какого региона России. Да и сколько вообще этих регионов. Это американцам можно простить, глупеньким, что они свои 50 штатов не знают. А в России жить и не знать свои регионы обидно.

Административно-территориальное деление Российской Федерации

Административно-территориальное деление Российской Федерации – важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно-территориальное устройство России обусловлено обширностью территории страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.

Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням: субъекты Российской Федерации, федеральные округа, экономические районы.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

В соответствии с указом Президента России “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе” 13 мая 2000 года были созданы федеральные округа.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации.

В настоящее время в России восемь федеральных округов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

В экономических и статистических целях субъекты Российской Федерации объединены в экономические районы. При этом под экономическим районом понимается часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.

В настоящее время в территория России делится на 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградский.

Субъекты РФ

Государственно-правовой статус субъектов РФ. Российская Федерация обладает уникальным федеративным устройством. Ни в одной из современных федераций мира не найти ни такого числа субъектов, ни такого их многообразия. Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется в государственных учреждениях республики наряду с русским, вводить свое гражданство. Территория республики, как и других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику — герб, флаг, гимн, а также столицу.

Отношения с Российской Федерацией республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двусторонних договоров о разграничении полномочий, первый из которых, ставший правовым прецедентом, был подписан 15 февраля 1994 г. между РФ и Республикой Татарстан. Федеративный договор именует республики суверенными. Эта формулировка повторяется в конституциях рада республик. Однако Конституция РФ суверенными их не называет и не признает за ними (впрочем, как и за другими субъектами РФ) права на выход из состава РФ.

Края, области и города федерального значения как субъекты Российской Федерации являются государственно-территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта — Уставом. Устав края, области, города федерального значения принимается соответствующим представительным органом и имеет высшую юридическую силу по отношению к законам и иным правовым актам субъекта. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык — русский. Край, область, город федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику — флаг, герб и гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально-территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. Все они согласно Конституции РФ являются равноправными субъектами РФ наряду с республиками, краями, областями и городами федерального значения. Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ — края или области. Так, Таймырский и Эвенкийский автономные округа находятся в составе Красноярского края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий — в Тюменской, Агинский Бурятский — в Читинской, Усть-Ордынский Бурятский — в Иркутской, Ненецкий — в Архангельской, Корякский — в Камчатской и Коми-Пермяцкий — в Пермской области. Лишь Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область воспользовались правом, предоставленным законодательством РФ, и непосредственно вошли в состав Российской Федерации.

Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. По представлению органов автономии может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят, может также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором (автономный округ — край или область). В то же время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области.

Как и другие субъекты РФ, автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

В Конституции РФ проводится четкое разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: а) на предметы исключительного ведения РФ; б) на предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; в) на предметы самостоятельного ведения субъектов.

Конституция РФ предоставила всем субъектам РФ независимо от их государственно-правового статуса право создавать и иметь свои органы государственной власти. Конкретная их структура определяется ими самостоятельно, но с учетом общих принципов организации власти в Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят представительные (законодательные) и исполнительные органы, а также могут вхо­дить органы судебной власти.

Представительные органы власти субъектов. Представительные органы субъектов являются органами законодательной власти, т.е. фактически местными парламентами. Они носят различные наименования: Верховный совет (Республика Хакасия), Государственный совет (Республика Татарстан), Законодательное собрание (Красноярский край, Тверская область, Санкт-Петербург), Дума (Московская область, Москва) и т.д. Представительные органы субъектов формируются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта. Избираются представительные органы, как правило, на четырехлетний срок. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Депутаты избираются обычно по территориальным округам, иногда часть депутатов избирается по административно-территориальным округам, которые образуются по принципу равного представительства от городов, районов и других административных единиц. В подавляющем большинстве субъектов РФ представительные органы состоят из одной палаты. Гораздо реже встречаются двухпалатные органы законодательной власти (например, в Свердловской области).

К полномочиям представительного органа относятся: принятие конституции (устава) и законов субъекта, внесение в них изменений; утверждение региональных программ экономического, социального и культурного развития, бюджета субъекта, а также отчета о его исполнении; установление налогов и сборов субъекта; принятие решения об изменении статуса субъекта, его границ и административно-территориального деления; контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъекта РФ и др.

В конституциях и уставах многих субъектов РФ прописана процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта (президента республики, главы администрации или губернатора края, области, мэра Москвы и т.д.). Главы исполнительной власти субъектов РФ обычно не обладают правом единоличного роспуска представительного органа, но они могут вынести этот вопрос на референдум субъекта РФ.

Органы представительной власти субъектов РФ самостоятельны. Федеральное Собрание РФ и представительные органы субъектов РФ не образуют иерархически построенной системы органов законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ отличаются значительным разнообразием. В республиках в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В подавляющем большинстве республик систему исполнительной власти де-факто возглавляет президент республики, избираемый населением.

Статус президента в республиках неодинаков:

а) глава государства (Республика Татарстан);

б) глава государства и исполнительной власти (Республика Северная Осетия);

в) глава государства и глава правительства (Республика Бурятия). В некоторых республиках пост президента не предусмотрен (Республика Карелия, Республика Хакасия). Главой исполнительной власти в таких республиках является председатель правительства, также избираемый населением. В Республике Дагестан высшее должностное лицо избирается представительным органом власти.

Еще большим многообразием характеризуется система органов исполнительной власти субъектов-нереспублик. Органом исполнительной власти общей компетенции в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе является администрация, реже именуемая правительством. К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти субъектов РФ относятся управления, главные управления, комитеты и департаменты. Являясь составной частью администрации субъекта, они в решении вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении РФ и ее субъектов, подчиняются соответствующим федеральным министерствам и ведомствам, образуя, таким образом, властную исполнительную вертикаль.

Высшим должностным лицом в крае, области, автономной области и автономном округе является глава администрации. В ряде субъектов РФ он официально именуется губернатором. Встречается и двойное наименование должности: глава администрации (губернатор) или губернатор (глава администрации). В Москве высшим должностным лицом является мэр, в Петербурге — губернатор.

Глава администрации — выборная должность. Его избирают граждане РФ, постоянно проживающие на территории субъекта РФ. Срок полномочий главы администрации, как правило, четыре года.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, включая их высших должностных лиц, определены в конституциях и уставах субъектов. Они решают вопросы социально-экономической жизни, разрабатывают проект бюджета и исполняют его; управляют и распоряжаются государственной собственностью субъекта; обеспечивают проведение на территории субъекта экономической, социальной и культурной политики, организуют выполнение соответствующих программ развития; принимают меры по обеспечению законности и правовой защиты граждан и др.

Высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы, мэры) организуют и направляют деятельность органов исполнительной власти; назначают и смещают их руководителей, представляют субъект РФ в отношениях с государственными органами РФ, другими субъектами, в международных отношениях, а также решают многие другие вопросы.

Органы судебной власти субъектов РФ. На территории субъектов РФ действуют разнообразные суды: Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, а также арбитражные суды. Все они являются федеральными органами судебной власти. К органам судебной власти субъектов РФ относятся только три вида судов: конституционные суды республик, уставные суды других субъектов и мировые судьи.

Конституционный суд республики является органом конституционного контроля и занимается разрешением дел о соответствии актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления республиканской конституции. Конституционные суды республик — действующее звено судебной власти. Они образованы и функционируют в большинстве республик.

Уставной суд края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия местного законодательства Уставу субъекта, а также для толкования Устава.

Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции. Оба этих звена судебной власти субъектов РФ находятся в стадии становления.

Государственные органы Москвы. Москва является столицей Российской Федерации и городом федерального значения, т.е. субъектом РФ. Как субъект РФ Москва имеет свой основной закон — Устав (принят 28 июня 1995 г.) и органы государственной власти.

Постоянно действующим представительным и законодатель­ным органом власти Москвы является Московская городская дума, состоящая из 35 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. Из числа своих депутатов Московская городская дума избирает председателя, который организует работу думы и ведет ее заседания. По вопросам своей компетенции дума принимает законы, постановления и иные правовые акты. Законы Москвы подписываются мэром, а постановления думы — ее председателем.

Устав Москвы предусматривает возможность досрочного роспуска думы. Она распускается в следующих случаях:

а) если принято решение о самороспуске;

б) если общее число депутатов сократилось до менее двух третей от установленного состава;

в) если постановление думы об отрешении от должности мэра не получило необходимого числа голосов на городском референдуме.

Органом исполнительной власти Москвы является Московская городская администрация, или мэрия. В структуру Московской городской администрации входят: правительство — орган исполнительной власти общей компетенции, комитеты и департаменты — отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, префекты административных округов — территориальные органы исполнительной власти. Система исполнительной власти в Москве возглавляется мэром, являющимся высшим должностным лицом Москвы и премьером московского правительства.

Мэр избирается одновременно с вице-мэром на четыре года. Устав определяет возрастной ценз для них — не моложе 30 лет.

Полномочия мэра могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

б) утраты им гражданства РФ;

в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра;

г) отрешения от должности.

Процедура отрешения мэра от должности прописана в Уставе Москвы. Основанием для отрешения мэра от должности является нарушение им Конституции РФ, Устава Москвы, установленное в судебном порядке. Московская городская дума должна принять постановление об отрешении мэра от должности большинством — не менее двух третей — голосов депутатов и вынести его на городской референдум. Если вопрос об отрешении мэра от должности не получил на референдуме необходимого числа голосов, то мэр сохраняет свой пост, а дума, инициировавшая его, будет досрочно распущена.

В случае досрочного прекращения полномочий мэра его права и обязанности в полном объеме переходят к вице-мэру до окончания срока, на который был избран мэр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: